Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: история, описание и часы работы. Троицкий собор александро-невской лавры Соборы в александро невской лавре

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

История

Первый храм

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753-1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храма

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утвержден в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

В день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.

Капитульный храм

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

под южной башней был освящен придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 года

В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

В 1923-1926 годах собор принадлежал обновленцам, в 1928 году - «непоминающим».

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую - склад.

Собор был возвращён верующим в 1955 году собор возвратили верующим. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).

В 1957-1960 и 1986-1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре - «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах - изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых - скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами - картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене - «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив - портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа - Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827-1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира.

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Чтимые святыни

  • Мощи святого благоверного князя Александра Невского. Мощи были обретены в 1380 году во Владимире. В 1723-1724 годах они были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. мощи были помещены в Благовещенской церкви монастыря. После перенесения мощей в Свято-Троицкий собор, для них императрица Елизавета Петровна пожаловала серебряную раку, которая была изготовлена по эскизу Г. X. Грота из колыванского серебра в 1750-1753 годах на Монетном дворе. В настоящее время гробница находится в . До 1989 года мощи находились вне собора, после возвращения для них была создана новая рака.
  • Ковчег с мощами святых:
Благоверный князь Александр Невский Великомученик Димитрий Солунский Святитель Моисей Новгородский
Преподобный Александр Свирский Преподобномученица Евдокия Преподобный Нестор
Преподобный Алексий, человек Божий Священномученик архидиакон Евпл Мученик Никита
Святитель Алексий Московский Преподобный Евфимий Великий Святитель Николай Мир-Ликийский
Священномученик Акепсим Великомученица Евфимия Всехвальная Преподобный Нил Столобенский
Преподобномученик Анастасий Персский Великомученица Екатерина Преподобный Павел Исповедник
Преподобномученица Анастасия Римляныня Священномученик Ермолай Священномученик Пётр Александрийский
Апостол Андрей Первозванный Преподобный Ефрем Новоторжский Великомученик Пантелеимон
Мученик Андрей Стратилат Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Пимен Великий
Священномученик Антипа Христа ради юродивый Иаков Боровичский Великомученик Прокопий
Преподобный Антоний Великий Апостол Иаков, брат Господень Святой князь Роман Угличский
Святитель Арсений Тверской Великомученик Иаков Персидский Мученики Сергий и Вакх
Священномученик Афиноген Священномученик Игнатий Богоносец Преподобный Сергий Радонежский
Апостол Варнава Мученик Иоанн Воин Святитель Спиридон Тримифунтский
Великомученица Варвара Святитель Иоанн Златоуст Первомученик архидиакон Стефан
Святитель Варсонофий Святитель Иоанн Милостивый Апостол Тит
Апостол Варфоломей Пророк Иоанн Креститель Первомученица Фёкла Иконийская
Святитель Василий Великий Святитель Иона Московский Преподобный Феодор Сикеот
Священномученик Василий, епископ Амасийский Мученик Ипатий Великомученик Феодор Стратилат
Равноапостольный князь Владимир Равноапостольный царь Константин Великомученик Феодор Тирон
Великомученик Георгий Победоносец Святой Косьма Преподобномученик Феодосий
Святитель Герман Казанский Праведный Лазарь Четверодневный Преподобномученица Феодосия
Святитель Григорий Акрагинитский Апостол и Евангелист Лука «Константинопольская дева» (?)
Святитель Григорий Богослов Апостол и Евангелист Марк Святитель Филипп Московский
Преподобный Григорий Декаполит Апостол и Евангелист Матфей Великомученик Харалампий
Святитель Гурий Казанский Преподобный Михаил Малеин Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные
Князь Давид Святитель Михаил Синадский Святые 40 мучеников Севастийских
Преподобный Даниил Столпник

Традиции

С начала XX века установился обычай: ежегодно, в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста.


