Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Уездный город в комедии ревизор. Описание города в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Описание города в ревизоре

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого «...хоть три года скачи, ни до какого государ-ства не доедешь». Грусть вызывает описание этого го-родка: «На улицах кабак, нечистота!». Поблизости от старого забора, «что возле сапожника,.. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ас-сигнована сумма... начала строиться, но сгорела»... И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено «прене-приятным известием» о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни-кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ-ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп-леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас-сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст-во сатирика, который на основе простого сюжета су-мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на-сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу-дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по-вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ-ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад-ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус-ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого-ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме-дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака-занности: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов». Для городничего не суще-ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи-теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города — Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, «вольнодумец», так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят-ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

С язвительной сатирой показан попечитель бого-угодных заведений Земляника — доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: «че-ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо-ровеет, то и так выздоровеет».

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов — чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин — глу-пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе-нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст-венной администрации николаевской России. Куль-турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав «столпов го-рода N»: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса «Ревизор» говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить-ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб-ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни-жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дур-ное в России... и за одним разом посмеяться над всем». Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале-ко ушло от представленных Гоголем любителей взя-ток и красивой жизни.

«Ревизор» был задуман как общественная комедия (а не семейно-бытовая), поэтому изображаемые события рассматриваются в масштабе города (а не одного дома).

Город - всегда многомерный, многозначный символ. Это некое замкнутое, отгороженное от окружающего пространство, маленький мир, который может отражать в себе большой мир и быть его символом. У Гоголя - Диканька (в данном случае, не город, а село, но симво­лические функции те же), Миргород (говорящее имя), фантасмагорический Петербург и вот теперь - уездный город без названия. Итак, город - это замкнутое мифо­логизированное пространство со своей четкой внутрен­ней структурой, внутренними законами. Социальная структура города у Гоголя - простейшая схема, пирами­да с вершиной - городничим, дальше - его семья, по­том - чиновники, помещики, купцы, мещане, ремес­ленники и другие жители города. Город - символ лю­бой крупной социальной иерархической структуры (государства, целого мира). В соответствии с этим мож­но говорить о следующих значениях образа «сборного» (Гоголь) города.

1. Собирательный образ провинциального русского го­рода. Особенность изображения: Гоголь не стремился предельно точно передать факты, он передает скорее «не факты, а сам дух действительности» (В. Г. Белинский). Пример: в номенклатуре чиновников нет такого необхо­димого персонажа, как городской голова, потому что достаточно фигуры городничего, воплощающего абст­рактную идею - высшая власть в городе. Итак, это ми­фологизированный образ провинциального русского го­рода. Существуют воспоминания о том, как в одном провинциальном городе городничий принял образ гого­левского Городничего на свой счет и очень обиделся.

2. Фантасмагоричность города. В городе есть что-то фантасмагорическое, начиная уже с неопределенности его местоположения на карте России («Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). Очевидно, что такие персонажи не могли бы встретиться в реальной жизни. Можно сказать, что это провин­циальный русский город, но в кривом зеркале гротеска и сатиры. (Как с этим связан смысл эпиграфа к пьесе?) Можно также сказать, что это город-призрак, воплоще­ние «призрачной нашей действительности» (В. Г. Бе­линский), город, которого нет на карте и в то же время чисто русский город.

3. Государство Российское в миниатюре. Можно рас­сматривать город в «Ревизоре» одновременно и как гро­тескную карикатуру на бюрократическое государство. Многие понимали смысл комедии именно так. Импера­тор Николай I отозвался о пьесе: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне - больше всех». Однако из текста отдельной пьесы «Театральный разъезд...» {вам необходимо ее перечитать) следует, что такая трактовка достаточно беспочвенна. В пьесе зрители обсуждают между собой только что просмотренную в театре комедию Гоголя «Ревизор». Те, кто утверждал, что это опасная, неблаго­надежная комедия, - в сущности, недалекие люди.

