Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Почему сострадание важное человеческое качество. Что такое сочувствие - нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Как написать хорошее сочинение

Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
Сиротства человек не терпит,
и оно – величайшее горе.
А. Платонов
Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.
В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её и даже не попрощалась. И собака опять осталась одна. Я думаю, что после этой встречи она станет доверять людям ещё меньше. Но нельзя во всём обвинять девочку, потому что она сама ещё ребёнок. Наверное, и ей было тяжело расставаться со своим новым другом. Это был первый урок сострадания в жизни девочки и, будем надеяться, не последний. Когда она вырастет, то не сможет пройти мимо одинокого человека и постарается прийти к нему на помощь. Потому что гораздо страшнее, когда среди нас есть такие люди.
Главный герой из рассказа Андрея Платонова «Юшка» как раз был таким человеком. Несмотря на то, что все окружающие его люди: и дети, и взрослые – унижали и оскорбляли его, сам Юшка сумел сохранить в себе те чувства., которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он не озлобился по отношению к людям, а терпеливо сносил и побои, и оскорбления, и удивительным образом верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. И Юшка как мог помогал ей и верил, что именно она сможет изменить его жизнь, вылечив его. Больше всего в этом рассказе меня поразило, что взрослые с равнодушием наблюдали за действиями детей, вместо того, чтобы учить их милосердию и доброте. В будущем они могут оказаться на месте Юшки. Человек живёт в обществе, поэтому конечно очень важно уметь, а главное желать оказать помощь и своим близким и совершенно незнакомым людям. И в то же время каждый из нас надеется, что оказавшись в трудной ситуации он обязательно дождётся поддержки и сочувствия. Но самое главное, люди не должны быть равнодушными и жестокими.

Сочувствие - это благородная эмоция, которой подвергаются люди доброй души. Такие люди не думают о своей симпатии к человеку, ими движет порыв помочь. Несмотря на неприязнь, конфликты, они готовы поддержать, выслушать и помочь советом или делом.

Признак сочувствия - это проявление уважения, чувство долга помогать, если это в силах человека. Многие жертвуют собой, своим положением, материальными благами, но помогают неприятному им человеку. В трудной ситуации, которая кажется безвыходной, даже слово утешения может помочь и внушить надежду. То, что кажется пустяком, для других людей - неподъёмная ноша. Оценив свои возможности и шансы, нужно приступать к действиям, забыв про свои эмоции и трезво оценить проблему.

Сочувствие - это добро. Даже просто высказавшись, человеку станет легче. Именно о таких ситуациях повествуют нам литературные произведения. Писатели показывают житейскую истину, что нужно сочувствовать, несмотря на антипатию. Рискнув своей жизнью, совершив самопожертвование, будут спасены другие жизни. Важна сама ситуация и исход, а не ее участники.

Тема сочувствия поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание». Образ стал народным и запал в душу многим читателям. Она жила с отцом и мачехой. У семьи трагичная судьба. Отец пил, а мачеха болела, обязанность обеспечивать семью легла на плечи молодой девушки. Несмотря на внешнюю худобу и сравнение ее с призраком, потому что она была настолько бледна, она была сильной по характеру.

Разве она испытывала к ним симпатию? В своей судьбе мачеха винила Соню, попрекала ее лишним съеденным куском и своими причитаниями вынудила девушку торговать своим телом. Соня, конечно, испытывала к ним сострадание и именно поэтому отважилась на такой шаг. Она не осуждала их, не смела воспротивится, а сочувствовала этим двум заблудшим и потерянным душам.

Таким образом, сочувствие проявляется к любым людям. Нравятся они или нет, но нужно помочь. Ведь, возможно, они не виноваты в сложившейся ситуации и им неоткуда ждать помощи. Именно ты их последняя надежда, шанс на светлое будущее. В беде многие люди открываются с новой стороны и нет такого понятия, как ненависть к человеку. Есть ситуация и есть выход из неё. И если ты в силах помочь, почему бы это не сделать? Возможно, сочувствуя таким людям, на них можно взглянуть и с другой стороны и беда сплотит и поменяется отношение к ним.

Притча «Окно»

Светланы Копыловой


«Нужны ли людям

сочувствие и сострадание?»

Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л. Андреева


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не влияют на нее года,

Добрым надо быть всегда.


«МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность».

В.И. Даль


Милосердие – это готовность помочь

кому-нибудь, простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сергей Ожегов.


«Заботясь

о счастье других,

мы находим свое собственное счастье».

Платон


« Человек,

который думает

только о себе

и ищет во всем пользу, не может быть добрым».

Сенека


«Любовь

да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

апостол Павел


Помощь, внимательность,

ненависть, сострадание,

злость, сочувствие,

забота, зависть,

благодарность, корысть, милосердие,

жадность, любовь,

чуткость, душевность.


«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его

к действиям».

А. Платонов









«В рассказе «Кусака»

героем является собака,

ибо всё живое имеет

одну и ту же душу,

всё живое страдает

одними и теми же страданиями и в великом безличии

и равенстве сливается воедино перед грозными

силами жизни».

Л. Андреев


Мы в ответе

за тех,

кого

приручили


  • Возлюби ближнего, как самого себя
  • Не убий
  • Будь добрым, отвечай добром на добро
  • Помогай всем, кому требуется помощь
  • Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе
  • Люби животных, заботься о них

В ноябре 1854 года была создана

Крестовоздвиженская община

сестер милосердия.



«Будьте добрее, когда это возможно.

А это возможно всегда».

Далай-лама


«Будьте милосердны. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии.

Это общечеловеческое дело, единое условие

для выживания человеческой расы».

Далай-лама


Милосердие

Сочувствие

Альтруизм

Сострадание

Доброта

Человеколюбие

Уважение

Гуманность


СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ -любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.


Делайте людям добро, а не зло,

разделяйте с ними

и радость, и беду,

любите, уважайте

друг друга .

Чувство сострадания, сочувствия или сопереживания – это внутреннее состояние. Это из-за проблем других людей. Безусловно, сочувствие выступает одним из лучших человеческих свойств. Если вы способны сострадать другим, значит, понимаете чувства других людей. Это помогает устанавливать прочные взаимоотношения. Каждому человеку важно осознавать, что его поддерживают.

Что такое сострадание и сочувствие

Но важно понимать, что представляет собой сострадание и сопереживание. Эти чувства делают человека лучше. Нередко данные понятия используются в виде синонимичных слов, считается, что это одинаковые эмоции.

Если вникнуть в эти слова, то сочувствие является совместным переживанием некоторых эмоций, а сострадание – общим страданием по причине чего-либо. Оба термина означают, что личность проходит вместе с другим человеком его радость и горе, беду. Оба чувства вызваны ситуацией, когда требуется жалость и поддержка. Но это , которые требуется проявлять, если они поистине нужны.

Сострадание и сочувствие – схожие эмоции, но главное отличие заключается в их проявлении.

Нередко можно услышать, что в современном мире сострадать и сочувствовать способны только верующие или бедные люди, а богачи ни о ком не думают, если это не способствует их благополучию. Есть мнение, что на сегодняшний день на одного поистине сочувствующего человека есть 1000 тех, кто завидует другим. Причиной подобного мнения выступает характер самой личности. Равнодушные люди не могут испытывать подобные чувства.

В обыденной жизни мы проявляем такие эмоции с учетом конкретных ситуаций. К примеру, один подаст просящему, а другой пройдет мимо. Наибольшее сострадание проявляется людьми по отношению к их пожилым родителям, заболевшим детям, друзьям.

Часто при проявлении сострадания мы можем обидеть человека, которому не нужна жалость. Кроме того, истинное сострадание наносит вред. Если доктор сострадает больному, чересчур переживает, то заболевает сам. Потому ему необходимо только сочувствовать, но не сострадать.

Проявить сочувствие – это выслушать собеседника, понять его эмоции. Для этого их придется пропустить через себя. Искренне сочувствующие люди расстраиваются и переживают точно так же, как и тот, кому это сочувствие требуется. Это вселяет в человека веру и помогает ему забыть тревоги. Сочувствие делает людей добрыми.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет ? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, . Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму ;

  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает , а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идете через дорогу, как вам хочется, без соблюдения правил. Это станет причиной катастрофы рано или поздно. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Страхи и неспособность поверить в себя создаются умом, они базируются на накопленном опыте. Если ранее вам приходилось испытывать подобный страх, то при принятии решения сегодня, вы почувствуете страх и беспокойство. Это станет причиной нерешительности. По этой причине важно ставить перед собой цели, слушать сердце и действовать по его подсказкам.

Урок развития речи. Литература.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

    Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

    Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

    Развитие устной и письменной речи.

    Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование : мультимедийная презентация PowerPoint

Ход урока

    Стадия вызова.

    Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

Эпиграфы:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи.(П.Вяземский)

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

- 2.Постановка цели и задач.

Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

Как строится текст типа речи рассуждение?

Работаем в группах.

Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание ?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию .

Из проделанной работы скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

Вопрос

Текст

Какие чув при этом испы

Кто такой главный герой?

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Самопожертвование

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Жестокость

Кротость

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Злость

Сочувствие

Любовь

Всепрощение

Куда уходил Юшка каждое лето?

Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

Забота о других

Смерть Юшки.

Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Злоба

Смерть

Гостья Ефима Дмитриевича.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

Любовь

Доброта

Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Любовь к природе и людям

Почему умер Юшка?

Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

Отсутствие сочувствия и сострадания

Как приняли окружающие смерть Юшки?

Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Без добрых людей жить трудно

Л.Андреев «Кусака»

Кто такая Кусака?

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

Жалость

Как взрослые и дети относились к Кусаке?

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

Жестокость

Почему собака не доверяла людям?

Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

Жестокость, злоба

Как у собаки началась новая жизнь?

Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

Надежда на счастье

Кто дал собаке имя?

Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

Вера

Как изменилась собака?

Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Счастье

Преданность

Что случилось осенью?

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Предательство

Почему выла Кусака?

Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

Отчаяние

    Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

Юшка Кусака

    Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

От чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

Чем похожи Юшка и Кусака?

Чего не хватает окружающим их людям?

Кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

вывод:

напишите в своей работе . Выслушаем.

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Это и будет тезисом вашего сочинения.

Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

Итак, давайте составим план в тетрадях

    Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

    Доказательства:

Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

3. Вывод. Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

3. Стадия рефлексии

Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

Все ли цели урока достигнуты.

Ситуации ( цель: рождение нового знания , соотнесение содержания с жизненными задачами)

    Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

    Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

    Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

Перед вами лист самооценки.

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Смайлики Урок понравился,

урок не понравился

Милый, славный, добрый друг!
В мире много есть наук.
Нам их надо все познать,
Чтобы человеком стать!
Выбор сложный предстоит,
Что важней, определит
Сердце чуткое в груди,
С ним сквозь тернии иди.
Человека возлюби!
Благо ближнему дари!
Честь, достоинство и вера –
Вот земных желаний мера.