Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Михаил бестужев. Биография. Бестужев-Рюмин Михаил Павлович

Михаил Александрович Бестужев, штабс-капитан лейб-гвардии московского полка, был обвинен в том, что «принадлежал к тайному обществу с знанием цели оного, лично действовал в мятеже, возбуждать нижних чинов и привел на площадь роту». Он был отнесен к II разряду и приговорен к положению головы на плаху, а затем к вечной каторжной работе. Бестужев родился 22 сентября 1800 г. и принадлежал к семье Бестужевых, столь славной блестящими дарованиями большинства ее членов. Он учился в морском корпусе, где директором в то время был Карцев, и где нанимаемые на медные гроши учителя отличались своим умственным и нравственным ничтожеством. По выходе из корпуса Бесту­жев жил у Торсона, который руководил его занятиями - он занимался тогда французским языком, физикой, механикой, читал исторические сочинения и путешествия. В начале 1819 г. Бестужев отправился на службу в Архангельск где провел 2.5-летний период счастливой любви. Вернувшись в Петербург, Бестужев нашел любимого и уважаемого им Торсона обиженным и раздраженным: морской министр Моллер отнял у него честь и награду за изобретение ко­рабля по совершенно новому типу и поручил его сооружение другому лицу. Это обстоятельство, а также и вообще расстройство, которое министры Моллер и Траверсэ внесли в русский флот, создало почву для недо­вольства в Бестужеве и дало ему мотив для более широких обобщений. Торсон принял его в члены Северного общества, а брат, посоветовал перейти в армию. В своей роте Бестужев отменил жестокие наказания и приобрел любовь солдат. Первое время своего ареста Бестужев провел в Шлиссельбурге, в той самой комнате, где некогда жил и был убит, при известной попытке Мировича, Иоанн Антонович. Площадь этой комнаты равнялась 4 квадратным шагам, из чего нужно еще исклю­чить место, занятое печью, столом, кроватью и табуретом. В Чите и Петровском заводе Бестужев предался многочисленным и многосторонним занятиям: у он учился испанскому языку, у Рукевича - польскому и латинскому, у А. - итальянскому и у гр. - английскому, делал для чтений на общих собраниях переводы философских и исторических статей, повестей и рассказов, изучил золотое дело, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное мастерства, так что шил щегольские фуражки. Вообще он был чрез­вычайно способен ко всем техническим производствам. Увлекаясь в это время Байроном, Бестужев много писал в подражание ему, но всегда охлаждал его и предостерегал от манерности и кудреватости. В этот период Бестужев написал не­сколько повестей, из которых лучшей ему казалась «Случай-великое дело». Основавшись на поселении в Селенгинске, Забайкальской области, Бестужев же­нился на дочери казачьего есаула Селиванова, девице с природным умом и практической сметливостью, чем вообще отличаются сибирячки, построил прекрас­ный дом и начал заниматься сельским хозяйством, хотя новые стеснительные правила, введенные специально для декабристов в конце 40-х годов, очень мешали его хозяйству; так, напр., им было запрещено уда­ляться из города более чем за 15 верст, а покосы Бестужева оказались в 15.5 вер. Ходатайство, послан­ное в Петербург, осталось без ответа. Дом Бестужевых скоро стал притягательным центром для всех высших чиновников, приезжавших в Селенгинск; многие даже нарочно сворачивали в Селенгинск, чтобы видеться с умными, образованными и гостеприимными братьями Бестужевыми. Это возбуждало за­висть и недоброжелательство к ним со стороны некоторых местных чиновников, вызывало доносы и ин­триги и вообще доставляло им иногда неприятности. Потеряв в половине 6о-х годов жену и почти од­новременно старшую дочь, учившуюся в одном из петербургских пансионов, Бестужев переехал на жительство в Москву и поселился вместе с своими 3 се­страми. Он скончался в Москве 21 июня 1871 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище. Он оставил напечатанные уже «Воспоминания». М. А. Бестужев на всю жизнь сохранил свойства характера своей юности: веселость, откровенность, сообщительность, склонность к легкой насмешливости и невинному сарказму.

После смерти отца (1810) он жил с братом Николаем в Кронштадте, потом вместе с ним же переехал в Петербург и в 1812 г. определился в морской корпус, из которого в 1817 г. вышел офицером во флот, вынеся из школы весьма скудные познания.

К этому времени относится сближение его с другом его брата, морским офицером Торсоном, который сам обладал обширной образованностью и приохотил своего нового друга к серьезным занятиям иностранными языками, историей и морским делом. В 1819 г. Бестужев был на 2? года командирован в Архангельск, а по возвращении в Петербург продолжал работать вместе с Торсоном.

В 1822 г. Торсон, вследствие служебных неприятностей оставил флот. Бестужев последовал за ним, а в 1825 г. поступил в гвардию, по совету брата своего Александра, в московский полк (поручиком).

Еще ранее он примкнул к тайному обществу, членами которого были и его братья, и Торсон. 14-е декабря застало его ротным командиром.

