Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Как добраться из рима до сант анджело. Замок Святого Ангела в Риме: от империи до наших дней. От императорской усыпальницы до Замка Святого Ангела

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела:

Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.

Как доехать до замка Святого ангела

  • Метро – станции Lepanto или Ottaviano - San Pietro – линия А
  • Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 - остановка Piazza Pia или № 34 - остановка у Porta Castello

Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г.

Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г.

  • Для взрослых с 9:00 до 11:00 - 5 евро
  • Для взрослых с 11:00 до закрытия - 14 евро
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, - 2 евро
  • Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца

Из истории

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Замок Святого ангела - название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant"Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела - один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

Дата публикации: 2013-12-12

(итал. Castel Sant"Angelo) - памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы открывается хороший панорамный вид на Рим.

содержание:
Практическая информация:

Мавзолей Адриана - предшественник Замка святого Ангела

История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север. В этот же период возвели мост , соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.

Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус - на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа - император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.

Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи. Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.

Мавзолей перестраивают в замок

Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.

В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней - . Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.

С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году - папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга). Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка. На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.

В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.

Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Известные узники замка

В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму. Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции. На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».

А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро . После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа. Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года. В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.


Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.

В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный - Галилео Галилей . Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму. Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела. Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля. В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста. После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.

Из многочисленных узников Замка святого Ангела наибольшей народной любви и человеческого сострадания удостоилась 22–летняя . В 1598 году она в сговоре с братом и мачехой совершила убийство родного отца. Принято считать, хотя и достоверно не доказано, что грубый и развратный старик Ченчи изнасиловал юную Беатриче, за что и понёс справедливую семейную месть. Причины преступления и судебный вердикт, приговоривший всех троих соучастников к казни, вызвал небывалую волну общественного негодования. Однако папа Климент VIII остался непреклонен и в сентябре 1599 года обвиняемые были казнены.

Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.

Музей в Замке святого Ангела (Рим)

В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.

Первый уровень Замка святого Ангела

Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.

Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.

Второй уровень Замка святого Ангела

Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).

Третий уровень Замка святого Ангела

Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение - Зал Аполлона - яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.

По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.

Четвёртый уровень Замка святого Ангела

На четвёртом уровне замка можно пройти через крытую галерею с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, некогда украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II, Павла III, а также несколько залов с собранием исторического оружия разных эпох.

Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги. Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.

Знаменитый римский император Адриан славился своим почитанием архитектуры и искусства. На заре своей жизни он решил построить на берегу реки Тибр для себя мавзолей. В наши дни этот мавзолей Адриана в Риме более известен как замок Святого Ангела.

Мавзолей Адриана в Риме, более известный как замок Святого Ангела, берет начало своей истории во времена правления великого римского императора Адриана. Этот человек известен как ярый путешественник и любитель архитектуры и искусства. Именно с его именем связано строительство знаменитых храма Зевса Олимпийского и вилл Адриана в Тиволи . По мере подхода своей жизни к логическому завершению он решается на строительство усыпальницы для себя и своих близких.

Небольшое описание мавзолея Адриана

Строительство было завершено в 139 году. Постройка соответствовала традициям этрусских захоронений. Первым ярусом выступало квадратное основание со стороной 84 метра. На нее было установлено цилиндрическое сооружение с диаметром 64 метра и высотой 20 метров. Сверху был насыпан могильный холм с растениями. Первоначально на верхушке мавзолея была установлена статуя самого Адриана в виде бога Гелиоса, управляющего колесницей. Вход гробницы и погребальную комнату соединяла длинная спиральная лестница. А для подхода к самой постройке через реку прокинут мост, украшенный статуями.

История замка Святого Ангела – от гробницы до музея

Мавзолей Адриана служил местом для захоронения римских императоров – от Адриана до Септимия Севера. После последнего здание на некоторое время уходит в запустение. В III веке по инициативе императора Аврелиана его начинают использовать как оборонительное сооружение. Этому способствовало выгодное положение усыпальницы и ее мощные стены. С этого времени начинается история постройки в качестве замка-крепости.

Картина Брюллова А.П. (1823-1826)

Еще позже на его вершину устанавливается статуя ангела, и сам мавзолей получает название «Замок Святого Ангела» или «Кастель Сант-Анджело». С этим названием связана интересная легенда. По преданию, когда в Риме в 590 году разразилась чума, папа Григорий Великий организует крестный ход. Когда процессия ступила на мост, над крышей мавзолея появился архангел Михаил, который вложил меч в ножны и исчез. Данное действие означало окончание эпидемии, и, действительно, вскоре чума отступила. В память об этом и была установлена статуя Св. Ангела.

В средние века замок Святого Ангела соединяется с Ватиканом укрепленным коридором – Пассето. Так при вторжении войск Карла V в Рим как раз этим коридором воспользовался папа Клемент VII . Так мы видим, что при папстве этот замок превращается в настоящую укрепленную крепость.

Вид на Пассетто из замка Св. Ангела

Во время осады в замке Сант-Анджело в Риме также находился известный и выдающийся скульптор, живописец и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. Интересно то, что через несколько лет он возвращается в эту крепость, но уже в качестве узника. Впрочем, он известен еще и тем, что это единственный, кто смог сбежать оттуда.

Как видно, у древнеримской постройки весьма интересная история. Она побывала в роли гробницы, замка, крепости, резиденции пап, тюрьмой. А в настоящее время это еще и музей.

За много лет своего существования мавзолей Адриана в Италии перестраивался, менял свое назначение, но и в наши дни он представляет одно из самых выдающихся строений времен великой Римской империи.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) или Мавзолей Адриана (Mausoleum of Hadrian) является одним из самых популярных туристических мест Рима и славится своей богатой историей.

На протяжении многих веков замок использовался для разных целей и выступал поочередно в качестве усыпальницы, крепости, военного бастиона, тюрьмы, музея.

Вокруг замка всегда много туристов, как и в самом замке, а чтобы попасть внутрь, особенно в туристический сезон, придется постоять в очереди. Но это того стоит! Уникальная история знаменитого замка, которому уже более двух тысяч лет, множество мифов и легенд, старинная архитектура, великолепные залы и галереи…

История замка Святого Ангела

Изначально на месте замка была воздвигнута усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия (Publius Hadrianus) примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда был помещен прах императора Адриана с урнами его супруги Сабины и сына в 138 году.

Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. На плоской крыше сооружения был устроен декоративный сад, в центральной части которого красовалась позолоченная квадрига. Для соединения центра Рима с мавзолеем через реку был возведен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo).

Строительство мавзолея было завершено в 139 году уже при правлении Антонина Пия, а последнее захоронение в замке произошло в 217 году, когда умер император Каракалла.

Военная крепость

К 5 веку, во времена нападения варваров на Древний Рим, замок служил в качестве военной крепости для римских пап. После захвата крепости варварами, усыпальница императоров была разграблена и пришла в упадок. Значительная часть украшений из бронзы, скульптур и урн были украдены.

Резиденция римских пап

К 14 веку, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была полностью отреставрирована и приобрела статус замка Святого Ангела. Там, где раньше находились гробницы императоров, были размещены богато украшенные апартаменты для глав Ватикана. Таким образом, замок стал резиденцией римских пап.

Во времена правления Николая III (Nicolaus III) замок был соединен с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) посредством коридора Пассето (Passetto di Borgo).

Когда в 1527 году войска Карла V (Carolus V) вторглись в Рим, замок стал убежищем римского папы Климента VII (лат. Clemens VII). Позднее, на территории усыпальницы были устроены комфортные покои для римских пап на случай нового нападения.

Тюрьма

На нижних же этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно (Giordano Bruno), заточенному на 6 лет, и Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Таким образом, бывшая императорская усыпальница с течением веков превратилась в неприступный замок первых лиц Ватикана и самую строгую тюрьму для неугодных в Риме, тем самым провозглашая непревзойденную папскую власть.

К слову сказать, тюрьма в замке Святого Ангела была действительно самой неприступной, из которой сбежать было невозможно. Это удалось единственному человеку, известному своим побегом из тюрьмы Сант-Анджело, — скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини.

Современное время

С 1901 года замок представляет собой военно-исторический музей (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo) и удивительнейший памятник архитектуры, обязательный для посещения всеми туристами в Риме.

Архитектура

Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана.

А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.

Фасад

Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.

В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.

Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.

Внутри

Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

Статуя архангела Михаила

На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды.

В последующем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.

Мост Святого Ангела

Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.

Легенды

Название замка Святого Ангела происходит от следующей легенды. Если верить приданиям, в 590 году папе Григорию Великому, в самый разгар эпидемии чумы, явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны, и тем самым символизирующий конец страшной болезни. Так замок получил имя Святого Ангела.

На протяжении веков история замка была связана с тяжелыми судьбами мучеников, заточенных пожизненно в тюремных помещениях, которые располагались на его нижних этажах. Неудивительно, что здесь известно множество легенд про привидения и неприкаянные души узников, бродящих по замку и одноименному мосту в поисках покоя.

Самой известной легендой является история о призраке женщины Беатриче Ченчи. Приговоренная к казне за убийство собственного отца, от ужасной жестокости которого она страдала, несчастная была обезглавлена 11 сентября 1599 года в возрасте 16 лет. Казнь происходила на площади перед замком, где теперь каждый год в ночь 11 сентября появляется ее призрак.

Что посмотреть в замке

Если вы думаете о том, идти внутрь замка или нет, то ответ очевиден — конечно, идти! Если даже вам придется постоять в очереди за билетом в летний сезон, то этого стоит.

На территории замка хорошо сохранились папские апартаменты, многочисленные залы, в которых вершились исторические события, а также интересны коллекции оружия.

Залы

В замке сохранились папские апартаменты: залы Александра VI, Климента III, Климента VII, Климента VIII, комнаты Пия IV (Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II) работы Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), а также лоджии Павла III и Павла IV.

В числе других сохранившихся помещений:

  • Библиотека Павла III и Секретный архив;
  • Сокровищница, в которой располагались богатства римских пап в 16 веке;
  • тройные комнаты: здесь когда-то находились апартаменты графа Калиостро;
  • коридор Помпеано, находящийся между залом Аполлона и библиотекой;
  • комната смотрителя замка времен 18 века;
  • зал Аполлона, служивший для проведения светских приемов;
  • капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano);
  • залы Адрианео и Гирлянд, украшенные фресками работы 16 века;
  • купальня Климента VII, оформленная знаменитым Джованни да Удине (Giovanni da Udine);
  • дворик Александра VI, в котором есть глубокий колодец;
  • дворик и часовня Льва X (Leone X).

В зале Правосудия обратите внимание на пушки и ядра времен средневековья. Здесь находится часть фрески с изображением ангела. Именно в этом зале в 16 веке решалась судьба заключенных.

Кроме того, примечателен зал Персея, украшенный сценами из легенды, а также зал Амура и Психеи, зал Паолины. Знамена итальянской пехоты в настоящее время хранятся в колонном зале, возведенном по приказу Бенедикта XIV.

Если вы пройдете через круглый зал, то окажетесь на Террасе Ангела (Terrazzo dell’Angelo). Именно оттуда можно полюбоваться панорамным видом Ватикана и всего Рима.

Другие помещения

Прекрасна старинная спиралеобразная галерея эпохи императора Адриана, некогда служившая для прохода к гробницам императоров. Также интересна закрытая галерея, предназначавшаяся в средние века для прохода паломников к Папе Римскому.

Кроме того, на территории замка стоит посмотреть Дворик Спасителя, рабочий кабинет Бонифация XI, часовню Святого распятия, где молились осужденные насмерть и внутренний дворик, служивший для проведения казней узников.

Рядом с лоджией Павла IV располагаются тюремные помещения, которые современному человеку больше напоминают дыру в стене, нежели полноценную камеру.

В замке находится военный арсенал, где представлена коллекция оружия с 15 по 20 век.

Прогуливаясь по лабиринтам замка, вы как-будто переноситесь в прошлые века. А поднявшись на вершину замка – на его террасу — вы сможете полюбоваться захватывающим видом на современный город.

Как добраться до замка Святого Ангела

Замок Святого Ангела находится в парке Адриано (Parco Adriano). Его точный адрес: Lungotevere Castello, 50. Как доехать:

  • если вы решите добраться до замка на метро, то вам нужно выйти на станции Ottaviano-San Pietro или Lepanto (линия А);
  • на автобусах №№ 62, 40, 23, 271, 280 или 982 можно добраться до остановки Piazza Pia;
  • на автобусе № 34 до Via di Porta Castello;
  • на автобусах №№ 49, 87, 926, 990 до пересечения Via Crescenzio и Piazza Cavour.

Часы работы замка и стоимость билета

Часы работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 19.30.

Стоимость билета по состоянию на 2019 год составляет:

  • 14 Евро для взрослого;
  • 7 Евро льготный билет.

Для групп от 20 человек необходимо забронировать посещение, что обойдется в 1 Евро с каждого посетителя.

Полезно знать: каждый месяц в первое воскресенье вход в замок бесплатный.

Официальный сайт замка Святого Ангела www.castelsantangelo.com .

Посетите также

Выйдя из замка, вы сразу же попадаете на одноименный мост, на котором также всегда множество туристов, делающих фотографии и любующихся потрясающими видами набережной, Ватикана, замка…

Обязательно пройдитесь по мосту, он хранит в себе много тайн, а история его возникновения не менее занимательна, чем история замка Святого Ангела.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .