Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Дидактическая игра «Слушай и делай». Дидактические игры по развитию положительной мотивации к обучению Цель игры сделай как я

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Хитрые классики: настольная речевая игра для обучения грамоте, развития речи детей и подготовки к школе – своими руками. Правила игры. Варианты игры.


Идея игры пришла ко мне, когда я вела группы подготовки детей к школе. Делюсь ей с Вами. В игру можно играть с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей. Когда ребенок вырастет – в аналогичную игру можно играть со словами на иностранном языке.

«Хитрые классики»: настольная речевая игра своими руками. Правила игры. Варианты игры.

Что это за речевая игра «Хитрые классики» и что она нам даёт?

Постоянно общаясь с детьми и ведя занятия и игры с ними, я знаю, насколько трудно иногда даются детям задания по анализу слов, предложений, звуков. И насколько легко они делают эти же задания в настольной или подвижной игре. В игре в «Хитрые классики» ребенок увлечен игровой задачей и с удовольствием решает учебные задачки. А заодно потренируется и поупражняется в нужных умениях.

Игру можно в полном объеме использовать с детьми шести лет и старше, в более легком варианте (индивидуальная игра «взрослый + ребенок») — с пяти лет.

Задача игроков – первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик или карандаш с гранями и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка или из коробки, или бросаем кубик с заданиями.

Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, бросаем кубик с заданиями. Что же на нем выпало? Видим на верхней грани такую картинку – схема слова из 3 слогов. Значит, малышу нужно придумать слова из трех слогов. Малыш называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: малина, машина, Марина. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте.

Как сделать эту настольную речевую игру более интересной для ребенка?

Идея 1. Плюс самодельной игры в том, что задания можно каждый раз менять, и это будет сюрпризом для ребенка и будет вызывать его интерес к игре. Дети 5-7 лет очень любят сюрпризы и разнообразие. Им очень интересно, что же ждет их в мешочке с заданиями на этот раз или какой кубик с заданиями им дадут.

Идея 2. Вводите иногда в игру пустые карточки без задания – это всегда вызывает радость и восторг — можно передвинуть фишку вперед просто так, а малыш этого никак не ожидал! В игре с группой из 2-3 детей можно ввести 2-3 такие фишки. А иногда играть без них. Иногда когда ребенок вытаскивает такую фишку, то все очень удивляются. А когда второй ребенок еще раз вытаскивает пустую фишку – бурный восторг! Окызывается, не всё пропало. Если «счастливая фишка» уже вышла из игры – не факт, что она была единственной. Может быть, и тебе тоже повезет:).

Идея 3. Введите в игру серые фишки – сделай ход назад. Для этого либо вводим несколько таких карточек в карточки с заданиями. Либо делаем одну грань кубика с заданиями серой.
«Серый цвет – хода нет!» Дети легко запоминают это правило! Неприятно, но приходится подчиниться правилу и идти на шаг назад, ведь это правило игры. Оно идет не от взрослого, поэтому не вызывает протеста – оно идет от самой игры – « так принято».

Такие серые запрещающие фишки учат малыша управлять своим поведением – учат очень легко и в очень доброжелательной форме. Не всегда будет в жизни так, как мы хотим и иногда надо отступить на шаг назад. Это не трагедия – это просто игра. И этому жизненному умению также учит эта игра. Такие фишки можно вводить в возрасте старше 5 лет.

Я всегда использую в игре и серые фишки, и пустые фишки – «счастливые». Это вводит в игру интригу и дополнительно мотивирует детей играть в нее.

Идея 4. Используйте самые разные учебные задания на те упражнения, которые Вам нужно провести с ребенком, чтобы закрепить его знания и умения. Варьируйте их. Детям будет интересно узнать, во что они будут играть в этот раз и что их ждет.


Примеры заданий для разных вариантов этой игры:

Первый вариант игры: мягкий – твердый согласный.

Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинка. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово: мьььььишка. Первый звук — мь, мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука мь. Например, мяч, Мила, мёд, мюсли, медведь.

Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово: Топор. Первый звук – т. Нужно придумать еще одно слово, начинающееся со звука Т. Например, транспорт.

Второй вариант игры: сколько слогов в слове.

Рисуем на кубике с заданиями слоговые схемы слов (сколько «лодочек» — столько слогов в слове). Например, на карандаше выпало 4 точки – значит, надо будет придумать 4 слова. Какие слова? Выбираем на удачу задание – бросаем кубик с заданиями (или вытаскиваем карточку из коробки с закрытыми глазами). Смотрим – на карточке нарисованы «две лодочки» — два слога. Значит, надо придумать 4 слова из 2 слогов. Прохлапываем слова – проверяем (можно слова и «прошагивать»: один шаг = один слог). Придумали: мама, щенок, совок, метла, лего.

Третий вариант игры: придумай предложений из определенного количества слов.

На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит. Надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает (можно подсказывать идеи): Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое. Задание выполненно.

Четвертый вариант игры: придумай предложение с заданным словом.

На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.

Вы сможете придумать и другие задания. Например, скажи наоборот. Назови правильно (удобнее использовать карточки, а не кубик: много яблок, груш, слив, колёс, окон, гнёзд и так далее) и другие.

Пятый вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.

На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух (букву дошкольники называют так: ммммм, б, п, лллл, а не «эм» или «эль») и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова ).

Еще один вариант игры со слогами – подобрать рифму и придумать чистоговорку. Например, на кубике написано «ры». Нужно придумать чистоговорку с этим словом. «Рырыры – вот летят шары». Или «ры-ры-ры. Катимся с горы» Или «Ры-ры-ры. Это топоры». Сочиняйте вместе с детьми, чтобы было весело. Можно придумывать юмористические варианты. Если идет автоматизация произношения звука в слогах и словах, то на одном кубике используйте слова с данным звуком (ра, ры, ро, ру, ре и т.д.).

Идея 5. Иногда можно нарисовать классики прямо на полу мелком и передвигаться по ним – это тоже интересно, необычно и привлекает внимание детей. Тогда дети не передвигают фишки, а сами прыгают в следующую клеточку. Клетки должны быть большие, а играть в такую игру на прогулке или дома можно с 2 детьми, не более (трое в одну клетку не поместятся, или им будет тесно).

Как сделать настольную речевую игру «Хитрые классики».

Нам понадобится для настольной речевой игры:

Первое. Игровое поле.

Берем лист бумаги желательно большого формата А3 для группы игроков. С одним ребенком можно играть и на формате А4 (стандартный альбомный лист). Рисуем на нем классики, нумеруем клеточки.

Варианты классиков, которые можно нарисовать на игровом поле я нарисовала для Вас в картинках к этой статье.

Второе. Карандаш или кубик с цифрами или с точками.
Какой понадобится карандаш или кубик зависит от возраста детей и уровня сложности игры.

Первый уровень сложности игры – используем только три цифры – 1 ,2, 3 (или рисуем от одной до трех точек). Т.е. на кубике или на карандаше — шесть граней. На двух из них написана цифра 1 (или нарисована 1 точка). На двух гранях – цифра 2 (или две точки). И еще на двух гранях – цифра 3 (и три точки). Цифры пишем ближе к непишущему концу карандаша ручкой очень четко.

Какая цифра стоит или сколько точек нарисовано – столько игроки и должны будут подобрать слов. Поэтому сначала даем очень простые задания – придумать до 3 слов.

Второй уровень сложности игры

Вариант А — простой или цветной карандаш с 6 гранями.
На каждой грани ближе к непишущему концу карандаша ручкой четко пишем цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шесть граней – шесть цифр, на одной грани – одна цифра). Карандаш хорош для детей с 6 лет и старше. Они очень любят нестандартные игровые элементы. И с удовольствием находят такой оригинальный способ использования обычной вещи, бросают карандаш на стол и смотрят, что выпало на верхней грани.

Вариант Б – кубик. Кубик с крупными точками или крупными цифрами мы используем для детей помладше – пятилеток.

