Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как автор относится к борису годунову. Характеристика речи одного из персонажей трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". Несколько интересных сочинений

Вариант 1

В своих трагедиях Пушкин показал себя великим знатоком человеческого сердца. В исторической драме «Борис Годунов» рассказана трагедия царя Бориса, достигшего престола неправым путем. Пушкин рисует характер Бориса всесторонне: и как честолюбца, которого мучит совесть, и как мудрого правителя, который искренно желает принести пользу народу, но не может сделать чуда, не может осчастливить разоренную, истерзанную Смутным временем, войнами, болезнями, голодом, боярской эксплуатацией и всякими напастями Русь.

Борис представлен не только как правитель, как царь, но и как человек, семьянин, отец, заботящийся о судьбе своих детей. Пушкин понимал, что не бывает людей абсолютно плохих, как не бывает и абсолютно хороших. Добро и зло в человеческой душе причудливо переплетаются, и очень трудно дать человеку окончательную оценку.

Центральный образ трагедии — Борис Годунов. Изображая царя Бориса, Пушкин в основном следовал Карамзину, видевшему в царе Борисе преступника, убийцу малолетнего царевича Димитрия. Но творческий гений Пушкина преодолел влияние Карамзина. Пушкин дал в трагедии не односторонний образ царя-убийцы, а живой образ человека во всей глубине, сложности и противоречивости его психологии.

Царь Борис предстает в трагедии как «царь умный, способный и опытный» (Белинский), как человек, наделенный целым рядом положительных свойств. Это не изверг по натуре. Убийцей сделала его неудержимая страсть властолюбия, и Борис всю жизнь жестоко терзается от сознания совершенного им преступления.

Борис, прежде всего, — мудрый и опытный правитель. Еще при царе Федоре он фактически обладал всей полнотой власти, так как «царь на все глядел очами Годунова» . Вступив на престол, он стремится завоевать расположение народа:

«В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать …»

Сначала это ему удается. Боярин Воротынский, враг Бориса, признает:

«А он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.»

Басманов тоже отмечает у Бориса «высокий дух державный» и верит, что царь сотворит еще в России много добра. Ум, энергия, попытка найти поддержку в народе, мудрые правительственные реформы вроде проекта уничтожения местничества («Не род, а ум поставлю в воеводы») — все это характеризует Бориса как опытного правителя страны.

Положительным качеством Бориса является также его взгляд на просвещение. Борис признает высокое значение науки. Он говорит сыну:

«Учись, мой сын: наука сокращает

Учись, мой сын, И легче и яснее

Нам опыты быстротекущей жизни…

Державный труд ты будешь постигать.»

В сцене разговора Бориса с сыном Феодорам и дочерью Ксенией выступает еще одна положительная черта царя. Он — любящий и нежный отец, глубоко сострадающий горю дочери и с искренней заботливостью воспитывающий сына, своего будущего преемника. Теплотой и задушевностью веет от его беседы с Феодорам и Ксенией.

Мудрый правитель, умный человек, нежный отец, Борис оказывается в то же время глубоко несчастным. Образ его полон истинного трагизма. Почему? Борис когда-то проложил себе дорогу к власти убийством царевича Димитрия. Это превратило всю его жизнь в мучительную трагедию, наполнив его душу тяжкими угрызениями совести. Свое тягостное душевное состояние он выражает в следующих словах:

«И все тошнит, и голова кружится,

… И рад бежать, да некуда … ужасно!

И мальчики кровавые в глазах…

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.»

Ни власть, ни жизнь не веселят Бориса. Он предчувствует «небесный гром и горе», то есть неминуемое возмездие за преступление, и сознание обреченности преследует его на протяжении всего царствования. Самый характер его под влиянием тяжелой душевной борьбы изменяется: Борис делается подозрительным, вводит в систему доносы и шпионство, допускает ряд жестокостей. Он страшен и жесток, когда борется за корону.

Изнемогая под тяжестью мрачной тайны своего преступления, Борис чувствует, что народ начинает относиться к нему с упорным недоверием. Виновником этого недоверия было отчасти боярство, враждебное Борису, умевшее «народ искусно волновать». Но в основе недоверия народа лежал взгляд на царя как на убийцу.

