Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Конспект группового занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что нас окружает? Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Что окружает нас дома" (1 класс) Учитель: Какие общие признаки, почему они объединены в одну группу Учащиеся: Они д

Мир вокруг нас 1 класс Тема урока «Что окружает нас дома»

На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой побывали в зоопарке. С какими животными мы там познакомились? Муравьишка решил пригласить новых друзей к себе в гости. Он поспешил домой, чтобы подготовиться к встрече. Заглянем и мы к нему в дом.

У меня дома небольшой беспорядок. Что же вы видите в моём доме? Я вижу в твоём доме 5 предметов мебели, 4 предмета бытовой техники, 8 предметов одежды, 7 предметов посуды. Ребята! Найдите эти предметы.

Предметы мебели

Предметы бытовой техники

телевизор

магнитофон

Предметы одежды

Предметы посуды

кастрюля

сковорода

чашка с блюдцем

креманка

Посоветуйте Муравьишке, как лучше расставить и разложить предметы.

А теперь закройте глаза и представьте, что вы у себя дома. Мысленно пройдите по квартире. Вспомните, какие предметы окружают вас дома. Назовите их. Для чего они служат?

Он чудак или невежа? На любого посмотри: Сверху носится одежда. У него ж она - внутри.

Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел - там пыли нет. Пыль и сор - его обед.

Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля.

Днем спит на ней подушка, А по ночам - Андрюшка.

Полюбуйся, посмотри - Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.

Две сестренки, две плетенки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять.

Сшили их из чёрной кожи, В них теперь ходить не можем. И по слякотной дороге – Не промокнут ваши ноги.

Не ботинки, не сапожки. Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, днём – домой.

Я любой девчонке прикрою волосёнки. Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки. От солнца я защита – для того и сшита.

Назовите как можно больше предметов этой группы.

Назовите как можно больше предметов этой группы.

Назовите как можно больше предметов этой группы.

Найдите лишний предмет.

Найдите лишний предмет.

Найдите лишний предмет.

Найдите лишний предмет.

Назовите предметы одним словом.

Назовите предметы одним словом.

Назовите предметы одним словом.

Назовите предметы одним словом.

Назовите предметы одним словом.

Какие же предметы окружают нас дома?

Дома нас окружает очень много самых разных предметов, без которых уже трудно представить свою жизнь. Некоторые из них очень особенные, но многие из них можно сгруппировать в отдельные группы по их назначению – это могут быть электроприборы, предметы мебели, посуда, одежда. Давайте поближе познакомимся с основными группами окружающих предметов.

Мебель

Каким бы ни был красивым дом или квартира, без мебели жилье будет казаться очень неуютным. Жить в такой квартире просто невозможно - ведь не будет же человек спать или есть на полу?

Роль мебели у древнего человека выполняла обычная шкура животного. На ней он спал, ел, складывал в нее свои скромные пожитки. Впервые привычная нам мебель появилась более 4000 лет назад. В те времена в Древнем Египте люди уже пользовались столами и стульями, а вещи они складывали в большие сундуки.

Раньше богатые люди украшали свою мебель искусной резьбой, позолотой, драгоценными камнями. Такая мебель была настоящим произведением искусства и стоила очень дорого.

Рис. 1. Резная мебель

Но это уже осталось в прошлом и в настоящее время большой популярностью пользуется простая, удобная и практичная мебель:

  • Мягкая мебель . К ней относятся взрослые и детские диваны, кресла, кушетки. Такая мебель очень комфортная, на ней приятно отдыхать.
  • Корпусная мебель . Это столы, стулья, шкафы, табуретки.

Одежда

Современный человек не может обойтись без одежды. Она согревает, защищает, украшает. У каждого человека есть одежда разного назначения:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Повседневная - ее надевают каждый день на прогулку, чтобы пройтись в магазин.
  • Деловая - взрослые надевают такую одежду на работу, а дети - в школу. Она отличается строгим внешним видом.
  • Спортивная - без нее не обойтись при занятиях спортом. Такая одежда очень удобная, она не стесняет движений.

Рис. 2. Спортивная одежда

  • Домашняя - приходя домой из школы, работы или прогулки, люди переодеваются в домашнюю одежду, которая отличается большим комфортом.
  • Праздничная - ее надевают в торжественных случаях: на праздники, дни рождения, торжественные мероприятия. Это очень красивая и нарядная одежда.

