Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Возрастная норма речевого развития ребенка дошкольного возраста. Возрастные нормы речевого развития детей. Что может затруднять речь ребенка

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 - 70 слов.

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный)

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака.

к 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали)

к 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями (Иду гулять, дай игрушку)

с 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи (игрушки, одежда, овощи, фрукты)

к 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко - низко, далеко - близко)

с 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С , 3 , Ц

Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно - зубные в, ф, задне - язычные к, г, х, передне - язычные н

Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает.

с 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

к 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

с 3 лет

Общее развитие, что умеют дети в 2,5 года

· Поднимается и спускается по шведской стенке

· Пинать мяч с размаху

· Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола

· Перепрыгивать через веревку на земле

· Держать ноги на трехколесном велосипеде, когда катают

· Крутить педали велосипеда, когда едет прямо

· Ходить на цыпочках

· Переливать жидкость из одной емкости в другую

· Складывать бумагу пополам по подражанию

· Нанизывать на шнур бусины

· Раскатывать пластилин.

· Подбирать предметы к рисунку.

· Знают 2-4 основных цвета

· Узнают предмет по рисунку его характерной части.

· Постоянно задают вопросы.

· Называют свое имя, пол и возраст.

· Разговаривают с игрушками, играют в их общение друг с другом

· Среди 10 картинок находят такую же, какую показывает взрослый.

· Различают понятия «большой», «маленький», понимают - «такой же», «сначала», «потом».

· Раскладывают предметы двух цветов в разные коробочки.

Речь ребенка в 2,5 года

Понимание речи:

· Выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

· Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, потом без нее

Самостоятельная речь:

· Словарный запас - произносит более 200 слов.

· Правильно использует предлоги, союзы

· Слоговую структуру слова воспроизводит правильно

· Согласовывает прилагательное с существительным в именительном падеже в женском и мужском роде (прим. «клясная кофта» - красная кофта)

· Правильно называет множественное число существительного

· Правильно произносит звуки: А, О, И, У, Э, Ы, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Й, В, ВЬ, Ф, ФЬ,Х, ХЬ, ТЬ, ДЬ, НЬ, ЛЬ, С, З, СЬ, ЗЬ

· Звуки Ш, Ж - заменяет звуками С, З; Ч, Ц, Щ - заменяет звуком ТЬ, СЬ; звуки Р, Л - заменяет ЛЬ, Й.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

Ребенок развивается с задержкой.

Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения,
которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это
еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, Вашему ребенку необходима помощь!

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Словарный запас возрастает каждый день, теперь он составляет от 250 - 700 слов.

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов (у стула есть спинка, ножки, сиденье)

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

с 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы (ушёл, пришёл, обошёл)

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

с 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

к 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч

к 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

к 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

к 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

к 4 годам

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Словарный запас состоит из 1500 - 2000 слов.

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Активно пользуется обобщающими словами.

с 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии (крановщик, продовщица, воспитательница)

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы (узкий - широкий, больной - здоровый, мокрый - сухой)

к 5 годам

Продолжается словотворчество

В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)

с 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

с 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

к 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

к 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

к 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

с 4-5 лет

Речь – это важнейшая функция психики человека. Без ее полноценной реализации ребенок не может не только общаться, но и размышлять, обобщать полученные впечатления об окружающем. Именно поэтому развитию детской речи родители, педагоги и медики придают большое значение. Чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, есть ли у него речевая патология, когда нужно обращаться к специалистам, важно знать возрастные нормы развития речи детей.

Как в норме развивается речь ребенка

Речь любого человека, если у него нет грубых нарушений нервной системы, развивается по одному и тому же алгоритму. Независимо от национальности, места и времени рождения она у всех проходит по одному пути. В каждом возрасте ребенок достигает определенного уровня речевых умений.

У всех детей есть индивидуальные особенности роста и развития, поэтому у них могут быть небольшие сдвиги во времени появления определенных достижений.

Таблица этапов речевого развития

К концу дошкольного возраста детская речь почти не отличается от речи взрослого человека.