Народ обвиняет Бориса даже в тех преступлениях, которых он не совершал: и в смерти жениха Ксении, и в ускорении кончины царя Федора, и в отравлении царицы, жены Федора (сестры Бориса). Отмена Юрьева дня, в которой народ обвинял Бориса, окончательно отшатнула от него народную массу. Призрак народной любви рассеялся. Годунов тяжело переживает такое отношение к нему народа, но изменить его он бессилен. Он приходит к мрачному выводу:

Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых … Борису приходится выдерживать в конце царствования двойную борьбу: под Севском, Путивлем, Крамами — с Самозванцем, а в Москве — с народом и боярами. Он ясно сознает, что успех его борьбы с Самозванцем зависит от настроения народной массы, и говорит Басманову:

«Лишь дай сперва смятение народа

Мне усмирить.» Но «мнение народное» было против него. Сознание непрочности

своего положения и душевный разлад надломили сильный организм

царя. «Шапка Мономаха» досталась ему ценой таких тяжелых мук, которых он не вынес.

Так Пушкин подчеркнул в трагедии зависимость судьбы царя от отношения к нему народа. Это усилило трагизм образа Бориса, сделало этот образ еще глубже, выразительнее, жизненно правдивее. Но Пушкин дает в трагедии не только моральную, но и политическую оценку личности Бориса. Борис — носитель идеи самодержавия. Все добрые намерения его разбиваются о смутное, глухое недоверие народа не только потому,

что народ видит в нем убийцу царевича Димитрия, но и потому, что Борис — сила, политически противостоящая народу. Сам Борис говорит так:

«Лишь строгостью Мы можем неусыпное

Сдержать народ. Так думал Иоанн,

Смиритель бурь, разумный самодержец.

Так думал и — его свирепый внук.»

Народ чувствует это и отказывает Борису в поддержке.

А. 3ерчанинов, Н. Колокольцев, В. Литвинов

Вариант 2

Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей трагедии образу Бориса Годунова, раскрытому широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как отец, и как личность. Привлекательны человеческие качества Бориса: его огромный ум, могучая воля, отзывчивость на страдания людей, искреннее желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясенной неожиданной смертью жениха. Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он хочет, чтобы его сын вырос человеком культурным, И радуется его успехам в науке.

Борис — опытный и мудрый исторический деятель, правитель. Он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложность обстановки в стране и дает разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав дочь за шведского королевича, он думал об укреплении связей Руси с западноевропейскими государствами. Но царь Борис — типичный представитель царского самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и достигло расцвета при Иване IV. Борис продолжает политику сосредоточения всей государственной власти в руках царя, проводившуюся Иваном III и Иваном IV. Он продолжает их борьбу с родовитым

боярством, которое возглавляли потомки удельных князей, и, как Иван Грозный, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». И дальше царь сообщает Басманову о своем намерении вообще отменить местничество и таким образом лишить боярство его привилегии

Борис продолжает политику московских царей и по отношению к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн III, смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и — его свирепый внук» (Иван IV). Но в закабалении крестьян Борис идет еще дальше своих предшественников. Он «Юрьев день задумал уничтожить», то есть лишить крестьян права переходить от одного помещика к другому, тем самым окончательно прикрепив крестьян к помещикам.

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Характеризуя правление Годунова, Афанасий Пушкин говорит Шуйскому:

«А легче ли народу?

Им посулить старинный Юрьев день,

Спроси его. Попробуй самозванец

Так и пойдет потеха.»

Но в изображении Пушкина Борис типичный московский царь не во всем: он отличается от своих предшественников тем, что он царь-узурпатор, ставший на престол при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII в., как об этом говорят письменные источники того времени, Бориса Годунова считали убийцей царевича Димитрия, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.

Мало того, Карамзин самую трагедию Бориса рассматривает как следствие его преступления: Бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как цареубийцу, но, в противоположность авторам XVII в. и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование

Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, обостряет нелюбовь народа к нему, но не оно главная причина трагедии Бориса.

