Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Анализ стихотворения Мадонна: тема, идея, кому посвящено, художественные средства, кратко по плану (Пушкин А. ). Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Мадонна В каком жанре написано лирическое произведение мадонна

А. С. Пушкин написал стихотворение «Мадонна» в 1830 году. Это произведение поэт посвятил своей жене- Наталье Гончаровой. Я думаю, что автор сравнивает свою возлюбленную с Мадонной на картине, писатель восхищен ее образом. В этих строках он выражает свою любовь. Это стихотворение-сонет- поэтическая форма, состоящая из 14 строк.

В первой части произведения лирический герой описывает свою обитель, в углу которой висит картина с изображением Мадонны. Во второй части описано отношение к ней.

Герой говорит, что может вечно дивиться красе и «чистоте» Мадонны. «Одной картины я желал быть вечно зритель». Он получает удовольствие от созерцания ее.

Мадонна в переводе с итальянского- «моя госпожа». Лирический герой приклоняется пред ней, он видит «чистейшей прелести чистейший образец», приносящий счастье, чарующий взгляд.

Передать чувства и эмоции героев помогают художественно-выразительные средства, такие, как эпитеты («чистейший образец»), инверсии («одной картины я желал быть вечно зритель»), анафора («одной картины… одной: чтоб на меня…»), метафора («одни, без ангелов, под пальмою Сиона»).

В этом стихотворении преобладает перекрестная и опоясывающая рифмы, речь плавная, мелодичная, певучая. Размер- четырехстопный ямб, характерный для сонета.

Лирический герой восхищается Мадонной, как А.С. Пушкин Натальей. Автор благодарит судьбу за их встречу, за возможность быть вместе, лицезреть ее:

«Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна».

Пушкин доносит свои чувства к Гончаровой в этом произведении. Она для него воплощение прекрасного, божество, она любима и желанна.

Необычное по жанру произведение было создано «опальным» поэтом Александром Пушкиным. Его даже невозможно назвать стихотворение, хотя оно имеет и ритм, и рифму, и размер. Но даже стихотворные тексты имеют свои жанры, поэтому пушкинское произведение с таким прекрасным названием, как «Мадонна» можно отнести к сонету.

Из истории создания пушкинского стихотворения известно, что он не просто так написал его, а оно было создано под воздействием сильнейших чувств. Во время написания стихотворение он был влюблен в прекраснейшую девушку, чистейшее создание - Наталью Гончарову. В то время его возлюбленная считалось самой красивой и прелестной девушкой во всей столице. Но молодой и страстный поэт не только восхищался ею, но для него она стала идеальной женщиной, которая была прекрасна не только внешне, но и духовно. Он нашел в ней родство душ, и это заставило его еще больше любить милое создание - Наталью Николаевну.

Из биографии «опального» поэта известно, что Наталья Гончарова стала его женой, и это радостное и торжественное событие произошло в 1830 году. Пока шло венчание, да и после него Александр был не только счастлив, ходил радостным, но и постоянно находился в восторженном состоянии. Думая о том, как счастлива будет их совместная жизнь с красавицей – женой, он совсем перестал думать о том, что раньше его так сильно заботило и тревожило. В своих письмах к друзьям он делится о том, что наконец-то сбудется его давняя мечта. Ведь, как утверждал сам поэт, всю свою жизнь он мечтал найти женщину, с которой он был бы счастлив, и эта семейная жизнь ему будет нравиться и ему он будет счастлив. В его представлении семейная жизнь - это слияние душ двух людей, которые всю свою жизнь проведут в любви и гармонии. И вот теперь он нашел ту женщину, с которой он действительно будет счастлив.

Но в тот момент, когда Пушкин уже практически счастлив, он не может до конца его почувствовать, так как между ним и его возлюбленной расстояния, которые их как раз и разделяют. В своих мечтах он уже находится рядом с Натальей Гончаровой, и вот однажды он случайно увидел прекрасную картину. Автором этого полотна с невероятно прелестной девушкой стал Пьетро Перуджио. Итальянский художник изобразил Мадонну, прекрасную и прелестную. Она безмятежно сидела и ее великолепный внешний вид, прелестные белокурые волосы напомнили поэту о его невесте.

Александр Пушкин настолько сильно был поражен этим сходством, что в тот же день пишет письмо Наталье Николаевне, где рассказывает о том, какую картину он увидел, и что часами он может любоваться прелестным образом девушки, который очень похож на его возлюбленную. И в такие минуты он забывает о расставании и расстояниях, в своих мечтах он переноситься к ней, и тогда он по-настоящему счастлив.

И эта картина итальянского художника настолько сильно вдохновила художника, что поэт свое стихотворение, которое оказывается не только откровенным, романтичным, но и прекрасным. Ведь стоит только читаться в эти строки! Уже прямо с первых пушкинских строф перед вдумчивым читателем открывается весь внутренний мир поэта, а его первые слова сразу же указывают на всю серьезность его намерений. Теперь он желал видеть перед собой каждый день и каждую минуту лишь только эту картину, где ему так живо представлялась и виделась его прекрасная возлюбленная. Его избранница - это основной смысл всей его новой жизни, счастливой и долгой. И Александр Пушкин теперь меняет свою роль в этой жизни, он видит свое предназначение в том, чего он желает больше на свете - счастливую и крепкую семью, и любимую женщину рядом, чтобы она всегда была рядом с ним.

Лирические герои пушкинского стихотворения – сонета у поэта предстают в необычном для его лирики свете. Они все положительные и счастливые. Прежде всего, это сама его Мадонна, которая сочетает в себе такие качества, как величие, красоту и кротость. Его образ Мадонны - это невеста, которой и посвящено все стихотворение. И в тексте своем поэт, что у Мадонны, главной героине, есть избранник. Он рисует его с разумом в глазах, мудрым, решительным и серьезным. Тем самым, он старается его раз подчеркнуть, что его решение жениться на прекрасной Гончаровой правильное и обдуманное, и он в это уверен. Наконец-то исполнилось его желание, и сам Творец дал ему такую спутницу по жизни, о которой он всегда мечтал. И с такой женщиной он готов провести всю свою жизнь.

Пушкинское стихотворение не только красиво по звучанию, но еще и очень светлое. Но вот как дальше сложиться судьба поэта из сюжета неясно. Но читатель знает, что уже после нескольких счастливых месяцев в браке в семье Пушкиных состоится конфликт, где поэт почувствует себя несчастным и разочарованным. И это потом найдет отражение в его других стихотворных произведениях. А пока он еще счастлив и радостен, он живет в ожидании предстоящей встречи.

Анализ сонета "Мадонна"

1.Семантический анализ.

1 .В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальей Гончаровой).
В стихотворении царит атмосфера божественности и святости. Все очень гармонично, скульптурно, пластично. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия.
2.
Лексические цепочки:
а) образ небесной Мадонны
«Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали кроткие, в славе и в лучах.»
Б)
образ любимой женщины (Натальи Гончаровой)»внимая важному сужденью знатоков.»,
«Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.»
3.
Сопутствующие образы:
слова: «обитель», «суеверно», «пречистая», «божественный спаситель», «ангелы», «под пальмою сиона» распространяют вокруг себя ауру благоговейного преклонения, возникает иллюзия нахождения в храме;
поэт говорит, что лишь «одной картины» он «желал быть вечно зритель». Мы видим, что «невзирая на то, что Мадонна с младенцем Иисусом купаются «во славе и лучах», они остаются столь же просты и скромны.
4. Исполненный восхищения, восторга,

Преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ

Любимой им женщины.


5. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В стихотворениях он показывал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

2.Анализ изобразительных средств

1. Выразительные эпитеты (ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

Гипербола : Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Метафора : Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Лексический повтор : Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…


Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Сравнение : Чтоб на меня с холста, как с облаков…

Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.
2. Сонет по-русски пишется или пятистопным или шестистопным ямбом. Состоит из 14 стихов и разделяется на две части: восемь стихов (два четверостишия) и шесть стихов (два трехстишия). В первой части в двух четверостишиях повторяются одинаковые рифмы – мужские («мастеров» - «знатоков» - «трудов» - «облаков»)и женские («обитель» - «посетитель» - «зритель» - «спаситель»).Необходимость подбирать к слову,кончающему строку, не одну рифму (как обычно), а целых три делает рифму сонета трудной для писания, и надо обладать большим поэтическим мастерством, чтобы эта трудность была незаметна читателю, чтобы рифмующиеся слова звучали естественно, подбирались не только по звукам,но и по смыслу. Последние шесть стихов сонета хотя и обозначаются графически как два трехстишия,но по рифмовке могут делиться и иначе: на четверостишие и двустишие или же, наоборот, на двустишие и четверостишие, как в данном стихотворении.


Инверсия : Исполнишь мои желания. Творец…
3. Пушкинское стихотворение ассоциируется с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (предлагаются репродукции женских портретов художников Возрождения). С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии.
Конечно,только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философ С.Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

Это божественное стихотворение А.С. Пушкин написал в преддверии своего бракосочетания. Он писал своей ненаглядной Наталье Гончаровой о том, что перед ним находится картина с изображением прекрасной женщины. Эта дама была очень похожа на Гончарову, и поэт говорил о том, что мог часами смотреть на эту картину. Он любовался красотой изображенной женщины и считал, что именно такой должна быть идеальная женщина. Пушкин использовал даже такое слово как «пречистая». Вот такой должна быть женщина и такой была Наталья Гончарова.

