Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Формы земной поверхности татарстана рисунки. Конспект по окружающему миру на тему космос. Просмотр содержимого документа «Формы земной поверхности »

Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.

С помощью карты учебника "Окружающий мир 4 класс" заполни таблицу.

Высота гор России

Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.


С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.


Западно-Сибирская равнина - третья по величине после Русской равнины мира. Её площадь около 2,6 млн. км2. От сурового побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея - на 1900 км.
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину в поезде из Тюмени в Новосибирск, видишь необозримые плоскости - ни бугорка, ни увала. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы.
Когда ледник отступил, север равнины был завоеван тундрой и тайгой, хотя прежде там были широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени.
Полезные ископаемые весьма разнообразны. Запасы нефти и газа, таких месторождений, как Уренгой, Ямбург, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. На её территории также сосредоточено 60% общих запасов торфа России. На юге равнины расположены богатейшие месторождения солей. С древними осадочными породами триасового и юрского возраста связаны залежи бурого угля.
Однако основное богатство Западной Сибири - это нефтяные и газовые залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую нефтегазоносную провинцию Земли.
Большое богатство Западной Сибири - её водные ресурсы. Кроме поверхностных вод - рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод.
Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры - этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы. Кроме того, тундра - основной район разведения северного оленя. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

Источник информации: В.П. Максаковский, И.И. Барнов, В.П.Дронов, В.Я. Ром, Н.Н. Петрова "География".

    Но в таком случае мы не смогли бы жить на ровной пла-нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

    Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю-щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

    Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз-рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь-ко небольшие возвышения.

    Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об-разом возникла Валдайская возвышенность.

    Рассмотрите карту нашей области.

    Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

    Определите форму поверхности нашей области.

    Что такое овраг?

    Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ-ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти-тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра-ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

    Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней-шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

    Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне-вым цветом.

    Что обозначают таким цветом?

    Что такое горы?

    Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю-щиеся над окружающей местностью.

    В чём различие холмов и гор? Ж

    Рассмотрите территорию нашей области.

    Есть ли горы?

    О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас-скажите.

    Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

    Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

    Найдите их на карте России.

    Прочитайте текст (с. 78-79).

    Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра-жены овраг, холм, гора.

    III. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Формы земной поверхности »

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.

Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.

Ход урока

I. Формы поверхности Земли.

Беседа.

Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

    Как вы себя чувствовали?

    Чего вам хотелось больше всего?

    Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной по­верхности Земли, по которой очень удобно идти.

Но в таком случае мы не смогли бы жить на ровной пла­нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.

Почему она пестрит разными цветами?

Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.

Подумайте, что обозначают эти цвета.

Земная поверхность бывает равнинной и гористой.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю­щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.

Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз­рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь­ко небольшие возвышения.

Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об­разом возникла Валдайская возвышенность.

Каким вы представляете холм?

Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

    Рассмотрите карту нашей области.

    Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

    Определите форму поверхности нашей области.

Вы обратили внимание на то, что на территории области имеются овраги?

Что такое овраг?

Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ­ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти­тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра­ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней­шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне­вым цветом.

    Что обозначают таким цветом?

    Что такое горы?

Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю­щиеся над окружающей местностью.

    В чём различие холмов и гор? Ж

    Рассмотрите территорию нашей области.

    Есть ли горы?

О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас­скажите.

    Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

    Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

    Найдите их на карте России.

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.

    Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь


Окружающий мир.
Тема: Вселенная, или космос.
Цели:
дать первоначальное представление о Вселенной, космосе, значении Солнца для жизни на Земле.
равивать речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе посредством развития эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.
Формирование УУД:
личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете.

познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся ФУУД
I. Организационный момент. Игра «Как живёшь?»
- Как живёшь? (вот так)
- А идёшь?
- А бежишь?
- Ну а спишь?
- А за партою в школе сидишь?
- Какой урок нам сегодня предстоит прожить? Я уверена, что все вы будете работать внимательно, а думать самостоятельно. Настрой на работу. Настрой на работу. личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний. («Знаю».)
– Послушайте отрывки стихотворений. Кто в них главный герой?
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко.
Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето.
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Постановка цели.
– Посмотрите на с. 8–9 в учебнике и скажите, что мы хотим сегодня узнать на уроке?
– Да, мы сегодня с вами поговорим о Солнце, узнаем что-то интересное о Солнечной системе, Вселенной и космосе. Приглашение к размышлению.
Определение и обоснование темы урока познавательные: анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения, формулировать простейшие выводы;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, строить понятные для партнёра высказывания;
III.Работа над темой урока.
1. Постановка проблемы.
Вселенная – село, вселять (русское значение).
Какие изменения произойдут на Земле, если не будет Солнца? Почему?
– Вспомните, как перепугались звери в сказке К. И. Чуковского, когда «крокодил солнце в небе проглотил».
– Почему перепугались?
– А знаете ли вы, что солнце – это звезда?
– Солнце – огромный раскалённый шар, светящееся тело – звезда. Эту звезду видно днём. Лучи Солнца несут на Землю свет и тепло. Всё живое тянется к Солнцу. Когда мы это можем наблюдать?
– Ребята, если Солнце – огромный шар, то почему мы его видим не очень большим?
Работа с источниками.
2. Работа по учебнику (с. 8–9).
а) Какие рисунки доказывают, что Солнце – раскалённый шар?
– Какой рисунок объясняет, почему мы Солнце видим небольшим?
– Что можно сказать о величине самолёта, птицы, летающих высоко в небе?
Выберите правильный ответ:
Солнце – это... 1. Звезда.
2. Планета.
3. Спутник.
– Почему те звёзды, которые мы видим ночью, нам кажутся совсем маленькими?
– Каких цветов звёзды вы видели? (Жёлтый, красный, голубой цвет.)
– Мы видим с вами невооружённым глазом, то есть без телескопа, 3000 звёзд в нашем Северном полушарии.
б) Солнечная система. Использование ИКТ.
– Наша Земля – звезда? (Нет, планета.)
– А Луна, что это такое? (Спутник.) Приглашение к размышлению.
Выдвижение гипотез, работа с учебником – решение проблемных ситуаций. познавательные: анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения, формулировать простейшие выводы;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, строить понятные для партнёра высказывания; регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
V. Динамическая пауза. В небе плавает луна. (Покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять – (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять – Хлопки над головой.)И пониже перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Тихо сели.) Показ движений Выполнение движений
VI Работа над темой урока. (продолжение)
Определите лишний объект (с. 9).
Марс, Солнце, Земля.
Луна, Марс, Земля.
– Докажите.
– Какие планеты получают от Солнца больше тепла? Почему?
– Какие ещё есть космические тела?
3. Работа по тетради (с. 10, задания 8, 9).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а учитель проверяет и просит учащихся, которые верно выполнили задание, пояснить тем, кто не справился. Работа с учебником.
регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
VII.Рефлексии.
Итог урока. Самооценка и оценка деятельности Оцените себя на лесенке успеха, в Еженедельниках. Модерация
Самооценка и коррекция.
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях
личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности;