Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Научиться находить красоту в окружающем мире. Как научиться видеть красоту в мелочах, или искусство, созданное природой. Как вернуть способность видеть мир прекрасным и удивительным

Цели:

1. повторение и обобщение пройденного по теме “Глагол”

2. воспитывать любовь к искусству, развивать познавательный интерес.

Оборудование: карточки со словами, картины Левитана “Март”, “Большая вода”, запись музыки.

Эпиграф: “Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. Воспитывайте в себе чувство прекрасного”. (А. Куприн)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа по теме:

1. Фронтальный опрос

Какая часть речи называется глаголом?

Что нового узнали о глаголе в 6 классе?

а) глаголы бывают переходными и непереходными (правило).

б) изменяются по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное).

в) глаголы бывают разноспрягаемые.

г) глаголы бывают безличные.

2. Задание по применению теоретических знаний на практике.

Выписать из текста глаголы и указать вид, спряжение.

Пришла весна. Красавец сугроб голубыми искрами сверкал на солнце, но сейчас потемнел, и тонкий чёрный налёт появился на нём. Сугроб осел, поменял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и ломалась. И вот уже потёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк. Ручеёк проложил себе русло во льду, влился в большой ручеёк и с ним устремился к реке. Толстые сосульки свисали с крыш, обтаивали на солнце и плакали. Капли падали, звонко ударяли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.

Проверить, сформулировать правила.

3. Выборочный диктант. Выписать глаголы, указать время.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Проверить, сформулировать правило.

4. Беседа.

Что описывается в двух предыдущих текстах? (Весенняя природа).

А как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж).

5. Словарная работа.

Открыть карточку со словом пейзаж – (фр. страна, местность), картина природы в художественном произведении (записать в тетрадь).

Какое значение имеет пейзаж в художественном произведении (передаёт красоту окружающего мира, а также внутренний мир и душевное состояние героя).

При помощи чего писатели и поэты передают нам красоту и великолепие природы? (при помощи слова).

6. Творческое задание. (Каждое предложение заменить безличным глаголом).

1. Небо побелело, восток заалел яснее (светает).

2. Утром пошёл мелкий дождичек (заморосило).

3. В лесу воздух прозрачный и свежий (легко дышится).

4. Солнце скатывалось за горизонт и окрестности погружались в лиловый сумрак (вечерело).

5. Лужи покрылись тонкой корочкой льда (подморозило).

Какие глаголы называются безличными? (правило).

7. Поставить глаголы в указанном наклонении.

Рассказать о наклонениях глагола.

8. Беседа: Мы говорили о том, что поэты и писатели создают свои пейзажи при помощи слова. А при помощи чего создают пейзажи художники? (При помощи кисти и красок).

Таких художников называют пейзажистами. Слов. работа: карточка.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам. (записать в тетрадь).

Одним из выдающихся художников-пейзажистов был И.И.Левитан.

Сообщение ученика о творчестве И.Левитана и кратко о картине “Март”.

9. Написать мини-сочинения.

Вы услышали устное описание репродукции с картины И.Левитана “Март”. Вот ещё одна репродукция с картины Левитана “Большая вода”.

10. - Что изображено на картине?

Напишите мини-сочинение, используя глаголы различных наклонений, безличные глаголы и глаголы из предыдущих заданий.

Проверка 3-4 мини-сочинений.

11. Синтаксический разбор предложения.

Постепенно и с горячим интересом обращаются люди к живому источнику музыки. (Один ученик у доски, остальные дети на местах выполняют разбор самостоятельно. А в это время звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года” “Март” или “Апрель”).

Беседа: Во время нашей работы звучала музыка П.И.Чайковского из знаменитого цикла “Времена года”, которая называется “Март”. Композитор каждому месяцу года посвятил особую и неповторимую мелодию.

Так при помощи чего передаёт нам красоту природы композитор? (При помощи звука).

Проверить разбор предложения и сделать морфологический разбор глагола ОБРАЩАЮТСЯ.

Какую тему мы повторили на уроке?

А о чём ещё шла речь на уроке? (о пейзаже).

13. Беседа:

Ребята, только ли на картинах художников-пейзажистов мы видели пейзажи? Где ещё? (на улице, вокруг нас).

Но всегда ли мы замечаем цветение весенних деревьев, очарование первых цветов, прозрачную голубизну неба, хрустальный блеск утренней росы? А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать и мир оживёт, покажется вам совершенно иным: загадочным и прекрасным.

И, как сказал писатель Куприн... (чтение эпиграфа).

Звучит песня “Как прекрасен этот мир”.

Д/З. подготовка к сочинению на тему “Весна”.

Легко полюбить совершенство, но что делать, если этот мир полон несовершенств? Когда мы видим что-то, что нам нравится, то наше сердце открывается и мы наслаждаемся кратким мгновением тишины, но если нам не нравится что-либо, то сердце зажимается. Согласитесь, так жить нельзя - приятнее любить всё и жить с открытым сердцем.

Так как человек является разумным существом, то и развивается он используя разум. Если бы мы были животными, то наш эволюционный процесс длился бы эоны лет, потому что животные не умеют управлять своим сознанием при помощи разума - у них его нет (кроме дельфинов и китов). Сознание у животных присутствует и их можно разделить даже на группы, имеющие разный уровень развития, при этом, каждое животное прорабатывает определённый уровень сознания, но человек способен развивать несколько уровней сознания в одной жизни.

Большинство людей живёт вслепую, не осознавая механизмы работы сознания. Такое положение дел имеет место не только в европейской культуре, но и даже в странах, где культура духовности почитается выше, чем научный прогресс и меркантильность. Духовные практики, молитвы и прочие техники - всего лишь средства для влияния на сознание и подсознание. Истинное же умение управлять своим сознание приходит с жизненным опытом. Решая задачи, которые ставит нам жизнь, мы постепенно тренируем своё сознание реагировать так, чтобы наше отношение к проблемам формировалось не внешними обстоятельствами, а нашим отношением к ним. Мир - отражение нас самих. Мы в нём как в зеркале видим то, что происходит в нашем сознании. Каждый боится только себя самого, но чтобы обнаружить в себе этот страх, окружающая действительность, словно зеркало, отражает нам наши страхи в виде событий в реальности. Если мы боимся реакции другого человека, то, проанализировав свой внутренний мир, мы обнаружим, что мы так же хотели бы среагировать на себя самого, оказавшись на месте этого человека.

Если мы полны любви до глубины своей сущности, то мир просто напросто отражает нам эту любовь в виде благоприятных обстоятельств, добрых людей, материального благосостояния и всего того, что современный человек привык считать удачей, а иногда и маной небесной. Если же в нашу жизнь проникает страх, то жизнь начинает рушиться, словно карточный домик, построенный на нестабильной поверхности нашей веры, которую сотрясает наша неуверенность в своих силах. Так дуальность учит каждого брать у неё уроки мастерства в управлении сознанием. Существует ли наука, позволяющая научиться учиться управлять сознанием (прям масло масляное)? Как не странно, но это всем известная психология. Мало того, что в ней нет предвзятого отношения к всевышнему (оно его даже не рассматривает как основу бытия), но оно, к тому же, не формирует чувство вины и страха перед светлыми силами и силами тьмы - психология вообще не оперирует такими понятиями. Единственным критерием помощи для психолога является состояние человека с тенденцией к изменению в лучшую сторону. Мы поговорим о психологии нашего восприятия красоты.

Одна из самых сложных задач для человека - научиться видеть во всём красоту. Конечно, в понятие красоты мы вкладываем более широкий смысл, нежели проявление красоты в вещах и людях, но как бы там не было, прежде всего стоит научиться видеть красоту в людях и окружающей действительности. Если что-либо приятно нашему взору, то наше сердце открывается, что соединяет нас с божественным источником - с душой. Раскрыв свою душу мы начинаем питать своё эмоциональное и физическое тело энергией чистого божественного света, что дарует нам покой, счастье и приближает к осознанию божественного происхождения мира сего. Как же научиться видеть во всём красоту?

