Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Что относится к перспективным планам. Виды планирования. Основные виды планирования. Структура перспективного планирования

Введение. 3

1. Определение перспективного планирования. 5

2. Структура перспективного планирования. 7

3. Этапы перспективного планирования на предприятии. 9

Заключение. 10

Список использованной литературы.. 12

Документ является демонстрационной версией

Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Узнать свою цену. Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

www. ***** (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Введение

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения.

Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России. Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами ", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует, и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т. о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придается большое значение.

1. Определение перспективного планирования

Основа стратегического управления предприятием перспективное планирование. Рыночная экономика отличается от административно-командной не отменой планирования, а коренным изменением его роли, содержания, форм и методов.

Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития, соответствующего распределения ресурсов, разработки и реализации программ достижения, избранных целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль за их выполнением.

При переходе к рыночной экономике, прежде всего, меняется субъект планирования. Принимать план может только собственник или уполномоченный им работающий по контракту и ответственный за результаты хозяйственной деятельности предприниматель . Кто платит, тот и заказывает музыку. Это значит, что государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными инвестициями (ввод в действие основных фондов на ограниченном числе важнейших объектов), федеральными, региональными и муниципальными программами и контрактами (поставки продукции особой значимости или для государственных нужд), либо выполняется бюджетными организациями. Для большинства предприятий в государственном плане содержатся лишь прогнозы и ориентиры, указывающие наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью налоговых и иных льгот направления развития.

В 70-90-х гг. большинство ведунах фирм пошли по пути децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. Так, в США 97% фирм (в Японии – 86%) передали своим структурным единицам (отделениям, филиалам, научно-производственным комплексам) планирование производства, а 91-95% - сбыта продукции, 90% (в Японии – 83%) - маркетинг. 62% (75%) - управление прикладными исследованиями, 77% (53%) - закупками сырья и материалов. В США 82% - 84% фирм передали своим подразделениям управление персоналом и контроль за исполнением решений (в Японии на это пошли лишь 38-40% компаний). В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование научно-технической (фундаментальные исследования разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значи-тельных размерах). Эти функции стратегического управления централизует в США 62-80%, а в Японии - 72-88% фирм.

Таким образом, объект прогнозирования и планирования, который до 90-х годов был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально различается на макро-, микро - и первичном уровне. В первом случае прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или крупного региона, во втором - научно-технический уровень производства и конкурентоспособность фирмы в целом, ее инвестиции и их окупаемость, прибыль и ее распределение, в третьем - процесс производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых изделий и услуг. Существенно меняется и роль планирования в управлении предприятием. Выполнение плана - не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обснован-ное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем.

2. Структура перспективного планирования

Во многих зарубежных фирмах принята следующая структура перспективного (5-летнего) плана:

1. Цели развития фирмы (базовые, по отдельным группам товаров, по сегментам рынка).

2. Инвестиции и обновление производства (ассортимента продукции, технологии, оборудования, используемых материалов).

3. Улучшение использования ресурсов - снижение трудоемкости, материало - и энергоемкости, фондоемкости (капиталоемкости) товаров, издержек производства и обращения.

4. Совершенствование управления (организационная структура , кадровая и техническая база стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).

5. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути (целевые программы) их решения.

6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами (программами).

7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства (производительность труда, себестоимость, фондоотдача, рентабельность продукции, активов, акционерного капитала).

На основе стратегического плана разрабатываются функциональные (по ресурсосбережению, компьютеризации управления и т. д.) и рыночно-продуктовые программы, назначаются их руководители, оцениваются затраты по каждой программе, общая потребность в ресурсах. Затем программы ранжируются по эффективности, исходя, из возможностей компании отбираются наиболее выгодные из них. После этого распределяются инвестиции между программами и структурными единицами.

Оперативно-календарное планирование ведут структурное звенья фирмы. Так, в компании "Тойота " сборочные участки в середине месяца сообщают свой заказ на следующий месяц поставщикам, которые рассчитывают нормы штучного времени, последовательность операций, расстановку оборудования и рабочих, потребность в комплектующих, делают заказ субподрядчикам. Корректировка суточных заданий с учетом рыночной конъюнктуры (информация со склада готовой продукции) допускается в пределах 10% по уведомлению за сутки.

