Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Тест умеете ли вы отдавать распоряжения. Организационное поведение: практикум (16 стр.). Деловая игра «Распределение ролей»

Предлагаемый тест имеет цель определить предварительную и текущую самооценку эффективности применения организационно-распорядительных методов руководства.

Отметьте в таблице позиции, наиболее значимые с вашей точки зрения.

Для этого в первой графе против каждой позиции поставьте оценку важности (В) по пятибалльной системе. После оценки важности против каждой рекомендации поставьте во второй графе отметку по пятибалльной системе, отражающую исполнение (И) вами этой рекомендации. № пп. Позиция а и 1 Распоряжение ФШКС быть обьективно несводимым 2 Me следует отдавать распоряжение, если пет плпнсй уверенности, что:>но реальна н его иомена выполнить Э Перед тем, как дать распоряжение, руководителю нужно поговорить с подчиненным, выяснить его отношение к работе 4 Руководитель обязан обеспечить подчиненному условия для успешной реализации своего распоряжения 5 Дявап поручение, необходимо учитывать иидивидуалтые особенности работника [квалификация, пол, возраст и др.) б Руководитель своим распоряжением должен поонфятъ и развивать самостоятельность подчиненного, его инициагтнву 7 Поручение лучие давать в форме просьбы, а не приказа в Распоряжение следует отдавать доброжелательно, но твердым и уверенным тоном Q Руководитель должен помнить о культуре своего поведения и чувстве л ж ио го достоинства подчиненного Ю Руководителю необходимо больше у+іть ПОД-ШпеннЫ*, чем приказывать, няЛти время для общения подчиненных № пп. Позиция а и 11 Нео&одимо заи нтересоватъ подчиненного об ществе нно й зна -м мост ыэ задания, непосредстве мне й пра кт теской пользой для коллектива и лично для нега 12 Для усщимт шполиеиия распоряжения нужио создать обстановку состязательности, вызвать желание подчиненного отличиться, проявить свои способиости 13 Нужна подчеркнуть особую роль исполнителя, показать, как высоко руководитель ценит его работу м Не следует давать исполнителю одновременно несколыо поручений 15 Руководитель должен убедиться, что подчиненный понял свои задачи 16 Подчиненный должен знать точный срок завершения работы и форму ее пределвления 17 Руководитель не колеблясь, обязан требовать от подчиненного выполнения поручениой работы 16 Руководитель может помочь под-ыненному в выполнении задания, но не должен выполнять вместо него 1« Не след/?т допускать несанкционированных поручений подчиненному, минут: его непосредственного руководителя 20 Возложение ответственности за выполнение поручения на пад-мненногс не снимет ее с руководителя Итого сумма баллов 5.2. Тест «Эффективность руководства»

Ответьте «да» или «нет». 1.

Стремитесь ли вы использовать в работе новейшие достижения в своей профессиональной области? 2.

Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми? 3.

Вы говорите с сотрудниками кратно, ясно и вежливо? 4.

Поясняете ли вы причины, заставившие принять вас то или иное решение? 5.

Доверяют ли вам подчиненные? 6.

Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.? 7.

Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания? 8.

Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь? 9.

Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной

Контролируете ли вы ход выполнения задания? 11.

Помогаете ли вы подчиненным только в том случае, когда они об этом просят? 12.

Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу? 13.

Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества? 14.

Знаете ли вы, как эффективно использовать возможности каждого подчиненного? 15.

Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных? 16.

Умеете ли вы быть внимательным слушателем? 17.

Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе? 18.

Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным только наедине? 19.

Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю? 20.

Доверяете ли вы своим подчиненным? 21.

Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам? 22.

Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли? 23.

Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ? 24.

Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год? 25.

Существует ли у вас план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени? 26.

Читаете ли вы регулярно специальную литературу? 27.

Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности? 28.

Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности? 29.

Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? 30.

Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы? 31.

Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу? 32.

Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных? 33.

Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными? 34.

Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением? 35.

Вы уверены в себе? 36.

Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? 37.

Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений? 38.

Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах? 39.

Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми? 40.

Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности? 5.3.

Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 5.1 «Умеете ли вы отдавать распоряжения?»

До 60 баллов - ваши распоряжения малоэффективны;

61-85 баллов - эффективность ваших распоряжений удовлетворительна;

86-92 балла - вы отдаете правильные распоряжения;

93-100 баллов - ваши распоряжения грамотны, корректны и высокоэффективны.

Ключ к тесту 5.2 «Эффективность руководства»

Подсчитайте количество ответов «да» и «нет».

Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». Однако 40 ответов «да» - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы.

Какое соотношение ответов «да» и «нет» считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризует получение более 33 ответов «да». 5.4.

Делегирование полномочий является одним из важнейших средств расширения управленческих возможностей руководителя, ответственного за эффективную мотивацию, и повышения качества управления. При расширении объема управленческих обязанностей руководителя оно становится первой из кардинальных мер, позволяющих руководителю справиться с резко возросшим объемом работы, и в то же время позволяет работнику удовлетворить потребности в самоуважении и самовыражении, необходимые для эффективного функционирования мотивационного механизма.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Продолжаете ли вы работать после окончания рабочего дня?

2. Трудитесь ли вы дольше, чем ваши сотрудники?

3. Часто ли вы выполняете за других работу, с которой те вполне могли бы справиться сами?

4. Удается ли вам найти в случае нужды подчиненного или коллегу, который помог бы вам?

5. Знают ли ваш коллега, подчиненный (или ваш шеф) ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить вас, если вы оставите свою работу?

6. Хватает ли вам времени на планирование ваших задач и деятельности?

7. Бывает ли завален ваш письменный стол, когда вы возвращаетесь из командировки?

8. Занимаетесь ли вы еще делами и проблемами из той сферы ответственности, которая была закреплена за вами до последнего повышения по службе?

9. Часто ли вы бываете вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие?

10. Часто ли вам приходится «поспешать», чтобы соблюсти важные сроки?

11. Расходуете ли вы время на рутинную работу, которую могут сделать другие?

12. Сами ли вы диктуете большую часть своих памятных записок, корреспонденции и отчетов?

13. Часто ли к вам обращаются по поводу задач, не выполненных вашими подчиненными?

14. Хватает ли вам времени на общественную и представительскую деятельность?

15. Стремитесь ли вы к тому, чтобы всюду быть в курсе дел и иметь информацию обо всем?

16. Стоит ли вам больших усилий придерживаться списка приоритетных дел?

Подсчитайте, сколько раз вы ответили утвердительно.

От 0 до 3 раз. Вы отлично делегируете полномочия.

От 4 до 7 раз. У вас есть резервы для улучшения и делегирования полномочий.

8 и более раз. Похоже, что делегирование составляет для вас серьезную проблему. Ее решению вы должны уделить первостепенное внимание.

Тест «Привлекательность группы» (18, с. 94)

Данный тест показывает, насколько важен для сотрудников комфортный психологический климат в коллективе, на создание которого направлены социально-психологические методы мотивации.

Отметьте после каждого вопроса тот ответ, который соответствует вашему отношению к своей группе.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу:

а) чувствую себя членом коллектива, частью команды;

б) участвую в большинстве видов деятельности;

в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) не чувствую, что являюсь членом коллектива;

д) работаю отдельно от других членов группы;

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения материальных условий):

а) да, очень бы хотел перейти;

б) скорее перешел бы, чем остался;

в) не вижу разницы;

г) скорее всего остался бы;

д) ни в коем случае;

е) не знаю, затрудняюсь ответить.

3. Каковы отношения между сотрудниками в вашей группе:

3.1. В течение обычного рабочего общения:

3.2. В ответственных условиях:

а) лучше, чем в большинстве групп;

б) примерно такие, как в большинстве групп;

в) хуже, чем в большинстве групп;

г) не знаю, затрудняюсь ответить.

3.3. Вне работы, на отдыхе:

а) лучше, чем в большинстве групп;

б) примерно такие, как в большинстве групп;

в) хуже, чем в большинстве групп;

г) не знаю, затрудняюсь ответить.

4. Каковы взаимоотношения сотрудников с руководителем:

а) лучше, чем в большинстве групп;

б) примерно такие, как в большинстве групп;

в) хуже, чем в большинстве групп;

г) не знаю, затрудняюсь ответить.

5. Каково отношение к делу в коллективе:

а) лучше, чем в большинстве групп;

б) примерно такие, как в большинстве групп;

в) хуже, чем в большинстве групп;

г) не знаю, затрудняюсь ответить.

Ключ к тесту

№ вопроса Вариант ответа
а б в г д е
3.1 - -
3.2 - -
3.3 - -
- -
- -

Наилучшая сумма - 25 баллов, показывает, что мнение сотрудника о своем коллективе высокое, и, с его точки зрения, психологический климат в коллективе хороший.

Наихудшая сумма - 7 баллов, свидетельствует о плохом социально-психогическом климате в коллективе, есть над чем подумать.

Тест «Умеете ли вы отдавать распоряжения?» (18, с. 100)

Предлагаемый тест имеет цель определить предварительную и текущую самооценку эффективности применения организационно-распорядительных методов руководства.

Отметьте в таблице позиции, наиболее значимые с вашей точки зрения. Для этого в первой графе против каждой позиции поставьте оценку важности (В) по пятибалльной системе. После оценки важности против каждой рекомендации поставьте во второй графе отметку по пятибалльной системе, отражающую использование (И) вами этой рекомендации.

Рекомендации В И
1. Распоряжение должно быть объективно необходимым.
2 Не следует отдавать распоряжение, если нет полной уверенности, что оно реально и его можно выполнить.
1 Перед тем как давать распоряжение, руководителю нужно поговорить с подчиненным, выяснить его отношение к работе.
4. Руководитель обязан обеспечить подчиненному условия для успешной реализации своего распоряжения.
Рекомендации В И
5. Давая поручение, необходимо учитывать индивидуальные особенности работника (квалификация, пол, возраст и др.).
6. Руководитель своим распоряжением должен поощрять и развивать самостоятельность подчиненного, его инициативу.
7. Поручение лучше давать в форме просьбы, а не приказа.
8. Распоряжение следует отдавать доброжелательно, но твердым и уверенным тоном.
9. Руководитель должен помнить о культуре своего поведения и чувстве личного достоинства подчиненного.
10. Руководителю необходимо больше учить подчиненных, чем приказывать, находить время для обучения подчиненных.
11. Необходимо заинтересовать подчиненного общественной значимостью задания, непосредственной практической пользой для коллектива и лично для него.
12. Для успешного выполнения распоряжения нужно создать обстановку состязательности, вызвать желание подчиненного отличиться, проявить свои способности.
13. Нужно подчеркнуть особую роль исполнителя, показать, как высоко руководитель ценит его работу.
14. Не следует давать исполнителю одновременно несколько поручений.
15. Руководитель должен убедиться, что подчиненный понял свои задачи.
16. Подчиненный должен знать точный срок завершения работы и форму ее представления.
17. Руководитель, не колеблясь, обязан требовать от подчиненного выполнения порученной работы.
18. Руководитель может помочь подчиненному в выполнении задания, но не должен выполнять его вместо него.
19. Не следует допускать несанкционированных поручений подчиненному, минуя его непосредственного руководителя.
20. Возложение ответственности за выполнение поручения на подчиненного не снимает ее с руководителя.
Итоговая сумма баллов:

Ключ к тесту

Итоговая оценка:

До 60 баллов - ваши распоряжения мало эффективны;

От 61 до 85 баллов - эффективность ваших распоряжений удовлетворительна;

От 86 до 92 баллов - вы отдаете правильные распоряжения;

От 93 до 100 баллов - ваши распоряжения грамотны, корректны и высокоэффективны.


Заключение

Прочитав данную книгу, являющуюся, по мнению ее автора, пособием, позволяющим руководителям и менеджерам выстраивать в организации или корректировать уже проводимую ими мотивационную политику на основе передовых методов управления персоналом, читателю следует сконцентрироваться для усвоения основных аспектов, изложенных выше. Для этого автор считает необходимым подытожить все написанное в следующих основных выводах:

1. Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Развитие рыночных отношений в России заставляет руководителей изменять существующие методы и формы хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь при управлении мотивацией труда персонала. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное экономическое положение, не ограничиваются только материальной составляющей, а представлены во всем многообразии. Поэтому руководители, желающие добиться эффективной работы своих сотрудников, применяют не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

2. Современное состояние российской экономики можно рассматривать как сочетание большого числа предприятий госсобственности, крупной корпоративной собственности, в которых методы управления персоналом базируются на принципах, заложенных еще в советское время на государственных предприятиях, и массового развития мелкого и среднего частного предпринимательства. Проведенные исследования выявили особенности формирования эффективного мотивационного механизма, присущие каждому типу предприятия, и методы управления мотивацией труда, которые наилучшим образом удовлетворят потребности и ожидания работников.

3. Предложенные методы формирования мотивационного механизма включают в себя:

а) экономический потенциал предприятия (производственная, маркетинговая, финансовая, инновационная и организационно-управленческая функции);

б) мотивационные ресурсы управления, такие, как научная организация труда, принципы социального партнерства, эффективная социальная политика предприятия;

в) субъекты управления персоналом (линейные менеджеры, менеджеры по персоналу, а также посредники - профсоюзы или совет акционеров).

Практическая ценность данных методов заключается в том, что руководство предприятия любой формы собственности может выбрать из многообразия ресурсов, методов и схем управления наиболее близкую для себя систему формирования мотивационного механизма и, добавив специфические особенности, присущие только его сфере деятельности, применить их для увеличения производительности труда работников за счет повышения мотивационной эффективности работников.

