Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Конспект занятия по теме прямоугольник. Конспект занятия по фэмп(средний дошкольный возраст). Мелкая моторика, глазомер

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада, тема: «В стране геометрических фигур»

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.

Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», «геометрическая рыбалка».
Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.

Количественный и порядковый счет, цифры

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Величина, цифры

Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий)?
Чей дом самый широкий (узкий)?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Мышление

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Независимость числа

Упражнение «Геометрические флаги»

Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.
Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.
Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.

Сравнение совокупностей

Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «КОВРИК ДЛЯ КУКОЛ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать узкие полоски по сгибам бумаги на части; складывать полоску два раза для получения четырех квадратиков или прямоугольников; симметрично располагать элементы узора по углам и сторонам квадрата; различать два оттенка одного цвета.

Материал.

Квадратный фланелеграф и фигуры для выкладывания узоров: крупные квадраты и круги, мелкие квадратики и прямоугольники; полоски для показа приемов складывания и разрезания по сгибам; персонаж Петрушка; у детей листы тонированной бумаги 15×15 см, готовые крупные формы 3×3 см и две полоски 8×2 см (для квадратиков) или 1,5×12 см (для прямоугольников). У некоторых детей крупные фигуры и полоски одного цвета, но разных оттенков (красные и темно-красные, зеленые и темно-зеленые и т. п.).

Ход занятия.

Перед детьми ставят фланелеграф. Появляется Петрушка: «Здравствуйте! Что это вы собираетесь делать?»

Воспитатель. Я хочу показать детям, как составлять узор из больших и маленьких квадратов на этом коврике.

Петрушка. А можно я попробую составить узор?

Воспитатель. Попробуй, Петрушка.

Петрушка в беспорядке прикрепляет фигурки на фланелеграфе.

Воспитатель. Дети! Разве это узор? Нет, Петрушка (снимает фигурки с фланелеграфа). Узор получится тогда, когда фигурки будут расположены в определенных местах. Посмотри. Я в каждом уголке коврика помещу одинаковые квадраты. Вот эти большие. А по сторонам по два маленьких.

Петрушка. Да, красиво получилось! А дети могут составить узор?


...

Воспитатель. Дети, кто хочет помочь мне составить узор из других фигурок?

Вызывает желающего ребенка, дает ему кружки и спрашивает, где их можно расположить на коврике (по углам).

Петрушка. Теперь я знаю, где надо поместить эти маленькие прямоугольники.

Воспитатель. Где же?

Петрушка. По сторонам коврика. Вот здесь, здесь…

Воспитатель и ребенок составляют узор на фланелеграфе.

Петрушка смотрит на изобразительный материал у детей и говорит: «А дети не смогут сделать такие узоры. У них нет маленьких квадратиков и прямоугольников».

Воспитатель. Но у них есть полоски. Они их сложат и разрежут ножницами. Вот так. Сначала сложат полоску пополам, потом еще раз пополам, развернут и разрежут ее по сгибам.

Предлагает детям сложить и разрезать полоски. Спрашивает, какие фигурки у них получились. Подтверждает, что у одних детей получились маленькие квадратики, а у других маленькие прямоугольники. Затем предлагает выложить из больших и маленьких фигурок узор на своих листах бумаги. Тем, кто выложил правильно, разрешает наклеить узор. Советы, указания дает детям от имени Петрушки («Петрушка спрашивает… Петрушка говорит, что…»). В конце занятия помещает детские работы на стенд.

Петрушка. Сколько красивых узоров, и везде большие фигуры – круги или квадраты – наклеены по углам коврика, а маленькие – по сторонам. Я теперь понял, что такое узор. Но почему на одних ковриках большие и маленькие фигурки разного цвета, а на других одинакового?

Воспитатель. Да, по цвету они одинаковые, а по оттенку разные. Сейчас дети объяснят тебе, Петрушка.

Обращается к детям: «Скажите, большие квадраты на этом коврике какие? (Красные.) А маленькие? (Темно-красные.) Какие круги в этом узоре? (Темно-зеленые.) А какие маленькие прямоугольники? (Светло-зеленые.) И т. д. Видишь, Петрушка, наши дети знают, что каждый цвет может быть разных оттенков».

Петрушка. Ая придумал, что можно сделать! Можно эти маленькие коврики наклеить на большой лист бумаги, и получится большой ковер для кукол. И в кукольной комнате станет очень красиво!