С первых же строк ощущается религиозная атмосфера. Поэт использовал слова, характерные для церкви. Получается, что он, таким образом, хотел показать, как он относится к своей возлюбленной, которую он считал идеалом. Он радовался и был благодарен Богу за то, что тот ниспослал ему такое счастье в лице любимой женщины. Для Пушкина смотреть на возлюбленную воспринималось как настоящее благо, высшая ценность. Мне кажется, что всем женщинам хотелось бы к себе такого отношения, чтобы их принимали, чуть ли ни за святыню.

Произведение написано в форме сонета. Оно состоит из четырех строф, двух четверостиший и трехстиший. Пушкин с помощью сонета выразил свое искреннее чувство, испытываемое по отношению к Наталье Гончаровой. Здесь мало эпитетов и метафор, но это ничуть не портит общую картину. Размер творения - шестистопный ямб. На мой взгляд «Мадонна» - это самое яркое произведение из любовной лирики Александра Сергеевича.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Мадонна"

Стихотворение "Мадонна" написано Пушкиным в 1830 году и посвящено его жене Наталье Гончаровой. 30 июня того же года он посылает письмо своей возлюбленной, где описывает картину Пьетро Перуджио: "...часами простаиваю перед белокурой Мадонной,похожей на вас как две капли воды";

Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Написано оно в форме сонета. Этим стихотворением Пушкин хотел выразить восхищение этой картиной: В первой части стихотворения он пишет, что свою "обитель" он не хотел бы украшать даже самыми прикрасными творениями "старинных мастеров", далее он рассказывает, что ему приятней видеть одну-единственную картину- Мадонну. Для Пушкина она является воплощением прикрасного, божественного.

Анализ Стихотворения А.С Пушкина «Мадонна»

Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.

Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году.

30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «… часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», - и шутя прибавлял:».. я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.

Тема сонета – восхищение и любование светлым ликом Мадонны. Не множествам картин старинных мастеров Украсить я всегда желал обитель… Уже в первых строках стихотворения лирический герой дает читателю понять: он не стремится удивить знакомых, не прислушивается к важным суждениям знатоков. В искусстве он покланяется иному. Стихотворение пронизано идеей возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает светлые образы великого творца и прекрасной, кроткой Мадонны.

Чувства лирического героя – восхищение и поклонение религии, гармонично сочетающейся с искусством. Одно выражает и подчеркивает другое. В последнем четверостишии – обращение к земной реальной женщине, но очевидно, что для лирического героя она – возвышенный и ясный идеал, исполнившееся желание, ниспосланное творцом. Он обращается к своей Мадонне, и делает заключение:

Чистейшей прелести чистейший образец

Образы, представленные в стихотворении олицетворяют гармонию мира, его красоту:

Кроткие творец и Мадонна- -Она с величием, он с разумом в очах.

И реальная, земная женщина, являющаяся для лирического героем идеалом.

Первые образы одновременно близки и далеки ему, а «Мадонна» реально существующая имеет прямую соотносимость с жизнью героя. В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

Гипербола: Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…

Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков…

Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.

Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…

В поэтической лексике используются археологизмы:

Обитель – 1) то же, что монастырь(устаревшее) 2) место, где кто-нибудь живет, жилище.

Лирическим героем употреблено употреблено во втором значении.

Дивился – удивлялся,средь-среди, взирали-смотрели.

Использование археологизмов делает язык стихотворения более проникновенным, глубинным.

В произведении используются такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы: Она с величием, он с разумом в очах – Взирали кроткие.

Стихотворный размер – амфибрахий.

Рифма мужская и женская(Не множеством картин…)

Стихотворение «Мадонна» является сонетом, так как оно написано в 14 строк и состоит из двух четверостиший и двух трехстиший.

Жанр – элегия, поскольку лирическое стихотворение, выражающее чувства героя, проникнуто возвышенным поклонением, светлыми образами.

Читая стихотворение, испытываешь много чувств, и первое из них, которое следует отметить – восхищение красотой искусства. Кроткий лик Мадонны становится источником вдохновения для лирического героя, в его сознании возвышенность религии и мастерство художника, написавшего картину, являются прообразом и постоянным напоминанием о земной женщине, ставшей для лирического героя символом совершенства.

Безоговорочно отвергая «важные сужденья знатоков», герой Пушкина провозглашает свою единственно верную истину.

Она заключается в том, что красота – это четкость линий, простота и ясность форм, это чувства внутренней гармонии и покоя, охватывающие человека, который смотрит на великое произведение искусства. Исполненный восхищения, восторга, преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины.