Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Источник платонида. Непрославленная подвижница платонида Гора Шунут, Шунутский горный массив

Я совершенного случайно увидела в группе экопоселения репост с приглашением для всех желающих поехать на интуитивный сбор трав. В голове тут же щелкнуло, что ехать нужно, я связалась с организаторами и забронировала место. Кто эти люди, чем они занимаются, сколько участников поездки и куда нас повезут — все это я узнала уже по факту. До того момента меня вела лишь интуиция, и она меня не подвела, но об этом позже Я проработала все выходные, чтоб в будний вторник ранним утром отправиться на встречу приключениям (неизвестно с кем, неизвестно куда).

Как оказалось, поездку организовала замечательная пара — Сергей и Мира. Они основали Сибирский путь (https://vk.com/sibirput). Водят туристов в совершенно невероятные походы, а Мира занимается травничеством, составляет чаи силы из дикоросов.

Они отвезли нас в совершенно невероятный северный лес. Уже на входе в него чувствовалась невероятная энергетика этого места. Тянуло вперед, хотелось скорее идти туда, где, как мне показалось, нас ждали.

Путь лежал вдоль русла реки Малый Ик, до нашей цели нужно было идти 5 км.

Сергей сразу объяснил, что до места силы лучше идти на голодный желудок, чтоб не заземляться. Мы представились лесу и рассказали о том, зачем пожаловали.

По пути Мира делилась с нами своими знаниями, учила правильному сбору трав, рассказывала и показывала, какие дикоросы можно есть и как они называются.
Поэтому голодных желудков у нас не получилось Всевозможных трав мы нажевались до отвала.

А ещё в тех местах растет черемша. Та самая травка с широкими листьями и чесночным вкусом. Ее там столько, что глаз не хватает)

Леса там глухие, безлюдные и живые. То дятел закричит, то слышится из дупла не дереве писк птенцов. Попались на нашем пути и ядовитые змеи. Сергей нашел следы, похожие на лисьи. Процветает без человека лесной край.

Немного об источнике Платониды

В давние времена здесь стоял старообрядческий скит. Когда-то это место очень почиталось старообрядцами, а сейчас сюда тянутся как старообрядцы, так и православные, и различные оккультисты, и просто туристы. Для начала давайте погрузимся в пучины истории и попытаемся понять кем была эта странная женщина, в честь которой назван чудотворный источник. Существует множество легенд об отшельнице Платониде (по меньшей мере несколько десятков вариаций!).

По одной из легенд, давным-давно в этих краях жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра Платонида. Случилась беда: умерли батюшка и матушка, а завещания не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30-40 лет и замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры. Но каково же было их удивление, когда они увидели свою сестру живой, невредимой и совсем молодой, как много лет назад. Оказалось, что в источнике у скита текла «святая вода». Умываясь той водой, сохранила Платонида красоту и молодость. Далеко пошла молва о Платониде и потянулись сюда паломники…

Легенды - легендами, но вот достоверных фактов о Платониде раз-два и обчелся. Доподлинно не известно каким было ее настоящее имя, фамилия, когда родилась и из какого рода она вышла и т.д. Многие исследователи не без оснований предполагают, что до отшельничества она жила в крестьянской семье в расположенном здесь же поселке Краснояр. Известный краевед Владимир Трусов по архивным документам смог установить, что жила Платонида в далеком XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года. (

06.12.2016 10:38:22

Текст: Михаил Латышев

Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные "висячие" болота. С высоты можно любоваться морем островерхих пихт и елей.

Такой вид открывается с горы Шунут Коноваловского увала, расположенной в трёх десятках вёрст к югу от Ревды. Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча…

…Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами – предвестниками осени. Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было. Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, "над" ней. Казалось, ничто не остановит их. Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

Шунут-Серга" парка "Оленьи ручьи" мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст.
Перед просекой к Шунут-камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего. Стемнело быстро.
Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника.
Помню, что пил воду из него – и не мог напиться! А дома попробуй-ко выпей столько воды – не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.


Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, а напротив неё – банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать "в скиту" и я напросился с ними.
Была морозная ночь, взошла полная луна и в лесу стало светло, как днём. От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста.

Лесная церковь"!


Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри "скита" на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.
Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась. Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега.
Вообще, лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин.
Почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе. Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу. В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.
лесной церкви" крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик. В одном месте на берегу была устроена каменная запруда и купель для крещения.
Над ней склонили ветки "заверованные" деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить. Это делают люди, которые в это верят.
крёстного хода" установили близ могилы Платониды большой деревянный крест.
Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могилу Платониды зачем-то принёсли надгробие с могилы матери Таисии. Появился ещё один крест, из бруса.
От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.

Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики.
Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина. Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века.
Они молятся "обоюдно" – и за Платониду в том числе, ведь она не канонизирована.
Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

К истории уральских староверов Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни детей", - говорит Геннадий Чунин.
Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь.
Старообрядцев принимали на уральских заводах, для заводчиков они были добросовестными работниками. Интересно, что в обиходе староверов появились металлические иконы и распятия.

Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) "О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)". Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.
"В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий – софонтиевцы.
Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из "никонианской" Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года.
Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику.

Это течение стало именоваться часовенным или "стариковщиной". До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст.
К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России.
Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко "Клады" близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников".