Воспитатель. Ты хорошо придумал, Петрушка. В свободное время мы так и сделаем. Будет у кукол красивый ковер!

ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ПЛАТОЧКИ И ПОЛОТЕНЦА СУШАТСЯ НА ВЕРЕВКЕ»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке различия между квадратной и прямоугольной формами; продолжать учить закрашиванию рисунка карандашами, непрерывным движением «туда-обратно», в одном направлении, не выходя за контур; ориентироваться на листе бумаги – изображать несколько предметов в верхней части листа; побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением ежихи-прачки из сказки «Ухти-Тухти», кукольное полотенце и носовой платок, лист бумаги и цветной карандаш для показа приемов рисования. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа и цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель помещает перед детьми картинку с изображением ежихи и рассказывает: «В одном лесу жила ежиха. Она была лесной прачкой и стирала белье лесным зверятам. Ее звали Ухти-Тухти. А звали ее так потому, что когда она стирала белье, то всегда пыхтела: «Ухти-тухти, ухти-тухти». Однажды к ней пришли зверята и попросили выстирать им полотенца и носовые платочки. Полотенца были вот такой формы (показывает кукольное полотенце). Какой? (Прямоугольной.) А носовые платки были вот такой формы (показывает носовой платок). Какой? (Квадратной.)

Полотенца и платочки были белыми только у белого зайчонка. У других зверюшек полотенца и платочки были такого цвета, как сами зверюшки. У лягушки… (дети показывают: «Зеленого»), у медвежонка… («Коричневого»), у лисички и белочки… («Оранжевого»), у маленького птенчика… («Желтого»). Чисто выстирала платочки и полотенца старательная Ухти-Тухти, но у нее не было веревок, чтобы повесить эти вещи сушиться. И она просит вас, дети, повесить сушиться полотенца и платочки на ваших листках бумаги».

Педагог показывает, как вверху на листе бумаги провести горизонтальную линию (веревку), а на ней нарисовать прямоугольное полотенце. Для этого нужно провести длинную линию вниз, остановиться, повернуть карандаш и нарисовать короткую линию в сторону, снова остановиться и провести длинную линию снизу вверх. Получается длинное прямоугольное полотенце.

Рядом надо нарисовать носовой платок. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при рисовании платка все линии должны быть одинаковыми по длине, тогда платочек получится квадратным.

Предлагает детям нарисовать несколько платочков и полотенец на веревке и раскрасить их карандашами таких цветов, чтобы было понятно, чьи это вещи, каких зверюшек.

В ходе занятия нужно следить за техникой раскрашивания карандашом. Побуждать детей вносить в рисунки дополнения (трава, солнышко, тазик с бельем и др.).

В конце занятия педагог предлагает тому или иному ребенку выходить со своим рисунком, а остальным детям отгадывать, кому могут принадлежать полотенца и платочки. Обращает внимание на рисунки, где хорошо передана форма предметов («Сразу видно, где платочек, а где полотенце»).

В заключение можно позвать ежиху Ухти-Тухти (снова поставить перед детьми картинку с ее изображением) и поблагодарить от ее имени детей за помощь: «Без вас я бы не сумела вовремя выполнить заказ зверюшек».

...

ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «СЛОЖИМ В КОРОБКИ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей различать и изображать квадратные и прямоугольные формы; изображать предметы четырехугольной формы, ориентируясь на форму «ячеек» коробки; упражнять в закрашивании фигур в одном направлении, не выходя за контур; самостоятельно выбирать цвет при закрашивании предметов на рисунке.

Материал.

У воспитателя лист бумаги, разделенный на квадратные и прямоугольные ячейки, кубик и кирпичик. У детей листы бумаги, расчерченные на квадратные и прямоугольные клетки – «коробки» с разным количеством «ячеек» (от 4 до 6 шт.), цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям, что на одной игрушечной фабрике мастера сделали много кубиков и кирпичиков. Показывает кубик и кирпичик и обводит пальцем одну из их сторон. Продолжает рассказ: «А другие мастера сделали для строительного материала вот такие коробки с ячейками (показывает). Не успели рабочие сложить кубики и кирпичики в коробки, как приехала машина, чтобы отвезти их в магазин на продажу. Шофер очень торопился, не мог ждать и сказал, что завезет строительный материал и коробки в детский сад и там дети разложат его по ячейкам. Слышите сигнал? Это подъехал грузовой автомобиль».

