Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. «Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа Понятие попарно простых чисел

Урок математики в 5 А классе по теме:

(по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон)

Учитель математики: Данилова С.И.

Тема урока: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Получить универсальный способ нахождения наибольшего общего делителя чисел. Научиться находить НОД чисел методом разложения на множители.

Формируемые результаты :

    Предметные: составить и освоить алгоритм нахождения НОД, тренировать способность к его практическому применению.

    Личностные: формировать умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.

    Метапредметные: формировать умение находить НОД чисел, применять признаки делимости, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Планируемые результаты:

Учащийся научится находить НОД чисел с помощью разложения чисел на простые множители.

Основные понятия: НОД чисел. Взаимно простые числа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска.

Структура урока.

    Организационный момент.

    Устная работа. Гимнастика для ума.

    Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Первичное закрепление нового материала.

    Самостоятельная работа.

    Домашнее задание. Рефлексия деятельности.

Ход урока

    Организационный момент. (1 мин.)

Задачи этапа: обеспечить обстановку для работы обучающихся класса и психологически подготовить их к общению на предстоящем уроке

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Друг на друга поглядели,

И тихонечко все сели.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

    Устная работа. Гимнастика ума. (5 мин.)

Задачи этапа: вспомнить и закрепить алгоритмы ускоренных вычислений, повторить признаки делимости чисел.

В старину на Руси говорили, что умножение- мучение, а с делением беда.

Тот, кто умел быстро и безошибочно делить, считался великим математиком.

Давайте проверим можно ли вас назвать великими математиками.

Проведем гимнастику ума.

1) Выберите из множества

А={716, 9012, 11211, 123400, 405405, 23025, 11175}

числа, кратные 2, кратные 5, кратные 3.

2) Вычислите устно:

    5 . 37 . 2 = 3. 50 . 12 . 3 . 2 =

2. 25 . 51 . 3 . 4 = 4. 8 . 125 . 7 =

    Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. (4 мин.)

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: новые способы нахождения НОД чисел;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ребята, над какой темой вы работали на прошлых уроках? (Над разложением чисел на простые множители) Какие знания нам при этом понадобились? (Признаки делимости)

Открыли тетради, проверим домашний номер № 638.

В домашней работе вы определяли с помощью разложения на множители делится ли число а на число b и находили частное. Давайте проверим, что у вас получилось. Проверяем № 638. В каком случае а делится на b ? Если а делится нацело на b , то чем является b для а? Чем является b для а и b ? А как вы думаете, как найти НОД чисел, если одно из них не делится на другое? Какие у вас предположения?

А теперь давайте рассмотрим задачу: «Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно составить из 48 конфет «белочка» и 36 шоколадок «вдохновение», если надо использовать все конфеты и шоколадки?»

На доске и в тетрадях запись:

36=2*2*3*3

48=2*2*2*2*3

НОД(36,48)=2*2*3=12

Как мы можем применить разложение на множители для решения этой задачи? Что мы фактически находим? НОД чисел. Какова цель нашего урока? Научиться находить НОД чисел новым способом.

4. Сообщение темы урока. Изучение нового материала. (3.5 мин.)

Запишите число и тему урока: «Наибольший общий делитель».

(наибольший общий делитель – это наибольшее число, на которое делится каждое из данных натуральных чисел). Все натуральные числа имеют хотя бы один общий делитель – число 1.

Однако многие числа имеют несколько общих делителей. Универсальным способом поиска НОД является разложение данных чисел на простые множители.

Запишем алгоритм нахождения НОД нескольких чисел.

    Разложить данные числа на простые множители.

    Найти одинаковые множители и подчеркнуть их.

    Найти произведение общих множителей.

    Физкультминутка (встали из-за парт)- флэш ролик. (1.5 мин.)

(Запасной вариант:

Вверх мы дружно потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Раз – хлопок и два – хлопок.

Ногой левой – топ, и правой - топ.

Покачали головой –

Разминаем шею.

Топ ногой, теперь – другой

Вместе все успеем.)