На Весёлых Горах": "Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония.
Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах... А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры...".

Екатеринбургских епархиальных ведомостях" отмечалось: "старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле "о. Георгия" в Черноисточинском заводе;
27, 28 и 29 мая на могиле "о. Иова" в Нижне-Тагильском;
6 июня – на могиле "инока Аввакума", в 6 верстах от д.Сажиной.
16 августа на могиле "матери Платониды" в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем".

первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия.
Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа.
Мать Таисия померла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику".

Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев. На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды - подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века.


Богомольцы говорили: "Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала - кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…".


Сведения о старице Платониде есть в "Урало-Сибирском патерике" - "Истории о отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни".
Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

Вот что в нём сказано о непрославленной подвижнице: "Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники "в печали бяху велицей". Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь "в жертву живому Богу, да послужит Ему".

во иноческий образ".
Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина. Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу ("отъиде от них тай в пустыню на безмолвие").

Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. "Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём". Рассказали о Платониде "мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна", которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший.
Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, "свидетельствованного в Родословии". ("Родословие" часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом).
Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным".

Источник святой Платониды - это место силы, целебный радоновый источник в верховьях реки Малый Ик, вблизи горы Шунут, самой высокой горы в окрестностях Екатеринбурга (726 м).

По легенде, давным-давно в этих краях жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра Платонида. Случилась беда: умерли батюшка и матушка, а завещание не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30 лет, и вдруг замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры. Но каково было их удивление, когда они увидели свою сестру живой, невредимой и совсем молодой, как много лет назад. Оказалось, что в источнике у скита текла "святая вода". Умываясь той водой, сохранила Платонида красоту и молодость... Если искупаться в водах источника, то можно исцелиться от запоев, импотенции, кожных заболеваний, от синдрома хронической усталости.

За плечами большой рюкзак. В навигаторе забиты координаты основных точек. Еду один. Автобус Екатеринбург-Ревда, полупустой днем. Полтора часа и я в Ревде.

Сижу на жд-вокзале, жду автобус до Краснояра. Автобус ходит всего три раза в день. Разговорились с мужиком. Он из Краснояра, местный житель. Зовут Сергей. Рассказывает мне как дойти до Шунута и Платониды, а то «тропинок много можно заплутать». Рассказывает о себе. Говорит, что раньше жил в Екатеринбурге, продал все и переехал жить в Краснояр. Так же, что Шунут место силы, и что здесь ходят всякие люди, бывают и колдуны. Сергей – целитель, знахарь, так же водит желающих на Шунут и Платониду и вообще интересный человек.

У него, кому интересно, есть сайт . Так же думаю у него можно оставлять в деревне машину, если идете пешком на Шунут/Платониду.

Доехал до Краснояра. Вышел из деревни. Иду по грунтовой дороге. Потом заворачиваю в лес. Как обычно, чем дальше, тем глуше.

2. До Платониды тропа отмечена ленточками

3. Указатели с эмоциональной нагрузкой

4. По лесу до Платониды идет лесовозная дорога, на самом деле «хрен проедешь» даже на крутом внеродоржнике.

5. В лесу набредаю на такую штуку. Что это? Крышка люка или часть рухнувшего НЛО?)) В любом случае странно видеть это вдалеке от цивилизации.

6. Дохожу до таежной речки с коротким названием Малый Ик.

Впереди показалась территория Платониды. От Краснояра до Платониды 12 км. В сущности источник Платонида это ключ, который бьет из-под земли и тут же втекает в речку Малый Ик. По легенде Платонидой звали женщину, когда она умерла ее похоронили здесь, и из этого места стал бить ключ. Подробнее написано .

7. Середина недели и я не застаю здесь ни одного человека. Без людей место выглядит довольно странно. Могила. Навес для защиты от дождя. Крест.

8. Святой источник Платонида. Вода вкусная.

9. Река Малый Ик.

10. Существует традиция приносит сюда камень, для обустройства родника и очищения души…

11.

Медленно поднимаюсь на Шунут. Кстати, на Шунуте есть свой родник, а кто об этом не знает тащит воду сюда. Я тоже нес два литра кг воды. На вершине народу не густо. Всего одна группа организованных туристов с гитарой.

12. И вот я на вершине. Высота 724 м.

13. Елки и лиственницы плотно подступают к скалам. Кругом глухой таежный лес.

14. Природа здесь красивая

15. Забираюсь на самую высокую скалу и пью чай. С соседней скалы доносятся звуки гитары..

16. На часах почти двенадцать ночи. Темнеет.

Ставлю палатку. Готовлю ужин на костре. Ночую. Подробнее о вершине Шунут можно посмотреть .

17.

В пять утра подъем. Прохладно и больше не спится. В семь часов утра начинаю спуск с Шунута в сторону Старика Камня. Идти километров десять. Капает дождь. Дохожу до скалы.

18. Скала Старик Камень. Внешне гора похожа на голову седого старца. С этого места начинает хребет Коноваловский Увал, который тянется на северо-запад на 15 км. Старик-камень это как бы голова хребта.

19. Скала и дорога рядом

После осмотра Скалы возвращаюсь обратно в деревню Краснояр. Через Платониду, около 15 км пути.

Траектория всех моих пеших движений. Суммарный пробег за два дня – 40 км.

На этом все. Спасибо за внимание.