Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Проектная деятельность в школе обществознание. Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию. Принципы организации проектной деятельности

В быстро меняющейся современной образовательной парадигме преподаватели общественных дисциплин решают проблему как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса выстроить свою работу и работу учебного коллектива с целью реализации социального заказа по формированию навыков проектной деятельности у студентов, самостоятельного применения приобретенных знаний, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, к активной учебно-познавательной деятельности. Одним из способов решения этой проблемы может стать организация учебного процесса направленная на развитие навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся, что способствовало бы формированию выше указанных качеств.

Метод проектов способствует активному вовлечению обучающихся в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Спецификой метода является отсутствие необходимости постановки проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных у обучающихся представлений о конечном продукте деятельности.

В ходе реализации проекта необходимо:

  • определить цель;
  • спланировать деятельность;
  • привлечь доступные и оптимальные ресурсы
  • реализовать проект (включая его осмысление и рефлексию результатов).

В рамках уроков обществознания в основном реализуются краткосрочные индивидуальные или групповые проекты.

Примером проектной деятельности обучающихся может стать составление классификации прав и свобод человека и гражданина в виде таблицы. Основу классификации, параметры таблицы обучающиеся разрабатывают самостоятельным образом. В ходе осуществления проекта обучающиеся систематизируют, структурируют информацию об объекте, формулируют выводы. Продолжительность работы над проектом по данной теме составляет один академический час, после чего происходит защита проекта в виде устного доклада или слайда.

В таком виде проектный метод, можно использовать в целом спектре тем обществоведческого курса: «Разработка типологии государств», «Составление классификации теорий права», «Систематизация форм собственности» и так далее.

Данный метод может использоваться как на уроках изучения нового материала, так и для повторения - обобщения ранее изученного. Метод проектов реализуется также на практических занятий по дисциплине «Обществознание». В ходе его реализации студенты учатся систематизировать, анализировать большой объем информации. Получив навык проектной деятельности на уроке обществознания, обучающийся сможет применить его как отдельный элемент при осуществлении индивидуального проекта, который в свою очередь является обязательным условием образовательной деятельности студента, осваивающего основную профессиональную образовательную программу СПО.

Метод исследовательской деятельности носит более глубинный характер, так как направлен на формирование у студентов культуры исследовательского поведения, как способа получения новых знаний. Исследовательская деятельность начинается с осознания проблемной ситуации, формулирования проблемы и целеполагания.
С точки зрения учебного времени метод исследовательской деятельности носит весьма затратный характер, однако именно он готовит студентов к полноценному выполнению индивидуальных проектов. Осуществление метода выходит за рамки изучения одной темы и перетекает в самостоятельную внеаудиторную работу.

Как правило, исследовательская деятельность на уроках обществознания осуществляется в следующей последовательности:

  1. Актуализация проблемы. На данном этапе выявляется проблема и намечаются основные направления исследования. На уроке это реализуется в постановке проблемных вопросов в рамках темы занятия. Например: «Человек продукт социальной или биологической эволюции?» , «Насколько познаваем окружающий нас мир?», «Образование или житейский опыт определяют мировоззрение человека?», «Может ли человек жить вне общества?» и так далее.
  2. Выработка гипотезы. Предположений может быть высказано несколько, в том числе и самых неправдоподобных. Важно зафиксировать имеющиеся гипотезы, так сказать, принять их в обработку. Например: «Человек сформировался в ходе только биологической эволюции и природное в нем превалирует над социальным», «Окружающий нас мир абсолютно познаваем, человек сможет проникнуть в суть любых вещей.»
  3. Выбор методов исследования. Это определение основных методик проведения исследовательской работы. Учащиеся чаще всего используют метод научного познания, а также метод исследования (дедукция, индукция, анализ, синтез)
  4. Сбор и обработка информации. По моему убеждению, исследовательская работа - это в первую очередь работа по созданию новой информации. На этом этапе важным является получение именно первичной информации об исследуемом объекте. В связи с тем, что обществознание это предмет гуманитарного цикла, основными методами сбора информации является проведении опросов, анкетирование, интервьюирование, а также умение взаимодействия с респондентам по значимым вопросам исследования. Затруднение на этом этапе может вызвать формулирование вопросов анкет и опросных листов, поэтому помощь преподавателя является очень существенной, так как позволяет сконцентрировать внимание на самых важных аспектах исследовательской работы.
  5. Анализ и обобщение полученных в ходе сбора информационных материалов. Накопленные данные оформляются в таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д. Огромное значение приобретает формулирование тезисов, построение логических умозаключений, собственных предположений по итогам анализа полученных данных. На данном этапе происходит подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования. Итогом является формулирование выводов по проблеме.
  6. Подготовка отчета, доклада, презентации. Заключительный этап демонстрирует итог работы учащихся по данной проблеме, оформление результатов своей работы в виде мультимедийной презентации, инструкции, памятки, отчета.

