Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Мы предполагали выехать рано но задержались. Буквы о – а в корне –кос- -кас. МП «Дыхательная система человека»

2011 год
Вариант №1.

1)Я предполагал выехать рано, но задержался. 2)Мы выехали только к вечеру. 3)Какое наслаждение мчаться на бойких лошадях по снежной дороге! 4)Широкая равнина расстилается перед нами и блеститалмазами. 5)На горизонте догорала бледная заря. 6)Правильными рядами разрослись могучие сосны у дороги. 7)Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом свою окрестность. 8)Я гляжу на извивающуюся ленту дороги. 9)Впереди пусто и тихо. 10)Только слышится скрип саней и храп лошадей. 11)Мы уже добираемся до цели нашего путешествия. 12)Раздается паровозный гудок. 13)Вдали виднеется город. 14)Улицы городаосвещены фонарями. 15)На небе зажигаются звездочки.

1) сравнение, 2) эпитет, 3) метафора, 4) олицетворение.
2. Из предложения 3 выпишите слово(а) с проверяемой безударной гласной корня.
3. Из предложения 5 выпишите слово(а) с чередующейся безударной гласной корня.
4. Из предложения 14 выпишите слово(а) с непроверяемойбезударной гласной корня.
5. Из предложений 11-15 выпишите слово(а) с чередующейся безударной гласной корня, правописание которой определяется правилом: «Если за корнем есть суффикс а, то в корне пишите и»
6. Из предложений 6-9 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором есть 2 приставки.
8. Из предложений 4-6 выпишите слово(а), правописаниеприставки в котором(ых) определяется правилом: «Перед звонкими согласными в приставках пишем з»
9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
10. Среди предложений 4-8 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Вариант №2.
Прочитайте текст и выполните задания.
1)Как только занимается заря, мы с товарищем поднимаемся и собираемся за грибами. 2)Быстро беремкорзинки, кузовки и выходим из дома. 3)В воздухе свежо, даже немного холодно. 4)Щеки наши горят. 5)Седая трава расстилается перед нами красивым ковром. 6)Коротким путем бежим по берегу речки в рощу. 7)На горизонте блестит яркая полоса. 8)Она разгорается все шире и шире. 9)Вот показалось солнце. 10)Его лучи коснулись облаков. 11)Всё озаряется ярким светом. 12)Желтый одуванчик рад теплу. 13)Росаисчезает, когда к ней прикасаются теплые лучи. 14)Каждое растение, каждый росточек тянется к солнышку. 15)Солнце греет, но не жжёт. 16)Мы весело спешим к роще.
1. Какое средство речевой выразительности используется в предложении 4:
1) олицетворение, 2) эпитет, 3) метафора, 4) антитеза.
2. Из предложения 5 выпишите слово(а) с проверяемой безударной гласной корня.
3. Из предложения 7 выпишите слово снепроверяемой безударной гласной корня.
4. Из предложений 10-14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной корня, определяемой одним и тем же правилом.
5. Из предложений 13-15 выпишите слово-исключение.
6. Из предложений 14-16 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложений 12-15 выпишите слово с орфограммой: «Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова»
8. Из предложения13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»
9. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
10. Среди предложений 14-16 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Вариант №3.
Прочитайте текст ивыполните задания.
1)Поезд прибыл поздно, и мы были принуждены дожидаться на вокзале до рассвета.2)Дальше мы предлагали ехать в горы на лошадях. 3)Путь шёл по прибрежной полосе в даль реки, и это была превосходная дорога. 4)В пути нам пришлось преодолеть много опасных препятствий. 5)Однажды дорогу преградила лавина. 6)Она со страшным грохотом пронеслась перед нами и проложила себе...

Company Name Записать в словарь «трудных» слов Приготовить, Приспособить, Пригодиться, Привычка.


Company Name Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)


Company Name Записать в тетрадь слова: Коса (девичья) кость, коснуться касаться Выделить корни этих слов. Являются данные слова однокоренными?


Company Name Проверь себя: Коснись воды, Прикасаться осторожно, Касаться рукой, Нежное прикосновение, Касательная линия, Проложить лыжню, Предлагать помощь, Слагать стихи.




Company Name Записать в словарь трудных слов: Преобразовать, Знаки препинания.


Company Name Синтаксическая работа Составить предложение по данной схеме:, и


Company Name Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены: Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.


Company Name о – а в чередующихся корнях 1.растительный 2.касаться 3.коснуться 4.расти 5.росток 6.разрослись 7.излагать 8.изложение 9.вырасти водоросли прикосновение выросла слагать предложить выращенный прилагать касательная сложить положение отрасль отложить расположение располагаться предложение положить неприкосновенность Ростов


Company Name Проверь себя: Загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгораться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.


Company Name Записать в «Словарь трудных слов» Приобрести, примерять, примерять, приспособиться, неприступный.


Company Name Записать в тетрадь: Гора, загорать, горе Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Как называются такие слова?


Company Name Распределить слова по трем колонкам Загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый -гор- -гар-


Company Name Распределить по трем колонкам слова Прикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновение -кос- -кас- Можно ли добавить в перечень этих слов следующие: Косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса?


Company Name Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.


Company Name Проверь себя: 1)Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.) 2)Загорелась зорька красная в небе темно- голубом. (С. Есенин.) 3)Он слегка коснулся его руки.


Company Name Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне. Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл…гаемых сумма не меняется, полезные р…стения, молодая пор…сль, соб…раться за грибами, бл…стеть на солнце, зам…реть от неожиданности. Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и.


Company Name Тренировочные упражнения: 1.Составьте слово. От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое – корень, от глагола играть – суффикс, от глагола читать – окончание, от глагола смеяться – суффикс возвратности. 2. Найдите лишнее слово. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательное.


Company Name Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. Найдите глагол по его схеме:


Company Name Диктант Вечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я вышел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Cлайд 1

Cлайд 2

Записать в словарь «трудных» слов Приготовить, Приспособить, Пригодиться, Привычка.

Cлайд 3

Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)

Cлайд 4

Записать в тетрадь слова: Коса (девичья) кость, коснуться касаться Выделить корни этих слов. Являются данные слова однокоренными?

Cлайд 5

Проверь себя: Коснись воды, Прикасаться осторожно, Касаться рукой, Нежное прикосновение, Касательная линия, Проложить лыжню, Предлагать помощь, Слагать стихи.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены: Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.

Cлайд 10

о – а в чередующихся корнях растительный касаться коснуться расти росток разрослись излагать изложение вырасти водоросли прикосновение выросла слагать предложить выращенный прилагать касательная сложить положение отрасль отложить расположение располагаться предложение положить неприкосновенность Ростов

Cлайд 11

Проверь себя: Загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгораться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.

Cлайд 12

Записать в «Словарь трудных слов» Приобрести, примерять, примерять, приспособиться, неприступный.

Cлайд 13

Записать в тетрадь: Гора, загорать, горе Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Как называются такие слова?

Cлайд 14

Распределить слова по трем колонкам Загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый -гор- -гор- -гар-

Cлайд 15

Распределить по трем колонкам слова Прикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновение -кос- -кос- -кас- Можно ли добавить в перечень этих слов следующие: Косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса?

Cлайд 16

Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.

Cлайд 17

Проверь себя: Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С. Есенин.) Он слегка коснулся его руки.

Cлайд 18

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне. Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл…гаемых сумма не меняется, полезные р…стения, молодая пор…сль, соб…раться за грибами, бл…стеть на солнце, зам…реть от неожиданности. Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и. Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. Найдите глагол по его схеме:

Cлайд 21

Диктант Вечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я вышел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.