Гибель Бориса обусловлена социальными причина ми, борьбой классовых сил. На борьбу с Борисом выступило боярство, донские казаки, пославшие Карелу к Самозванцу с обещанием помочь ему достичь престола, Польша, поддерживавшая Самозванца из своих соображений, но главное — народ. Гаврила Пушкин правильно говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогай» и не казаками, а «мнением народным».

Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории. Народ же отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство помещикам; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как средство «удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин, раскрывая образ Бориса, ответил на вопрос о взаимоотношении царя и народа. Он показал, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви, доверия и поддержки народа.

С. Флоринский

Вариант 3

В изображении характеров своей трагедии Пушкин старался подражать Шекспиру, что яснее всего видно на характере Бориса. Годунов, изображенный Пушкиным, наделен многими положительными качествами. Как правитель он обнаруживает высокий ум: назначает воеводой Басманова, человека незнатного рода, обещая уничтожить гибельный обычай местничества и тем возвысить личные достоинства каждого, его ум, а не происхождение.

Борис попечительный и заботливый отец семейства: он интересуется учебой сына, искренно сострадает горю Ксении, оплакивающей своего жениха. Однако когда Борисом овладевает страсть властолюбия, она заглушает в нем доброе начало. Достигнув трона путем преступления, Борис начинает осознавать свой грех; им овладевают чувство страха и угрызения совести.

Он делается суеверным, обращается к колдуну и ворожеям, гадает, как «красная невеста»; его оставляет доверие к людям, и потому он становится подозрительным и жестоким, преследует бояр, подвергая их опале или осуждая на позорную смерть. К народу, которому прежде оказывал благодеяния, Борис теперь относится со злобой и говорит о нем: « …твари добро — не скажет он спасибо; грабь и казни — тебе не будет хуже».

Душевная тоска всецело овладевает Борисом, и под влиянием ее он теряется: выдает себя Шуйскому, когда тот рассказывает о появлении Самозванца, принявшего на себя имя убитого царевича Димитрия; во время рассказа Патриарха о чудесном исцелении перед гробом царевича обливается потом, бледнеет и, наконец, неожиданно прерывает совещание думы.

С.Бураковский

Вариант 4

Трагедия «Борис Годунов» начинается целым рядом сцен, сопровождавших избрание Бориса на царство. Еще из разговоров бояр Воротынского и Шуйского мы узнаем, что

Борис был тайный убийца царевича Димитрия. Действительно, подобные слухи ходили в народе, и поддерживало их главным образом старинное боярстве, которое не любило Годунова как человека, получившего боярское звание при Иоанне Грозном и правившего государством при его преемнике Феодоре.

Разумеется, Годунов воспользовался своим положением, чтобы заблаговременно подготовить себе дорогу к престолу. Уже при Феодоре он расположил к себе мелкопоместных дворян, часть духовенства вместе с Патриархом также было на его стороне. Наконец наступил момент, когда старая родовая знать должна была сознаться, что

Вчерашний, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха …

Борис ничем не был связан с преданиями знатных родов, которые гордились своим древним происхождением. Не в этих преданиях он искал опоры для своего могущества, а в самом себе, в своей личной энергии:

… он умел и страхом и любовью

И славою народ очаровать.

Он стремился достигнуть московского престола — и вот … вся Москва

Сперлася здесь; смотри: ограда, кровли,

Все ярусы соборной колокольни,

Главы церквей и самые кресты

Унизаны народом.

Перед ним выборные люди, бояре, вся Москва и сам владыка-патриарх; все плачут, рыдают и зовут его на престол:

Будь наш отец, наш царь!

Годунов, пролив кровь, совершив убиение царевича, упрямится, он отказывается и медлит, так как хорошо знает, что обязанности царя тяжелы. Медлит Борис также и оттого, что хочет видеть всю Россию у своих ног, молящую его взойти на престол в Москве, если уже

суждено быть ему царем. И наконец —

Венец за ним! он царь! он согласился!