Таким образом, в процессе применения методов проектной и исследовательской деятельности преподавателю удаётся повысить активность учащихся на уроках и во внеаудиторной самостоятельной работе, развить логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентоспособности. Данные методы необходимо применять систематически. Благодаря им студент сможет успешно справиться с написанием курсовых и дипломных работ, а по окончании учебного заведения может считать себя конкурентоспособным, востребованным, специалистом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная методика - одна из активных форм обучения
истории и обществознанию.

Я работаю в школе учителем истории немного и немало, всего десять лет. Мой педагогический стаж начался в 1999году и с тех пор в другой роли я себя не рассматривала. Ранее темой моей работы было: «Развитие познавательной активности учащихся через выполнение заданий творческого характера».

Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

В последние годы я поняла, что стала всё более отдаляться от данной проблемы. Более современной и может быть даже модной стала для всех проблема социальной компетентности личности. Результатом стало появление компетентностного подхода к обучению. Современное содержание образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Оно «даёт инструкции», но не учит как правильно и адекватно действовать в той или иной ситуации. Современному школьнику нужны жизненные навыки, которые можно применить в реальной жизни. Для реализации этой цели на сегодняшний день разработано много технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал метод проектов.

Мне всегда грустно слышать на конкурсах по социальному проектированию, как какая-то группа детей ставит не вполне реальные цели, даже фантастические, которые решить не под силу даже государству.

Например, закладка аллеи героев в городе с установкой именных гранитных плит и т. д. За подобными проектами хорошо видны взрослые, которые делают всё это вместо детей.

Что даёт социальное проектирование нашим детям? Это умение составлять официальную документацию (заявления, ходатайства, отчёты), выстраивать бюджет проекта и перспективный план его реализации, вести переговоры со спонсорами и просто заинтересованными людьми, проводить социологические опросы и диагностировать изменения внешнего окружения проекта и многое другое. Но главным результатом проектной деятельности является сплочение проектной группы и рост социальной активности детей.

Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование. Слова «проект» и «проектирование» прочно входят в жизнь россиян. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Мы слышим по телевидению о том, что запустили новый проект, подразумевая новый фильм, передачу или спектакль. В России не так давно начали реализовываться приоритетные национальные проекты, которые связаны с наиболее важными сторонами общественной жизни. Одним из них является «Образование».

Таким образом, проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет своё влияние на деятельность человека.

Но самая главная проблема - не всё, что называется проектом, является им, иногда встречаются и дешёвые подделки.

Сегодня назрела необходимость более подробно говорить о проектировании, особенно в отношении системы образования, где сегодня любой реферат, доклад, небольшое научное исследование, инсценировка, ролевая игра идут под фирменным названием проекта. От учителей и администраторов требуют проектов- как можно больше, хороших и разных. При этом редко удосуживаются объяснить, что же это такое и « с чем эти проекты едят».

Ещё одна проблема- это то, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования. Но найти точки соприкосновения, выделить основные принципы, показать различия в подходах не только нужно, но и крайне важно для понимания современного педагога, особенно для историков и обществоведов, на головы которых и валятся в большей степени эти проектные инновации.

Сложные вопросы воплощения проектной деятельности в школе.

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте?

Можно ли проектным способом изучать весь курс?

Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом современных требований)?

Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?

Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?

Является ли урок проектом для учителя?

В каком случае? Все ли так относятся к уроку?

Каковы критерии оценивания проектов?

На часть вопросов, я уже смогла ответить, когда выступала на августовском методическом объединении учителей истории Оренбургского района, а также на мастер- классе в рамках школы «Юный лидер» по темам: Роль педагога в детском социальном проекте, проектная и исследовательская деятельность.

Но другие вопросы требуют серьёзной проработки. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Если мы хотим, чтобы новые поколения российских граждан осознавали свою ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в свои силы и видели возможности к их рациональному применению, то в той или иной степени должны включать проектирование в учебный процесс.