4. Проведенный анализ существующих методов управления персоналом и их применение на предприятиях различных форм собственности привело автора к следующим заключениям:

а) на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм необходимо базироваться на комплексно-целевом подходе к управлению в любой сфере деятельности;

б) на предприятиях государственного сектора экономики с учетом недостаточного финансирования руководители предприятий должны более активно использовать методы морального поощрения работников, имевшие широкое распространение в советское время, удовлетворять потребности в безопасности и социальной защищенности работников, такие, как гарантии занятости, пенсионного обеспечения, гарантии социального характера (оплата временной нетрудоспособности, предоставление положенного законом оплачиваемого отпуска). При этом им следует разъяснять, что на большинстве предприятий малого и среднего бизнеса, несмотря на большее материальное стимулирование, никто не гарантирует стабильности. Такая разъяснительная работа будет способствовать снижению текучести кадров. Кроме этого, следует проводить мероприятия, направленные на создание корпоративного духа путем удовлетворения социальных потребностей работников и потребностей в причастности к своему предприятию; в) на негосударственных предприятиях в первую очередь основным методом управления персоналом выступает материальное стимулирование, проявляющееся как в высокой заработной плате, так и в дополнительных льготах и стимулах (неденежных, нематериальных), подчеркивающих выгоды труда в данной фирме. Однако необходимо также удовлетворять и другие потребности работников в безопасности и защищенности, описанные выше. Руководители частных предприятий стараются избегать удовлетворения этих потребностей из-за высоких ставок Единого социального налога, снижающего мотивационную эффективность (так как приходится увеличивать себестоимость продукции и соответственно цены, что приводит к проигрышу в конкурентной борьбе и снижению нормы прибыли, получаемой фирмой). Но такая политика фирм рано или поздно приведет к уходу работников старшего возраста (от 45 лет) в те частные фирмы или государственные структуры, где удовлетворяются подобные гарантии. Руководство негосударственных фирм также должно проводить мероприятия, направленные на создание нормального социально-психологического климата в коллективе, повышать квалификацию и профессиональный уровень своих сотрудников, предоставляя им затем возможности для карьерного роста, поощрять творческую инициативу и самостоятельность, создавая возможности самореализации и самосовершенствования, что в первую очередь отразится на результатах труда.

5. Проанализировав и сравнив методы управления персоналом, применимые в США, Японии, Германии, и продолжающиеся в течение периода перехода к рынку попытки российских ученых и руководителей найти пути эффективного управления мотивацией персонала, автор считает, что наиболее приемлемым для российских предприятий является американский путь управления человеческими ресурсами, нацеленный на развитие инициативы, творческой самостоятельности работников и возможностей свободного предпринимательства. Однако при этом не следует сбрасывать со счетов то лучшее, что было разработано в советской модели стимулирвания труда, направленной на социальную защищенность работников (это особенно важно в условиях перехода к рынку, так как Россия стремится стать страной с социально ориентированной рыночной экономикой). Из японского опыта управления мотивацией следует заимствовать меры, направленные на создание корпоративного духа, способствующего созданию положительного социально-психологического климата в коллективе.

6. Исследования мотивации труда, проведенные на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности, позволяют автору предложить новую систему диагностики мотивации труда работников, базирующуюся на комплексно-целевом подходе. В ней анализируются основные потребности, а также факторы удовлетворенности и неудовлетворенности работников на базе содержательных теорий мотивации и возможности выбора того или иного типа поведения в трудовой деятельности в зависимости от условий труда на каждом конкретном предприятии с учетом теоретических положений процессуальных теорий мотивации. Естественно, что в чистом виде ни одна из этих теорий не может быть применена в сегодняшних условиях России без учета менталитета и традиций российского народа. Проведенный автором анализ позволил получить четкую картину распределения ценностей, интересов и потребностей работников в коллективе и представить руководителям предприятий рекомендации по устранению негативных последствий, мешающих эффективной деятельности работников. На основании проведенных исследований наиболее эффективными для получения четкой картины мотивации труда являются методы, опирающиеся на изучение потребностей ра ботников, а также выявление особенностей поведения работников (их ожиданий). Последние необходимо изучать на предприятиях для создания действенных методов дифференцированного экономического стимулирования, являющегося материальной основой мотивации труда.

7. Для создания положительного социально-психологического климата в любом коллективе, по мнению автора, необходимо исследовать характерологические особенности работников (типологию характеров). От этого во многом зависит эффективность работы, выполняемой персоналом. Такие исследования следует проводить с помощью разнообразных тестов еще в период приема на работу. Кроме этого, необходимо учитывать выявленные в результате диагностики факторы мотивации. Такими факторами в первую очередь являются чувство зависти одних работников к другим, получающим большее вознаграждение за аналогичную работу, и завышенная самооценка работниками результатов своего труда. Здесь требуется либо психологическая помощь специалистов, либо разъяснительная работа непосредственного руководства, осуществляющего ту или иную политику дифференцированного стимулирования.

8. Любые применяемые методы и подходы к мотивации не могут быть эффективными без изменения на протяжении длительного периода времени, поэтому предложена и обоснована формула, определяющая суммарную эффективность управления персоналом на предприятии, включающая показатели эффекта, возникающего при увеличении производительности труда, снижении текучести кадров и затрат на улучшение социально-психологического климата в коллективе. Предложенная формула является универсальной для предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности.

9. В случае неэффективности применяемых методов мотивации следует изменить подходы к проведению мотивационной политики, опираясь на потребности, интересы и желания работников. Однако полагаться полностью на расчетные показатели неправильно. В управлении персоналом, так же как и в других отраслях менеджмента, необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность проводимой политики исходя из конкретного состояния дел на фирме.


Глоссарий

Акцентуация - «слабое место» характера индивида.

Валентность (ценность поощрения или вознаграждения) это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Внешнее вознаграждение - это тип поощрения, предоставляемый организацией, а не самим процессом труда (стимулирование труда). Внутреннее вознаграждение - вознаграждение, предоставляемое самим процессом труда (чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, общение с коллегами, возникающее в процессе работы). Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя, служащее для побуждения людей к эффективной деятельности.

Гуманизация труда - обеспечение наиболее полного приспособления материально-технической базы производства к человеку, высокое содержание труда, соответствие его квалификации работника, карьерный рост, активное участие работников в решении производственных проблем.

Желание - мотивационное состояние, при ко тором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Закон результата - стремление людей повторять поведение, ассоциирующееся у них с удовлетворением потребности в прошлом. Избегать поведения, ассоциирующегося с недостаточным удовлетворением. Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, компенсации трудового вклада работников в деятельности фирмы, инструмент воздействия на эффективность труда работника.

Индивид - единичный представитель человеческого вида.

Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, интеллект, мировоззрение и другие). Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека.

Личность - человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Меланхолик - тип темперамента человека со слабой нервной системой, обладающий повышенной раздражительностью даже к слабым раздражителям, повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Мотив труда - внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (то есть получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Мотивационное ядро - группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника. Мотивировка - оправдательные высказывания по поводу совершенного действия.

Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

Организация труда - система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования работника в процессе производства, способствующего достижению высокой результативности трудовой деятельности.

Партисипативное управление - программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить пнутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Включают в себя: участие работников в прибылях и собственности; участие работников в доходах; участие работников в управлении.

Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.

Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию.

Предприниматель - это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами. Процессуальные теории мотивации - теории, основывающиеся на поведении людей с учетом их восприятия и познания и посвященные процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса.

Ригидность - неспособность к коррекции поведения.

Самоактуализация (самовыражение) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Сангвиник - тип темперамента человека, отличающегося легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми. Сила мотива - степень актуальности той или иной потребности для работника. Содержательные теории мотивации - теории, старающиеся определить потребности людей, побуждающие их к действию и основное внимание уделяющие анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Социализация личности - это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения.

Социальная политика предприятия - комплекс мероприятий, связанных с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Способность - это совокупность врожденных и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

Стимулирование труда - внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности.

Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Стремление - повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания.

Темперамент - индивидуально своеобразная природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Толерантность - способность к адекватным действиям в ситуации противодействия кому или чему-либо.

Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях.

Флегматик - тип темперамента человека сильно уравновешенной, но инертной нервно системой и замедленными реакциями.

Холерик - тип темперамента человека, для которого характерны повышенная эмоциональная резкость, быстрый темп и резкость в движения

Экономическая эффективность - это получение больших результатов при тех же затратах или снижение затрат при получении того же результата.


Список литературы

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: «Банки и биржи» ЮНИТИ, 1997 г.

3. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело Лтд, 1993 г.

4. Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000 г.

5. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для технических вузов. - М.: Высшая школа; изд. центр «Академия», 1999 г.

6. Исаенко А.И. Кадры управления в корпорациях США. - М.: Наука, 1988 г.

7. История менеджмента. Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

8. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций, упражнения, тесты и тренинги. - М.: Издательство ЦИПКК АП, 1996 г.

9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Горбачева Ж.А. - М.: Книжный мир, 2002 г.

10. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2000 г.

11. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2002 г.

12. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001 г.

13. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Евразия, 1999 г.

14. Менеджмент (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999 г.

15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992 г.

16. Патрик Фосис. 30 минут для овладения методами мотивации персонала. - М.: Лори, 2001 г.

17. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. - М.: Наука, 1989 г.

18. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.

20. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. - Киров: 000 «АСА», К0ГУП «Кировская областная типография», 2000 г.

21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга первая. - М.: Ось-89, 1997 г.

22. Тейлор Ф.У. Менеджмент. - М.: Контроллинг, 1992 г.

23. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 1991 г.

24. Травин В.В. Дятлов В.А., Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000 г.

25. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002 г.

26. Управление персоналом организации/Под ред. д.э.н. профессора А.Я. Кибанова. ИНФРА-М, 1999 г.

27. Управление персоналом/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2000 г.

28. Хлопова Т. Без личного интереса нет трудовой активности/Служба кадров, 2002, №1 с. 40,

29. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2001 г.

30. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. - М.: Наука, 1993 г.

31. Шапиро С.А., Равикович H.E. Сколько стоит труд? - М.: Вершина, 2003 г.

32. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: Вершина, 2003 г.

33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 1998 г.


Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 360.

Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 483.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 361.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 108.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 110.

Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 362.

Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. С. 254.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 363.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 364.

История менеджмента/Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 240.

Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. - М., 1993. С. 7.

Хлопова Т. Трудовой потенциал страны//Служба кадров, 2002, №2. С. 29.

Хлопова Т. Без личного интереса нет трудовой активности//Служба кадров, 2002, №1. С. 40.

История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века)/Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 276-278.

Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Евразия, 1999. С. 99.

Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 371.

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. - М.: ЮНИТИ, 1999. С. 344.

Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси: Мецниереба, 1971. С 436.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Здравомыслов А.Г., Рожин В.Н., Ядов В.А.. Человек и его работа. - М., 1967. С. 38.

Herzberg F. «The Motivation To Work».

Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 141.

Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2001. С. 138.

Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 489.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 268-269.

Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 107.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 258.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 275.

Диспетчер - это работник, осуществляющий оперативное управление перевозками, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи. В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основным сотрудником, непосредственно...
(Автомобильные перевозки)
  • Состав заведующих кафедрами по стажу руководства, наличию ученой степени и ученого звания, характеру деятельности кафедр
    Общий трудовой стаж заведующих кафедрами составил 26,3 года, при этом 68,8% опрошенных руководителей кафедр имеют стаж более 25 лет, что свидетельствует об их значительном опыте трудовой деятельности (табл. 3.10). Таблица 3.10 Состав заведующих кафедрами по общему трудовому стажу Состав заведующих...
  • Стили руководства и профилактика конфликтов
    Управление кафедрой представляет сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми формулами. Заведующий кафедрой должен сочетать понимание общих принципов менеджмента и значимости многочисленных конкретных практических ситуаций, которые отличаются одна от другой. В этом заключается...
    (Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста)
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА
    ? Сущность организационно-распорядительных методов руководства ? Правила организаторской работы ? Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности Главное не наказать, а заставить действовать. (из книги А.П. Егоршина «Управление ...
    (Организационное поведение)
  • СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ РУКОВОДСТВА
    Организовывать - значит объединять людей для совместной работы. Слово «организация» имеет двоякий смысл: во-первых, как функция руководителя организовывать людей; во-вторых, как система, объединяющая людей и ресурсы. Организация как функция руководства складывается из ряда составляющих...
    (Организационное поведение)
  • ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ»
    Можете ли вы достичь больших результатов, работая коллективно? Нуждаетесь ли вы в обстановке общего вдохновения? Или же вы типичный боец-одиночка? 1. Коллеги приглашают вас вместе пообедать. Вы же в это время придерживаетесь диеты. Как вы поступите? а) я прерву свою диету; б) я откажусь; в) я...
  • ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛИЯТЬ НА ДРУГИХ?»
    Ответьте «да» или «нет». 1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля? 2. Раздражают ли вас люди, которые одеваются и ведут себя экстравагантно? 3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком о своих интимных переживаниях? 4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете...
    (Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации))
  • Делегирование полномочий – важнейшее средство расширения управленческих возможностей руководителя, повышения качества управления; при расширении объема управленческих обязанностей руководителя делегирование становится одной из кардинальных мер, позволяющих руководителю справиться с резко возросшим объемом работы.

