Главный показатель готовности ребенка к обучению. Уровни готовности детей к школьному обучению. Учебные действия. Действие контроля. Учебная деятельность младшего школьника. В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению
Анна Афанасьева
Готовность ребенка к обучению в школе
Проблема диагностирования тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка , вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой организации всей последующей воспитательной и учебной работы, а также опенки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Готовым к школе считается ребенок , который сможет без особых затруднений освоить школьную программу , находясь в коллективе сверстников. Психологическая это целый комплекс умений и психологических характеристик ребенка .
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации . Задача подготовки детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка . На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формы общения с окружающими - взрослыми и сверстниками - и коренным образом меняется отношение к самому себе. Основная черта этих новых форм общения - произвольность. Другая особенность заключается в том, что сиюминутные и непосредственные желания, а также ситуативные взаимоотношения ребенка , подчиняются логике и правилам всей ситуации в целом. Именно эти формы общения связаны с компонентами ведущей деятельности в младшем школьном возрасте , именно они обеспечивают ребенку безболезненный переход к новому периоду развития и создают условия для формирования полноценной учебной деятельности.
Основная цель психологической работы с детьми дошкольного возраста - выявление уровня готовности к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений , навыков для успешного усвоения учебного материала.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка . Это не разные виды готовности к школе , а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам ; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе . В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения . Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны , недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе .
Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности . Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе , адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения : проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость - это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения .
Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению . Выделяют следующие компоненты психологической готовности : интеллектуальная, личностная (или мотивационная, и эмоционально - волевая готовность к школе .
Личностная готовность ребенка к школе . Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника , имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками , особое положение в обществе. Готовность этого типа , личностная готовность , выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу . Как правило, детей привлекает следующие моменты : «Мне форму купят красивую» , «У меня будет новенький ранец и пенал» , «В школе Боря учится , он мой друг.» .
Внешние аксессуары школьной жизни , желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику . Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа» , «Люблю писать» , «Научусь читать» , «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать» , «В школе буду задачи решать » ). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника . Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх , к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.
Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.
Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе . Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе , а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе .
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть . Показатели интеллектуального развития. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Другой показатель интеллектуального развития ребенка - умение ориентироваться на систему признаков. Этот показатель позволит выявить, сколько признаков может одновременно учитывать ребенок при выполнении того или иного задания. Способность ориентироваться на ряд связанных признаков одновременно только складывается к началу школьного обучения , однако она принципиально важна для усвоения учебного содержания.
Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка . Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности » к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта (Овчарова Р.В.).
1. Планирование - умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
Низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;
Средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
Высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержания цели.
2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
Низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
Средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
Высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
Низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
Средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;
Высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
Низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
Ниже среднего - неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
Средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий - выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез- допускаются ошибки;
Высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
Очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
Следовательно, если ребенок к школе не готов
Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Если ребенок к школе готов
Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май). На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.
При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика /Приложение 3/, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:
- 1. Психологическая и социальная готовность.
- 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
- 3. Развитие познавательной деятельности.
- 4. Состояние здоровья.
Л.И. Божович еще в 50-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе Л.И. Божович считает особое новообразование - «внутреннюю позицию школьника» как сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне (Л.И. Божович, 1948г.).
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запарожцев, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.(А.В. Запарожцев, 1971г.).
Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 1993г.). Особое внимание автор уделяет произвольности психических процессов и поведения, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.
В работах Л.А. Венгера (1978г.), Д.Б. Эльконина (1971г., 1981г.) и А.Л. Венгер (1985г.) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции, работать по образцу), определяемые движением нового уровня психической регуляции, а также развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Таким образом, готовность к школьному обучению является многокомпонентной структурой, которая требует комплексных психологических исследований. В структуре готовности можно выделить следующие компоненты:
1. Интеллектуальная готовность , основными параметрами которой являются: развитие наглядно-образного мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, а также произвольность психических процессов.
Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребенка в основном остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.
2. Личностная готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей - и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми. Готовым в школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает с внешней стороны, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
3. Физическая готовность предполагает физическое развитие ребенка, соответствующее возрастным нормам.
Перечисленные выше особенности дошкольников с ЗПР приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.
На основании этих данных решается вопрос о зачислении ребенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?
Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или все - высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повышенного индивидуального внимания, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения, а те, кто оценивается по высокому уровню, - в класс ускоренного обучения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распределяются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.
Вариант I. Наличие показателей преобладающего уровня (4 - 5 оценок одного уровня).
1. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились остальные одна-две оценки, ребенок рекомендуется соответственно в класс особого типа или в класс повышенного индивидуального внимания. При этом родители ребенка должны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях семейного воспитания.
2. Преобладающим является высокий уровень. Здесь должен быть более дифференцированный, взвешенный подход. Если остальные одна-две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в класс ускоренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ставится под вопрос. Можно порекомендовать родителям потренировать отстающую способность в течение лета, в конце августа проверить ребенка еще раз.
Низкие оценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должны рассматриваться как более серьезное противопоказание в отношении возможного зачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете решающей должна стать предосенняя перепроверка отстающих способностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.
Вариант II. Отсутствие преобладающего уровня (здесь возможны несколько вариантов).
1. Если результат можно выразить формулой «2, 2, 2», ребенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на форсированное развитие отстающих способностей.
2. Если результат имеет формулу «3, 3, -», ребенок рекомендуется в класс повышенного индивидуального внимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).
3. Если результат выражается формулой «-, 3, 3», ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективой перехода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью.
4. Результат, выражающийся формулой «3, -, 3», маловероятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.
Родители и учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей у ребенка.
Представленные способы диагностики готовности ребенка к школьному обучению (с помощью карты-характеристики и четырех тестов*) выбраны нами как наименее трудоемкие. Проведенная работа поможет не только правильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный лодходы к ним в процессе всего периода обучения.
Ш.2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе
Личностно ориентированное обучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и удовлетворенности ею.
Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд наиболее интересный (Н.Г.Лусканова).
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых, мотивов (в этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям (ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с"положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
■ 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни твои любимые Предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок
[ Учащиеся, набравшие 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для
средней нормы, 15- 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10- 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.
Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у школьников. С ним связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожнрети, искажений в личностном развитии.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежат в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптадии младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом.
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.
Ниже приводится методика ранжирования признаков средо-вой адаптации (дезадаптации) ребенка.
Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения).
Проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации | Причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Неспособность произвольно управлять споим поведением | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаше встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) | Неправильное воспитание в семье цли игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» | Ребенок не может выйти за границы семейной общности. - семья не выпускает его (чаще это дети, родители которых бессознательно используют ихдля решения своих проблем) | Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
1. Семья
2. Привязан к родителям.
3. Замкнут, отгорожен.
4. Конфликтен.
5. Примыкает к одному из родных.
6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
7. Выталкивается из семьи. П. Коллектив
3. Формальный помощник.
4. Имеет временные роли.
6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.
7. Изолирован.
III. Среда неформального общения
2. Приветствуемый.
3. Независим в группе.
4. Примыкает к группе без проблем.
6. Примыкает к группе ценой жертв.
Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать , писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже ) , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе ?
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
К новому педагогу;
К новому коллективу;
К новым требованиям;
К повседневным обязанностям.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Подготавливая ребёнка к школе , необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо :
уметь чётко произносить все звуки речи;
уметь интонационно выделять звук в словах;
уметь выделять заданный звук в потоке речи;
уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце) ;
уметь произносить слова по слогам;
уметь составлять предложения из 3-5 слов;
уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные) ;
уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке» , «На детской площадке» , «За грибами» , «Отдых на море» и т. д.)
уметь составлять несколько предложений о предмете;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) ;
уметь наизусть читать любимые стихотворения;
уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления :
знать цифры от 0 до 9 ;
уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
знать знаки + , -, =, <, >;
уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
уметь соотносить цифру и число предметов;
уметь сравнивать две группы предметов ;
уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
знать названия фигур : треугольник, квадрат, круг;
уметь оперировать понятиями : «налево» , «направо» , «вверх» , «вниз» , «раньше» , «позже» , «перед» , «за» , «между» и т. д. ;
уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо :
уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза) ;
уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока) ;
иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
знать названия 1-3 комнатных растений;
знать названия 12 месяцев года;
знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать :
в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Общий кругозор :
Фамилия, имя.
Дата рождения.
Свой возраст.
Имя и отчество родителей .
Домашний адрес.
В какой стране живет.
Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран) .
Знание растений.
Знание профессий, видов спорта, транспорта.
Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление :
Определение четвертого лишнего.
Классификация, обобщение.
Сходство/различия.
Умение решать логические задачи.
Сложение фигур из частей.
Сложение из счетных палочек.
Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание :
Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями) .
Переключение.
Распределение.
Память :
Повтор 10 слов или цифр.
Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.) .
Пересказ текстов.
Речь :
Артикуляция, произношение.
Отвечать на вопросы и задавать их.
Строить рассказы по картинкам.
Сочинять сказки.
Составлять предложения.
Заучивать наизусть стихи, прозу.
Моторика :
Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
Писать печатную букву по образцу.
Вырезать из бумаги.
Аккуратно клеить.
Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
Изготавливать аппликации.
Математические знания :
- Знать цифры (от 0 до 9) .
Называть числа в прямом и обратном порядке.
Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
Соотносить цифру и число предметов.
Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант) .
Я и общество
Дети должны знать :
Название нашей страны и её столицы;
Флаг, герб России;
Название родного города, села, свой адрес.
Дети должны иметь представление :
О всенародных праздниках;
О труде людей в городе и сельской местности.
Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Предметный мир
Дети должны уметь :
Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;
Математические знания
Дети должны знать :
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) ;
Состав чисел из двух меньших.
Количество и счет
Дети должны уметь :
Сравнивать по длине, высоте, ширине;
Ориентироваться на листе бумаги;
Различать форму предметов;
Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
Измерять длину предметов с помощью условной мерки;
Сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Предметный мир
Дети должны уметь :
Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;
Называть материалы, из которых они изготовлены;
Понимать значение обобщающих слов.
Неживая природа
Дети должны :
Иметь представление о сезонных изменениях в природе;
Определять состояние погоды : солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
Дети должны иметь представление :
О домашних и диких животных;
О перелетных и зимующих птицах;
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Дети должны иметь представление :
Об условиях необходимых для роста растений;
О лесных ягодах и грибах;
Об овощах и фруктах;
О деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Крупная моторика
Дети должны уметь :
Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
Точно ловить и кидать мяч;
На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Дети должны уметь :
Проводить прямые, не дрожащие линии;
- «видеть» строку и писать в ней;
Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов : развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Термин «готовность к школе » традиционно воспринимается педагогами дошкольного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).
Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.
Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков . Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п.
При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школ е: мотивационный, содержательный и процессуальный.
Мотивационный компонент готовности включает:
Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;
Интерес к математической стороне действительности;
Желание изучать математику.
Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);
Особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
Уровень познавательной активности в целом.
Процессуальный компонент — это:
Умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).
Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более степень сформированности познавательной активности.
В связи с этим для выявления общеучебных умений надо подбирать задания попарно : например, первое задание — угадай, расскажи, посчитай, покажи и т. п., второе — сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для детей сложнее, но именно выполнение таких заданий свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к обучению в школе.
Важные показатели готовности к школе - продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), особенности умственного развития и учебной деятельности .
В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание . В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания. Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности.
В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных показателей готовности ребенка к школе . Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.
Исследования показывают, что высокий уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие изменения условий, правил, требования режима обучения, жизни и деятельности в целом.
Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительное отношение дошкольников к обучению , которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, - т.е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и его труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относится к ней.
Изучать уровень готовности детей шести-, семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.
Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях мышления, речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке .
В качестве диагностических (тестовых) упражнений можно использовать задания такого типа.
1. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Когда ты пойдешь в школу? Что ты знаешь о школе? Хочется ли тебе учиться в школе?»
2. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Любишь ты занятия по математике? А как ты думаешь, что делают ученики на уроках математики?»
3. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными в случайной последовательности, и просят назвать и показать их.
4. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными, — игра «Найди соседей».
5. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд — восемь больших кружочков, нижний — девять маленьких, которые размещаются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»
6. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.
7. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, какие геометрические фигуры он узнает на картинке. (Окна квадратной формы, двери — прямоугольные и т. д.)
8. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов?»
9.Перед ребенком лежит картинка, на которой изображено десять разных предметов, размещенных в ряд. Ребенка просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На котором по счету месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т. д.
10. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок (узор), затем нарисовать в тетради в клеточку. После этого дети сравнивают собственные результаты с образцом, т. е. демонстрируют навыки самоконтроля и самооценки.
Дети рисуют внизу в уголке страницы флажок: если выполнено правильно, красный, если неправильно — синий.
11.Ребенку предлагают выложить из цветных палочек: квадрат, треугольник, пятиугольник, лодочку, елочку и т. д.
По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению . Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми.
Условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.
К первому уровню следует отнести готовность детей, которые хорошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют хорошие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т. п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.
Ко второму уровню можно отнести готовность детей, которые овладели программой данной группы ; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.
К третьему уровню относится готовность детей, которые слабо усвоили программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети, которые принадлежат к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к учебной деятельности, неправильно используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.
Педагогическую работу по подготовке детей к школе следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков и на достижение у них достаточно качественной математической готовности к школе .
Усилия педагогического коллектива должны обеспечить формирование у детей прочных знаний и умений в объеме Программы воспитания в детском саду, развитие у них речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.