Сценарий развлечения «Путешествие по сказкам Маршака». Сценарий праздник по произведениям с.я.маршака Сценарий развлечения в детском саду по маршаку
Сценарий праздника – викторины попроизведениям С.Я.Маршака
Материал разработала и провела мероприятие
Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.
г. Москва ЮВАО
Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.
3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.
4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.
Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям
поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:
Книга - лучший друг.
Книга - книгой, а своим умом двигай.
Испокон века книга растит человека.
Кто много читает, тот много и знает.
Ум без книги - что птица без крыльев.
Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака
из книги «Детки в клетке»
В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)
С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.
А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?
С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.
Всё мне детство дарило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет….
Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.
Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.
В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.
Мы, юноши глухого городка,
Давно запоем Горького читали,
Искали в каждом вышедшем журнале,
И нас пьянила каждая строка.
Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет даже темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нём нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И всё, что мог, постиг,
И в этом право заслужил
На свой бессмертный миг.
Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)
1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «
Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
3.Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью- под кроватью. (сапоги)
4.Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)
5. Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.(календарь)
6. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)
2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
Мой весёлый, звонкий….(мяч)
Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)
3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»
Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)
2.Но тут, встревоженный прутом,
Он вылез из корзины,
Вскочил на стол, махнул хвостом
И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)3.Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)
4.Принесла овсяной кашки-
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски-
Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)5.Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)6.Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)
4КОНКУРС КАПИТАНОВ:Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.
Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
Засмеялась кошка Мурка:
-Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя не называть,
Мышке кошкой не бывать.
Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»
4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.
Будешь жить да поживать.
Только, чур, не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!
5.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Эти строки из произведения «Пожар?», верно?
Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»
5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»
Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.
ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)
чецападри (падчерица)
6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.
За каждый правильный ответ команда получит 1балл.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (жираф)
2.У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой! (белые медведи)
3.Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебры)
4.Правда,дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду. (пингвин)
Подведение итогов, награждение победителей.
Нина Винокурова
Сценарий литературного праздника «Наш Маршак» для детей подготовительной группы
Цель : Расширение знаний детей о С . Я. Маршаке и его произведениях .
Задачи :
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению .
Создать у детей радостное праздничное настроение .
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака .
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака , заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака . Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик» . Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж» . На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака .
Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке» ). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек» . Магнитная доска, магниты. Игрушки : маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке» : шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!
Программа литературного праздника «Наш Маршак »
I. Вступительная часть :
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,.»
Объявление темы праздника .
II. Основная часть :
1. Загадки Маршака .
2. Маршак – поэт (Чтение стихов) .
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Игра «Мяч» .
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения )
3. Маршак – сказочник .
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки )
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург .
Серый волк в густом лесу.
Игра «Теремок» .
6. Маршак – переводчик .
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения )
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами )
Сценарий праздника .
Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп .
1 Ведущий :
Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
2 Ведущий :
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
1 Ведущий :
2015 год объявлен Годом литературы . Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака . Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С . Я. Маршак .
- Что такое перед нами :
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)
2 Ведущий :
С. Я. Маршак , известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы . После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей .
Давайте послушаем некоторые из них.
Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке» .
Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем :
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.
Далее звучат стихи : «Слон» , «Тигренок» , «Зебры» , «Страусенок» , «Лебеденок» , «Кенгуру» , «Жираф» , «Белые медведи» , «Львята» , «Пингвин» .
Где обедал, воробей?
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!
1 Ведущий :
Все дети знают и любят стихотворение «Мяч» . Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть .
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором) :
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей . Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят :
Дети (хором) :
Покатился в огород, докатился до ворот.
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.
2 Ведущий :
Книги С. Я. Маршака знают все . Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.
Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.
1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ : Ленинградский почтальон, «Почта»
2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ : Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»
3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ : Дама, «Багаж»
Послушайте стихотворение «Багаж» .
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.
1 Ведущий :
С. Я. Маршак , писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке» . (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей ) .
2 Ведущий :
А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.
1 Ведущий :
Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом» , «Горя бояться - счастья не видать» , «Умные вещи» , «12 месяцев» , «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок» .
Серый волк в густом лесу.
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
Лисавета, здравствуй!
Как дела, зубастый?
Ничего идут дела. Голова еще цела.
Где ты был? - На рынке.
Что купил? - Свининки.
Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
Кто отгрыз? - Собаки!
Сыт ли, милый куманек?
Еле ноги уволок!
2 Ведущий :
Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок» .
Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями
Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют :
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит.
Мышка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами : - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.
1 Ведущий :
Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак ? (Ответы детей .)
2 Ведущий :
Вы уже знаете, что С. Я. Маршак учился в Англии . Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.
Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)
1 Ведущий :
А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин.
