Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Что отличает человека от животного? В чем отличия человека от животного: основные признаки Человек VS животное: кто победит

Генетическое отличие человека от шимпанзе крайне небольшое – чуть больше 1%. Иными словами, человек на 99% шимпанзе. Как такое ничтожное изменение генома могло привести к совершенно другой ступени развития? Что это за 1%, отделяющий человека от обезьяны?

Человек и обезьяна – это два совершенно разных мира. Если говорить о физическом теле, то человек развивался через все ступени: неживую, растительную, животную, человеческую, а обезьяна – это промежуточная ступень между животным и человеком. Но это только если сравнивать наши тела.

В физическом теле человека нет ничего особенного. И хотя оно отличается тем, что на нем нет шерсти, как у обезьян, по-другому развиты руки и ноги, иное отношение к жизни, но главное отличие не в этом. Человека отличает то, что он развивается и приобретает мудрость, изменяет свою окружающую среду.

Животные, хотя и меняют свою среду: сооружают себе жилища под водой или на деревьях, но это происходит чисто инстинктивно, по зову природы, и не меняется из поколения в поколение. Какими они родились, так и живут согласно своему естеству.

И потому животные – это неотделимая часть природы. В них нет никаких позывов изменить свое окружение и свое общество, построить какие-то особые, искусственные системы отношений, которые не были унаследованы от предков и известны прежде.

Тогда как в человеке из поколения в поколения развивается новый разум и новые чувства, ум и сердце, которые обязывают его изменять мир. А источник этого коренного отличия мы не можем открыть. Мы видим только следствия из него. Действительно, человек изменяет среду, изменяет мир, хочет обновления.

Он не согласен жить словно шимпанзе, которая и сегодня живет так же, как сто тысяч лет назад. И хотя у шимпанзе прекрасная память и умственные способности, но все это не толкает ее к развитию.

В этом весь вопрос: почему человек обладает возможностью развиваться и стремлением к развитию от поколения к поколению и внутри каждого из них? Почему это развитие отличается от человека к человеку, от народа к народу?

Мы накапливаем опыт и передаем дальше все свои достижения в культуре, образовании, науке. Мы строим себе среду, человеческое общество, государственные и социальные системы. Невозможно сравнить современный мир, созданный человеком на Земле, с тем, который существовал несколько сотен лет назад.

И все это исходило лишь из внутреннего побуждения человека, которое от нас скрыто. Почему нам дано такое стремление, для чего? Ведь если бы мы перестали развиваться, то жили бы как обезьяны. Однако в каждом отдельном человеке и во всех нас вместе, в каждое мгновение и во все времена живет стремление продвинуться вперед.

То есть в нас имеется особая программа, которая требует от нас ее реализовать. Поэтому люди развиваются обязательным образом. Мы видим это по детям, которые никогда не устают играть и испытывают жгучий интерес ко всем приборам.

У каждого возраста есть свои игры. Ребенок требует этого от родителей, и когда вырастет, непременно обгонит их и будет еще более развитым, чем они. Ничего подобного не происходит ни с одним животным.

И тут остается только спросить: а для чего нам это дано? Ведь нельзя сказать, что это делает нас более счастливыми. Может быть, лучше было бы заморозить свое развитие на каком-то этапе, чтобы жить спокойной жизнью? И все же мы развиваемся и все больше строим себя. Это внутреннее стремление и называется человеком в нас. Но куда оно нас ведет – это загадка для человечества.

Конечная цель эволюции, ее программа остается скрытой от человека. Каждый наивно полагает, будто знает куда идет, или просто не хочет знать. Люди уже разочаровались во всем этом и предпочитают пассивно плыть по течению жизни – сегодня как вчера, пока жизнь не кончится.

Мы рождаем следующее поколение, не задумываясь о смысле, а просто выполняя заложенную в нас программу. Никто не может ответить, зачем нам эта жизнь, которая дается так нелегко, зачем вся эта гонка? Ответа нет, но мы предпочитаем об этом не думать.

Срабатывает защитная сила организма, которая гасит этот вопрос, не позволяя нам слишком много спрашивать. Ведь он опускает нас на ступень ниже животной. У животных нет такого вопроса, они действуют автоматически согласно природной программе. Но люди так не могут – они спрашивают и не могут найти ответ.

А потому этот вопрос очень угнетает нас, показывая нам собственную ничтожность и никчемность. Животные не задают вопросов, а просто живут. Человек же допытывается, какая сила нас оживляет и почему мы такие? Мы не знаем ответа, и все же нам приходится продолжать жить и реализовывать чью-то программу.

Это очень унизительная форма жизни, приносящая нам много страданий. Если сравнить себя с обезьяной, то она находится гораздо выше человека. Ведь человек знает, что его жизнь бессмысленна, и, тем не менее, живет. Он выполняет навязанную ему программу природы. А обезьяна ничего этого не знает и потому живет в гармонии с природой.

Каждым своим действием, выполняемым по приказу природы, я расписываюсь в том, что хуже обезьяны, ведь не понимаю и все же делаю.

Поэтому в наши дни у человека кончается терпение, и он вопрошает: "Сколько еще так будет продолжаться?! Почему? Зачем мне эти страдания?" Если бы я не страдал, то как-нибудь прожил бы свою жизнь. Но проблема в том, что мы все время страдаем – от рождения и до смерти, а в наши дни эти страдания все больше усиливаются.

Казалось бы, у нас есть все, но все больше пробуждается вопрос о смысле жизни, загоняя нас в глубокую депрессию. Бедные, жалкие люди – они меньше муравьев. Ведь все существа действуют инстинктивно, не спрашивая, в полном согласии с природой.

А в нас природа оставила вопрос, как будто насмехаясь над нами. Она заставляет ей полностью повиноваться, а сама смеется и говорит: "Смотри, что я с тобой делаю, а тебе некуда деться!" Выходит, что мы просто обязаны ответить на вопрос о смысле жизни.

1% генетического различия между человеком и обезьяной – это лишь внешние отличия. Вопрос о смысле жизни не находится в этом одном проценте. Животные тоже отличаются друг от друга генами, а потому причина вовсе не в этом. Причина в том, что в человеке живет этот вопрос, который вызывает в нем огромную потребность узнать, в чем основа жизни, ее причина, цель, для чего мы живем? Мы просто обязаны найти ответ.

Рассказывает истории людей, на которых хочется равняться. Они были героями своего времени: преодолев трудности на пути, эти люди укрепили в себе честность, смелость, благородство, а также закалили свой характер. Дэвид изучил много историй знаменитостей, и вот его рассуждения, в чем же отличия этих людей от остальных и чего не хватает нашему поколению.

Два Адама

О двух наборах достоинств меня заставила задуматься книга «Одинокий верующий человек», которую написал рабби Йосеф Соловейчик в 1965 году. Соловейчик отмечает, что в книге Бытия о сотворении человека говорится дважды, и утверждает: эти два описания характеризуют противоположные стороны нашей природы, которые он назвал первым Адамом и вторым Адамом.

Если несколько осовременить определения Соловейчика, можно сказать, что первый Адам - это ориентированная на карьеру, честолюбивая часть нашей натуры. Первый Адам - это внешний Адам, Адам «для резюме». Он стремится строить, создавать, производить, открывать новое.

Он хочет достичь высокого положения и завоевать победу.

Второй Адам - это внутренний Адам. Он стремится воплощать определенные моральные качества. Второй Адам ищет внутренней безмятежности, спокойного, но уверенного ощущения, что хорошо, а что плохо; он хочет не только делать добро, но и быть добрым. Второй Адам жаждет всецело отдаваться любви, жертвовать собой ради блага других, руководствоваться в жизни некой высшей истиной, обладать духовной целостностью, достойной и Творца, и собственных талантов человека.

Если первый Адам жаждет покорить мир, то второй хочет служить миру, следуя своему призванию. Первый Адам применяет свое творческое начало и наслаждается собственными достижениями, второй - порой отказывается от земного успеха и положения ради священной цели. Первый Адам задается вопросом, как устроен мир; второй - почему сотворен мир и каково наше в нем предназначение. Первый Адам стремится двигаться вперед, второй - вернуться к корням и насладиться покоем семейного обеда. Если девиз первого Адама - «Успех», то второй Адам воспринимает жизнь как нравственную драму и его жизнь проходит под девизом «Милосердие, любовь и искупление».

Герои прошлого поколения

И тогда происходит нечто прекрасное. Усмирив свое «я», наши герои получают возможность ясно увидеть мир, понять других и принять то, что те предлагают.

Усмирив себя, они впускают в свою жизнь благодать. Оказывается, что им помогают те, от кого они не ждали помощи; что другие их понимают и заботятся о них так, как они раньше и не предполагали; что их любят так, как они того не заслуживали. Они не мечутся в отчаянии, потому что их поддерживают спасительные руки. И в скором времени те, кто спустился в долину смирения, возносятся на вершину радости и преданности делу. Они отдаются работе, находят новых друзей, обретают новую любовь. Они с изумлением осознают, насколько изменились. Они оборачиваются и видят, какой огромный путь проделали. Этот жизненный опыт не просто исцеляет раны, а трансформирует их. Они находят свое призвание и все свои силы отдают великой цели, трудному делу, которое придает жизни смысл.

