Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Популярно о науке для детей. Увлекательная наука для детей. Интересные факты о химических реакциях

1. Самодельный телефон Возьмите 2 пластиковых стаканчика. Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна и поставьте на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком. Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок. Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля, телефон готов! Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат. Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн. 2. Волшебное авокадо Воткните в мясистую часть авокадо 4 шпажки и поместите эту почти инопланетную конструкцию над прозрачной ёмкостью с водой - палочки будут служить плоду опорой, чтобы он держался наполовину над водой. Поставьте емкость в укромное местечко, каждый день подливайте воду и наблюдайте за тем, что будет происходить. Через некоторое время из нижней части плода прямо в воду начнут расти стебли. 3. Необычные цветы Купите букетик гвоздик белого цвета. Каждую поместите в прозрачную вазочку, предварительно сделав на стебле срез. После этого добавьте в каждую вазочку пищевой краситель разного цвета - наберитесь терпения и совсем скоро белые цветы окрасятся в необычные оттенки. 4. Цветные пузыри Для этого опыта нам понадобится пластиковая бутылка. Наполните ее водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку. Кроха с удивлением заметит, что жидкости не смешиваются - вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому что его структура менее тяжелая и плотная. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку - через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь завершающий трюк - убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один фокус: масло и вода поменялись местами! 5. Танцующая виноградинка Для этого эксперимента нам понадобится стакан газированной воды и виноградинка. Бросьте ягоду в воду и наблюдайте, что произойдет дальше. Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала он опустится на дно. Но на нем сразу будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Ягодка вновь опустится на дно и снова покроется пузырьками газа, опять всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. 6. Решето – непроливайка Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и продемонстрируем крохе еще один фокус - нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечёт. 7. Соль для творчества Нам понадобятся чашка с горячей водой, соль, плотная черная бумага и кисточка. Добавьте в чашку с горячей водой пару чайных ложек соли и перемешайте раствор кистью, пока вся соль не растворится. Продолжайте добавлять соль, постоянно перемешивая раствор до тех пор пока в нижней части чашки не образуются кристаллы. Нарисуйте картину, используя раствор соли в качестве краски. Оставьте шедевр на ночь в теплом и сухом месте. Когда бумага просохнет, проявится рисунок. Молекулы соли не испарились и образовали кристаллы, рисунок из которых мы и видим. 8. Магический шарик Возьмите пластиковую бутылку и воздушный шарик. Наденьте его на горлышко и поместите бутылку в горячую воду - шарик надуется. Это произошло потому что теплый воздух, состоящий из молекул, расширился, возросло давление и шарик надулся. 9. Вулкан в домашних условиях Нам понадобятся пищевая сода, уксус и ёмкость для опыта. Поместите в тазик столовую ложку соды и налейте немного уксуса. Пищевая сода (бикарбонат натрия) обладает свойством щелочи, а уксус - кислоты. Когда они оказываются вместе, то образуют натриевую соль уксусной кислоты. При этом выделятся углекислый газ и вода и получится настоящий вулкан - действо впечатлит любого малыша! 10. Крутящийся диск Материалы нам понадобятся самые простые: клей, крышка от пластиковой бутылки с носиком, компакт-диск и воздушный шарик. Приклейте крышку от бутылки к компакт диску, так чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в компакт-диске. Пусть клей подсохнет, после этого приступайте к следующему этапу: надуйте шарик, перекрутите его «горлышко», чтоб воздух не вышел и натяните шарик на носик крышки. Поставьте диск на плоский стол и отпустите шарик. Конструкция будет «плавать» по столу. Невидимая воздушная подушка действует, как смазка и уменьшает трение между диском и столом.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – НУЖНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Химическая реакция – это процесс, в котором вещества подвергаются химическому изменению для того, чтобы образовать совершенно новое вещество .

Где происходят химические реакции?

Можно подумать, что химические реакции происходят только в научных лабораториях, но на самом деле они протекают всё время в окружающем нас мире. Каждый раз, когда мы едим, наше тело использует химические реакции, чтобы превратить пищу в энергию. Ржавеет металл, горит древесина, батарейки производят энергию, фотосинтез в растениях – это всё химические реакции.

Что такое реагент, реактант и конечный продукт?

Реактанты и реагенты – это вещества, которые участвуют в химической реакции. Реактант – это любое вещество, которое используется в процессе реакции. То вещество, которое получилось в результате химической реакции, называется конечным продуктом .

