Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Мариинская и тихвинская система каналов. Мариинская водная система. "То бурлаки идут бечевой!"


МАНТРА ВСЕ КЛИКАБЕЛЬНО
При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «... окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже - трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.


По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.

Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.

Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.

В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.

Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.

В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.

Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.

Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год

План
Введение
1 История
2 Финансирование
2.1 Строительство
2.2 Модернизация

3 Описание системы
4 Недостатки
5 Строительство обходных каналов
5.1 Онежский канал
5.2 Белозерский канал

Список литературы

Введение

Марии́нская во́дная систе́ма - водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей.

Строительство водной системы протяженностью 1145 км длилось 11 лет. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина .

1. История

Исследования по направлению этого пути - р. Вытегра - р. Ковжа - р. Шексна проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах.

В 1785 г. их выполнял инженер Яков де-Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 000 руб.. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали. Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о строительстве по Вытегорскому направлению.
А вот план работ и смету взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре Джона Перри (проект де-Витте не рассматривался и в докладах даже не упоминался).

2. Финансирование

Очень важным элементом в строительстве является финансирование и для этого водного пути оно является весьма уникальным. Для проведения работ взяли деньги из фонда воспитательных домов то есть те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот, отобрав у них еду, одежду, крышу и образование. Этим фондом и заведовала императрица Мария Фёдоровна.

20 января 1799 года Павел подписал указ: «Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским».

2.1. Строительство

Руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Волланта (также написание его фамилии встречается в источниках как Деволант), для чего при нем было создано специальное управление.

Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возлавлял Н. П. Румянцев. По первоначальному плану предусматривалось строительство 26 шлюзов и в 1801 году 8 из них было построено и прорыт соединительный канал. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.

21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб.

2.2. Модернизация

На протяжении XIX века Мариинская водная система подверглась ряду переделок.
В августе 1882 года начали работы по созданию Новомариинского канала - соединяющего реки Ковжу и Вытегру, затем Новосясьского и Новосвирского каналов. Перестройка каналов под руководством инженера К. Я. Михайловского закончилась в 1886 году.

С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав.

3. Описание системы

Вся система имела следующий вид:

Шлюза на Ковже - св. Константина, св. Анны и один полушлюз. В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов. Водораздельным пунктом было Маткоозеро. На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м. Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.

Протяжённость составляла 1 145 км, на пути следования (от Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток) было 28 деревянных шлюзов.

4. Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера не имели обходных каналов и суда гибли в них даже при небольшом волнении. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Невозможно было в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

5. Строительство обходных каналов

5.1. Онежский канал

В 1818 году начали строить канал на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли аж до 1852 года.

5.2. Белозерский канал

Открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза».

Список литературы:

1. Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10.

Введение

Марии́нская во́дная систе́ма - водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей.

Строительство водной системы протяженностью 1145 км длилось 11 лет. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина .

1. История

Исследования по направлению этого пути - р. Вытегра - р. Ковжа - р. Шексна проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах.

В 1785 г. их выполнял инженер Яков де-Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 000 руб.. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали. Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о строительстве по Вытегорскому направлению.
А вот план работ и смету взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре Джона Перри (проект де-Витте не рассматривался и в докладах даже не упоминался).

2. Финансирование

Очень важным элементом в строительстве является финансирование и для этого водного пути оно является весьма уникальным. Для проведения работ взяли деньги из фонда воспитательных домов то есть те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот, отобрав у них еду, одежду, крышу и образование. Этим фондом и заведовала императрица Мария Фёдоровна.

20 января 1799 года Павел подписал указ: «Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским».

2.1. Строительство

Руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Волланта (также написание его фамилии встречается в источниках как Деволант), для чего при нем было создано специальное управление.

Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возлавлял Н. П. Румянцев . По первоначальному плану предусматривалось строительство 26 шлюзов и в 1801 году 8 из них было построено и прорыт соединительный канал. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.

21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб.

2.2. Модернизация

На протяжении XIX века Мариинская водная система подверглась ряду переделок.
В августе 1882 года начали работы по созданию Новомариинского канала - соединяющего реки Ковжу и Вытегру, затем Новосясьского и Новосвирского каналов. Перестройка каналов под руководством инженера К. Я. Михайловского закончилась в 1886 году.

С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав.

3. Описание системы

Вся система имела следующий вид:

Шлюза на Ковже - св. Константина, св. Анны и один полушлюз. В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов. Водораздельным пунктом было Маткоозеро. На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м. Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.

Протяжённость составляла 1 145 км, на пути следования (от Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток) было 28 деревянных шлюзов.

4. Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера не имели обходных каналов и суда гибли в них даже при небольшом волнении. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Невозможно было в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

5. Строительство обходных каналов

5.1. Онежский канал

В 1818 году начали строить канал на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли аж до 1852 года.

5.2. Белозерский канал

Открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза».

Список литературы:

    Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мариинская_водная_система

Марии́нская во́дная систе́ма - водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. От Рыбинска до Петербургского морского порта через приладожские каналы (1054 версты). Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна - Белое озеро - р. Ковжа - Мариинский канал - р. Вытегра - Онежское озеро - р. Свирь - приладожские каналы - р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и С.-Петербургского округов путей сообщения. Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. В связи с развитием капитализма после отмены крепостного права мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В августе 1882 года начаты работы по его модернизации (т. н. Новомариинский канал). Работы по строительству были завершены в 1886 году. Вслед за этим началось строительство Новосвирского и Новосясьского каналов (обходных приладожских). Перестройкой каналов руководил инженер К. Я. Михайловский.В 1890 году Министерство финансов выделило 12,5 миллионов рублей на переустройство системы. Работы начались 28 октября 1890 г. Руководили ими инженеры Вытегорского и Новоладожского округов путей сообщения: А. Звягинцев, К. Балинский, А. Валуев, А. Могучий, В. Мартынов. Всего: 38 шлюзов (на Вытегре - 28, на Ново-Мариинском канале - 2, на Ковже - 2, на Белозерском - 2, на Шексне - 4) и 26 плотин (на Вытегре - 14, на Ковже - 4, Белозерском канале - 4, на Шексне - 4).Построены четыре каменных шлюза (без №, № 35, № 36 и № 37) каждый длиною 150 саж., шириною 6 саж.; с металлическими воротами, разборными плотинами системы Пуаре (Поаре).Перекопы (общей длиною 20 вёрст): № 1 Девятинский на Вытегре; Копановский (на 21-й версте от истока), Крестовый, Алексеевский, Марьинский, Пробудовский (на 45-й версте), Луковецкий (791 саж.; сократил путь на 7 вёрст) на Шексне.Расчищены от наплывов и наносов, углублены и расширены приозерные обводные каналы. Местами возобновлены бечевники, местами устроены новые.На Свири частично расчищены пороги, построены выправительные и водостеснительные сооружения, уширен и углублен судовой ход. 15/27 июня 1896 г. в Черной Гряде состоялось торжество открытия переустроенной системы в присутствии вел. кн. Владимира Александровича, министра путей сообщения М. И. Хилкова.На Всемирной Парижской выставке 1913 года Мариинской системе присуждена Большая золотая медаль. С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина. При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «... окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже - трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом. Шлюз Императрицы Марии Федоровны на Мариинской системе каналов

По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые. Существующий фарватер у шлюза св. Алексея. 1892 г.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом. Укладка короля на шлюзе св. Николая. 1892

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение. Устройство перекопа у шлюза св. Алексея. 1892 г.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии. Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893г.

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз. Проводка барж по Мариинской системе

Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом. Землечерпательная машина Мариинская 5-ая. Река Ковжа.1909 год

Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам. Ковжская плотина.1909 год

В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер. Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно. В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра. На реке Вытегре. 1909 год.

Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. Памятник в честь окончания строительства нового соединительного (Ново-Мариинского) канала между реками Вытегрою и Ковжею. Шлюз св.Александра.1909 год

Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год

Плотина св. Павла в Девятинах.1909 год

Ремонтная мастерская М.П.С. в Девятинах. Река Вытегра. 1909 год


Однажды я увидел обводные каналы Онежский и Староладожский, которые идут по краю озер и оканчиваются в Шлисельбурге. Эти каналы во многих местах одеты в гранит как и каналы Петербурга, над ними есть мосты, на каналах устроены шлюзы и причалы.