В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, - Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского - это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
Москвитин Филипп Александрович

11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» - родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

Икона Святого благоверного князя Александра Невского

По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


"Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. - митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху - директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее - переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
"Смотри, - сказал схимник, - вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
«Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
«"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", - сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений - Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX- XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


1 Лаврский мост

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


Фото Андрей Бутко


Фото Андрей Бутко

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

Легенды и мифы

Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Историческая справка

1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

Внизу иконы помещена пространная надпись:

Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
Зримым же Горе святым тезоимениты.
Высокославнейший Петр и Екатерина
Россов честь и похвала обое едина
Благословение то делом исполняли.
Александор с Феодором помощь подавали
Их же и телеса зде пребудут во веке.
Благодатны верным всем изливая реки.
Да лиют же паче всех на Елизавету
и наследников ее в чудо всему свету,
Что родителей своих дел нет оставляет
И свою к Месту сему Маеть продолжает.

Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

******

Санкт-Петербург и пригороды

Александро-Невская лавра находится в центре Санкт-Петербурга, органично вписавшись в городской ландшафт, который сформировался в течение длительного времени после строительства.

ВО ИМЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

Александро-Невская лавра (полное название — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — памятник архитектуры мирового значения в Санкт-Петербурге и действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Располагается в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении реки Монастырки в Неву. Он был основан как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» указом царя Петра I в память святого князя Александра Невского в устье Чёрной речки, сегодня именуемой Монастыркой.

Принято считать, что монастырь основан в память о Невской битве 1240 г., в которой новгородская рать под командованием князя Александра Ярославина разгромила вторгшееся на Русь шведское войско. Тогда же Александр Ярославин за победу и личную храбрость получил почетное прозвище «Невский». Но битва, как принято считать, произошла не в устье Чёрной речки, а в устье реки Ижоры — несколько десятков километров выше по Неве.

Вероятнее всего, предания объединили эту битву с другой, произошедшей неподалеку от местонахождения Лавры в 1301 г. Тогда новгородцы под предводительством князя Андрея — сына Александра — также разгромили шведов.

Царь Петр выбрал место для монастыря весной 1704 г., но строительство началось спустя несколько лет. Мешали как сплошные болота и густые леса, так и война со шведами за господство в устье Невы. В июне 1710 г. шведы сдали крепость Выборг, Санкт-Петербургу уже ничто не угрожало, и в июле 1710 г. царь указал, где «непременно на том месте быть Монастырю».

Точный день и месяц начала работ неизвестны, но официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. «при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом». Церковь простояла до 1787 г. и была разобрана, а пока вокруг нее появлялись новые и новые деревянные монастырские постройки, куда устремились из города богомольцы.

Царь Петр I видел монастырь как место служения монашества миру, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение, правда, большинство этих планов не были осуществлены. В 1720 г. в Александро- Невском монастыре появилась типография, куда по царскому указу был передан из Санкт-Петербургской типографии «стан церковной печати с 7 мастеровыми». В 1721 г. была основана школа при монастыре, в нее принимали всех без учета рода и звания. В 1726 г. на основе школы была создана Славяно-греко-латинская семинария, где давали серьезное по тем временам общее и богословское образование и которая в XIX в. была преобразована в Санкт- Петербургскую духовную академию.

В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из Владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского в каменную Благовещенскую Александро-Невскую церковь.

В 1797 г. указом императора Павла I монастырь был переименован в Лавру. При советской власти с 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви, монастырь упразднен. Во время блокады Ленинграда бомбежки и артобстрелы нанесли архитектурному комплексу Лавры значительные повреждения. В 1956 г. Русской православной церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь.

Официальная дата возрождения монастыря — 1996 г.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЛАВРЕ

Строительство такого большого и сложного архитектурного комплекса, как Александро-Невская лавра, продлилось десятки лет и столкнулось с множеством препятствий.