Скорость реакции

Не все химические реакции протекают с одинаковой скоростью. Некоторые происходят очень быстро, например, взрывы, а другие могут занять много времени, например, процесс покрытия металла ржавчиной. Скорость, с которой реактанты превращаются в конечный продукт, называется скоростью реакции . Скорость реакции можно значительно увеличить, добавив энергию, например, тепло, солнечный свет или электричество. Увеличение концентрации или давление реактантов также увеличивает скорость реакции.

Типы реакций

Существует множество типов химических реакций. Приведём несколько примеров:

  • Реакция синтеза. Реакция синтеза – это процесс слияния двух веществ для образования нового вещества. Это можно показать на примере А + В → А-В.

  • Реакция распада. Реакция распада – это такая реакция, при которой сложное вещество распадается на два отдельных вещества. Это можно показать на примере А-В → А + В.

  • Горение. Реакция горения происходит тогда, когда кислород соединяется с другим компонентом, в результате чего получается вода и углекислый газ. Реакция горения производит энергию в виде тепла.
  • Реакция одинарного замещения. Это такая реакция, в процессе которой один реагент забирает элемент у другого реагента. Это выглядит так: А + ВС → АС + В.
  • Реакция двойного замещения. Её ещё называют реакцией метатезиса . Представьте себе, как два реагента обмениваются элементами. Выглядит это так: АВ + СD → AD + CB.
  • Фотохимическая реакция. При такой реакции происходит поглощение фотонов из света. Одним из примеров такой реакции является фотосинтез.

Катализаторы и ингибиторы

Иногда в химической реакции участвует некое третье вещество для того, чтобы ускорить или замедлить реакцию. Катализаторы помогают увеличить скорость реакции, а ингибиторы , наоборот, её уменьшают.

Интересные факты о химических реакциях:

  • Когда тает лёд , происходит физическое превращение твёрдого вещества в жидкость. Тем не менее, это не химическая реакция, так как это всё то же вещество (Н2О – вода).
  • Смеси и растворы не являются химическими реакциями, так как молекулярный состав вещества остаётся неизменным.
  • Большинство автомобилей получают энергию от мотора, в котором происходит реакция горения.
  • Ракеты приводят в движение с помощью реакции слияния жидкого водорода и жидкого кислорода.
  • Когда одна реакция вызывает образование других реакций, это иногда называется цепной реакцией .

ЧАСТЬ ВТОРАЯ – ВЕСЁЛАЯ И НАГЛЯДНАЯ

А теперь предлагаем вам эксперименты, благодаря которым ребёнок воочию убедится, что химическая реакция – это здорово!

ВУЛКАН ИЗ СОДЫ

Простой эксперимент, для организации которого нужны самые обычные предметы и вещества, имеющиеся практически в каждом доме.

Вам понадобятся:

  • Пищевая сода;
  • Уксус;
  • Достаточно большой контейнер, чтобы избежать утечек;
  • Бумажные или тканевые полотенца (на всякий случай).

Инструкция:

  • Положите пищевую соду в контейнер.
  • Налейте немного уксуса.
  • Наблюдайте за реакцией!

Что происходит?

Раствор пищевой соды (натрия двууглекислого) – щелочная среда, а уксус – кислота. Когда эти два вещества вступают в реакцию, образуется угольная кислота , которая очень нестабильна и мгновенно распадается на воду и углекислый газ. Именно он, испаряясь, и создаёт шипение.

Дополнительно можно смастерить вулкан, похожий на настоящий. Это потребует от вас творческих способностей и навыков, но так опыт с уксусом и пищевой содой будет выглядеть ещё более впечатляющим!

ФОНТАН ИЗ ДИЕТИЧЕСКОЙ КОЛЫ И ДРАЖЕ «МЕНТОС»

Очень известный эксперимент, который интересно делать и в первый раз, и во второй, и в третий…

Гейзер из колы и конфет «Ментос» стал популярным благодаря Стиву Спенглеру (учитель, выступающий на телевидении с научными экспериментами, – прим. редакции), и он обязательно повеселит и удивит ваших детей, друзей и родных (конечно, если вы проведёте его во дворе, а не в гостиной).

Вам понадобятся:

  • Большая бутылка диетической колы;
  • Примерно половина пачки конфет «Ментос»;
  • Игрушка Geyser Tube (необязательно, но с этим устройством проводить опыт намного проще).

Инструкция:

  1. Найдите такое место для эксперимента, где ничто не пострадает, когда всё вокруг будет залито диетической колой. Идеальным местом станет площадка на траве, двор. Пожалуйста, даже не пробуйте сделать гейзер в гостиной!
  2. Поставьте бутылку с колой вертикально и отвинтите крышку. Установите воронку или трубку сверху так, чтобы вы смогли одновременно бросить нужное количество драже «Ментос» (примерно половина упаковки будет в самый раз). Это сделать достаточно сложно, если у вас нет специально разработанной игрушки Geyser Tube (можно купить в Интернете или поискать в магазинах), но вполне реально.
  3. А теперь самая весёлая часть: бросайте «Ментос» в диетическую колу и убегайте со всех ног! Если вы сделали всё правильно, из бутылки должен вылететь огромный гейзер – это очень впечатляющее зрелище. Рекорд высоты такого фонтана составил около 9 метров!

Что происходит?

Существует несколько теорий, почему происходит такая реакция, но самая правдоподобная версия – сочетание углекислого газа в диетической кока-коле и маленьких ямок, которые можно обнаружить на конфетах «Ментос».

Дело в том, что газированные напитки пенятся благодаря углекислому газу, который добавляют в бутылки с напитком при изготовлении. Углекислый газ не высвобождается из жидкости, пока вы не нальете её в стакан и не станете пить. Некоторое количество газа также выходит, когда вы открываете крышку (кстати, достаточно много, если заранее потрясти бутылку). Таким образом, большое количество углекислого газа в бутылке с газировкой просто ждёт не дождётся момента, когда можно будет выйти из жидкости в виде пузырьков.

Когда вы бросаете что-либо в диетическую колу, вы ускоряете этот процесс, так как ваши действия уменьшают поверхностное натяжение жидкости, а также позволяют пузырькам формироваться на поверхности «Ментос». Конфеты «Ментос» покрыты мелкими ямками (напоминает мяч для гольфа), что значительно увеличивает площадь их поверхности и позволяет образоваться огромному количеству пузырьков.

Эксперимент лучше проводить именно с диетической колой, а не с другими газированными напитками – у неё особый, подходящий состав, к тому же она не такая липкая. Так же опыт удаётся лучше с колой, которая была изгатовлена не так давно. Бутылка, которая уже давно стоит на полке магазина, теряет часть своей «шипучести», поэтому проверьте дату изготовления перед покупкой.

Надеемся, что и вам, и вашим детям было интересно – впереди ещё много увлекательного!

Некоторые родители говорят малышу: «Ты – свет моей жизни». Но знаете ли вы, что если бы вы были светом, то облетели бы вокруг всего земного шара 7,5 раз за секунду! Если бы вы стали звуком, то смогли бы облететь вокруг Земли за 4 часа! Если бы мы жили на Юпитере, наши сутки состояли бы всего из 9-ти часов. Хорошо, что на Земле сутки длятся 24 часа, ведь нам нужно столько всего успеть на протяжении дня! Это всего лишь несколько занимательных научных фактов, которые могут заинтересовать как любознательного ребенка, так и взрослого.

Что такое наука?

Наука – это организованное и последовательное исследование, включающее в себя наблюдение, сбор научных фактов, эксперименты, проверку результатов и объяснение природных и созданных человеком явлений. Это область, которая дает нам возможность лучше понять окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.

Обычные научные факты

Теперь, когда вы знаете, о чем идет речь, предлагаем несколько занимательных научных фактов:

  • Если растянуть цепочку ДНК человека, её длина составит расстояние от Плутона до Солнца и обратно.
  • Когда человек чихает, скорость выдыхаемого им воздуха составляет около 160 км/час.
  • Блоха может прыгнуть на высоту, которая превышает её собственный рост в 130 раз. Если бы блоха была человеком ростом 1,80 м, то могла бы прыгнуть на 230 м.
  • Электрический угорь вырабатывает электрический ток напряжением в 650 вольт. Прикосновение к нему – самый сильный шок, который может испытать человек.
  • Световым частицам фотонам требуется 40 000 лет, чтобы пройти путь от ядра Солнца до его поверхности, и всего 8 минут, чтобы достичь Земли.