    Первичное закрепление нового материала. (15 мин.)

Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса: № 650(1-3), 651(1-3)

650 (1-3).

650 (2) разобрать подробно, т.к. общих простых делителей нет.

Первый пункт выполнен.

2. D (а ; b ) = нет

3. НОД (а ; b ) = 1

Что интересного вы заметили? (Числа не имеют общих простых делителей.)

В математике такие числа называются взаимно простыми числами. Запись в тетрадях:

Числа, наибольший общий делитель которых равен 1, называются взаимно простыми.

а и b взаимно простые  НОД (a ; b ) = 1

Что вы можете сказать о наибольшем общем делители взаимно простых чисел?

(Наибольший общий делитель взаимно простых чисел равен 1.)

651 (1-3)

Задание выполняется у доски с комментарием.

    Разложим числа на простые множители, используя известный алгоритм:

75 3 135 3

25 5 45 3

5 5 15 3

1 5 5

НОД (75; 135) =3*5= 15.

180 2*5 210 2*5

18 2 21 3

9 3 7 7

3 3 1

НОД (180, 210)=2*5*3=30

125 5 462 2

25 5 231 3

5 5 77 7

1 11 11

НОД (125, 462)=1


7. Самостоятельная работа. (10 мин.)

Как доказать, что вы научились находить наибольший общий делитель чисел новым способом? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

Самостоятельная работа.

Найдите наибольший общий делитель чисел с помощью разложения на простые множители.

Вариант 1 Вариант 2

    a=2 × 3 × 3 × 7 × 11 1) a=2 × 3 × 5 × 7 × 7

b=2 × 5× 7 × 7 × 13 b=3 × 3 × 7 × 13 × 19

    60 и 165 2) 75 и 135

    81 и 125 3) 49 и 125

4) 180, 210 и 240 (дополнительный)

Ребята, попробуйте применить свои знания при выполнении самостоятельной работы.

Ученики сначала выполняют самостоятельную работу, затем взаимопроверка и проверка с образцом на слайде.

Проверка самостоятельной работы:

Вариант 1 Вариант 2

    НОД(a,b)=2 × 7=14 1) НОД(a,b)=3 × 7=21

    НОД(60, 165 )=3 × 5 =15 2) НОД(75, 135)=3 × 5 =15

    НОД(81, 125)=1 3) НОД(49, 125)=1

8. Рефлексия деятельности. (5 мин.)

Что нового вы узнали на уроке? (Новый способ нахождения НОД, используя разложения на простые множители, какие числа называются взаимно простые, как найти НОД чисел, если большее число делится на меньшее число.)

Какую цель вы ставили перед собой?

Вы достигли цели?

Что вам помогло в достижении цели?

Определите истинность для себя одного из следующих утверждений (Р-1).

Что вам необходимо сделать дома, чтобы лучше разобраться в данной теме? (Прочитать пункт, и потренироваться в нахождении НОД новым методом).

Домашнее задание:

п.2, №№ 672 (1,2); 673 (1-3), 674.

Определите истинность для себя одного из следующих утверждений:

«Я понял, как находить НОД чисел»,

«Я знаю, как находить НОД чисел, но еще допускаю ошибки»,

«У меня остались нерешенные вопросы».

Отобразите свои ответы в виде смайликов на листочке.

Проверка ДЗ
Как идет подготовка к
зачету -02.10
и КР - 29.09.

