Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

15 апреля 1942 года блокадный трамвай. Пуск трамвая в блокадном ленинграде как символ победы


В первую зиму войны Ленинград остался без трамвайного сообщения. Работники трамвайных депо совершали трудовые подвиги для сохранения тяговых подстанций. Весной армия ленинградцев очистила улицы от снега и 8 марта по городу поехали грузовые трамваи. 15 апреля же возобновилось пассажирское сообщение. До сих пор по адресу наб. реки Фонтанки 3а висит мемориальная табличка «ПОДВИГУ ТРАМВАЙЩИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА», гласящая «После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».

15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде снова заработал городской трамвай. В самом начале блокады, когда в городе стало не хватать электричества, вагоны замирали на улицах, не успев доехать до депо. Сложно представить, сколько сил и решимости понадобилось ленинградцам, чтобы оживить трамвай. И им удалось. Удалось доказать, что они живы, что они не сдадутся. Мы собрали для вас отрывки из воспоминаний блокадников, которые в тот весенний день снова услышали долгожданный звонок.

«Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».
«Блокадная книга», А.Адамович, Д.Гранин
«На свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал… Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других…» Много лет спустя, в 1980-е годы, на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые простояли более 40 лет».
Физик Л.А.Сена

«Февраль 1942 года. Положение с топливом стало выправляться. 5-я ТЭЦ запущена и вырабатывает 26 февраля 8 тысяч киловатт, а 13 марта - уже 14 тысяч. Бюро обкома партии принимает решение: возобновить движение трамвая. 8 марта - пустить грузовой, 15 апреля - пассажирские маршруты. Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов в короткий срок были приведены в порядок».
Из воспоминаний А.Маринина, директора ГЭС №5
Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт
«Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили!»

Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт
«Наперекор всем холодам, бомбам, проклятым фашистам мы должны были сделать праздник в нашем городе, обрадовать уставших ленинградцев, внести движение на улицы. А движение - это жизнь. В тот день особенно запомнился даже не праздник в нашем парке, - мы-то знали, что он придет, и готовились к нему. Радостнее всего было увидеть прохожих, которые медленно оборачивались на знакомый звук приближающегося трамвая. Видеть недоверчивые, удивленные глаза людей и где-то в самой глубине этих глаз забытую уже улыбку ленинградцев».
Вагоновожатая трамвайного парка им. Леонова А.Н.Васильева
«Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров».
Вагоновожатая трамвайного парка им. Блохина Е.Ф.Агапова
Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт
«И звенит, звенит, проходя по Невскому необыкновенный трамвай весны 1942 года. Трамвай-победитель, трамвай-легенда!»
«Ленинград действует», П.Н.Лукницкий
Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт
«В блокаду мы все поняли, что такое для нас такая привычная с детства вещь, как трамвай… Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны. И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: „Позвони еще!“ Такой радостью был этот трамвайный вагон!»
Писатель В.К.Кетлинская
Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года Великая Отечественная Война, история, ленинград, блокада, транспорт
«К ночи 15-го… стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все, как обычно, но там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. „Курт, - сказал я, - что это за странная иллюминация, не собираются ли русские применить новое секретное оружие?“ - „Черт возьми, Фолькенхорст, они пустили трамвай“. Они пустили трамвай на седьмом месяце блокады!.. Я задумался: зачем же мы мерзли здесь всю зиму, зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, если они пустили трамвай?»
Ганс Фолькенхорст, ефрейтор, артиллерист
«1944 г., 7 января. Похоже, город доживает последние месяцы блокады. Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство».
Из дневника Владимира Ге

«Я не очень-то люблю без особой надобности употреблять так называемые „громкие слова“, но для того, что в дни Великой Отечественной совершили ленинградские трамвайщики, никакого иного определения, как подвиг, не подберу…».
Начальник Трамвайно-троллейбусного управления М.Х.Сорока

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде было восстановлено движение пассажирских трамваев, что стало настоящим праздником для жителей города. Дата остается праздником до сих пор: в Ленинграде блокадные трамваи называли артериями города - именно эти артерии помогли сохранить жизнь в Северной столице.

Сегодня в трамвайном парке № 2 на Среднем проспекте, 77–79, где сейчас находится музей городского транспорта, вспоминали событие 73-летней давности — запуск первого пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде. В трампарке собрались ветераны, работавшие на трамваях, руководство и персонал ГУП «Горэлектротранс», ученики ближайшей школы. Но главным событием дня был запуск ретротрамвая по Васильевскому острову, приуроченный к памятной дате.