Заготовку кубика Вы можете скачать в статье Нарисуйте на ней точки или поставьте крупно и четко цифры.

Третье. Фишки, которые будут передвигаться по классикам, по числу игроков.
Фишками будут цветные крупные пуговицы разного цвета по числу игроков (не более 3-4). Также в качестве фишек я часто использую фигурки животных или геометрические фигурки из полистирола. Дети любят выбирать то дельфинчика, то петушка, то собачку и использовать эти фигурки как фишки. Такие наборы продаются в интернет-магазинах, в магазинах детских и канцелярских товаров.

Четвертое. Кубики или карточки с заданиями.

Вариант А. Карточки с заданиями. Рисуем задания на картонных квадратиках или прямоугольниках – наших карточках. Например, если мы учимся делить слова на слоги, то на карточках рисуем слоговые схемы слов.

Вариант Б. Рисуем задания на еще одном кубике. Очень удобно использовать для этого старые кубики, уже неинтересные малышу, обклеив их бумагой и нарисовав на них задания.

Не забудьте добавить в игру серый запрещающие карточки и счастливые пустые карточки.

С каким количеством игроков лучше играть в эту настольную речевую игру?

Можно играть семьей: взрослые и ребенок – дошкольник, играть со старшими братьями и сестрами. Или играть парой (мама + малыш, педагог + малыш).
В эту игру с большой группой детей (8-10) играть сложно, так как они устают ждать своего хода. Если Вы хотите провести игру с большой группой детей, то есть два варианта:
1. Соревнование командами. Одна команда – это все дети. Другая – это Вы, взрослый . Получается, что все дети сразу решают задание вместе (используем в этом случае кубик с 6 гранями). Очень хорошо, если Вы будете вносить элемент задора: хотела Вам вот такой кубик с заданиями дать, но нет – не дам. Вы наверное, еще маленькие и Вам рано делать эти задания. Тогда дети упрашивают дать им этот кубик и с удовольствием убеждаются, что они большие, всё смогли!
2. Можно заготовить несколько комплектов игры. Каждая подгруппа детей играет со своим комплектом. Научите детей играть в эту игру, и они будут играть самостоятельно, обращаясь к Вам за помощью в сложных случаях или если возникли вопросы. Для самостоятельной игры даем только простые задания, с которыми дети могут самостоятельно справиться и помочь друг другу.

Желаю Вам интересных игр! Скоро у нас будет третья Интернет-Мастерская развивающих игр «Через игру – к успеху!». Присоединяетесь!

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще интересные речевые игры для детей Вы найдете в статьях сайта:

А также множество увлекательных игр для детей по развитию речи, обучению грамоте, подготовке к школе Вы найдете на специальной странице сайта с обучающими он-лайн играми, разработанными специалистами специально для обучения малышей .

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Игра для детей — радость. С взрослением это уже радость победы и преодоления трудностей. К 5 — 6 годам у детей проявляется стремление действовать в играх быстрее, опережая соперников. Слишком часто использовать эстафеты и соревнования не стоит, чтобы интерес детей не притупился.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Веселые изменения

Дети делятся на две команды (по 7 — 10 чел.), встают в две шеренги друг напротив друга.

Варианты

1. Участники первой команды внимательно смотрят на играющих второй команды и отворачиваются. Дети второй команды меняют что-нибудь в своей одежде: кладут в карманы предмет (чтобы был виден), подпоясываются ленточкой, снимают обувь, берут в руки игрушки и т.п. Играющие первой команды поворачиваются и говорят, какие изменения произошли.

2. Участники первой команды внимательно смотрят на позы играющих второй команды и отворачиваются. Последние принимают новые позы. Участники первой команды поворачиваются, рассказывают и показывают, как раньше стоял (в какой позе) тот или иной игрок второй команды.

Примечание. При повторе игры команды меняются местами.

Смотреть и видеть

Воспитатель просит детей внимательно посмотреть вокруг себя (заметить, что их окружает, какие в комнате предметы, вещи, каковы их размер, расцветка, количество), затем задает вопросы и проверяет внимание и память играющих.