С солдатами Бестужев обходился гуманно и этим так привязал их к себе, что они 14 декабря пошли за ним на Исаакиевскую площадь.

За участие в мятеже он был заключен в Петропавловскую крепость, потом сослан вместе с братом Николаем в Читу. В 1830 г. он, вместе с прочими декабристами, был переведен в Петровск и здесь получил возможность продолжать занятия по самообразованию, прерванные ссылкою.

В 1839 г. Бестужева перевели в Селенгинск, где он купил усадьбу и пробыл до 1867 г. За долгую жизнь свою в Сибири Бестужев перепробовал все ремесла и занятия, а также учил детей ссыльных.

Обладая изобретательным умом, он всюду, куда ни попадал, являлся полезным новатором и был отличным хозяином; он придумал "сидейку", или "бестужевку", особый род тележек, отлично приспособленный к местным дорогам, с сиденьем для двух человек.

Вместе с братом Николаем он отлично вел свое хозяйство и стал образцом едва ли не для всей Сибири, где и до сих пор хорошо известен бестужевский способ уборки хлеба, кладки печей и т. д. В 1867 г. Бестужев переселился в Москву, где и оставался до самой смерти. - Литературная деятельность его незначительна, началась довольно поздно и вся состоит из воспоминаний о братьях.

Эти воспоминания писаны по просьбе М. Семевского.

Бестужеву принадлежат: 1) Записки декабриста в "Рус. Ст.", 1870, I-II, 1881, т. 32, с. 591-658; 2) "Детство и юность" А. А. Бестужева (1797-1818), в "Рус. Слове", 1860, XII, 1-16; 3) Селенгинск ("Век", 1861, №" 13); 4) Письма его к Завалишину. напечатаны в "Рус. ct.", 1881, Х, 401 и 412. Воспоминания M. A. Бестужева в "Русской Старине"; там же: "Амурское дело и влияние его на Восточную Сибирь" (1881, IX - X), "Декабристы в Чите" (1881, X), "Записки несчастного" (1881, XII), Некролог (1871, т. IV), Заметка к портрету (1882, V). - "H. A. Бестужев" ("Заря", 1869). - "Жены декабристов" ("Ист. Вестн.", 1884, XII). - Словарь Венгерова (статья В. Боцяновского). {Половцов} Бестужев, Михаил Александрович (22.9.1800-22.6.1871). - Штабс-капитан л.-гв. Московского полка. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил в 1812, гардемарин - 10.6.1814, мичман - 1.3.1817, лейтенант - 22.3.1822, переведен поручиком в л.-гв. Московский полк - 22.3.1825, штабс-капитан - 3.5.1825, командовал 3 фузилерною ротою, в 1817 на линейном корабле "Не тронь меня" плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М. С. Воронцова, в 1817-1819 служил в Кронштадте, в 1819-1821-в Архангельске.

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость ("Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа.

Бестужева посадить также в Алексеевский равелин") в № 14 Алексеевского равелина, раскован - 30.4.1826. Осужден по 11 разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно, срок сокращен до 20 лет - 22.8.1826. После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург - 7.8.1826, отправлены в Сибирь - 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 арш. 5? верш., "волосы на голове и бровях черные, лицом чист, смугловат, глаза темно-карие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка"), доставлены в Читинский острог - 13.12.1827, прибыли в Петровский завод в сент. 1830, срок сокращен до 15 лет - 8.11.1832 и до 13 лет - 14.12.1835. По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губ. Выехали из Петровского завода - 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губ., дожидаясь разрешения поселиться в Се-ленгинске, прибыли в Селенгинск - 1.9.1839. В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П. М. Бестужевой сестрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жен гос. преступников.

После амнистии 26.8.1856 Михаил Бестужев остался в Сибири, хотя по особому Высоч. повелению от 22.4.1862 ему было разрешено проживать постоянно в Москве, и только после смерти жены выехал из Селенгинска в июне 1867 и переехал в Москву, где и умер. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Жена - Мария Ник. Селиванова (ум. 1867), сестра казачьего есаула; дети: Елена (1854-1867), Николай (1856-1867), Мария (1860-1873) и Александр (1863-1876). ВД, I, 475-494; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 49. Бестужев, Михаил Александрович штабс-капитан Моск. полка, писатель; р. 22 сент. 1800, † 21 июня 1871 г. {Половцов} Бестужев, Михаил Александрович (1800-1871) - декабрист, друг Рылеева.

Служил во флоте, потом в лейб-гвардии Московском полку. Член Союза Благоденствия, позднее - Северного Общества.

Участвовал в совещаниях по подготовке декабрьского восстания, имел поручение поднять Московский полк и 14 дек. привел первые роты на Сенатскую площадь.

После обстрела восставших картечью, отвел роты Московского полка на лед Невы с целью захватить Петропавловскую крепость, но лед проломился, и солдаты должны были спасаться в беспорядке.

Б. пытался скрываться по частным квартирам, но затем добровольно сдался.