Зададимся для начала вопросом: а почему нам что-либо нравится, а что-то другое вызывает отвращение? Как всем уже известно, мир есть отражение нашего внутреннего существа. Если мы видим безобразие в окружающем мире, то это всего-навсего наше субъективное отношение к тому, что другим может казаться красотой. Наблюдая деструктивную, с нашей точки зрения, ситуацию, мы, прежде всего, позволяем себе самим вовлекаться в игру с дуальностью, окрашенную в тона нашего к ней отношения. Будь то отношение позитивным, мы бы видели в этом игру, красивую игру, в которую играют не менее красивые души. Если же отношение негативное, то и игра окрашивается в чёрные» тона. Но давайте от пустых слов перейдем к конкретным примерам.

Что вы чувствуете, когда видите некрасивого или неприятного на внешность человека? У всех, наверное, по разному: кто-то испытывает отвращение, кто-то жалость, а кто-либо, возможно, желание помочь. Естественно, для кого-то этот человек является целой вселенной, но для нас, так как мы его мало знаем, он, всего навсего, - прохожий, на фоне бесконечно меняющихся декораций протекающей мимо нас жизни. Мы, зачастую, даже не впускаем хорошо знакомых нам людей в нашу жизнь, не говоря уж о ком-либо постороннем. Но что происходит с нашим сердцем, когда мы подсознательно реагируем с ярлыком «мне не нравиться» на человека? Мы сжимаем наше сердце - мы сознательно тушим свет своей души. А что будет, если мы попадём в ситуацию, где нам вообще ничего нравиться не будет? Сказать, что мы просто закроем своё сердце, значит не сказать ничего, так как мы по настоящему потеряем связь с душой, что лишает нас интуиции и здравомыслия. Но как же научиться культивировать в себе положительное отношение к людям и ситуациям?

Не устану повторять, что этим таинственным и чудным рецептом является наша способность влиять на своё эмоциональное и душевное состояние посредством сознания. Да, если мы сознательно изменим в себе отношение к ситуации или человеку в лучшую сторону, то мы откроем своё сердце. Многим помогают установки на позитив, кто-то интуитивно пытается найти во всём лучшее, нежели выискивать недостатки, но когда речь идёт о людях, то тут начинается самое интересное...

Знаете, почему вам не нравится кто-либо? Потому, что этот человек закрыт от вас - он закрыл своё сердце от вас и вы не то, чтобы не в состоянии его почувствовать, вы так же ему не можете открыться. Поверьте моему опыту и попробуйте сами, что все окружающие ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ХОРОШО ЧУВСТВУЮТ ВАШИ МЫСЛИ! Когда вы смотрите на человека и думаете про него плохо, то пусть он даже не видит вашего взгляда, но он всё чувствует. Возможно, он не осознаёт это, но его подсознание реагирует мгновенно. Если у вас за плечами жизненный опыт, то вы не могли не заметить этого факта. Вы могли для себя его по иному интерпретировать, но не заметить, хотя бы бессознательно, механизм влияния мыслей на окружающих - вы не могли. Как это происходит?

Каждая мысль - это не просто химическая реакция в нашем мозге, это так же энергоинформационный сгусток (можно сказать посыл в окружающую нас действительность). Наше отношение к людям, наши мысленные с ними разговоры - всё это мы генерируем словно радиостанция, распространяя сигналы вокруг себя. Поверьте, все окружающие принимают эти сигналы (вы так же принимаете чужие) и на основе их формируют к вам отношение. Для женщин, то, что я пишу - естественно, так как женщина реагирует прежде всего на внутренний мир человека. Это мужчины любят глазами, но женщина реагирует на внутренний мир людей, по-этому и говорят, что женщины любят ушами.

Если женщина вызывает у мужчины какие-то эмоции, то она мгновенно реагирует на эти сигналы, так как чувствует это и если мужчина реагирует на женщину сердцем, то женщина сразу открывает мужчине своё сердце в ответ, даже если он ей внешне не симпатичен. Женщины ценят в мужчинах прежде всего открытость и способность любить. Многие мужчины, вместо того, что бы открыть своё сердце даме и мгновенно добиться её расположение, начинают придумывать не весь что, «завоёвывая её сердце». Конечно, женщина может влюбиться в какое-либо мужское качество и открыться мужчине сама, но мужчинам для этого порой приходиться очень долго плясать с «бубном» вокруг дамы. Мало мужчин знают, что если женщине мысленно говорить то, что у мужчины на сердце к ней, то она очень быстро открывается и между ними пробегает искра, так как мужчина открывает себя, открывает своё сердце так, что немедленно чувствует женщина.

