Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Каджурахо индия. П.Олексенко. Кхаджурахо - послание из глубины веков - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Брахма. Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Название :

Местонахождение : Кхаджурахо, шт. Мадхья-Прадеш (Индия)

Создание : XI в.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течении семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году.

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре. На бесчисленных рельефах вырезаны воины, танцовщицы, слоны, акробаты, лошади, музыканты, охотники, влюбленные в страстных объятиях. Храмы Кхаджурахо в Центральной Индии считаются одним из самых выдающихся достижений индуистского зодчества средневекового периода.

Архитектура храма:

  1. Цоколь храма . Многоступенчатый цоколь храма украшен сплошными резными полосами узоров из цветов и растений. Ритмы сменяющих друг друга углублений и выпуклостей, света и тени создают эффект живой, динамичной поверхности.
  2. Священная гора . Самая высокая башня олицетворяет священную гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие). В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
  3. Главная шикхара . Главная башня – шикхара – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.
  4. Малые башни . главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию.
  5. Трансепт . Конструкция крестообразного в плане здания с боковыми крытыми навесами и сквозными балконами обеспечивает хорошую вентиляцию помещения.
  6. Статуи . Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.
  7. План . Каждый храм ориентирован по оси восток-запад; его план имеет форму двойного креста. Части здания обозначены на плане в следующем порядке: 1) лестницы; 2) портик; 3) зал для молящихся – мандапа; 4) святилище и башня-шикхара; 5) боковые трансепты с балконами; 6) крытая галерея.
  8. Песчаник. Блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.
  9. Конструкции. При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов.
  10. Каменных скульптуры. С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.
  11. Эротические сцены. Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками. Путеводители того времени стыдливо отговаривали туристов от посещения храма.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961

Общая информация

Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.

Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, - один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире. Западная группа храмов, в частности, может похвастаться просто ошеломляющими произведениями.

Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.

Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.

История

По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra) , который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela) . Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.

Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г., через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.

Опасности и неприятности

Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.

Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.

Храмы Каджурахо

Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.

Постоянно повторяются два элемента: женщины и секс. Митхуна (пары мужчин и женщин, обычно изображенные в эротических позах) , конечно, привлекают взгляд, но эротическое содержание не должно отвлекать от великолепного мастерства резчиков. Чувственные сурасундари (небесные нимфы) с горделивой осанкой, апсары (танцующие сурасундари) и наики (смертные сурасундари) изображены в полуобороте и слегка наклонены в стороны, благодаря чему кажется, что игривые фигуры танцуют и кружатся и вот-вот оторвутся от плоского камня. Классический пример -прачка, чье намокшее сари прилипло к телу - в этой картине столько же эротики, как в любой переплетенной паре, тройке или четверке людей.

Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.

Западная группа - внутри ограждения

Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе (индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат) . Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.

Два небольших храма - Вараха (Varaha) , посвященный реинкарнации Вишну в вепря, и закрытый храм Лакшми - находятся напротив огромного храма Лакшмана (Lakshmana) . Внутри Вахары стоит потрясающий полутораметровый вепрь из песчаника, датируемый 900 г. н.э. и украшенный резьбой с изображением целого пантеона богов.

Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги (Dhanga) , так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом) . Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище) . Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.

Кандария-Махадев , высотой 30,5 м, был построен между 1025 и 1050 гг. Это самый большой храм в городе, представляющий пик расцвета архитектуры Чапдела. Самые яркие изображения женской красоты и сексуальной аэробики - на трех центральных полосах. Здесь 872 акробатические статуи ростом почти в 1 м - выше, чем статуи возле других храмов. Одна из фигур, которую часто фотографируют, стоит на руках. Сикхара в 31 м высотой похожа на лингам (linga) - фаллический символ Шивы, которому поклоняются индусы, надеящиеся вырваться из круга постоянных перерождений. Символ украшен 84 дополнительными шпилями, крыша выполнена в форме горы, напоминающей гималайское жилище этих богов.

Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными. Кандария - самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.

Махадева (Mahadeva) , небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba) . Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.

Деви Джагадамба изначально был посвящен Вишну, а потом Парвати и после этого - Кали. На фресках изображены сардулы с Вишну, сурасундари и митхуны, шалящие на третьей, самой верхней полосе. Трехуровневое оформление здесь проще, чем в храмах Кандария-Махадев и Читрагупта (Chitragupta) . Храм больше напоминает Читрагупта, но здесь меньше украшений, поэтому его считают более ранним.

К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг.) , уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.

Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати , который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане) .

Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.

Близлежащий белый храм Пратапешвар (Pratapeswar) - намного более современное кирпичное, выбеленное известью здание, построенное около 200 лет назад.

Западная группа - снаружи ограждения

На южной границе огороженной территории расположен единственный действующий храм западной группы - Матангешвара (Matangesvara) . Это самый простой из здешних храмов (что предположительно означает раннюю постройку) , внутри которого находится 2,5-метровый отполированный лингам (фаллический образ Шивы) . Прямо с платформы можно заглянуть на склад под открытым небом, заполненный предметами из храмов. Это место закрыто для посещения.

Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini) , находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar) , датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.

В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей) , расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.) , посвященный Шиве.

Восточная группа - храмы старой деревни

Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.

В храме Хануман (Hanuman) на Басти-роуд есть 2,5-метровая статуя бога-обезьяны. Это немногим больше, чем ярко-оранжевая гробница. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. -самая древняя из датированных надписей в Каджурахо.

Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар (Narora Sagar) - один из самых старых в Каджурахо (около 900 г.) . Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну.

Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.

Храм Вамана (Vamana; 1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику - одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Каджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии. Расположенный между старой деревней и Джайнской территорией крохотный джайнский храм Гхантай (Ghantai) получил название от украшений на колоннах - гханта (цепь и колокол) . Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат (Parsvanath) , но сейчас от него остались только колонны. Храм обычно заперт.

Восточная группа - Джайнская территория (Jain Enclosure)

Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath) . Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.

Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.

Шанти Натх (Shanti Nath) , построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.

Южная группа

Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео (Duladeq) , расположенному в 1 км на юг от Джайнской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы - все это говорит о том, что строители храмов Каджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили.

Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.) . В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.

Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala) . Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма) , сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.

Музеи Каджурахо

Археологический музей

Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00

Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.

Музей племен и народного искусства Адиварт

Одновременно музей и картинная галерея - Музей племен и народного искусства Адиварт - красочная альтернатива храмам.

Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс

Здесь представлены произведения современных племенных культур двух штатов: Мадхья-Прадеш и Чаггисгарх. Здесь можно увидеть рисунки бхили, терракотовые скульптуры джхумар (Jhoomar), маски, статуи и бамбуковые флейты. Оригинальные картины с автографом можно купить начиная от 8000 рупий. Репродукции - за 200 рупий.

Старая деревня

Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.

Информация

Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.

Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)

State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja"s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.

Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; [email protected]; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.

Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)

Перемещение по Каджурахо

Хорошее решение - велосипед. Его можно взять напрокат в нескольких местах на Jain Temples Rd (20-50 рупий в день) .

Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.

Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.

Дорога в Каджурахо и обратно

Самолет

Jet Airways (274406; 10.00-15.30) ; есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13.45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут) . Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.

Автобус

Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.

Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00) . Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00) , где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа) . Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00) , откуда можно сесть на поезд в другие города.

Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75) . Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00) ; они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.

Такси

Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий) , железнодорожная станция (250 рупий) , водопады Ранех (Raneh; 500 рупий) , Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий) , Сатна (2000 рупий) , Орчха (2900) , Читракут (2900) , Бандхавгарх (4800) , Варанаси (6800) и Агра (7000) .

Поезд

С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.

Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа) . Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.

По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов) .

По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов) .

Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.

21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;

Ежает Аллахабад (22.25) и Читракут, прибывает в Каджурахо в 5.15.22448 Nizamuddin-Каджурахо Express отправляется со станции Hazrat Nizamuddin в Дели по вторникам,пятницам и воскресеньям в 22.15 и проезжает Агру (23.20) перед прибытием в Каджурахо (6.05) . Дневной пассажирский поезд отправляется из Джханси в 7.20, останавливается в Орчхе (7.25) и прибывает в Каджурахо в полдень.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...