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак :
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит :
У меня живот болит!
2 Ведущий :
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.
1 Ведущий :
Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.
Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
1 Ведущий :
Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.
2 Ведущий :
А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака .
Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!
Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик. По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.
Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!
Ведущие :
Вот и закончился наш литературный праздник , посвященный творчеству детского писателя С. Я. Маршака . Какие стихи вам понравились? (ответы детей )
- Помните, ребята :
Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С. Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.
Звучит музыка. Под музыку дети рассматривают выставку. Выходят из зала.
Данные об автореСагитова А.Н., Рахимзянова А.И.
Место работы, должность:
МОУСОШ №4 Учителя начальных классов г. Азнакаево
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Класс(ы):
Предмет(ы):
Внеклассная работа
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
Цели:1)Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака. 2)Прививать интерес к чтению. 3)Побудить к творчеству, игре воображения. 4)Развивать речь, память, внимание, образное мышление учащихся. 5)Формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене. 6)Учить детей взаимоподдержке и взаимовыручке, быстрой ориентировке в непредвиденных ситуациях. 7)Воспитывать бережное отношение к книге.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учеников в классе:
Используемое оборудование:
Оборудование:
Краткое описание:
Проведение данного мероприятия направлено на расширение знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака, привитие интереса к чтению, умению держать себя на сцене, развитию воображения, памяти и творчества детей. В разработки мероприятия прослеживается разнообразная работа: это и викторина, и инсценирование отрывков из произведений С.Я.Маршака, а как итог проводится брейн-ринг.
Разработали и провели учителя начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Азнакаево
Республики Татарстан
Рахимзянова А.И, Сагитова А.Н.
2010 год
Цели: 1)Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2)Прививать интерес к чтению.
3)Побудить к творчеству, игре воображения.
4)Развивать речь, память, внимание, образное мышление учащихся.
5)Формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене.
6)Учить детей взаимоподдержке и взаимовыручке, быстрой ориентировке в непредвиденных ситуациях.
7)Воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, карточки с цифрами и буквами, костюмы для инсценирований стихов и сказок, диск с записью необходимых мелодий, музыкальный центр.
Возраст детей: 8-9 лет
Ход мероприятия :
Учитель: Исчезнет мир в тот самый час
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз
Ушедшие друзья
Не станет солнца и луны
Поблекнут все цветы
Не будет даже тишины
Не станет темноты
Нет, будет мир существовать
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Ребята! Мы сегодня собрались на праздник, посвященный 123 годовщине со дня рождения С.Я.Маршака, известного советского писателя. Только что прозвучало одно из последних стихотворений Маршака. Да, имя его действительно стало бессмертным. Каждому человеку это имя знакомо и близко с детства, его стихи дарят нам мудрость и радость, учат добру и любви. Его стихи поучительны и содержательны, они расширяют кругозор, воспитывают любовь к родной земле, и природе, стремление к миру, уважение к народам земли, справедливости.
Давайте послушаем, что нам расскажут учащиеся 2 Б класса.
Замечательный поэт нашей страны
Великолепный мастер стиха
Человек высокой культуры
И самых разнообразных интересов и знаний
Все : Самуил Яковлевич Маршак!
Маршак родился в 1887 году в городе Острогожске под Воронежем.
Семья была большая и дружная.
Будущий поэт рано полюбил стихи и уже с четырех лет пытался сам сочинять их.
А в одиннадцать лет, когда он начал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
Затем, неожиданно, как в сказке, он отучился в Петербурге.
Там он встречался со знаменитыми художниками, музыкантами, писателями, учился в лучшей столичной гимназии.
Одаренного мальчика заметил известный критики искусствовед Стасов.
Он познакомил его с Л.Н.Толстым, Шаляпиным, Горьким.
Горький очень помог молодому поэту, когда он начал писать для детей и создавать для них книги.
Совсем молодым Маршак поехал учиться в Англию.
Живя в Англии он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов, народные баллады и песни.
Маршак один из лучших переводчиков нашей страны
Во время войны Маршак организовал в Краснодаре «Детский городок», где были классы, мастерские, кружки и даже детский театр, для которого он сам писал пьесы - сказки.
С тех пор началась его дружба с детьми.
Он писал для детей книжки.
Учил их, помогал расти.
Радовал их и воспитывал.
Он хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми, грамотными.
Его стихотворение «Рассказ о неизвестном горе» учит нас быть сильными, смелыми, ловкими и скромными.
Ехал один гражданин по Москве
Белая кепка на голове
Ехал весной на площадке трамвая
Что-то под грохот колес напевая
Вдруг он увидел напротив в окне
Мечется что-то в дыму и огне
Много столпилось людей на панели
Люди в тревоге под крышу смотрели
Там из окошка, сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним
Даром минуты одной не теряя
Бросился парень с площадки трамвая
Автомобилю на перерез
И по трубе водосточной полез …
Многие стихи Маршака учат нас беречь и любить книгу.