4. Трактовка в духе религиозно-философской притчи. Такая трактовка предлагается самим Гоголем в еще одной, отдельной пьесе - «Развязка «Ревизора», - на­писанной для бенефиса М. Щепкина. На этот раз персо­нажами являются актеры, главный из них - Первый Ко­мический Актер, он произносит большой дидактический монолог, обращенный к зрителям. В монологе говорится, что город - это наша душа, чиновники - это гибельные страсти, ревизор - совесть, а Хлестаков - мнимая, «ветреная, светская» совесть. Таким образом, сюжет понят в аллегорическом смысле, в духе притчи. Город как сим­вол внутреннего мира человека - есть в христианской традиции.

Известно, что эта трактовка не пришлась по вкусу Щепкину, который писал Гоголю, что хочет на сцене видеть сатирические образы чиновников, а не «какие-то страсти» («После меня переделывайте хоть в козлов», - добавляет он).

5. Персонажи, олицетворяющие город. Это прежде все­го Городничий, а потом - чиновники. Они в значитель­ной степени - «лицо города», т. е. город в пьесе показан как результат деятельности градоначальника и других чи­новников. В отличие от Городничего чиновники более примитивны. Гоголь при их изображении пользуется более простыми приемами (одно связано с другим). Го­родничий и Хлестаков - как бы объемные фигуры, а чиновники - плоские, их можно также уподобить мас­кам или куклам. Каждый из них имеет свою характерную комическую деталь в портрете, манере поведения, при­вычках и т. д. (например, Ляпкин-Тяпкин выделяется тем, что любит брать взятки борзыми щенками, «отли­чительная черта» Бобчинского и Добчинского - то, что они почти одинаковы). К этим мелким черточкам («грешкам», по выражению Городничего) в принципе и сводится характер. Определенную роль играют смешные фамилии чиновников, в основном они звучат просто абсурдно, но некоторые являются и говорящими - например, доктор Гибнер, полицейский Держиморда. Примечательно, что чиновники, как правило, появляют­ся на сцене все вместе и действуют сообща, выступая по очереди. Это относится к первой сцене (ожидание реви­зора), к сцене взяток и к сцене чтения письма.

Ожидание ревизора. В этой сцене обратите внимание на гротескно-комические сообщения чиновников о том, что происходит в подведомственных им учреждениях. Цитируйте в сочинениях то, что покажется вам особен­но смешным. Это - общая экспозиция сюжета, или «общая ситуация», как ее называет Ю. В. Манн.

Сцена взяток. Обратите внимание на грубо-комический ход: все чиновники подсовывают Хлестакову взят­ки, но первый чиновник стесняется сделать это, следую­щий делает это уже смелее, дальше Хлестаков уже сам просит одолжить денег («Я по дороге поиздержался...»), а они того и ждут. Еще один момент: Земляника, перед тем как распрощаться с Хлестаковым, доносит на ос­тальных чиновников.

Сцена чтения письма. Грубо-комический ход. В пись­ме приводятся «хлесткие» характеристики, данные Хле­стаковым каждому из чиновников. Чиновники (начиная с Почтмейстера) читают вслух это письмо по очереди. Каждый из них передает это письмо другому, когда речь заходит о нем самом: никто не хочет читать о себе, но все с удовольствием читают о других.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Уездный город в пьесе Гоголя «Ревизор». Город и его обитатели. Образ города N

Город N в комедии «Ревизор» занимает далеко не последнее место. Это универсальный собирательный образ уездного города того времени. Гоголь соединил в нем все те порочные и раздражающие черты, которые можно с легкостью обнаружить в любом провинциальном городишке России до сих пор: кумовство, казнокрадство, взяточничество, невежество, лицемерие и т.д. Именно такое место служит идеальным пристанищем хлестаковщине.

Где же находится уездный город N в комедии «Ревизор»? Гоголь даже определил, где могла бы находиться вымышленная обитель пороков. Она расположилась где-то в Приволжье между Пензой и Саратовом. Мы узнаем это, читая о возвращении Хлестакова в родные места: едет он из Петербурга через Пензу в Саратовскую губернию.

