Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Зарождение человеческого общества и специфика цивилизаций древности. В россии и мире. Проблематика осмысления прошлого в совместных исследованиях ученых России и Германии

Зарождение человеческого общества и специфика цивилизаций древности. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии.

Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III–VI

веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков * . Меровинги и Каролинги.

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв.

Восточные славяне в древности (VIII–XIII вв.). Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Генезис древнерусской государственности и роль норманнского влияния. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX–XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества.

В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изготовление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.

Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида (антропогенез) и становление человеческого общества (социогенез).

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство, в отличие от прежних состояний общества и культуры.

Однако возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли много чего с первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирания и возрождения природы.Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется Это связано с Распространением знаний о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.

В древних цивилизациях передвижение и ограничивалось в основном своей замкнутой территорией. Одна из общих черт всех древних культур - их относительная замкнутость. И в связи с этим - доминирование вертикали над горизонталью, и в устройстве общества, и в мышлении. Древние культуры, таким образом, - это культуры земледельческие, речные и "вертикальные".

Цивилизации эти складывались вдоль рек (или в межгорье), и обычно узкая полоса среды обитания была окружена пустыней, степью, горами. Это (в отдельных случаях и море или океан) ограничивало передвижения по горизонтали. И мысль устремлялась вверх и вниз. Все мировоззрение жителей древних цивилизаций - космогонично. Весь мир запредельного существования - уходил вверх и вниз. Боги располагались в небесном мире. И или само Небо (как в Древнем Китае) оказывалось божественным, или, что чаще всего, - главное божество данной цивилизации отождествлялось с Солнцем, которое давало людям все.

Родовая община - это объединение людей, имеющих кровное родство верящих в одного предка, ведущих общее хозяйство при отсутствии эксплуатации, старшие и больные содержались за счет общины.

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о. - это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

Египетская, вавилонская, индийская, китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская, крито-микенская и т.д.

Какой главный фактор определял возникновение цивилизации?

1. Роль климатических условий

Вы уже знаете, что отношения между людьми в первобытном обществе регулировались на основе традиции и обычаев. Но с развитием человечества жизнь усложняется, появляется неравенство и образовываются государства. В таких условия уже было недостаточно регулируемых отношений на основе традиции появились письменные законы.

Законы, созданные в древних цивилизациях, имеют целый ряд общих черт:

1. Разница в наказании в зависимости от …

2. Государство стояло на страже интересов высших слоев

3. Самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против жрецов и храмов

4. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи

5. Женщина в семье занимала униженное положение, кроме Египта

6. Закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу и порчу имущества

7. Законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену

8. Защищал права наследования

9. Даже рабы имели определенные права

Таким образом, государство не только подавляло и угнетало, но создавая законы, обеспечивало все слои определенными гарантиями, хотя и в не равной степени. Без этого невозможна была бы жизнь общества.

Была ли власть царей в действительности безгранична?

Конечно, реальное положение дел было сложнее. В древней цивилизации были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей. Степень цивилизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой. Во всех цивилизациях были периоды, когда империи распадались. В периоды раздробленности страна распадалась на области, где правила родовая знать, не подчиняющаяся правителям нерегулируемая силой власти голод, беспорядки. А это вызывало необходимость в централизации.

Какова роль религии в древневосточных цивилизациях?

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления выражались в мифах - греч. «слово» - сказание в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, богах, героях. Человек представлял себя частью природы. Это подтверждали мифы многих народов, в которых рассказывалось, что человек произошел от разных частей природы: плоть - от земли, кровь - от воды, кости - от камней, дыхание - от ветра и т. д. Природу человек наделял человеческими чертами. Древний человек не мог анализировать природные явления, он природу просто обожествлял и стремился воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов- это и есть магия - греч. «чародейство», «волшебство».

Одной из древних форм религии является тотемизм - вера в сверхъестественные связь между племенем и каким- либо животным, птицей и т. д.

Важнейшее значение в системе мифов имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличавшийся от земного.

Но с развитием человека появляется рациональное мышление - лат. слово «разумный», «целесообразный», «обоснованный»- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества появляются новые представления об окружающем мире.

Именно в это время появляются религии спасения - они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир.

Развитие международных отношений в XVIII в. показало, насколько хрупким был мир. Конфликты между европейскими державами за торговую и колониальную гегемонию в основном разрешались в войнах. В соперничестве европейских держав победу одержали наиболее передовые в экономическом отношении, наиболее модернизированные страны. Неудивительно, что к XVIII в. лидерство в колониальных захватах перешло к Англии.Первый пример нестойкости колониальной системы показали североамериканские английские колонии, которые от борьбы за политические свободы перешли к войне за независимость от метрополии (американская революция 1775 г.), которая привела к образованию самостоятельного государства – Соединенных Штатов Америки.Одновременно во внешней политике ряда европейских государств начали складываться и реакционные черты, особенно ярко проявившиеся в ликвидации польской государственности и в отношении к Французской буржуазной революции.В XVIII в. ведущая роль во внешней политике Европы принадлежала пяти государствам; Франции, Англии, России, Австрии и Пруссии. Главной сферой борьбы между этими державами было влияние в раздробленной Италии и Германии, вопросы раздела Польши и перспективы своего утверждения на Балканском полуострове, бывшем владениями Турции.

Причины и характер Первой Мировой войны

Причины: 1)обострение противоречий между ведущими державами в борьбе за передел уже поделенного мира, рынков сбыта и колоний; 2)усиление противостояния между великими державами. Прежде всего между Англией и Германией; 3)растущее противоречие и противоположные интересы между «Тройственным Союзом» (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и «Антантой» (Россия, Франция, Англия); 4)стремление правительств отвлечь внимание народа от социальных проблем и внутренних конфликтов.

Первая Мировая война носила захватнический, несправедливый и империалистический характер.

Зарождение человеческого общества и специфика цивилизаций древности

В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изготовление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.Однако человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида (антропогенез) и становление человеческого общества (социогенез).

Цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связанно с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях. Но овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная революция». Переход от первобытности к цивилизации связан с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.