Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Кладовые земли для детей. Тема «Кладовая Земли. Урок: Кладовые Земли

>> Заглянем в кладовые Земли

Заглянем в кладовые Земли

Практическая работа

1. Рассмотри кусочек гранита с помощью лупы.

Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

2. Рассмотри образцы полевого шпата, кварца и слюды. Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые - это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Рис. 1. Песок ()

Рис. 2. Глина ()

Рис. 3. Гранит ()

Другие используются как топливо:

Рис. 4. Каменный уголь ()

Рис. 5. Торф ()

Рис. 6. Нефть ()

Рис. 7. Газ ()

Рис. 8. Выплавка металла ()

Геологи - изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения - это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах - карьерах, другие - в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок - полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль - тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина - каолин, и она тоже полезное ископаемое.

Рис. 9. Каолин ()

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда - полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы - камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы - это природные вещества, а горные породы - это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Рис. 10. Гранит ()

Очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит - это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие - кварц, черные - слюда. Зерно по латыни - грано, отсюда и название - гранит.

Минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Рис. 11. Слюда ()

Это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Рис. 12. Полевой шпат ()

Минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист . Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Рис. 13. Кварц ()

Рис. 14. Аметист ()

Гранит - очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы - и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни - агат, сапфир, гранат - это тоже минералы.

Рис. 15. Агат ()

Рис. 16. Сапфир ()

Рис. 17. Гранат ()

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые - клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Детские электронные презентации ().
  2. Xvatit.com ().
  3. Prezi.com ().
  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

Тема «Кладовая Земли» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: дать представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности.

Материал: разные виды баночки с почвой (плотной и рыхлой), таз с водой, спиртовка, стекла для опытов, схема «Почва в разрезе», иллюстрации дождевого червя, крота, фабрики и заводы сливают грязную воду в реки; баночки с чистой и грязной водой, коробочки с почвой: плодородной, песчаной, глинистой, семена овса, лейки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает баночку с почвой.

Ребята, что это у меня в баночке? (земля, почва)

Сначала я вам расскажу о различии слов «земля» и «почва». Земля-земной шар, родина, название нашей планеты. Почва-то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Вот сегодня мы с вами заглянем в кладовую Земли.

Вот банки с почвой. Что такое почва? (верхний слой нашей планеты Земля).

А кто живет в подземном царстве? (показывает иллюстрации дождевых червей, крота и др.)

Как вы думаете, чем они дышат? (воздухом)

А в почве есть воздух? Давайте проверим: бросаем в тазик с водой комок почвы. Что увидели? (пузырьки воздуха).

Воспитатель показывает две баночки с плотной и рыхлой почвой. Дети рассматривают содержимое, сравнивают.

Ребята, как вы думаете, в какой почве лучше растениям? (в рыхлой)

В плотной почве не хватает воздуха и воды, чтобы в ней хорошо росли растения. А есть ли вода в почве? (предположения детей)

Давайте проведем еще один опыт: нагреваем рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что значит? (в почве есть вода)

Если будем и дальше нагревать почву, почувствуем неприятный запах-это в почве будут гореть остатки отмерших растений и животных. Их называют перегноем. Именно благодаря перегною в почве и могут расти растения, и именно перегной придает почве черный цвет.

Итак, мы с вами выяснили, что в почве есть…(воздух, вода, перегной).

А что еще есть почве, давайте с вами посмотрим схему «Почва в разрезе». В почве есть немного песка и глины, а под плодородным ее слоем находится слой песка, а потом глина, потом-камни. В почве еще есть и соли.

Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проведем опыт. Насыплем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этого стакана и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании вода испаряется, а на стекле остается белый налет. Это слои, которые были в почве. Какой вывод мы можем сделать? (в почве есть соли, растворяющиеся в воде).

Значит, почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, растворимых солей, и эти все вещества делают ее плодородной.

Физкультминутка.

Дождя давно не было, и растения давно завяли. Сначала опустили головки-раз-(опустить голову), потом листики-два-(быстро опускают руки вдоль туловища), а потом и весь стебелек согнулся до самой земли-три-(садятся на корточки).

Вдруг пошел дождь, и растения начали оживать (встают, поднимают руки, голову).

А после дождя подул ветер, стебельки закачались (поднимают руки над головой), зашумели (покачивая руками, надо делать спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука «ш»).

Итак, подул ветер, зашумели. Ветер, затих, стебельки успокоились. (не торопясь, опускают руки).

Воспитатель приглашает детей рассмотреть воду в двух баночках-чистую и грязную.

Ребята, как вы думаете, что будет с почвой, если ее полить чистой водой? (рассуждения детей)

А если-грязной? (рассуждения детей)

Правильно, в природе, как в сказке, есть «живая» и «мертвая» вода. И человек, который ест овощи, выращенные на грязной почве, может заболеть.

