Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Иван старов архитектор работы. Иван Старов. Архитектура - его жизнь. Архитекторы и скульпторы

14 ноября 1779 г. императрица Екатерина II подписала грамоту о предоставлении «... Обществу крымских христиан Армянского закона» льгот и права построить и основать сёла в округе крепости св. Димитрия Ростовского. В следующем 1780 г. был утвержден план нового армянского города на берегу Дона и заложена первая деревянная церковь . В 1781 г. состоялось торжество освящения и основания города, получившего название Нахичеван-на-Дону . Его первый генеральный план известен по обнаруженной академиком О. Халпахчьяном в архиве Москвы копии, снятой вахмистром Григорием Горлецким .

По мнению многих историков и искусствоведов, автором генплана, а также предшествовавшего ему эскиза был известный русский архитектор Иван Егорович Старов. Ему приписываются и проекты двух самых значительных культовых зданий Нахичевана: собора во имя св. Григория Просветителя на центральной площади и церкви монастыря Сурб-Хач в окрестностях города.

Подробности биографии Старова недостаточно известны, даже дату его рождения исследователи называют разную: 1743, 1744, 1745, 1748 гг. .

Будущий зодчий родился в семье дьякона. С 11 лет он учился в гимназии при Московском университете, с 1758 г. продолжил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1762 г. окончил её с золотой медалью, получил шпагу (знак дворянства) и стал вторым в истории Академии пенсионером-архитектором, которого отправили на стажировку в Западную Европу (Париж, Рим) . В 1768 г. архитектор вернулся в Петербург и выполнил проект на соискание звания академика.

С 1772 г. он работал в «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы», участвовал в реконструкции «погоревших мест» Москвы, Любима, Порхова; разрабатывал проекты планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. В эти годы он построил дворцовые ансамбли и усадебные комплексы в Богородицке и Бобриках под Тулой, в Никольском-Гагарине под Москвой, в Тайцах и Сиворицах пол Петербургом .

В конце 1770-х гг., после утверждения России на берегах Чёрного моря, зодчий активно работал по освоению земель Новороссии. Своими проектами он предопределил характер градостроительства в этом регионе, положил начало формированию художественного облика таких южнорусских городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.

Одна из первых его работ - проект Нахичевана. В отличие от последующих грандиозных планов Старова, это был проект гражданского торгового поселения у судоходной реки. Близость природного строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш) и лесных массивов способствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию .

Городская территория с небольшим уклоном к реке обрывалась у берегового склона, изрезанного оврагами.

Отведённая для Нахичевана площадь (780 х 1175 саж.) была рассчитана по нормам XVIII в. на перспективу роста города до 85-90 тыс. чел. |6]. Ориентация основных улиц определялась с запада на восток. Прямоугольные кварталы вытягивались с севера на юг.

Особенностью планировки города было размещение на главной композиционной оси центральной площади с торговым и административным центрами и собором. Вокруг размещались приходские церкви. На берегу намечалось расположить строения для обслуживания судов.

Город обращался лицом к Дону. У реки и в пределах трёх средних кварталов центральной площади предполагалось возвести собор, архиерейский дом, семинарию и другие административные здания. С крепостью город связывали две дороги. Одна из них, ранее ведущая в Полуденку (форштадт), спускалась от восточных ворот крепости к берегу Дона, другая новая шла к главной Соборной улице .

При разработке плана Нахичевана Старовым были сформированы приёмы, получившие развитие в его последующих проектах городов Новороссии: прямоугольная разбивка кварталов, главная перспективная ось города, центральная площадь - административный, торговый, духовный центр, и ритмичное введение приходских церквей в сетку улиц.

С центральной площадью города был органически связан храм Григория Просветителя, занимавший на ней центральное положение и замыкавший перспективу главной улицы.

По преданию, во время возведения Таврического дворца в Санкт-Петербурге императрица Екатерина II сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор» .