Воспитатель завязывает глаза одному участнику и задает вопросы. Например: «Какого цвета стены?», «Сколько здесь столов и стульев?», «Сколько стульчиков вокруг стола?», «Какой пол?», «Сколько дверей и окон в комнате?», «Нравятся ли занавески на окнах?», «Какого они цвета?», «Какие цветы на окнах, много ли их?» и т.п. В игре участвуют не более 3 — 4 детей. Воспитатель задает не более 2 — 4 вопросов.

Примечание. Игру начинают смелые дети, которые сами пожелали быть первыми. Повязка не должна долго находиться на глазах у детей. Дети будут спокойнее себя чувствовать, если завязать глаза сразу двум играющим. Нужно задавать по одному вопросу, если они легкие — по два.

Дети сидят на скамейке, слушают, наблюдают и про себя отвечают на вопросы — учатся.

Желательны небольшие подсказки, наводящие вопросы, таким образом формируется умение переключать внимание.

Зеркало

Дети встают в шеренгу. Воспитатель становится перед ними и показывает 6 — 8 фигур. Игроки внимательно смотрят и повторяют движения. Если участник сделает три ошибки, он встает в конец шеренги.

Варианты

1. Заключается договор, что нельзя делать ту или иную фигуру (руки в боки, наклон в сторону, наклон вперед, поднятая нога и т.д.). Воспитатель показывает их.

2. Играют команды. При совершении 3—5 ошибок играющий выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше детей.

Примечание. Начинать игру нужно с более легких фигур. Например: поднять руки вверх, вытянуть их перед собой, положить руки на пояс, приложить ладони к щекам.

Ближе к финишу

В 15 шагах от шеренги играющих воспитатель проводит линию, это финиш. Он встает около нее и командует: «Сделать три шага вперед». Дети идут к финишу, считая про себя шаги. Затем нужно сделать 5 (7) шагов. После выполнения нескольких команд воспитатель проверяет результаты. Должно быть пройдено всё расстояние. Воспитатель определяет самых внимательных и собранных.

Игра помогает сосредоточиться, укрепляет память и учит счету.

Примечание . Лучше играть небольшими группами — так легче проверять четкость выполнения задания и наблюдать за детьми. Счет до десяти. Дети вслух отсчитывают шаги. Таким образом внимание распределяется сразу на два действия: ходьбу и счет.

Светофор

Оборудование : 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.

У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный — «светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.

Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.

Игры-подражания и игры-распознавания

Зайка

Дети - «охотнички» шагают друг за другом: ищут «зайку». Он прячется, его не видно. «Охотнички» приближаются к «зайке». Он убегает и говорит: «Вы, охотнички, скачите, на мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел». «Охотничкам» остается только качать головой.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

— Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Русская народная песня

При повторе игры «зайкой» становится другой ребенок.

Ястреб

Оборудование: игрушечный цыпленок.

Дети стоят кучкой. Один ребенок декламирует стихотворение. В стороне стоит «ястреб», у него игрушка — цыпленок. Дети кричат: «Кыш, злодей!» «Ястреб» выпускает цыпленка, а сам, взмахнув руками, «улетает» — отбегает в сторону.

Дети кричат вместе: «Цыпленок спасен! Ура!»

Ястреб, ястреб! Кыш, злодей!

Все кричите посильней,

Чтобы выпустил цыпленка

Злой разбойник из когтей!

Грузинская народная песня

Можно цыпленка заменить участником, он будет «цыпленком», которого спасают дети.

При повторе игры «ястребом» и «цыпленком» становятся другие играющие.

Диковинка

Дети образуют круг. В его центре дети - «звери»: «коза», «козел» и «козлята». За кругом стоит «совушка - сова», вертит головой, хлопает глазами и топает.

Дети, держась за руки, медленно шагают по кругу и поют песенку. Дети-«звери» показывают немые сценки, а «журавель» входит в круг, останавливается неподалеку и наблюдает.

