Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Предложения с разными типами связи. Сложные предложения с разными видами связи. Сколько простых предложений может быть в сложном

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов)

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

Схема связи сложного предложения

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Схема связи сложного предложения

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.


Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Схема связи сложного предложения

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Схема с подчинительными и сочининтельными союзами

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] – и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе - все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

    В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

    1) ;
    2) с которой его посадили ;
    3) она была такова ;
    4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть / 4 .

    Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи - союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

    а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 - главное, а предложение 2 - придаточное;

    б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 - главное, а предложение 4 - придаточное;

    в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1: она была такова / 3 - это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

    [сущ. + ук. сл.] 1: [мест.-сказ.] 3
    опред. ↓ ↓сказ.
    (с которой - союз. сл.) 2 (какой - союз. сл.) 4

    Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

    Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок - предложения 3 и 4.

    I блок (предложения 1 и 2) - это сложноподчинённое предложение, где первое - главное, второе - придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка , выраженному существительным; средства связи - союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

    II блок (предложения 3 и 4) - это сложноподчинённое предложение, где третье - главное, четвёртое - придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова ; средство связи - союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

    [сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой - союз. сл.) 2: [мест.-сказ.] 3 , (какой - союз. сл.) 4 .

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

    В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

    Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

    1) мальчик был добрый ;
    2) ;
    3) что с Селиваном требуется осторожность ;
    4) потому что у него на лице была красная метинка ;
    5) это даром не ставится .

    Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Мальчик был добрый / 1 / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

    Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи - союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

    Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1-2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 - это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз но ;

    б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 - главное, а предложение 3 - придаточное;

    в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 - это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 - главное, а предложение 4 - придаточное;

    г) 4-5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 - это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз а ;

    д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что ), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5).

    Вертикальная схема сложного предложения:

    1 , но [ гл.] 2
    доп. ↓
    (что - союз) 3
    прич. ↓
    (потому что - союз. сл.) 4 , а (-) 5

    Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

    Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) - это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

    II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) - это сложноподчинённое предложение, где второе - главное, остальные - придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

    I придаточное (предложение 3) - дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи - союз что ; придаточное стоит после главного.

    II придаточное (предложение 4) - причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи - союз потому что ; придаточное стоит после главного

    III придаточное (предложение 5) - причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи - союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

    II и III придаточные - однородные, связаны между собой противительным союзом а .

    Горизонтальная схема предложения:

    1 , но [ гл.] 2 , (что - союз) 3 , (потому что - союз) 4 , а (-) 5 .

    Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Обратите внимание!

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

Горизонтальная схема: 1 , и , (когда - союз) 2 , 3 .

Вертикальная схема: 1 , и 3 .
врем. ↓
(когда - союз) 2

Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . - Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза - то, так, но .

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. - Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе - дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь - сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а... то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи - противительный союз а .

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 - главное, предложение 2 - придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи - двойной союз так как... то ; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как... то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: 1 , а (так как - с.) 2 , [то ] 3 .

Вертикальная схема: 1 , а 3 .
прич. ↓
(так как... то - союз) 2