Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

План речи тараса бульбы о товариществе. Н.в.гоголь "речь тараса бульбы о товариществе" - ezotericom - центр развития сознания. Художественный фильм «Тарас Бульба» в HD-качестве

".... И когда всё было сделано, как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, - знал, что и без того крепки оии духом, - а, просто, самому хотелось высказать всё, что было на сердце.

- Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь, и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают, чорт знает, какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а поскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схатит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Так говорил атаман и, когда кончил речь, всё еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами. Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старцам-родителям, родившим его."

Николай Васильевич Гоголь "ТАРАС БУЛЬБА"

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока : рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока : иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы.И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций(с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа.Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят, да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне.).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова: “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”, в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

... – Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы , и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас , и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами...

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока : рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока : иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы.И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций(с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа.Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят, да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне.).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова: “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”, в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.