Одежда дома хранится в шкафах или комодах. Нужно следить за тем, чтобы она не была разбросана по всей квартире, а была аккуратно сложена по своим местам.

Посуда

Отправляясь на кухню, можно заметить, что здесь хранится много посуды. Это бытовые предметы, которые используются для приготовления, приема и хранения пищи.

Вся посуда делится на несколько категорий:

  • Сервировочная посуда . Это та посуда, с помощью которой мы принимаем пищу: тарелки, блюда, чашки, бокалы, блюдца, салатницы.
  • Посуда для приготовления пищи : сковороды, кастрюли, сотейники.
  • Посуда для хранения пищи .

Также на кухне хранятся и столовые приборы: вилки, ножи, ложки.

Электроприборы

Электрические приборы появились в быту человека относительно недавно, но без них уже очень трудно представить свою жизнь – настолько они удобны и необходимы в хозяйстве.

  • Холодильник - способен удерживать низкую температуру. Благодаря этому продукты, которые хранятся в холодильнике, долгое время не портятся.

Рис. 3. Холодильник

  • Микроволновая печь - помогает быстро разогреть порцию еды или разморозить замороженное мясо или полуфабрикаты.
  • Телевизор - с его помощью можно посмотреть интересные фильмы и мультфильмы, познавательные передачи.
  • Компьютер - хранитель и носитель информации. С его помощью можно выполнять много важных дел.
  • Пылесос - быстро и качественно собирает мусор с поверхности пола, помогая прибраться в квартире.
  • Стиральная машина - стирает грязную одежду. Благодаря специальным программам в ней можно без риска стирать самую разную одежду, от тонких занавесок до зимних курток.

Со всеми электроприборами нужно быть предельно осторожным. Включать и выключать их нужно в определенном порядке. Если вдруг от какого-то прибора отошел проводок, ни в коем случае нельзя до него дотрагиваться и, те более, дергать. Об этом нужно сразу сообщить взрослым.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что окружает нас дома» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, какие предметы находятся в жилище каждого человека. Их можно объединить в категории: одежда, электроприборы, посуда, мебель.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 82.

Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомить с правилами безопасного обращения с некоторыми предметами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Оборудование: карточки для игры «Третий лишний», картинки с изображением различных предметов, игрушки (кукла, мяч, плюшевый мишка, кубики, матрешка, юла) или картинки с их изображением; у учащихся — ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Кто прочитал странички для любознательных и хочет что-то рассказать о зоопарках? (Ответы детей.)

2. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

У всех птиц есть перья. (Да.)

Все птицы умеют летать. (Нет.)

Если животное большое, это — зверь. (Нет.)

Летучая мышь — это птица. (Нет.)

Кит — это большая рыба. (Нет.)

Тело зверей покрыто шерстью. (Да.)

Пингвин не относится к птицам, потому что он не умеет летать. (Нет.)

Кошка и мышь относятся к одной группе животных. Это звери. (Да.)

Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе животных, потому что они умеют летать. (Нет.)

Страусы - это птица, которая не умеет летать (Да)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)

3. Работа над загадками

— Отгадайте загадки.

В одежде богатой.

Да сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот.)

Не дерево, а суковат. (Олень.)

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

А ус во рту прячет. (Кит.)

4. Игра «Третий лишний»

(Учитель готовит карточки для каждого ученика.)

— Я буду зачитывать названия трех животных, одно из которых лишнее, а вы должны раскрасить тот кружок, который по счету соответствует названию «лишнего» животного.

1. Жук , корова, жираф.

2. Кузнечик, бабочка, синица .

3. Окунь, пингвин , щука.

4. Летучая мышь , ласточка, сова.

5. Утка, пингвин, кит.

(Можно использовать КИМы (тест И, с. 17—18).)

III. Самоопределение к деятельности

— Наш любознательный Муравьишка, как всегда, приготовил для вас интересные вопросы. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.

Отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками. (Комната.)

Многозначное слово из семи букв: первое значение — вещь, второе — особая учебная дисциплина. (Предмет.)

— Объедините по смыслу два угаданных слова, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (О предметах в комнате.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(Учащиеся стараются сами определить учебные задачи, затем читают первый абзац текста на с. 42 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Закройте глаза и мысленно представьте свою комнату. Назовите предметы, которые окружают вас дома. Вспомните их назначение. Для чего они служат? (Ответы детей.)