Уездный город N — это небольшой, тихий городишко: «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж? Ведь это не столица». Может, поэтому там так легко было скрыть беззаконие и самоуправство чиновников, которых очень испугал приезд ревизора. Поскольку они не следят за порядком, в этих местах грязно и замусорено: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город!».

Заглядывая вместе с нерадивыми чиновниками во все потаенные уголки города, мы понимаем, что им есть, чего бояться: если ревизор увидит такое запустение, им всем придется туго. Например, в городской тюрьме арестантов вообще не кормят, а стражи порядка ничем не отличаются от тех, кого они преследуют. Вы мы помним историю вдовы унтер-офицера, которую выпороли просто так: «… Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер‑офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!..»

В городе также есть государственные учреждения: училище, больница, суд и т.д. Но ничего из этого толком не работает, так как чиновники не выполняют своих обязанностей по отношению к вверенным им объектам. Поэтому в этом месте живется не сладко всем, ведь, как известно, рыба гниет с головы: вслед за чиновниками деградировал и опустился весь город N. Там грязно и неуютно, везде царят мздоимство, воровство и обман, а людям не на что надеяться, так как ни суда, ни следствия градоправителям не надо, чтобы растоптать любого непокорного горожанина.

В образе города N, как я думаю, Гоголь хотел изобразить не только нравы и порядки глубинки, но и всю Россию, разоренную и опозоренную бесчестными чиновниками, до ужаса неустроенную и невежественную. Однако автор, как глубоко верующий человек, все же дал нам надежду на исправление этого библейского Содома: настоящий ревизор все-таки пришел.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Уездный город, изображенный Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор», – это городок в глуши провинциальной России. «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Жизнь в городке спокойная и нарушается только какими-нибудь местными неприятностями: подрались бабы на базаре, случилась за городом драка, а поехавший туда «для порядка» полицейский возвратился мертвецки пьян. Город грязный, как только где-нибудь поставят памятник или просто забор, так тут же вокруг навалят «на сорок телег всякого сору». Он не благоустраивается, потому что чиновники разворовывают деньги, которые на это выделяются. Городничий предупреждает, что церковь, на которую деньги были отпущены пять лет назад, «начала строиться, но сгорела». Он боится, что кто-нибудь, «позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась». Гарнизонные солдаты бродят одетые не по форме, полиция всем без разбора «ставит фонари под глазами: и правому, и виноватому».

Почему такая обстановка сложилась в городе? Местная власть – чиновники – заботится только о своем благополучии. Отсюда воровство, и взятки, и неправедный суд. Между собою они внешне приятели, но на самом деле завидуют друг другу и злословят потихоньку. Сплетничают не только дамы, которые стараются перещеголять других нарядами и «тонкостью обращения». Главные сплетники города – помещики Добчинский и Бобчинский. Они без устали разносят по городу новые сплетни. Все всё обо всех знают: кто ходит к чужой жене, кто сколько проиграл в карты, кто что прислал Городничему в подарок. И многие жалуются на обиды Хлестакову, видя в нем ревизора и защитника, а Земляника готов и донос написать о вольнодумстве смотрителя училищ и о грехах своих сослуживцев. Из жалоб жителей Хлестакову ясно, что те, у кого нет власти и денег, в этом городе должны терпеть и поборы, и унижения. У слесарши не по закону взяли в армию мужа, потому что другие откупились. Унтер-офицершу не по закону высекли. Купцов сажают под арест, таскают за бороду, если они мало дали денег и подарков Городничему.

Если в городе несправедливая и корыстная власть, то какой может быть в нем порядок? В нем царит произвол и беззаконие, и так было по всей России. Понимая это, Николай I был возмущен пьесой Гоголя. Ведь в комедии «Ревизор» в жизни уездного городка отразилась жизнь всего государства.

(2 вариант)

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», – так писал Н.В. Гоголь об авторском замысле своей комедии. Поэтому его уездный город – это обобщение, собирательный образ всей России.

