Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Кто правил после изяслава ярославича. Изяслав Мстиславич, великий князь Киевский: годы жизни и правления. Возвращение в Киев

Годы правления:1054-1078

Из биографии

  • Изяслав – второй сын Ярослава Мудрого и его жены Ингриды(Ирины)
  • Совместно с братьями Святославом и Всеволодовичем он вначале правил довольно мирно. В истории даже их всех называют Ярославичами, а правление братьев – триумвиатом (то есть правление, союз троих князей). Однако позже началась борьба за киевский престол, которая в конце и приведёт к гибели Изяслава.
  • С любовью описывает Нестор Изяслава в « Повести временных лет»: « Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлоблив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было в нём хитрости, но был он прямодушен, не воздавал злом за зло»
  • Женат был Изяслав на дочери польского короля Гертруде
  • Похоронен в соборе Святой Софии в Киеве.

Исторический портрет Изяслава I Ярославича

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Борьба за Киевский престол, усиления власти князя. Великое Киевское княжение получил по завещанию отца — Ярослава Мудрого в1054. Однако в 1068 киевляне, недовольные, что Изяслав не дал им оружие для борьбы с половцами, посадили князем Всеслава. Изяслав бежал в Польшу и только на следующий год — в 1069- возвратил великокняжеский стол.1073- борьба с братьями Святославом и Всеволодом. Изяслава свергли, он бежал за помощью в Польшу, потом в Германию, но везде — отказ. И только после смерти Святослава он утвердился на престоле.В 1078 году начинается новая междоусобная борьба- с племянниками, сыновьями Святослава. И хотя победа была за Ярославичами, Изяслав был смертельно ранен в 1078 в битве на Нежатине.
Дальнейшее развитие законодательства на Руси. 1072- совместно с братьями издаёт « Правду Ярославичей». Данный сборник законов дополнил « Русскую правду» Ярослава Мудрого- их отца. Кровная месть была отменена и заменена штрафом. Отменена смертная казнь вообще.Стало караться нарушение имущественных прав, посягательство на личную безопасность граждан. Цель законов — навести порядок в стране, защитить собственность феодалов.
Дальнейшее развитие культуры. При Изяславе был возведён Димитровский собор в Киеве (в крещении имя Изяслава — Дмитрий).Выделил место для строительства Киево-Печерского монастыря (основанного в 1051г), строительство велось в 1061-1062

2. Внешняя политика

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Постоянная борьба за престол занимала слишком много времени в политике князя Изяслава. Бесконечные битвы, бегство, возвращение и снова бегство и снова возвращение на престол.
  • Величайшей заслугой Изяслава и его братьев стало принятие « Правды Ярославичей». Данный документ значительно улучшил законодательную систему страны. Запретил смертную казнь. И хотя документ защищал прежде всего имущественные права феодалов, это был значительный шаг в развитии законодательства Руси.
  • Два великих дела в области культуры князь сделал: именно при нём было построено здание Киево-Печерского монастыря и Димитровского собора в Киеве.
  • Междоусобные войны не мешали Изяславу бороться с внешними врагами. Попеременные победы были с половцами, в последней битве на Нежатине он и был убит. Успешны походы и против торков и голяди.

Подводя итог, хочется отметить, что имя Изяслава в истории России навсегда связано с« Правдой Ярославичей» и возведением Киево-Печерского монастыря. Это великая его заслуга.

Хронология жизни и деятельности Изяслава I Ярославича

1024-1078 Годы жизни
1054-1078 Великое княжение Изяслава с перерывами (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078)
1058 Успешный поход на голядь.
1061 Первое нападение половцев на Русь, началась затяжная борьба с ними.
1061-1062 Строительство Киево-Печерского монастыря.
1064 Изяслав отражает нападение половцев.
1068 Половцы подошли к Киеву. За отказ выдать горожанам оружие Изяслав был смещён. На престол взошёл Всеволод,
1068 Битва с половцами на р. Альте. Поражение Ярславичей.
1069 Неудачная попытка вернуть престол, однако у власти уже другой брат — Святослав. Лишь после смерти Святослава Изяслав пришёл к власти, Ярослав добровольно отдал ему престол.
1072 Принятие « Правды Ярославичей».
1078 Битва на Нежатине с племянниками- детьми Святослава. Гибель Изяслава. Похоронен в соборе Святой Софии в Киеве.

Данный материал можно использовать, готовясь

Изяслав Ярославич

В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.

Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только несговорчивость киевлян помешала тому занять столицу Русской земли. Но это не намного уменьшило заботы Ярослава. Мстислава признала своим князем Черниговская земля, и его владения почти сравнялись по своей величине с территориями киевского князя. К тому же тмутараканский князь установил контроль над южной частью торгового пути «из варяг в греки». Доходы Ярослава неминуемо должны были упасть.

Ярослав не видел другого выхода, как только силой заставить брата вернуться опять в прибрежную Тмутаракань. Но сила оказалась на стороне удачливого младшего брата. В 1024 году старший брат в сражении у Листвена потерпел сокрушительное поражение от Мстислава.

Однако вскоре после всех этих неурядиц у перешагнувшего сорокалетний рубеж Ярослава родился еще один сын? Изяслав. Нетрудно понять чувства отца, которому жена, шведская принцесса Ингигерда, подарила ребенка, да еще сына. В то время в семьях рождалось много детей, но много и умирало. Каждый ребенок был подарком судьбы, который так нелегко было сохранить. В крещении назвали сына Дмитрием.

Неудачи во взаимоотношениях с Мстиславом не так остро переживались, когда Ярослав подходил к колыбели своего сына. Когда же Мстислав умер, Русская земля вновь стала единой.

Судьбе было угодно, что через 30 лет именно Изяславу в канун своей смерти Ярослав передал дело всей своей жизни, с таким трудом собранную им воедино Русскую землю. Ранее родившиеся сыновья его, Илья и Владимир, к этому времени уже умерли. Надо иметь в виду, что в древнерусском языке слово «земля» использовалась не только в смысле «почва» или «территория». Под Русской землей понималось Русское государство и его части. В «Повести временных лет» под 1054 годом передано завещание Ярослава своим сыновьям: «Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня».

Изяслав занял престол в Киеве, уже имея семью. Женой его была Гертруда, сестра короля Польши Казимира I, которая родила ему троих сыновей? Мстислава, Ярополка и Святополка, а также дочь Евпраксию (славянское имя Вышеслава).

В то время править государством означало совершать поход на иноплеменников, расширять границы своей страны, приобретать новых данников. В 1058 году Изяслав совершил удачный поход на голядь. Н.М. Карамзин предполагал, что это были латыши, жители Прусской Галиндии.

Государственные дела переплетались с семейными. Получилось так, что в первые годы правления все важнейшие решения Изяслав принимал по совету со своими младшими братьями, Святославом и Всеволодом. Позже историки назовут это согласованное принятие государственных решений «триумвиратом». Однако за каждым из братьев Ярослав в своем завещании закрепил отдельные части Русской земли: «Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». Это не было разделом единого государства. Младшие братья, если буквально понимать завещание Ярослава, были наместниками великого киевского князя, был ли им сам Ярослав или назначенный им старший брат: «...Слушайтесь его, как слушались меня...» В то же время у каждого брата были в управлении свои земли, и старший в роду обязан был защищать интересы каждого из них: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Конечно, такая двойственность положения должна была привести к проявлениям недовольства тех, кто считал свои интересы ущемленными. Как показали последующие события, ущемленными оказались интересы даже самого великого киевского князя, которому был официально передан престол. Но это было позже, а на первых порах братья умели находить между собой общий язык.

На семейном совете было решено освободить дядю Судислава, томившегося в темнице уже более 20 лет. Старик пережил своего жестокого брата. Даже умирая, Ярослав не вспомнил о нем и не распорядился освободить его.

В летописях не говорится о том, в каких условиях содержался Судислав. Общепринятым местом содержания провинившегося в те времена был так называемый «поруб», который представлял собой сруб без дверей, опущенный на всю свою высоту в землю. Осужденного опускали туда через верхнее окно, через которое же и кормили несчастного. Может быть, для своего брата, о котором летопись пишет, что «был тот оклеветан перед ним», Ярослав предусмотрел более «гуманные» условия заключения, например, в погребе или в подземелье. Однако в летописи пишется: «В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом».

Впечатляет срок нахождения под стражей. Впечатляет также и то, что перед оклеветанным, а значит, невинно пострадавшим, не покаялись, а взяли с него крестное целование (то есть он в чем-то должен был сам поклясться, возможно, в том, что не будет претендовать на великое княжение) и отправили его доживать век в монастырь. Через четыре года, в 1063 году, Судислав умер. Похоронили его в церкви, названной именем небесного покровителя Ярослава, в храме Святого Георгия. Это можно считать символом примирения братьев после смерти.

Удачный поход на торков (кочевой народ) в 1060 году братья совершили совместными силами. Помогал им и полоцкий князь Всеслав. Организация похода, видимо, была традиционной для русского Средневековья. Часть сил двигалась в конном строю по степи, другая часть? по рекам в ладьях. Степнякам был нанесен серьезный урон. Следующее сообщение летописи о боевых действиях с ними датируется 1080 годом, то есть на протяжении 20 лет торки не представляли угрозы для русских. Часть их даже перешла к оседлому образу жизни и стала союзниками киевскому князю.

Впрочем, уже в следующем году появился новый, еще более грозный враг, чем торки и даже печенеги. В 1061 году впервые на русской земле появились половцы. Разгромив 2 февраля вышедшего им навстречу Всеволода, половцы ушли опять в степи. Обратим внимание, что для половцев не была помехой зима, когда в степи нет травы и нечем кормить лошадей. Обратим также внимание, что против половцев действовал только один брат, Всеволод. Два остальных либо не успели прийти на помощь, либо между братьями уже начались размолвки.

В то время, когда русские князья сражались с половцами, в Средиземном море итальянские республики воевали с арабами. В 1063 году пизанцы победили арабов в морской битве при Палермо, после чего было решено построить в Пизе кафедральный собор, соответствующий статусу торговой республики. Колокольню начали строить только в 1173 году, а завершили через 164 года. Зато эту колокольню знает весь мир. Это знаменитая падающая Пизанская башня.

Киевскому князю представился повод организовать своих братьев на совместные действия против степняков, когда неожиданно в 1067 году бывший союзник в войне против торков полоцкий князь Всеслав занял Новгород. Тот был тогда, по свидетельству Н.М. Карамзина, владением самого Изяслава. О том, как проходило умиротворение братьями их двоюродного племянника, лучше всего рассказал летописец: «Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал». Сколько людей погибло в битвах за Новгород, Минск и на Немиге (на реке Немане), сколько людей замерзло в жестокой стуже? об этом летописец не сообщает. Горькой была судьба и оставшихся в живых, захваченных в плен жен и детей, которых лишили мужей и отцов. Они считались законной добычей князей-победителей. Родственники выкупить их не могли, поскольку либо погибли, либо также были взяты в плен. Значит, путь этих несчастных лежал на невольничьи рынки, в том числе и восточных городов, среди которых первенство принадлежало Константинополю.

Наступило лето. Братья Ярославичи продолжали видеть в своем племяннике угрозу для себя и пригласили его на переговоры у местечка Рши под Смоленском, поклявшись не причинить ему зла. После того, как Всеслав, доверившись крестному целованию, переплыл с двумя сыновьями в ладье через Днепр, он был схвачен и посажен Изяславом в темницу.

Пока гордые Рюриковичи считались между собой своими амбициями, вновь появились половцы. Ночное сражение соединенных сил Изяслава, Святослава и Всеволода состоялось у реки Альты, бывшей, по-видимому, естественной границей от степняков. К этой реке раньше выходил на печенегов дядя Изяслава, князь Борис Владимирович, у нее же сражался отец Изяслава, Ярослав, с другим его дядей, Святополком, на стороне которого были также и печенеги. Сражение с половцами в сентябре 1068 года было проиграно, и это имело для Изяслава очень тяжелые последствия. Можно даже сказать, что поражение в бою с половцами перевернуло всю его жизнь, привело к утрате власти, материальным лишениям и многим унижениям. К чести Изяслава, он смог в конце жизни философски оценить все свои потери и возвыситься над житейскими обидами.

Когда Изяслав, избежав гибели и плена, вернулся в Киев, то киевляне потребовали от князя выдать им оружие и лошадей для сражения с половцами. Князь отказал. Тогда началось восстание, которое закончилось изгнанием Изяслава из своей столицы, а киевляне 15 сентября провозгласили своим князем плененного ранее Всеслава Полоцкого. Это была, как написали бы позже, настоящая революция. Княжеский двор был разграблен, бывший правитель спасся бегством, а тот, кто находился в заточении, обрел высшую власть.

В этом эпизоде есть моменты, которые заслуживают внимательного анализа.

Что произошло бы, если горожане, получив оружие, вышли бы в степь против половцев, для которых война была образом жизни? Если бы проиграли битву соединенные силы трех братьев, то маловероятно, что киевляне, в массе своей ремесленники и торговцы, вернулись бы домой живыми после похода против кочевников. Отказавшись выдать оружие жителям Киева для войны с половцами, Изяслав, получается, спас им жизнь. Или же оружие нужно было зачинщикам беспорядков для других целей? Что означал клич восставших: «Пойдем освободим дружину свою из темницы»? О какой дружине идет речь? Что за дружина находилась в темнице?

К сказанному надо добавить, что непосредственной угрозы русским землям после проигранной битвы не было. От Чернигова их отогнал бежавший туда Святослав. Далее летопись не сообщает о нападениях степняков в течение последующих 10 лет вплоть до 1078 года, когда их привели на Русь Олег Святославич и Борис Вячеславич.

Приближенные Изяслава опасались, что разбушевавшаяся толпа освободит Всеслава и у восставших появится вождь. Они советовали тайно убить его: «Пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». Изяслав не пошел на это преступление, хотя в данном случае стоял вопрос о его жизни и смерти, и он через некоторое время вынужден был бежать в Польшу. В чем причина такого милосердия? Непонимание остроты ситуации? Или благородство души, не позволившее лишить жизни члена своего рода, даже и во имя спасения самого себя?

Польский король Болеслав II был женат на дочери Изяслава, и поэтому тот рассчитывал на помощь зятя. Впрочем, не исключено, что в исторической литературе степень родства киевских князей и польских королей указана не совсем точно. Если отец Болеслава, Казимир, и жена Изяслава, Гертруда, были родными братом и сестрой, то тогда Евпраксия и Болеслав были в двоюродном родстве. В этом случае их брак маловероятен.

Независимо от степени родства у Болеслава были свои причины помочь киевскому князю. Польское войско выступило на Киев, а провозглашенный киевлянами великим князем Всеслав выдвинулся ему навстречу к Белгороду. События происходили в апреле 1069 года. Трудно понять, на что рассчитывали киевляне, посадив на стол Всеслава и вступив в конфронтацию с тремя братьями Ярославичами, контролирующими всю Русскую землю. Вмешательство поляков и вовсе сделало их положение безысходным. Всеслав же объективно оценил обстановку «и с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк».

Наступило время отрезвления. В отчаянии киевляне даже заявили Святославу и Всеволоду, ища у них защиты от Изяслава с поляками: «Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он ведет на нас Польскую землю: идите же в город отца своего; если не хотите, то поневоле придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю». Практически все историки обращали внимание на угрозу киевлян уйти в Греческую землю, но исчерпывающего объяснения этим словам летописца пока не дано. Также непонятны слова летописца, приведенные ниже, о том, «что Греческая земля станет на место Русской, а Русская на место Греческой».

Братья попытались смягчить гнев своего брата на взбунтовавшихся киевлян. Закончилось тем, что посланный им вперед сын Мстислав Изяславич «перебил киевлян, освободивших Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без следствия». Изяслав 2 мая 1069 года после такой «зачистки» города вошел в Киев, изгнал из Полоцка Всеслава и посадил на его место своего сына.

К горю Изяслава, его верный помощник, сын Мстислав, жестоко проучивший киевлян, вскоре умер в Полоцке. В чем причина, летописец не сообщает, говоря лишь, что того заменил его брат Святополк. Через два года, в 1071 году, Всеслав изгнал его и завладел Полоцком.

Безусловно, у Мстислава остались враги в Киеве, наверняка они появились и в Полоцке. Вряд ли полочане забыли события шестилетней давности, когда после битвы у Немиги был разграблен Минск. Желающих отомстить сыну Изяслава хватало, только неизвестно, могли ли они привести свои замыслы в исполнение.

С поляками повторилась ситуация 50-летней давности, когда они пришли на Русь, призванные Святополком для борьбы с Ярославом. Расставленный «на прокорм» польский гарнизон местные жители стали потихоньку вырезать. Болеслав возвратился в Польшу.

Символом успокоения и взаимного братолюбия стало перенесение мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба во вновь построенную Изяславом церковь в Вышгороде. Был устроен настоящий светлый праздник, Изяслав, Святослав и Всеволод сами внесли гроб с телом Бориса, присутствовали многочисленные духовные лица, братья сообща пообедали...

Но, как оказалось, бунтом киевлян превратности судьбы Изяслава не закончились. Беда пришла с неожиданной стороны, от родных братьев. Почти 20 лет трое Ярославичей жили в мире и в согласии друг с другом. Когда же они стали пожилыми людьми, начались раздоры. Воспользовавшись отсутствием Изяслава, Святослав и Всеволод вошли 22 марта 1073 года в Киев и «сели на столе». Как пишет летописец, инициатором государственного переворота был честолюбивый Святослав. Стремясь к власти, он убедил Всеволода, что их брат замыслил против них заговор вместе с полоцким князем Всеславом, а им надо опередить заговорщиков. Возможно, такой поворот событий отвечал и тайным желаниям Всеволода.

Для Изяслава начались годы жизни за границей в изгнании.

Он обратился в Польшу, но все увезенные с ним богатства растратил зря. «Все это поляки отняли у него и выгнали его», ? записано в «Повести временных лет».

Далее он обратился в городе Майнце за помощью к императору Священной Римской империи и германской нации Генриху IV. Тот не отказывал лишенному своего престола русскому князю, но ничем особенно не помогал. У 24-летнего императора (он родился в 1050 году) были свои серьезные проблемы. Он унаследовал трон в 6-летнем возрасте. Пока империей управлял от его имени опекун, центральная власть ослабла. В ответ на строительство Генрихом крепостей и размещение в них гарнизонов вспыхнуло так называемое «саксонское восстание». В августе 1074 года Генрих IV был поставлен перед необходимостью спасаться бегством из Харцбурга, который осадили восставшие. Н.М. Карамзин писал, ссылаясь на немецких хронистов, что Изяслав даже готов был признать себя вассалом императора. Как можно понять, Генрих IV послал своих представителей в Киев, чтобы получить информацию на месте событий. Историки пишут даже, что он через послов потребовал от Святослава вернуть великое княжение брату, угрожая в противном случае войти с войсками в Киев. Святослав показал немцам богатства княжеской казны: «бесчисленное множество золота, серебра и шелковых тканей». Надо предполагать, что не только показал, но сделал богатые подарки послам и самому императору. Посольство возглавлял, как выяснил Н.М. Карамзин, епископ Бурхардт Трирский. По исследованию В.М. Когана и В.И. Домбровского-Шалагина, тот был братом Оды, жены Святослава Ярославича, то есть являлся его шурином. Думается, выбор императорского посла был не случаен. Родственники смогли между собой договориться, несмотря на языковой барьер.

Потратившемуся в Польше Изяславу трудно было соперничать в щедрости с распоряжавшимся княжеской казной братом. Он попытался найти поддержку у духовного владыки Западной Европы? у папы римского Григория VII. Унизительные переговоры, которые вел Ярополк, сын Изяслава, кончились, что называется, только «моральной» поддержкой изгнанника. Н.М. Карамзин дословно приводит ответ папы Изяславу, из которого следует, что тот рассчитывал на обращение России в католичество в ответ на свою помощь: «Григорий Епископ, слуга слуг Божиих, Димитрию, Князю Россиян (Regi Russorum), и Княгине, супруге его, желает здравия и посылает Апостольское благословение. Сын ваш, посетив святые места Рима, смиренно молил нас, чтобы мы властию Св. Петра утвердили его на Княжении, и дал присягу быть верным Главе Апостолов. Мы исполнили сию благую волю? согласную с вашею, как он свидетельствует, ? поручили ему кормило Государства Российского именем Верховного Апостола, с тем намерением и желанием, чтобы Св. Петр сохранил ваше здравие, княжение и благое достояние до кончины живота и сделал вас некогда сопричастником славы вечной. Желая также изъявить готовность к дальнейшим услугам, доверяем сим Послам? из коих один вам известен и друг верный? изустно переговорить с вами о всем, что есть и чего нет в письме. Примите их с любовию, как Послов Св. Петра; благосклонно выслушайте и несомненно верьте тому, что они предложат вам от имени нашего? и проч. Всемогущий Бог да озарит сердца ваши и да приведет вас от благ временных ко славе вечной. Писано в Риме, 15 Маия, Индикта ХIII» (то есть в 1075 году).

Хотя, может быть, именно папа смог убедить поляков еще раз помочь Изяславу, поскольку в 1077 году он вернулся на Русь с польскими войсками.

Надо учитывать, что много сил и времени у Генриха IV и папы римского занимала начавшаяся взаимная борьба друг с другом. В 1076 году император и папа по очереди низложили друг друга. Их противостояние затянулось на долгие годы.

В 1076 году умер Святослав во время хирургической операции в связи с какой-то опухолью. Его место на киевском столе занял Всеволод. У него не было такого честолюбия, как у Святослава. Тем более он находился в затруднительном положении: узнав о подходе Изяслава с польскими силами, в Чернигове захватил власть их племянник, князь Борис Вячеславич, сын смоленского князя Вячеслава Ярославича.

Молодой князь (ему еще не было тогда 25 лет) чувствовал себя обделенным наследством. Как сообщают В.М. Коган и В.И. Домбровский-Шалагин в генеалогическом исследовании «Князь Рюрик и его потомки», Борис был увезен после смерти своего отца матерью в 1057 году на ее родину, в Германию. Княгиня Ода была дочерью графа Леопольда Штаденского. Возможно, он встречался с Изяславом во время его скитаний в Европе, где и родился в его голове авантюрный план захвата власти в одном из русских городов. Но его молниеносный бросок в Чернигов ничего ему не дал. Через восемь дней он бежал в Тмутаракань, где княжил его двоюродный брат Роман Святославич.

Всеволод не стал спорить с братом, встретил его у Волыни, где они и «сотворили мир». Такая уступчивость младшего брата показывает, что, вероятно, и в самом деле инициатором изгнания Изяслава из Киева был Святослав. Возможно, и сам Изяслав решил попытать счастья на родной русской земле, только узнав о смерти Святослава. Отпустив поляков, Изяслав вернулся в Киев 15 июля 1077 года, а Всеволод занял Чернигов.

Это было третье занятие киевского престола Изяславом.Возникли проблемы у Всеволода.

Напомним, что Чернигов согласно завещанию Ярослава был предназначен Святославу, а Всеволоду? Переяславль. Конечно, все понимали, что Чернигов богаче Переяславля, а Святослав уже в могиле и не может оспорить действия братьев. С племянниками, сыновьями Святослава, можно было не считаться. Однако так мог думать Всеволод, а сыновья Святослава думали совсем по-другому. Всеволод тоже осознавал опасность, исходящую от племянников, и самого беспокойного из них, Олега Святославича, держал при себе в Чернигове.

В 1078 году Олег бежал от дяди в Тмутаракань и двоюродные братья, Олег и Борис, договорились действовать заодно. Они наняли половцев. Наверняка в этом помог им финансовыми средствами княживший в Тмутаракани Роман Святославич. В результате Всеволод был побежден своими племянниками 25 августа 1078 года в сражении у реки Сожицы. Разбитый, лишенный своего княжества, пришел он в Киев к Изяславу. Без сомнения, вспоминались ему в этот тяжелый час события пятилетней давности, когда он и Святослав предательски изгнали старшего брата из Киева, заставив его скитаться на чужбине. Наверное, думал он, как встретит его старший брат.

В «Повести временных лет» киевский князь характеризуется следующим образом: «Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло».

Характеристика летописца подтвердилась полностью. Изяслав сказал Всеволоду: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя».

Изяслав еще не знал, что он еще не испил всю чашу своих страданий. Его слова о том, что он сложит свою голову за брата, осуществились буквально. В последовавшей 3 октября 1078 года битве у Нежатиной Нивы с непокорными племянниками Изяслав был убит. Погиб и Борис Вячеславич, нашедший свою смерть в неполные 25 лет. Вот что, оказывается, ждало его на Руси вместо богатства и чести. Эпитафию ему написал автор «Слова о полку Игореве»: «Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на ковыль-траве покров смертный зеленый постлала за обиду Олегову? храброго и юного князя».

Изяслав остался в русской истории первым правителем, введшим «мораторий» на смертную казнь. Заняв престол после смерти Ярослава, он внес по согласованию со своими братьями изменение в «Русскую правду», установив за убийства денежную виру (штраф). Новая редакция судебника известна у историков как «Правда Ярославичей». В правление Изяслава дальнейшее развитие получил Киево-Печерский монастырь, основанный еще при Ярославе, а затем выросший в один из главных центров православия. При Изяславе были канонизированы первые русские святые, Борис и Глеб.

Жизнь разных поколений не повторяется, но странным образом проявляются похожие события. Как Ярослав Мудрый не раз терял свою власть в сражениях с братьями, а потом снова ее возвращал, так и его наследник киевского престола, князь Изяслав Ярославич, испытал в своей жизни горечь потерь и отчаяние несбывшихся надежд. Когда ему казалось, что он уже смог вернуть себе все несправедливо отнятое, судьба навечно упокоила его на поле сражения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Место битвы – Италия?! автора Колесников Валерий

«Изяслав на кровати» «ЕДИНЪ ЖЕ ИЗЯСЛАВЪ СЫНЪ ВАСИЛЬКОВЪ ПОЗВОНИ СВОИМИ ОСТРЫМИ МЕЧИ О ШЕЛОМЫ ЛИТОВСКIЯ; …»Только один Изяслав выступил в поход против врагов. Но причём тут литовцы? В то время, как и сейчас, не было таких государств, которые бы зорко не следили за тем, что

Из книги Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938–1945 автора Вайдингер Отто

Оборонительные бои на рубеже Белево – Изяслав Поскольку для вывода боевой группы с занимаемых позиций требовалось несколько часов, на этот раз штаб боевой группы выехал заранее в новый район боевых действий. Вслед за ним немедленно отправилась часть подразделений

автора Татищев Василий Никитич

9. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДИМИТРИЙ ЯРОСЛАВИЧ, СЕГО ИМЕНИ

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

ИЗЯСЛАВ ВТОРОЙ РАЗ 6577 (1069). Мстислав Изяславич. Бунтовщикам мзда. При сухом сырое горит. Всеслав полоцкий изгнан. Умер Мстислав Изяславич. Святополк в Полоцке. Глеб Святославич в Новгороде. Всеслав побежден. Визень р. Святослав и Всеволод послали к Изяславу, говоря:

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

ИЗЯСЛАВ ТРЕТИЙ РАЗ НА ПРЕСТОЛЕ 6585 (1077). Горынь р. Изяслав, уведав о смерти брата Святослава, вскоре выпросил у поляков войска, к тому же и Ростиславичи обещали в помощь их полки прислать, и так собравшись, пошел к Киеву. О чем Всеволод уведав, также собрал войска, пошел против

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

18. ИЗЯСЛАВ II ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, СЫН МСТИСЛАВА ВЕЛИКОГО Святослав III прощен. После совершения победы того же августа 13 дня вошел Изяслав Мстиславич в Киев со славою великою, которого народ весь с великою радостию встретил за градом, а клирос с крестами у врат киевских, по обычаю

автора

Изяслав I Ярославович (1057–1078) Вслед за эпохой Ярослава на Руси наступила эпоха Ярославовичей. Всеволод Ярославович оказался на переднем крае противостояния со степью. Зимой 1055 г. Всеволод водил дружину на торков, тюркский народ, тревоживший рубежи Руси набегами.В 1055 г.

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Изяслав II Мстиславович (1146–1154) Изяслав II Мстиславович въехал в Киев и сел на столе отца и деда в августе 1146 г. Всю Русь с киевских гор увидеть было нельзя, но она была чудесной. Росшие повсюду города стремились если не уподобиться Киеву, то хотя бы походить на него.В

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Изяслав II возвращается в Киев Путь от реки Случь до Киева недолог, и скоро Изяслав II беседовал с дядей Вячеславом, сидевшим на сенях своего дома в столице. Поначалу Вячеслав заявил, что скорее умрет, нежели поедет в Вышгород. Но делать было нечего, и волю племянника

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Изяслав Ярославич В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Изяслав (1054–1078) Старший сын Ярослава, Изяслав, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Изяслав-II (1146–1154) Киевляне признали Изяслава-II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава-II, нарушилось укоренившееся в древней

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

107. ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ, в св. крещении Дмитрий, великий князь киевский сын Ярослава I Владимировича, великого князя киевского и всей Руси, от брака с Анной (Ингигердой) Олофовной, королевной шведской.Родился в Киеве в 1025 наследовал после отца стол киевский в 1154 г.;

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (р. 1097 - ум. 1154)Великий князь (1146–1149, 1150, 1151–1154). Сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. Вел непрерывную междоусобную борьбу с Юрием Долгоруким, галицким князем Владимиром и др. При обороне Киева применил техническую новинку - лодки, в

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1162)Великий князь (1155, 1157–1159, 1161–1162).Киевляне не любили великого князя Юрия Долгорукого и после его смерти (15.05.1157 г.) снова позвали править в российской столице Изяслава. Отдав добровольно Северское княжение союзнику племяннику

Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий 1024-3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) - князь туровский (до 1054), новгородский князь (1052-1054), великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078).
Родился в 1024 году. Его отцом был , а матерью жена Ярослава - Ирина (шведская принцесса Ингигерда), он был их вторым сыном после Владимира.
Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.

9. Изяслав I Димитрий, сын Ярослава , родился в 1025-м, великий князь после отца; два раза изгнан, первый от киевлян в 1067-м, но вскоре снова сел; во второй изгнан братьями в 1072-м, сел после смерти Святослава в 1077-м; убит в битве с черниговскими в 1078-м года. Супруга кто была, неизвестно, только умер в 1107-м. Его дети: Святополк Михаил, великий князь; Ярополк владимирский, убит от раба в 1087-м; Мстислав полоцкий, умер в 1072-м; дочь Праскевия, или Пракседис, за маркграфом Удоном в 1072-м, потом за цесарем Гендриком IV в 1088-м, умерла в 1109-м.

Из “Повести Временных Лет”.

Начало княжения Изяслава в Киеве.
Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.
В год 6565 (1057) . Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.
В год 6566 (1058) . Победил Изяслав голядь.

голядь – балтийское племя, населяло бассейн р. Протвы между землями вятичей и кривичей; ассимилировано восточными славянами.

   В год 6567 (1059) . Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом.
В год 6568 (1060) . Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, – так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569 (1061) . Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал.
В год 6571 (1063) . Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город.
В год 6572 (1064) . Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место.
В год 6573 (1065) . Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани. Ростислав же отступил из города – не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань, вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же году Всеслав начал войну.
В год 6574 (1066) . Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, – он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.
В год 6575 (1067) . Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам, не сотворим тебе зла». Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска , преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями.
В год 6576 (1068) . Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы…
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба – в 15-й день сентября – и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий разграбили – бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину, вышел против них к Сновску . И увидели половцы идущий полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: «Сразимся, некуда нам уже деться». И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав.

В год 6585 (1077) . Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. Сел Борис в Чернигове месяца мая в 4-й день, и было княжения его восемь дней, и бежал в Тмутаракань к Роману. Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

В год 6586 (1078) . Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день. В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Тело его было положено в Чернигове за Спасом, месяца июля в 23-й день. Когда сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава, Ярополк сидел в Вышгороде, а Владимир сидел в Смоленске, – привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й день. Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

Всеволод же пришел к брату своему Изяславу в Киев; поздоровались и сели. Всеволод же поведал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя». И, так сказав, утешил Всеволода, и повелел собирать воинов от мала до велика. И отправились в поход Изяслав с Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим. И подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе, Олега же и Бориса там не было. И так как черниговцы не отворили ворот, то приступили к городу. Владимир же приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и взял внешний город, и пожег его, люди же вбежали во внутренний город. Изяслав же и Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли от города против Олега. И сказал Олег Борису: «Не пойдем против них, не можем мы противостоять четырем князьям, но пошлем с смирением к дядьям своим». И сказал ему Борис: «Смотри, я готов и стану против всех». Похвалился он сильно, не ведая, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею. И пошли навстречу, и когда были они у села на Нежатиной ниве, соступились обе стороны и была сеча жестокая. Первым убили Бориса, сына Вячеслава, похвалившегося сильно. Когда же Изяслав стоял среди пеших воинов, неожиданно кто-то подъехал и ударил его копьем сзади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава. Сеча продолжалась, и побежал Олег с небольшой дружиной, и едва спасся, убежав в Тмутаракань. Убит был князь Изяслав месяца октября в 3-й день. И взяли тело его, привезли его в ладье и поставили против Городца, и вышел навстречу ему весь город Киев, и, возложив тело на сани, повезли его; и с песнопениями понесли его попы и черноризцы в город. И нельзя было слышать пения из-за плача великого и вопля, ибо плакал о нем весь город Киев, Ярополк же шел за ним, плача с дружиною своею: «Отче, отче мой! Сколько пожил ты без печали на свете этом, много напастей приняв от людей и от братьи своей. И вот погиб не от брата, но за брата своего положил главу свою». И, принеся, положили тело его в церкви святой Богородицы, вложив его в гроб мраморный.

Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло. Сколько ведь зла сотворили ему киевляне: самого выгнали, а дом его разграбили, – и не воздал им злом за зло. Если же кто скажет вам: «Воинов порубил», то не он это сделал, а сын его. Наконец, братья прогнали его и ходил он по чужой земле, скитаясь. И когда вновь сидел на столе своем, а Всеволод побежденный пришел к нему, не сказал ему: «Сколько от вас натерпелся?», не воздал злом на зло, но утешил, сказав: «Так как ты, брат мой, показал мне любовь свою, возвел меня на стол мой и нарек меня старейшим себя, то не припомню тебе прежнего зла: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя», – как и было. Не сказал ведь ему: «Сколько зла сотворили мне, и вот теперь с тобою случилось то же», не сказал: «Это не мое дело», но взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду. О таких-то Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Соломон же говорил: «Братья в бедах помогают друг другу» (Притч. 18:19). Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: «Бог есть любовь; пребывающий в любви – в Боге пребывает, а Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). Так совершается любовь, чтобы имели мы что в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он. Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, так как боязнь есть мученье. «Боящийся не совершенен в любви. Если кто говорит: «Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это – ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18-21). В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князь сей пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь Господню.

Изяслав (в крещении Димитрий) родился в 1024г. Годы правления: 1054-1078 гг.