Не совсем искренни слова Годунова, сказанные Патриарху и боярам тотчас после избрания его:

Обнажена душа моя перед вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

На эту хитрость Годунова Шуйский обратил внимание Воротынского, который припомнил в эо время слова Шуйского:

Народ еще повоет, да поплачет, И наконец по милости своей

Борис еще поморщится немного, Принять венец

Что пьяница пред чаркою вина, смиренно согласится …

На самом же деле Борис не мог перед всеми обнажать свою душу с ее роковой тайной, которая и была главной причиной его страха и смирения. Разумеется, в эту торжественную минуту проявлялись лучшие чувства его души. Он полагал, что Россия найдет в нем достойного царя, который будет стараться все сделать для счастья народа; он искренно верил, что сможет дать это счастье и тем самым залечить свою душевную рану. Это видно из его молитвенного обращения к ангелу-царю, Феодору:

И ниспошли тому, кого любил ты,

Да правлю я во славе свой народ,

Священное на власть благословенье:

Да буду и праведен, как ты.

Изображая светлые стороны души царя, Пушкин выводит личность Годунова как правителя с душою русскою, благоверного царя. Борис согласился на принятие царского достоинства и стремится ознаменовать первые минуты в этой новой жизни:

Теперь пойдем, поклонимся гробам

Почиющих властителей России,

А там — сзывать весь наш народ на пир,

Всех, от вельмож до нищего слепца;

Всем вольный вход, все гости дорогие.

Вглядываясь в эту черту Бориса, невольно замечаешь в нем русского царя-батюшку. Как царь, он стремится принять всех подданных в свое царское жилище, за одним столом он хочет потчевать всех подданных, власть над которыми ему дал сам Бог. Но шесть лет спустя после начала царствования Борис разочаровывается в жизни:

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет.

Не любит его народ — в этом все его горе. Ничего не щадил он, чтобы «в довольствии народ свой успокоить», особенно во время голода и пожара. Но, принимая щедроты и милости царские, народ проклинал самого царя как виновника всех бед. Борис расценивает это так:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых …

Преследуемый различного рода бедствиями, он желает узнать свое будущее, а потому зовет к себе кудесника. Бедствия народа приводят Годунова, к отчаянью и в исступлении он произносит: «Все я … » Царь не нашел в народе нравственной опоры для своей власти. Ядовитое жало клеветы проникло даже в его семейную жизнь: говорили, что он отравил сестру свою, вдову покойного царя Феодора, и жениха своей дочери, королевича Датского.

Это было в высшей степени жестоко и несправедливо, потому, что Борис был примерным отцом семейства. Итак, ему не оставалось ничего другого, как искать опоры в самом себе. И он ищет ее.

Ах! чувствую: ничто не может нас Над злобою, над темной клеветою.

Среди мирских печалей успокоить; Но если в ней единое пятно,

Ничто, ничто … едина разве совесть. Единое, случайно завелося,

Так, здравая, она восторжествует Тогда — беда! ..

В сознании своей невинности он произносит слово «совесть», и вдруг замечает, что он не поддается тому течению мыслей, которое направлено было к обвинению народа. Обвинитель щадит себя и не хочет признаться себе в том, что хотел быть «благим» царем, но никогда не был «праведным», что его желание народного счастья было не что иное,

как сделка с совестью. Понятно, что он искал не столько народной любви, сколько популярности, которая была для него необходима как защита от врагов. Когда же царь заглянул в свою совесть, он понял ее ответ и сам признался, что «жалок тот, в ком совесть нечиста». Совесть окончательно сгубила Годунова. Она была послана из могилы убитого по его приказанию царевича Димитрия, а самого царя теперь

Все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах.

Еще один раз проглядывают светлые стороны души Бориса, когда он беседует со своими детьми: утешает дочь, оплакивающую своего жениха, советует сыну учиться и хвалит сладкий «плод ученья». Сцена эта служит образцом простой, задушевной, семейной беседы отца с детьми. Предположение Шуйского о возможности восстания народа после

появления воскреснувшего Димитрия при водит царя в отчаяние; он запинается и не знает, за какую мысль ухватиться, велит удалиться царевичу, приказывает оградить Россию от Литвы заставами, насмехается

над тем, что мертвые могут

Допрашивать царей, царей законных,

Назначенных, избранных всенародно,

Увенчанных великим патриархом.