На допросах отмалчивался или отговаривался незнанием, чем приводил в ярость Николая I. Верховным судом был осужден на вечную каторгу, позднее сокращенную до 15 лет. Каторгу отбывал в Шлиссельбурге и Нерчинских рудниках.

По окончании срока жил на поселении в Селенгинске, где вместе с братом Николаем Б. вел образцовое хозяйство, имевшее большое культурное значение для окрестных жителей (повозка "бестужевка" и т. п.). По амнистии 1856 вернулся в Россию.

Оставил ряд отрывков своих воспоминаний, ярко и образно рисующих декабрьские события и последующее заключение ("Воспоминания братьев Бестужевых", изд. "Огни", Петроград, 1917) и большую работу о буддизме (ненапечатанную).

Лит.: Дело Михаила Б. в следственной комиссии см. "Восстание декабристов.

Материалы", изд. Центрархива, т. I, Москва, 1925.

Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт-Петербург -21 июня (3 июля) 1871, Москва) - штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.
Отец - Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761 - 20.3.1810), артиллерийский офицер, с 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель. Мать - Прасковья Михайловна (1775 - 27.10.1846).
Братья:
Бестужев, Александр Александрович
Бестужев, Николай Александрович
Бестужев, Пётр Александрович
Военная карьера
В 1812 году поступил в Морской кадетский корпус. 10 июня 1814 года произведён в гардемарины. С 1 марта 1817 года - мичман, а с 22 марта 1822 года - лейтенант. 22 марта 1825 года переведен в лейб-гвардии Московский полк в звании поручик. С 3 мая 1825 года - штабс-капитан. С 1817 года по 1819 служил в Кронштадте. С 1819 года по 1821 - в Архангельске.
Декабрист
В 1824 году принят в Северное общество К. П. Торсоном. Вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка. Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую крепость.
Каторга
Осуждён по II разряду. 10 июля 1826 года приговорён в каторжную работу вечно.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург. 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет. Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года. Прибыли в Читинский острог 13 декабря 1827 года. Переведены в Петровский завод в сентябре 1830 года.
8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык под руководством Д. И. Завалишина, польский и латынь под руководством М. И. Рукевича, итальянский язык под руководством А. В. Поджио, английский под руководством З. Г. Чернышёва.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело. Автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.
Ссылка
10 июля 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы обращены на поселение в город Селенгинск Иркутской губернии. Прибыли в Селенгинск 1 сентября 1839 года.
14 марта 1838 года в Селенгинск переехали мать и сестра декабриста К. П. Торсона. В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение и ходатайствовала о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск. После смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года) сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.
Женился на сестре казачьего есаула Селиванова - Марии Николаевне (ум. 1867). Имели 4 детей: Елену (1854-1867), Николая (1856-1867), Марию (1860-1873), Александра (1863-1876). Построил дом, занимался сельским хозяйством, акклиматизацией растений. Печатался первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок». Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка».
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов, хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым. Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Трактат был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Лушников поместил трактат в сундук, и завещал его вскрыть в 1951 году. Сундук потерялся.
Написал нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
После ссылки
После амнистии, последовавшей 26 августа 1856 года, Михаил Бестужев остался в Селенгинске.
В 1857 году участвовал в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 - 1858 годов). Бестужев руководил флотилией из 40 барж и плотов.
22 апреля 1862 года Бестужеву было разрешено проживать постоянно в Москве.
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены. Жил в Москве.
Михаил Александрович умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Бастуева Арюна 11 класс

Эпиграф: « Люди исчезают.., но привязанность к ним остается вечной, и тем сильнее, чем отдаленнее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственной связи человеческого рода, передаваемой из поколения в поколение?..»

Н. Бестужев.

2010 год – год 185-летия восстания декабристов на Сенатской площади. Кто они были, люди, стоявшие на Сенатской площади в 10 часов утра, вошедшие в историю нашей страны Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного устройства России. Попытка оказалась неудачной, восстание было разгромлено. Царизм жестоко расправился с восставшими: пять человек казнены через повешение, остальные отправлены на каторгу, в ссылку, разжалованы в солдаты. Отбыв тяжёлую каторгу, декабристы попали на вечное поселение в различные места Сибири, в том числе и территории нашей Бурятии. Ссылка и деятельность декабристов в Бурятии составляют неотъемлемую часть истории края.

Цель моей работы – исследование жизни и деятельности поселенного в Бурятии Михаила Александровича Бестужева в плане историко-биографического изучения его жизненного пути и общественной деятельности.

Кто он был – блестящий офицер, талантливый разносторонний человек, человек, который находясь на последней грани нужды и человеческих страданий, не переставал мечтать о величии своей Родины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Республиканская, краеведческая НПК,

посвященная 185 – летию движения декабристов

Номинация - «Наследие декабристов»

Доклад

"Словом и примером служили делу,

которому посвятили жизнь" ...

