Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Детские железные дороги. Я работаю на детской железной дороге Железная дорога для детей учебная

В этом году Детская железная дорога в Екатеринбурге первый раз не закроется на зиму. Поезда по узкоколейке будут курсировать по пятницам, субботам и воскресеньям. Зимой обслуживать пассажиров будут взрослые, а с наступлением лета на станцию опять вернутся школьники.

Детская железная дорогая - это филиал РЖД, где дети с 12 лет могут осваивать железнодорожные профессии. Чтобы попробовать себя в качестве машиниста, диктора или дежурного по станции, они во время учебного года раз в неделю ходят на бесплатные занятия. Там инструкторы и сотрудники РЖД рассказывают об основах работы и технике безопасности. А летом дети приходят в парк имени Маяковского, надевают форму и работают по три часа в день на разных должностях. Учиться здесь можно три года, после чего получить диплом. Если ребенок хочет учиться дальше - ему дают целевое направление в вуз или техникум.

Сотрудники Детской железной дороги рассказали The Village, чем отличается большая железная дорога от детской, какие комплексы есть у нынешних пятиклассников и как работа здесь помогает справиться с проблемами взрослой жизни.

Свердловская детская железная дорога имени Николая Островского

Дата основания: 1960 год

Место: ЦПКиО имени Маяковского в Екатеринбурге

Протяженность: 3 километра 110 метров

Ширина колеи: 750 миллиметров

Станции: 4

Профессий для детей: 18

Работает детей: 1 500

Работает взрослых: 24

Рейсов в день: 18

Проезд: 150 рублей

Если собрать всех моих родственников, можно запустить отдельную железную дорогу: в семье есть и кассиры, и проводники, и начальники станций, и поездные диспетчеры, и машинисты. Когда я закончила железнодорожный техникум, меня хотели отправить работать на станцию в Свердловской области. Но в отделе кадров начальник смерил меня взглядом - а я выглядела как десятиклассница - и спросил, была ли я пионервожатой. Он посчитал, что мне лучше пойти на Детскую железную дорогу, и предложил мне сходить в парк Маяковского и посмотреть на то, как там все утроено.

А я даже и не знала, что у нас в парке есть какая-то железная дорога. Пришла туда, увидела толпу детей, все бегают, кричат. Я испугалась и не могла понять, то ли это игра, то ли серьезная работа, где надо следить за безопасностью и отправлять поезда. Три месяца я была дежурной по станции, а потом стала инструктором. Я уже 40 лет работаю на железной дороге и не замечаю, как летит время.

Ольга Шагина

инструктор

Каждый год осенью я хожу по школам и набираю детей. Я говорю себе, что я - рыбак и сейчас мне надо сетью выловить детей. Сначала прихожу к завучам и прошу разрешения выступить перед пятыми и шестыми классами. Если удается заинтересовать педагогов, они разрешают провести не пятиминутное выступление, а целый классный час. Я объясняю ребятам, что такое Детская железная дорога, что это не аттракцион, а площадка РЖД, где можно научиться всем профессиям. Школы не всегда идут навстречу. Например, я четыре года не могу встретиться учениками 104-й гимназии. Завучи считают, что у учеников другие планы на жизнь, и разрешают мне только повесить небольшое объявление на скотч.

Осенью, зимой и весной мы встречаемся с ребятами раз в неделю. Я объясняю, какие пути есть, как называются станции, почему дорога называется узкоколейной и однопутной. В первый год я учу профессиям диктора, кассира, проводника, стрелочника, дежурного по переезду и путевого обходчика. На второй год мы изучаем работу осмотрщика вагонов, начальника поезда, помощника машиниста, бригадира пути. А на третий год ребята узнают, что значит быть машинистом, диспетчером поезда, дежурным по станции, главным кондуктором. Через три года ребята получают диплом и тем, кто хочет, дают направление в железнодорожный вуз или техникум.