Представительницы слабого пола понимают это интуитивно, что слова помогают открыться. По этой причине от женщин чаще можно услышать слова о красоте, о том, что им нравиться и что вызывает у них восторг. Мужчины более скупы на слова любви, что сильно ограничивает их в эмоциональной сфере - видимо недостатки воспитания сказываются.

Но как быть, если человек вам не нравиться, но вам приходиться с ним сталкиваться и взаимодействовать. Достаточно неприятно чувствовать зажатость в груди, по-этому, как мы уже сказали, достаточно отыскать то, что вам по настоящему нравится в человеке и сделать ему мысленно комплимент, если можете вслух, будет еще лучше, но главное открыться ему и тогда вы сможете без труда наладить с ним контакт. Даже если у вас нет необходимости иметь контакт, то делать мысленно комплименты так же полезно, так как такой образ жизни открывает прежде всего ваше сердце. Со временем вам будет проще открываться: вы сможете одним взглядом, с широко открытыми глазами, дать человеку понять, что вы его принимаете таким, какой он есть. У вас будут со всеми замечательные отношения. Но если вам человек нравиться и вы умеете при помощи одного взглядом дать понять, что вы открыты, то ваше сердце мгновенно наполниться любовью.

Мужчины, если вы читаете эти строки, то знайте, что смотреть открытым взглядом нужно женщине в глаза или лицо; если она повернута к вам спиной, то на голову. Все женщины чувствуют взгляд и если он у вас открытый, с открытым сердцем, то ни одна женщина не сможет устоять перед вашей любовью, так как от любви не отказывается никто, если, конечно, вы не пытаетесь манипулировать ею. Корысть неприятна и вызывает только отторжение. Все ценят честность.

Человек ли стоит перед вашим взором, либо ситуация, либо природный пейзаж, то, чтобы открыть своё сердце, необходимо прислушаться к нему и попытаться сформулировать то, что вы чувствуете. Вы можете сказать это мысленно или вслух, но поверьте, окружающая реальность среагирует мгновенно, словно зеркало вашего восприятия. Не скупитесь на слова любви, будьте поэтом!

Если видеть во всём безобразие, то и жизнь будет безобразной, но если видеть во всём красоту, то и жизнь будет красивой!

Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский

Конечно, не каждый человек может стать композитором, писателем, скульптором, художником, но каждый может научиться любить , ценить и понимать прекрасное в искусстве , природе, в общественной жизни, в поступках человека, и в быту.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении , в одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса.

Чудесный мир красок и звуков , обаяние поэзии, красоты природы открываются только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного , кто много читает, размышляет, наблюдает.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой : его надо систематически развивать с ранних лет.

Стремиться к этой цели – это значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания?

Во-первых, в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей .

Во-вторых, воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе , в общественной жизни, в искусстве.

В третьих, развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.

В четвертых, развивать художественные способности детей , приобщая их к художественному творчеству.

Красота – общепризнанное понятие, но у неё нет единых стандартов. Один и тот же объект кому-то может показаться прекрасным , а для кого-то – неэстетичным и вульгарным. Всё дело во вкусе и эстетическом восприятии, личных представлениях о красоте каждого из нас . Эти понятия закладываются в семье и должны воспитываться с самого раннего детства.

Что могут сделать родители для воспитания в своих детях хорошего вкуса и чувства прекрасного ?

В первую очередь они сами должны быть такими. Дети ещё не способны давать личную оценку каким-либо объектам, их мнение формируется в результате наблюдения за реакциями взрослых, их комментариями. Дети перенимают отношение родителей к окружающему пространству , способность обращать внимание на то, что их окружает .

Эстетика должна быть с рождения с рождения

«Бытие определяет сознание» . Это изречение Карла Маркса постоянно находит подтверждение в повседневной жизни.

Для того чтобы у детей возникала привязанность к прекрасному , нужно стараться окружать их всем красивым . Именно поэтому хорошо оформленный интерьер группы, красивое убранство детской спальни, правильно подобранное постельное белье, из какой посуды ест ребенок, какие вещи его окружают в повседневной жизни. Всё это определяет осознание прекрасного .