Проектирование является одним из принципов организации деятельности человека.

Проект- это не просто хорошее дело, деятельность по его подготовке характеризует осознанность, целенаправленность, результативность, рефлективность;

Проект требует значительных временных и энергетических затрат.

Не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но и не следует его недооценивать.

Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века.

Метод проектов широко использовался в России и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи компетентностного подхода в обучении подрастающего поколения.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.

Е.С. Полат объясняет проект как один из методов педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

С точки зрения методики проект это ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками. Метод проектов, по определению Е.С. Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению. Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

  • исследовательские
  • творческие
  • приключенческие, игровые
  • информационные
  • практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  • с явной координацией
  • со скрытой координацией

3. По характеру контактов

  • внутренние (региональные)
  • международные

4. По количеству участников

  • личностные (индивидуальные)
  • парные
  • групповые

5. По продолжительности проведения

  • краткосрочные
  • средней продолжительности
  • долгосрочные

Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.

Составные элементы проектирования в образовании.

Творческие проектные мастерские.

Проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Всё это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методы преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.

Учебный проект, несомненно, может стать замечательным вариантом изучения некоторых вопросов. Например, в курсе истории тему отмены крепостного права можно построить на проектной основе, тем более что и сама историческая ситуация свидетельствует о существовании разных вариантах (проектах) по данному вопросу. События любого правления также могут быть рассмотрены в виде проекта- например, перед классом может быть поставлена задача создания веб-сайта, посвящённого определённому периоду правления. Для этого необходимо наметить основные страницы, распределить между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы. Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

В игре (10 кл.), «Устный диафильм» (другой вариант слайдовая презентация) детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров. Так, например, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно-образный рассказ. О самой игре учитель сообщает на уроке, следующим образом: «Представьте, что каждому из вас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь ярко и образно рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли бы по вашим записям восстановить и рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма».

Создание исторического альманаха, посвященного самому восстанию или периоду начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.

Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать кружками разного цвета или мелкими фигурками:

а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;

б) места отбывания декабристами каторжных работ;

Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика- способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Данный способ применим к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявление бытовой и ментально-нравственной сфер общества.

Тема: Приметы и суеверия в жизни древнерусского человека.(10 кл)

Проблема- сохранение суеверности русского (российского) человека.

Цель – выявить и раскрыть все языческие суеверия, которые были связаны с одеждой, вещами и повседневным бытом. Убедить доверять не приметам, а своему интеллекту.

Тема: Из бабушкиного сундука.. (6 кл)

Проблема- сохранение уникальной культуры быта Древней Руси.

Цель- создание уголка русского быта в школьном музее, проведение открытого урока (внеклассного мероприятия)..

Тема: Кумиры советской эпохи. (11 кл)

Проблема - резких изменений в системе нравственных и моральных ценностей советского общества периодов «оттепели» и «застоя».

Цель - сделать подборку из популярных фильмов советского периода (составить закадровый комментарий) и создать коллекцию фотографий «Кумиры советского кино».

Тема: Мир вещей в доме советского человека. (11 кл)

Проблема- низкого уровня и «скромного» качества жизни в советском обществе и обществе современном.

Цель- создание виртуальной и музейной выставки « Мир вещей в доме советского человека».

По этим темам создаются презентации, исследовательские работы, портфолио.

Собранный материал, а это открытки, значки, посуда, фотографии и другие вещи советских времён идёт для оформления выставок и экспозиций в школьном музее. (см. приложение №1)

Музей – центр гражданского становления личности. Школьный музей рассчитан на детей. Дети будущее нашего общества.Если мы хотим вырастить достойных граждан, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Музейная программа включает в себя несколько блоков рассчитанных на разный возраст и на самые разнообразные интересы.

Неиссякаемый источник, Родные истоки, Истоки добра и милосердия, Родословные истоки, Истоки славы и доблести.

Форма реализации всех блоков- проектная деятельность

Именно через проект раскрывается и реализуется ребёнок.

Проектная деятельность- это активность, ответственность, долг, пропаганда, сотворчество, поиск.

В своё время меня очень заинтересовала методика Эдварда де Боно, изложенная в его «Шесть шляп мышления» (СПб, 1977) и нацеленная на развитие нестандартного мышления. Урок в 11 кл. по теме «Гражданская война в России». Форма урока- деловая игра: заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска «К 90-летию завершения Гражданской войны в России». Технологии урока: методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», метод ассоциаций, дискуссия. Учащиеся делятся на группы («отделы редакции») и получают задания, которые должны решить, используя определённые шляпы (см. табл.)