До того как блокадные трамваи вышли на прогулку, руководство ГУП «Горэлектротранс» подарило ветеранам трамвайного парка по экземпляру переиздания книги «Фронтовой трамвай», в которой изложена пятилетняя история ленинградского трамвая в военное время. Автор книги — Михаил Сорока, начальник трамвайно-троллейбусного управления в военные годы.

«У моего деда Михаила Сороки было много званий, но самое дорогое для него — командир блокадного трамвая», — рассказывает внучка ветерана Оксана. Для создателя книги о блокадных трамваях святыми праздниками были День Победы, День снятия блокады и 15 апреля — день, когда вышел на маршрут первый трамвай. Всех своих коллег Михаил Сорока помнил поименно.

К концу ноября 1941 года, когда в блокадном Ленинграде стало катастрофически не хватать электроэнергии, участились сбои в движении трамваев и троллейбусов. Окончательно подача электричества прекратилась 8 декабря. Город замер. По замерзающему Ленинграду люди перемещались пешком. Перемены нашли отображение в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Однако все это время в трамвайном парке продолжалась работа — вагоны ремонтировали и готовили к выходу на линию. В 1942 году городское правительство распорядилось запустить 10 марта грузовой трамвай, который должен был очистить Ленинград от мусора и снега. Работники парка справились с задачей на два дня раньше.

«Мой дедушка рассказывал, что при запуске грузовой трамвайный состав звенел. Люди слышали колокольчики, не верили, выскакивали из домов. Какая-то бабулька даже упала на колени и начала крестить трамвай. Для тех ленинградцев трамвай был жизнью. Поэтому если трамвай снова начал ходить, значит, город живой», — рассказывает Оксана.

Через месяц после запуска грузового трамвая по Ленинграду пошел первый пассажирский состав. К этому долгожданному событию готовились не только инженеры и рабочие, разрабатывавшие оптимальную маршрутную систему и восстанавливавшие вагоны, но и горожане, которые к 15 апреля убрали миллионы кв. метров городских территорий.

«Наша победа началась 15 апреля. К этой дате все подготовительные работы были завершены. Убрать улицы и подготовить такое количество вагонов (более 300 — прим. ред. ) — это не просто подмести рельсы. Это огромная работа, которая шла в опасной обстановке под градом пуль. Жители города оказали огромную помощь. Это стало их воскресением», — говорит Василий Остряков, генеральный директор ГУП «Горэлектротранс».

Многие сегодня вспоминали то ли слова одного из немецких солдат, то ли дневниковую запись: «Они запустили трамвай — нам их никогда не победить».

Блокадный командир трамвая Михаил Сорока так описывает 15 апреля в своей книге: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?

Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Утром 14 апреля 1942 года из шести парков одновременно вышли на линию 116 поездов и торжественно двинулись по блокадному городу. Только за два дня работы трамваев было перевезено более миллиона пассажиров. «Представьте себе: 116 трамвайных поездов выходят на шесть маршрутов. Они сразу же вдохнули жизнь в город, — говорит начальник музея городского транспорта Кирилл Нюквист. — Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе».

Для всех, кто собрался почтить памятную дату сегодня, трамвай — живое существо. О нем говорят с лаской, трепетом и гордостью. Он стоит в одном ряду с такими всенародными героями, как «Катюша» и самолет Ил-2, но не как фронтовик на передовой, а как простой, скромный и надежный труженик тыла. На трамваях в годы блокады люди не только перемещались по Ленинграду. На них перевозили раненых, продовольствие, оружие, транспортировали цемент для создания укреплений, очищали город от мусора и укрывались от бомбежек.

С 18 апреля начнет свою работу блокадный трамвай — он будет перевозить жителей города по Васильевскому острову два раза в день — в 11:30 и 14:00 по выходным дням. Отправным пунктом будет музей на Среднем проспекте, 77–79, конечным — площадь Тургенева. В связи с в первые выходные, 18 и 19 апреля, трамвай будет стартовать от улицы Куйбышева.

После встречи с ветеранами-блокадниками на улицы Петербурга вышли три трамвая, пережившие войну. Блокадные трамваи резко отличаются от современных собратьев квадратной формой и укороченными почти в два раза вагонами. В серой ненастной погоде эти квадратные коробочки на колесах кажутся нахохлившимися цыплятами, выпустившими наружу лишь тоненькие лапки.