Литература

Особое внимание нужно уделять детской литературе. Дети по-своему, очень тонко чувствуют настроение произведения и не сразу улавливают связь между его содержанием и средствами художественной выразительности. Это мы обращаем внимание на рифмы, ритм стихотворения, его смысл, а дети испытывают эмоции от содержания. Воспринимая и усваивая информацию из произведений, ребёнок формирует свои ассоциации и образы, каждый раз дополняя их новыми деталями. Нужно обращать внимание на то, какие сравнения и приёмы использует автор для выражения своих мыслей. Очень полезно учить пересказывать тексты, а также сочинять свои сказки вместе с ребёнком, это развивает воображение и формирует речь.

Очень важный момент – иллюстрации. Они должны быть спокойными, не слишком яркими и броскими, соответствовать смыслу. Хорошо, если они содержат множество мелких деталей, которые можно подолгу рассматривать, и каждый раз находить что-то новое. Подробное устное описание того, что изображено на картинке помогает научиться концентрировать внимание, подбирать слова, строить предложения.

Творчество

Любое творчество – созидательная деятельность. Детям собственное творчество необходимо для развития, для них важна познавательная составляющая. Обязательно нужно знакомить детей с произведениями великих художников, композиторов, скульпторов, архитекторов для того, чтобы они понимали, какого мастерства можно достичь и как много рассказать миру о своих чувствах и настроении через произведение. Посещение музеев, выставок, галерей, концертов, балета открывает для ребёнка огромный и неизведанный мир искусства и вызывает множество положительных эмоций. К сожалению мы не можем часто посещать выставки и ходить в музеи, но мы можем об этом рассказывать показывать детям.

Детям нравится творить и нужно поощрять любые творческие проявления. Почти все дети охотно рисуют, изображая разные объекты, явления и события, они учатся оценивать их, с эстетической точки зрения, наблюдать за тем, что происходит вокруг , запоминать и придумывать сюжеты. Рисование развивает личность ребёнка во многих направлениях и его нельзя заменить ни одним другим видом творчества.

Кроме того, всесторонне развиваться помогают занятия пением, музыкой, танцами. Совершенствуя способности управлять своим телом или голосом, дети развивают нейронные связи полушарий мозга, а это положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие в целом. Любые искусства помогают развивать и совершенствовать личностные качества и художественный вкус.

Наблюдение за природой

Приучая ребёнка с раннего детства обращать внимание на всё красивое и интересное , можно научить его быть наблюдательным, внимательным и жизнерадостным. Бывают дети, которые, по мнению родителей , мало интересуются окружающим миром . На самом деле они просто не показывают своей заинтересованности, но всё запоминают и видят. Интересы тоже нужно учитывать , ведь не каждому интересно рассматривать цветочки и листики, кому-то больше по душе наблюдение за животными или насекомыми, а кому-то – изучение явлений природы или расположения небесных тел.

Важно использовать любые возможности для продуктивного общения. В наши дни у родителей всё меньше времени для неспешных прогулок с детьми, но всегда можно найти минутку для того, чтобы показать ребёнку красивый закат , радугу, необычного вида луну, причудливой формы облако. Разумеется, для этого нужно взрослым хоть иногда поднимать голову и оглядываться вокруг . Важно уметь замечать всё интересное и не забывать обращать на это внимание детей , вместе анализировать увиденное . Взять, к примеру, тот же снег. Что в нём интересного? А стоит посмотреть на него в лучах заката, и вы удивитесь, какого он может быть красивого цвета . Можно просмотреть вместе с ребёнком репродукции картин разных художников, на которых изображён снег, и поговорить о том, насколько по-разному его можно изобразить.

Выходя на прогулку, остановитесь на несколько минут, порадуйтесь весеннему солнышку, обратите внимание, что изменилось в природе за последние дни. Пять минут ничего не изменят, но за это время можно расширить детский кругозор, обратив внимание на красивый мох , яркий осенний лист, снежинки на рукаве, красивую бабочку , пение птиц.

Сейчас многие родители перекладывают свою роль в эстетическом развитии детей на школу , детский сад, творческие студии. Но не стоит забывать, что самое главное дети получают именно в семье. Семейные традиции, уютное жильё, тёплые отношения, неторопливые семейные прогулки – это то, чего ребёнок не получит ни от учителей , ни из интернета, ни от сверстников. Это тот фундамент, который складывается в самом начале и на всю жизнь. Никто, кроме нас, не научит детей доброте , внимательному отношению к природе и умению замечать, как прекрасен мир вокруг нас .

Тема: «Учимся видеть красоту».

Цель:

Выявить представление детей о красоте человека, окружающего мира;

Формировать понимание гармонически развитой личности как сочетание в нём духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства;

Учить видеть,ценить красоту и побуждать создавать красивое.

План:

1.Психологическая подготовка к занятию.

2.Основная часть:

1/.Природа вокруг нас.

(физ.пауза)

2/.Человек- часть природы.

А.физическая красота.

Б.духовная красота.

3.Заключение:

А.вопросы по теме.

Б.отношение к результату занятия.

В.заключительные слова.

1.Психологическая подготовка:

Посмотрите, ребята на плакат, на нём изображение человека в разном настроении.Определите:что он чувствует в разные моменты. Какой вам кажется симпатичней? Почему?

Давайте и мы будем стараться быть добрыми,симпатичными.Ведь злое и хмурое никого не красит.

А теперь сядем удобнее и послушаем тему нашего занятия:

«УЧИМСЯ ВИДЕТЬ КРАСОТУ»

Моя цель сегодня обратить ваше внимание на красоту окружающего мира, необходимость умения видеть и ценить красоту.

2.Основная часть.

а/.Природа вокруг нас.

Красота окружающего мира волновала человечество во все времена и находила своё выражение в живописи, скульптуре, различных ремёслах, музыке, поэзии…Мы можем найти красоту везде: на дне океанов и морей, в лесу, звёздном небе, своём посёлке, вдруг неожиданно открыв её в завершенной своей работе.

Вопрос детям:

1/.В чём красота окружающего мира?

2/.Какие чувства вызывает красота?

Чтобы видеть красоту необходимо очень внимательно, вдумчиво вглядываться в окружающий мир: сколько красок, форм, вокруг! Замечательно потрудилась природа! Никого не могут оставить равнодушным моря, озёра, реки, тихие пруды, многообразие растительного и животного мира. А каким живописным делают рельеф нашей Земли горы! Каким изменчивым может быть небо в разное время года и суток!

…Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают,розы опадают.

Мне очень жалко тех людей,

Которых ничего не удивляет.

Рождаются великие творенья,

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Учёные, художники, поэты.

Задание:

Давайте поупражняемся в наблюдательности, умении фантазировать, замечать красивое.

(Показать две поделки из дерева. Описать своё восприятие, какие чувства возникают).

А теперь упражнение на ассоциации:

Посмотрите на ёлочную игрушку и расскажите о своих ассоциациях, о чём она вам напоминает, какие чувства вызывает.

В отличии от растений красота животных заключена не в одной

внешней привлекательности. Скажите в чём?

Это в удивительном разнообразии движений, повадок, образе жизни. Очень велико значение телепередач о природе в раскрытии красоты животных, где посредством скрытой камеры показывается потаённая жизнь животных. Животный мир насчитывает миллионы видов. Каждый из них уникален и прекрасен по своему: обезьяны поражают своим умением быстро и ловко передвигаться по деревьям, забавной внешностью; слон своей мощью, величием, умением ловко использовать свой хобот; птицы завораживают удивительным пением.

В психике животных есть зачатки сознания. Наиболее развитыми считаются млекопитающие, они радуют своими душевными свойствами. Привязанность собак к хозяевам является почти легендарным. Сколько бродит их по улицам брошенных и забытых, продолжают сторожить покинутые дома после отъезда хозяев на новые квартиры, отказываясь от пищи из чужих рук.

"Стихи о рыжей дворняге" Э.Асадов.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай,брат! Хоть жаль мне,не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал:-Что? Оставлен, бедняга!

Эх,будь ты хорошей породы,

А то ведь простая дворнягя!

Огонь за трубой заметался

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте как бык потоптался,

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах,забыв передряги,

Курили,смеялись,дремали...

Тут,видно,о рыжей дворняге

Не думали,не вспоминали.