С рождения до года

Основы правильной речи появляются не с рождением ребенка, а задолго до него — тогда, когда у плода закладывается нервная система, ткани мозга, лица и других органов, в дальнейшем отвечающих за правильное произношение. Уже на первом месяце жизни внимательные родители могут различить по крику новорожденного, сыт он или голоден, чувствует дискомфорт или просто хочет видеть маму. До года ребенок проходит огромный путь речевого развития – от полного молчания до появления первых слов.

Таблица начального развития речи у ребенка

Основные показатели доречевого и речевого развития Возраст появления
В детском крике можно различить радость или недовольство 1-2 мес.
Возникает гуканье, появляется гуление. Если малыш сыт или находится в хорошем настроении, он произносит сам или повторяет за взрослыми слоги. Часто это умение проявляется при виде матери или других близких людей, когда возникает «комплекс оживления» — активные движения ручками и ножками. 1,5-3 месяца
У ребенка появляется лепет – слова, состоящие из 1-2 слогов (ба-ба, ля-ля, а-ва, та-та), а также звукоподражания типа би-би, тик-так, гав-гав, ко-ко. В 11 месяцев малыш произносит не менее 3 слов и он понимает, про что говорит. 8 месяцев – 1 год
В 1 год и три месяца дети способны понять простую словесную инструкцию (дай ручку, покажи, что у тебя в кулачке, помаши рукой). Они могут сказать около 6 слов, к полутора годам словарь возрастает от 7 до 20 слов. Малыш показывает у себя по просьбе взрослых руку, ногу, живот, ушки, нос. 1 год – 1,5 года.

Чтобы речевое развитие детей шло нормальными темпами, нужно разговаривать с ними с первых месяцев жизни. Даже, не понимая значения слов, малыши улавливают ласковый оттенок речи взрослых. Во втором полугодии дети уже понимают значения многих слов, обращенных к ним во время кормления, одевания, умывания.

От года до трех лет

Если до года с малышом активно занимались, стимулируя его речь, то его артикуляционный аппарат хорошо развит, он понимает значение многих слов. На третьем году жизни дети обычно имеют развитую память, их внимание становится более устойчивым. Дети активно интересуются тем, что происходит вокруг них. С помощью взрослых они получают новые знания, знакомятся со стихами и сказками.

Основные достижения речевого развития детей второго года жизни:

  • . Знают названия окружающих их предметов, могут показать предметы и животных на картинках в знакомых книжках.
  • Активный словарь. К полутора годам он содержит 20-30 простых слов, к двум годам их уже 200-300. В основном, это существительные и глаголы.
  • Грамматический строй. Изменяют простые слова (дай киску – дай кику). К концу второго года в предложении уже 3-4 слова. Могут задавать вопросы взрослым, четко различимые по интонации.
  • Звукопроизношение. Произносят все гласные звуки и частично согласные. В простых словах звуки четкие и ясные, в сложных словах они могут «проглатываться».

Двухлетние малыши выполняют инструкцию из 2 частей: «Возьми на стуле колготки и отнеси их бабушке».

Основные достижения речевого развития детей третьего года жизни:

  • Словарный запас. С 2 до 3 лет количество слов, употребляемых детьми, увеличивается в несколько раз, достигает 1200 слов. В этом возрасте начинается словотворчество, когда малыши придумывают собственные образные словечки.
  • Грамматический строй речи. Дети говорят простыми предложениями, слова в которых правильно употреблены по родам и числам. Дети задают вопросы, пользуясь интонацией.
  • Звукопроизношение. Артикуляционный аппарат крепнет, но не все звуки пока употребляются правильно. Страдают шипящие и сонорные звуки, дети могут переставлять или пропускать слоги в 3-4-сложных словах.

Малыши этого возраста слушают сказки и стихи, запоминая часть текста наизусть. Они могут отгадывать простые загадки.

От трех до шести лет

В этом возрасте уже хорошо различимы отличия в речевом развитии детей. Одни малыши активно общаются, их речь насыщена словами и грамматически правильна. Другие дети имеют в своем лексиконе несколько десятков слов и только начали учиться строить предложения.

Основные достижения речевого развития детей этого возраста:

  • Словарный запас. К четырем годам он равен примерно 1500 слов, к пяти – 2000 тысячам и более. Дети много говорят, задают огромное количество вопросов, образовывают новые слова. Трех-четырехлетние дети допускают ошибки в произношении многосложных слов, в 5-6 лет эти ошибки не возникают.
  • Грамматический строй. Дети говорят связно и последовательно, употребляя фразы из 3-4 слов. В 3-4 года слова в предложении могут употребляться в неправильном порядке (я хочу нет). Иногда неверно изменяются слова по родам и числам (много ботинков). К 5-6 годам грамматика речи совершенствуется.
  • Звукопроизношение. В 3-4 года наиболее часто встречается смягчение звуков, замена шипящих, дефектное употребление звуков Л и Р. К 5-6 годам звукопроизношение совершенствуется, замена звуков исчезает. Могут отсутствовать сонорные звуки Л и Р.
  • Связная речь. Малышам 3-4 лет очень сложно построить даже короткое высказывание. Чаще всего они общаются при помощи диалогов. Дети этого возраста легко запоминают слова сказочных героев, отвечают на вопросы. В возрасте 4-6 лет ребенок рассказывает по картине, пересказывает сказки, делится впечатлениями. Речь старшего дошкольника богата образными выражениями.

От 7 лет

Речь детей этого возраста, выросших в благоприятной среде, ничем не отличается от речи взрослого человека. Именно здесь наиболее ярко заметны плоды усилий, вложенных взрослыми в речевое развитие детей.

Основные достижения:

  • Словарный запас. Ребенок младшего школьного возраста употребляет обобщающие слова, синонимы и антонимы. Он логично сочетает слова по смыслу, может объяснить значение сложных слов. При описании предметов или явлений ему несложно подобрать слова для описания их свойств и качеств.
  • Грамматический строй речи. Детям доступно образование даже трудных форм существительных, глаголов и прилагательных. Они могут подобрать однокоренные слова, образовать новое слово.
  • Звукопроизношение. Произношение всех звуков близко к идеалу, речь четкая и ясная.
  • Связная речь. Дети могут составить короткий монолог, построить короткое сообщение. Речь выразительна и богата интонациями. Они четко и логично пересказывают литературные произведения, отвечают на вопросы.

Что может затруднять речь ребенка

Очень важно, чтобы малыш с первых дней своей жизни слышал правильную, интонационно богатую речь взрослых. У «молчащих» родителей дети обычно начинают говорить немного позднее своих сверстников.

Развитие речи зависит от здоровья центральной нервной системы и полноценно развитых органов артикуляции – губ, языка, неба. Если здесь имеются нарушения, ребенок не сможет освоить родной язык в полном объеме. От нормального слуха зависит понимание речи. Если малыш неточно слышит или совсем не слышит обращенные к нему слова, он не сможет повторить правильно ни одного слова.

Возможные нарушения при нормальном слухе и развитом интеллекте:

  • Неправильное звукопроизношение. Чаще всего дети не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц) и сонорные (Л, Р) звуки.
  • Маленький словарный запас и нарушения грамматического построения речи.
  • Позднее появление первых слов.
  • Малопонятная речь, невнятное произношение слов.
  • Значительное отставание экспрессивной речи от импрессивной, то есть дети все понимают, но сами не могут выразить свои мысли, не владеют речевыми навыками.
  • Утрата уже сформированной речи после травмы мозга или инфекций, затрагивающих головной мозг.
  • Гнусавая речь, сопровождающаяся нарушенным произношением всех звуков при расщелине верхнего неба.
  • Тихий, слабый или резкий голос.

Причины речевых дефектов:

  • родовая травма или асфиксия;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • травма головного мозга;
  • наследственность, когда родители ребенка тоже поздно начали говорить,
  • заболевания центральной нервной системы;
  • неблагоприятное влияние близкого окружения;
  • плохие условия жизни малыша.

Очень вредна чрезмерная нагрузка на неокрепший речевой аппарат детей. Заучивание в 2-3 года сложных слов и стихотворений, попытка заставить его произносить нетипичные для этого возраста звуки () могут привести даже к заиканию.