Изменения в процедуре (порядке) разработки плана связаны с переходом от одновариантного (исходя из контрольных цифр по поставкам продукции) к многовариантному планированию. При сопоставлении вариантов, отличающихся структурой производства (номенклатурой продукции, технологиями и источниками поставок), используются гра-фики распределения ресурсов по видам продукции или стратегическим сегментам хозяйствования. Они позволяют выбрать вариант с наибольшей суммой прибыли при данном объеме расходов (при ограниченности оборотных активов).

На зарубежных фирмах перспективное планирование ведется снизу вверх или сверху вниз. В первом случае руководство фирмы выдвигает стратегические идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а небольшой плановый отдел устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и экономических обоснований, а также координирует работу структурных единиц. Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях.

Во втором случае плановый отдел сообщает цехам и производствам исходную информацию для разработки планов и устанавливает задания по важнейшим показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).

3. Этапы перспективного планирования на предприятии

В целом перспективное планирование на предприятии включает следующие этапы:

1. Прогноз развития фирмы на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.

2. Выявление основных проблем, сдерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка возможных последствий того или иного выбора.

3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.

4. Целевые программы по стратегическим зонам хо­зяйствования.

Методы разработки и управления целевыми программами на предприятии рассмотрены в специальных работах. Для руководства программой назначается один из ведущих специалистов.

В соответствующие разделы планов технического развития, материального обеспечения и других направлений деятельности включаются задания, позволяющие достичь соответствующих показателей по каждой программе.

В каждой из программ должны быть ясно сформулированы ее экономические и социальные цели, конечные результаты и поэтапные рубежи их достижения, количественные и качественные показатели по каждому этапу (маркетинговое исследование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, конструкторско-технологические разра-ботки, опытная проверка и испытания, выпуск первой промышленной серии, организационные мероприятия и информационное обеспечение для достижения проектной мощности и технико-экономических показателей и т. д.). При этом прогнозируются технические и технико-экономические параметры отдельных технологий и их укрупненных групп, перспективный объем реализации, их трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость и капиталоемкость, срок окупаемости инвестиций.

Заключение

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т. к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.

В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта.

Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т. к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке.

Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое явление взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства.

Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Таким образом, менеджмент и стратегическое планирование деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Список использованной литературы

1. «Планирование деятельности фирмы», М.: «Финансы и статистика», 2001.

2. «Менеджмент», М., 2000.

3. , Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М., 2003.

4. Любинова путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 2000.

5. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / , М.: Высшая школа, 2001.

6. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи управления. Лениздат, 1999.

7. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 2000.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ

из опыта работы

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

Года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?

(Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?... 2 принципа?....

3 принципа?

  1. Учет местных и региональных особенностей климата.

Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.

  1. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  2. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  3. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  4. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  5. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  6. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  7. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

Культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как

Живут птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

А) игровая деятельность;

Б) социальное развитие;

В) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

Подвижные игры);

Г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

Эксперименты);

Д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

Изобразительная);

Е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день .

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

Подготовку.

  1. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

Использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

Комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

Изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

Чаще.

  1. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

Старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к

Занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

Материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

Необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

Подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

Потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

В неделю (в четверг или пятницу).

Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

  1. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.

Планировать знакомый вид дежурства нет

Необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной

Деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

Воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

Робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на

Занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Тема.

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Дидактические, развив.

настольные.

1. с математическим

2. по экологии

3. по развитию речи

4. пальчиковые

5. ПДД, ППБ

Наблюдения из окна

за состоянием природы

птицами, снегом и пр.

В уголке природы.

1. Беседы (нравств, эколог.,

Патриот, ЗОЖ, безопасность)

2. Рассматривание

Иллюстраций.

3. Чтение художественной

Литературы.

В уголке природы

Самообслуживание

По математике,

развитию речи,

экологии

ПРОГУЛКА

Подвижные, спортивн.

сюжетно-ролевые

1. за погодой

2. за животн. и растен.

3. за изменениями в

Природе

4. за трудом взрослых

5. за транспортом

Беседы на нравственные

темы.

Закрепление знаний,

полученных на занятиях.