Табл. Пример использования методики де Боно на уроке «Гражданская война в России»

Отделы редакции

Способы мышления

(«шляпы»)

Задания

Социологический

Белая шляпа- с «чистого листа»

Разработка социологического опроса на выявление отношения наших современников к Гражданской войне.

Архивно-документальный

Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение.

Подготовка презентации «Хроника событий гражданской войны»

Научный

Зелёная шляпа – творческое мышление

«Мозговой штурм по теме: почему большевики смогли взять и удержать власть?

Литературный

Красная шляпа- эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний.

Подготовка эссе, стихотворений или рассказа от имени человека нашего времени о Гражданской войне.

Отдел критического

анализа

Чёрная шляпа- критическое, негативное мышление.

Формулирование аргументов в обоснование негативной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Философский

Жёлтая шляпа- позитивное мышление

Формулирование аргументов в обоснование позитивной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Актуальность темы: «Моя политическая партия» состоит в том, что для школьников вопросы создания партий и их роли в выборах- вещь как правило, малопонятная. Игра позволяет сконцентрировать внимание учащихся 9-11 классов не на персоне, а на идеях, правовых процедурах. Цель игры- повышение правовой и политической культуры школьников через непосредственное участие каждого в создании молодёжной политической партии.

Партии были созданы и представлены и на День Конституции, состоялось выступление партий и прошло голосование (в голосовании принимали участие 5-11 кл), которое показало рейтинг каждой партии. Презентация партий была очень яркой и неожиданной, ребята в качестве рекламы и агитации использовали видеоролики, слайдовые презентации, календари. Было представлено три партии и каждая из них, сформировала свой электорат, который отдал ей свои голоса.

Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

Надо отметить, что таким образом проводить изучение всего учебного курса не возможно, хотя бы потому, что надо использовать разные формы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирование во внеклассной работеданном случае социальное проектирование).

В текущем учебном году проектная деятельность полностью была посвящена теме 65-й годовщине Великой Победы.

В 2007 году был первый опыт «большого» проекта «Мужество» (см Приложение №2), который дал замечательные результаты- 2 место в областной акции «Я- гражданин России». В работе над проектом были заняты 9 и 11 кл.; информационное пространство Интернета перестало пугать ребят количеством информации, они научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд-проекты, учащиеся освоили программу презентации и приобрели навыки оформления работы в электронном виде. И с тех самых пор, мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работать в проекте « Я – Гражданин России»

В 2010 году работа над проектом закончилась. Мы словно прикоснулись сердцами к подвигу, прошли сквозь время и сами стали другими, сильными.

Проект Мужество стал для нас нечто большим, чем просто проект, это была жизнь, которой мы жили три года, невозможно перечислить сколько было трудностей это и непонимание проблемы с властями, финансовые трудности, поиск в архивах, оформление документов, но не это главное, главное есть результат- 22 июня 2010 года в нашем посёлке открылся памятник, мы увидели слёзы гордости за своих земляков, услышали слова благодарности родственников ветеранов.

С 2008 года мы начали работать над проектом «Дети войны- дети мира». Был создан стенд и одноимённый видеофильм. Её ты узнал не из книжки, так начинался наш фильм о детях войны и о нас детях мира которые были причастны к этому проекту.

Проект Дети войны навсегда оставил след в нашей душе. Он вызвал в нас одновременно и боль и радость и слёзы. Люди плакали на съёмках и вновь плакали на премьере видеофильма, который мы успели смонтировать и показать накануне 65- летия Победы.

Этот фильм получил в мае 2010 года, диплом второй степени и денежную премию на областном фестивале Салют Победа!

В 2010 году, мною совместно с учащимися разрабатываются новые проекты. В10 классе на уроках обществознания мы начали работу над проектом «Моя семья – моё богатство», целью которого стало укрепление семейно-нравственных ценностей среди молодёжи. Продуктом проекта станет- выпуск сборника лучших сочинений, фотографий, родословных и рисунков на заданную тему, а также видеофильм «Золотые свадьбы». Накопленный материал станет ресурсом для проведения интересных мероприятий как школьных так и сельских, таких например как «Семья Соловьёвки», «День села» и других.