Мудрая Черепаха решила навестить Муравьишку. Ребята, а вы хотите побывать в домике у Муравьишки? Кто из вас отправится вместе с Черепахой к нему в гости?

(Дети поднимают руки.)

Замечательно! Мы все вместе заглянем в домик к Муравьишке.

— Рассмотрите домик Муравьишки на с. 42. Что вы может сказать? (В домике беспорядок.)

— Давайте поможем Муравьишке навести порядок. С чего мы начнем? (Нужно все предметы разложить по группам: одежду к одежде, посуду к посуде и т.д.)

— На этом рисунке пять предметов мебели. Найдите их и назовите. (Шкаф для одежды (шифоньер), стул, стол, кресло, шкаф для посуды.)

— Найдите и назовите пять электроприборов. (Утюг, телевизор, магнитофон, электрический чайник, люстра.)

— Найдите и назовите семь предметов одежды и обуви. (Шуба, пальто, брюки, шапка, носок, сапог, халат.)

— Найдите и назовите шесть предметов посуды. (Чайник, кувшин, тарелка, сковорода, кружка, самовар.)

— Сколько всего групп предметов? (Четыре.)

— Назовите каждую группу. (Мебель, электроприборы, одежда, посуда.)

2. Работа над загадками

— Мудрая Черепаха подготовила загадки о вещах. Отгадайте загадки и определите, к какой группе относятся эти вещи.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями предметов-отгадок.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник — посуда.)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник — бытовая техника.)

Построен хлевец

На пятеро овец. (Рукавички — одежда.)

Утка — в воде,

А хвост — на горе. (Ковш — посуда.)

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор — бытовая техника.)

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, а без головы. (Стул — мебель.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Найдите в рабочей тетради на с. 63 картинки с предметами домашней обстановки, аккуратно их вырежьте.

— Заполните этими картинками таблицу нас. 43 учебника, расположив предметы по группам.

(Работа в парах. Коллективная проверка. Учащиеся перечисляют картинки, которые положили в каждую группу.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 2 (с. 30).

(Соревнование по группам.)

№3 (с.30).

Рассмотрите рисунки. Выполните задание.

(Проверка в парах.)

— Назовите самый маленький предмет на рисунке.

Назовите самый большой предмет.

3. Знакомство с новой группой предметов

Ребята, Муравьишка Вопросик принес нам еще несколько предметов. Отгадайте загадки, и вы узнаете названия этих предметов.

(По мере отгадывания учитель выставляет предметы или картинки с их изображениями.)

Лежу, забившись в уголок,

Пока сидишь ты с книгою.

Когда же кончится урок,

И я с тобою прыгаю.

Я разноцветен и упруг,

Хоть не живой, но все же друг. (Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (Плюшевый медведь.)

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу — жужжу, жужжу — кружу. (Юла.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все сначала начинаю (Кубики.)

Бочку за бочкой

Тянут из мешочка. (Лото.)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла.)

— Муравьишка задумался над тем, к какой группе отнести эти предметы. Помогите ему. (Это игрушки.)

— А вы какими игрушками любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

4. Беседа о безопасности

Опасности подстерегают нас повсюду: на улице, в городе, в лесу, на берегу водоема и даже дома.

— Подумайте, что же опасного может быть дома. (Ответы детей.)

— Ребята, я буду называть вещи и предметы, а вы поднимайте | руку вверх, когда услышите название опасного предмета.

(Учитель называет предметы: электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, кран с горячей водой, батарея парового отопления, дверь, лифт, бутылка с ацетоном, стиральная машина, кресло, пылесос, стол, канализация, мусоропровод, электрочайник, нож, ложка, вилка, тарелка и т. д.)

— Отгадайте загадки Муравьишки и скажите, когда эти предметы могут быть опасными.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы.)

(Беседа о правилах обращения с ножницами.)

Барыня — княгиня

Весь мир нарядила,

А сама нагая ходит. (Игла.)

(Беседа о правилах обращения с иголкой.)

Без рук, без ног,

А хлеб режет. (Нож.)

Четыре хворостинки

на одной палочке сидят. (Вилка.)

(Беседа о правилах обращения с ножом и вилкой.)

Все эти вещи относятся к категории острых, колющих и режущих предметов.

Многих опасностей можно избежать, если помнить, что чистота — залог здоровья. Люди всегда не любили нерях. Не только потому, что неряшливость некрасива, но и потому, что очень опасна.

— Подумайте и расскажите, чем для Муравьишки может быть опасна его неряшливость. (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

Игра-соревнование

(Класс делится на три команды. Каждая команда получает 10—15 карточек-рисунков с предметами: одежда, посуда, мебель, электроприборы. Необходимо разделить карточки на четыре группы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее всех и без ошибок.)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. На какие группы можно разделить предметы домашней обстановки? (Мебель, электроприборы, одежда, посуда, игрушки и т. д.)

— Приведите примеры для каждой группы. (Ответы детей.)

Нарисовать свою комнату. Найти и назвать в ней предметы мебели, электроприборы, одежду, посуду.

Дополнительный материал

Викторина

1. Почему нужно убирать в доме?

2. Какие опасные острые предметы вы знаете?

3. Что произошло страшное в одной сказке после того, как кто-то укололся острым предметом? Что это за сказка и что это за предмет?

4. Какие еще книги, фильмы, мультфильмы вы знаете, где острые предметы угрожали жизни человека?

Об электроприборах

Если всю квартиру

Мама вдруг надумает убрать:

Вымыть стены, пол и рамы —

Я ей буду помогать.

Каждой вещи — свое место:

Все игрушки приберу,

Со стола, с дивана, кресла

Влажной тряпкой пыль сотру.

Но к телевизору, розеткам

Близко я не подойду:

Это место не для деток —

Зарубите на носу!

В каждой комнатной розетке

Есть невидимый огонь.

У него характер вредный —

Ты рукой его не тронь.

Шуток он совсем не терпит,

С ним, ребята, не шути:

Если он рассвирепеет —

Все сжигает на пути.

Тот огонь, давно известно,

Электричеством зовут.

Он таит в себе опасность —

С ним домашние приборы

Заключили договор:

Только им огонь покорный.

Так ведется с давних пор.

2 Занятие №1 "Что нас окружает? Природа живая и неживая".

Урок №1 "Что нас окружает? Природа живая и неживая".

1.Организационный момент:

А) Приветствие

Учитель: Доброе утро, ребята.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Б) Мотивационное начало урока
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность. Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы до тех пор пока не появился большой, сверкающий голубой шар. (слайд) Это наша планета Земля. Жизнь начинается …. Мир ослепительно переливается. Наш урок начинается. (слайд)

Рассказ учителя о фантастическом сне.

Вообразите, что вы однажды как обычно, заснули и вдруг снится вам фантастический сон…. Будто отправили вас ракетой в космос на далекую планету, на которую с Земли еще никто не летал. Полет прошел успешно, и вы очутились среди неведомых вам инопланетян, которые ничего вообще о Земле не знают. Каким –то образом, постепенно вы научились понимать друг друга, и между вами завязалась беседа:

- Откуда вы? – спросили инопланетяне.

- Мы с планеты … какой? (Земля) – ответили вы.

- А какая она, ваша планета Земля? Что там есть? И вы стали рассказывать: она круглая, очень большая и красивая. Там есть...

2.Актуализация базовых знаний

Учитель: - Что есть на нашей планете Земля?

Дети: - деревья, цветы, животные, люди, дома, реки, моря….

3. Постановка проблемной ситуации (выход на тему урока)

Давайте подумаем:

Что же нас окружает?

На какие две группы можно распределить предметы окружающего мира?

Дети: -Природа и все то что сделано руками человека. Учитель: - Итак, тема нашего урока прочитаем «Что нас окружает» (слайд)

Учитель: Как вы считаете, какую учебную задачу надо решить на уроке и для чего это нам нужно?

Дети: - Больше узнать об окружающим нас мире, расширить наш кругозор.

4.Изучение нового материала:

1. Работа в группах

Учитель: Чтобы работа шла успешно откроем с вами исследовательскую лабораторию разделимся по рядам. Вспомним правила совместной работы.

Дети: – работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу. Учитель: Вы добры, спокойны, вы уверены в себе. У вас все получится.