    Ответьте «да» или «нет».

    1. Продолжаете ли вы работать после окончания рабочего дня?

    2. Трудитесь ли вы дольше, чем ваши сотрудники?

    3. Часто ли вы выполняете за других работу, с которой те вполне могли бы справиться сами?

    4. Удается ли вам найти в случае нужды подчиненного или коллегу, который помог бы вам?

    5. Знают ли ваш коллега, подчиненный (или ваш шеф) ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить вас, если вы оставите свою работу?

    6. Хватает ли вам времени на планирование своих задач и деятельности?

    7. Бывает ли «завален» ваш письменный стол, когда вы возвращаетесь из командировки?

    8. Занимаетесь ли вы другими делами и проблемами из той сферы ответственности, которая была закреплена за вами до последнего повышения по службе?

    9. Часто ли вы бываете вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие?

    10. Часто ли вам приходится спешить, чтобы соблюсти важные сроки?

    11. Расходуете ли вы время на рутинную работу, которую могут сделать другие?

    12. Сами ли вы диктуете большую часть своих памятных записок, корреспонденции и отчетов?

    13. Часто ли к вам обращаются по поводу задач, не выполненных вашими подчиненными?

    14. Хватает ли вам времени на общественную и представительскую деятельность?

    15. Стремитесь ли вы к тому, чтобы всюду быть в курсе дел и иметь информацию обо всем?

    16. Стоит ли вам больших усилий придерживаться списка приоритетных дел?

    Ключи и результаты теста «Делегирование полномочий»

    Подсчитайте количество утвердительных ответов.

    До 3 – вы делегируете полномочия отлично!

    4–7 – у вас еще есть резервы для улучшения и делегирования.

    8 и более – похоже, что делегирование представляет для вас серьезную проблему, решению которой вы должны уделить первостепенное внимание.

    Тест «Умеете ли вы отдавать распоряжения?» (7 мин.)

    Предлагаемый тест имеет цель определить предварительную и текущую самооценку эффективности применения организационно-распорядительных методов руководства.

    Отметьте в таблице позиции, наиболее значимые с вашей точки зрения. Для этого в первой графе против каждой позиции поставьте оценку важности (В) по пятибалльной системе. После оценки важности против каждой рекомендации поставьте во второй графе отметку по пятибалльной системе, отражающую исполнение (И) вами этой рекомендации.

    Ключ к тесту «Умеете ли вы отдавать распоряжения?»

    До 60 баллов – ваши распоряжения малоэффективны;

    61-85 баллов – эффективность ваших распоряжений удовлетворительна;

    86-92 балла – вы отдаете правильные распоряжения;

    93-100 баллов – ваши распоряжения грамотны, корректны и высокоэффективны.

    Показ слайдов и комментарии тренера 5 минут

    Видеоролик «Зачем делегировать полномочия» (8.15 мин)

    Разбить группу на подгруппы по принципу пазлов.

    Выдать цветные шарики. Задание:

    Маркером на них написать полномочия:

      Красные – полномочия, которые нельзя делегировать

      Синие – полномочия можно делегировать, но следует контролировать конечный результат и координировать действия подчиненных

      Желтые – полномочия передаются навсегда, координация и контроль не требуется.

    На подготовку 5 минут

    Обсудить мнение групп (7 минут на обсуждение)

    Информация для размышления (СЛАЙДЫ) «Успех чужими руками: эффективное делегирование полномочий»

    Видеоролик «Что делегировать» (7.41 мин)

    Игра «Делегирование полномочий» (5 мин.)

    Приглашается доброволец, ему выдается емкость и 3 вида предметов отличающихся по размеру: например, яблоко, орехи и изюм и предложите уложить их в емкость, например, чашку

    Процедура. Тренер предлагает участнику поместить предметы в емкость. Участник должен сделать следующее: сначала кладет в чашку яблоко, затем орехи и в последнюю очередь изюм, и все отлично помещается.

    Если предметы укладывать в другом порядке, то они не помещаются, оказывается, что яблоки впихнуть в емкость с засыпанными орехами и изюмом оказывается очень сложно: им не хватает места. Аналогия такова: вы как руководитель в первую очередь должны выполнить «крупные» (важные) дела, рутинные и менее значимые должны перераспределяться. Но если руководитель будет брать на себя рутинные дела, то важные вещи в его распорядок уже не влезают, падает эффективность руководства.

    Помогает распределить дела на важные и второстепенные ABC-анализ. В соответствии с ним задачи делятся на три категории:

    А - наиболее важные задачи и полномочия: 15% от всех задач приносит 65% от общего вклада, ответственность за них лежит на руководителе.

    В - важные задачи: 20% от общего числа задач приносят 20% вклада, могут делегироваться заместителям.

    С - менее важные задачи: 65% от общего количества задач приносят 15% от общей ценности результата. Эти задачи можно делегировать на более нижестоящий уровень.

    Кейс-стади (5 мин. На подготовку + 10 на обсуждение): поделить группу на подгруппы по принципу разделения на сезоны, в которых расположены Дни рождения участников. Группам дать задание: прошли Президентские выборы и выбранному кандидату следует сформировать правительство, делегировав полномочия по управлению различными сферами. Требуется визуализировать структуру правительства и принцип разделения полномочий.

    Игра «Вавилонская Башня» (3 минуты)

    ■ Объединение всех рассмотренных уровней планирования;

    ■ выработка умения эффективно планировать работу группы, разрабатывать стратегию, тактику и оперативное управление;

    ■ выработка навыков работы в команде, делегирования и распределения обязанностей;

    ■ отражение стиля поведения каждого в команде;

    ■ выявление ориентации на задачу или на процесс, лидерского стиля.

    Процедура. Участники делятся на 3 группы, у каждой команды одинаковый набор материалов (по 100 листов А4). В течение 3 минут команды планируют деятельность по построению башни, затем в течение 5 минут строят ее. Команда, которая построит самую высокую башню, и эта башня простоит дольше, чем другие, будет признана победителем. Башни замеряются сантиметровой лентой. Затем обсуждаются стратегии строительства и взаимодействия внутри команд.

    Инструкция. «Сейчас, примерно в течение 10 минут, мы будем играть в игру под названием "Вавилонская башня". Сказание о Вавилонской башне известно нам с детства: "Задумали люди построить город и башню высотою до небес. Но Бог решил помешать их замыслу, смешав языки градостроителей так, что они перестали понимать друг друга. Грандиозное строительство прекратилось, кирпичный город и башня превратились в руины, а строители рассеялись по всей земле".

    В этой игре у вас будет возможность построить свои "вавилонские башни", которые должны выстоять и не развалиться. Для этого нужно будет объединить все изученные уровни планирования и применить их для работы в команде, а также найти общий язык для того, чтобы действовать единой командой и победить.