Можно разыграть сценку с шофером и автомобилем или выйти за дверь и вернуться с коробками (расчерченные листы бумаги) и раздать их детям. Предложить рассмотреть коробки, определить форму «ячеек» (квадратные и прямоугольные). Спросить, в какие ячейки нужно сложить кубики, а в какие кирпичики.

...

Далее нужно показать приемы рисования квадрата и прямоугольника, разместив их в соответствующих клетках на своем листе бумаги. При показе пояснить приемы рисования (рисовать формы следует неотрывным движением с остановкой в углах и поворотом карандаша).

Предложить детям обратной, незаточенной стороной карандаша показать, как они будут рисовать кубик, а потом кирпичик в ячейках коробки. Напомнить, что в ячейках у кирпичиков две стороны длинные, а две короткие, а у кубика все стороны одинаковые.

Дать детям задание: нарисовать («разложить») кубики и кирпичики в коробки по ячейкам.

В процессе рисования побуждать детей рисовать и закрашивать формы разными по цвету карандашами. Следить за правильностью приемов закрашивания.

В конце занятия поместить рисунки детей на стенд и сказать, что теперь все кубики и кирпичики разложены в коробки. В квадратных ячейках лежат… (кубики), а в прямоугольных… (кирпичики). Есть кирпичики и кубики очень хорошо покрашенные. Дети могут показать такие ровно, в одном направлении, закрашенные формы и назвать их цвет.

Можно обыграть конец занятия так. Позвонить шоферу, сказать ему, что дети разложили кирпичики и кубики в коробки. Пусть он приезжает за ними и везет в магазин.

ЗАНЯТИЕ 8. РИСОВАНИЕ. «ВАГОН»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги; соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая ее от бумаги и каждый раз доводя до контура); самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания вагона; поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением паровоза и вагона, игровой персонаж: мишка или Петрушка, лист бумаги для показа приемов изображения, маленькие флажки. У детей листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (примерно 25×17 см ), краски гуашь, кисточки.

Ход занятия.

Петрушка рассказывает, что все зверюшки и куклы захотели в осеннем лесу набрать грибов. До леса можно добраться только на поезде. У зверят и кукол есть только паровоз и один вагон (помещает перед детьми картинки), но зверят и кукол много, а вагон один. Все не поместятся.

Дети не раз помогали куклам и зверюшкам, и те надеются, что и на этот раз ребята им помогут.

Воспитатель. Дети! Поможем нашим куклам и зверюшкам? А как поможем?

Петрушка. А знают ли дети, какой формы бывают вагоны?

Воспитатель. Конечно, знают. Ведь они сами ездили на настоящем поезде, в настоящих вагонах на море, на дачу, в другие города.

Петрушка. Ваши дети правильно определили форму вагонов, а знают ли они форму окошек у вагонов? (Дети отвечают.)

Воспитатель прикрепляет на мольберт лист бумаги, показывает приемы рисования красками прямоугольного вагона с квадратными окнами. Обращает внимание детей на форму листа бумаги (прямоугольная), на последовательность рисования. Сначала рисуют контур прямоугольного вагона, потом закрашивают его такой же краской. При закрашивании надо подчеркнуть отличие приемов закрашивания красками от приемов закрашивания карандашами. Пояснить, что пока краска высыхает, надо нарисовать колеса, немного отступив от краев вагона. Изобразить голубой или серой краской одно квадратное окно и сказать, что еще несколько таких окошек дети нарисуют на своем вагоне.

В процессе рисования педагог следит за техникой изображения, помогает от имени Петрушки советами, указаниями. Говорит, что вагоны могут быть разного цвета, поэтому их можно рисовать кто какой хочет краской. Поощряет тех, кто вносит в рисунок дополнения.

...

По мере готовности детские рисунки прикладывают к паровозу так, чтобы получился длинный поезд. Можно поезд из рисунков составить на полу. Отметить, что поезд получился веселым, потому что в нем много ярких, разноцветных вагонов. Спросить детей о цвете вагонов. От имени Петрушки дать нескольким детям маленькие флажки и предложить отметить ими те вагоны, которые имеют прямоугольную форму и квадратные окошки.

Петрушка говорит, что поедет к зверюшкам и куклам с радостной вестью, пусть они собираются в лес за грибами.

ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ДОМИК ДЛЯ КУКЛЫ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя два образца домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3; игровой персонаж мишка или кто-то другой. У детей – прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, кисти.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой форме.

Появляется мишка, у которого под мышкой образцы двух домиков и незаконченный рисунок. Мишка здоровается с детьми и воспитателем.

Воспитатель. Откуда ты, мишка, пришел и что принес?

Мишка. Я был в другом детском саду. Там дети нарисовали для кукол красивые дома. Вот такие!

Педагог берет у мишки образцы и помещает их на стенд (доску).

Мишка. Очень хочется, чтобы и для наших кукол дети нарисовали такие дома. Да не знаю, сумеют ли они это сделать?

...

Воспитатель. Не беспокойся, мишка. Я научу детей рисовать такие дома, и ты поможешь нам.

Мишка. Пусть дети хорошо рассмотрят эти дома. Дети, вы знаете, какой формы нужно нарисовать стену у дома (обводит лапой стену дома)? А окошки? (Обводит окна.) Правильно, стены прямоугольные, а окна квадратные. Ребята! Посмотрите на крышу. Она возле стены длиннее, чем наверху, а сбоку наклонная (обводит). С такой крыши снег и дождь быстро скатятся вниз, и стены останутся сухими.

Воспитатель. Мишка, что это за лист бумаги, который ты принес вместе с рисунками?

Мишка. Это я хотел нарисовать такой же дом, но не сумел.

Воспитатель. Сейчас я тебе и детям покажу, как надо рисовать дом. Мишка, ты даже не закрасил всю стену дома. Дети, кто хочет показать, как нужно закрашивать красками рисунок?

Вызывает ребенка, который двумя-тремя широкими линиями, положив кисть плашмя, докрашивает стену. Во время его работы педагог поясняет правила закрашивания красками.

Далее проводится показ изображения остальных частей дома: крыши, окон. При рисовании окон внимание детей обращают на последовательность их размещения на стене дома. Сначала рисуют окно посередине стены, а потом окна слева и справа от первого. Такой прием поможет детям равномерно распределить окна на стене дома.

Педагог говорит, что каждый из них нарисует дом для куклы и раскрасит какими хочет красками стену и крышу, а окна нарисует голубой (серой) краской. Каждый сам решит, нарисует ли он дом с тремя окошками или с дверью посередине и двумя окошками.

В процессе рисования воспитатель уточняет, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приемы закрашивания красками. Напоминает, что окна следует рисовать только после того как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме).

В заключение надо отметить разную окраску домов, ровно расположенные окна, форму домов и окон, похвалить тех, кто внес интересные дополнения в рисунок. Например: «Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево). А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п.

Эти особенности замечают мишка и куклы при выборе домика, в котором они хотели бы жить.

ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «УКРАСИМ ШАПОЧКУ УЗОРОМ ИЗ КВАДРАТИКОВ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам; учить составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора; располагать узор в определенном месте изделия (на отвороте шапочки); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Материал.

У воспитателя силуэт шапочки из бархатной бумаги, квадратики двух размеров разного цвета, подклеенные с обратной стороны фланелью; узкая и широкая полоски бумаги, 4–5 картонных ободков (по объему головы ребенка), скрепки. У детей силуэты шапочек разного цвета (ширина шапочки внизу 28 см ), полоски бумаги двух размеров: 3×12 и 1,5×6 см, сочетающиеся по цвету с цветом шапочки. Для каждого ребенка приготовлены 3–4 бумажные полоски разного цвета для самостоятельного выбора цвета узора, ножницы, клей.

Ход занятий.


...

Рис. 23. Силуэт шапочки для украшения.

...

Рис. 24. Полоски для разрезания на квадратики

Воспитатель говорит, что сейчас стоит холодная погода и дети, когда идут на прогулку, надевают теплые шерстяные шапочки. Шапочки могут быть украшены узором. Помещает на мольберт шапочку, вырезанную из бархатной бумаги, говорит: «У меня есть квадратики разного цвета и размера (показывает). Давайте составим из них узор и украсим шапочку. Где лучше всего расположить узор на шапочке? (Внизу на отвороте.) Чтобы узор получился красивым, я буду чередовать квадратики по величине: большой – маленький, опять большой – маленький… (прикладывает квадратики к шапочке). Вот какой красивой стала шапочка! А какого цвета квадратики на красной шапочке? Я специально подобрала квадратики такого цвета, чтобы из них получился узор, красивый и по цвету.

Дети, из этих же квадратиков можно выложить другой узор, если изменить их положение. Сейчас я поставлю маленькие квадраты уголком. Узор стал другим.

А кто хочет поставить и большие квадраты уголком? Наверное, узор снова изменится».

Вызывает ребенка к доске для показа нового варианта узора.

Педагог просит детей показать, из какой полоски они вырежут большие квадратики и из какой – маленькие. Подчеркивает, что широкие полоски нужно разрезать иначе, чем узкие. Узкие надо перерезать одним движением ножниц, а широкие – медленными движениями ножниц, не закрывая лезвие до конца (показывает). «Кто хочет еще раз показать, как надо разрезать широкие полоски?» – спрашивает воспитатель.

Предлагает провести пальцем по тому месту на шапочке, где будет расположен узор. Напоминает, что квадратики в узоре можно располагать по-разному. Убирает образец.

В процессе работы педагог следит за правильностью приемов работы ножницами при разрезании широких и узких полос. При необходимости напоминает, как складывать полоски, чтобы получилось четыре квадратика (пополам и еще раз пополам). Также напоминает, что прежде чем наклеивать, следует выложить узор на шапочке. Побуждает выкладывать разные варианты узора. Следит за аккуратностью в работе с клеем.

Детям, быстрее других выполнившим работу, воспитатель может предложить разрезать на квадратики еще одну узкую полоску (или дать готовые маленькие квадратики) и наклеить их на большие.

В конце занятия педагог выставляет шапочки на стенде и предлагает поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы покупателями. В наш магазин привезли красивые шапочки с узорами. Шапочки разного цвета, и узоры на них тоже разные. Кто хочет купить себе шапочку? Какого цвета шапочка тебе понравилась? Какой узор на этой шапочке?»

...

Рис. 25. Варианты узоров

Выбранную шапочку следует прикрепить скрепками к ободку и надеть на голову ребенка. Вызвать еще трех-четырех детей для покупки шапочек. Предложить им самим рассказать про шапочку, которую они хотели бы купить. Назвать ее цвет, цвет квадратиков в узоре, их расположение (квадратики наклеены прямо или уголками). Сказать, что магазин закрывается на перерыв, но вечером он снова откроется и тогда все желающие смогут купить себе шапочки.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Цель: учить выкладывать узоры из бумажных полосок; закреплять приемы аккуратного наклеивания;

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить выкладывать узоры из бумажных полосок.
  2. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
  3. Формировать проявление активности и творчества.
  4. Продолжать учить оценивать работы своих сверстников.

Развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие и чувство красоты.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать, выделять красивые и аккуратные работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: подготовка места для проведения аппликации.

Материал и оборудование: листы бумаги (5 * 20) с подрезанными краями(бахрома), полоски цветной бумаги, клей, клеенка, образцы узоров для аппликации.

Ход проведения организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышали кто-то постучал к нам в дверь? Пойду посмотрю кто же это к нам пришел! (идет к двери)

В дверной проем заглядывает кукла.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Даша, я пришла к вам в гости! Можно мне зайти?

Дети: (да)

Кукла осматривает группу и говорит : Как у вас здесь уютно и красиво! А в моем кукольном домике совсем не уютно. Расскажите мне пожалуйста, как сделать его таким же уютным как ваша группа!

Воспитатель: Расскажем тебе, кукла Даше об уюте. Что делает, нашу группу красивой и уютной, как вы думаете дети?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Живые цветы, ковры, картины, занавески украшают нашу группу и делают ее яркой и уютной.

Кукла: У меня совсем ничего нет - для уюта в моем домике.

Воспитатель: Не переживай кукла Даша, мы тебе с ребятами поможем, и сделаем для твоего домика коврик, и он станет уютнее. Правда ребята?

Дети: (да)

Воспитатель: Чтобы приступить к работе, нужно подготовить наши пальчики. А кукла Даша пока, посидит на стульчике и посмотрит на ребяток. (сажает куклы на стульчик)

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат уже заготовленные коврики, но они совершенно не красивые. Сделаем их красивее для куклы Даши?