У Скворцова Гришки
Жили были книжки
Грязные, лохматые
Рваные, горбатые
Без конца и без начала
Переплеты как мочала
На листах каракули
Книжки горько плакали …
Самуил Яковлевич Маршак помогает нам учиться. С помощью его стихов мы запоминаем названия месяцев, буквы, учимся считать и отгадывать загадки.
Вот один иль единица
Очень тонкая как спица
А вот это цифра два
Полюбуйся, какова
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею
Азбука в стихах.
Аист с нами прожил лето
А зимой гостил он где-то
Бегемот разинул рот
Булки просит бегемот
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке
Маршак высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, несобранных людей, хвастунов
Мастер - ломастер
Я учиться не хочу
Сам любого научу
Я известный мастер
По столярной части
Завизжала пила
Зажужжала как пчела
Пропилила полдоски
Вздрогнулаи стала
Будто в крепкие тиски
На ходу попала
Я гоню ее вперед
А злодейка не идет
Я тяну ее назад
Зубья в дереве трещат …
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки
Надевать он стал пальто
Говорят ему, не то …
Собрались лодыри на урок
А попали лодыри на каток
Толстый ранец с книжками на спине
А коньки под мышками на ремне.
Стихи Маршака учат нас как правильно вести себя дома, на улице, в школе. У него есть стихотворение, которое так и называется «Школьнику на память»
Парта - это не кровать
И нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя спокойно.
Стихи Маршака учат нас быть вежливыми.
«И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки»
На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы.
(видеозапись Дергунов, песня о цирке и фрагмент из мультфильма «Кошкин дом»)
Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь.
Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня, в последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое свое слово.
Литературный труд Маршака высоко оценен в нашей стране
Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом отечественной войны 1ой степени и другими орденами и медалями.
Его книги отмечены государственными премиями
В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
- Учитель: И час настал. И смерть пришла, как дело
Пришла не в романтических мечтах
А как-то просто сердцем завладела
В нем заглушив страдание и страх
Немало книжеквыпущено мной,
Но все они умчались, точно птици,
Последней, недописанной страницы.
II частьИнсценирование стихов
2 А кл.Стихотворение «Круглый год»
Дети одетые соответственно названию месяцев или на голове в виде ободка с название месяца или какой-нибудь атрибут нарисован на листе например колосья, цветы, желтые листья, снежинки и т.д.
Первым выходит «январь» читает стихотворение, затем февраль и т.д.и когда все 12 месяцев прочтут свои стихи можно провести игру. Например всем разбежаться и по сигналу ведущего встать снова в одну линию по порядку или по временам года (кто быстрее) или спеть какую-нибудь песню о временах года.
2 А кл. инсценирует стихотворение «от 1 до 10» или «10 рассказов»
После чтения стихов так же проводится какая-нибудь игра с цифрами или песня «Дважды два четыре»
Можно инсценировать «Сказку о глупом мышонке».
III частьБрейн - ринг.
Участники: от каждого класса по 5 человек.
У каждой команды карточки с буквами а, б, в.
Ведущий читает вопрос, команды, посовещавшись дают ответ. Жюри записывает результаты.
1.С.Я.Маршак родился
а)в 1884г.б)в 1878г.в)в 1887г.
2.Он родился в городе
а)Орле.б)Острогожске.в)Омутнинске.
3.Маршак учился в гимназии
а)Петербурге.б)Москве.в)Лондоне.
4.Он был знаком и дружил
а)Чеховым.б)Горьким.в)Маяковским.
5.«Детский городок» Маршак организовал
а)в Воронеже.б)в Острогожске.в)в Краснодаре.
6.Кого не звала мышка-мать в няньки
а)утку.б)жабу.в)гуся.
7.Сколько раз подряд прыгал мяч в стихотворении «Мяч»
а)7.б)10.в)15.
8.С кем играл мышонок в жмурки. Стихотворение «Сказка об умном мышонке»
а)с кошкой.б)с хорьком.в)с ежом.
9.Куда ходили отец с сыном в стихотворении «Хороший день»
а)в ботанический музей.б)на стадион.в)в зоопарк.
10.Какой номер должен помнить каждый гражданин, если случится пожар.
а)03.б)02.в)01.
11.Как звали пожарного, который спас Лену в стихотворении «Пожар»
а)Василий.б)Кузьма.в)Григорий.
12.Что не сдавала дама в багаж.
а)диван.б)саквояж.в)коробку.
13.Что надел на голову вместо шапки человек рассеянный
а)дуршлаг.б)сковородку.в)кастрюлю.
14.Что не мастерил мастер-ломастер
а)буфет.б)табурет.в)кровать.
15.Каждая команда называет стихи по рисункам
Жюри подводит итоги, а ведущий загадывает зрителям загадки из стихов Маршака
Загадки.
1.Шумит он в поле и в лесу
И в дом не попадет
И никуда я не иду
Покуда он идет (дождь)
2.Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И седелка на носу(очки)
3.Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут(мяч)
4.Всегда шагаем мы вдвоем
Похожие, как братья
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (сапоги)
5.Принялась она за дело
Завизжала и запела
Ела, ела - дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
6.Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез (календарь)
7.Мы ходим ночью, ходим днем
Но никуда мы не уйдем
Мы бьем исправно каждый час
А вы, друзья, не бейте нас.(часы)
V Подводятся итоги «Брейн-ринга», отмечаются лучшие чтецы, знатоки стихов и загадок.
Награждение участников.
Литературный праздник для детей 6-7 лет «Наш Маршак»
Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. МоскваОписание: Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного праздника в детском саду. Сценарий разработан для детей логопедической подготовительной группы, которые являются исполнителями и главными участниками литературного праздника, но может быть использован и для старших дошкольников массовых групп детского сада. На праздник приглашаются дети из других подготовительных групп. Зрители активно вовлекаются в некоторые игры.
Назначение: Материал будет интересен воспитателям, логопедам, работникам детских библиотек, организаторам детского досуга и отдыха.
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.
Задачи:
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Создать у детей радостное праздничное настроение.
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака. Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик». Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж». На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака.
Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке»). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек». Магнитная доска, магниты. Игрушки: маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке»: шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!
Программа литературного праздника «Наш Маршак»
I. Вступительная часть:
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,..»
Объявление темы праздника.
II. Основная часть:
1. Загадки Маршака.
2. Маршак – поэт
(Чтение стихов).
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Мяч.
Игра «Мяч».
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения)
3. Маршак – сказочник.
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки)
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург.
Серый волк в густом лесу...
Игра «Теремок».
6. Маршак – переводчик.
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Мыши.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения)
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами)
Сценарий праздника.
Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп.1 Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга
)
2 Ведущий:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Автор стихов: Ю. Энтин)
1 Ведущий:
- 2015 год объявлен Годом литературы. Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки
)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь
)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед
)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги
)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь
)
2 Ведущий:
- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.
Давайте послушаем некоторые из них.
Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке».
Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
Два кота
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!
1 Ведущий:
- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором):
- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:
Дети (хором):
- ...Покатился в огород, докатился до ворот.
Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.
2 Ведущий:
- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.
Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.
1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»
2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»
3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»
Послушайте стихотворение «Багаж»
.
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.
1 Ведущий:
- С.Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке». (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей).
2 Ведущий:
- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.
1 Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».
Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
2 Ведущий:
- Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок».
Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями
Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:
Дети
- Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит...
Мышка
Ведущий
- Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети
- Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка
- Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка
- А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка
- Заходи!
Ведущий
- стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами: - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.
1 Ведущий:
- Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак? (Ответы детей.)
2 Ведущий:
- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.
Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)
1 Ведущий:
- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин .
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
- Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
2 Ведущий:
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.
1 Ведущий:
- Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.
Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
- Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
- Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
1 Ведущий:
- Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.
2 Ведущий:
-А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака.
Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!
Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик . По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.
Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!
Ведущие:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.
Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака в 3-4-х классах. Сценарий
Оборудование . Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи».
Описание игрового путешествия
Игровое путешествие может стать фрагментом урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.
Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С. Я. Маршака.
Учитель : Известный поэт Самуил Маршак — автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.
Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет работы художника Мая Петровича Митурича.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (Ответы ребят)
Учитель: Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках мар- шаковского «Зоопарка» много. Один из них — «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Конечно, это «Жираф»!
Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи, к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».
А для кого готовится такая постелька?
— Вот тебе под спинку Мягкую перинку,
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки,
Одеяльце на пуху
И платочек наверху. (Ответы учеников)
Учитель : Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».
Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.
А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверек,
И ты — зверек...
Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».
Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек»; «слону» — «одну»; «высок» — «цветок»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак...
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.
Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? (Возможные ответы детей) Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.
Прочту другое стихотворение Маршака — «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:
Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: — Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
— Мурр, — сказала кошка,
Помолчав немножко.
А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «вакса», «близко». (Предполагаемый ответ: «детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «вакса» — «клякса», «близко» — «киска».)
И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «пакля». И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.
Загадки дедушки Маршака
Учитель : Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадываете.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например: «Я по ягоды иду, друга за руку веду».