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

ФИЗО

Развитие речи

Подготовка к

Праздникам

2 половина дня

Сюжетно-ролевые,

строительные,

театральные, муз-дид.,

настольно-печатные…

Составление рассказов.

Пересказ.

Заучивание стихотворение.

Рассматривание картинок.

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслуживание

1 развлечение в

неделю

ИЗО, конструирование

Математика

По подготовке к

Занятиям

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп. зн.

геом. фигур

Д/и «Из чего что варят»

овощи – фрукты

Р/и «Танграмм»

Конструктор «Лего»

П/и «Съедобное –

несъедобное».

1. Рассмотреть

распустившийся цветок

(как ухаживать)

2. За ветром из окна –

гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся).

1. Беседа «Город в котором мы

Живем» - архитект. памятники

2. «Части суток» -что мы

Делаем утром, днем, вечером.

3. «Я люблю овощи» - учить

Составл. описательный. рассказ.

4. «Природа живая и неживая» -

кто? что?

5. «В гостях у сказки» рассматр.

иллюстраций к сказкам.

1. Учить

Самостоятельно

готовить материал

к занятиям.

2. Уход за цветами

в уголке природы

(полив)

3. Учить

самостоятельно одеваться и раздев.

1. Правильно

пользоваться вилкой –

Петя, Кирилл.

2. Закрепить понятие

гласные звуки – Артем,

Дима.

3. Цвет, форма, величина-

Артем, Юля.

4. Названия деревьев –

Катя, Дима.

5 Артикул.упр. –Юля,

Дима, Артем.

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во

Бору»

П/и «День и ночь»

Сп/и «Футбол»

Сп/упр. «Городки»

С/р и. «Шоферы»

1 За облаками – чтение стихотворения «На что

похожи облака»

2 За насекомыми –

о пользе.

3 За играми старших

детей – соблюдение

правил, дружелюбие.

4. За грузовыми

машинами.

1. За покупками в магазин» -

Закр. знания об овощах, где

Растут, что с ними делают.

2. Составление рассказов по

Теме «Осень»

1. Сбор плодов

рябина для ручного

труда

2. Привлечь детей к

уборке засохших

цветов и клумб.

3. Мытье игрушек

После прогулки.

4. Уборка

Веранды.

5.Помочь малышам

Дойти до группы.

1.Закрепить временные

понятия: утро, день,

вечер, ночь – Катя, Петя.

2.Счет в пределах 10 –

Кирилл, Артем.

3.Учить бросать мяч в

цель – Юля, Артем.

4. Повторить текст

потешки – Катя, Вера.

5. Приучать активно участвовать в играх –

Владик, Настя.

2 половина дня

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

Д/и «Что изменилось»

(внимание)

Д/и «Скажи ласково»

Стр/и «Города и

улицы»

П/и «Мышеловка»

1. Составление рассказа «Если

Бы я был волшебником»

2. Пересказ сказки «Лиса и

Кувшин» (по иллюстрациям)

3. Заучивание пословиц об

Осени.

4. «Наша улица» (рассматрива-

Ние картин по ПДД)

5. Заучивание текста

Пальчиковой гимнастики.

1.Помыть

Строитель.

2. Учимся работать

По готовой

выкройке

«Кошелек»

3.Реставрация

старых книг (учить

подклеивать,

используя кальку).

1. Литературная

Викторина

«Узнай сказку»

(по

иллюстрации

По тексту,

По загадке)

1.Учить правильно

полоскать рот – Артем,Д

2. Расширение словаря по

теме «Осень» - Андрей,

Кирилл, Вера.

3.Учить вырезать из

бумаги фигуры по

контуру-Настя,Катя.

4.Учить отвечать на

вопрос полным ответом –

Юля, Вера.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

Количество, счет.

Игры с математическим

Форма, величина.

Игры с математическим

Время.

Игры с математическим

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Четверг

Литературный час.

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедьник

Развивающие игры

«Веселый счет»

«Количество»

Логические упражнения.

Ориентировка, форма.

«Время»

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь», «Часы»

Наблюдение

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Труд

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Вторник

«Российская словесность»

развитие речи, словарь.

Составление рассказов,

творческое рассказ-ние

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные викторины.