Не ведал хозяин,что где-то

По шпалам из сил выбиваясь

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись,кидается сново

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово,

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин,что силы

Вдруг разом оставили тело

И,стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела....

Труп волны снесли под коряги.

Старик!Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце-чистейшей породы!

Вопросы детям:

1.Каким представляется вам хозяин?

2.В чём красота собаки?

3.Какое животное ты хочешь завести? Почему?

Физпауза:

Выносится "Чёрный ящик" с различными предметами. Каждый

ребёнок подходит по очереди к нему, пытаясь на ощупь определить

предмет и назвать.

2. ЧЕЛОВЕК-часть природы.

Человк-часть природы, находится на самой высшей ступеньке в её развитии. Он так же прекрасен, неповторим и удивителен, что проявляется во множестве рассовых типов, национальных особенностях, многообразии физической красоты. Живопись и скульптура на протяжении тысячелетий отражала телесную красоту челевека. Во все времена люди хотели и хотят быть красивыми. С ранних лет проявляется интерес к своей внешности. Каждый думает: каков я? Какие у меня достоинства или недостатки?

Вопросы детям:

1.Каким ты представляешь себе красивого человека (юношу,девушку)?

Нет ничего плохого в том,что человек хочет быть красивым. Это улучшает настроение, даже влияет на характер. Чтобы улучшить внешний вид пользуются услугами парикмахера, косметолога, портного, с помощью которых можно скрыть какие-то физические недостатки, мешающие быть более привлекательными. Во многом может помочь спорт,физические упражнения,которые не только полезны для здоровья,но и делают красивыми:улучшают осанку,фигуру,походку.

Следует серьёзно относиться к личной гигиене,не забывать умываться, причёсываться. Тогда кожа будет здоровой и гладкой, волосы блестящими. И вовсе не обязательно иметь дорогую и модную одежду. Главное, чтобы она подходила по фигуре, со вкусом подобрана, чистая и не мятая.

В своё время один мудрец (Сократ) сказал молодым людям:если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением, а если видят себя некрасивыми, должны стремиться исправить недостатки природы прилежанием и разумом.

***

С готовой,красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек,

Ничто ведь само не строится,

Уверен,что скромником и бойцом,

Отзывчивым,умницей,храбрецом,-

Учатся и становятся.

(Э.Асадов).

Да, не стоит огарчаться некрасивым и излишне радоваться красавицам. Если вы родились красивой, это не ваша заслуга-это природный дар; не подкрепленная красотой душевной, она тускнеет. Конечно, в первую минуту обращают внимание на внешность, одежду, но стоит человеку заговорить и сразу видны ум,душа или их отсутствие. Следите за своей речью воспитывайте в себе сдержанность, обдумывайте свои поступки.

"Некрасивая девчонка."

Н Заболоцкая.

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка,

Запрвлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны,рот длинен,зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам,сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики,не торопясь к обеду,

Гоняют по двору,забывши про неё.

Она ж за ними бегает по следу

Чужая радость так же как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё,что для других мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день,когда она рыдая

Увидет с ужасом,что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!пусть черты

Мне верить хочется,что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верится хочется,что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так,то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь,мерцающий в сосуде?

Вопросы детям:

1.Чем привлекает вас девочка?

2.Хотелось бы вам дружить с ней? Почему?

Добрый, отзывчивый человек приносит людям радость. Именно о душевной красоте, её грации души пишет поэт. Она проявляется в поведении, отношении к окружающим. Человек меняется с возрастом, физическая красота уходит и, наоборот расцветает духовная, если эти годы человек работал над своей душой.

Вишня.

М Исаковский.

В ясный полдень на исходе лета,

Шёл старик дорогой полевой:

Вырыл вишню молодую где - то

И,довольный нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами

На поля, на дальнюю межу.

И подумал: " Дай - ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растёт большая - пребольшая,

Пусть идёт и в ширь и в высоту.

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в цвету её прилягут,

Отдохнут в прохладе, тишине.

И,отведав сочных,спелых ягод,

Может, статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада,-

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай,не надо,-

Всё равно я вишню посажу!"

Вопросы детям:

1.Понравился вам старик?Чем?