Долгая драматическая история строительства собора во имя Григория Просветителя (1783-1807) отразила первые страницы истории города. Храм возвели в стиле русского классицизма. В строгое убранство его фасадов и интерьеров органично вошли древние хачкары (XIV-XVI вв.), привезённые из Крыма.

Среди приземистой нахичеванской застройки начала XIX в. стройная звонница и купол собора стали неотъемлемыми градоформирующими элементами площади и панорамы Нахичевана с Дона.

Крестообразный в плане храм с пристроенной колокольней имел три входа, украшенных дорическими порталами. Аналогичные пилястры оформляли ярусы звонницы и светового барабана. Купола завершались малыми цилиндрическими объёмами, их увенчивали позолоченные кресты.

Местоположение и архитектурный образ храма во многом определил дальнейшее функциональное разделение обширной площади на четыре меньшие, разные по назначению: Екатерининскую, Базарную, Полицейскую, Бульварную, и на облик возводимых здесь строений.

Описывая собор Старова, нельзя не упомянуть о другом произведении архитектора - церкви и колокольне усадебного комплекса в Никольском-Гагарине, созданных в 1773 г. Этот однокупольный храм очень близок своему позднему нахичеванскому аналогу по композиционной основе и трактовке ордера. Надо отметить, что собор Григория Просветителя отличался большим композиционным единством, художественной законченностью и цельностью стиля, нежели никольско-гагаринская церковь . К сожалению, ныне оба храма сохранились только на фотографиях.

Не чуждой оказалась стилистика лаконичных форм русского классицизма армянской монастырской церкви Сурб-Хач, расположенной в окрестностях Нахичевана в излучине реки Темерник.

Церковь заложили в 1783 г. одновременно с храмом св. Григория Просветителя. Монастырь назвали в честь одноимённого армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове.

Здание церкви прямоугольное, в плане оно незначительно расширено в средней части. На восток выступает полуциркулярная апсида. Храм венчался куполом на световом барабане. Его завершал глухой малый фонарь с купольным покрытием и с крестом. Входы оформлялись четырёхколонными портиками. Лаконичное убранство церкви было представлено трёхчастным антаблементом нижнего яруса, венчающим карнизом барабана, пилястрами на краях фасадов и в простенках барабана. Фасады церкви и интерьеры также украшали древние хачкары.

Кроме этих двух нахичеванских храмов, тема однокупольного культового сооружения неоднократно проявлялась в творчестве мастера как на основе крестообразного плана, так и на основе базиликального. Пример тому Казанская церковь в Богородицке (1773), церковь в Бобриках (1771), Екатерининский собор в Херсоне (1778), соборы в Дубровне (1789) и Николаеве (1790), церковь в Богоявленске (1790), проект собора для Екатеринослава (1790). По чертежам Старова был возведён Софийский собор в Царском Селе (1782-1791) .

Об адаптации архитектурных форм классицизма в среде армянского города на Дону существуют разные мнения. Я полагаю, что в нахичеванских строителях и жителях сказалась генетическая память предков о влиянии эллинизма на культуру древней Армении. И на рубеже XVIII и XIX вв. формы классицизма благосклонно принимались новонахичеванцами, ибо будили ассоциативный ряд воспоминаний о счастливом детстве своего народа.

Оценивая сегодня церковь монастыря Сурб-Хач, одно из немногих уцелевших в провинции архитектурных творений И. Е. Старова (несмотря на то, что она ремонтировалась, разрушалась и реконструировалась), хочется напомнить, что это ныне единственный христианский храм XVIII в. на территории современного Ростова.

Последний период жизни зодчего также был плодотворным. С 1786 по 1798 г. он являлся главным архитектором «Конторы строений Ея Императорского Величества домов и садов»; возглавлял работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Неоднократно выполнял заказы богатейших аристократических семей России, преподавал в Академии художеств, получил в 1785 г. звание профессора. В 1793 г. зодчему был пожалован орден Владимира третьей степени .

Оценивая творчество И. Е. Старова, искусствоведы сходятся в том, что в своих произведениях мастер предвосхитил период наивысшего расцвета классицизма в русском зодчестве первой трети XIX в., выдвинувшего прогрессивные приёмы и методы построения ансамблевых композиций. Мы это видим и в планировке Нахичевана, и в архитектурном почерке собора Григория Просветителя и церкви монастыря Сурб-Хач.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван, 1988.
  2. Бархударьян В. Б. История Армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). - Ереван, 1996. - С. 36
  3. Список русских художников / сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914.
  4. Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982.
  5. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 41.
  6. Вартанян В. Г., Казаров С. С. Армянская Апостольская церковь на Дону. - Ростов н/Д, 2001. - С. 10.

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И.Э. Грабарь называл Старова «одним из одареннейших зодчих мира».

Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Для того времени это была весьма культурная среда. Он обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете. Он стал одним из первых ее питомцев.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.

Впоследствии у Кокоринова и Старова появились родственные связи. Кокоринов женился на старшей дочери богача-горнозаводчика Г.А. Демидова, Пульхерии Григорьевне. Она же была родной сестрой жены Старова, Натальи Григорьевны. Несмотря на значительную разницу в возрасте (восемнадцать лет), отношения зодчих были не только родственными, но и дружескими. После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.

Если даже ограничиться упоминанием только двух имен – Кокоринова и Деламота как архитектурных наставников Старова в Академии художеств, то серьезность его подготовки станет очевидной.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу (знак личного дворянства), а за успехи и несомненный талант – золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

По «Уставу Академии художеств», начиная с 1760 года, тех, кто «отлично себя успехами и прилежностью оказали», отправляли на три года «в чужие края». Командированным за границу выплачивали «пенсион»; посланные за рубеж художники и архитекторы назывались пенсионерами. Приказом тогдашнего президента Академии художеств И.И. Шувалова, подписанным 7 января 1762 года, Старова направили во Францию для изучения «славнейших древностей».

Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В Париже Старов практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Вначале он знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать, руководствуясь программой Королевской Академии архитектуры – одного из лучших в Европе высших художественных заведений.

Один из рапортов Старова, относящихся к этому периоду, характеризует его как скромного и требовательного к себе человека, способного критически относиться к собственным произведениям. В 1764 году он сделал по программе академического конкурса проект здания «Коллегии всех наук». Об этой работе он сообщал: «…сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо еще слабы против тех, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».

В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим «и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии». Впоследствии этот срок сократился до года. В Риме Старов не только тщательно осматривал, но по возможности обмерял и подробно описывал древние сооружения.

В журнале большого собрания членов Академии художеств от 1 сентября 1768 года записано: «Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным». Это означало, что Старову было предоставлено право выполнить проект на соискание звания академика.

Каждый год жизни архитектора теперь был отмечен какой-либо значительной работой. В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект – Сухопутный шляхетский корпус. В течение первых двух лет после возвращения на родину он занимал должность архитектора «при строении» этого здания. Чертежи корпуса не сохранились. В 1772 году Старова определили в «Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачи Комиссии кроме вопросов, связанных с работами в столицах, входило и регулирование строительства в других городах. Здесь Старов вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решаются вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатываются проекты планировки таких древних русских городов, как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж.

В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы. Эта усадьба своим композиционным строем и удивительной пластичностью форм во многом предопределила облик усадебных построек, созданных Старовым под Петербургом, внеся и в них мягкость и колорит Подмосковья.

Храм и колокольня в Никольском-Гагарино свидетельствуют и о глубоком творческом освоении Старовым мирового архитектурного наследия, и о дальнейшем развитии художественно-композиционных приемов допетровского зодчества.