Масштаб работ меня просто поразил! Потом я узнал что все это еще не все, что в тоже самое время конец 18 века строился Кронштадт со своими фортами из резаного граниты на насыпных островах, в тоже самое время лапотные крестьяне строили и Петербург и не долго думая так же одели каналы в гранит! О странностях строительства Петербурга писали многие и о его непостижимых технологиях! А вот когда в моей голове все это сложилось в одном времени и месте, то объем работ их качество и грандиозность меня просто поразили до глубины души! Но и это оказалось всего лишь малой толикой того, что на самом деле происходило в этом регионе в конце 18 и по средину 19 века... время строительства ну или освоения ранее бывшей Мариинской системы! Почему я зацепился за эту водную магистраль - как бы история ее простая и ясная - взялся Алексашка Меньшиков и начал строить обводные каналы, потом Ольденбурги продолжили, а заканчивали уже советские строители! Все просто? Нет не просто и вот почему - в эту систему как мы видим по карте входит река Волхов и река Нева! Это очень не обычные реки - Нева самая полноводная и самая короткая из все рек на земле... начинается из озера и впадает в Финский залив... ну как бы ладно, бывает! Но вот река Волхов вообще странная - она вытекает из Ильмень озера, а впадает в Ладожскае озеро, река настолько напоминает канал что её часто и называют каналом, причем течение реки бывает то в одну сторону то в другую, но находится она на своем, очень нужном месте и входит в состав общей водной системы. Естественно что ни где вы не найдете упоминания о строительстве такого канала, как же ведь "древнейший" город - Великий Новгород стоит на этой реке!

Вот современная схема и в неё включена река Волхов - прямая как канал, прямее известного Волго - Балтийского канала!

Очень помогла в понимании вопроса эта схема - на ней нарисована общая схема, включающая все - от Кронштадта и до Рыбинска, единая система водно-транспортная объединяющая как пишут естественные и искусственные объекты и Мариинская только часть её.

Река Волхов и Рюриково городище...

Вот описание Мариинской системы - протяжённость составляла 1145 км, на пути следования. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток. При этом надо было миновать 28 деревянных шлюзов.

Вся система имела следующий вид: Шлюзы на Ковже - св. Константина, св. Анны и один полушлюз.

В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов.

Водораздельным пунктом было Маткоозеро.

На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м.

Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.

Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского - которые часто штормит - были прорыты обходные каналы:

Сясьский канал длиной в 10 км строился 36 лет, с 1765 по 1802 годы. При Александре II расширен и модернизирован.

Свирский канал длиной 53 км строился в 1802-10 гг. Модернизирован почти одновременно с предыдущим, после чего переименован в честь Александра III.

Онежский канал. Его строительство началось в 1818 году начали на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли до 1852 года.

Белозерский канал открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза».

Вот деревянные шлюзы...

Вполне постройки соответствуют времени, даже паровые экскаваторы и землечерпалки работали...

Но мариинская водная система это уже позднее время и она не самая большая и грандиозная. Фото каналов Шлисельбурга и староладожского я не буду показывать там все ясно - нагнал Петр первый солдат и крестьян, они все и построили, как бы рядом с Петербургом и гранит не далеко есть и традиции берега в гранит закатывать от нечего делать!

Но вот например Белозерский канал - гранит.

Судьбицкий шлюз - мечта полигональщика!

А это Вышний Волочек - древний канал - опять гранит!

Особо умиляют такие вот фото - гранитные берега и баба полощет белье..... где её стиральная машинка из гранита?

Да из этого нарезанного гранита можно было сто тыщ пирамид сложить!!! Мало того получается что в 18 веке строили из гранита а в 19 веке стали делать шлюзы деревянные, в 18 веке мощные металлические конструкции вделанные в гранитные плиты, а в 19 вот такие мужички с лопатами! И бурлаки которые тянут баржи ручками - наверное и с напиленным гранитом так же, только по болотам на колесницах!

Ладно когда я вижу паровой экскаватор на фото 19 века, мне понятно как копали каналы, но в 18 веке их то вроде как не было?! И что вот так вот лопатами деревянными копали и на носилках носили на верх, а потом ровненько гранитные блоки в ручную укладывали?

А еще меня удивила малонаселенность этих местностей - это же Венеция, а где жители, какие то жалкие деревушки по каналам стоят! Короче говоря вопросы, вопросы, вопросы и на них надо бы ответить! Это же все рядом с нами! И все якобы сиволапые мужики, безграмотные и дикие... а кто их кормил, стирал, где они жили, где вся инфраструктура?