«Мир природы»

Растительный мир.

Животный мир.

Взаимосвязь человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Труд

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Среда

«Учимся быть здоровыми»

Безопасность жизни.

Культура поведения,

правила этикета.

Безопасность жизни

Гигиенические основы.

Художественная литература

Чтение, драматизация,

театрализованные игры

Заучивание наизусть.

Знакомство с писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Четверг

«Мир вокруг нас»

«Космос»

«Вода».

«Суша».

«Воздух».

«Наша Родина»

«Наша Родина –

Россия»

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в клубе

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

Пятница

ПДД

Чтение произведений.

Рассматривание плакатов,

иллюстраций, картин.

Создание проблемных

ситеаций, игры.

ППБ

Приобщение к русской

национальной культуре

Обряды, праздники.

Пословицы, поговорки,

народные приметы.

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным материалом,

бросовым материалом.

Строитель, составление плана.

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседы по иллюстрациям

(развитие речи, ознаком. с окружающим).

Дидактическая игра по РЭМП.

Подвижная игра.

Настольные развивающие игры с правилами.

Артикуляционная гимнастика.

Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи).

Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Игровая пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение)

Беседа по нравственному воспитанию.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Разучивание стихов.

Логоритмика.

Театрализованная деятельность.

Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи.

Индивидуальная работа по трудовому воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по РЭМП.

Составление описательного рассказа.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию).

Игра-экспериментирование.

Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование, «Обыгрывание» поделок.

Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки).

Динамический час.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа

По закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам).

Конкурс стихов.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря.

Музыкально-спортивное развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Наблюдение в уголке природы.

Разучивание стихов.

Элементы ТРИЗ.

Развитие фонематического слуха (автоматизация звука).

Составление рассказов по схеме (описание).

Подвижная игра.

Дидактическая игра по развитию речи.

Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение).

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Составление рассказов по схеме (повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое воспитание.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами).

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по нравственному воспитанию.

Сюжетно-ролевая игра.

Составление рассказов по схемам.

Опыт.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Динамический час.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Работа по дифференциации звуков.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию).

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Театрально-игровое творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (описание).

Дидактическая игра по РЭМП.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в природе.

Опыт.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи.

Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций).

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по РЭМП.

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Элементы ТРИЗ.

Динамический час.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Подвижная игра.

Игра-эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха.

Хозяйственно-бытовой труд.

Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Наблюдение и труд в уголке природы.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (повествование, описание).

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Хозяйственно-бытовой труд.

Развивающая игра (логическое и пространственное мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание стихов.

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Подвижная игра.

Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности).

Драматизация сказки.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра по РЭМП.

Индивидуальная работа

по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Опыт.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук).

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Подвижная игра.

Чтение художественной литературы.

Дидактическая игра на активизацию словаря.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Хозяйственно-бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра (грамматический строй речи).

Индивидуальная работа по РЭМП.

Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
  3. Специально организованное рабочее пространство.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

  1. рассказ Воспитателю увлекаться словесными методами
  2. чтение обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала

Всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение Самые необходимые методы в процессе Демонстрация первоначального обучения.
  2. Рассматривание

Организационные:

  1. интригующее начало
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

Календарно-тематическое планирование

Учебный год

Вид деятельности _______________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________

Программа ___________________________________________________________________
_(комплексная, парциальная

_____________________________________________________________________________

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная и самостоятельная деятельности

месяц

неделя

Тема НОД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.

(1-3 мероприятия)

  1. Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
  2. Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.
  3. Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям программы.
  4. В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
  5. Темы должны соответствовать программе.
  6. Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Перспективное планирование

деятельность контрразведывательных аппаратов, направленная на определение последовательности и сроков проведения наиболее важных, объединенных общим замыслом контрразведывательных операций или мероприятий, рассчитанных на длительный, обозримый в оперативном отношении период времени.

Перспективное планирование является составной частью управления контрразведывательной деятельностью. Оно помогает более правильно организовывать и осуществлять активные наступательные операции, упреждать противника и достигать намеченных целей с минимальной затратой оперативных сил и средств. Вместе с тем перспективное планирование в масштабах Комитета госбезопасности служит реальной основой взаимодействия различных оперативных подразделений.