Летом начинается практика. Ребята приходят в парк, где им выдают форму, табель и пропуска. Они пробуют делать то, что изучали в течение года в теории. Я в это время слежу за тем, чтобы все было в порядке. Несчастных случаев не было, ребята могут забыть профессию, но не технику безопасности. Потому что нарушить правила - это табу. Я всем ребятам говорю, что на железной дороге главное - дисциплина и ответственность. Это многих отпугивает.

В школах я вижу очень закомплексованных ребят, которым сложно выйти из своего замкнутого мира. Почти все они кнопкодавы. Общаются между собой только сообщениями, а если и говорят - то перебрасываются двумя-тремя фразами. Самая большая сложность - подойти к пассажиру и попросить билет для проверки. Иногда мне кажется, будто они в упаковке, а моя задача - развязать бантик, чтобы они выбрались из своей коробки.

Когда в моей жизни случались трагедии, работа меня спасала. Я как артист на сцене - мне нельзя показывать свои слабости. Хотя, как бы ты ни старалась быть сильной, ребята видят и чувствуют, что тебе плохо. Меня работа всегда держала в тонусе.

Моим кумиром был отец - военный железнодорожник. После школы мама была против, чтобы я строил военную карьеру. Альтернативной стал железнодорожный вуз. Я начал работать монтером пути, закончил университет, стал бригадиром, мастером… Так дослужился замначальника отделения по инфраструктуре на Свердловской железной дороге.

Пять лет назад я решил изменить всю свою жизнь. Я работал 24 часа в сутки, всего себя отдавал службе и в семье был только источником дохода. А детям нужно ежедневное внимание папы и мамы. Когда старшая дочь пришла ко мне и сказала, что выходит замуж, я понял, что все пропустил, и решил поменять работу.

Мне было стыдно, что Детская железная дорога в Екатеринбурге была одной из худших в стране. У нас было только одно маленькое желтое здание. Мне очень хотелось ее улучшить, и когда предложили стать здесь начальником и провести реконструкцию, я сразу согласился.

В прошлом году мы построили новое здание. Сейчас у нас стройка не останавливается. Через год мы откроем технопарк, где будут вагоны и поезда, которые ходили по узкоколейке в XIX веке. Мы привезем 70 экспонатов, отремонтируем их, и они у нас будут ездить по дороге.

Виталий Марункевич

начальник дороги

Я работаю и как наставник - рассказываю детям про путевое хозяйство. Не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор. В школе есть профориентация, но учителя не могут объяснить, что такое работа железнодорожника, потому что сами не знают.

Когда я пришел, здесь занималось 500 человек, а сейчас - полторы тысячи. Больше половины юных железнодорожников - это дети из бедных семей. У их родителей нет возможности платить за секции хоккея или тенниса. Часто у них нет средств, чтобы просто доехать до парка Маяковского, и они идут с одного конца города на другой пешком. Когда я это узнал, пришел к начальнику и попросил дать нам автобусы. Теперь всех детей из дальних районов бесплатно привозят и увозят. Кроме того, тут детей бесплатно кормят и выдают форму. Мне хочется показать ребятам, которые проводят время на улице и у которых нет возможности куда-то уезжать летом, что они нужны.

В детстве я был юным железнодорожником. Потом пошел в техникум, работал слесарем, помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые поезда и выполнял разные маневры. Проработал семь лет, и меня позвали сюда, сказали, что появилось место в штате.

С детьми я занимаюсь теорией и практикой. Зимой езжу по районам и рассказываю ребятам о том, как управлять поездом. Иногда они приезжают в парк, чтобы позаниматься на тренажере, который полностью копирует пульт управления локомотивом. Они учатся нажимать кнопки, поворачивать рычаги. Отрабатывают все движения до автоматизма, чтобы летом не отвлекаться и следить за дорогой.

Летом дети приходят на смену, мы принимаем тепловоз, осматриваем его и идем за пульт управления. Юный машинист садится в кресло, а я стою сзади и, если нужно, подсказываю. Дети сами решают, где разогнаться, когда притормозить, - я лишь слежу, чтобы все было по правилам.