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают.

Совушка-сова,

Большая голова,

Из-за угла смотрит,

Головою вертит,

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Русская народная песня

При повторе игры «журавлем», «козой», «козлом», «козленочка- ми» и «совушкой-совой» становятся другие играющие.

Игры на развитие точности движений рук

Прищепки на веревку

Оборудование : разноцветные прищепки, веревка.

На высоте около 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на две команды, которые строятся в колонну. Первые игроки команд получают по три бельевые прищепки. По сигналу они бегут к веревке, закрепляют прищепки и встают в конец колонны. Вторые участники снимают прищепки, передают их следующим игрокам и встают в конец колонны. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды. Если ребенок уронил прищепку, он должен ее поднять и закрепить. Побеждает команда, первой закончившая игру и уронившая меньше прищепок.

Примечание . У команд прищепки разного цвета.

Ленточки и пальчики

Оборудование : веревка, разноцветные ленточки.

Дети делятся на три команды, садятся на скамейку. В 4 — 5 м от них протянута веревка. От количества детей в одной команде зависит число привязанных к веревке ленточек. По сигналу все играющие первой команды подбегают к веревке, завязывают на ленточках бантики (некрепкие узелки) и возвращаются на место. Затем к веревке бегут дети второй команды. Они развязывают бантики и возвращаются. Следом за ними бегут участники третьей команды. Они завязывают бантики и возвращаются. Участники каждой команды за время игры по одному разу завязывают и развязывают ленточки.

Побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее завяжет и развяжет бантики.

Вариант. Каждая команда имеет свой цвет. На веревке привязаны разноцветные ленточки. Число ленточек определенного цвета зависит от количества детей в данной команде. По сигналу один (два) игрок каждой команды подбегает (подходит) к веревке, находит ленточки своей команды, завязывает бантики и возвращается на место. За ним бегут следующие участники, завязывают бантики на ленточках своей команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Примечание. На усмотрение воспитателя вместо трех команд могут играть две. Если дети не устали, игра продолжается — бантики надо развязать.

Горох и фасоль

Оборудование: горох, фасоль, коробки.

Воспитатель приносит коробку, в которой перемешаны горох и фасоль. Она объясняет, что нашла ее у дверей. Голуби обратились к ней за помощью. Они любят клевать горох, но кто-то его смешал с фасолью.

Воспитатель. Дети, давайте все дружно поможем птицам и отделим горох от фасоли. Горох отдадим голубям, а фасоль отправим на кухню, чтобы сварить фасолевый суп.

Горох и фасоль нужно высыпать на стол. Дети принимаются за работу. Воспитатель кладет разделенные горох и фасоль в две коробки.

Игры на развитие координации

Сквозь обручи

Оборудование: обручи.

Дети делятся на две команды. Участники одной команды получают обручи и перед собой образуют из них ряд. Играющие второй команды проползают через все обручи. Затем команды меняются местами.

Побеждает команда, которая аккуратнее и без ошибок преодолеет туннель из обручей.

Синички и веселый кот

В середину нарисованного круга встает «веселый кот», за чертой круга прыгают дети - «синички». «Коту» очень хочется поиграть с синичками, а птички боятся «усатого-хвостатого». Дети - «синички» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать (осалить) «синичек», когда они в кругу. Пойманную «синичку» отводит в середину круга. «Кот» устал и не хочет играть с «синичками». Игра закончилась.

Вариант. «Кот» поймал «синичку», когда она впрыгнула в круг. Теперь пойманная «синичка» становится «котом», а «кот» — «синичкой». Игра продолжается с новым «котом».

Синичка и девять кошек

Воспитатель. Давайте поиграем и спасем синичку от девяти кошек. Бывают кошки, от которых не спасется ни одна птичка, а бывают такие синички, которые не боятся кошек.