По поводу колокольни села Никольского И.Э. Грабарь писал, что, «не будь подписных чертежей Старова, нельзя было бы и мысли допустить, чтобы эта строгая эллинская дорика колонн, эта внушительная пустынность мощно разрустованного низа, несущего колоннаду второго яруса, могли родиться в голове русского художника 1770-х годов. Самый храм… тоже смотрит моложе своих лет… но стиль колокольни точно издевается над всеми законами эволюции. Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга – дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых – своих шуринов – в Тайцах и Сиворицах.

В 1778 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений – Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.

Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.

Троицкий собор удивительно гармоничен, и достигнуто это прежде всего соразмерностью купола и колоколен. Башни колоколен, выдвинутые вперед и включенные в «тело» собора, придают его облику со стороны главного фасада величие. Купол же, более высокий, чем башни, но рассчитанный на восприятие издали, лишь уравновешивает композицию, не подавляя ее.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.

В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемно-пространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Место дворца в структуре города, его широкая обозримость предопределили его план, масштаб, сочетание объемов и архитектурный облик.

Если мощные аккорды высотных композиций Смольного монастыря и Александро-Невской лавры контрастировали с низкими берегами широкой и полноводной Невы, то Таврический дворец как бы усмирял – уравновешивал – взлеты архитектурных масс плавными разворотами крыльев спокойного невысокого здания.

Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов, объемов и плана – качествами, которые присущи только действительно прекрасным произведениям искусства.

В архитектоническом строе Таврического дворца заложена идея силы и мощи русского государства. Величавой торжественностью овеяны интерьеры главного корпуса – Купольный зал и Большая галерея. Единство ордера Купольного зала и Большой галереи делает переход из него в галерею и органичным и эффектным.

Общая стоимость материалов и работ по сооружению Конногвардейского дома составляла около трехсот двенадцати тысяч рублей. 13 апреля 1791 года в Конногвардейском доме устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил.

В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска, годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава – яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, – собора, здания магистрата и «каменных лавок».

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, – мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой. Авторские, хотя и не подписные, чертежи этого несколько помпезного строения хранятся в Государственном Русском музее.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов – дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

Строительство сначала шло исключительно быстро. Здание возводилось из лучших материалов, с привлечением опытнейших мастеров. К 1789 году основные корпуса подвели под крышу. В том же году работы в Пелле приостановили. Екатерина II объясняла это начавшейся войной с Турцией.

Пелла – гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского Дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы, находящейся от него в тридцати девяти километрах.

Главный фасад ансамбля обращен к Неве. Учитывая эффект восприятия с дальней перспективы, Старов разместил невдалеке от берега трехчастную композицию – центральный парадный трехэтажный корпус и два симметричных двухэтажных, выдвинутых вперед и перекрытых куполами на высоких барабанах. Корпуса связаны с центральной частью галереями.

Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением большой пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад.

Двенадцать лет, с 1786 по 1798 год, Старов – главный архитектор руководящего архитектурного органа России – «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавляет работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах и в Шепелевском доме.

Интерьеры Зимнего дворца, созданные Ф.Б. Растрелли, к 1780-м годам перестали отвечать изменившимся вкусам. Парадная половина дворца была перестроена в приемах классицизма. К работам привлекли Старова и Кваренги.

Старов работал в Зимнем дворце с 1788 по 1793 год. Он перестраивал северо-западный угловой корпус, обращенный к Неве и в сторону Адмиралтейства. По-видимому, Старову принадлежала новая отделка Портретного и Зеленого залов. Он также переделывал юго-западный угловой корпус, где был дворцовый театр.

К Зимнему дворцу примыкал дом обер-гофмаршала Д.А. Шепелева. Он был соединен переходами с Малым и Старым Эрмитажами. В 1795 году Старов создал в Шепелевском доме декоративно-художественное убранство интерьеров бельэтажа. Отделывал он интерьеры и в Мраморном дворце.

Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых – одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н.П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789-1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).