    Итак, сейчас вам нужно разделиться на три одинаковые по числу людей команды. Лучше объединяться по принципу «с кем вы меньше всего взаимодействовали». Каждой команде я выдаю по 100 листов. Это материал, из которого вы будете строить башню. Вам дается 3 минуты на то, чтобы распланировать вашу работу. В это время вы можете работать с листами, но по окончании планирования все заготовки вернутся к исходному состоянию, то есть будут развернуты. Затем в течение 5 минут вы будете строить свои башни.

    Победит та команда, чья башня будет самой высокой и простоит долше других по окончанию строительства».

    Групповое обсуждение. Каждой команде тренер задает вопросы:

    ■ Общие впечатления от игры? Довольны ли результатом?

    ■ Какую стратегию строительства башни вы выбрали?

    ■ Удалось ли ее реализовать?

    ■ Какие уровни планирования присутствовали? В чем проявлялись?

    ■ Как были распределены роли в команде?

    ■ Был ли лидер, как происходило его выдвижение? Что он делал?

    ■ Какие ошибки допущены, что бы изменили в повторной игре? (Затем анализируется стратегия команды-победителя и ее отличия от других команд: что позволило им стать первыми.)

    ■ Что из игры вы можете перенести в свою работу?

    Тренер обращает внимание участников на то, что в дальнейшем они могут перенести полученные навыки и на планирование работы своего отдела. Кроме того, перемены сложно проводить в одиночку, для этого требуются команда и умение эффективно распределять роли в команде, работать на единый результат.

    Разминка: игра «Море волнуется раз…»

    Обсуждение конкретных ситуаций:

    Текущая страница: 9 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

    8.3. Тест «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок»

    Часто говорят, что люди учатся на своих ошибках. Но не реже произносят выражение «Наступил на те же грабли...». Данный тест покажет, насколько Вы умеете учитывать прежние ошибки и принимать правильные решения.

    На вопросы этого теста следует отвечать «да», «нет», «не знаю».

    1. Случалось ли Вам когда-либо совершить жизненную ошибку, результаты которой Вы чувствовали в течение нескольких месяцев или лет?

    2. Можно ли было избежать этой ошибки?

    3. Случается ли Вам настаивать на своем собственном мнении, если Вы не уверены на 100% в его правильности?

    4. Рассказывали ли Вы кому-то из самых близких о своей самой большой жизненной ошибке?

    5. Считаете ли Вы, что в определенном возрасте характер человека уже не может измениться?

    6. Если кто-то доставил Вам небольшое огорчение, можете ли Вы быстро забыть об этом?

    7. Иногда считаете ли Вы себя неудачником?

    8. Считаете ли Вы себя человеком с большим чувством юмора?

    9. Если бы Вы могли изменить важнейшие события, имевшие место в прошлом, построили бы Вы иначе свою жизнь?

    10. Руководит ли Вами при принятии ежедневных личных решений больше рассудок чем эмоции?

    11. С трудом ли Вам дается принятие мелких решений по вопросам, которые каждый день ставит жизнь?

    12. Пользовались ли Вы советом или помощью людей, не входящих в число самых близких лиц, при принятии жизненно важных решений?

    13. Часто ли Вы возвращаетесь в воспоминаниях к минутам, которые были для Вас неприятными?

    14. Нравится ли Вам Ваш характер?

    15. Случалось ли Вам просить у кого-либо прощения, хотя Вы не считали себя виноватым?

    Ключ к тестовому заданию «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок»

    За каждый ответ «да» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и «нет» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» – 5 баллов.

    От 100 до 150 баллов Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Возможно, Вы уже находитесь на том этапе, когда собственные ошибки Вы оцениваете как успехи. Вы находитесь на пути к очередной жизненной ошибке! Немедленно найдите себе советчика, прежде чем примете очередное ошибочное решение, которым снова не будете довольны ни Вы, ни Ваше окружение.

    От 50 до 99 баллов быть может, то, что Вы называете великой ошибкой, которую Вы когда-то допустили в жизни, сегодня связано с другим взглядом на себя и свое прошлое. Ваша осторожность не всегда является гарантией полного жизненного везения.

    От 0 до 49 баллов в ближайшее время Вам не грозит опасность допустить жизненную ошибку. Естественно, гарантия этого – Вы сами. У Вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями хорошего планирования и предвидения собственного будущего. Похоже, что Вы полностью ощущаете себя творцом своей жизни.

    Практическое задание

    1. По итогам теста разработайте индивидуальную модель принятия решений.

    2. Осуществите самотестирование, используя следующие вопросы:

    Что подразумевается под «управленческим решением»?

    В чем заключается важность принятия управленческого решения?

    Каковы ключевые моменты в принятии решений?

    Как моделируется алгоритм принятия решений?

    8.4. Ситуации Ситуация 1

    Работники отдела сбыта и отдела рекламы не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. Они приходят к руководителю и описывают ему сложившуюся ситуацию. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро все участники беседы понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения. Как в данной ситуации поступить руководителю, чтобы принять правильное решение?

    Ситуация 2

    Вы, будучи начальником отдела сбыта, самостоятельно, без ведома Вашего руководителя и без совещания с Вашими коллегами, дали распоряжение об отгрузке Вашей продукции совершенно новому потребителю, так как Вам была предложена выгодная цена за продукцию. Но Ваш новый партнер оказался «фирмой-невидимкой», и Вы не получили оплаты за продукцию. Ваш руководитель в гневе, так как компания понесла огромный ущерб. В чем Ваша ошибка и как Вы построите свое объяснение с руководителем?

    Ситуация 3

    Вам, как руководителю, предлагают решение важной проблемы в более короткий срок, да еще в результате и получение прибыли, но сама реализация данного решения весьма рискованна. Как Вы поступите?

    Ситуация 4

    Вы – руководитель предприятия. Вам необходимо уехать в длительную командировку. Вместо Вас остаются два заместителя. Первый хорошо работает в команде, но уклоняется от достижения цели, другой всегда добивается поставленной цели, но имеет трудности с делегированием полномочий. Между ними существует конфликт. Кого из них следует назначить старшим?

    Ситуация 5

    Вы поручаете важное задание компетентному, по Вашему мнению, сотруднику. Но вдруг Вы узнаете о человеке, который более компетентен в этом вопросе и может выполнить данное задание намного лучше. Как Вы поступите в этой ситуации?

    Ситуация 6

    Вы неожиданно узнаете, что сотрудник, которому Вы поручили разработку важного проекта, по этому же вопросу параллельно работает в другой фирме. Какое решение Вы примете в данной ситуации?

    Тема 9. Делегирование полномочий

    Делегирование следует считать одной из самых важных проблем в управлении и, одновременно, одной из самых сложных и актуальных. В общем смысле под делегированием можно понимать передачу подчиненному задачи из сферы действий руководителя.

    Делегирование полномочий – это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части своих прав и обязанностей подчиненным.

    Одно из важнейших достоинств делегирования заключается в том, что оно, предоставляя подчиненным определенную самостоятельность в работе, дает возможность выяснить, есть ли у них задатки, необходимые для управленческой деятельности, а если они имеются, то в этом случае делегирование позволит их развить.

    9.1. Тест «Как Вы справляетесь с делегированием?»

    Если Вы не успеваете выполнять свою работу, если Вам постоянно не хватает времени, значит, часть своей текущей работы Вам нужно передать подчиненным. Узнать ответы на эти вопросы Вам поможет предлагаемый ниже тест .

    Ответьте на вопросы «да» или «нет».

    1. Продолжаете ли Вы работать после окончания рабочего дня?

    2. Трудитесь ли Вы дольше своих сотрудников?

    3. Часто ли Вы выполняете за других работу, с которой вполне могли бы справиться и без Вашего участия?

    4. Удается ли Вам найти, в случае необходимости, подчиненного или коллегу, который помог бы Вам?

    5. Знает ли Ваш подчиненный Ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить Вас, если Вы уедете в длительную командировку?

    6. Хватает ли Вам времени на планирование?

    7. Бывает ли завален Ваш письменный стол, когда Вы возвращаетесь из командировки?

    8. Занимаетесь ли Вы еще делами или проблемами из той сферы ответственности, которая была закреплена за Вами до повышения по службе?

    9. Часто ли Вы бываете вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие?

    10. Часто ли Вам приходится напрягаться, чтобы уложиться в срок?

    11. Часто ли Вы сами диктуете секретарю большую часть своих памятных записок, корреспонденций и отчетов?

    12. Расходуете ли Вы время на рутинную работу, которую могут сделать другие?

    13. Часто ли к Вам обращаются по поводу задач, не выполненных Вашими подчиненными?

    14. Хватает ли Вам времени на общественную и представительскую работу?

    15. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы быть в курсе всех дел и иметь информацию обо всем?

    16. Стоит ли Вам больших усилий придерживаться списка последовательности выполнения приоритетных дел?

    Ключ к тестовому заданию «Как Вы справляетесь с делегированием?»

    Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Если:

    0 – 3 ответа «да» Вы делегируете отлично;

    4 – 7 ответов «да» у Вас есть резервы для делегирования;

    8 и более ответов «да» – похоже, что делегирование представляет для Вас серьезную проблему. Решению этой проблемы Вы должны уделить первостепенное внимание.

    9.2. Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»

    Чтобы работа была продуктивной и эффективной, каждый менеджер должен считаться с мнением своих коллег. Хороший специалист может вовремя прийти на помощь и не вмешиваться в посторонние дела, если этого не требует ситуация.

    1. Вы отправляетесь за границу отдыхать, но не говорите ни на одном иностранном языке. Ваши действия:

    а) нанимаете переводчика;

    б) не выпускаете словаря из рук и сами пытаетесь объясниться;

    в) не выходите из отеля.

    2. Начальник уехал в командировку, оставив номер телефона гостиницы, в которой остановился. Ваши действия:

    а) постоянно названиваете ему, чтобы согласовать различные вопросы;

    б) звоните, чтобы узнать как добрался;

    в) спросите его, когда вернется.

    3. Вылет Вашего рейса откладывается, и пассажиры вынуждены сидеть в самолете. Ваши действия:

    а) знакомитесь с окружающими пассажирами и рассказываете анекдоты;

    б) смиряетесь с ситуацией, но просите дополнительный обед в качестве компенсации за моральный ущерб;

    в) берете стюардессу в заложники.

    4. В походе с приятелем Вы отстаете от основной группы. Ваши действия:

    а) берете командование на себя, если не Вы, то кто же найдет дорогу;

    б) одному даете изучать карту, другого отправляете изучать местность: одна голова хорошо, а две лучше;

    в) не волнуетесь, Вы-то не пропадете.

    5. У соседа в общежитии Вы в первую очередь спросите:

    а) только имя;

    б) есть ли общие знакомые;

    в) ничего не спросите: если что-нибудь понадобится, сам подойдет.

    6. Пару дней Вы болели и немного запустили дела. Вернувшись на работу, Вы:

    а) не поднимая головы, разбираетесь с делами;

    б) просите коллег помочь;

    в) не паникуете: все знают, что Вы болели.

    7. Вы решили купить квартиру. Ваши действия:

    а) звоните в агентство недвижимости;

    б) покупаете газету объявлений;

    в) решаете, как пройдет новоселье.

    8. У друга намечается вечеринка, он Вас пригласил. Ваши действия:

    а) интересуетесь, чем сможете помочь;

    б) просто приветствуете эту идею;

    в) закупаете все необходимое, лишним не будет.

    Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»

    Таблица 28

    От 8 до 14 баллов Вы действительно берете на себя слишком много. Будьте осторожнее, это может плохо повлиять на Ваше здоровье. Научитесь правильно принимать решения и распределять полномочия.

    От 15 до 17 баллов Ваше умение использовать свои сильные и слабые стороны достойны подражания! Вы замечательно играете в команде и понимаете, что общая работа приносит больший результат, чем личная победа. Вы внимательны к другим и не боитесь, что Вас подведут, выбираете тех, на кого можно положиться. Когда надо, Вы выходите вперед, когда надо – уступаете дорогу. Не обещаете лишнего, уравновешены. Все это только укрепляет Ваши позиции лидера.

    От 18 до 24 баллов не будьте слишком пассивны в принятии решений. Это уж точно не скажется благотворно на результатах вашей деятельности!

    9.3. Тест «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?»

    Чтобы определить вашу степень пригодности к самостоятельной работе, мы предлагаем ответить на вопросы. Ответы оценены следующим образом: «да» – 1; «затрудняюсь ответить» – 2; «нет» – 3.

    1. Достаточно ли у Вас профессиональных знаний в избранной Вами области деятельности?

    2. Способны ли Вы распределить работу среди подчиненных, оставив себе наиболее важную?

    3. Сможете ли Вы решить многообразные проблемы управления (формирование портфеля заказов, прогнозирование финансового состояния и рентабельности отдельных изделий, применение рациональной системы оплаты труда и т.п.)?

    4. Доверяете ли Вы себе полностью или будете прибегать к помощи специалистов по отдельным вопросам?

    5. Будете ли Вы контролировать выполнение поручений?

    6. Будете ли Вы доверять Вашим подчиненным выбор метода выполнения работы?

    7. Считаете ли Вы расходование средств на повышение квалификации выгодным вложением средств?

    8. Имеете ли Вы достаточно ясное представление о своей деятельности на ближайший год или два?

    9. Если Вам придется делить доход с вашим товарищем и партнером, уверены ли Вы, что сохраните с ним дружеские отношения?

    10. Дадите ли Вы твердое обещание, если у Вас нет уверенности в том, что сумеете его выполнить?

    11. Согласны ли Ваши родственники и друзья с Вашими намерениями заняться предпринимательской или управленческой деятельностью?

    12. Способны ли Вы выделить при большой нагрузке время на обдумывание перспективных вопросов?

    13. Располагаете ли Вы необходимыми средствами для открытия нового дела или начала нового вида деятельности?

    14. Делаете ли Вы записи того, что задумали осуществить?

    15. Планируете ли Вы свой рабочий день?

    16. Будете ли Вы отмечать достижения своих подчиненных или постараетесь их не замечать?

    17. Способны ли Вы скрыть свое раздражение?

    18. Наводили ли Вы справки о делах аналогичных производств?

    19. Можете ли Вы получить прибыль, которая больше, чем прибыли конкурентов?

    20. При выборе правовой формы Вашего предприятия изучили ли Вы налоговую систему?

    21. Учитываете ли Вы, что партнеры по бизнесу могут быть не всегда искренни?

    Ключ к тестовому заданию «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?»

    Таблица 29

    От 80 до 124 баллов смело беритесь за дело самостоятельно;

    От 40 до 80 баллов еще раз подумайте, достаточно ли у Вас развиты навыки делегирования.

    От 40 баллов и менее лучше приниматься за дело с соответствующими помощниками.

    9.4. Тест «Ваш стиль делегирования при работе с документами»

    Делегирование – очень важная часть работы руководителя. Но делегировать полномочия надо правильно. Данное тестовое задание поможет определить, насколько правильно Вы умеете делегировать полномочия на примере работы с документами.

    Тест состоит из 4 групп, в каждую из которых входит 3 вопроса. За ответ «совершенно справедливо» полагается 3 балла; за ответ «пожалуй, справедливо» – 2; за ответ «не совсем так» – 1; за ответ «совершенно не так» – 0 баллов. Подсчитайте набранные Вами баллы.

    Группа 1

    1. Когда у меня много неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в сторону.

    2. Когда я не слишком загружен прочими делами, то обрабатываю большую часть бумаг сам.

    3. Я лично разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а вид непрочитанных бумаг меня раздражает.

    Группа 2

    1. Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю подчиненному подготовить важный документ.

    2. Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные.

    3. Я обращаюсь за помощью к другим только в том случае, когда возможность служебных неприятностей становится весьма реальной.

    Группа 3

    1. Меня раздражает, что приходится тратить время на бумажную рутину, и когда я занят, бумаги отодвигаются в сторону.

    2. Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне.

    3. Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей работы и мое положение в организации.

    Группа 4

    1. Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы прочитать все документы.

    2. Лишь мысль об увольнении может заставить меня дописать служебный доклад.

    3. У меня всегда есть более важные дела, поэтому я откладываю рутинную документацию в сторону.

    Ключ к тестовому заданию «Ваш стиль делегирования при работе с документами»

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 1-й группе, то Вы, скорее всего, «суперисполнитель», а потому склонны делать сами большую, чем необходимо, долю бумажной работы, недогружая своих подчиненных. Правда, кое-кому из высшего начальства нравится Ваша постоянная занятость, но ярлык «истого служаки» отнюдь не гарантирует продвижения по службе и уважения коллег и починенных.

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 2-й группе, то Вы, скорее всего, «расшифровщик». Конечно делегирование обязанностей – одно из важнейших правил современной науки об управлении, и оно может значительно облегчить Вам работу (естественно, если делегировать правильно). Конечно, со временем Вы овладеете искусством делегирования, но лучше сократить данный процесс, проштудировав литературу по вопросам управления.

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 3-й группе, значит, Вам присущи черты «антибюрократа» и Вы склонны игнорировать важность бумажной работы. Такие привычки могут дорого обойтись, если в Вашей организации объем бумажной работы велик и ей придается большое значение. Поэтому Вам стоит пересмотреть свое отношение к «бумажкам» либо поискать себе место в организации, где бумажной работы меньше.

    Если же Вы набрали 7 и более баллов по 4-й группе, значит, в Вас слишком много от «волокитчика» и Вы обречены постоянно выслушивать упреки начальства за задержку различных документов. Выручить Вас могут лишь более дифференцированный подход к входящей документации и более широкое использование делегирования.

    Наконец, если по 4-й группе вы набрали 3 балла и менее, то Вы относитесь к бумажной работе слишком истово, забывая, что есть дела более важные, требующие Вашего личного присутствия.

    Практическое задание

    1. В целях выработки навыков в делегировании полномочий заполните по приведенному образцу так называемый реестр поручений, в который необходимо заносить конкретные задачи (в соответствии с приоритетностью АБВ), сроки исполнения и результаты контроля.


    2. На основании изученного материала «Делегирование полномочий» и материала «Секретарь руководителя» составьте должностную инструкцию для секретаря руководителя коммерческой организации в соответствии со следующими разделами:

    Наименование отдела;

    Название должности;

    Требования к образованию;

    Требование к опыту работы;

    Перечень выполняемых функций;

    Требования к профессиональным качествам;

    Права и обязанности.

    9.5. Ситуации Ситуация 1

    На беседу к Вам пришел подчиненный, которому Вы поручили контролировать исполнение важного решения. Он утверждает, что не успевает одновременно со своей текущей работой следить за деятельностью других людей, и требует, чтобы за эту дополнительную работу ему выплатили премию. Вы твердо знаете, что основная деятельность данного сотрудника занимает у него менее половины всего рабочего времени. Вы:

    а) соглашаетесь с его доводами и выплачиваете премию;

    б) даете ему в помощники еще несколько человек и делите премию между ними;

    в) отказываете ему в его требовании, приводя в качестве аргумента то, что премии он не заслужил;

    г) поручаете его работу другому сотруднику.

    Выберите наиболее подходящее из приведенных решений или предложите свое.

    Ситуация 2

    Вы возложили на своего подчиненного, бригадира ремонтной организации, ответственность за обучение молодых работников. Для этого Вы предоставили ему определенные права. Некоторое время спустя, проходя мимо, Вы невольно становитесь свидетелем того, как он занимается с новичком, и обнаруживаете, что делает он это совершенно неправильно. Как Вы поступите?

    Ситуация 3

    Существует важное дело, которое требует безотлагательного решения. Как Вы поступите в данной ситуации:

    а) найдете сотрудника, для которого это дело имеет наибольшее значение, и назначите его ответственным за исполнение;

    б) поручите выполнение менее загруженному сотруднику?

    Ситуация 4

    Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг Вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, и в результате задание к сроку не было выполнено.

    Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: ...

    Ситуация 5

    Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.

    Как следует поступить в этой ситуации?

    Ситуация 6

    Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Вашего ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.

    Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения:

    а) не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;

    б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

    в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных ситуациях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

    г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.