Какие порядки царят в уездном городе? Власть принадлежит чиновникам и Городничему, и они всячески злоупотребляют ею в свою пользу. Для них невозможна служба только за жалованье: ведь умные люди не могут «пропускать того, что плывет в руки». Жалуясь на «недостаточность состояния» и на то, что «казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар», Городничий оправдывает взятки. Не отстают от него и чиновники. Ляпкин-Тяпкин считает, что брать взятки «борзыми щенками» – «это совсем другое дело», и даже открыто всем это говорит. Купцы жалуются Хлестакову на угнетение и произвол Городничего, на его откровенное вымогательство: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». А ворующего полицейского Городничий упрекает только за то, что он «не по чину» берет. Люди совершенно не защищены от произвола власти и беззакония. Мужа слесарши Пошлепкиной незаконно взяли в солдаты. Городничий убедительно доказывал законность этого: «Он вор; хоть он теперь и не украл, да все равно украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты». Настоящая же причина в том, что все другие откупились. Арестантам не выдают провизии. Больные в богоугодном заведении походят «на кузнецов», а врач – немец и «по-русски ни слова не знает». Простой человек «если умрет, то так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» – зачем же его лечить? Унтер-офицерская жена высечена, несмотря на недопустимость применения к ней телесных наказаний. Искать в суде защиту тоже напрасно: ведь судью волнует только охота.

Итак, народу тяжело жить в этом городе при такой несправедливой власти, равнодушной к «маленьким» людям. Но и сами чиновники между собой не слишком ладят. Они объединяются только от страха перед ревизором, а в обычной жизни завистливы, доносят друг на друга, интригуют. Поздравляя Городничего с будущей службой в Петербурге, просят его не забыть о них, а в сторону злословят, какое счастье привалило «этакой свинье». Двуличие и неискренность высших, бесправие и невежество низших – вот каков уездный город в изображении Гоголя.

Основные действия в комедии « » разворачиваются в одном из уездных городов России в первой половине 19 столетия. Этот город ни чем не отличался от сотен других российских городов. Нужно отметить, что Гоголь в своем произведении попытался показать нам некий собирательный образ городов российской глубинки того времени.

Географически город N расположен где-то между Петербургом и Саратовом, ведь именно по дороге в Саратов застрял в одной из городских гостиниц этого города. О том, что город N находится в самой глубинки России, свидетельствуют слова городничего: «Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Нужно сказать, что жизнь в уездном городе не была сладкой. Повсюду царил хаос и беспорядок, процветало взяточничество. К примеру, врачи городской больницы совершенно не заботились о своих пациентах. Они работали по принципу: умрет - так умрет, выздоровеет - значит выздоровеет. Внешний вид докторов и больных также вызывал много вопросов. Все были одеты в какую-то грязную одежду и походили на кузнецов или машинистов. Больные могли позволить себе курить, как паровозы и никто ни чего не замечал.

В помещении городского суда вовсе разводили гусей и сушили белье. Председатель суда постоянно был пьян.

В школах преподаватели подавали дурной пример своим ученикам.

Улицы города были завалены мусором.

В общем, ни одна городская служба, ни один городской чиновник не хотели исполнять своих служебных обязанностей. А все это происходило по тому, что городничий поощрял и словно не замечал такого бардака в своем городе.

Нелегко было и простому человеку. Особенно страдали купцы, которых городские власти нещадно обирали, требовали взятки. Про взяточничество в городе N свидетельствует тот факт, что по распоряжению городничего вместо откупившегося сына портного в армию забрали женатого мужчину, хотя закон прямо запрещал это делать. Или, к примеру, наказание ни в чем не повинной унтер-офицерши, которая была высечена и обложена штрафом.

Именно таким изобразил свой уездный город. Становится понятно, что Николай Васильевич был не доволен таким положение дел. Он попытался показать нам, куда ведет путь взяточничества и панибратства. В «Ревизоре» Гоголь поднимает вечные темы, которые еще долго будут актуальны в нашем обществе.