Перспективное планирование контрразведывательной деятельности органов государственной безопасности находится в полном соответствии со стратегией и тактикой Коммунистической партии в сфере политической борьбы и осуществляется с учетом тенденций и развитии международных отношений, внешней и внутренней политики КПСС.

Наиболее сложным вопросом перспективного планирования является проблема исходных данных для него. От характера и полноты исходных данных зависят в конечном счете и направления перспективных планов, их содержание и продолжительность охватываемого ими периода.

К группе сведений, которые могут служить исходными данными для перспективного планирования, относятся:

методологические (или научные) исходные данные, источниками которых служат политика, теория разведки и теория планирования;

фактические исходные данные, то есть обобщенные сведения об оперативной обстановке в настоящий момент и на протяжении планируемого периода.

По общему правилу перспективные планы содержат следующие элементы: краткое описание оперативной обстановки; конечную цель проведения контрразведывательных операций или мероприятий; задачи, решение которых должно привести к достижению этой цели; перечень намеченных контрразведывательных операций и мероприятий (с указанием конкретных сроков, исполнителей и т. п.), необходимых для решения каждой из поставленных задач.


Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Смотреть что такое "Перспективное планирование" в других словарях:

    перспективное планирование - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN advanced planning …

    перспективное планирование - 3.91 перспективное планирование (advanced planning): Планирование производства на промежутки времени, измеряемые месяцами или годами, используя модели ограничений, которые относятся и к материалам, и к производительности. Примечание В некоторых… …

    перспективное планирование - perspektyvinis planavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Objektyvių prognozių, planų ir priemonių jiems įgyvendinti rengimas ilgam (nuo 2 iki 15 ir daugiau metų) laikotarpiui, jų vykdymo kontrolė. atitikmenys: angl. long… … Sporto terminų žodynas

    перспективное планирование и последовательность реализации этапов строительства - долгосрочное планирование и последовательность реализации этапов строительства — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы долгосрочное планирование и последовательность реализации… … Справочник технического переводчика

    перспективное планирование добычи - — Тематики нефтегазовая промышленность EN advanced production planninglong range production planninglong term production planning … Справочник технического переводчика

    перспективное планирование качества - 3.1 перспективное планирование качества (advanced quality planning): Процесс, облегчающий преобразование конструктивных целей в конструктивные требования, являющиеся составной частью плана обеспечения качества крепежных изделий, включающий виды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    планирование (в экономике) - Процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. В государствах централизованно… … Справочник технического переводчика

    Планирование - (в экономике) процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. В государствах… … Экономико-математический словарь

    ПЛАНИРОВАНИЕ - один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме того, выделяется планирование отдельных… … Большой бухгалтерский словарь

    ПЛАНИРОВАНИЕ - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Основными методами планирования являются: балансовый и нормативный. Различаются: текущее планирование,… … Большой экономический словарь

Книги

  • Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе детского сада , Горошилова Е., Шлык Е.. Перспективное планирование образовательной деятельности составлено на основе опыта практической… Купить за 481 руб
  • Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе детского сада. ФГОС , Горошилова Елена Панцофиевна, Шлык Елена Викторовна. Перспективное планирование образовательной деятельности составлено на основе опыта практической…

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование .

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ . Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» .

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

Календарной (разбитой по месяцам,

Цикличной (содержать определенную цикличность форм работы ,

Текстовой (иметь текстовое описание содержания,

Табличной (иметь табличную форму написания ,

Блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы) .

Но в какой бы форме не был написан годовой план , первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год» .

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ .

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование . Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно) .

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида ). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана , утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования .

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов . В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования .

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах :

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности ;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования . При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования , целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании , я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают , мол, мы планы строим , а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование , экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Публикации по теме:

Циклограмма для написания календарного планирования (подготовительная группа) по ФГОС День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро Утренняя гимнастика Беседа\заучивание Психогимнастика Инд. раб. по.

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Теремок» на 2015-2016 уч. год воспитатель: Кипяткова.

Индивидуальный маршрут планирования своей деятельности детьми Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Мастрикова Н. В. Работа с детьми строится на основных документах. Одним из них является.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.