Сергей Мельников

машинист

Благодаря Детской железной дороге я научился управлять паровозом. Это тот, который пыхтит. Мне нравится паровоз тем, что это живая машина, которая поедет так, как ты ее покормишь углем. Одно время я был единственный машинист в области с такими правами. Конечно, паровозов в России немного - в основном, в Санкт-Петербурге и Москве, на площадках, где снимают кино. Здесь у нас есть один паровоз, но детям запрещено им управлять - можно обжечься.

Сюда приходят дети, которым интересны поезда, которые хотят попробовать себя в профессии. Я их понимаю, потому что сам был таким же. Увлеченных детей заметно сразу - они после смены приходят помогать протереть локомотив, задают вопросы.

Со стороны может показаться, что машинист просто стоит за пультом, жмет кнопки и старается не заснуть. А на самом деле это творческая профессия. Поезд, как и машину, можно вести по-разному. Одинаковых рейсов не бывает. Ты следишь за локомотивом, за движением на соседних путях, за дорогой, ведешь переговоры, постоянно шумит двигатель - это очень напряженная работа.

На Детскую железную дорогу меня привела мама. Я пришла сюда летом, когда уже началась практика. Первый день очень хорошо запомнила, потому что я опоздала. Прибежала на планерку, а там сидели 50 незнакомых человек, и я очень испугалась - я же не знаю, что делать. Мне инструкторы помогли, все показали. В первый день меня посадили за дикторское кресло. Я читала текст по технике безопасности, объявляла отправление поездов. Мне очень понравилось быть диктором, и в конце лета я стала лучшим диктором среди всех.

Самое сложное было работать в 2016 году, когда дорога обновилась. Вагоны были набиты, и многим пассажирам не хватало мест. Они ругались на юных железнодорожников и приходилось за детей заступаться. Честно говоря, я скучаю по нашей маленькой уютной станции, которая была раньше.

Полина Пермина

юная железнодорожница

Уважаемые посетители! Сезон летнего пассажирского движения на МДЖД закрыт.

Московская детская железная дорога - единственная в столичном регионе детская магистраль. МДЖД пользуется популярностью среди местных жителей и гостей: по ней совершают туристические поездки или используют ее как способ передвижения по поселку Кратово.

История

Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.

Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).

Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.

ДЖД во время войны

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв "Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт" и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина - 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.

В 1979 году на станции "Пионерская" построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

Инфраструктура и подвижной состав

На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.

В 2005 году произведена полная реконструкция Московской детской железной дороги: заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка.

На магистрали есть все виды связи, четыре охраняемых переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых, локомотивное депо.

Профориентация

Московская детская железная дорога - это учебное предприятие.

В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба "Юный железнодорожник" г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.

Учебный процесс осуществляют четыре инструктора, старший инструктор и машинист-инструктор во главе с начальником ДЖД.

Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Инструкторы детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.

Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.

В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, сцепщики, стрелочники, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.

На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки "Юный железнодорожник" работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.