Научные факты о Земле

Земля – наш дом. Чтобы заботиться о ней, мы должны знать о ней важную информацию:

  • Возраст Земли составляет от 5 до 6-ти миллиардов лет. Примерно столько же лет Луне и Солнцу.
  • Наша планета состоит в основном из железа, кремния и относительно небольшого количества магния.
  • Земля – единственная планета в Солнечной системе, на поверхности которой находится вода, а атмосфера на 21 % состоит из кислорода.
  • Поверхность Земли сложена из тектонических плит, размещенных на мантии – слое, расположенном между ядром Земли и поверхностью. Такое строение земной поверхности объясняет землетрясения и извержения вулканов.
  • На Земле живет около 8,7 миллионов видов живых организмов. Из них 2,2 миллиона видов живет в океане, а остальные – на суше.
  • ¾ поверхности Земли покрыто водой. Когда космонавты впервые увидели Землю из космоса, они видели в основном воду. Отсюда и пошло название «голубая планета».

Факты об окружающей среде

Почему сменяются времена года? Что происходит с мусором после того, как мы его выбрасываем? Из-за чего погода бывает жаркой или прохладной? Это и многое другое дети учат на уроках природоведения в школе. Рассмотрим некоторые факты, которые убеждают нас в том, на какой прекрасной планете мы живем.

  • Пластик полностью разлагается в земле за 450 лет, а стекло – за 4 000 лет.
  • Ежедневно в мире 27 000 деревьев уходит только на изготовление туалетной бумаги.
  • 97 % всей воды, которая есть на Земле, соленая и не пригодная к употреблению. 2 % воды находится в ледниках. Поэтому к употреблению пригоден только 1 % воды.
  • Мясоперерабатывающая отрасль больше всего способствует глобальному потеплению. На втором месте среди глобальных проблем – вырубка лесов. Около 68 % существующих видов растений, скорее всего, вымрут в ближайшее время.
  • Население Земли – более 7-ми миллиардов людей. Ожидается, что к 2025 году эта цифра составит 8 миллиардов.
  • К сожалению, 99 % существующих видов живых организмов, по прогнозам ученых, вымрут.

Занимательные факты о животных

Царство животных прекрасно и удивительно. В нем есть ручные выдры, могущественные угри, поющие киты, хихикающие крысы, устрицы, меняющие пол, и много других, не менее удивительных представителей. Предлагаем несколько фактов о животных, которые, несомненно, понравятся вашему ребенку:

  • У осьминогов три сердца. Еще более странный факт: у омаров мочевыводящие пути находятся на лице, а черепахи дышат с помощью заднего прохода.
  • У морских коньков потомство дают самцы, а не самки.
  • Попугай какапо имеет сильный резкий запах, который привлекает хищников. Именно поэтому какапо находятся под угрозой вымирания.
  • Белка сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни. Как такое может быть? Дело в том, что белки прячут под землей желуди и орехи, а потом забывают, где именно спрятали их.
  • У львов охотятся в основном львицы. Львы вмешиваются только в случае необходимости.

Интересные факты о растениях

Растения озеленяют нашу планету, вырабатывают кислород, делают Землю пригодной для обитания. Деревья и растения - наверное, самые полезные среди живых обитателей Земли. Предлагаем несколько интересных фактов о растениях:

  • Как и люди, растения распознают другие растения своего вида.
  • Всего на Земле существует более 80 000 съедобных растений. Из них мы употребляем в пищу около 30-ти.
  • Человечество стремительно уничтожает лесные массивы. Уже уничтожено около 80 % всех лесов.
  • Самое старое дерево в мире (секвойя) находится в США, в штате Калифорния. Его возраст – 4 843 года.
  • Высота самого высокого дерева в мире – 113 м. Оно также находится в Калифорнии.
  • Самое большое дерево в мире – осина, растущая в США, в штате Юта. Её вес – 6 000 тонн.

Факты о космосе

Солнце, звезды, планеты, Млечный путь, созвездия и все, что находится во Вселенной, расположено в вакуумном пространстве. Мы называем его космосом. Предлагаем несколько занимательных фактов о нем:

  • Земля – крошечная по сравнению с Солнцем, размер которого в 300 000 раз больше.
  • Весь космос абсолютно беззвучный, потому что в вакууме звук не распространяется.
  • Венера – самая жаркая планета в Солнечной системе. Температура на поверхности Венеры составляет 450°С.
  • Сила притяжения изменяет вес человека на разных планетах. Например, сила притяжения на Марсе ниже, чем на Земле, поэтому человек весом 80 кг на Марсе будет весить всего 31 кг.
  • Поскольку на Луне нет ни атмосферы, ни воды, ничто не может стереть следы космонавтов, ступивших на ее поверхность. Поэтому следы, вероятно, сохранятся здесь еще сто миллионов лет.
  • Температура ядра Солнца – ближайшей звезды к Земле – составляет 15 миллионов градусов Цельсия.