Дети: (да)

Воспитатель: Посмотрите, я уже заготовила для вас образцы красивых узоров! (показ заготовок и расположение их на магнитной доске) Но не обязательно делать такие же узоры, можете придумать свой. Давайте, вспомним как правильно намазывать бумагу клеем! Берем полоску, кладем на клеенку, а затем немного намазываем клеем. После того как намазали, аккуратно приклеиваем к нашему коврику. (показ и объяснение)

Воспитатель: Теперь можете приступать к работе, не торопитесь, аккуратно наклеивайте.

Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает, дает совет.

Рефлексия

После того как все работы выполнены, дети раскладывают свои работы на стол и сравнивают узоры.

Воспитатель спрашивает, какие работы больше всего понравились детям и почему, затем сам отмечает интересно выполненные работы, а так же недочеты наклеивания, которые делают работу некрасивой.

Воспитатель предлагает разложить на пол все работы, и посмотреть вместе с куклой Дашей какой большой и красивой может получиться ковер из маленьких ковриков.

Дети раскладывают свои работы на пол.

Кукла Даша благодарит детей за красивые коврики и прощается. Воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали и чем занимались.

Сегодня к нам в гости пришли малышарики. Барашек, Нюшенька и Пандачка. Они решили попить чай с конфетами, но оказалось, что ваза с конфетами стоит высоко на шкафу. И достать ее малышарики не могут.

Поможем малышарикам?

Посмотрите у нас есть геометрические фигуры, как они могут нам помочь?

Попробуем подставить квадрат к шкафу (показ на доске) Получится достать вазу с конфетами? Почему?

Попробуем подставить прямоугольник (прямоугольник ставится на длинную сторону). А теперь получится достать вазу с конфетами?

Как помочь малышарикам?

Поставим прямоугольник на короткую сторону. Он стал высоким. Теперь смогут малышарики достать?

Какая фигура нам помогла?

На какую фигуру похож прямоугольник?

У вас в тарелочках лежат разные геометрические фигуры, возьмите квадрат.

Посчитайте сколько углов у квадрата? А сколько сторон? У квадрата все стороны одинаковые?

Положите квадрат на стол перед собой и возьмите из тарелочки прямоугольник.

Чем прямоугольник похож на квадрат? Давайте посчитаем.

А сколько сторон у прямоугольника? Значит и у квадрата и у прямоугольника 4 угла и 4 стороны. Этим они похожи. А чем отличаются квадрат и прямоугольник? Посмотрите внимательно у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника одинаковые стороны?

У прямоугольника 2 стороны короткие, а 2 длинные.

Возьмите прямоугольник и

положите его на столе перед собой на длинную сторону (показ на доске). Прямоугольник стал высоким.

Прямоугольник может быть высоким и узким, низким и широким, потому что 2 его стороны короткие, а 2 длинные. Покажите короткие стороны прямоугольника, покажите длинные стороны прямоугольника.

Скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Положите все фигуры в тарелочку и встаньте в круг на ковре. Физкультминутка.

Молодцы, присаживайтесь за столы.

Кто сегодня к нам пришел в гости?

Гостеприимные хозяева всегда своих гостей угощают чаем с чем-нибудь вкусным, но для того чтобы пить чай нужно накрыть стол, а у нас все скатерти порвались. Поможете мне их починить?

Перед вами лежат скатерти, посмотрите и скажите какой формы дырочки? В тарелочках заплатки. Какой формы заплатки? А рисунок у заплаток разный, вам нужно подобрать подходящую по рисунку заплатку к каждой скатерти.

Скатерти вы починили, молодцы. Теперь пора гостей угощать. Представьте что геометрические фигуры, которые лежат у вас в тарелочках, это печенье. Малышарики очень любят печенье в виде геометрических фигур. Нюшенька – круглое, Барашек – Квадратное, а Пандачка- прямоугольное. Для каждого малышарика я приготовила свою корзинку, на ней вы видите малышарика, геометрическую фигуру которую нужно ему принести. (показать корзины)

В корзинку Нюшеньке вы отнесете круглое печенье. Найдите его у себя в тарелочках. Покажите. Барашеку понесете квадратное печенье. Покажите. И Пандачке - прямоугольное печенье, покажите. Возьмите свои тарелочки и разложите по корзинкам печенье. Пустую тарелочку отдаете мне, и присаживаетесь на свое место. -Молодцы, присаживайтесь за столы.