Он требует и от Шуйского смеяться над этой вестью, и здесь проглядывает еще одна черта его характера — хитрость. Борис будто бы он не знает о смерти царевича Димитрия, заклинает Шуйского сказать ему всю правду и грозит жестокой казнью за неправду.

Шуйский клянется, что своими глазами видел труп Димитрия. Но Годунов не мог не сознавать правды в словах Шуйского: «Толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя». Конечно, если бы Годунов не был участником убиения Димитрия, то мог бы спокойно вступить в борьбу с мнимым Димитрием или добровольно уступить свое место действительному Димитрию. Но положение его было совершенно иное: недаром ему тринадцат лет «сряду все снилося убитое дитя». В каком положении окажется он,

если дитя это в свое время не было убито, а теперь найдутся свидетели преступлений царя? Тогда и отречение от престола не помогло бы ему, не сняло бы с него позора, и он не нашел бы поддержки ни в ком, даже в своем сыне. Разумеется, ему было важно знать, кто враг его. Это было для него равносильно вопросу: быть или не быть, можно ли рассчитывать на успех в это борьбе или нет. Слишком далеко зашел он в своем честолюбии, и падение с той высоты, на которой он теперь находился, было бы ужасным.

Таким образом, отступление назад уже было невозможно, тем более что Шуйский решительно заявил: « … Сомненья нет: Димитрий во гробе спит». Слова эти давали Борису опору для самозащиты от обманщика, который сеет смуту в государстве:

Кто на меня? Пустое имя, тень — На признак сей подуй — и нет его.

Ужели тень сорвет с меня порфиру, Так решено: не окажу я страха, —

Иль звук лишит детей моих наследства? Но презирать не должно ничего …

Безумец я! чего ж я испугался? Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Тем не менее пришедшие бояре своими новостями заронили в душу Годунов держит в боярской думе совещание, на котором Патриарх советует:

… во Кремль святые мощи

Перенести, поставить их в соборе

Архангельском; народ увидит ясно

Тогда обман безбожного злодея,

И мощь бесов исчезнет яко прах.

Борис слушал, а бояре видели, как

Государь бледнел

И крупный пот с лица его закапал.

Тревога царя растет, он чувствует потребность в посторонней поддержке и просит:

Владыка патриарх,

Прошу тебя пожаловать в палату:

Сегодня мне нужна твоя беседа.

Однако тревога не мешает царю сделать нужные приготовления к войне, и первоначально это имело успех. Войска Лжедимитрия разбиты полками Годунова, но эта победа в сущности ничего не меняла. Народ продолжает переходить на сторону Самозванца.

Тревожимый извне и потрясаемый изнутри, чувствуя, что трон начинает под ним колебаться, Борис внезапно заболевает; он чувствует приближение смерти и дает предсмертные наставления сыну о том, как править государством. Самые нежные чувства и заботы, самая глубокая политическая мудрость высказывается в последних словах Годунова.

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь … о Боже, Боже!

Сейчас явлюсь перед Тобой — и душу

Мне некогда очистить покаяньем.

Но чувствую — мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья …

Будь милостив, доступен к иноземцам,

Доверчиво их службу принимай.

Со строгостью храни устав церковный;

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость:

Кто чувствами в порочных наслажденьях

В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,

И ум его безвременно темнеет.

В семье своей будь завсегда главою;

Мать почитай, но властвуй сам собою

Ты муж и царь; люби свою сестру,

Ты ей один хранитель остаешься.

После наставления сыну наступил последний в этой жизни час для царя.

Все кончено — глаза мои темнеют,

Я чувствую могильный хлад …

Ударил час, в монахи царь идет-

И темный гроб моею будет кельей …

В последние минуты земной жизни царь хочет со всеми помириться, дабы с миром и в мире отойти к источнику мира — Богу:

Я доволен. И вольные и тайные обиды …

Простите ж мне соблазны и грехи Святой отец, приближься, я готов.

Таковы последние слова Годунова.

Таким образом, Пушкин создал образ Годунова ярко и всесторонне, со всеми положительными и отрицательными чертами, показав его добрую и светлую, мрачную и безотрадную стороны. Он хитер, он по-царски щедр и велик; у него светлый ум и широта взгляда — «высокий дух державный», но совесть его зазорна, больна; тяжелое пятно лежит на ней. Совершеннее образа Годунова, каким он вышел у Пушкина, нельзя представить. Он уловил все те черты, которыми русский народ определил историческое лицо Годунова.

В трагедии «Борис Годунов» проводится мысль о том, что за преступление, подобное совершенному Годуновым, небесное правосудие карает беспощадно. Преступление это постоянно преследуется личными, семейными и государственными бедствиями.

Карамзин в своей «Истории Государства Российского» пишет: «Святая кровь Димитрия требовала крови чистой; и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и за

своих ближних». Пушкин рассматривает Годунова так же, как Карамзин, то есть принимает за истину, что Борис был убийцей царевича. И невольно припоминаются слова: «И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда!». Трагизм усиливается последними словами: «народ безмолвствует». Это молчание народа выражает собой ужас, охвативший народ при виде гибели невинных детей Годунова — искупительной жертвы за преступление отца.

Характеристика Бориса Годунова

3 (60%) 3 vote[s]

Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”.

«Борис Годунов» - высочайшая вершина русской исторической реалистической драматургии.

Образ Бориса Годунова в драме неоднозначен - Пушкин не стал рисовать его ни в исключительно черных, ни в исключительно светлых тонах. пушкин годунов трагедия литературный

Речь Бориса Годунова торжественна, выразительна и грамотна в обращении к патриарху и боярам:

Ты, отче патриарх, вы все, бояре,

Обнажена моя душа пред вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

Сколь тяжела обязанность моя!...

Но когда Борис остается с собой наедине, его монолог, обращенный к Богу, звучит не так величественно. Речь печальна и одинока, полна раскаяния за содеянное и предчувствия кары:

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной --

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет…

В этом монологе автор будто бы хочет показать Годунова таким же простым человеком как все. Следует отметить, что не смотря на свое злодеяние, автор не выставляет Бориса каким-либо тираном или монстром. Царь очень переживает из-за того, что весь народ считает его убийцей и винит во всех смертях:

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком --

Как буря, смерть уносит жениха…

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства --

Меня, меня, несчастного отца!..

В этом отрывке используется тавтология -- повторение глагола «мнил» два раза. Мне кажется, что автор это сделал специально, чтобы показать простоту и разговорность речи. Царь при боярах и вельможах не позволил бы себе подобного. Также использование слова «дочернего» свидетельствует о простоте царя, о его близости к народу. Но все же нужно отметить, что в период монолога-откровения Бориса Годунова, он находился один.

В сцене в царских палатах царь несколько раз меняет свою речь. Вначале, когда он общается со своими детьми Ксенией и Федором. Обращаясь к дочери, он говорит: «милая моя», «дитя мое», «душа моя». Причина подобной ласки обусловлена не только тем, что Ксения дочь царя, но также тем, что Борис чувствует свою вину в несчастии родного чада:

Дитя мое! Судьба мне не сулила

Виновником быть вашего блаженства.

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить…

Также, возможно, что такие теплые обращения к Ксении, только потому, что она женщина и это просто обычное почтение. Ведь с сыном царь разговаривает несколько по-другому, не употребляя таких ласковых выражений:

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать…

Затем в действие входит Шуйский. В разговоре с ним царь поначалу очень решителен и строг:

Послушай, князь: взять мря сей же час;

Чтоб от Литвы Россия оградилась

Заставами; чтоб ни одна душа

Не перешла за эту грань; чтоб заяц

Не прибежал из Польши к нам…

Но затем уверенность царя мимолетно проходит, он заметно нервничает и в его речи чувствуется немного отчаяния:

Постой. Не правда ль, эта весть

Затейлива? Слыхал ли ты когда,

Чтоб мертвые из гроба выходили

Допрашивать царей, царей законных,

Назначенных, избранных всенародно,

Увенчанным великим патриархом?