К 230-летию посёлка состоялась премьера проекта «Подари герб посёлку», организаторами и оформителями проекта также стал 10 класс. Была не только оформлена выставка, но и проведено народное голосование на праздновании «Дня села», самые интересные идеи были поощрены призами от администрации посёлка.

Самое главное, что ребята ощущают важность и нужность той работы, которую они выполняют.

Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Педагогическая тонкость, здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект- это его работа. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения.

Иными словами:

А1-А2- если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, другую(трудную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять самостоятельно;

В1-В2- если ребёнок всю работу, даже туею часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

С1-С2- если ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.

Взаимодействие с учащимися в его зоне ближайшего развития

при работе над проектом .

Сегодня

Завтра

А2

С1 Область проблемы

Область оценки

Ценностный уровень

Цель

Проблема

Оценка ситуации

Творческий уровень

Задачи

Способ решения проблемы

Ожидаемые результаты

Практический уровень

План, задания, сроки, график

Решение проблемы, осуществление плана, внесение изменений

Оценка промежуточных и окончательных результатов. Презентация. Рефлексия.

Данное расположение элементов очень удобно и показывает путь для творчества всем участникам проекта. Наличие трёх уровней позволяет чётко разграничить проектный подход от мероприятия или от набора добрых дел.

Первый этап работы над проектом- проблематизация . Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдёт, когда исходная проблема проекта приобретает личностную окраску. Если тема не вызывает интереса, то работа превратится в тяжкую повинность. Самое главное мотивировать ребёнка, самый же неэффективный способ- прямое принуждение, оно может всё перечеркнуть. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт.

Следующий этап – целеполагание . Увлекшись темой проекта дети часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (это поможет определить задачи)

Как ты будешь решать эти задачи?

Когда ты будешь это делать? (сроки)

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы? (ресурсы) и т. д.

На этапе реализации , могут возникнуть изменения, которые нужно будет внести в первоначальный замысел. Это может снизить мотивацию.

У многих подростков пока не сформировано «чувство времени», поэтому надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика.

Презентация - это витрина проекта. Регламент, как правило составляет 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев. Речь и регламент- две основные проблемы презентации. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

Предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

Выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, «Генеалогическое древо» (6 кл), «Дом моей мечты» (6 классы). У детей должно создастся впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые: это инсценировка обычаев и традиций разных народов на уроках обществознания в 8 классе

Тема: « Проектная деятельность на уроках истории и обществознания». Учитель истории Е.М. Синюк Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по­новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод учебного проекта, (применяемый нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно­урочную систему (хотя отчетливо понимаем, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются: ∙ проблемный и деятельностный подходы к обучению; ∙ личностно­ориентированное обучение; ∙ педагогика сотрудничества. Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим: это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс; это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.

Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно­познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: ∙ исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); ∙ творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), ∙ приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), ∙ информационные (направлены на изучение какого­либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), ∙ практико­ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.). Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий: ∙ подготовка (формулирование темы и целей проекта); ∙ планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); ∙ исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); ∙ оформление результатов и выводов; ∙ представление или отчет;

«Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего ∙ оценка результатов и процесса. В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. В 5­6­х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: ­ прикладной – «Наскальная живопись­первая картинная галерея» ­ ролево­игровой – «Я – ученик спартанской школы» ­информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», предка» и др. На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини­проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Хочу отметить, что проекты в 7 – 8­х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно­исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными: групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3­5 человек. Например, в 10­м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок­конференция по теме «Глобальные проблемы современности» За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет­ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой ­ завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения. В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности и самостоятельность; он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.. Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи

обучения с жизнью. Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Разделы: История и обществознание

Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная среда сменяет другую. Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Мы живем в интересное и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И сегодня, во времена господства научно-технического прогресса, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса "ключевых компетентностей", способствующих социализации личности молодого человека, а именно:

  • способность к адаптации;
  • социальную ответственность;
  • способность к коммуникации;
  • толерантное отношение к другим;
  • социальную ответственность.

Уроки обществознания, как и уроки истории, культурологии, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.

Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города и страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой.

Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся.

Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место "Право", "Обществознания", "Культурология" в общей системе человеческого бытия.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.

В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 9 классах я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Уставом города.

Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение девятиклассников в проектную деятельность.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

Перед изучением темы "Права человека" (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту "ТВОИ ПРАВА".

Ребята дали этому проекту творческое название

"Ребята, давайте жить дружно!"