Каждый шаг на этом пути оставляет след в душе. Этот опыт меняет внутреннюю сущность, делает ее более целостной, твердой, весомой. Самоуважение не то же самое, что уверенность в себе или высокая самооценка. Человек начинает уважать себя не за коэффициент интеллекта, умственные или физические способности, которые помогают поступить в престижный университет. Самоуважение не измеряется количественно. Оно появляется не от того, что вы в чем-то превосходите других, а потому, что превосходите самого себя, преодолеваете испытания, не поддаетесь соблазнам. Самоуважение питается внутренними, а не внешними победами. Его может заслужить только тот, кто поборол внутренний соблазн, встретил лицом к лицу свои слабости и осознал: «Что ж, если случится худшее, я выдержу. Я смогу это преодолеть».

У каждого в жизни есть решающие моменты, поворотные события, когда на карту поставлено все. Но тот же процесс может происходить и постепенно, едва заметно. Возможность распознать мелкие недостатки, предложить поддержку ближнему, попытаться исправить ошибки есть каждый день.

Передача Command Performance отражала не просто эстетику или стиль поведения. Чем глубже я изучал тот период, тем больше понимал, что заглядываю в совершенно другой с точки зрения нравственности мир. Я стал замечать иной подход к человеческой натуре, иные жизненные ценности, иные представления об осмысленной, духовно богатой жизни. Не знаю, много ли людей в то время строго следовали подобному моральному кодексу, - я безмерно восхищаюсь теми, кто следовал.


В современном мире часто внешний успех приравнивают к внутреннему благополучию.

Мы нечаянно оставили эту нравственную традицию в прошлом. За последние десятилетия мы утратили ее лексикон, ее образ жизни. Мы не стали хуже, но лишились ясности нравственных понятий. Мы не стали эгоистичнее или корыстнее наших предшественников, но потеряли их понимание, как вырабатывать характер. Нравственная традиция «кривой тесины», основанная на осознании греха и противостоянии ему, была тем наследием, которое передавалось из поколения в поколение. Она помогала понять, как воспитывать в себе достоинства «для некролога», как развивать ту сторону натуры, которая связана со вторым Адамом. Лишившись этой традиции, современная культура стала в определенной мере поверхностной, особенно в нравственной сфере.

Главное заблуждение современной жизни - уверенность, что достижения первого Адама способны принести глубокое удовлетворение.

Это не так. Желания первого Адама безграничны и всегда опережают любое достижение. Лишь второму Адаму доступно глубокое удовлетворение. Первый Адам стремится к счастью, но второй Адам знает, что счастья недостаточно. Величайшие радости - это радости нравственные. На следующих страницах я предлагаю несколько примеров подобной жизни. Мы не можем и не должны стремиться к возвращению в прошлое. Но нам доступна возможность заново открыть эту нравственную традицию, усвоить лексикон характера и внедрить его в свою жизнь.

Не существует формулы или универсальной программы из семи пунктов, следуя которой можно развить в себе второго Адама. Но можно изучить биографии выдающихся людей и попытаться постичь мудрость их образа жизни. Надеюсь, что следующие главы преподнесут вам важные уроки - пусть даже не те, что представляются важными мне. Надеюсь, закончив читать эту книгу, вы почувствуете, что стали немного другим человеком - чуть лучше, чем прежде.

Плохая вещь, что сердце людей полно зла и обесценивается святое. Человек по сути своей создан с телом как животное, как и обезьяна, кошка, медведь. Из земли взят и в землю возвратится.

Что отличает Человека от животного? На тело влияет Божественная душа, которая человека выпрямила, он чуть по-другому выглядит, чем обезьяна. Божественная душа через мозг влияет на структуру тела. Но тот материал, на который одета Божественная душа – это чистая обезьяна.

Поэтому Царь Соломон говорит, что сердце (имеется в виду подсознание) уже наполнено злом. Это инстинкты.

Если мы возьмем нормального человека, то это нормально, что он хочет размножаться, хочет кушать. Если есть тарелка еды и хочется кушать, то почему бы ее не съесть? Какая ему разница: она кошерная или не кошерная, она кому-то принадлежит или нет, если убрать интеллектуальную и Божественную систему ценности.

Я есть хочу? Хочу. Это для меня вкусно? Вкусно. Жизненно? Жизненно. Если смотреть на чистую физиологию, так я эту тарелку съем и меня ничто не остановит.