Вопросы к зачету №1. (2 октября 2017 года)
по теме «Делимость чисел» М.6, §1.стр.5-34, мини-рефераты по стр. 33-34 по теме:
«Пифагор», «Решето Эратосфена»
Какое натуральное число называется делителем натурального числа а?
Докажите, что число 4 является делителем числа 24.
Докажите, что число 3 не является делителем числа 25.
Укажите все натуральные делители числа 12.
Какое число является делителем любого натурального числа?
Какое натуральное число называется кратным натурального числа а?
Сколько кратных имеет любое натуральное число?
Какое число является наименьшим из кратных натурального числа?
Какие числа делятся без остатка на 10, а какие не делятся без остатка на 10? Приведите примеры.
Какие числа делятся без остатка на 5, а какие не делятся на 5 без остатка? Приведите примеры.
Какие числа называют четными, а какие числа называют нечетными?
Докажите, что число 8- четное, а число 15 –нечетное.
Назовите четные цифры.
Назовите нечетные цифры.
Какой цифрой должно оканчиваться число, чтобы оно было четным (делилось без остатка на 2), а какой цифрой должно оканчиваться число, чтобы оно
было нечетным? Приведите примеры.
Какое число делится на 9, а какое число на 9 не делится?
Какое число делится на 3, а какое число на 3 не делится?
Какое натуральное число называют простым?
Какое натуральное число называют составным?
Какое число не относят ни к простым, ни к составным?
На сколько и на какие множители можно разложить любое составное число?
Назовите первые 10 простых чисел.
Запишите разложение на множители числа 210.
Всякое ли составное число можно разложить на простые множители?
Является ли следующая запись разложением на простые множители: 2·3·4·5?
Какое натуральное число называют наибольшим общим делителем натуральных чисел а и в?
Какие два числа называют взаимно простыми? Приведите примеры.
Чтобы найти наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел, надо….
Найти НОД(16;42)
Какое натуральное число называют наименьшим общим кратным натуральных чисел а и в?
Чтобы найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел, надо….
Найти НОК(6;15)
Покажите на примере, что а·в=НОД(а;в)·НОК(а;в)
Контрольная работа № 1 - 29 сентября

Примерный текст КР
Вариант 1.
Вариант 2.
1.Разложите на простые множители число 5544.
1.Разложите на простые множители число 6552.

2.Найдите наибольший общий делитель и
наименьшее общее кратное чисел 504 и 756.
наименьшее общее кратное чисел 1512 и 1008.
3. Докажите, что числа:
3.Докажите, что числа:
а) 255 и 238 не взаимно простые;
а) 266 и 285 не взаимно простые;
б) 392 и 675 взаимно простые.
б) 301 и 585 взаимно простые.
4.Выполните действия: 268,8: 0,56 + 6,44 12.
4.Выполните действия: 355,1: 0,67 + 0,83 15.
5. Может ли разность двух простых чисел быть
5.Может ли сумма двух простых чисел быть

простым числом? (Приведите пример).

Стр. 28,

164(1)
Проверка ДЗ

Стр.27. № 164(1).
А
АОВ 180
М

х
Проверка ДЗ
В АОВ АОМ МOВ
О
х+3х=180
4х=180
х=180:4
х=45
ВОМ 45 , АОМ 3 45 135
Ответ: 135°, 45°

Проверка ДЗ
Стр. 28,
б)

169(б).
а=2·2·2·3·5·7, в=3·11·13
НОД(а,в)=3

10.

Стр. 28, 170(в,г)
Проверка ДЗ
в) НОД(60,80,48)=2·2=4
60
30
15
5
1
2
2
3
5
80
40
20
10
5
1
2
2
2
2
5
48
24
12
6
3
1
2
2
2
2
3

11.

Проверка ДЗ
Стр. 28, 170(в,г)
г) НОД(195,156,260)=
195 3
65 5
13 13
1
156
78
39
13
1
2
2
3
13
13
260
130
65
13
1
2
2
5
13

12.

Проверка ДЗ
Стр. 28, 171
НОД(861,875)=1
864
432
216
108
54
27
9
3
1
2
2
2
2
2
3
3
3
875
175
35
7
1
5
5
5
7
Числа 861и 875- взаимно простые

13.

Стр. 28,

Токари -
3х чел.
Слесари-

174
Проверка ДЗ
чел.
-х чел.
3х+2х+х=840
6х=840
х=840:6
х=140
Фрезировщики
Фрезировщиков-140,
Слесарей-280,
Токарей -420.
Ответ: 420 чел.
Что можно было
не находить?