Факты об известных ученых

Долгое время люди думали, что Земля плоская, что смена времен года зависит от настроения богов, а болезни вызывает нечистая сила. Так продолжалось до того, как великие ученые доказали обратное. Без них мы бы до сих пор жили в невежестве.

  • Альберт Эйнштейн был гением, однако его таланты раскрылись достаточно поздно. После смерти ученого его мозг был объектом многочисленных исследований.
  • Николай Коперник опроверг теорию о том, что Земля является центром Вселенной. Он разработал модель Солнечной системы, в центре которой находится Солнце.
  • Леонардо да Винчи был не только художником. Также он был выдающимся математиком, ученым, писателем и даже музыкантом.
  • Архимед изобрел закон вытеснения жидкости, когда принимал ванну. Забавно, что, согласно легенде, он выскочил из ванны с криком «Эврика!» Он был так взволнован, что забыл о том, что на нем нет одежды.
  • Мария Кюри, женщина-химик, которая открыла радий, была первым человеком в мире, дважды получившим Нобелевскую премию.

Научные факты из мира техники

Техника – двигатель прогресса. Мы настолько зависимы от техники в повседневной жизни, что это даже пугает. Предлагаем несколько занимательных фактов о технических устройствах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно:

  • Первая компьютерная игра появилась в 1967 году. Она назвалась «brown box» (в переводе с английского – «коричневая коробка»), потому что именно так и выглядела.
  • Первый компьютер в мире ЭНИАК весил более 27 тонн и занимал целую комнату.
  • Интернет и Всемирная паутина – это не одно и то же.
  • Робототехника – одна из актуальных сегодня научных сфер. Однако еще в 1495 году Леонардо да Винчи нарисовал первую в мире схему робота.
  • «Камера обскура» – прототип фотоаппарата, повлиявший на развитие фотографии. Она использовалась в Древней Греции и Китае для того, чтобы проектировать изображения на экран.
  • Существует интересная технология, по которой отходы растений используют для выработки метана, который, в свою очередь, можно использовать для выработки электричества.

Научные факты из инженерной отрасли

Инженерия помогает создавать прекрасные вещи – от домов и машин до электронных гаджетов.

  • Самый высокий мост в мире – виадук Мийо во Франции. Он находится на высоте 245 м, поддерживается балками, подвешенными на тросах.
  • Острова Пальм в Дубаи можно назвать современным чудом света. Это рукотворные острова, плавающие на воде.
  • Самый большой в мире ускоритель заряженных частиц находится в Женеве. Он был построен, чтобы помочь в исследованиях более 10 000 ученых, и расположен в подземном тоннеле.
  • Космическая обсерватория Чандра – самый большой в мире рентгеновский телескоп. Также это самый большой спутник, запущенный в космос.
  • Сегодня самый грандиозный проект в мире – Новая Долина в Египте. Инженеры пытаются превратить миллионы гектаров пустыни в сельскохозяйственные угодья. Представьте, что было бы, если бы мы могли так же озеленять Землю! Наша планета вернула бы себе первозданную чистоту!

Наука – это прекрасная сфера занятий, вдохновляющая многих людей. Все, что вам нужно – заинтересовать ею ребенка. И кто знает, возможно, ваш ребенок вырастет вторым Эйнштейном.

Оцените публикацию

Вконтакт

В младших классах учительница просила нас приносить в класс книги для внеклассного чтения. Они хранились в шкафу и, когда она была занята, то говорила нам взять их и читать, чтобы мы не шумели. Я уже не помню почему, но я принесла книгу «Листы каменной книги» Александа Линевского. Чтиво обещало быть крайне тоскливым, так как посвящено было жизни людей в каменном веке. Но я ошибалась, книга оказалась крайне интересной даже для моего весьма юного возраста. И вот, будучи взрослой, я решила ее перечитать. Первое что меня удивило, что спустя столько лет я помню не только сюжет, но и эпизоды и даже мелкие детали. Да, творение Линевского оставляет глубокий след. Но я смогла найти и много нового для себя, например, взаимоотношения людей, борьба за власть, важность любопытства и стремления к познанию.