Смешно? а? что? Что ж не смеешься ты?

Но после ухода Шуйского царь пытается прийти в себя. Набирается прежней решительности и смелости:

Безумец я! Чего ж я испугался?

На призрак сей подуй -- и нет его.

Так решено: не окажу я страха --

Но призирать не должно ничего…

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Речь Бориса в царской думе была очень уверенной и резкой. Чтобы не быть трусом в глазах патриарха и бояр. В монологе чувствуется военный ритм, будто топот марширующих:

Мне свейский государь

Через послов союз свой предложил;

Но не нужна нам чуждая помога:

Своих людей у нас довольно ратных,

Чтоб отразить изменников и ляха.

Я отказал.

Диалог с юродивым немногословен. Даже после тех слов, которые Николка сказал царю, Борис по-народному говорит:

Молись за меня, бедный Николка.

В одной этой фразе слышится раскаяние, просьба сочувствия и покорность. Последний монолог Бориса Годунова обращен к сыну Федору - наследнику престола. В своей речи царь называет его «милый сын» и дает последние советы:

В семье своей будь завсегда главой;

Мать почитай, но властвуй сам собою --

Ты муж и царь; люби свою сестру --

Ты ей один хранитель остаешься.

Но когда приходит патриарх, святители и боре, царь все еще ведет себя достойно и гордо:

Повремени, владыка патриарх,

Я царь еще: внемлите вы, бояре…

Борис Годунов не положительный персонаж, ведь он убил ребенка. Но через его своеобразие речи, можно понять, как он несчастлив и как страдает от этого. В речи Бориса есть все, что необходимо иметь царю. Со своими подчиненными он держит себя уверено и строго, с детьми -- просто и по родительски. Он эмоционален, что, безусловно, проявляется в речи, когда Годунов предчувствует опасность. Но если бы Александр Сергеевич Пушкин так не насыщал речь Бориса Годунова, то было бы невозможно его понять.

Отметив в душе Бориса Годунова главную черту – «честолюбие», Пушкин , следуя за драматургами-романтиками, не ограничился этой одной чертой, он дал всестороннее освещение его души, обрисовав его, как человека вообще и как правителя.

Борис, как человек истинно-драматическое лицо, потому что доброе и злое просто и правдиво перемешались в его сердце: он не односторонний псевдоклассический злодей, и не романтический, с присущей ему красивой позой, он просто несчастный человек, которого только страсть и случай толкнули на преступление. Он возбуждает в нас жалость потому, что в нем много доброго: с того дня, как он совершил преступление, совесть его мучит; эта страшная душевная борьба свидетельствует о неиспорченности его натуры, о том, что преступление свое он искупает в течение многих лет... И этот медленный мучительный самосуд обезоруживает всякого, кто хотел бы строго отнестись к Годунову, как к преступнику. Кроме того, всякого подкупает сердечность его в отношениях к народу, к своей семье.

Борис Годунов

Борис как правитель

Безразличными, в моральном отношении, но, во всяком случае, подкупающими качествами души Бориса Годунова были энергия, смелость, светлый ум. Это все достоинства, драгоценные для «правителя». И, действительно, как правитель, он стоит высоко: обнаруживает знание человеческого сердца, умение управлять людьми, понимание истинных нужд отечества: он уважает образование, стоит за сближение с западной культурой, решительно высказывается против «местничества ». Но все эти хорошие качества «правителя» не помогли ему сделать Россию счастливой: не помогли ему ни его светлый ум, ни его житейская ловкость, у него нет ни одного союзника: и небеса, и люди, простые и знатные, русские и поляки, все и все против него.

Борис как преступник

Все его административные таланты оказываются ему так же бесполезны, как шекспировскому Макбету . Богато одаренный от природы, с широким взглядом на жизнь, властолюбивый и честолюбивый, но без примеси корыстного эгоизма, от всего сердца любящий родину и желающий ей блага и процветания, решительный и энергичный, Борис достиг престола, руководясь принципом: «цель оправдывает средства». Безнравственность этого принципа губит его.

Причины падения Бориса

Народ осудил в его лице преступника, убившего царевича Дмитрия . Народ не дал Борису себя купить, и Годунов не сумел подавить в себе чувства злобы к этой «неблагодарной черни», не сумел понять, что мелкому эгоистическому чувству обиды не может быть места там, где судьба произносит свой неумолимый приговор. Под влиянием этого чувства он делается подозрительным, мрачным, даже суровым. Казни, пытки, шпионство – вот, к чему прибегает Борис для упрочения своего колеблющегося престола. От прежнего, широкого и светлого, понимания своего положения «царя – слуги народа», он переходит к эгоистическим стремлениям удержать престол за сыном. В предсмертной речи своей он дает сыну совет, как хитрее провести своих подданных.

Дети Бориса погибли, как искупительная жертва за преступления отца, не обман народа и бояр, не самозванец погубили его дело, обман имел успех лишь, как орудие той грозной силы, с которою не поладил Годунов. И самозванство Лжедмитрия , по взгляду Пушкина, было ясно для всех. Пленник, на вопрос Отрепьева:

«Ну, обо мне как судят в вашем стане?»

отвечает:

«А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать, (будь не во гнев!), и вор,
А молодец...».

Главным образом в пьесе Александра Пушкина « » является . Но образ царя тоже важен, так как именно ему противостоит народная сила.

Борис Годунов – московский царь, который приходит на смену несостоявшемуся правителю Федору.

Подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.

Годунов хорошо понимает, что образование приносит пользу государству и поэтому отправляет молодых людей за границу учиться. Так же он доволен успехами своего сына в учебе.

Как опытный политик Годунов видит сложную обстановку в стране и то, что многие бояре настроены против него. Он пытается задобрить народ своими «милостями». С целью укрепить связи с западными странами царь выдает дочку замуж за шведского королевича. В своем завещании Годунов оставляет умные советы по управлению государствам своему сыну.

Но старания царя перечеркивает ряд неудач: неурожай, пожар. Он поступает в стиле всех самодержцев – усиливает поборы с народа. Люди начинают негодовать и копить гнев на своего царя.

Борис Годунов не является новатором в области политики, а по традиции самодержавного строя сосредотачивал всю власть в своих руках. Так же он продолжил борьбу с недовольными боярами. Поддержку царь видел только в служилом дворянстве. Назначая на должность командующего войском, Годунов учитывал не знатность рода, а ум кандидата. И выбор пал на Басманова, который славился своим умом.

Чтобы усмирить народ, царь действовал строго и беспощадно. Только так можно было сдержать народное недовольств – думал он. Борис окончательно упрочил крепостное право. И теперь крепостные даже не имели права переходить по своему желанию от одного хозяина к другому. Народ стал относиться после этого к царю враждебно.

Но самое худшее – это то, что Борис пришел к власти незаконным путем. По его приказу избавляются от юного царевича Дмитрия. Слух об этом приводит позже к появлению самозванца, который будет пытаться отнять у царя трон на правах законного наследника.

Сам Годунов тоже мучился угрызениями совести. Мысль о том, какую цену пришлось заплатить за трон, ему причиняла душевные муки. Но честолюбие оказалось выше его совести.

У Бориса Годунова трагическая судьба, и не только потому что он неверным путем пришел к власти, но и потому что он не имел поддержки у дворян, бояр, казаков. И главное – его не любил народ. Люди видели в нем тирана, который ужесточил поборы, закрепил крепостное право помещиков. А те небольшие милости, которые оказывал им царь, народ воспринимал, как жалкую подачку и метод оставаться на троне.

Образ Бориса Годунова – это образ типичного в то время самодержавца, который заканчивает правление трагично, потому что не учитывает значение и силу народа.

Образ Бориса Годунова

Основная тема трагедии -царь и народ - определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.

Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

Что, Ксения, что милая моя?

В невестах уж печальная вдовица!

Всё плачешь ты о мёртвом женихе...

Безвинная, зачем же ты страдаешь? "

Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:

Учись, мой сын, наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни...

Учись, мой сын, и легче и яснее-

Державный труд ты будешь постигать.

Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ".

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже

рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность

писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением

объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его

неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное - против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ - основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.