Это сердце, которое "зло от рождения". Так Бог сотворил эти инстинкты, а потом сам же одел на людей систему Божественных заповедей, которая сказала, что это зло: нельзя воровать, нельзя забирать, нельзя есть не кошерное, нельзя иметь внебрачные половые связи и так далее.

Царь Соломон говорит: что запутывает, что самое плохое? Что все умирают, и ты не можешь понять, почему кто-то раньше, а кто-то позже. Человек смотрит: праведник умер, а злодей живет 100 лет. Значит, что-то тут не так.

Второе зло в мире – это преодолевать свою животную натуру.

Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – к мертвецам.

Раши это объясняет так: «Сердце человека полно зла и люди говорят, что нет суда, расплаты для злодеев, а все происходит случайным образом». Иногда идет расплата на праведников, иногда на злодеев, просто идет случайным образом. Это все приводит к тому, что люди перестают думать о Боге. Они идут по жизни на поводу у своих или чужих желаний. Они идут к мертвым.

Что значит «к мертвым»? По Торе «мертвый и живой» определяются по-другому, чем мы привыкли. Мы воспринимаем в материальном мире, что живой – это в ком есть жизненная сила, а мертвый – в котором нет. А по Торе не так.

Живой – это тот, у кого есть духовная жизнь, который прикреплен к источнику вечной жизни, к Богу, а мертвый – кто не прикреплен. Поэтому праведники даже после смерти называются живыми, потому что они еще при жизни прикрепились к Богу, а злодеи даже при жизни называются мертвыми, потому что они отсечены от духовного корня.

И тогда понятно, что Царь Соломон говорит. Есть те, кто запутались в этой системе и считают, что «один и тот же конец для злодея и праведника – все умирают». Они думают «какой смысл преодолевать свою злую натуру? Лучше отдамся своим страстям».

Их конец очевиден - они идут к мертвым. То есть они уже относятся к «мертвым» даже при жизни. У них нет духовной связи с Богом, источником жизни. А Бог сказал – выбери жизнь!

У нас есть свобода выбора: хочешь – выбираешь жизнь, а хочешь – выбираешь смерть. Это выбор каждого из нас.

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

October 13th, 2016 , 12:10 pm

На эту тему уже много сказано. Существует большое количесвто философских высказываний про «моральные ценности», «жажду творчества», «созидание» и прочее. Но всё это всего лишь винегрет из высосанных из пальца теорий.

По сути у человека есть самое главное отличие от животного. Одна черта, или скорее даже особенность. И чем ярче выражена эта особенность, тем больше «человека» в человеке.

Эта особенность — руководствоваться при принятии решений и совершении поступков умом, а не эмоциями или инстинктами.

Эмоции и инстинкты — это то, что досталось нам в наследство от животных. Страх, похоть, агрессия — всё это признаки животного, а не человека. При этом в каждом человеке они есть в той или иной мере.

Человек с большой буквы «Ч» должен в своих действиях использовать в первую очередь интеллект. Дабы быть более понятным, я попробую привести несколько примеров:

По дороге идёт красивая девушка. Животные начинают свистеть или отпускать скабрезные шутки ей в след. На это их толкает инстинкт или эмоция. Эти существа действительно эволюционно ближе к обезьянам, чем к человеку. Человек же понимает умом, что подобное поведение выглядит очень глупо со стороны, и либо промолчит, либо найдёт умный способ сделать девушке комплимент. Дело не в его высокой морали, совсем нет, просто он умом понимает, что так делать не надо — результата не будет, и только опозоришься в глазах людей (а не животных).

Или другой пример. Представьте, что кому-то угрожает опасность. И единственный путь к спасению пролегает через опасный участок. Например, тонкий карниз на последнем этаже горящего небоскрёба. Именно небоскрёба, а не 10-20-этажного здания, чтобы подчеркнуть очевидность невозможности выжить в случае падения. Животное или вообще не выйдет на карниз, дав волю эмоциям или инстинктам, или замешкается и сделает это слишком поздно. Человек же с явным преобладанием ума над страхом, пользуясь логикой поймёт, что тонкий и опасный карниз — единственный путь к спасению, и не мешкая попытается спастись. Да, многие отметят, что толкает его на это инстинкт самосохранения. Но тот же самый инстинкт мешает животному выйти на карниз, и в итоге победит тот, кто способен поставить разум во главе угла.

Я надеюсь читающий понимает, что я сейчас говорю об основном отличии человека от животного, не затрагивая философское понятие «человечность» — некую смесь доброты, милосердия и самоотверженности. «Человечность» — это, безусловно, тоже отличие человека от животного, но второе по степени важности. Очень важное, но всё таки второе. В первую очередь человек — это мыслящее существо, способное поставить ум над эмоциями.

Пожертвовать на развитие блога.