()

Когда мы говорим «глаза цвета неба», мы даже не задумываемся, насколько мы правы. Ведь голубой цвет нашим глазам предает тоже явление, что и небу, а именно рассеяние света. Радужная оболочка состоит из 2 слоев: внешнего мезодермального (который, в свою очередь, делится на передний…

  • May 8th, 2014 , 03:51 pm

В школьные годы эта книга поразила меня своим масштабом, как правило, все научно-популярное, что я читала до этого, было про близкие объекты и процессы: механика, математика, даже химия мне казалось загадочной, но осязаемой. А в «Доисторическом мире» говорилось о чем-то совсем огромном - типа галактик, Вселенной и совсем давнем - зарождение нашей планеты и жизни на ней. Подобные книги не только углубляют наши знания, но позволяют по-новому взглянуть на окружающий нас мир.
()

  • April 18th, 2014 , 05:30 am

Вот решила немного сменить направление и окунуться в биологию. Начать хочется с уникальной во многих отношениях книги «Занимательная физиология». На мой взгляд, самая главная ценность этой книги в том, что она не об анатомии, а именно о физиологии! Автор не просто перечисляет органы с их функциями и списком биологических характеристик, а объясняется, почему это устроено именно так, а не иначе, как это развивалось эволюционно, и какую инженерную мысль пыталась реализовать Матушка Природа. В отличие от школьного курса биологии здесь показано разнообразие физиологических процессов у самых разных представителей фауны. Эту книгу будет интересно читать не только детям, но и взрослым.()

  • April 10th, 2014 , 10:56 pm

Недавно я уже писала о другом произведении Левшина В.А. - « », но трилогия «Магистр рассеянных наук» сильно отличается от него как по стилю, так и по содержанию. Не смотря на то, что эту книгу принято считать математической, в ней есть большое количество задач и фактов из физики, биологии и даже географии (увы, в этой дисциплине я до сих пор слаба…).
()

  • April 3rd, 2014 , 10:48 pm

Что мне всегда не нравилось в нашей системе образования, так это ее оторванность от жизни. Нам рассказывают о законах физики, биологических процессах и химических реакциях, но они так и остаются формулами и рисунками в тетради. К сожалению, очень часто дети не связывают эти знания с реальной жизнью, потому что их так и не учат ими использовать. «Занимательная физика» Перельмана Я.И. как раз помогает заполнить этот пробел в образовании как у детей, так и взрослых. Книга написана в начале прошлого века, но так и не потеряла своей актуальности (ну, разве что в современных изданиях подправляют некоторые константы). Я помню, как когда-то в детстве, прочитав эту книгу, я совсем другими глазами посмотрела на окружающий меря мир, я вдруг осознала, что физические законы абсолютно везде, и даже в самых простых явлениях есть свои загадки и парадоксы. В этой маленькой книге приводятся примеры из разных разделов физики: оптика, динамика, тепловые явления и многое другое.
Возьмем, например, вращение колеса. Что может быть проще, оно старо как человечество. А вы знаете, что когда колесо едет вперед, то у него есть части, которые стоят на месте или даже движутся назад. А вот еще загадка, если взять деревянный бочонок (для изготовления пива или солений), опустить туда лампу и выключить свет, то вы увидите, что там есть отверстия, некоторые даже большие, но при этом жидкость из него не вытекает.
И, конечно, мой любимы парадокс: чем ближе вещи к Земле, тем они тяжелее. А что будет, если выкопать очень глубокий колодец и опуститься в него. Мы станем тяжелее или легче?
Помимо парадоксов и загадок, вы найдете в книге множество очень простых опытов, которые увлекут не только детей, но и взрослых. Например, как можно сварить яйцо в бумажной кастрюле или развести огонь с помощью куска льда. А вы знали, что можно создать эхо с помощью двух тарелок?
Несмотря на интересное содержание, книга написана, на мой взгляд, слишком академическим языком, поэтому может показаться скучной. Этим она сильно отличается от сюжетно-приключенческих книг вроде « » или « », поэтому я бы ее скорее рекомендовала тем, кто осознано заинтересовался физикой.
Наверное, еще стоит упомянуть, что автор этой книги Перельман Яков Исидорович не является отцом Перельмана Григория Яковлевича , который решил одну из "задач тясячелетия" - доказал гипотезу Пуанкаре , ибо умер за 24 года до его рождения (хотя современная биология позволяет решить эти мелкие неудобства). Хотя оба человека носят одну фамилию и являются действительно талантливыми людьми, но они не имеют родственных связей. В пользу этого также говорит тот факт, что первый прославился как популяризатор в области математики, физики и астрономии, а второй, как гениальный математик-отшельник, наоборот, игнорирующий все социальные области жизни. Вот вам еще один парадокс:-)
Совсем забыла еще один интересный факт из биографии Перельмана (того, что старше), он был одним из тех людей, кто предложил переводить часы на час назад для экономии топлива. Знал бы он, в какие это дебаты перерастет и сколько топлива сожгут ради них почем зря:-)