1группа работает с 1-ым рисунком

2 группа работает со 2-ым рисунком

3 группа работает с 3-им рисунком

Ваша задача – рассмотреть внимательно эти объекты и подумать: (слайд)

1. По какому признаку объединены предметы

2.Как можно назвать эту группу предметов

3.Дополнить другими предметами (подрисовать)

Учитель: - что у вас получилось? 2 группа расскажите, что изображено на картинке?

Учащиеся: - еж, бабочка, слон, грибы, собака, яблоко, груша.

Учитель: Какие общие признаки, почему они объединены в одну группу Учащиеся: Они дышат, питаются, растут, размножаются.

Учитель: Чем вы их дополнили? (дети называют выбранные объекты). Как бы вы назвали эту группу объектов?

Учащиеся: живые (слайд «Живая природа»)

Учащиеся 1 группы: Объекты неживой природы: солнце, облако, камни, горы, дождь. (Дополняют другими объектами) Учащиеся делают вывод. «Неживая природа» (слайд) Учащиеся 3 группы: Художник изобразил книгу, ключ, замок, сундук, свечу, кинжал, цепь. Эти предметы создал человек, т.е. изделия человека или рукотворный мир. (дополняют другими объектами)

Физическая минутка

2. Моделирование схемы.

Учитель: - Что общего между объектами живой и неживой природы?

Учащиеся: - Их создала сама природа.

Учитель: - Что можете сказать про изделия человека?

Учащиеся: - Их создал сам человек, они к природе не относятся. Учитель: А человек – это природа?

Учащиеся: - Да, это живое существо.

Давайте попробуем составить схему и сделать вывод. (Учащиеся с помощью учителя составляют схему (слайд)

Учитель: Могут ли растения, животные, грибы существовать без Солнца, воздуха, воды?

Учащиеся: Нет, они растут, питаются, дышат, размножаются. Воздух и вода, тепло и свет необходимы им для жизни. Живое и неживое в природе взаимосвязаны.)

Вывод: природа – все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Она бывает живая и неживая. Человек – живое существо. (слайд)

5.Закрепление знаний

Учитель: Проверим, что мы узнали. Предлагаю вашему вниманию небольшое задание. Оно называется «Убери лишнее». При выполнении этого задания помните, природа – это то, что не сделано руками человека! Не путайте понятия «неживая» природа и «объекты», сделанные руками человека. Если «да» хлопните в ладоши. (слайды). А сейчас я вам предлагаю ответить на загадки и узнать, что скрывается на следующем слайде.

1.Дом по улице идет,

на работу всех везет,

не на курьих тонких ножках,

а в резиновых сапожках (автобус)

2.Я всех знаю, всех учу, но сама всегда молчу (книга)

3.Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки,

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки,

Мы не кони, хоть на нас

Вы садитесь много раз (стулья)

Учитель: К какой группе предметов относятся стулья?

Учащиеся: К мебели.

Широка да тонка,

Надувает бока,

Весь день на мне ездит.

Не слезая сидит,

А ночь придет –

Свернется и спит. (рубашка)

Учитель: К какой группе предметов относится рубашка?

Учащиеся: Одежда.

6. Итог работы

Учитель: Скажите, ребята, какую тайну художника мы открыли сегодня?

Учащиеся: Нас окружает то, что находится на планете Земля – природа живая и неживая и все то, что сделано руками человека. Учитель: Какую учебную задачу ставили на урок?

Учащиеся: Больше узнать об окружающим нас мире, расширить наш кругозор.

Учитель: Справились с этой задачей?

Учащиеся: Справились.

Учитель: Чему новому научились? Учащиеся: Отличать признаки живой и неживой природы, находить то, что сделано руками человека.

Учитель: Все были дружными, активными. Молодцы! осмотри, мой милый друг что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года-

Это все вокруг… (природа)

Игра «Улыбнитесь».

И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем.

ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ

Тип: урок изучения нового материала.

Технология: игровая.

Форма проведения : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока

Обучающая : начать формировать целостное представление о мире Земли, сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире (изделия человека), продолжить формирование навыка соотносить реальный объект и его условное обозначение.

Развивающая : развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы.

Воспитывающая : воспитывать доверительные отношения, аккуратность при работе с учебником-тетрадью, умение общаться, работать в группах, интерес к изучению окружающего мира.

Дидактическая цель: знакомство с понятием “окружающий мир” и его компонентами.

