Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Упражнения по эйдетике для дошкольников. Мастер-класс «Использование метода эйдетики для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Игра в ассоциации

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности , дарить ощущение успеха?

На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

Эйдетика - это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала . Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого - недостаточно развитое ассоциативное мышление.

Метод эйдетики построен на простых принципах :

Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Радостная, веселая атмосфера.

Мобильность и доступность игрового материала.

Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Правила использования эйдетики:

1. Каждая игра - это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры следует повторять, ведь это - необходимое условие развивающего эффекта.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:

Свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Цветовых ассоциаций;

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

Тактильных ассоциаций;

Предметных ассоциаций;

Звуковых ассоциаций;

Вкусовых ассоциаций;

Обонятельных ассоциаций;

Графических ассоциаций;

Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Ведь у маленьких детей еще не достаточно сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта, чтобы строить ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на первом этапе работы малышу нужна помощь взрослого. Начинать надо так:

Воспитатель:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Дети:

Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Цветовые ассоциации . Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

Например:

Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами . Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Тактильные ассоциации . Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.....)

Предметные ассоциации . Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой..)

Игры по методу частичного показа . Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Звуковые ассоциации . В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие - коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой...

Вкусовые ассоциации . Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Обонятельные ассоциации . Обонятельный анализатор - это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы -это загадка - головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии.

Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Уже много лет я работаю преподавателем,стараясь отдавать предпочтение тем методам работы, которые позволяют получать знания легко и интересно. Работая в школе с учащимися начальных классов,я применяю одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика.

Эйдетика - это развитие внимания, памяти, мышления, воображения, интуиции, творческих способностей. В наше время современному человеку приходится работать с лавиной информации. Для того,чтобы чувствовать себя комфортно в этом информационном потоке, важно знать инструменты для работы с информацией.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой - либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!

В работе со своими учениками я выбираю такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге "Магия памяти" Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На моих уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики

Я считаю, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции,учат видеть образами,фантазировать,мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм . Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Пиктограмма - это изображение, передающее рисунком какую-то информацию. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.

На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Сначала читается все произведение от начала до конца, затем по строчкам или по частям плана. После этого ученик рисует пиктограмму к каждому отрывку. Затем я продолжаю читать, а ребенок слушает и опять рисует. При этом рисунок должен напоминать текст.

После такого упражнения учащийся вдумывается в суть каждого слова, просит объяснить новое и непонятное,так как чтобы нарисовать схему понятия,нужно хорошо все представить. При этом пиктограмма не требует умения хорошо рисовать, она схематична, выполняется очень быстро и помогает легко запомнить и пересказать сюжет.

Интересно то, что пиктограммы помогают запоминать информацию без лишнего напряжения, без механического зазубривания. материал запоминается осмысленно и сознательно. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным.

2. При изучении умножения использую такие техники:

- "С нулем" - существует упражнение, называемое "Шляпа фокусника". Если накрыть ею любой предмет, зайца или букет цветов, мы увидим только шляпу. Вот так же ноль, накрывая, как шляпа, любое число - дает ноль.

Техника умножения на один называется "Зеркало" . Кого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Свое отражение, то есть себя.Точно также любое число, посмотрев на единицу в зеркало, увидит себя.

Мне, как учителю начальных классов, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Эйдетика дает возможность с помощью памяти,воображения и неординарного мышления изучать различные школьные предметы. В общем эти методы оптимизируют сознательное восприятие и усвоение учебной программы, вырабатывая навыки активного творческого мышления.

«Однажды маленький лягушонок упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! – кричали они ему, – не трать силы! У тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, – не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»

Что помогло лягушонку выбраться из сложной ситуации? Вера в себя? Вера в поддержку своих друзей? Безусловно, выручила его способность мыслить позитивно….Ведь, лягушонку и в голову не пришло, что друзья могли пожелать ему плохого – ведь это был позитивный лягушонок…

А что же такое позитивное мышление?

Позитивное мышление – это наша жизненная позиция, высказывания и мышление, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе.

Залог современного успешного человека- это способность мыслить позитивно, выбирая и акцентируя свое внимание в любой ситуации только на позитивные моменты. Не страдать по поводу неудач и сделанных ошибок, а способность анализировать, исправлять и двигаться дальше!

Факт – событие нейтральное, а как мы будем к нему относится – это всего лишь наш выбор. Хотим, добавим факту позитива и будем радоваться и смеяться, а хотим так усугубим этот же факт, что рыдать и хандрить будем долго. Мне важно научить моих школьников не огорчаться и « не залипать» на ошибках, а находить быстрые способы решения проблемы или их исправления…

В любой религии, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Собственно говоря, таким образом, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее, как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку? Говорят, что рай и ад существуют на земле, и каждый из нас сам выбирает, в каком мире ему жить. Те, кто из всего, что происходит вокруг, выбирают только негативное – всю жизнь живут в аду, а те, которые выбирают позитивное – в раю.

Вся история развития цивилизации подсказывает нам, что в мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления людей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к её познанию, к её развитию.
Мы работаем с детьми, формируем и тренируем их навыки быстрого, выразительного чтения, правильного арифметического счета, навыки грамотного письма, логическое мышление и многое другое, хотя я считаю акценты нужно расставлять и делать именно на формирование позитивного мышления, ведь это есть залог их успеха в жизни! Почему?
Позитивное мышление - это эффективный инструмент для достижения успеха в любом деле.
Впустив в свою жизнь позитивное мышление, легче будет добиваться результатов, потому что негативное мышление тормозит любой прогресс в делах.
Человек с позитивным подходом к жизни ориентирован на действия, на проявление активности, в отличие от пессимистов, которые не умеют, да и не хотят выкарабкаться из своих проблем, позитивное мышление придает веру в себя, в своих близких, друзей, а так же он есть мощный фактор оздоровления всего организма.
На протяжении многих столетий восточные мудрецы говорят, что позитивное мышление - путь к исцелению духовных, физических и эмоциональных недугов человека .
Как же привлечь позитивное мышление в свою жизнь, можно ли научиться мыслить позитивно? И как научить этому своих учеников?
Безусловно, только на своем опыте и на свое примере, на своих знаниях, которые я получала непосредственно, в процессе саморазвития, посещая различные тренинги.
Так, я открыла для себя тренинги по ЭЙДЕТИКЕ (методы запоминания информации), которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять позитивно. Ведь наша память эффективнее удерживает и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается…Сейчас мои второклассники легко могут повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые последовательные цепочки.

К примеру игра « ТЕЛЕВИЗОР»:
КАРЛСОН                 СТУПЕНЬКИ
ДИВАН                   МОРЕ
АРБУЗ                   БЕГЕМОТ
РУЧЕЙ                   ЮБКА
САКВОЯЖ               КОРСЕТ
АПЕЛЬСИНЫ             ШАРИК
КУРИЦА                 ЗЕМЛЯ
ДЖИНСЫ                МОРОЖЕНОЕ
ЛЯГУШКА                КЛЮКВА
САПОГИ                 УШИ

Составляем цепочку образов: КАРЛСОН улегся диван , на диване лежит арбуз , из арбуза течет ручей сока, по ручью плывет саквояж , из саквояжа посыпались апельсины , апельсин схватила курица и т.д.

Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко. Почему читая увлекательный роман или детектив, мы легко перескажем прочитанное? Потому что, пока читали, автоматически включалась визуализация. У детей образная память более развита, чем у взрослых, потому они и запоминают все быстрее и проще. Взрослые часто жалуются на возрастные ухудшения памяти, но на самом- то деле – когда они последний раз фантазировали, придумывали, креативили? А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память? Для этого теперь есть записные книжки, мобильные телефоны. Это замечательно. Но при этом память не получает должной нагрузки и тренировки, она не задействована, и отсюда, как правило жалобы на незапоминание…

Игра « ТЕЛЕВИЗОР» при этом очень хорошо развивает аудиальную память. Как показали мои исследования, дети в большинстве случаев, воспринимают информацию визуально, либо кинестетически, а для запоминания «на слух» требуется особая подача материала. Потому зачастую один и тот же материал приходится преподносить по-разному, рассчитывая и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетов, подбирая не только соответствующие слова, но и специальные игры.

Запомните и воспроизведите увиденное:

После составления и воспроизведения цепочки слов (и как показали исследования- если в эту игру играть постоянно и систематически, то через 2 недели навык воспроизведения и представления будет столь устойчивым, что количество слов не будет иметь значения, хоть 100, хоть 200, а соответственно, любую информацию, которую ребенок будет получать аудиально, то ли на уроках биологии, то ли на уроках чтения, литературы воспроизведет легко и непринужденно, сэкономив время на выполнении домашней зубрежки) мы расширяем наши привычные рамки воображения, придумывая парадоксальные ассоциации к этим словам, причем все создается на позитиве: каким это не бывает? Курица в памперсах, море – высохшее посередине, головастики гигантские и т. д.

Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации, хохочут, чем улучшают не только свою память, а т.ж. настроение и свою работоспособность. И таких упражнений в эйдетике много… Они разнообразны, эффективны, я применяю их и на математике, и на чтении, и на уроках русского и украинского языков, раз в неделю веду кружок «Скорочтение и скоромышление».
Так на уроке русского языка я использую эйдетические приемы для запоминания правописания словарных слов (метод созвучий) :

КАРТИНА – тина кароль поет о картине, (подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
СОНАТА – от сонаты клонит в сон,
ПИРАТ- пираты идут на пир,
МАГАЗИН – в магазине работает маг,
ОСИНА – в осине много ос,
ВИНЕГРЕТ – вино пьет негр и закусывает винегретом…
Дети любят, очень любят рисовать. Потому часто мы рисуем словарные слова, но так, чтобы в рисунке была хорошо прорисована запоминаемая буква.(графический прием )

К примеру:
ПАЛЬТО –рисую пальто и пуговицы на нем в виде буквы А
САПОГ – изображение сапога, подошва, подъем и каблук- контур буквы А
КОРЗИНА- рисунок корзинки, обвожу дно. Оно похоже на букву О
ЯГОДА – рисую на доске ягоду, цветным мелком обвожу ее. Это есть буква О.
Посмеявшись несколько минут, представив себе все эти веселые картинки, ребята, выполняя проверочный словарный диктант, все эти яркие связки припомнят и правильно напишут ту букву, правописание которой нужно было запомнить..
Сейчас, время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его в жизни – может не каждый… Почему дети тратят много времени на выполнение домашних заданий, особенно устных? А может ли ребенок после 5-тичасовых пересказов текстов, зазубриваний, заучиваний стихотворений чувствовать себя успешным и успевающим? Кто из учителей учит своих учеников рационально использовать свободное время и продуктивно работать с материалом, чтобы с минимальными временными и энергетическими затратами запомнить изучаемый материал? Почему мы не учим детей выбирать из текста ключевую информацию и обрабатывать именно ее?
Из своего педагогического опыта и наработок, одним из самых эффективных приемов запоминания является метод пиктограмм .
Пиктограмма -это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Начиная с 1 класса, я ввожу этот метод. Сначала я говорю слова, дети схематично их рисуют. Работаем, составляем и рисуем коллективно:.

Потом, аналогично мы рисуем пиктограммки на мои предложения. Всем классом обсуждаем каким будет изображение, при чем я сознательно делаю рисунки карикатурно, легко и весело…

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.

Хочу на трениниг!

Цель мастер-класса

Задачи:

  • Дать педагогам представление о том, что такое эйдетика.
  • Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития психических процессов старших дошкольников.
  • Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики, для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО.

Ожидаемые результаты:

  • У участников мастер-класса сформируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.
  • Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.
  • Участники мастер-класса придумают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методе эйдетики для закрепления имеющихся у детей знаний по разным разделам ООП ДО.

Уважаемые коллеги, внимательно посмотрите на стол в течении 10 секунд.

На столе расположены следующие предметы: книга, шкатулка, чашка, домик, кукла, матрешка.

Закройте, пожалуйста глаза (в это время поменять предметы местами и накрыть платком).

Скажите, где какие предметы находятся?

(Ответы участников мастер-класса)

Эта игра направлена на развитие образной памяти, мышления, воображения, внимания, в ее основу лег метод эйдетики.

Тема моего мастер-класса «Использование метода эйдетики для развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – разработка развивающих игр, основанных на методе эйдетики, для развития образной памяти и закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО.

И так, что же такое эйдетика? «Эйдос» – в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика». Более глубоким изучением этого явления занялся немецкий ученый Эрик Йенш в 1911 году. В России проблемами эйдетики в 20–30-е годы занимались многие знаменитые ученые: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Л.С. Выготский утверждал, что эйдетизм – это нормальное явление в онтогенезе каждого ребенка.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Вы, наверное все прекрасно знаете, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции – в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается более 20.

Я же сегодня хочу познакомить вас с игрой, основанной на принципах и методах эйдетики, которую я сделала для старших дошкольников (Фотографическая память).

Демонстрирую игру «Посмотри и запомни», фотографии из коллекции «Памятники сказочным и литературным персонажам», сюжетную картинку для закрепления с дошкольниками знаний о частях суток.

Все игры имеют как одну общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, так и задачи, связанные с закреплением имеющихся знаний у детей по разным разделам ООП ДО. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы, очень хорошо стимулирует детей соревновательный момент (у кого больше смайликов в конце игры).

Рассказываю, что стимульный материал может быть самым разнообразным (можно взять готовый картинки из интернета, из книг; самостоятельно нарисовать рисунок; скомпоновать иллюстрацию, используя компьютерные программы и т.д.). Такую игру можно проводить в ходе НОД, использовать на закрепление определенных знаний. Сюжет иллюстрации будет завесить от поставленных педагогом задач.

Предлагаю участникам мастер-класса разделиться на команды и придумать сюжеты картинок и составить к ним вопросы, для закрепления имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний по разным разделам ООП ДО. Команды представляют свои наработки, рассказывают, какие знания у детей можно закрепить, используя данную картинку.

Благодарю участников мастер-класса за работу.

Предлагаю участников оценить мастер-класс (лимон – не понравилось, банан – понравилось, яблоко – остались вопросы).

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться. Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у них бурю возмущения, и все эти негативные эмоции обрушиваются на бедного малыша. Перед тем, как наказывать его за очередную двойку, задумайтесь – возможно, причина такого поведения ребенка не его лень или нежелание учиться, а виной всему является плохая память?

Каждый день ему нужно запоминать большой объем пресной и не всегда интересной информации, слушать учителя на уроках, а потом еще готовить домашнее задание: выучить стих, запомнить несколько формул по математике и подготовить перевод текста на иностранном языке. И чем старше становится ребенок, тем больше нагрузка в школе.

В придачу к этому еще добавляются экзамены. Весь процесс обучения превращается в сплошную зубрежку. Запомнить всю необходимую информацию таким способом довольно сложно. Это требует неимоверных усилий и высокой концентрации внимания.

Если ребенок, потратив несколько часов на то, чтобы запомнить какую-то информацию, на следующий день не может ничего вспомнить и получает неудовлетворительную оценку, то это может надолго отбить у него желание в следующий раз вообще что-то учить. Поэтому очень важно выяснить причину плохой успеваемости вашего ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой.

В этом вам поможет эйдетика. Чаще всего весь школьный материал ориентирован на логическое мышление и механическую память, поэтому он представляет собой сухую, сжатую информацию, которая очень плохо усваивается нашим мозгом. Тогда как ребенку ближе всего образное мышление. Ведь малыш с самых первых лет жизни лучше всего запоминает яркие, интересные образы. Существует даже такой вид образной памяти, как эйдетизм, благодаря которой мы легко запоминаем все яркое и примечательное, а потом можем все это с легкостью вспомнить, когда нам это понадобится.

Эйдетика – это методика, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления.

Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. С помощью этой методики можно выучить и запомнить что угодно, будь то номера мобильных телефонов, иностранные языки и т.д.

Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.

Для того чтобы вы лучше всего смогли разобраться во всех особенностях этой методики, мы можем вам порекомендовать следующие книги:

  1. «Как развить хорошую память?» Эта книга очень хорошо подойдет для маленьких детей, так как в ней много веселых историй про животных и героев из разных мультиков. Ваш ребенок будет развивать свое воображение и научится запоминать стихи и сказки с помощью пиктограмм. Также в книге представлены планы занятий и различные психологические игры, которые учителя могут использовать в своей работе.
  2. «Как развивать внимание?» В этой книге вы найдете множество полезных советов и упражнений, которые помогут вам развить ваше внимание и научат вас выделять главное и запоминать только то, что нужно.
  3. «Как запоминать слова?» Если у вас есть проблемы с правильностью написания каких-то слов, то эта книга специально для вас. В ней представлены различные способы и приемы, которые основаны на вашей фантазии и воображении. Благодаря ним вы сможете запомнить до 120 слов и научитесь писать их грамотно.
  4. «Как запоминать английские слова?» С помощью этой книги изучение иностранного языка станет простым и увлекательным занятием не только для вас, но и для вашего ребенка. В этом издании есть много методов и советов как лучше всего запоминать новые слова. К тому же подобраны уже готовые ассоциации к каждому английскому слову, благодаря которым вы легко и быстро овладеете новым для вас иностранным языком.

Эйдетика – это методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. В отличие от скучных и неинтересных программ обучения, эйдетика представляет собой веселую игру. Поэтому эту методику можно применять для развития детей от 2 лет. Если вы с самого детства научите своего малыша запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем ваш ребенок будет хорошо учиться и будет с удовольствием ходить в школу.

Для того чтобы вы смогли самостоятельно освоить эту методику для начала можете выполнить со своим малышом следующие упражнения:

  • Запомнить цифры. Для этого нужно попросить ребенка представить каждую цифру в виде разных образов. Например, «1» – это Буратино с длинным носом, «2» — лебедь, «3» — двугорбый верблюд, «4» — перевернутый стул и т.д. Чтобы малыш запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т.д. Таким же способом можно научить ребенка запомнить ваш номер мобильного телефона. Согласитесь, что это очень полезная для него информация.
  • Запомнить буквы. Каждую букву алфавита можно представить в виде разных образов. Малышу очень понравится, если вы нарисуете портрет буквы, придумаете для нее биографию, пусть у нее будет свой характер, и при этом она будет издавать свой характерный звук. Таким образом, весь алфавит можно представить как сказочную страну, в которой живут веселые жители – буквы.
  • Запомнить слова. Чтобы малыш мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую последовательность слов, нужно придумать интересный рассказ, в котором слова будут стоять в той же последовательности, что и в задании. Будет просто замечательно, если ребенок проявит свою фантазию и сам придумает этот рассказ.
  • Запомнить стих. Дети очень хорошо запоминают яркие картинки, поэтому чтобы ребенок легко смог запомнить нужное стихотворение, его нужно нарисовать. Конечно, некоторые слова у вас не получится изобразить на листе бумаги, но глядя на этот рисунок, ребенок сможет вспомнить ключевые слова и их правильную последовательность.
  • «Что изменилось?» Поставьте перед малышом различные предметы. Это могут быть игрушки, кубики, предметы быта. Пусть он назовет их и попытается запомнить. А затем накройте эти предметы и переставьте местами. Попросите малыша расставить игрушки в том же порядке, как и раньше. Чтобы он смог справиться с этим заданием, с самого начала придумайте историю с этими предметами.

Со временем ваш ребенок сам научится придумывать эти рассказы, представляя их в своем воображении.

Преимущества эйдетики, по сравнению с другими методиками обучения, будут заметны уже после первого занятия.

  • Во-первых, любую информацию можно представить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Во-вторых, в качестве учебных материалов можно использовать абсолютно любые вещи: любимые игрушки, книжки, различные предметы быта и т.д.
  • В-третьих, сам процесс обучения происходит в виде игры и проходит в очень радостной и веселой атмосфере.

Главный принцип эйдетики: развитие воображение + получение положительных эмоций = запоминание нужной информации.

Благодаря этой методике ваш ребенок будет всесторонне развитым и уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи. Будущее ваших детей – в ваших руках!