2.В чём красота его поступка?

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

а).Вопросы

1) Мир глиняных игрушек.

2) Сказка и реальность.

3) Рукотворные изделия.

4) «Потешное» ремесло.

В каком предложении отражена основная мысль текста?

ПОТЕШНОЕ в предложении №11?

1) смешное, забавное изделие

2) красочное изделие

3) незамысловатое рукотворное изделие, предназначенное для увеселения кого-то, для потехи

4) ремесло, связанное с военными играми

4. Какой частью речи является слово СОЗДАННЫЕ в предложении №5?

1) прилагательное

2) причастие

3) деепричастие

В каком предложении есть прямая речь?

12. Прочитайте два текста и выполните задания 1-5.

Золотая осень царствует в роще у речки. На березе ещё на прошлой неделе висели сочные зелёные листья, а сегодня она вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос удивительно нарядный ковёр. Клен стоит в пурпурной краске. Его резные листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время всё изменяется. Только красавец дуб пока стоит в летней зелёной шубе. Какое обилие красок!

По речке плывёт очень медленно плот из опавших листьев. О такой красоте будешь вспоминать всю зиму. (А. Стрижёв)

(1) Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. (2) Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда в небе вспыхивают и постепенно меркнут багрово-пепельные краски заката. (3) Всмотритесь в ясный день в багрово-розовые облака, в дождливый – в чёрно-свинцовые тучи. (4) Вы восхищаетесь щедрым разнотравьем цветущего луга. (5) В морозные дни вглядитесь в сказочно-причудливые узоры на окне, сверкающие в лучах зимнего солнца. (6) А как величественен безбрежный простор моря! (7) Как чудесны тона морской глади – от светло-лазурного до тёмно-синего.

(8) Научитесь слушать шум леса, журчанье ручья, пение соловья. (9) Воспитывайте в себе чувство прекрасного! (По А. Крупину)

Задания 1-5.

Какая общая мысль объединяет тексты №1 и №2?

1) Вокруг много разнообразных красок.

2) Чем внимательнее всматриваешься в окружающий мир, тем больше получаешь удовольствия.

3) Природа учит красоте.

4) Обилие красок в природе чарует и восхищает.

В каком предложении отражена основная мысль текста №2?

Каков тип речи текста №2?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами рассуждения

4. В каком значении употребляется слово БЕЗБРЕЖНЫЙ в предложении №6?

1) не имеющий берегов, видных границ

2) красивый

3) огромный

4) беспредельный

В каком предложении текста №2 сказуемое выражено кратким прилагательным?

13. Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Мой самолёт взлетает в синеву,

Мои друзья спешат на мой завод!

(2) И всюду – где бываю и живу –

Меня любой по имени зовёт!

(3) Я лесоруб

И верхолаз.

(4) Меня зовут –

Рабочий класс! (М. Танич)

Задания 1-5.

Какова основная мысль данного текста?

1) Труд рабочего виден всюду.

2) Рабочий – нужная и важная профессия.

3) Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат.

4) Рабочий – это звучит гордо.

2. В какой синонимичный ряд входит слово ВЗЛЕТАЕТ (предложение №1)?

1) поднимается, вздымается

2) восходит, взбирается

3) вскарабкивается, взвивается

4) вскакивает, всходит

3. В каком значении употребляется слово СИНЕВА (предложение №1)?

1) синий цвет узкой полоски неба

2) синее пространство неба

3) синеватый оттенок чего-либо

4) бесконечность

4. Какой части речи является слово ЛЮБОЙ в предложении №2?

1) прилагательное

2) местоимение

3) существительное

4) числительное

Какая характеристика предложения №3 является верной?

1) простое двусоставное

2) простое односоставное

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое

14. Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Вы слышали поговорку: «Не мечите бисера перед свиньями»? (1) «Как грубо!» – скажите, наверное, вы. (3) Не тревожьтесь, эта поговорка не может считаться грубой, ибо взята она из Евангелия. (4) Познакомьтесь вот с этими строчками из священной книги: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

(5) Употребляется в значении: не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить, а потом над вами же смеяться начнут. (6) Избавьте себя от унижения! (7) Будьте самолюбивым, в хорошем смысле этого слова! (По В. Волиной)