А откуда берется «мертвая» вода? (предположения детей)

Правильно, ее сливают заводы и фабрики… (воспитатель показывает иллюстрации) Во многих местах нашей планеты почва «болеет»: в ней не могут жить растения и животные. А почва образуется очень медленно: сантиметр за 100 лет, а разрушается очень быстро: из-за сильных ветров, ливней, неправильной обработки.

Как нужно относиться к почве? (люди должны заботиться о почве, вспахивать ее, удобрять, поливать, можно было выращивать овощи, фрукты.)

Правильно. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.

Дети делятся на три подгруппы и сажают овес в разную почву, проводят наблюдения за их ростом.

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы , соединяясь вместе, образуют горную породу гранит

Рассмотрите кусочек гранита. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал слюда.

Заполните схему. Состав гранита.
Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов - жёлтым карандашом.


Выпишите из текста учебника примеры горных пород.

Гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень

Найди в атласе-определителе "От земли до неба" дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1 - 2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц, слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие - кварц, чёрные слюда. "Зерно" по-латыни "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".

Полевой шпат
Полевой шпат - самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кварц
Кварц - минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

Слюда
Слюда - минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.


Рассматривать камни очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где живёшь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Рассматривая камни, думаешь о том, что в каждом из них есть какая-то тайна и множество загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Хочется узнать, какие же секреты они таят в себе, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям .

Срок реализации : 3 месяца (сентябрь, октябрь, май).

Тип проекта : информационно - практико – ориентированный.

Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».

Задачи проекта:

1.Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;
2. Познакомить детей с экосистемой Алтайских гор;
3. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
4.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;
5.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
6.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
7.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
8.Обогащение словарного запаса дошкольников;
9.Развитие мелкой моторики рук.

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.
Мы стараемся найти интересующую нас тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень.
Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто – коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по – своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделие из камней? Вы попадете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.
Знакомство детей с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, просто камнями, способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, знакомству с профессиями людей, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, развиваем речевые умения и навыки личности, способствуем повышению уровня познавательных способностей, развиваем воображение, способствуем гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком, без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли», взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Результат:
В ходе реализации проекта:

Мы успешно провели занятия;
Организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
Собрали и оформили альбом «Мир камня»;
Дополнили материалом уголок предметно – развивающей среды «Алтайский край».
Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»; «Что из чего?»;
Совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
Подготовили с детьми презентацию «Музея камня».

В ходе проектирования дети – знают:

Из чего состоит почва;
- Какими полезными ископаемыми богат Алтайский край и Россия;
- Как добывают земные богатства и где используют;
- Проявляют познавательные способности;
- Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
- Готовы к индивидуальному самовыражению;
- С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- Совершенствуют мелкую моторику рук;

Стратегия реализации проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.

Примерные вопросы:

Воспитатель: Ребята, подумайте, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
(ответы детей)
Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.

Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?
А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае? Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?

Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?
(Ответы детей)

Спросить у родителей.
Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.

2-й этап. Мероприятия и события с детьми.

Занятия (Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

Опыты и практические задания:

  1. «Вода камень точит»
  2. «Вулкан»

Беседы:

  1. «Эти таинственные пещеры».
  2. «Что делают из природных ископаемых?» (рассматривание образцов)
  3. «Обитатели гор».

Предметно – развивающая среда: Изготовление макета «Горы и вулкан»;

Оформление выставки «Фотоматериалы «Кладовая Земли»

Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?»;

Раскраски «Украшения»;

Экскурсия в магазин «Мир камня»;

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;

Рассматривание коллекции камней;

Чтение художественной литературы;

  1. П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
  2. Братья Гримм «Беляночка и Розочка».
  3. «Почемучка»: «Что такое вулкан? Стр 36
  4. «Что такое подземные богатства?» стр 37
  5. «Сказка про каменный уголь» стр.38.
  6. «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?» стр 40.
  7. «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов;

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».

3-й этап. Заключительный (Подведение итогов).

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея .

Конспекты занятий:

(Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

  1. «Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
  2. «Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты)
  3. «Кладовая земли» (познавательное)
  4. «Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)

5. Опыты и практические задания:

  1. «Вода камень точит»
  2. «Почему камни бывают разноцветными?»
  3. «Вулкан»

6. Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Литература

  1. Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  2. «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова.
  3. Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
  4. Н.А.Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
  5. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  6. А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  7. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
  8. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
  9. А.Алексин, С.Михалков,Л.Разгон, В.Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
  10. М.Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
  11. В.Соболевский «Замечательные минералы. М.Просвещение 1983г.
  12. А.А.Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.