Его отец - великий князь Киевский Ярослав Мудрый , мать - шведская принцесса Ингегерда (в крещении Ирина). При жизни отца Изяслав получил Туровскую землю, а после смерти старшего брата Владимира в 1052 г. стал князем Новгородским.

В 1054 г. по завещанию отца Изяслав получил великое Киевское княжение, а его сын Мстислав – Новгород.

Правление Изяслава Ярославича происходило в союзе с братьями – Черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом . Они пересмотрели «Русскую правду» и приняли «Правду Ярославичей», учредили отдельные митрополии в княжествах. Историки назвали их систему триумвиратом Ярославичей. Также братья вместе в 1055 и 1060 гг. разгромили торков.

В 1064 г. князь Изяслав Ярославич отразил вторжение половцев. В 1067 г. киевский князь с братьями разорили г. Минск в отместку за ограбление Новгорода Всеславом Брячиславичем, Полоцким князем. И в том же году во время мирных переговоров Всеслав был схвачен и заточен в киевскую тюрьму.

В 1068 г. братья Ярославичи были побеждены половцами на р. Альте. Отказ Изяслава I Ярославича выдать оружие киевлянам для защиты от половцев вызвал народное восстание против него. Киевляне освободили Всеслава Брячиславича и провозгласили его своим князем, а Изяслав Ярославич был вынужден бежать в Польшу просить помощи у своего племянника, князя Болеслава II.

В 1069 г. Изяслав I Ярославич вернулся в Киев с польским войском и вернул себе престол, учинив расправу над виновниками своего изгнания.

В 1073 г. младшие братья, Святослав и Всеволод, вступили в заговор против киевского князя Изяслава, в результате чего в 1075 г. Изяслав снова бежал в Польшу, а Святослав Черниговский захватил киевский престол.

Но Изяслав I Ярославич был изгнан и из Польши, т.к. польский князь вступил в союз со Святославом и Всеволодом. Тогда Изяслав отправился в Германию за помощью к императору Генриху IV, но и там получил отказ.

Скитания Изяслава закончились в 1076 г., когда внезапно умер Святослав Ярославич, и он снова вернул себе власть. А Всеволод, помирившись с братом, удалился в Чернигов в 1077 г.

В 1078 г. против Изяслава и Всеволода Ярославичей восстали их племянники, тмутараканский князь Олег Святославич и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатеной Ниве за Черниговское княжество Олег бежал, Борис был убит. Ярославичи победили, но Изяслав от полученной раны умер. Гибель Изяслава и Бориса упоминается в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав I Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Во время княжения Изяслава был построен Димитровский монастырь в Киеве, выделена земля для Киево-Печерского монастыря.

Князь Изяслав был женат на дочери польского короля Мешко II Ламберта, Гертруде (в крещении Елена).

Дети: Ярополк (князь Волынский и Туровский), Святополк II Изяславич (князь Полоцкий, Новгородский, Туровский, а затем и великий Киевский), Мстислав (князь Новгородский).

Изяслав I Ярославович
Великий князь киевский.
Годы жизни: 1024-1078
Годы правления: 1054-1078

Отец – Великий князь . Мать — Шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина).

Изяслав (в крещении Димитрий) родился в 1024 году. При жизни отца владел Туровской землей. После смерти в 1054 году по завещанию получил Великое Киевское княжение. По воле отца поделил земли между братьями: князю Черниговскому Святославу II Ярославовичу Тмутаракань, Рязань, Муром, земли вятичей; князю Переяславскому Всеволоду I Ярославовичу Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье; Игорю Ярославовичу Владимир.

Правление Изяслава Ярославовича

Киевляне не любили Изяслава. В 1068 году, когда половцы стали грабить Южную Русь, обратились к нему с просьбой выдать им оружие. Изяслав отказал. Возмущенные киевляне, освободили из темницы князя Всеслава и провозгласили своим князем. Изяслав вынужден был бежать в Польшу. В 1069 году вернул себе великокняжеский стол.


В 1073 году младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава. Святослав захватил Киев, и Изяслав опять бежал в Польшу, откуда был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. Изяслав отправился за помощью в Германию к императору Генриху IV, но получил отказ.

Князь Изяслав Ярославович

В декабре 1076 года внезапная смерть Святослава Ярославовича положила конец скитаниям Изяслава и он вернул себе киевское княжение. Помирившись с братом Всеволод удалился в Чернигов (1077).

В 1078 году против дядей восстали их племянники: Олег Святославович, претендовавший на черниговский стол и Борис Вячеславович князь-изгой. Началась новая междоусобная война. Коалиция Ярославовичей одержала победу, но к концу сражения Изяслав был ранен копьем в плечо и погиб (3 октября 1078). Олег бежал, Борис был убит. Данная битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава упоминаются «Слове о полку Игореве».

Изяслав основал Димитровский монастырь в Киеве, выделил землю для Киево-Печерского монастыря.
По описаниям летописца Нестора Изяслав выглядел: “Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлоблив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было ведь в нем хитрости, но был он прямодушен, не воздавал злом за зло”.
Также известно, что был женат на Гертруде, дочери польского короля Мешко II.

Похоронен Изяслав Ярославович в соборе Святой Софии в Киеве.