Последние работы Старова – Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе. Но отношения с Академией художеств у него были сложными и противоречивыми. Еще в 1769 году, как написано в постановлении Совета, по собственной инициативе он начал «отправлять в Академии должность адъюнкт-профессора» (помощник профессора). Но вскоре из-за большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с «трениями с академическим руководством» он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в академии. В 1791 году Старов становится членом ее Совета. Спустя два года ему пожаловали орден Владимира III степени. В 1794-м его избрали адъюнкт-ректором архитектуры.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Заметим, что помощником Старова – преподавателя Академии художеств долгие годы был А.Д. Захаров – впоследствии великий зодчий.

Старов был связан с Петербургом не только учением, строительной деятельностью и преподаванием. Он жил во многих частях столицы. Молодой адъюнкт-профессор архитектуры Старов в течение нескольких лет, начиная с 1772 года, вместе с семьей занимал дом на Шестой линии Васильевского острова. Возведенный в 1720-1730-х годах дом был двухэтажный, с деревянными службами и небольшим садом. Он принадлежал жене Старова, Наталье Григорьевне Демидовой. С Васильевского острова Старовы переехали на Симеоновскую улицу, в дом, который также входил в приданое Демидовой.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями – Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке в 1790 и 1791 годах у Старовых родились две дочери – Наталья и Анастасия.

Судьба дочерей Старова обычна для девушек того времени. Они были выданы замуж. Четверо сыновей Старова в какой-то степени были причастны к архитектуре, но не унаследовали таланта отца.

В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.

Иван Егорович Старов родился в 1744 году в семье московского дьякона. Начальное образование будущий основоположник русского классицизма получил в школе для детей духовенства, а затем, в 1755 году, его отправили в гимназию при Московском университете. Однако уже через 2 года, в 1757 году, проявившего недюжинные способности к изобразительному искусству Ивана, отправляют учиться в Петербург, в только что образованную Академию художеств, где он постигает азы архитектуры под руководством А. Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота .

В 1762 году Старов в числе первых выпускников-золотых медалистов покидает стены альма-матер, затем живет в Париже, где работает в мастерской известного в Европе зодчего и автора выдающихся построек Шарля де Вайи. После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.

В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ - ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке, которые, к сожалению, постигла печальная участь: Богородицкий дворец был сожжен в 1941 году, а Бобринский оказался весьма странной затеей - он практически постоянно пустовал, требовал значительных капиталовложений, а затем и вовсе был разобран на кирпич графом Бобринским, побочным сыном императрицы Алексеем.

С середины 70-х архитектор систематически выполняет строительные заказы Григория Потемкина, работает над реконструкцией Александро-Невской лавры, принимает участие в строительстве Троицкого собора, перестраивает Аничков дворец и возводит в нем парковые сооружения.

Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец - архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.

В 1784 году Иван Егорович назначается главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». На этом посту художник работает в Мраморном, Зимнем, Чесменском и Аничковом дворцах. Последней крупной работой Старова стало проектирование большого собора для Казанского женского монастыря.

В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, на престол вступает Павел Первый, который своим указом освобождает Старова от занимаемой должности. Так, Иван Егорович остается не у дел.

Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни.

История жизни
Иван Егорович Старов, автор генерального плана Екатеринослава, родился 23 февраля 1744 года в Москве в семье дьякона. Он обучался в школе для детей "духовного чина". Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете.
С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.
После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.
Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.
Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.
В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим "и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии". Впоследствии этот срок сократился до года.
В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус. В 1772 году Старова определили в "Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы.
В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.
В 1774 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.
Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.
С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.
В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.
В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.
Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.
В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, - собора, здания магистрата и "каменных лавок".
Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой.
Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.
Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом.
Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.
Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.
Скончался архитектор в 1808 году.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.

После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим "и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии". Впоследствии этот срок сократился до года.

В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус. В 1772 году Старова определили в "Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы.

В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.

В 1774 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.

Лучшие дня

Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.

В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, - собора, здания магистрата и "каменных лавок".

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом.

Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.

Скончался архитектор в 1808 году.