Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

История создания оды. Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую. Урок жанровые особенности оды презентация








Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого




Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.


Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.




Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись













Cлайд 1

Cлайд 2

«Ода на день восшествия…» Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей», разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Cлайд 3

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

Cлайд 4

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Cлайд 5

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Cлайд 6

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга. В.К.Кюхельбекер

3 слайд

Описание слайда:

Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

4 слайд

Описание слайда:

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 вв., а идеальным героем был Петр 1. Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

5 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Патриотический восторг, призыв и т.п.) Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.

7 слайд

Описание слайда:

Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической. Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими? Картины мирной жизни; Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?); Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России; Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками. Это и структура оды, и ее основные темы.

8 слайд

Описание слайда:

Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины. Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

9 слайд

Описание слайда:

Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.

10 слайд

Описание слайда:

Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

11 слайд

Описание слайда:

Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равному которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра 1.

12 слайд

Описание слайда:

Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

13 слайд

Описание слайда:

вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1711 – 1765) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

«Ода на день восшествия…» Почему Х VIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей» , разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей» . Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Тест 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму 2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в… а) в Духовную семинарию б) Славяно-греко-латинскую Академию в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет б) Итонский университет в) Марбургский университет 4. В России Ломоносов служил в… а) Академии Наук б) Академии Искусств в) Военной Академии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока: Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе. Работа с понятием «ода», с...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.

На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду....

краткое содержание других презентаций

«Роды художественной литературы» - Функция языка. Лирика. Объективное содержание реальной действительности. Роды художественной литературы. Назвать предмет. Литературное произведение. Структура художественной речи. Эпос. Субъективный внутренний мир. Драма.

«Жанр басни в литературе» - Двуплановость структуры басни. Голубушка. Знакомство с Эзопом в России. Персонажи. Ворона. Невкусный виноград. Иллюстрация к басне. Стихотворный размер. Жанр басни в русской литературе. Сатирические басни. Прозаические переводы. Фигура басенного рассказчика. Лисица и виноград. Лисица. Восточная басня. Цапля и журавль. Басенная мораль. Голодная кума. Время и пространство. Притча и басня. Современник Сумарокова.

«Анекдоты про эстонцев» - Вместо эпилога. Незвонкость. Русские анекдоты. Сидит эстонец в кафе. Латышские существительные. Этнические объекты в русских анекдотах. Выражение «горячие парни». Заходит русский покупатель в эстонский магазин. Эстонский сын. Грузинский акцент. Небольшая эстонская деревушка. Общие числовые параметры. Фольклорист. Отрывки речи эстонцев. Дюжина лучших позиций. Гипотетическое первое приближение. Три неоспоримых тенденции.

«Частушки» - Частушки. Звуковые особенности. Вариативная постановка ударения. Утрата конечных гласных в словах. Накопайте, девки, глины. Изобразительно-выразительные средства. Параллелизм. Художественное своеобразие частушек. Толенька, не стой на льду. Лексический состав частушек. Исполнение. Окказионализмы. Жизнь частушки на селе. Диалектизмы. Языковые особенности.

«Рождественский рассказ» - Люди, способные сочувствовать. Эпическое произведение. Время публикации рассказа. Рождество. Кто помогает детям. Главный герой рассказа. Рождество Христово. Что происходит с героями. Русский композитор. Действие в рассказе. Рождественский рассказ. Рассказ. История о тапере. Рождественский (святочный) рассказ. Критерии сравнения. Счастливый конец. Тапёр. Обездоленные, несчастные дети.

«Были и небылицы» - Определите ошибки. Максим Горький. Маршак. Большой театр в Москве. Тест по произведению К.Г.Паустовского. Краб. Букет из тонкого стекла - папин подарок. Сепия. Словарь. Катаев. Семейство беспозвоночных. Актинии. Морская черепаха. Осьминог. Какие «открытия» сделал для себя Евсейка. Морской еж. Были- небылицы. Творчество для детей. Креветка. «Случай с Евсейкой». «В людях». Лангуст.