Внутри трамваев друг напротив друга установлены деревянные скамьи, на полу — деревянный настил. Дверь с деревянной обшивкой пассажирам открывает машинист. Два блокадных трамвая используются по сей день в качестве тягача.

Чуть позже на набережной реки Фонтанки, 3а, горожане возложили цветы у здания «блокадной» подстанции, от которой 73 года назад был пущен ток, вернувший к жизни трамваи. Среди отдавших дань памяти — восемь ветеранов, инициативные горожане, депутат Алексей Ковалев. Зампредседателя совета ветеранов Дворцового округа Лариса Мичурина рассказала «Карповке», что вот уже пять лет ветераны собираются на набережной Фонтанки, чтобы возложить цветы к зданию подстанции. Среди их родственников нет работников трамвайных парков, в годы войны они были детьми, но отлично помнят те светлые эмоции, которые переполняли ленинградцев 15 апреля 1942 года. «В городе не было света, воды, не работала канализация. Все окошечки — темные, ни в одном нет света, — рассказывает Лариса Мичурина. — И вдруг — пошел трамвай. Для нас это была настоящая победа. Шел всего лишь 42-й год, но мы уже знали, что победим».

Долго шел четвертый номер,
На площадке кто-то помер,
Не доехал до конца.
Ламца-дрица гоп-цаца...

блокадная частушка


Э то случилось в апреле 1942 года... в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи...
Для Петербурга трамвайное сообщение и теперь очень важно, а уж во времена блокады он воспринимался не как средство передвижения, а как глоток воздуха, надежду на жизнь, он был символом, помогал выжить и вселял надежду.

Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, - те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям - больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.

В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта - трамвай.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай (ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4: по Голодаю, по Голодаю - и на Волково".

Трамвай любили, о нем складывали частушки, окрашенные в мрачные тона того тяжелого времени...
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.

Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы.

Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади.

Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Трамваев было так мало, что из прозвали: „Жди меня, и я вернусь “.

Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.

15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде после четырехмесячного перерыва вновь пошли трамваи. Казалось бы, что в этом такого жизнеутверждающего? Ведь трамвай в городе всегда был одним из самых массовых и привычных видов транспорта. До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным, по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов, состоявших, как правило, из двух вагонов. Трамваями производилась и эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта, кроме троллейбусов, которые скоро вышли из строя из-за нарушений сети.

Трамваем ехали до железнодорожных станций те, кто отправлялся в тыл, пока 27 августа не было прервано железнодорожное сообщение с Большой землей. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железной дороги, с последующей перегрузкой культурных ценностей в эшелоны. Грузовые трамваи, которых всегда было много в Ленинграде, доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.

С началом войны часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные - для транспортировки раненых до госпиталя. Пассажирские сидения в них убрали и установили крепления для носилок – в три яруса, до самого потолка. Вагоны снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения.

В сентябре 1941 года боевые действия переместились так близко к городу, что по территории ленинградских окраин пролегли оборонительные рубежи. У трамвайного парка им. Коняшина были построены доты и заграждения, а территорию возле трамвайного парка им. Котлякова заминировали: фронт подошел слишком близко. Конечная остановка одной из трамвайных веток – станция Сосновая Поляна - оказалась захвачена вражескими войсками, на другой - в Рыбацком - находился штаб 55-й армии Ленинградского фронта.

Кроме того, к ноябрю контактная сеть местами была повреждена и часть маршрутов перестали функционировать. Участились и отключения электроэнергии. «Еще в сентябре вышло постановление об экономии электроэнергии, - рассказывает главный научный сотрудник центрального Музея вооруженных сил РФ Владимир Афанасьев . - В дома отопление не подавалось, перестал работать водопровод, экономили на освещении, многие предприятия свернули свою работу, а там, где остановить процесс нельзя, установили бензиновые, газовые и дизельные генераторы, собственные блок-станции. 17 ноября большинство потребителей отключили от электроэнергии». Тем не менее, отдельные трамваи еще продолжали перевозить грузы и раненых, а кое-где сохранялись и пассажирские перевозки.

Окончательно трамваи встали 8 декабря 1942 года. Об этом сохранилась запись дежурного инженера энергослужбы трамвайного управления: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии».