Девять детей — «кошки», один — «синичка». Все встают в круг. Воспитатель. Видите, как внимательно кошки смотрят на птичку, они хотят ее съесть. Но мы ей поможем. Мы будем удалять каждого четвертого (считая «кошек» и «синичку») из круга и удалим всех «кошек», а «синичка» останется. Вы все умеете считать. Считаем: раз, два, три, четыре. Я покажу, откуда начинаем считать. Дети считают с шестой «кошки» от «синички».

Примечание . Воспитатель выбирает себе помощника, чтобы он считал. В ходе игры можно менять помощников. Если помощник будет ошибаться, его нужно поправлять, но из игры не удалять.

Не сбить кегли

Оборудование: кегли.

Воспитатель делает коридор из кеглей шириной 70 см. Нужно пройти по нему, не сбив ни одной кегли. Перед входом в коридор следует сделать один поворот. Можно играть и группой, и командами.

Побеждает команда, прошедшая быстрее по коридору и не уронившая ни одной кегли.

Варианты. Пройти по коридору с поднятыми руками, положив руки на затылок; с кеглей в руке; проходя по коридору, забрать по кегле с обеих сторон.

Игра на развитие глазомера

Внимание, мяч

Оборудование : мячи.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 2—4 м. У каждого играющего первой шеренги в руках мяч. Первый играющий толкает и направляет его к играющему, стоящему напротив. Затем следующий из первой шеренги направляет мяч к играющему напротив. Так продолжается до тех пор, пока все мячи не окажутся у детей второй шеренги. Теперь игроки второй шеренги по порядку толкают и отправляют мячи к детям первой шеренги. Так продолжается до тех пор, пока мячи не вернутся к первым игрокам. Игра сложна, но очень захватывает детей.

Подвижные игры

Мяч по дорожке

Оборудование: 2 веревки (длиной 3 — 4 м, шириной 70 — 100 см), мячи. Игра проводится группой или командами. Из двух веревок делают дорожку шириной 70 — 100 см и длиной 3 — 4 м (при участии двух команд — две дорожки).

Дети, ударяя мячом об пол, проводят мяч вперед и обратно по дорожке и передают его следующему играющему. Мяч не выходит за пределы дорожки. После каждого удара его нужно ловить двумя руками. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить игру. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Заяц и лиса

Дети делятся на группы (по 3 — 4 чел.). Взявшись за руки, они образуют круг — «нору». Один ребенок садится в круг, это «заяц». Водящих двое: «лиса» и «заяц». «Лиса» старается догнать «зайца». Его спасение — запрыгнуть в «нору». Как только в нее забежит «заяц», сидящий в «норе» выбегает. «Лиса» преследует уже этого «зайца». Если «лиса» поймает «зайца», они меняются ролями, «лисой» становится пойманный «заяц». Игра продолжается с другой «лисой».

Бегом на скамейку

Оборудование : скамейка.

Дети встают по разные стороны скамейки. Количество играющих должно быть на одного больше, чем мест на скамье. По сигналу дети бегут и стараются сесть верхом на скамью. Расстояние до скамейки 3—5 м.

Кто остался без места, по желанию детей что-нибудь исполняет, например, танцует, поет, прыгает, кружится, читает стихотворение, смеется и т.п.

Только парами

Одна пара детей берется за руки, это водящие. Остальные разбегаются. Водящие стараются их поймать. Пойманным считается тот, вокруг которого игроки сомкнули руки, т.е. образовали кольцо. Пойманный не должен вырываться или проскальзывать под сомкнутыми руками. Он временно выбывает из игры. Если пойман еще играющий, образуется вторая пара водящих, которая также ловит убегающих. Пойманные составляют новые пары водящих. Игра заканчивается, когда водящие поймают всех участников.

Через обруч

Оборудование : 3 — 5 обручей.

Дети встают в колонну. Воспитатель кладет 3—5 обручей на расстоянии 50 см друг от друга. Играющий подходит к обручу, поднимает его над головой, пропускает через себя, кладет на пол и переходит к следующему обручу. Пройдя через все обручи, он встает в конец колонны. Следующий играющий делает то же, что и первый. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Примечание. Требуется осторожность: меньше спешки при передвижении обруча.