14. Оцените ДР: - все ответы верны и подробно записано решение «5» - все ответы верны и подробно записано решение, но допущены

вычислительные ошибки
«4»
- ответы верны, но решение либо
неполное, либо его нет совсем
«3»
-домашняя работа отсутствует- «2»

15. 25.09.2017 Классная работа Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

16. Цели урока:

-Обобщить знания о наибольшем
общем делителе и взаимно простых
числах.
-Развивать умение работать
самостоятельно.
-Учиться выслушивать мнение
других.
- Продолжить формировать
культуру устной и письменной
математической речи.

17.

Работа индивидуально. Остальные
устно и в тетради
Индивидуальная работа по
карточкам

18.

Устный счет
1. Может ли разложение на простые
множители числа 14652
содержать множитель
3?
Почему?
2. Назовите все нечетные числа,
удовлетворяющие неравенству
234<х<243

19.

Устный счет
3.
Назовите 3 числа, кратных:
а) 5; б) 15; в) числу
а
4. Назовите по 2 числа, взаимно
простых с числом:
а) 3,
б) 7,
в) 10,
г) 24

20.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

21.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

22.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=8
НОД(15,35)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

23.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=8
НОД(15,35)=5
НОД(13,26)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

24.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=8
НОД(15,35)=5
НОД(13,26)=13
НОД(8,9)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

25.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=8
НОД(15,35)=5
НОД(13,26)=13
НОД(8,9)=1
НОД(24,60)=
8
24
13
26 , 9 , 60 .

26.

Работа в тетради:
Найдите наибольший общий
делитель числителя и
знаменателя дробей:
20
8
30 , 24 ,
15
35 ,
НОД(20,30)=10
НОД(8,24)=8
НОД(15,35)=5
НОД(13,26)=13
НОД(8,9)=1
НОД(24,60)=12
8
24
13
26 , 9 , 60 .

27.

Физкультминутка

28.

Решаем задачу
Стр. 26, №153
Прочитайте задачу.
О ком говорится в задаче?
О чём говорится в задаче?

29.

Решаем задачу
Стр. 26, №153
Можем ли мы ответить сразу на
1 вопрос:
Сколько было автобусов?

30.

Решаем задачу
Стр. 26, №153
Как найти сколько было
пассажиров в каждом автобусе?

Разделы: Математика , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Презентация к уроку





Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная работа предназначена для сопровождения объяснения новой темы. Практические и домашние задания учитель подбирает на свое усмотрение.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход объяснения

Слайд 1. Наибольший общий делитель.

Устная работа.

1. Вычислите:

а)

0,7
* 10
: 2
- 0,3
: 0,4
_________
?

б)

5
: 10
* 0,2
+ 2
: 0,7
_______
?

Ответы: а) 8; б) 3.

2. Опровергните утверждение: Число “2” является общим делителем всех чисел”.

Очевидно, что нечетные числа не делятся на 2.

3. Как называются числа, кратные 2?

4. Назовите число, которое является делителем любого числа.

Письменно.

1. Разложите число 2376 на простые множители.

2. Найдите все общие делители чисел 18 и 60.

Делители числа 18: 1; 2; 3; 6; 9; 18.

Делители числа 60: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 10; 12; 15; 20; 30; 60.

Назовите наибольший общий делитель чисел 18 и 60.

Попробуйте сформулировать, какое число называют наибольшим общим делителем двух натуральных чисел

Правило. Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа , называют наибольшим общим делителем.

Пишут: НОД (18; 60) = 6.

Скажите, пожалуйста, удобен ли рассмотренный способ нахождения НОД?

Числа могут быть слишком большие и для них трудно перечислить все делители.

Давайте попытаемся найти другой способ нахождения НОД.

Разложим числа 18 и 60 на простые множители:

18 =

Приведите примеры делителей числа 18.

Числа: 1; 2; 3; 6; 9; 18.

Приведите примеры делителей числа 60.

Числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 10; 12; 15; 20; 30; 60.