Вспоминаем правила работы на уроке

I. Сообщение темы урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (природа).

ЦЕЛЬ

Сегодня мы узнаем, что такое «природа» и что нас окружает.

II. Изучение нового материала.

Какие звуки вы слышали по дороге в школу?

Какие запахи вы чувствовали по дороге в школу?

Что интересного увидели?

Какие органы чувств помогали вам ощущать и чувствовать предметы окружаю-щего мира?

ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИК СТР 10 -11

Рассмотрите с борта вертолета приусадебный участок семьи Ивановых и прилегающие к нему окрестности. Что вы увидели?

Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Что объединяет эти предметы?

Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Что объединяет эти предметы?

Сравните обе группы предметов между собой. Чем они отличаются? (Солнце, воздух, вода, птица, растения, камни не сделаны руками человека, в отличие от забора, кирпича, велосипеда, платья, деревянного сруба.)

НАЧАЛО СХЕМЫ « ЧТО Нас окружает» природа ---- изделия человека

Нас окружает мир природы который не создан руками человека НАЗОВИТЕ (солнце, вода, почва, растения, животные),

и изделия, которые сделаны человеком НАЗОВИТЕ (дома, одежда, машины)

III . фИЗМИНУТКА ПОВЕРНИТЕСЬ друг к другу

Природа – ХЛОПОК, изделия человека – тихо

(солнце, снег, кошка, дом, машина, человек, мост, гриб, стол, дерево, холодильник, радуга, воробей, телефон)

Как вы думаете, какой бывает природа?

(Живая и неживая)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СХЕМЫ

Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?
– Проверим ваше предположение.

Что станет с кусочком льда, если мы подержим его в руках?

Да, кусочек льда перестанет существовать. Но, сможем ли мы воду опять превратить в лед?

А представьте, что я отломила от растения веточку. Получится ли приставить назад эту веточку к живому растению?

Ребята , рождение и смерть – это первые признаки живого.

А если отломленную веточку посадить в землю, что произойдет? (вырастет)

А может ли вода себя размножить, если мы отольем от неё часть?

Способность размножаться – это второй признак живого.

Чтобы ваши домашние питомцы долго жили рядом с вами, в чем они нуждаются?

Питание – это третий признак живого

Щенок обязательно превратится в собаку, котенок – в кошку, утенок – в утку.

О чем это говорит?

Рост – четвёртый признак живого .

Давайте вспомним, какие признаки живой природы мы “вывели”.(СЛАЙД)

СЛАЙД правила работы в паре

2. Работа в парах (поделить картинки на живую и неживую природу)

Проверка по эталону СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА «ОБЕЗЬЯНКИ»

4. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 8).

Сначала дети «точкой» отмечают рисунки, где изображены изделия, и перечисляют их: леденец «петушок на палочке», рисунок царевны-лягушки, игрушка Заяц, игрушка Улитка, Чебурашка. Затем они подбирают каждому изделию пару из оставшихся рисунков (на остальных рисунках также изображены петух, улитка, лягушка, заяц, но это уже объекты живой природы).

Что объединяет парные рисунки? (Тела живой природы и изделия человека похожи внешними признаками, по которым мы и узнаем, что на палочке – петушок, мягкая игрушка изображает зайца, а игрушка на колесиках – улитку.)

Что отличает парные рисунки? (На одних изображены «живые» заяц, лягушка и петух, а на других – изделия человека.)

Почему Чебурашка остался без пары?

( Чебурашка – это вымышленная зверюшка , не существующая в природе, поэтому пары в живой природе ему нет.)

Найдите среди рисунков те, что относятся к живой природе. Подумайте, как их можно назвать одним словом. (Живые заяц, лягушка, петух – это животные.)

Приведите примеры других известных вам животных.

III. Закрепление изученного материала.

Решите кроссворд «Живая и неживая природа» и прочитайте ключевое слово.

1. Тронь, только тронь –

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

2. Летом бежит,

А зимой стоит.

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

5. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

6. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодища.

7. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

О т в е т ы: 1. Крапива. 2. Река. 3. Лиса. 4. Сорока. 5. Солнце. 6. Холодильник. 7. Елка.

К л ю ч е в о е с л о в о: природа.

IV. Итог урока.

Что такое природа?

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

Назовите признаки живой природы; признаки неживой природы.

Какая цель была в начале урока?

Кто достиг цели (по мишени )