3 января 1942 года были окончательно законсервированы все электроподстанции. Что это означало для ленинградцев, знают только те, кто пережил блокаду. На негнущихся, распухших от голода ногах, еле передвигаясь от слабости, они должны были всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, а еще ходить на Неву за водой, и ежедневно за хлебом - стоять в бесконечных очередях, а многие – еще в детский сад и обратно, с детьми. Даниил Гранин и Алесь Адамович так написали в своей «Блокадной книге»: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамваи стояли посреди улицы, где застало их отключение энергии - мертвые, темные, с выбитыми стеклами. «Где остановился трамвай или троллейбус – так и стоял со снежно-ледовой шапкой, - рассказывает блокадник Константин Алексеевич Коршунов 1934 г.р. - И повсюду лежали трупы. Никто никого не хоронил – трупы вывозили на машинах и сжигали».

В январе-феврале и марте 1942 года каждый месяц умирали десятки тысяч людей, показатель смертности достиг 500-560 на тысячу. В условиях обесточенного города, в котором нечистоты всю зиму выливали прямо во дворы. Все это с приближением весны, когда снег начнет таять, грозило массовыми эпидемиями. Поэтому встал вопрос о необходимости радикального улучшения санитарной обстановки в Ленинграде. Государственный Комитет Обороны в феврале 1942 г. принял решение об очистке города. На ноги были поставлены все, кто еще мог работать. В марте 1942 г. состоялись первые воскресники по уборке города, а в конце месяца решением Исполкома Ленгорсовета на очистку улиц было мобилизовано все трудоспособное население, включая школьников. Но как очистить город, если не на чем вывозить смешанный с нечистотами снег и мусор? Грузовики, которых осталось так мало, едва справлялись с вывозом трупов.

Городу был необходим трамвай. Еще зимой все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, путевых ремонтных рабочих в блокадное время составляли женщины и подростки. Потребовалось восстановить почти половину контактной сети города - примерно 150 км. И вот 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи и те, к которым вместо пассажирских вагонов были прицеплены открытые платформы, на которые грузили мусор, лед и снег. С их помощью перед самым потеплением город справился с очисткой улиц от нечистот. К середине апреля с улиц было вывезено около 1 млн тонн мусора, нечистот и льда. Эпидемия больше не угрожала Ленинграду.

А с 15 апреля произошло почти невероятное - по улицам блокадного города снова пошли пассажирские трамваи! Вот как позже написал об этом историческом дне в своей книге начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока : «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей - смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших звон первого блокадного трамвая! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Малоизвестный факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек, как и в довоенное время. Такая стоимость билета сохранялась и потом, до 50-х годов, кроме тех линий, где трамвай ходил далеко за город. В таких случаях маршрут был разбит на 2-3 тарифные зоны.

Блокадные дети были совершенно счастливы. «Когда в городе вновь пустили трамвай, мы с ребятами по очереди гонялись с ним наперегонки на единственном самокате, - вспоминает Павел Павлович Коланов 1939 г.р. - Я попал в милицию, и маме дали справку, что я беспризорник» .

« С огромной радостью вспоминаю, как после всего этого ужаса пошел первый трамвай, - говорит Зинаида Игнатьевна Староверова , которой в 1942 году было 7 лет. - Всего один вагончик, но как он трезвонил! Люди радовались, плакали от счастья, целовали друг друга...» .

15 апреля 1942 года на линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но где же бралась электроэнергия на эти пять маршрутов? Ведь жесточайшая экономия продолжалась!

«На каждом маршруте запустили минимум трамваев, - говорит военный историк Владимир Афанасьев . - Выручал проложенный по дну топливопровод, который был введен в эксплуатацию еще 18 июля 1941 года, и производительность его была 300-350 тонн ГСМ в сутки. Сейчас трудно сказать, сколько удавалось переправлять по нему реально, но он был и функционировал. Плюс силовой подводный электрический кабель с Волховской ГЭС, проложенный по дну и работавший почти все время блокады. Кроме того, рабочие тех предприятий, которые были законсервированы, использовались на торфоразработках на правом берегу Невы: добывали топливо для пяти ТЭС, которые работали на нужды обороны. А весной, когда открылась навигация, цистерны с топливом спускали по слиповому пути на воду, а потом буксировали по Дороге жизни судами, поскольку нефтепродукты легче воды и их можно было буксировать вплавь».

Пуск трамваев был не только невероятной радостью и знаком грядущей победы для ленинградцев. Он стал серьезным психологическим ударом для осаждавших город врагов. Один из пленных немцев, ефрейтор, артиллерист Ганс Фолькенхорст, рассказывал позже: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму? Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам.

В настоящее время в память о блокадном трамвае ежегодно 15 апреля проходит мемориальный «Блокадный рейс», на который из Музея городского электротранспорта выходят трамваи военного времени.

Татьяна Трофимова