Малая Московская детская железная дорога (неофициально также Кратовская ДЖД, по названию посёлка Кратово, где она расположена) - единственная в Московской области детская железная дорога, и ближайшая к Москве действующая узкоколейка (с колеёй 750 мм.).
Она находится в Раменском районе Московской области, на территории посёлка Кратово. Решение об её создании было принято 30 октября 1935 года на слёте пионеров Раменского района, а с июня 1936 года началось её строительство. Рабочие депо Перово отремонтировали паровоз(по другим источникам - 2), а в депо Москва-Пассажирская было изготовлено три деревянных пассажирских вагона. Строительство первой очереди было законченно к 7 ноября 1936 года. Протяженность главного пути составила 1,8 км., а общая протяженность путей - 2,3 км, были построены станции Путь Ильича и Школьная. На станции Путь Ильича было построено разворотное кольцо для оборота паровозов, которое до сегодняшнего дня не сохранилось.
Движение было открыто 2 мая 1937 года. Летом 1940 года было построено ещё два километра пути, вокзал на станции Путь Ильича, и новая станция Культбаза с разворотным треугольником.
В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.
На линии две станции - «Юность» (историческое название «Путь Ильича») и «Пионерская» (обе конечные), и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по требованию.
Станция «Юность» находится у платформы «Отдых», сразу к югу от неё. От неё линия идёт параллельно путям Рязанского хода, пересекая улицу Дзержинского (Жуковский), затем поворачивает на юг, пересекает улицу Молодцова (Кратово) и далее идёт вдоль Нижегородской улицы, пересекая ещё ряд улиц посёлка Кратово. За платформой «Школьная» поворот на юго-восток, линия продолжается параллельно Люберецкой улице, затем сворачивает на северо-восток вглубь посёлка Кратово и заканчивается станцией «Пионерская» на берегу Кратовского пруда в парке культуры и отдыха. Вблизи станции «Пионерская» расположена платформа «Кратово» Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги.
Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресенье августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).
Всё на ММЖД выглядит как настоящее, только рельсы в два раза уже обычных и вагончики маленькие.
Проводники, контролёры, начальники станции - дети разного возраста в настоящей форме.
P.S. Еще на станции Кратово есть довольно большое озеро с пляжами, прокатом лодок и катамаранов. Озеро довольно большое и на первый взгляд вполне себе чистое.

Дети любят паровозики. Взрослые любят поезда. Эти два правила известны уже много лет, что каждый год подтверждается огромным спросом на подобное развлечение. Не секрет. что для многих поездка на юг на поезде комфортнее, чем на самолёте. Много людей ходит с детьми смотреть на паровозики, а железнодорожные моделисты тратят миллионы ради красивых макетов.

Самое серьёзное развлечение, граничащее с серьёзной работой - детская железная дорога. Десятик подобных дорог были построены во всём Советском Союзе, а самая близкая к столице расположилась в Кратово. В этом году она отработала 80-й год!

1. Кратово - небольшой посёлок между Жуковским и Раменским. Здесь в лесу проходит узкоколейная линия, одна из конечных которой расположилась в соседнем городе Жуковский рядом с железнодорожной платформой Отдых. Эта станция носит название Юность. Исторически называлась "Путь Ильича", отчего здесь и установлен памятник вождю народа.

2. Нам удалось попасть на последний день работы в этом сезоне. Везде праздничная атсофера, шарики и многочисленные дети с родителями.

3. Празднично украшенный локомотив ТУ2-129 оборачивается на станции.

4. В это время происходит посадка на последний рейс в депо.

5. Шесть полноценных вагонов были заполнены полностью Стоимость проезда в одну сторону для взрослого человека составляет 80 рублей, но это не мешает всем родителям ехать вместе с детьми. Родители ожидаемо занимают места по два, отчего многие пассажиры на детской железной дороге в этот день ехали стоя!

6. Вид из последнего вагона.

7. Во время поездки снимать было невозможно. Огромное количество народу. практически Выхино (или Проспект Ветеранов для Петербурга)!. А вот в конце на станции пионерская я вышел и сделал несколько фотографий путевого развития.

8. Шестивагонный поезд в этом году курсировал 4-5 раз в день 4 раза в неделю. Расстояние между станциями 3,8 километра. Всё путевое развитие системы почти 5 килоемтров.

9. Платформы и станции даже по оформлению максимально приближены к реальным.

10. Такая же толпа, такая же одинокая касса, такой же маленький навес на случай дождя. Но с погодой нам повезло.

11. 5 вагон.

12. Под конец все юные железнодорожники делали фотографии на память.

13. 80-й год работы закончен. Впереди 81-й! А мне стоит вернуться сюда в следующем году и отснять поезд в лесу и на перегонах.

14. Интересное развлечение.

А в вашем городе есть детская железная дорога?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!