Когда нужно обратиться к логопеду

Как понять, что пора обращаться за помощью к специалистам:

  • в словаре к 3 годам всего несколько слов или просто лепет;
  • в первое полугодие жизни не появляется гуление, что может говорить об отсутствии слуха;
  • трехлетний малыш показывает пальцем, когда ему что-то нужно от взрослых;
  • одно слово обозначает разные предметы («кика» — это и конфета, и кошка, и книжка);
  • уже возникшая речь внезапно начала распадаться и ребенок замолчал;
  • высказывания малыша напоминают речь иностранца, только что освоившего чужой язык (кукла дай, папа пошла);
  • он переставляет слоги в словах (зажигать – жазигать);
  • движения органов артикуляции ограничены, часто течет слюна.

Очень часто у детей с серьезным недоразвитием речи не развиты мелкие движения пальцев рук, они неуклюжи и малоподвижны.

Существует неверное убеждение, что не стоит обращаться к логопеду до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, так поступают при простом нарушении звукопроизношения. Ребенок растет, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, и часть недостающих звуков появляется самопроизвольно.

В остальных случаях, чем раньше логопед, дефектолог и невропатолог диагностируют патологию, тем меньше времени потребуется на ее коррекцию, потребуется меньше усилий, чтобы помочь малышу.

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста могут быть использованы логопедами на родительских собраниях в начале учебного года, а также помещены на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе.

Характеристика речи детей первой младшей группы.

За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.

Словарь:

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.

Грамматический строй:

На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки:

В роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел?
-числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка
-не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.

Звукопроизношение:

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ).
Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет: С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ.

Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.

Характеристика речи детей второй младшей группы.

Словарь:

активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов,состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Грамматический строй:

Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»
Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа).

Имеются особенности в словопроизношении:

сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей средней группы.

Словарь:

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.

Грамматический строй:

Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение:

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах.

Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно.

Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке».

Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.

Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, но все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным.

На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.

Характеристика речи детей старшей группы.

Словарь:

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

Грамматический строй:

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение:

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.

Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.

Характеристика речи детей подготовительной группы.

Словарь:

К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй:

К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков»

Звукопроизношение:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.

Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФН,ФНР,ОНР.

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно..

Что такое ФНР?

При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».

Елена Сонина
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Речевые трудности у детей

1. Ребёнок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА – НЕ ПРОСТО

ЗАПАЗДЫВАНИЕ – ЭТО СИГНАЛ О

РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо обратиться к ЛОГОПЕДУ за консультацией!

2. Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого, долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т. п.

3. Говорит, как маленький.

4. Невнятная речь.

5. Не хочет говорить.

6. В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребёнка могут помочь в этом специалистам.

Ребёнок и речь

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска адаптации в школе.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;

Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

Способность говорить;

Способность понимать сказанное.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает:

Самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

Звуковой формой слов;

Значением слова;

Грамматическим строем речи.

Помимо правильного оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Как ребёнок учится говорить?

Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это,

несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, а каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по их аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ

После года развитие речи идёт стремительно. В это возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов, по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, а в 2 года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книгах картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают слова большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двусложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.

К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться регулятором поведения.

НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырём годам примерно 2000 слов.

К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т. д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребёнка по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социально не зрелого, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. Становится возможным установление причинно – следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.

Публикации по теме:

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста «Актуальность» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,.

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Консультации для родителей детей с ОВЗ: «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Нарушения речевого развития – одна.

Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР» Консультация для педагогов: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР». Нарушение речи – достаточно распространенное.

Консультация для родителей «Нормы речевого развития детей дошкольного возраста» Данные консультации размещаю в информационные уголки для родителей детей разных возрастных групп детского сада. Консультация для родителей.

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, постараемся дать краткий ответ.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение . В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» ( ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л"], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас . Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь . Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», как «тематура» и т.д. Но это относит ся к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, по с ударением - тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение . Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса . Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас . Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, по этому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предло жении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Д ети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение . К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас . После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря - в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа . Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас . Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй . Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать - ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.