Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Крестьян работавших на государственных землях назывались. Крестьянин-это кто? Чем отличается государственный крестьянин от крепостного. История государственных крестьян

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, название впервые появилось в законодательстве русском при Петре I (указ от 26 июня 1724) и первоначально применялось к т. н. черносошным крестьянам, уцелевшим преимущественно на Севере, где не развилось крепостное право и поэтому сельское население было подчинено государственной власти непосредственно. К ядру государственных крестьян постепенно присоединялись самые разнообразные элементы: потомки служилых людей русского Юга (однодворцы), крестьяне, отобранные в 1764 у монастырей, иноземные колонисты, крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости, и т. д. До 1861 к государственным крестьянам относились все сельские обыватели, не являвшиеся собственностью частных лиц (крестьяне крепостные) или Императорской фамилии (крестьяне удельные). В 1842 по отчету Министерства государственных имуществ таких обывателей (включая сибирских инородцев, кочевых калмыков и киргизов, сельское население Бессарабии и т. п.) насчитывалось 10 354 977 душ мужского пола - ок. 1/3 всего населения России по 8-й ревизии. К государственным крестьянам относились и безземельные половники русского Севера, и зажиточные землевладельцы (колонисты, сибирские крестьяне), и вовсе не земледельческие элементы (заводские рабочие на Урале). Юридическое положение горнозаводских крестьян почти не отличалось от положения крепостных, а однодворцы сами имели право владеть крепостными; иноземные колонисты, войсковые обыватели и т. д., в свою очередь, составляли особые юридические группы. Единственным объединяющим признаком этой пестрой массы было ее отношение к казне.

Правительство было для государственных крестьян одновременно частным собственником; кроме налогов общественного характера (подушная подать) государственные крестьяне платили еще оброк. Оброк сначала был добавочным душевым сбором к общей подушной подати; по указу 1724 он равнялся 4 гривнам с души. В 1746 он был поднят до 1 руб., в 1768 - до 2 руб., в 1783 - до 3 руб.; в к. XVIII в. были установлены 4 различные нормы оброка, в зависимости от местоположения: больше всего платили государственные крестьяне центра - по 5 руб. 10 коп. с души, менее всего - крестьяне Севера и Сибири - 3 руб. 57 коп. В 1810-12 оклады по всем 4 классам были увеличены еще на 2 руб., причем этому сбору впервые было дано название «оброчной подати». По своему значению оброк государственных крестьян был аналогичен оброку помещичьих: это был доход государства, как вотчинника государственных крестьян. Впоследствии он получил толкование арендной платы за землю, на которой находились крестьяне. Оброк государственных крестьян был меньше помещичьего по крайней мере вдвое.

Относясь к государственным крестьянам как к казенному имуществу, правительство пользовалось ими как резервным фондом для разного рода пожалований, наград за службу и за особые услуги монарху и государству. Таким путем только за период царствования Екатерины II ок. 1300 тыс. государственных крестьян перешли в разряд владельческих; при Павле I за один день 82 тыс. из них стали крепостными.

Из права государства на личность государственных крестьян логически вытекало и его право на имущество последних, на крестьянскую землю. Но такой вывод был сделан не ранее сер. XVIII в. Московское право не проводило четкой границы между владением и собственностью, и государственные крестьяне обращались со своими землями как с собственными: продавали их, закладывали, завещали и т. д. Межевые инструкции 1754 и 1766 установили, что земли государственных крестьян, исключая те, на которые у владельцев имеются специальные жалованные грамоты, являются собственностью государства и потому не подлежат отчуждению. Проданные лицам других сословий, они должны быть возвращены тем селениям, при которых расположены. Покупка и продажа государственными крестьянами земель друг у друга в одних местах была также запрещена, в других позволена, но с различными ограничениями. Новый принцип не сразу покончил со старой практикой, но правительство проводило его неуклонно, неоднократно подтверждая правила межевых инструкций (указы 1765, 1782 и 1790). С этим юридическим переворотом связан и экономический: введение для государственных крестьян общинного землевладения.

При полном распоряжении крестьян своей землей последняя была распределена очень неравномерно. «Справедливость требует, - говорит один административный документ 1786, - чтобы поселяне, платя одинаковую все подать, равное имели участие и в угодьях земляных, с коих платеж производится»; «уравнение земель, особенно в тех уездах и волостях, где обыватели хлебопашеством более, нежели другими промыслами, приобретают пропитание, почитать надлежит неминуемо нужным, сколько для доставления способа платить поселянам подати свои бездоимочно, тем не менее для успокоения малоземельных крестьян». Последний из аргументов показывает, что правительство в этом случае шло навстречу пожеланиям крестьян, при прежних порядках иногда вовсе лишенных земли и всегда весьма обделенных. Но исходной точкой его политики был все же интерес казенный, а не крестьянский: стремление избежать недоимок, которые, несмотря на изобилие строгих указов по этому поводу (в течение 20 лет, с 1728 по 1748, было издано 97 таких указов), росли в очень невыгодной для государственного казначейства прогрессии. Почти каждое десятилетие их приходилось слагать со счетов; в 1730, напр., было сложено недоимок до 4 млн руб., а в 1739 снова насчитывалось 1 600 тыс.

Что введение общины не помогло делу, как на это рассчитывали в XVIII в., показывает факт роста недоимок и в XIX в. В 1836, по расчетам П. Д. Киселева (в докладной записке, представленной им в Комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян), «недоимки, кроме сложенных по манифестам, простирались на сумму 68 679 011 руб.». Киселев считал, что одного распределения земли недостаточно. Причина этому, писал он, есть отсутствие, во-первых, покровительства, во-вторых, наблюдения. Мысль о необходимости особой опеки над государственными крестьянами высказывалась и раньше - тем ведомством, которому они были подчинены. «Неудобства нынешнего управления государственными крестьянами столь известны, - писал в 1825 министр финансов Е. Ф. Канкрин, - что не требуют дальнейшего изъяснения. Недостаток ближайшего надзора и защиты, между прочим, есть причиною, что благосостояние крестьян упадает и число недоимок, на них лежащих, уменьшается». Канкрин предложил план нового устройства государственных крестьян, хотя и по-прежнему при Министерстве финансов. Однако предшествующая история вопроса не внушала большого доверия к этому ведомству, и Государственный Совет избрал точку зрения Киселева - о необходимости особого центрального управления государственным имуществом. Мнение Государственного Совета было утверждено Николаем I 4 авг. 1834, а 1 янв. 1838 было учреждено новое Министерство государственных имуществ. Министром был назначен Киселев, которого государь называл своим «начальником штаба по крестьянской части». В проектах и мероприятиях Министерства государственных имуществ можно встретить все способы, как «поднять» народ нравственно и материально, начиная от самых наивных и патриархальных и кончая такими, которые позже были признаны наиболее прогрессивными. Разлад хозяйственного быта государственных крестьян Киселев более чем наполовину объяснял их «безнравственностью», которая «достигла высшей степени», особенно вследствие пьянства. Сознавая, что последнее помимо индивидуальных имеет и некоторые общие причины (система откупов), которые он не мог ликвидировать, Киселев тем не менее в широких масштабах взялся за «индивидуальное лечение безнравственности». Крестьянам, отличавшимся примерным поведением, вручались особые похвальные листы, дававшие им некоторые преимущества в общественной жизни (первенство при подаче голосов на мирских сходах и т. п.) и льготы (освобождение от телесных наказаний). Более действенным способом было уменьшение числа кабаков в селениях государственных крестьян (с 15 до 10 тыс. за время правления Киселева).

Важным средством борьбы с безнравственностью стало обучение в школах, главной задачей которых считалось «утверждение среди крестьян правил Православной веры и обязанностей верноподданства (см.: Верноподданничество) как главных оснований нравственности и порядка». Преподавание в школах возлагалось на духовенство. Кроме Закона Божия, азов грамоты и начальной арифметики ученики знакомились с полицейским уставом, составленным так, что в нем «в удобопонятной для разумения поселянина форме излагались все его обязанности как православного, верноподданного члена общества и семейства». Правила устава были изложены в форме кратких заповедей, запомнить которые не составляло труда. В год учреждения министерства во всех селениях казенных крестьян насчитывалось всего 60 училищ с 1880 учениками; к 1866 всего школ было уже 5596 (2754 приходских школы и 2842 школы грамотности) с 220 710 учащимися (192 979 мальчиков и 27 731 девочек). Но проверка этих школ в к. 1850-х показала, что качественные результаты просветительской политики Киселева не столь блестящи, как количественные: помещения училищ были тесны и неудобны; наставники «не приносили ожидаемой пользы». Числившиеся в школах ученики плохо посещали уроки, и министерство вынуждено было ввести назначение «постоянных учеников» из числа сирот обоего пола, для которых ежедневное посещение училища являлось обязательным.

Наряду с повышением нравственности крестьян Киселев заботился и об их здоровье и материальном обеспечении: для них была организована - впервые в русской деревне - медицинская помощь. Были приглашены на службу врачи и ветеринары, созданы школы для подготовки фельдшеров и акушерок. С 1841 появляются постоянные «окружные лечебницы». Издан был особый «Сельский лечебник для употребления в казенных селениях». Широкого распространения, впрочем, эта инициатива не получила: в 1866 1 лечебница, напр., приходилась на 700 тыс. чел., а ученых акушерок было всего 71 на все ведомство. Для обеспечения продовольствием крестьян в случае неурожая были открыты (отчасти еще до Киселева) запасные хлебные магазины - обычные в каждом селении и, кроме того, центральные, запасы из которых пускались на рынок в случае дороговизны с целью понижения цен. В 1849 было введено взаимное страхование.

Не довольствуясь только оборонительными мерами, Киселев стремился коренным образом улучшить крестьянские хозяйства, во-первых, путем распространения среди крестьян усовершенствованных приемов сельского хозяйства (с этим связаны, между прочим, знаменитые «картофельные бунты», при усмирении которых пришлось употребить местами военную силу и 18 чел. было убито). Вторым путем явилось переселение государственных крестьян из малоземельных губерний в многоземельные; всего за 15 лет существования Министерства государственных имуществ было переселено 146 197 душ мужского пола. В-третьих, была организована система кредита; этой цели отвечало открытие при волостных правлениях вспомогательных и сберегательных касс. Последние принимали вклады на любую сумму начиная от 1 руб. из 4%, первые выдавали ссуды от 15 до 60 руб. за 6% целым селениям или отдельным домохозяевам за ручательством схода. В 1855 вспомогательных касс насчитывалось в селениях государственных крестьян 1104, сберегательных - 518; в ссуду выдавалось ежегодно до 1,5 млн руб.