Приведите примеры общих делителей чисел 18 и 60.

Числа: 1; 2; 3; 6.

Как можно найти наибольший общий делитель 18 и 60?

Алгоритм.

1. Разложить данные числа на простые множители.

Запомните!

Если натуральное число делится только на 1 и на само себя, то оно называется простым.

Любое натуральное число всегда делится на 1 и на само себя.

Число 2 — наименьшее простое число. Это единственное чётное простое число, остальные простые числа — нечётные.

Простых чисел много, и первое среди них — число 2 . Однако нет последнего простого числа. В разделе «Для учёбы» вы можете скачать таблицу простых чисел до 997 .

Но многие натуральные числа делятся нацело ещё и на другие натуральные числа.

Например:

  • число 12 делится на 1 , на 2 , на 3 , на 4 , на 6 , на 12 ;
  • число 36 делится на 1 , на 2 , на 3 , на 4 , на 6 , на 12 , на 18 , на 36 .

Числа, на которые число делится нацело (для 12 это 1, 2, 3, 4, 6 и 12 ) называются делителями числа.

Запомните!

Делитель натурального числа a — это такое натуральное число, которое делит данное число «a » без остатка.

Натуральное число, которое имеет более двух делителей называется составным.

Обратите внимание, что числа 12 и 36 имеют общие делители. Это числа: 1, 2, 3, 4, 6, 12 . Наибольший из делителей этих чисел — 12 .

Общий делитель двух данных чисел «a » и «b » — это число, на которое делятся без остатка оба данных числа «a » и «b ».

Запомните!

Наибольший общий делитель (НОД) двух данных чисел «a » и «b » — это наибольшее число, на которое оба числа «a » и «b » делятся без остатка.

Кратко наибольший общий делитель чисел «a » и «b » записывают так :

НОД (a; b) .

Пример: НОД (12; 36) = 12 .

Делители чисел в записи решения обозначают большой буквой «Д».

Д (7) = {1, 7}

Д (9) = {1, 9}

НОД (7; 9) = 1

Числа 7 и 9 имеют только один общий делитель — число 1 . Такие числа называют взаимно простыми числами .

Запомните!

Взаимно простые числа — это натуральные числа, которые имеют только один общий делитель — число 1 . Их НОД равен 1 .

Как найти наибольший общий делитель

Чтобы найти НОД двух или более натуральных чисел нужно:

  1. разложить делители чисел на простые множители;

Вычисления удобно записывать с помощью вертикальной черты. Слева от черты сначала записываем делимое, справа — делитель. Далее в левом столбце записываем значения частных.

Поясним сразу на примере. Разложим на простые множители числа 28 и 64 .


  1. Подчёркиваем одинаковые простые множители в обоих числах.
    28 = 2 · 2 · 7

    64 = 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2

  2. Находим произведение одинаковых простых множителей и записать ответ;
    НОД (28; 64) = 2 · 2 = 4

    Ответ: НОД (28; 64) = 4

Оформить нахождение НОД можно двумя способами: в столбик (как делали выше) или «в строчку».

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 6 класс по математике на тему:

  • Глава I. Обыкновенные дроби.
    § 1. Делимость чисел:
    6. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
  • 146 Найдите все общие делители чисел 18 и 60; 72, 96 и 120; 35 и 88.
    РЕШЕНИЕ

    147 Найдите разложение на простые множители наибольшего общего делителя чисел a и b, если a = 2·2·3·3 и b = 2·3·3·5; a = 5·5·7·7·7 и b = 3·5·7·7.
    РЕШЕНИЕ

    148 Найдите наибольший общий делитель чисел 12 и 18; 50 и 175; 675 и 825; 7920 и 594; 324, 111 и 432; 320, 640 и 960.
    РЕШЕНИЕ

    149 Являются ли взаимно простыми числа 35 и 40; 77 и 20; 10, 30, 41; 231 и 280?
    РЕШЕНИЕ