Данный проект:

  • Практико-ориентированный
  • Категория учащихся - 9-й класс
  • групповой
  • срок реализации - 1 месяц
  • реализуется по УМК - 9 класс (автор Кравченко и Пескова).
  • направлен на реализацию следующих задач:

Образовательные цели:

  • Актуализировать знания учащихся по разделу "Права ребенка"

Развивающие цели:

Способствовать формированию -

  • развитию критического мышления
  • информационной культуры

Воспитательные цели:

Способствовать -

  • формированию коммуникативной культуры
  • формированию основ правой культуры
  • воспитанию толерантности

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос:

Свободен ли свободный мир?

В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.

Первой группе предложена тема исследования - Зачем человеку права?

Второй группе - Перед какой "статуей" снимают шляпу, а равнодушные проходят мимо?

Третьей - Что делать, если твои права нарушены?

Проектный месяц включил три основных этапа:

  • подготовительный (организационный, или период запуска);
  • основной (выполнение проекта);
  • презентационный (публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе "продукта", ответы на вопросы учащихся и педагога.

Ресурсы проекта:

А) внутренние

  • Все учащиеся 9-х классов
  • Учитель обществознания
  • Заведующая школьной библиотекой

Б) технические

  • Сеть персональных компьютеров
  • Фотоаппарат
  • Видеомагнитофон
  • Видеокамера

В) внутренние

  • учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского и правового образования и воспитания
  • интернет

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.

I группа подготовила:

Лента времени (сообщение)

К+К (сообщение, презентация о конституции)

Мои права - моё богатство (кроссворд, буклет, тест)

II группа:

Я - гражданин (буклет, тест)

Сказка ложь, да в ней намек (презентация)

III группа:

А меня обидели (буклет)

Дядя Степа - милиционер (сообщение)

Итогом реализации этого проекта стал урок - "Круглый стол" (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам:

  1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю.
  2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
  3. Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав - к произволу.
  4. Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь.
  5. Человек государство общаются друг с другом только письменно.

Самое оживленное обсуждение вызвала презентация - игра "Сказка-ложь, да в ней намек", которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся.

В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции "Маленькое открытии".

Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости проекта "ТВОИ ПРАВА" учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования.

Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.

Литература и информационные ресурсы:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224
  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
  6. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".
  7. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  8. Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002.
  9. Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000.
  10. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: учебное пособие для 8-9 класса, М.: Русское слово, 2002.
  11. http://www.rosino.ru/cgi - 25.10.05 bin/rosino.pl?cart_id=&page=&keywords=classic&number=16&search_request_button=Submit+Keyword -25.10.05
  12. http://www/ispa.com/news/?item=18586 -25.10.05
  13. http://www.lenta-ua.com - 25.10.05

Былин Дмитрий Петрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №98"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания."
Дата публикации: 07.05.2018
Раздел: среднее образование

Тр е б ов а н и я

Ф Г О С

п р о бл е м ы реализации

проектной

деятельности в школьном курсе обществознания

Актуальность

обусловлена

современной

образование

историко-обществоведческое

образование

частности

важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития

общества

характеризуется

динамизмом

социальных

процессов

широкими

информационными

контактами

постиндустриальном

обществе,

глобализацией

различных

тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.

Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. В настоящее

время идёт активная переориентация системы традиционной знаниевой модели школьного

образования на компетентностную модель, что предполагает не только и не столько

закладывание определённого объёма знаний в головы учащихся, сколько формирование у

использованию

дальнейшему

расширению

информационной базы самостоятельным образом.

Модернизация образования, которая была заложена требованиями ФГОС, нацелена

на внедрение новых ориентиров мышления, как педагогов, так и учащихся и их родителей.

Среди наиболее общих задач, которые ставит современность перед российским педагогом

– обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации,

анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в

различных видах деятельности. Это требует от школьников умения планировать свои

действия по работе с информацией, тщательного обдумывания принимаемых решения,

владения коммуникативными навыками коллективного творчества и пр. Ставка делается

на проектные технологии, от внедрения которых ожидается возможность приобретения

тех навыков, о которых шла речь выше. Предполагается, что проектная, интерактивная в

образовательная

деятельность,

элементы

исследовательской

обеспечить

повышение

инициативности

ответственности

обучаемых

результаты

эффективность всей учебной работы.

Данная тема интересна мне прежде всего потому, сто, на мой взгляд, сегодня

заинтересованности

результатах

эффективности используемых технологий, развития профессиональных компетентностей,

желания работать в инновационном режиме.

Проект - цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во

деятельности,

направленной

достижение

определенных

осуществление

изменений,

проектную

деятельность

предвосхищенную

деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление

изменений в условиях ограниченности во времени.

Проектная

деятельность

школьников

учебно-познавательная

активность

школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели

созданию

творческого

продукта

выполнение

последовательных

действий

обязательной

презентацией

результата.

Проектная

деятельность относится

инновационной,

предполагает

преобразование

реальности,

строится

соответствующей

технологии,

унифицировать,

усовершенствовать.

Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений

приобретенных

изучении

различных

предметов

интеграционной

Задачи проектной деятельности:

Обучение

планированию

(учащийся

определить

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении

цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен

уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы,

презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу,

энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и

графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

Проект должен быть посильным для выполнения;

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать

соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

подготовку

учащихся

выполнению

проектов

(проведение

специальной

ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом

этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы,

плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся

делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник

учащемуся

составлении

представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время

собеседований с руководителем проекта.

В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой

вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Факторы проектной деятельности:

Повышение мотивации учащихся при решении задач;

Развитие творческих способностей;

Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

Формирование чувства ответственности;

Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Проектная деятельность является основой метода проектов.

Метод

проектов

совокупность

операций

овладения

определенной

областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь

познания,

организации

процесса

познания.

проектов

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои

знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического

мышления.

Основные требования к использованию метода проектов:

значимой

исследовательском,

творческом

проблемы/задачи,

требующей

интегрированного

исследовательского

(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание

серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния

кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного

факторах,

влияющих

состояние,

тенденциях,

прослеживающихся

развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места

событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование

исследовательских

предусматривающих

определенную

последовательность действий:

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе

совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

Выдвижение гипотез их решения;

обсуждение

исследования

(статистических

экспериментальных,

наблюдений, пр.);

обсуждение

способов

оформление

конечных

результатов

(презентаций,

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая,

ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый

(неявный,

имитирующий

участника

характерно

телекоммуникационных

проектов).

Характер

контактов (среди

участников

страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.

Реализация

проектов

исследовательского

практике

изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

учеников.

Изменяется

психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою

учебно-воспитательную

учащихся

разнообразные

самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского,

поискового, творческого характера.

Требования ФГОС к реализации проектной деятельности в школьном курсе

обществознания.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого

являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на

жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах

исследований,

аппарате

комплекса

общественных

(социология,

экономическая

политология,

культурология,

правоведение,

социальная

психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного

предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной

жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и

в старшей школе.

На современном этапе реализации ФГОС формирование универсальных учебных

действий, в частности, умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно

практической

деятельности,

готовности

находить

социальных

проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в

процессе проектной и исследовательской деятельности школьников. В ФГОС общего

образования данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных

способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.

Формирование УУД на различных этапах работы над проектом по обществознанию

деятельности

учащихся

Личностные

Коммуникативн

Познавательные

Регулятивн

I . Подготовка: постановка проблемы, определение темы и целей проекта, его

исходного положения.

Обсуждают

тему проекта с

учителем и

получают при

необходимости

дополнительну

ю информацию

Наличие

мотивации к

обучению и

целенаправленн

познавательной

деятельности,

направленной

на изучение

Планировать

сотрудничество

с учителем,

целеполагание

Самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной

Владение

умениями

совместной

деятельнос

способност

самостояте

формулиро

вать тему и

цели после

предварите

обсуждения

II. Планирование: определение источников необходимой информации.

Определение способов сбора и анализа информации, представления результатов.

Формулируют

задачи проекта.

Вырабатывают

план действий.

Развитие

умений ставить

учебные задачи

на основе того,

известно и

усвоено, и того,

что еще не

известно

Планировать

сотрудничество

с учителем и

сверстниками,

определять цель,

участников и

способы их

взаимодействия

Определение

структуры

объектов познания

выделение

значимых

функциональных

отношений между

частями целого

согласован

координаци

деятельнос

III. Исследование: сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение

исследовательских задач проекта.

Поэтапно

выполняют

задачи проекта

Формирование

стремления к

самообразовани

самоконтролю

и анализу своих

действий

Использование

для решения

поставленных

задач различных

источников

информации;

инициативно

сотрудничать в

поиске и сборе

информации;

Расширение

знаний учащихся о

методах изучения

природы, особой

роли наблюдений

для изучения

Применение

информационного

поиска, в том

числе с помощью

компьютерных

согласован

координаци

деятельнос

IV. Выводы: анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют

исследование и

работают над

проектом,

анализируя

информацию.

Оформляют

Эмоционально-

ценностное

отношение к

собственному

здоровью и

здоровью

стремление к

познанию

самоконтролю и

анализу своих

действий

Способность

передавать

текста в сжатом

развернутом

соответствии с

целью учебного

Обрабатывать

полученную

информацию;

Делать выводы на

основе обобщения

Представлять

информацию в

виде текста,

согласован

координаци

результатов

деятельнос

V. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных

результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин

Представляют

участвуют в его

коллективном

самоанализе и

понимать

поставленной

задачи, ясно и

четко излагать

свои мысли в

устной речи,

выстраивать

аргументацию

Отражение в

устной или

письменной

результатов

деятельности

Осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания в

письменной

Определять

успешности

выполнения

исходя из

имеющихся

критериев;

достижений,

поведения и

эмоциональн

состояния

В курсе обществознания проектная деятельность имеет некоторые особенности.

Во-первых, это социальная направленность проектов, обращение к современным реалиям

в отличие от проектов по истории, которые в той или иной степени отражают события

прошлого.

Во-вторых,

проектирование

обществознания

ориентировано

практическую полезность, а в идеальном варианте, на применение новаторских идей в

современной жизни или недалеком будущем.

Например, в рамках изучения тем по экономике учащимися 1- 11 классов может

реализован

«Моногорода

проблемы

перспективы

развития». В рамках реализации данного проекта учащиеся должны будут реализовать

несколько задач:

Проанализировать

моногородов;

Собрать информацию по моногородам, которая позволит не только дать им

характеристику,

имеющиеся

проблемы

перспективы

развития;

Учащиеся должны будут предложить свои способы развития моногородов их

региона на основе проблем и перспектив.

Еще одним методом проектного обучения является деловая игра. Она особенно

эффективна при изучении сложной темы, т. к. в процессе игры у школьников появляется

мотивации,

усваивают

необходимые

проявить

творческие

способности. Например,

изучении

«Избирательное

Российской Федерации» можно реализовать деловую игру «Выборы». Игра может быть

реализована как в рамках одного класса, так и в рамках всей школы. Главное учащиеся

спроектировать

соответствовала

существующему

избирательному праву Российской Федерации.

взаимосвязи

проектной

деятельностью

школьном

обществознания находится исследовательская деятельность, которая так же способствует

проявлению

самостоятельности

активности,

учащихся

одновременно

творческий

характер.

исследовательские

индивидуальной

групповой

учащиеся

приобретают

социального

взаимодействия,

взаимопомощи,

отстаивать

заявлять

аргументируя ту или иную точку зрения.

посредством

проектной

деятельности,

формируем

учащихся

культуру

умственного

исследовательской

деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Рассуждать

проектировании

особенно

отношении

проектной деятельности в современной российской школе. Готовых рецептов в этом

вопросе нет, и не может быть, хотя остаётся ряд сложных вопросов, на которые также

хотелось бы обратить внимание:

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько

превратился

несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте? Можно ли проектным способом

изучать весь курс?

Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом

современных требований)?

Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?

Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?

Является ли урок проектом для учителя?

В каком случае? Все ли так относятся к уроку?

Каковы критерии оценивания подготовленных проектов?

Российское

образование

находится

серьёзного

разговора

проектной деятельности. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно.

поколения

российских

осознавали

ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в

свои силы и видели пути к их рациональному применению, то в той или иной степени

должны включать проектирование в учебный процесс.

Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие

результаты,

указывающие

преимущества

применения

проектного

образовательном процессе школы:

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию

и способствует повышению интереса к предметам.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по

уровню развития и способностям учащихся.

условиях

перехода

Федеральные

государственные

стандарты

образования

организация

проектной

деятельности

школьников

обеспечивает

формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности

учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-

нравственного воспитание.

понимают,

воплотить

стандарты

реальных условиях. При всех прогрессивных характеристиках, которыми традиционно

отличается образовательная система, она, всё же, обладает некоторой инертностью. Её не

воплощают

устоявшиеся

«человеческий

мировоззрение учителя, в котором теория и практика не всегда уживаются необходимым