Изначально создание обители было задумано Петром I именно как главного монастыря новой столицы — Санкт- Петербурга, как церковной твердыни для охранения и распространения христианской веры и культуры, как новый духовный центр страны, противостоящий богатой православными древностями Москве.

Строительство каменных сооружений монастыря началось с 1717 г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I, заодно поставившим «надзирать» за стройкой самое доверенное лицо — Александра Меншикова.

Строительство шло медленно: архитектор Трезини спроектировал главный вход в собор со стороны Невы — с востока, где по церковным канонам должен стоять алтарь. Проект пришлось пересматривать, Трезини отошел от строительства монастыря, достраивали уже другие архитекторы.

Здание двойной Благовещенской Апександро-Невской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля — один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII в.

Строительство центральной соборной церкви началось еще при жизни Петра I, в мае 1722 г. после кончины императора Петра I строительство замедлилось, руководили им зачастую случайные люди. Только после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, с конца 1741 г., начался новый период в строительстве монастыря.

В настоящее время Свято-Троицкая Александро-Невская лавра представляет собой огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Несмотря на значительные переделки первоначального проекта, частую смену архитекторов и надзирающих за строительством, ансамбль Лавры — органичное сочетание русского барокко XVIII в. (живописный размах галерей, высокие кровли) с формами раннего классицизма конца XVIII в.

На территории Лавры постоянно ведутся реставрационные работы.

В центре ансамбля — Свято-Троицкий собор. Первоначально выстроенное здание оказалось непрочным, в 1750-х гг. его разобрали и заново построили в 1774- 1790 гг.

В 1790 г. сюда были перенесены мощи Св. Александра Невского, а над ними установлена серебряная рака, изготовленная в 1750 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. В настоящее время рака находится в Государственном Эрмитаже.

Барельефы на фасадах и скульптуры апостолов и пророков внутри собора выполнены по образцам выдающегося скульптора XVIII в. Федота Шубина (1740— 1805 гг.), росписи выполнены по эскизам Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.), в мраморном иконостасе и на стенах — живописные полотна работы знаменитых художников Иоганна Меттенлейтера и Григория Угрюмова.

Со дня своего освящения Александро-Невский монастырь (а впоследствии и Лавра) стал первой по значению усыпальницей , где погребены особы императорской фамилии, духовные лица, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Некрополь Александро-Невской лавры располагается по обе стороны дороги, что ведет от ворот к Лавре и состоит из Лазаревского и Тихвинского кладбищ.

Здесь похоронены ученый и поэт Михаил Ломоносов, полководец Александр Суворов, историк Николай Карамзин, баснописец Иван Крылов, композиторы Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский, писатели Фёдор Достоевский и Денис Фонвизин. Над их могилами установлены надгробия, выполненные скульпторами с мировой славой — Иваном Мартосом, Михаилом Козловским, Фёдором Гордеевым.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ АЛЕК-САНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Комплекс зданий Алек-сандро-Невской лавры:

■ Церковь Праведного Лазаря Четверодневного(1835-1836 гг.).

■ Духовской корпус (1820-1822 гг.).

■ Благовещен-ская Александро-Невская церковь (1724 г.).

■ Церковь Сошествия Святого Духа (1725 г.).

■ Фёдоровская цер-ковь (1840-1842 гг.).

■ Фёдоров-ский корпус (1840-1842 гг.).

■ Семинарский (Южный) корпус (1756-1761 гг.).

■ Библиотеч-ная (Юго-Западная) башня (1756-1761 гг.).

■ Митрополи-чий корпус (1756-1764 гг., перестройка середины XIX в.).

■ Северо-Западная башня (Риз-ничная, 1761-1771 гг.).

■ Се-верный (Просфорный) корпус (1761-1771 гг.).

■ Надвратная церковь иконы Божией Мате-ри «Всех Скорбящих Радость» (1786 г.).

■ Здание бывшей богадельни (1783-1789 гг).

■ Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий со-бор, 1778-1790 гг).