    150 Являются ли взаимно простыми числа 35 и 40; 77 и 20; 10, 30, 41; 231 и 280?
    РЕШЕНИЕ

    151 Запишите все правильные дроби со знаменателем 12, у которых числитель и знаменатель взаимно простые числа.
    РЕШЕНИЕ

    152 Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?
    РЕШЕНИЕ

    153 Для поездки за город работникам завода было выделено несколько автобусов, с одинаковым числом мест. 424 человека поехали в лес, а 477 - на озеро. Все места в автобусах были заняты, и ни одного человека не осталось без места. Сколько автобусов было выделено и сколько пассажиров было в каждом из них?
    РЕШЕНИЕ

    154 Вычислите устно столбиком
    РЕШЕНИЕ

    155 С помощью рисунка 7 определите, являются ли числа a, b и c простыми.
    РЕШЕНИЕ

    156 Существует ли куб, ребро которого выражается натуральным числом и у которого сумма длин всех ребер выражается простым числом; площадь поверхности выражается простым числом?
    РЕШЕНИЕ

    157 Разложите на простые множители числа 875; 2376; 5625; 2025; 3969; 13125.
    РЕШЕНИЕ

    158 Почему если одно число можно разложить на два простых множителя, а второе - на три, то эти числа не равны?
    РЕШЕНИЕ

    159 Можно ли найти четыре различных простых числа, чтобы произведение двух из них равнялось произведению двух других?
    РЕШЕНИЕ

    160 Сколькими способами в девятиместном микроавтобусе могут разместиться 9 пассажиров? Сколькими они способами могут разместиться, если один из них хорошо знающий маршрут сядет рядом с водителем?
    РЕШЕНИЕ

    161 Найдите значения выражений (3 · 8 · 5-11):(8 · 11); (2 ·2 ·3 ·5 ·7):(2 ·3 ·7); (2 · 3 · 7 ·1 ·3):(3 ·7); (3 ·5 · 11 · 17 · 23):(3 · 11 ·17).
    РЕШЕНИЕ

    162 Сравните 3/7 и 5/7; 11/13 и 8/13;1 2/3 и 5/3; 2 2/7 и 3 1/5.
    РЕШЕНИЕ

    163 С помощью транспортира постройте AOB=35° и DEF = 140°.
    РЕШЕНИЕ

    164 1) Луч ОМ разделил развернутый угол AOB на два: AOM и MOB. Угол АОМ в 3 раза больше MOB. Чему равны углы АОМ и ВОМ. Постройте их. 2) Луч ОК разделил развернутый угол COD на два: СОК и KOD. Угол СОК в 4 раза меньше KOD. Чему равны углы СОК и KOD? Постройте их.
    РЕШЕНИЕ

    165 1) Рабочие отремонтировали дорогу длиной 820 м за три дня. Во вторник они отремонтировали 2/5 этой дороги, а в среду 2/3 оставшейся части. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие в четверг? 2) На ферме содержатся коровы, овцы и козы, всего 3400 животных. Овцы и козы вместе составляют 9/17 всех животных, а козы составляют 2/9 общего числа овец и коз. Сколько на ферме коров, овец и коз?
    РЕШЕНИЕ

    166 Представьте в виде обыкновенной дроби числа 0,3; 0,13; 0,2 и в виде десятичной дроби 3/8; 4 1/2; 3 7/25
    РЕШЕНИЕ

    167 Выполните действие, записав каждое число в виде десятичной дроби 1/2 + 2/5; 1 1/4 + 2 3/25
    РЕШЕНИЕ

    168 Представьте в виде суммы простых слагаемых числа 10, 36, 54, 15, 27 и 49 так, чтобы слагаемых было возможно меньше. Какие предложения о представлении чисел в виде суммы простых слагаемых вы можете высказать?
    РЕШЕНИЕ

    169 Найдите наибольший общий делитель чисел a и b, если a = 3·3·5·5·5·7, b = 3·5·5·11; a = 2·2·2·3·5·7, b = 3·11·13 .