Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Эссе эмоции и чувства в работе педагога. Роль чувств в педагогической деятельности. Негативные эмоции и их причины

Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, людям, процессам и результатом практической деятельности.

Эмоции это процессы, отражающие в форме переживания личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека . Служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру.

В широком плане под эмоциональной реакцией понимаются 3 компонента:

1. физиологический (изменение цвета кожных покровов)

2. субъективный (собственно переживания)

3. экспрессивный (мимическое выражение)

К эмоциональной сфере личности относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы и др. Эти эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождается эмоциональными переживаниями. Факты доказывают: 1) врожденный характер основных эмоций и их изображение на лице; 2) наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

Функции эмоций:

1. Сигнальная. Функция общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит.

2. Стимулирующая. Функция воздействия, т.е. оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

3. Оценочная функция.

4. Экспрессивная функция.

5. Коммуникативная функция. Здесь эмоции могут служить языком.

6. Регулятивная. Функция оценки хода и результатов деятельности.

7. Защитная. Функция приспособления к окружающим условиям.

8. Мотивационная функция. Желание испытать какую-либо эмоцию может стать мотивом для совершения каких-либо действий.

*** (Прим.) В нашей лекции по психологии по данной теме мы выделяли следующие функции :

· Отражательно-оценочная

· Сигнальная

· Защитная

· Управленческая

· Мобилизующая

· Компенсаторная

· Дезорганизующая

Т.о. эмоциональные явления биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса.

Эмоции и чувства обладают самостоятельной ценностью для личности. Виды эмоций.

I. Их можно классифицировать: 1) по интенсивности; 2) по продолжительности; 3) осознанности; 4) происхождению; 5) условиям возникновения; 6) воздействию на организм; 7) динамике развития; 8) направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее); 10) по способу их выражения во внешнем проявлении (экспрессии); 11) по нейрофизиологической основе, 12) "знаку" (положительные, отрицательные, нейтральные); 13) по их влиянию на деятельность человека (тормозят или активизируют и т.д.).

II. К.Изард выделил ряд основных эмоциональных состояний, которые назвал фундаментальными, а все остальные производными. Каждая из фундаментальных имеет свой спектр характеристик и внешних проявлений: 1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание - горе, 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд.

Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности. Пример: 1) спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование; или 2) застенчивость, смущение, стыд, вина; или 3) неудовольствие, досада, огорчение, страдание, горе.

III. Б.И.Додонов перечислил социальные эмоции, поскольку они приобретаются прижизненно в результате взаимодействия с людьми: 1)альтруистические эмоции, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2) коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении; 3) глорические эмоции (от лат. – слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе; 4) праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью; 5) пугнические эмоции (от лат. – борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе; 6) романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному; 7) гностические эмоции (от греческого – знание) связаны с познавательной деятельностью личности (это интеллектуальные эмоции); 8) эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы; 9) гедонистические эмоции, связанны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; 10) акизитивные эмоции (от французского – приобретение), которые связаны с интересом к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

IV. По влиянию на деятельность человека эмоции делят на стенические и астенические. Стенические эмоции отличаются действенностью, они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов "горы перевернуть". Переживая сочувствие к другу, человек ищет способ помочь ему. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут "ноги подкоситься". Иногда переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Эмоции в структуре личности и поведении доц. каф. социальных и гуманитарных наук Поршнев А.В.

3 Эмоциональное состояние Внутренние переживания Внешние проявления?


4 Возникновение эмоций Теория Джеймса - Ланге У.Джеймс: "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся"


5 Возникновение эмоций Когнитивный диссонанс (Л.Фестингер) ожидания – реализация Гипотеза 1. Возникновение противоречия, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке разрешить его (или уменьшить степень расхождения) Гипотеза 2. При попытке разрешить противоречия индивид будет избегать ситуаций и информации которые могут вести к увеличению противоречий


6 Основные понятия Эмоции - субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей Аффекты – эмоции, сопровождающиеся большой силой, обладающие способностью тормозить других психические процессы Страсть – стойкая, длительная эмоция, порождающая высокую активность Чувство - сложная форма эмоциональных процессов (достигаемая в процессе развития человека), которая представляет собой не только эмоциональное, но и смысловое отражение. Чувство может порождать эмоции различного спектра (любовь – гнев, радость).


7 Характеристики эмоций Модальность: страх, гнев, радость Знак (отрицательные, положительные) Воздействие (стенические – повышающие, активность, астенические – снижающие) Сила, продолжительность и осознанность


8 Функции эмоций Регуляция поведения Оценивание событий Мобилизация ресурсов организма


9 Теория дифференциальных эмоций К. Изарда основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; эмоциональные процессы взаимодействуют перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; в свою очередь перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.


10 Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера эмоциональные состояния - это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция


11 Эмоциональные процессы Эмоциональность Эмоциональная устойчивость Эмоциональные состояния Повторение ситуаций Эмоциональные свойства Эмоциональные процессы Эмоциональные состояния


12 Итого Эмоции влияют на деятельность человека Нейрофизиологический механизм не способен вызвать эмоции, он лишь создает условия для них (Н. Фрийда, 1986) Процессы обработки информации могут быть не только контролируемые сознанием человека, но и автоматические (К. Изард) - Эмоциональные процессы могут сознательно контролироваться Эмоции, мотивация и потребность связаны


13 Психические состояния Бодрость, усталость, депрессия, скука, «дежавю» и т.д. Фрустрация – состояние неуспеха, сопровождаемое отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой и т.д. Тревожность – склонность к частым и интенсивным переживаниям тревоги Эйфория – радостное, состояние благодушия и беспечности не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой Стресс – состояние психического напряжения


14 Закономерности Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С.Выготский) Без эмоциональной стороны действия менее успешны, без интеллектуальной стороны не поддаются контролю


15 История В.Райхер


16 Управление эмоциями Осознание. Способы контроля и управления эмоциями заключаются во включении интеллектуальных процессов в анализ возникающих ситуаций Техники саморегуляции. Интенсивная мышечная нагрузка, интеллектуальный анализ эмоций, смена деятельности, использование музыки, релаксация


17 Теория эмоционального интеллекта (Д.Гоулмен) Знание своих эмоций Управление эмоциями Мотивирование себя Распознавание эмоций других людей Поддерживание отношений


18 Модель эмоционального интеллекта }