Важные меры были приняты и в организации податей. Душевую раскладку податей и обусловленное ею общинное землевладение с переделами земли по душам Киселев считал «вредным для всякого коренного улучшения в хозяйстве». Вредная в экономическом отношении, община была, однако, по его мнению, выгодна политически, «в отношении устранения пролетариев». Приходилось действовать в этом вопросе более косвенными мерами: ограничивая переделы (они были приурочены к ревизиям), поощряя развитие участкового землевладения, а отчасти - на вновь заселяемых местах - создавая его искусственно. Зато при распределении оброка можно было действовать более прямыми средствами. Уже при разделении оброка на разряды была сделана попытка согласовать поголовный сбор со средствами плательщика. С другой стороны, сами крестьяне по большей части разверстывали подати сначала по земле, а потом уже по душам. Киселев решил окончательно перевести оброк с душ на землю. В результате кадастровых работ, продолжавшихся все время его руководства Министерством государственных имуществ, была установлена средняя валовая доходность земли в большей части губерний, где имелись государственные крестьяне. Из валового дохода вычитались затем издержки по возделыванию - по средней стоимости рабочих дней в данной местности; остаток считался чистым доходом. Оброк должен был составлять определенную часть чистого дохода в зависимости от местности: 20% - в Курской губ., 16% - в Харьковской, 14% - в Новгородской, 9,5% - в Екатеринославской, Воронежской и Тверской губ. и т. д.

Еще более отвечали исторически сложившимся условиям органы крестьянского самоуправления. Мирской сход и мирские выборные в той или иной форме существовали у государственных крестьян еще с московской эпохи. Указы от 12 окт. 1760 и от 6 июля 1761 юридически оформили выбор самими крестьянами старост и права мирского схода. Закон 1805 установил состав последнего (только из домохозяев) и определил условия законности его приговоров; в 1811-12 сходу было дано право суда над крестьянами в мелких преступлениях, право принимать и увольнять членов крестьянского общества. Еще ранее, при имп. Павле, была создана другая высшая единица крестьянского самоуправления - волость, состоявшая из нескольких сельских обществ; в каждой волости было свое волостное правление из волостного головы, выборного и писаря. Министерству государственных имуществ оставалось только упорядочить эти разновременно созданные органы местного самоуправления и установить их связь с центральным управлением. Посредствующие звенья носили чисто бюрократический характер; ближайшим к волости попечителем крестьян являлся окружной начальник, которому было поручено ведение всех дел, «относящихся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам». Только следственная и полицейская части остались в ведении земских судов. Суд по крестьянским делам сосредоточивался в сельских и волостных учреждениях, вне прямой зависимости от окружного начальника, но под его надзором. Над окружными начальниками стояла палата государственных имуществ, по одной в каждой губернии. Окружные начальники, по мысли Киселева, должны были показать, «сколько и у нас полупросвещенные крестьяне умеют быть счастливыми, когда руководствуются властью попечительною, отеческою и нестеснительною». Мысль о хозяйственной опеке над крестьянами была, впрочем, не нова: в какой-то степени ей отвечали учрежденные еще Екатериной II при каждой казенной палате «директоры экономии» (упраздненные Павлом).

Практика чиновничьей опеки вскоре разочаровала Киселева. Уже в самом начале деятельности министерства, в 1842, он жалуется в письме к брату, что «России не переделать разом», и сетует на невозможность «всех своих сослуживцев одушевить усердием». Сразу после этого (в отчете за 1842) высказывается мысль о необходимости «ослабить влияние окружных начальников», а в частных письмах Киселев откровенно признается в обоснованности жалоб на недобросовестность его администрации. Все это частично способствовало дискредитации преобразовательных планов Киселева в высших сферах, несмотря на то что даже с чисто фискальной точки зрения успехи его управления были налицо. Недоборы уменьшились более чем наполовину, и за 18 лет министерства Киселева государственные крестьяне пополнили казну на 150 млн руб., более чем за такой же предшествующий период времени. Его преемник по министерскому креслу, М. Н. Муравьев, находил, однако, что доходы государственных крестьян могли бы быть гораздо весомее «при уменьи взяться за дело, уменьи, которого не хватало Киселеву, как теоретику, а не практику». Но собственные действия Муравьева свелись только к увеличению оброчной платы (от 20 до 33% оценочного дохода), что было, по сути, эксплуатацией результатов киселевского управления, значительно поднявшего благосостояние государственных крестьян. К тому же сам взгляд на государственных крестьян как на доходную статью казны ко времени вступления в должность Муравьева совершенно устарел.

Освобождение помещичьих крестьян со всей подготовительной работой очень сильно отразилось и на населении казенных земель. Одновременно с первыми проектами крестьянской реформы в правительственных сферах начинает укрепляться мысль «об уравнении государственных крестьян в отношении гражданских прав с прочими свободными состояниями». Александр I перестал жаловать государственных крестьян в частную собственность - с этого времени отчуждались только ненаселенные земли казны (исключением было отчисление нескольких сот тысяч государственных крестьян к удельным при имп. Николае I). В 1801 государственным крестьянам возвращается право владеть недвижимой собственностью в деревнях, в 1827 они получают право приобретать и отчуждать дома также в городах, исключая столицы. В 1825 во всех имущественных сделках государственные крестьяне подчинялись общим гражданским законам. Уже в 1820-х возник и вопрос о правах государственных крестьян на их земельные наделы; в проектах гр. Гурьева, Канкрина, комитета под председательством кн. Кочубея выдвигается мысль о передаче земли крестьянам в «бессрочное содержание» или «вечное и неотъемлемое пользование».

Освобождение помещичьих крестьян с землей поставило государственных крестьян в весьма странное положение. 5 марта 1861 состоялось Высочайшее повеление о применении основ реформы 19 февр. к государственным крестьянам. Поначалу (Высочайшее повеление от 28 янв. 1863) предполагалось передать землю крестьянам в «постоянное пользование» на условиях оброка, неизменного в течение первых 20 лет; в надел поступала вся земля, фактически состоявшая в пользовании крестьян на момент введения реформы; урезку наделов, подобную той, что была сделана с помещичьих крестьян, решено было не делать (проект комиссии сенатора Гана). В конце концов, однако, взяло верх мнение о передаче земли государственным крестьянам на правах собственности (кроме лесов) с предоставлением им права выкупить ее сразу (путем единовременного взноса процентными бумагами суммы капитализованного оброка) или оплачивать постоянной оброчной податью (указ от 24 нояб. 1866). В 1886 выкуп стал обязательным, и оброчная подать (с некоторой надбавкой) была преобразована в выкупной платеж. Особое управление государственных крестьян было упразднено указом от 18 янв. 1866, по которому они были изъяты из ведения Министерства государственных имуществ и перешли в заведование общих по крестьянским делам учреждений.

Лит.: Семевский В. Казенные крестьяне при Екатерине II // «Русская старина». 1879. Т. 24, 25; Ефименко А. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. «Исследования народной жизни». Вып. I; Заблоцкий-Десятовский А. Гр. П. Д. Киселев и его время. В 4 т. СПб., 1882; Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ. Т. 2. СПб., 1888.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

При Петре I образовалось новое сословие - государственные крестьяне. Их статус был официально закреплен указом государя. Они были свободными от крепостного права, проживали на казенных землях, за которые платили феодальную ренту, подчинялись управлению государственных органов.

Понятие государственных крестьян

На территории Российской Империи государственными считались лично свободные крестьяне, жившие на землях, которые принадлежали не помещикам, а казне. Исторически большинство из них являлось представителями незакрепленного земледельческого населения: бывшими черносошными, однодворцами и представителями нерусских народов Поволжья. В разное время управление государственными крестьянами осуществлялось различными государственными органами. Они облагались дополнительными денежными взысканиями на земские нужды, платили оброк, исполняли различные виды повинностей и подлежали телесным наказаниям за ненадлежащее выполнение работ. Проживали государственные крестьяне в специальных государственных деревнях. Существовало это сословие вплоть до конца XIX века.

История появления

Возникновение рассматриваемого сословия связывают с финансовой реформой. Эту новую прослойку общества выделили путём объединения нескольких категорий населения, объединив в одну группу всех лично свободных крестьян и назвав их государственными.

Император Пётр I начал реализовывать реформу 1 марта 1698 года. Она упростила процесс оплаты податей. Кроме последних, империя обязала государственных крестьян вносить в казну оброк номиналом в 40 копеек. В дальнейшем он колебался в пределах 10 руб. с человека ежегодно.

Во второй половине 18 века была проведена реформа государственных крестьян с целью закрепостить их за дворянскими владениями. Однако попытка раздать "души" дворянам во второй половине XVIII века встретила решительный отпор, и за 150 лет их число возросло с 1 до 9,3 миллионов мужских душ. В процентном соотношении это составляло 19 - 45% от всего сословия в различные годы. Расчёты производились в Сибири и в европейской части России. После изъятия императрицей Екатериной II значительной части земель Русской Православной Церкви ряды государственных крестьян стали пополняться не только населением территорий Крыма, Прибалтики, Закавказья и так далее. Секуляризованные владения регулярно снабжали государство людьми. Неофициально поощрялся переход беглых крепостных в разряд государственных, которые стали источником стабильного дохода казны.

Особенности реформации

Российские крестьяне, принадлежавшие государству, юридически были схожи по положению с коронными крестьянами Швеции. Есть версия, что именно они были взяты за образец, когда проводилась реформа управления государственными крестьянами, однако документального подтверждения этому не сущестует.

Главной отличительной чертой свободных государственных крестьян было их обладание юридическими правами. Законодательно они являлись «свободными обывателями» и могли участвовать в судебных заседаниях, торговать, открывать различные предприятия. Несмотря на то что их рабочая земля формально принадлежала государству, они могли работать на ней и совершать сделки как полноправные владельцы. Площадь участков формально составляла от 8 до 15 десятин на душу. По факту они были значительно меньше. А к 1840 году 325 тысяч человек ими уже не владели, основной причиной чего было отчуждение земельных участков за долги.

Новая реформа

В XIX веке за государственными крестьянами окончательно закрепилось право покупки частной собственности, не населенной людьми.

Последовательные рост размера денежных выплат, а также уменьшение земельных наделов привели к обнищанию сословия. К концу первой половины XIX века это стало причиной народных волнений. Для изменения ситуации П. Д. Киселёвым была разработана новая реформа. Государственные крестьяне смогли решать свои дела в рамках сельской общины, но не были откреплены от земель. Инициатива неоднократно наталкивалась на сопротивление помещиков, которые боялись опасного примера свободы для своих крестьянам, тем не менее реформа была проведена.

Исчезновение сословия

Всеобщие недовольства 1860-х годов привели к отмене крепостного права. Система управления государственными крестьянами потеряла смысл, так как все категории сословия были уравнены в правах. К 1866 году «новые» собственники стали подчиненными системы сельских управлений. Несмотря на это, оброчные подати не были упразднены, но теперь они распространялись на всех крестьян без исключения.

12.06.1866 года Российская Империя регламентировала выкуп наделов в собственность. Вскоре размеры земель государственных крестьян стали меньше на 10-45% в разных губерниях. Реформа государственных крестьян и аграрная реформа Столыпина способствовали окончательной раздаче земель и поставила точку в рассматриваемом вопросе. Понятие "государственные крестьяне" больше не употреблялось, зарождалось понятие наемного труда и аграрного сектора экономики.

Сословный строй и изменение социальной структуры общества.

Классовая структура российского общества начинала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы - буржуазия и

пролетариат. Но официально всё население делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели, казачество.

Начало 19 века:

Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Духовенство . Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Крестьяне . Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.

Городские обыватели . Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии. Первая - оптовые торговцы; вторая розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастером и подмастерьев. Городское население составляли мещане, в основном работавших по найму на фабриках и заводах. Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.

Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

Население России в первой половине XIX в. неуклонно росло. По разным оценкам, в начале столетия в России проживали около 40 млн человек, в 1825 г. - чуть более 50 млн человек, в 1851 г. - около 70 млн человек. Соотношение численности сельского и городского населения существенно не менялось (в городах жило не более 7-8% россиян). В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Принадлежность к определенному сословию - социальной общности, выделяемой по признакам происхождения и правового положения, - играла существенную роль в жизни человека. Господствующим сословием оставалось дворянство . Оно составляло примерно 1% населения страны, но обладало исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. В офицерском корпусе русской армии преобладание дворянства было абсолютным; немало дворян служили в государственном аппарате. Чиновник, достигший VIII (с 1832 г. - V) класса по Табели о рангах, становился потомственным дворянином. В дворянской среде происходили довольно сложные процессы. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий. Правительство Николая I (1825-1855) прилагало серьезные усилия к тому, чтобы поддержать высшее сословие: повысило класс (чин), дававший право на потомственное дворянство, ввело звание почетного гражданина, приняло закон о майоратах, разрешивший объявлять поместья не подлежащими разделу между наследниками. К привилегированным сословиям принадлежали также духовенство и купечество. Духовенство, подобно дворянам, имело право владеть землей и крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. Купечество делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала. Купцы первой гильдии занимались внутренней и внешней торговлей, не платили большинства налогов и не подлежали рекрутскому набору. Купцы второй гильдии вели внутреннюю торговлю по всей стране, а купцы третьей гильдии - в пределах города или уезда. Они платили налоги в казну и не были освобождены от рекрутчины. Полупривилегированным считалось военно-земледельческое сословие казаков. Податными сословиями являлись крестьянство и мещанство (непривилегированное городское население - ремесленники, мелкие торговцы).

Крупнейшим по численности сословием было крестьянство. Оно делилось на три большие группы - помещичьи (принадлежали частному владельцу - помещику), государственные (принадлежали казне) и удельные (принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом). Крестьяне выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина, оброк и др.), платили налоги в пользу государства, подлежали рекрутскому набору. Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни. Крестьянство было самым бесправным сословием и более других страдало от крепостничества. Крепостное состояние препятствовало социальному росту предприимчивых (« капитал истых ») крестьян, подрывало экономические силы крепостной деревни. Следует отметить, что целый ряд социальных процессов, происходивших в первой половине XIX в., противоречил господствовавшему сословному строю. Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей - не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне (Прохоровы, Рябушинские, Морозовы и др.)> и даже дворяне. Новым явлением было также формирование обширного слоя разночинцев. Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция. Пода́тные сосло́вия- в России XV - первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Сословия, не подлежавшие подушной подати, назывались неподатными.

Дворянство: состав, личные и имущественные права и обязанности, положение и правовой статус.

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Оно составляло основу государственного аппарата, занимая в нём все командные должности. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол.

К моменту составления Свода законов 1832г, дворянству были даны новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю на ровне с купечеством. Усилилось и значение губернской дворянской корпорации как юридического лица, наделенного в том числе и имущественными правами. Тем самым государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма.

Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность и Николая I. Оформление правового положения подданных произошло в 1830 - 50-х годах в ходе систематизации общероссийского законодательства, которая явилась чрезвычайно важным этапом в развитии российского права. В результате получил законодательное оформление юридический статус всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей. Император понимал, что сила и поддержка его власти опирается на крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать им поддержку. Незыблемость власти заключалась в задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления – этому был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Отсюда следует, что возможность активного участия в корпоративной жизни сословия представлялась прежде всего наиболее состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Правительство пыталось бюрократизировать дворянство, крепче связать его с правительственным аппаратом, превратить сословно-корпоративную службу в разновидность государственной.Юридически регламентировал положение дворянства и Свод законов Российской Империи 1832 года. Дворяне по-прежнему оставались высшим привилегированным сословием и определялись как «следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное» (ст.15); разделялось на потомственное и личное (ст.16); также закреплялись способы получения потомственного и личного дворянства (отделение 2).

Правительство продолжало на протяжении XIX в. поддерживать поместное дворянство, предоставляя ему льготный кредит из казенных банков под залог населенных имений и передавая ему казенные земли. Для сохранения крупной дворянской земельной собственности в 1845 г. был издан закон о майоратах. Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков. До 1861 г. на майоратном праве находилось на менее 20 крупных дворянских имений. Несмотря на все эти мероприятия в период с 1836 по 1858 гг. около 3,6 тыс. дворян лишились всех своих земель, став беспоместными. Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры, однако, не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.

Владельческие , или крепостные , или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода («отказа», «выхода») от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось - безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек. Безземельными крестьянами называли в России категорию владельческих крестьян, не имеющих надела земли в результате: - отказа от надела при составлении уставной грамоты; - утраты права на полученный надел с выходом из сельского общества; - утраты надела вследствие неисправного внесения платежей и повинностей, долговых и податных взысканий в неурожайные годы, потери скота и т. п. Безземельные крестьяне существовали как категория населения до 1861 года, когда были приравнены к категории дворовых крестьян. Дворовые крестьяне в России были зависимыми лицами, жившими при дворе помещика и обслуживавшими его и его семью. Дворовых крестьян называли также челядью, холопами, прислугой и пр. С конца XVII века до 1861 года дворовые крестьяне входили в категорию крепостных, были лишены земельных наделов и жили в господских дворах. С конца XVII века, в связи с развитием промышленных и горнодобывающих предприятий, в России появились горнозаводские крестьяне. Эта категория владельческих крестьян была распространена на Урале и частично на Алтае. Горнозаводские крестьяне состояли из лично свободных приписных и владельческих посессионных крестьян и были обязаны жить и работать на горных заводах. Посессионные крестьяне появились в России в 1721 году. Это были крепостные крестьяне, закреплённые за посессионными мануфактурами и продаваемые или покупаемые неотъемлемо от этих мануфактур. Сначала посессионных крестьян можно было покупать на оговариваемые сроки, а с 7 января 1736 года в «вечное пользование». В XIX веке в число посессионных крестьян были включены «непременные работники» (новое название приписных крестьян). Посессионных крестьян нельзя было использовать на сельскохозяйственных работах, отдавать в рекруты вместо крепостных и пр. Наказывали посессионных крестьян как физически, так и экономически - налагали денежные штрафы, производили выплаты из жалованья. В XIX веке владельцы посессионных мануфактур стали стремиться заменять крепостных крестьян наёмными рабочими, и с 1840 года получили право освобождаться от посессионных крестьян. В 1861-1863 годах категория посессионных крестьян была ликвидирована. Ещё одна категория крепостных крестьян в России - дворцовые крестьяне. Дворцовое землевладение сложилось в стране в период XII - XV веков. С XVI века среди членов царской семьи распространилась мода раздавать дворцовых крестьян в качестве вознаграждения своим родственникам, фаворитам, приближённым, служилым дворянам. Дворцовые крестьяне принадлежали лично царю и членам царской фамилии, жили на землях великих князей и царей (так называемых «кабинетских землях») и несли в их пользу различные повинности - натуральный и (или) денежный оброк (с 1753 года в основном только денежный оброк). Главной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царской семьи продовольствием и дровами. Со временем дворцовые крестьяне вошли в категорию владельческих крестьян, а с 1797 года стали именоваться удельными крестьянами. Количество дворцовых крестьян в 1700 году составляло 100 тысяч дворов. С 1724 года дворцовыми крестьянами ведала Главная дворцовая канцелярия - центральный административный, хозяйственный и судебный орган по управлению дворцовыми крестьянами. На местах дворцовыми землями управляли приказчики, а с начала XVIII века управители. В XVIII веке экономическое положение дворцовых крестьян было лучше относительно прочих крепостных, поскольку их повинности были легче, а свободы в хозяйственной деятельности они имели больше. В результате к концу XVIII века среди дворцовых крестьян выделились зажиточные категории - богатые крестьяне, торговцы, ростовщики и другие. Удельные крестьяне, являвшиеся, в сущности, бывшими дворцовыми крестьянами, появились в России, как было сказано выше, в 1797 году, и хозяйствовали на удельных землях, то есть на землях, находящихся в собственности императорской семьи. Удельные крестьяне и удельные земли управлялись Департаментом уделов через местные удельные конторы. Селения удельных крестьян объединялись в волости. На сельских сходах избирали старост, сотских и десятских. Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Количество мужских душ удельных крестьян постепенно увеличивалось: 1797 год - 463 тысячи; 1812 год - 570 тысяч; 1857 год - 838 тысяч. Указом от 26 июня 1863 года на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 года. В частности, удельные крестьяне получили в собственность часть удельных земель за обязательный выкуп. В результате наделы удельных крестьян в четырнадцати губерниях уменьшились на 10,7 %, а в пяти северных губерниях увеличились на 41,6 %. В целом бывшие удельные крестьяне получили земли больше, чем владельческие, но меньше, чем государственные. В частности, в 1905 году в среднем на двор у бывших категорий крестьян приходилось надельной земли: - владельческих крестьян - 6,7 десятины; - удельных крестьян - 9,5 десятины; - государственных крестьян - 12,5 десятины. Удельные земли были национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 года. Среди крепостных крестьян существовали крестьяне, освобождённые от барщины и получавшие в оплату за работу на помещика деньги или хлеб. Таких крестьян называли задельными . В XVIII веке из владельческих крестьян выделился и оформился слой крестьян-предпринимателей . Их появление связывают с усилением имущественной дифференциации крестьянства, особенно в оброчных поместьях. В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества. Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился. Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязанными крестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками (помещики не были обязаны заключать договор) приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею - барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. К концу эпохи крепостничества в категорию обязанных были переведены лишь 0,25 % из десяти миллионов владельческих крестьян.

Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые (государственные) пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые (кабинетские) земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли (собинную пашню) при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну. С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные , или чёрные , крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. К концу XVI века черносошные крестьяне сохранились в основном лишь на севере России, а в XVII - XVIII веках появились и закрепились в Сибири. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных , или казённых , крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий - черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными (без крепостных крестьян) землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 - 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. В середине XIX века государственные крестьяне составляли около 45 % всех крестьян России. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи - меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих - в первой четверти XIX века - крестьяне-однодворцы . Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы - 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы - около 1 миллиона; 1851 год - 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования (в 1833 - 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными).

Чиновничество

Чиновников (государственных служащих) различного ранга было 0,3% – более 500 тыс. человек, то есть один на каждые 3000 жителей страны. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. На его содержание уходило 14% государственного бюджета (в Англии – 3%, Франции – 5%, Италии и Германии – по 7%). Маленькие оклады чиновников способствовали взяточничеству и коррупции. Сформировался тип российского бюрократа – взяточника и самодура, вымещающего на просителях неудовлетворенность собственной жизнью. Российские чиновники были малоподвижными, неинициативными.

Быт и нравы сословий.

У различных социальных групп, классов под влиянием географических и социально-экономических условий складывается свой комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. При этом в городе и деревне формируются различные формы быта. Повседневный быт оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни и, прежде всего, на труд, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей; воздействует на формирование самой личности человека. В свою очередь, быт каждого индивида определяется уровнем его культуры.

Последняя четверть XIX в. – особый период в развитии Российского государства: активный процесс урбанизации и развитие капитализма открыл новые возможности для представителей разных социальных категорий российского города. Переходность периода определила размытость социальной структуры: традиционное деление на сословия постепенно утрачивало свою актуальность, а наследование сословной принадлежности больше не гарантировало человеку определенного места в обществе. В ходе буржуазной модернизации российского общества сословия начинали постепенно трансформироваться в классы и профессиональные группы. В основе данного процесса лежала эволюция сословно-ценностных ориентиров, когда под влиянием социально-экономических процессов капиталистического характера сословный статус в общественном сознании уступал место социальному, базировавшемуся на показателях финансового благополучия. Базой и внутренним механизмом для трансформации общества из сословно-представительского в классовое, формируемое не законами и обычаями, а экономическими отношениями, считается профессионализация трудовой деятельности. В условиях развития капитализма занятия, а тем более профессия, определялись свободным выбором того или иного лица и выражали активное участие данного лица в социальной жизни страны. Профессионализация городского населения отражала дальнейший процесс разделения труда в обществе. Кроме углубления собственно профессиональной специализации, она предполагает еще и консолидацию «представителей отдельных профессий в профессиональные организации с целью коллективного отстаивания своего общественного статуса и контроля за той сферой рынка, где данная профессиональная группа осуществляет свои функции».

Страница 1

Самым многочисленным и самым бесправным сословием на Руси было крестьянство. Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались «черными» и «черносошными». Жили они общинами (мир, волость) и несли повинности в пользу государства. Все дела общины решал сход во главе с выборным старостой. В 15 в. они делились на старожильцев, которые постоянно жили в вотчине или поместье феодала и платили ему ренту и на пришлых (новоприходцы), освобожденных от повинностей на некоторое время, пока не обзаведутся хозяйством и начнут платить тягло (подати).

Чтобы подольше не платили налогов, крестьяне часто бегали, переходили от одного помещика к другому. Чтобы пресечь эту вольницу, Судебник 1497 г. 12 статей посвятил вопросам холопства. Так, статья № 57 объявила 26 ноября «Юрьев день», когда холоп мог уйти от старого хозяина к новому за неделю до Юрьева дня и неделю после. Делалось это исключительно для того, чтобы крестьян удержать на месте, чтобы они постоянно платили налоги, подати (тягло). В 1581 г. был издан указ о «Заповедных летах», который запрещал крестьянские переходы и в «Юрьев день». В народе сразу же сложилась горькая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Еще больше закабалила крестьян перепись земель в 1592 г. Все крестьяне были переписаны в «Писцовые книги» и прикреплены к помещичьей земле. С этих пор стали продавать их вместе с землей (как приложение к земле).

С этой же целью в 1597 г. был принят закон «об урочных годах», по которому срок давности сыска беглых крестьян был установлен 5 лет. Но уже в 1637 г. он был увеличен до 9 лет, а в 1641 г. – до 15 лет. А при правлении Василия Шуйского побег уже стал рассматриваться как государственное преступление и сыском занимался не сам владелец крестьян, а полицейские органы. И, наконец, Соборное уложение 1649 г. объявило сыск беглых крестьян бессрочным.

В 1718-1724 гг. была проведена перепись населения и была введена подушная подать, заменившая подворное обложение (подать). В результате этой реформы становились навечно крепостными свободные («гулящие») люди. Так образовались новые сословия крестьян: черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, Ясачные люди Среднего Поволжья. Эта же реформа ввела паспортную систему. Каждый крестьянин, ушедший на заработки дальше 30 верст от дома, должен был выправить паспорт, в котором ставилась отметка о сроке его возвращения.

Крестьянин был бесправен. За малейшую провинность помещик мог запороть его до смерти в конюшне и не отвечать по закону, т.к. крестьянин был его собственностью. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было прочитать объявление: «Продаются бык, стая гончих собак и две девки».

Непосильный гнет, насилия, каторжный труд толкали крестьян на вооруженные восстания против своих угнетателей. Наиболее заметный след в русской истории оставила крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Такими же грозными были и восстания под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина, Кондратия Булавина. Но все они были жестоко подавлены, а вожди их казнены.

Указ 1767 г. и Манифест 1775 г. провозгласили свободу предпринимательства. Многие крестьяне-предприниматели были крепостными и почти весь доход от организованных ими мануфактур шел их хозяевам. Оброчный крестьянин, уходя в город на заработки (ямщик, печник, сапожник) так же часть заработка отдавал хозяину.

За период с 1796-1798 гг. произошло 184 крупных волнений крестьян с требованием освободить их от власти помещиков и перевести их в казенное ведомство. Виновных карали беспощадно. Однако, некоторые послабления были достигнуты. Так, в 1797 г. Павел издал манифест, по которому барщина в воскресные дни отменялась, а работать на помещика теперь крестьянин должен был не 6 дней, а только 3 дня. Остальное время мог заниматься своим полем. И еще один пункт этого Манифеста: запрещалась продажа дворовых и безземельных крестьян, запрещалось продавать мужа одному помещику, а жену с детьми – другому. А в 1798 г. последовал указ запрещающий продавать дворовых людей и крестьян без земли.

Позднее крестьян с барщины перевели на уплату оброка. Некоторые из них смогли выкупиться из крепостной неволи.

Барщинная система не способствовала усилению мощи государства. Крестьянин на барском поле не стремился радиво трудиться до седьмого пота, а попросту «отбывал барщину». Но и оброчные крестьяне, уходя от помещика в отхожий промысел, не могли много платить хозяину из-за жесткой конкуренции, платили им горожане и фабриканты сущие копейки.

В конце 18 в. и начале 19 в. массовые волнения крестьян приобрели всероссийский характер. Они убивали помещиков и их управляющих, жгли барские усадьбы, отправлялись в бега, отказывались исполнять барщину, не платили оброка, устраивали потраву барских лугов, полей и пашен, расхищали барский лес, писали жалобы царю (хотя это в то время было запрещено).

Указом от 12 декабря 1801 г. «О продаже незаселенных государственных земель» земля могла быть свободно продана всем сословиям: дворянам, купцам, мещанам и государственным крестьянам. Разрешался на этих землях наемный труд. Так впервые в истории Руси крестьянин получил право покупать землю. Однако, денег у крестьянина, как правило, никогда столько не было.

Изготовление керамической посуды
Праславянская керамика пока ещё неизвестна, так как до сих пор не удалось определить, что является собственно славянским в доисторической культуре Восточной Европы. Ясной и определённой представляется нам славянская керамика лишь в находках IX – XI веков, к которым новейшие исследования присоединили и более древний период VI – VIII век...

Начало Северной войны (1700-1721)
В начале XVIII в. Швеция представляла собой наиболее мощную державу балтийского региона. В течение всего XVII столетия ее могущество прирастало за счет захватов Прибалтики, Карелии, земель на севере Германии. Шведские вооруженные силы насчитывали до 150 тыс. чел. Они обладали отличным вооружением, богатым опытом военных действий и высок...

Восшествие на престол (1754-1774)
Третий сын дофина Людовика и принцессы Марии Жозефы Саксонской, будущий Людовик XVI стал наследником французского престола после смерти отца в 1765. Образование и воспитание юного герцога Беррийского было поручено герцогу Антуану де ла Вогийону (Vauguyon), который не прикладывал больших усилий для подготовки воспитанника к его будущим о...