Прыжок через канаву

Оборудование: 2 веревки.

«Канава» — это 2 веревки, расположенные друг от друга на таком расстоянии, чтобы дети могли ее перепрыгнуть или перешагнуть. Играющие по очереди с разбега перепрыгивают или перешагивают через нее. «Канаву» нельзя задевать.

Вариант. Можно сделать две «канавы». Дети с разбега перепрыгивают через первую и следом через вторую.

Примечание. Веревки можно заменить двумя начерченными линиями.

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.

Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса и для работы по реализации коррекционной программы (коррекционная папка).

Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности обучаться в школе.

Задачи:

развитие психологических качеств детей:

Внимания;
- памяти;
- мышления;
- произвольности поведения;
- мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- речи;

  • формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
  • выявление личностного потенциала обучения и развития .

Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в группе продленного дня, в определенных моментах на уроках.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Игра "Аэробус"

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.

Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».

Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.

Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер».

Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

Игра "Глаза в глаза"

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рас­сержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Игра "Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".

Игра "Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Да­вайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра "Смена ритмов"

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Игра"Возьми и передай"

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать по­ложительные эмоции, радость, счастье.

Игра"Тень"

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", дру­гой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра "Дракон кусает свой хвост"

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра "Цветик-семицветик"

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указатель­ный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сна­чала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение "Обведи по точкам"
Цель:
развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Упражнение "Штрихи в рисунке"
Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различ­ные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ

Игра "Зеваки"
Цель:

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра "Не пропусти растение"
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, до­рога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

Игра"Четыре стихии"
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анали­заторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Движение руками

Дети опускают руки вниз

Вытягивают руки вперед

Поднимают руки вверх

"Огонь" Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах

Игра "Нос, нос, рот"
Цель:

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Игра "Найди отличия"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра "Нарисуй по клеточкам"
Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.

Игра "Запомни точки"

Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки - 1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.

Игра "Ладонь! Кулак!"
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

Игра "Делай, как я"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли­ровать свои ответы, сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Игра "Тропинка"
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.

Игра "Сосед!"

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продол­жает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра "Летает - не летает"

Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра "Нарисуй домик"

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.

Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательны­ми, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,

не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

  • ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
  • ♦ правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
  • ♦ количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.

Игра "Скучно, скучно так сидеть"
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необ­ходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Упражнения на развитие зрительной памяти

1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение "Найди лишнее слово"

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить слово, которое является "лишним".

Примерные серии слов:

  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • храбрый, злой, смелый, отважный;
  • яблоко, слива, огурец, груша;
  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  • час, минута, лето, секунда;
  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  • платье, свитер, шапка, рубашка;
  • мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  • береза, дуб, сосна, земляника;
  • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение "Поезд"

Цель:

Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, свя­занных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть оди­накового размера.

Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по од­ной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скрепле­ны. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка - это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала - фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, по­тому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".

Упражнение "Сложи узор"

Цель: развитие у детей логического мышления.

Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его ква­дратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

Упражнение "Закончи предложение"

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пиа­нист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку...

Игра "Много - один"

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, воз­вращая мяч, - в единственном.

Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Игра "Кем (чем) был раньше?"

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Упражнение "Что было раньше"

Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пу­стой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трус­ливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Упражнение "Соберем портфель!"

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как бы­стро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение "Кот и лодыри"

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:

  • - Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
  • - Быть лодырем - это плохо или хорошо?
  • - Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
  • - Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
  • - Зачем люди учатся?
  • - Зачем дети ходят в школу?

Упражнение "Что я знаю о школе?"

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блицопрос детей.

Примерные вопросы:

  • - Как надо обращаться к учителю?
  • - Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  • - Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  • - Что такое урок?
  • - Как узнают, что нужно начинать урок?
  • - Что такое перемена?
  • - Для чего нужна перемена?
  • - Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  • - Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  • - Что такое отметка?
  • - Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  • - Что такое школьный дневник?
  • - В классе учатся дети одного возраста или разного?
  • - Что такое каникулы?