■ Комплекс зданий бывших амбаров (середина XIX в.).

■ Церковь Святителя Николая Чудотвор-ца (1868-1871 гг).

■ Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1869 г.).

■ Исидоров-ская церковь (1890-1891 гг.).

■ Библиотечный корпус (конец XIX в.).

Реликвии:

■ Мощи Св. Алек-сандра Невского.

■ Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» (Свято-Троицкий собор).

Памятники:

■ Надгробия на Тихвинском и Лазарев-ском кладбищах, 2000 лет от Рождества Христова (2001 г).

■ За Веру Христову пострадавшим (2005 г).

■ По-клонный Крест в Митрополи-чьем саду (2013 г.).

■ Жители Санкт-Петербурга по-своему называют Александро-Невскую лавру. В разные времена ее именовали просто Невской лаврой, Александровым храмом или еще короче — Александром, иногда ласкательно — Алексашкой, а то и Собором Парижской Богоматери — за внешнее сходство Троицкого собора с собором Парижской Богоматери в столице .
■ Главными праздниками Александро-Невской лавры являются День Святой Троицы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14октября), праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (22 ноября), день преставления благоверного князя Александра Невского (6 декабря), а также дни первого (12 сентября 1724 г.) и второго перенесения его мощей (3 июня 1989 г.).
■ Упоминание о Чёрной реке, ныне именуемой Монастыркой, содержатся еще в летописях, датируемых 1500 г. В 1829 г. был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части, северная тогда же и стала называться Монастыркой. Сменилось и направление течения реки: она устремилась в обратную сторону, вытекая из Невы и впадая в Обводный канал.
■ Первым членом братства Александро-Невского монастыря стал архимандрит Феодосий (Яновский), в 1712 г. назначенный настоятелем в монастырь, когда в нем еще не было ни одного монаха. Архимандрит Феодосий составил списки, а царским и сенатским указами были собраны монахи из монастырей почти всех епархий. Впоследствии монахи монастыря служили на флоте, многие сами стали архимандритами.
■ В разное время храмы Александра Невского были воздвигнуты в разных городах и странах: в России — кафедральный собор в Краснодаре (1872 г., разрушен в 1932 г., восстановлен в 2006 г.), церкви в селах Верхняя Шурма (1900-1909 гг.), Ускат (2006 г.), Яшкуль (освящена в 1893 г., восстанавливается) и Кичменгский Городок (1895 г.), часовня Александра Невского при Музее современного искусства в Москве (2009 г., не действует), в (Прешов, 1950 г.), (Тбилиси, 1864 г.), КНР (Ухань, 1893 г.) и (София, 1924 г.).
■ За периоде 1712 по 2014 г. в Александре-Невской лавре сменилось около ста архимандритов и наместников.
■ Со дня освящения Троицкий собор Александро-Невской лавры являлся капитульным (орденским) храмом ордена Святого Александра Невского. Задуманный Петром I как воинская награда, после кончины императора орден жаловался и гражданским лицам. В 1942 г. в СССР был учрежден свой орден Александра Невского, им награждался командный состав Красной Армии. В 2010 г. утвержден статут и описание нового ордена Александра Невского Российской Федерации — внешне являющегося копией дореволюционного. Таким образом, орден Александра Невского стал единственной наградой, существовавшей с некоторыми изменениями в наградных системах Российской империи, СССР и Российской Федерации.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: центр, г. Санкт-Петербург, Россия.
Статус: действующая лав-ра — мужской православный монастырь.
Первое упоминание: 1710 г.
Дата основания: 1713 г.
Дата возрождения: 1996 г.
Язык: русский.
Религия:православие.

ЦИФРЫ

Храмы: 15 (включая домовые церкви).
Корпуса: 6.
Библиотека: 1.
Кладбища: 4 — Лазаревское (0,7 га), Никольское (8 га), Тихвинское (1,4 га) и Казачье.
Высота колокольни: 47 м.