Михаил Александрович Бестужев

Подготовила: Бастуева Арюна

11 класс

Адрес: с. Новоселенгинск ул. Горького 71

Руководитель: Дугаржапова Валентина Доржиевна

с. Новоселенгинск -2010

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть доклада
  5. Заключение
  6. Список литературы
  7. Приложения
  1. Введение

Что не ветер шумит во сыром бору,
Муравьев идет на кровавый пир …
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить головы за Россию-мать.
И не бурей пал долу крепкий дуб,
А изменник-червь подточил его.
Закатилось воля-солнышко,
Смертна ночь легла в поле браное
Как на поле том браный конь стоит,
На земле перед ним витязь млад лежит.
Конь мой конь скачи в святой Киев-град:
Там товарищ там мой милый брат…
Отнеси ты к ним мой последний вздох,
И скажи «Цепей я нести не мог,
пережить нельзя мысли горестной
Что не мог купить кровью вольности!».

1830 г. М. Бестужев

« Люди исчезают.., но привязанность к ним остается вечной, и тем сильнее, чем отдаленнее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственной связи человеческого рода, передаваемой из поколения в поколение?..»

Н. Бестужев.

2010 год – год 185-летия восстания декабристов на Сенатской площади. Кто они были, люди, стоявшие на Сенатской площади в 10 часов утра, вошедшие в историю нашей страны Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного устройства России. Попытка оказалась неудачной, восстание было разгромлено. Царизм жестоко расправился с восставшими: пять человек казнены через повешение, остальные отправлены на каторгу, в ссылку, разжалованы в солдаты. Отбыв тяжёлую каторгу, декабристы попали на вечное поселение в различные места Сибири, в том числе и территории нашей Бурятии. Ссылка и деятельность декабристов в Бурятии составляют неотъемлемую часть истории края. Я считаю важным знать эти страницы истории России, связанные тесно с историей моей республики, моего района. Цель моей работы – исследование жизни и деятельности поселенного в Бурятии Михаила Александровича Бестужева в плане историко-биографического изучения его жизненного пути и общественной деятельности.

Кто он был – блестящий офицер, талантливый разносторонний человек, человек, который находясь на последней грани нужды и человеческих страданий, не переставал мечтать о величии своей Родины.

  1. Основная часть доклада

Бестужев Михаил Александрович (22.9.1800 - 22.6.1871) с 12 лет учился в Морском кадетском корпусе. Плавал в Белом, Северном, Балтийском морях.

В 1817 году ходил во французский порт Кале на линкоре «Не тронь меня», на котором после Отечественной войны вернулись солдаты и офицеры корпуса М.Воронцова.

По документам Центрального государственного архива Республики Бурятия, Михаил Александрович Бестужев был: гардемарин - с 10.6.1814, мичман - с 1.3.1817, лейтенант - с 22.3.1822, переведен поручиком в лейб-гвардии Московский полк - с 22.3.1825, штабс-капитан - с 3.5.1825 лейб гвардии Московского полка, командовал 3 фузилерною ротою 1824 г. В 1817 на линейном корабле «Не тронь меня» плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М.С. Воронцова. Знакомство с европейской жизнью произвело на него чрезвычайно сильное впечатление. В его голове забродили вольнолюбивые мечты. В 1817-1819 служил в Кронштадте, в 1819-1821 - в Архангельске. Второй раз Бестужев попал за границу через четыре года, когда проездом из Архангельска в Кронштадт остановился в Копенгагене; здесь, как он показывал на суде, “заимствованные во Франции понятия более укрепились”. Рассказы товарищей, также бывавших за границей, “невольно питали полученные им понятия ”. В том же направлении действовали известия о революционных брожениях в Италии, Испании и Германии. В 1824 г. Бестужев был введен в Тайное общество капитаном Торсоном.

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади. В день восстания, в Петербурге 14 декабря 1825 г. в 10 часов утра он вместе со штабс-капитаном князем Щепиным-Ростовским и другими единомышленниками обходил роты Московского полка, рассказывая солдатам, что Константин Павлович вовсе не отказался от престола, и убеждал солдат не давать присяги императору Николаю. Потом, приказав 3-й роте, которая состояла под его командой, захватить боевые патроны, Бестужев повел ее на Сенатскую площадь вместе с тремя другими ротами, шедшими под командой князя Щепина-Ростовского и Александра Бестужева. вывел на сенатскую площадь Московский полк.

Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость («Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа. Бестужева посадить также в Алексеевский равелин») в №14 Алексеевского равелина, раскован - 30.4.1826. Михаил Александрович еще в Петропавловской крепости изобрел тюремную азбуку. В истории политической тюрьмы азбука перестукивания стала важнейшим средством общения.

Осужден по ІІ разряду, но приравнен к І разряду и приговорен к вечной каторге. После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург - 7.8.1826, отправлены в Сибирь - 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 аршbyf 5 1/2 вершкjd, «волосы на голове и бровях черные, лицом чист, смугловат, глаза темнокарие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка»), затем доставлены в Читинский острог - 13.12.1827,.

Вечная каторга, которую отбывал в Чите, и Петровском Заводе, была сокращена до 20 лет, « ...постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры, прения, рассказы о заключении, о допросах, клокочущий неумолчно...»,- вспоминал Михаил.

В Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращен до 15 лет - 8.11.1832 и до 13 лет - 14.12.1835. Пока каторжные работы отбывались в Чите, Михаилу жилось очень тяжело. С переводом в 1830 г. в Петровский Завод положение улучшилось, и оставалось много времени для работы над своим образованием. Еще сидя в крепости, Бестужев увлекся изучением языков. В Сибири он хорошо усвоил не только все главные европейские языки, но и такие, как испанский и польский. Для кружка товарищей, систематически изучавших философию и историю, он написал ряд рефератов. Оказавшись в тюремных камерах, они с первого же дня стали учиться всяким ремеслам.

По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губернии. Выехали из Петровского завода - 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губернии, дожидаясь разрешения поселиться в Селенгинске, прибыли в Селенгинск - 1.9.1839.

В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерями Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П.М. Бестужевой сестрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жен государственных преступников.

Они приобрели усадьбу, и со свойственным увлечением Михаил Александрович отдался сельскому хозяйству. В Селенгинске декабристы показали себя новаторами ведения сельскохозяйственного производства. В поте лица они добывали себе хлеб. На их огородах росли овощи, в парниках арбузы, дыни и китайские огурцы.

Бестужевы заметно выделялись среди товарищей страстью к постоянной деятельности Человек разносторонних дарований, Михаил Александрович Бестужев слишком разбрасывался и ни на чем определенном не сосредоточил свои таланты. Он много писал в прозе и стихах, но ничего не печатал .

Как и все Бестужевы, он был на все руки мастер, знал множество ремесел и прилагал свои способности к разного рода изобретениям. Ему, между прочим, приписывают устройство очень удобной тележки - “сидейки”, получившей в Сибири большое распространение под именем “бестужевки ”.

В Сибири его знали как ученого, изобретателя, педагога, писателя.

О себе Михаил Александрович писал: «Лишенный возможности быть существенно полезными обществу, мы жили в абстрактном мире …Мы поглощали с ненасытной жадностью все, что мир духовный творил, и мы были умны теоретически! Я предугадал, что с подобной системой занятий можно легко сойти с ума. Я начал умственные занятия перемешивать с занятиями более практическими, материальными: я изучал более шести языков, я был попеременно портной, сапожник, переплетчик, слесарь, кузнец, лудильщик, шорник, и ювелир».

Как видим из этого признания декабриста, он был что называется, «мастером на все руки», он не переставал пополнять свои знания и передавать их другим. Историки и литературоведы отмечают, что на каторге и в ссылке Михаил Бестужев полностью сохранил свой революционный темперамент и демократические убеждения, это был человек большой жизненной активности и стойкости, что он выдержал не мало ударов судьбы, и в самых ужасных условиях сибирской каторги и ссылки продолжал заниматься не только различными полезными жизненными делами, но и литературой. Литературное наследие М. Бестужева невелико по объему и пестро по составу: он переводил западно - европейских классиков, писал повести о морской жизни, занимался фольклором и этнографией. Еще в 20-е годы Х1Х века он выступил как поэт. Писал стихи, о которых отзывался так: «… тут были и замки и ливонские рыцари, и девы, и новгородцы », но стихи юного поэта до нас не дошли.

О том, что Михаил Бестужев сохранил верность декабристским идеалам, свидетельствуют его стихи, написанные в Сибири в 1829 и 1830-х годах (Приложение 4). В стихах:

Еще ко гробу шаг - и может быть, порой,
Под кровом Лар родных, увидя сии строки,
Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,
Где брошен жизни сей бушующей волной,
Ты взора не сводил с звезды своей вожатой
И средь пустынь нагих, презревши бури стон,
Любви и истины искал святой закон
И в мир гармонии парил мечтой крылатой. "
(посвящалось М.И. Муравьеву - Апостолу) и «Песня» звучит тема «борьбы с судьбою в Сибири дикой», полночной, «одичалой». Но лейтмотивом звучит в стихах мысль, что страдания узников были не напрасными, они принесут народам счастьем и «луч улыбки».

Ни жестокая расправа, учиненная Николаем І, ни кошмарные условия тюрем, каторжных работ и поселения не сломили и не разоружили декабристских литераторов. А.И. Кюхельбекер, В.Ф.Раевский, А.И. Одоевский, братья Бестужевы – все они продолжали в далекой Сибири активную творческую деятельность. Кроме этого в Сибири Михаил Бестужев писал публицистические статьи, занимался изучением фольклора.Это можно узнать из его статей и других произведений по которым пригоршнями рассыпаны этнографические и фольклорные материалы – о ламах, о тибетской медицине, об амурских сплавах и т.д. Михаил Александрович увлекался ламаизмом об этом он подробно пишет в письме - сестрам. (Приложение)

Наиболее крупным литературным произведением в наследии М.А. Бестужева являются «Записки», которые к сожалению остались не завершенными.

В своей основе Записки содержат рассказы о людях и событиях, которые переживал автор. Написаны «Записки» живо, ярко, интересно и увлекательно. Сибирский узник рассказал о работе каторжников и ссыльных. Он описал жизнь свою и брата Николая в Селенгинске, рассказал о своих сестрах и о тех, кто навещал их в Селенгинске. С кем братья вели переписку.

Воспоминания Михаила Бестужева – лучшая часть мемуарного наследия декабристов.

В 1847 г. женился на дочери есаула Селеваного – Марии Николаевне. Дела и женитьба прочно привязали его к Сибири, и он долго не пользовался амнистией.

Много и плодотворно работал Михаил Александрович Бестужев в области краеведения Бурятии. В своем дневнике автор говорит о том, что увлекался фольклором бурят и составил краткий словарь для бесед с бурятами на поселении. Из литературного наследия М. Бестужева наиболее ценны его работы по Буддизму, которые ждут своего открывателя.

Вместе, с братом Николаем разделил муки каторги и поселения в Сибири, прожив там 30 лет. Михаил Бестужев покинул Селенгинск в 1867г. Дом с мезонином, два флигеля, баню – обсерваторию, кузницу, мастерские разыграл в лотерею, но фактически раздарил сележанам.

Жители Селенгинска устроили в честь него молебен церкви, прощальный обед. Поклонившись могилам брата Николая, жены Марии, сына Коли и Константина Торсона, того, кто принял его в общество.

Михаил Бестужев сел в тарантас с 3- летним сыном Сашей, 7 летнею дочерью Машей уехал. «Уезжая Михаил Александрович сильно плакал,- вспоминала бурятка – служанка Жигмит Анаева.- Это были боги, а не люди!»

После амнистии декабристам (1856) и смерти жены уехал в 1867 г. в. Москву. Но можно добавить, что в Сибири остался глубокий след жизни и деятельности Михаила Александровича Бестужева.

Он умер в Москве в 1871 г. от холеры.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Никто из его 4 детей не пришел роковой для них черты 13 лет – жена, страдавшая чахоткой, родила их слабыми здоровьем.

Приложения

Приложение 1.

Портрет М.А. Бестужева

Приложение 2

М. А. Бестужев. Акварель Н. Бестужева. 1837-1839 гг.

Приложение 3

АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАВЕЛИН

Приложение 4

Восстание на Сенатской площади

Приложение 5

Приложение 7

« Первое еще письмо пишу к вам, милые мои сестры, в этом году который дай Бог, чтоб принес вам какое – нибудь утешения в скорбной нашей жизни и был к вам милоствее его прошедших собратий. Какого то вы проводили праздники? Что же до меня касается, то я провел их, если не совсем весело, то, по крайней мере, шумно-рассеенно; в сфере для меня совершенно новой, в кругу людей, с которыми судьба меня свела впервые. Вот почему я не мог писать вам прежде и вот почему брат к вам до сих пор не отвечает на ваши письма. Но на днях я и его ожидаю Уже прошло двадцать семь дней нашего нового года, а китайский и монгольский новый год начнется.Это только через два дня. Самый из их годовых праздников и называется Саган-Сара, т.е. Белый месяц: празднество начинается рождением Луны. Тогда весь бурятский мир пьет веселится и набожные едут в кумирни молиться Великому Бурхану (Богу) . Прошедший год я ездил из любопытства в их главную кумирню на Белый месяц и был чрезвычайно доволен своею поездкою, так много любопытного я там насмотрелся. Эта Кумирня стоит на берегу Гусиного озера, которое от нас в верстах в 35. Называется Гусиным потому, что летом бесчисленное множество гусей прилетают на берега этого озера, линяют и выводят детей; длиною на верст около 40. На оконечностях его и на середине стоят кумирни, из коих одни есть главные, где присутствует Хамбо -Лама, т. е. их митрополит, который мой большой приятель и нынче заезжал звать в гости к себе на Белый месяц - но я не знаю, поеду ли? Наружный вид их кумирен имеет большое сходство с нашими церквами. Штиль чисто индийский, и как штиль древнее византийского, по которому в старину строили наши церкви, тоже много заимствовал из Индии, то и неудивительно это сходство. Вокруг главного здания кумирни выстроены отдельные часовни. В одной хранитель Ганжур, т. е. их учение веры с подробным исполнением всех обрядов касательно их вероисповедания; он состоит из 212 книг infolio В другой часовенке хранится Данжур, т. е. краткое толкование их вероисповедания и состоит из 106 книг infolio. В третьей погребаются Хамбо - Ламы; в четвертой - колесница, в виде кареты с 4 зелеными лошадьми, в которой их вто ростепенный бог с большим торжеством катается во круг кумирни; около середины лета при входе в главную кумирню стоят по обе стороны дверей чучела каких-то страшных фантастических зверей, а при входе в храм - осьмиугольный вертящийся барабан, украшенный лосутками разноцветных материй и обвешанный бубенчиками и колокольчиками. Каждый правоверный, проходя в храм, должен его повернуть, а набожные - несколь ко раз. Этот барабан называется «Умани -батмехум», т. е. «господи помилуй».

Такие барабаны, но только меньших размеров вы увидите на всех кладбищах, вертящие, подобно мельницам от ветру; их увидите, вер тящие, в юрте лам, над огнем их очага - посредством течения воздуха; вы увидите их даже у каждого убушея, т. е. набожного человека, который, если есть сво бодная минутка, повертывает его, как волчок, рукою.

Для чего, спросите, вы должны вертеть этот волчок? А вот для чего. В древние времена пред входом в кумир ню ставили подобный барабан и на всех его сторонах писались молитвы, которые должно было все прочитать, прежде ежели войдет в храм - для удобности он по вертывался. Набожные люди прочитывали молитвы по нескольку раз, впоследствии первоначальная мысль утратилась - осталось только наружное действие, и те перь набожность мерится числом оборотов барабана. Но надо вам сказать, что внутри этого барабана лежат молитвы и целая стопа бумаги, на которой написано «Уммани - батмехум», т. е. «господи помилуй»» - и пред полагается, что всякий, кто поверяет его - значит, он прочитал все молитвы и повторил столько раз «господи помилуй», сколько заключает их в себе вертящийся барабан. Покойный барон Шиллинг фон Капштадт приобрел от одной кумирни предорогие издания Ганжура с таким условием, чтоб он им напечатал 10 стоп бумаги «Уммани- батмехум» и чтоб на каждом листе печатном было не менее 20 000. Представляю вам са мим вычислить на досуге, сколько раз каждый право верный при повороте барабана произносит «господи помилуй».

Когда войдете в храм, то внутренность его вы едва можете рассмотреть от множества разноцветных лоскут ков, висящих под потолком. Направо и налево висят и стоят у стены огромные барабаны около сажени в по перечнике: бубны, бубенчики, трещотки и огромные ро га. Все это принадлежности их священной музыки, но какова она, вы можете сами представить. Во всю дли ну кумирни стоят низкие скамьи, на коих сотни 3 или 4 лам сидят, поджав ноги. В самом углублении - вроде католического алтаря, где помещены их бурханы. Перед каждым бурханом стоит маленькая чашечка с во дою и другие с пшеном и свечки из алоевого дерева. Перед этим алтарем на самом высоком месте заседает Хамба-лама, направо и налево пониже ширетуй и дзарджей - его помощники, и так по старшинству прочие ламы на низких диванах. Все они одеты в красные или желтые шелковые или суконные халаты особенно го покроя и сверху накинуты пурпурные мантии, которыми они живописно драпируются при молении - кро ме того, у них по их чинам и шапки особенные - но прочие ламы имеют обыкновенную шапку лам, цветом желтую, и должны в кумирне сидеть с обнаженною головою, несмотря на 30-градусный мороз, и сидеть почти весь день с раннего утра и до позднего вечера. Служба прекращается только на весьма короткое время. Это я говорю про службу в Белый месяц. Что вам сказать о их службе? В первый раз, как я присутствовал при их богослужении - признаюсь - оно сделало на меня чрезвычайное впечатление своею страшностию. Вообразите огромный храм, разделенный во всю длину двумя рядами пилястр с резными капителями, перепу танных по потолку, как паутиною, разными арабеска ми, между которыми повешены различной формы балдахины и лоскуты разноцветной материи, по стенам уродливые изображения их богов, их священные инстру менты; в глубине алтарь с их бурханами, слабо освещенными небольшими лампадами, и в этом полумраке 300 человек лам, сидящих неподвижно, так что я сна чала принял их за идолов.

Уже вечерело, когда я пришел. Скоро вошел Хамбо- лама, сопровождаемый дву мя дьяконами: красивыми, рослыми и одаренными звучным голосом. При всеобщем хоре Хамба очень живописно совершил трижды коленопреклонение при входе, на середине храма и пред алтарем, потом сел на свое возвышенное место, и служба началась. Началась тем, что с потолка спустили один балдахин, под которым было блюдо со священным пшеном и раздали всем ламам; потом опустили другое блюдо со священною водою и также раздали всем в их медные чашечки. Потом один из дьяконов встал и начал гимны, за ним все. Вся их служба состоит в этом.

Дьякон начинает потом все подхватывают, но размер и такт беспрестанно переменяется, а иногда сопровождается их музыкою. Иногда дьякон один и уж очень долго мычит какое-то соло без слов, и я никак не мог добиться толку, для чего он это делает. По временам Хамба -лама или дзарджей читают книги, а на каждый стих вся честная компания лам так страстно отвечают каким-то гортан ным рычанием. Это, право, страшно. В продолжение службы все ламы бросают вверх священное пшено и кропят по воздуху священную воду в жертву бурхану. Это ночное служение заключилось всеобщим хором богу и о ниспослании его благодеяния на все твари, и когда дошло до того, где испрашивается благоденствие царю - то поднялась такая адская музыка, что я не вольно затрепетал - сперва она начинается тихо, громче и громче, голоса даже усиливаются - потом вы слышите раскаты грома, потом звякание метели, треск, вой огромных рогов - и все это в аккомпанемент с завыванием 300 голосов нечеловеческих, а как будто голодных гиен или шакалов! - И все это на полу, и все это посре ди неподвижно сидящих, как истуканы, лам, которых признаки жизни только можно видеть по густому пару, который клубится из их рта, когда они так страшно за вывают. Посреди этой сцены Хамба -лама встал и вели чественно отправился из кумирни, и вдруг все, как бе шеные, вскочили со своих мест и бросились, давя друг друга в дверях. Так кончилось в этот день служение, но извините - не кончаюсь. Едва ламы разошлись по своим кельям, которые выстроены вокруг кумирни,- как вдруг снова повестка: собираться в кумирню как можно скорее. Было уже за полночь: что такое? зачем? А вот что... злой дух в виде крылатого дракона, прогуливаясь по безводному пространству, прельстился ясным месяцем, которое, как серебряное яблочко, спокойно катилось по тверди небесной, и вздумал его скушать. Уж край ясного месяца был обгрызай, Когда ламы, без сомнения, и я с ними, собрались в кумирню. Дело состояло в том, чтоб отогнать голодного дракона, вследствие чего поднялась такая тревога... что - хоть святых БОЙ понеси. Но, несмотря на их проделки, дра кон продолжал, как удав, кусать лакомый кусочек, и уже половина серебряного яблочка исчезла в пасти дракона, как вдруг, вероятно, испугавшись усиливающихся криков и стукотни, он начал выплевывать свою жертву. Чрез полчаса ненаглядный голубчик по-прежнему катался чист, цел и ясен по синеве неба. Вы догадались, что это было просто затмение Луны, но они <...> изъясняют это так, как я описал выше, и во всех местах обязанность каждого жителя при таковом казусе - бежать на улицу и стуком в тазы и сковороды и криком стараться отогнать мнимого дра кона.

Но полно об этом - я заболтался и теперь только заметил, что исписал три листа вздору и могу надоесть …»

Приложение 8

Что не ветр шумит во сыром бору –

Муравьев идет на кровавый пир...

С ним черниговцы идут грудью стать,

Сложить голову за Россию-мать.

И не бурей пал дблу крепкий дуб,

А изменник червь подточил его.

Закатилася воля-солнышко,

Смертна ночь легла в поле бранное.

Как на поле том бранный конь стоит,

На земле пред ним витязь млад лежит.

"Конь! мой конь! скачи в святой Киев-град;

Там товарищи, там мой милый брат...

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: "Цепей я нести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!"".

Между 1829 и 1835

М. И. МУРАВЬЁВУ-АПОСТОЛУ

Еще ко гробу шаг - и, может быть, порой,

Под кровом лар родных, увидя сии строки,

Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,

Где, брошен жизни сей бушующей волной,

Ты взора не сводил с звезды своей вожатой

И средь пустынь нагих, презревши бури стон,

Любви и истины искал святой закон

И в мир гармонии парил мечтой крылатой.

Литература

  1. Бахаев В.Б. Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии/ отв. Ред. П.Т. Хаптаев. – Новосибирск: Наука, 1980. – 174 с.
  2. В потомках ваше племя оживет: Воспоминания о декабристах в Сибири. – Иркутск:Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1836. – 352 с.
  3. Декабристы: Биогр. справ./[АН СССР, Ин-т истории СССР и др.]: Изд. подгот. С.В. Мироненко; под ред. М.В. Нечкиной; [Ст. С.В. Мироненко, с. 376-398]. –М.: Наука, 1988. – 446 с.
  4. Декабристы в Бурятии: биогр. справ./ Научн.-произв. Центр по охране и использованию памятников истории и культуры; Авт.-сост. В.И. Петров. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2002. – 32 с.: ил.
  5. Декабристы в Бурятии: По документам центр. гос. архива / центр. гос. архив Республики Бурятия; сост. С.Г. Аюшева, Л.П. Щапова; Ред. Ц.М. Гэндэнова. – Улан-Удэ, 1992. – 56 с.
  6. Декабристы и Сибирь: [Альбом / Фотосъёмка С. Алексеева и др.; Авт.-сост. М.Д. Сергеев и др.; Авт. введ. и текста к главам М.Д. Сергеев]. – М.: Сов. Россия, 1988. – 261с.: в основном ил., цв. ил.
  7. Декабристы и Сибирь [сб. статей] / АН СССР С.О. Ин-т истории, филологии и философии; [ред. кол.: А.Н. Копылов (отв. ред.) и др]. – Новосибирск: Наука, 1977. – 261 с.
  8. Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма / Бурят. Фил. Ин-т обществ. Наук С.О. АН СССР: сост., авт. предисл. В.Б. Бахаев. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1975. – 232 с.
  9. «Декабристы Забайкалья» Демин Э. В.
  10. «Декабристы и Сибирь» Кензина В.Л., Ванчугова В.В., Куликаускене Н.В.
  11. «По следам эпохи декабристов» Т. Муратов
  12. «Во имя долга и любви» Р.А. Киреева