КЛИМАТ

Переходный от умеренно континентального к умеренно морскому.
Средняя температура января: -5,5°С.
Средняя температура июля: +18,8°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.
Относительная влажность воздуха: 75-80%.

6 228

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года – лавра).

Первое упоминание о монастыре в документах относится к июлю 1710 года, когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 года войск св. князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.

Официальная дата основания лавры – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года.

В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726-м преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797-м, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.

29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24монаха, 20 больничных. В 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры.


Троицкий собор

(фото с сайта http://days.pravoslavie.ru)

Соборным храмом Александро-Невской лавры является Собор Троицы Живоначальной или Троицкий, изображенный на фарфоровом колокольчике (подраздел «Храмы, соборы») . Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д.Трезини. Проект однокупольного храма был создан Т.Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17(28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов. При осадке здания в сводах образовались трещины, работы пришлось остановить. Поэтому в 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы», что и было сделано в 1753–1755 годах «под смотрением» Ивана Росси. В 1763году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы того времени, как Ж.-Б.Валлен-Деламот, А.Ф.Кокоринов и др., но ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II. 15(26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И.Е.Старову. Проект был утвержден в феврале 1776года. Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершен в 1786 году. 30 августа (10сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы освятил собор.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского. В 1797году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена. В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нем стали служить зимой.

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решен в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф.И.Шубиным.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А.Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П.П.Ажи, а образа в царских вратах написали И.А.Акимов и Я.Меттенлейтер. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене – «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив – портрет Петра I. В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827–1828 годах в мастерской П.-Ф.Томира.

В 1918 году монастырь был формально упразднен, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма. Они вернулись в Троицкий собор Лавры лишь 3 июня 1989 года.

В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви.

Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, – изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия [(Либина)] освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».

Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.


Гравюра 1812года

( с сайта www.1812panorama.ru)

В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем кафедральным.

В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины. С 1996 наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года Приходское собрание Троицкого cобора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18апреля 2000 года.

С начала 2000-х годов Лавра активно сотрудничает с компанией «Петрохолод Пищевые Технологии», продукция которой, по мнению авторов торговой марки «Русь православная», ориентирована «на православную часть потребителей»: с 2006 года десятая часть прибыли идет на нужды монастыря. За счет «десятины» к 20 июня 2007 года завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста

Сейчас, несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века. Троицкий собор (1776–1790), строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753–1755 годах), а затем И.Е. Старов, - образец раннего классицизма. Освящен 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители (1717–1724). К тому же времени относится и церковь св. блгв. кн.Феодора Ярославича (1770; перестроена в 1840 году). В XIX веке в Лавре были возведены Духовская церковь и корпус (1822), а также Никольская церковь (1871).

Все кладбища Александро-Невской лавры (Лазаревское – некрополь XVIII века; Тихвинское – некрополь мастеров искусств; Никольское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932году). В Александро-Невской лавре похоронены: М.И. Авилов; Н.Е. Аксененко; Александр Невский; Е.В. Богданович; А.П. Бородин; М.И. Глинка; И.И. Греков; И.К. Григорович; И.Г. Зубков; Ф.М. Достоевский; Р.И. Кондратенко; В.Н. Кубарев; И.В, Ламб; М.В. Ломоносов; Мусса-Бек Хаджи-Касумов; Никодим (Ротов); П.М. Обухов; М.Ф. Полторацкий; Н.А. Римский-Корсаков; К.И. Росси; А.А. Собчак; Г.В. Старовойтова; А.С. Суворин; А.В. Суворов; Л. Эйлер.

На (подраздел «Храмы, соборы»), посвященном Свято-Троицкой Александро-Невской лавре изображена ее панорама с гравюры 1812 года.

Фотографии из Александро-Невской Лавры можно посмотреть .

По материалам Википедии

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Внутреннее убранство

Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.

Наше время - 20 век

К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».