  • March 13th, 2014 , 09:11 pm

К сожалению, в моем детстве книга «Путешествие в страну Экономика» мне не попалась. Зато моему мужу повезло больше - он ее прочитал (и не один раз) еще в младших классах. За годы совместной жизни я слышала от него много цитат из этой книге касательно текущих экономических событий.
В конце концов, я решила, что обязана лично прочитать это чудо детской литературы. Набравшись терпения, мы перерыли не одну коробку с книгами в недрах дачи. Наконец, пестрое издание 92-го года оказалось в моих руках. Первое, что меня поразило - это обилие красочных картинок и заметок в углах страницы - определено авторы постарались привлечь юных читателей. Поддавшись своей нетерпеливой натуре, я села читать прямо на полу в подвале в окружении гор книг (убирать все это обратно мне совсем не хотелось). С огромным усилием я совладала с ленью, собрала все обратно и вернулась с находкой на свет божий.
()

  • February 6th, 2014 , 09:13 pm

Продолжая тему физики, я не могла пройти мимо одного из величайших умов нашего времени, который в соавторстве со своей дочерью написал книгу для детей. Сегодня речь пойдет о произведении Стивена и Люси Хокинг «Джордж и тайны Вселенной». Как нетрудно догадаться, книгу я эту прочитала, будучи уже взрослой, поэтому не могу объективно оценить, насколько она понравится детям. Но мне кажется, что живой легкий язык и интересный сюжет, привлекут маленьких читателей.
()

  • February 3rd, 2014 , 08:44 pm

А вот и продолжение моего рассказа по биологии (Часть 1 вы можете прочитать ):

...
Мир вокруг продолжал расти, страх рос вмести с ним. Когда Селла стала размеров в Павлика, он неожиданно схватился за ее руку, боясь упасть.

Как-то это было не очень мужественно с моей стороны, - подумал он про себя, но продолжал держаться. Они медленно перелетели на тумбочку около кровати. Только оказавшись на твердой поверхности, он отпустил руку Селлы. Дальше они уменьшались уже вместе.

Павлик стал замечать, что на ровной, отполированной деревянной поверхности стали проступать какие-то непонятные силуэты. Это точно были не пылинки, каждый вечер он вытирал пыль влажной тряпкой.

Что это?

Это и есть бактерии. Когда ты был большой, ты не мог их различать, так как они очень маленькие. Теперь, когда ты тоже маленький - ты можешь их видеть.

Их было мало, и все они были разной формы. Большинство было округлой или овальной формы, некоторые были очень длинные. Одна даже было неопределенной формы, когда он пригляделся, то заметил, что она меняет форму. Неожиданно Селла дернула его за рукав и показала рукой на одну из них. Она была больше остальных. Неожиданно посередине нее появилась линия, которая начала увеличиваться. Буквально через минуту, в разные стороны расползлись уже две бактерии.

А они растения или животные?

Они ни то, ни другое, они находятся где-то между. Они могут двигаться как животные, но некоторые из них питаются солнечным светом, как и растения.

Наконец они перестали уменьшаться, страх постепенно прошел. Это определенно не походило на скучную лекцию.

Ой, смотри: какая забавная, - весело смеясь и подпрыгивая, Селла побежала к бактерии, по форме напоминающую туфельку. Неожиданно она споткнулась и, махая руками, растянулась на полу. Павлик помог ей встать. «Для девочки она все-таки неуклюжая», - подумал он про себя, но сразу застеснялся таких мыслей, боясь обидеть ее даже в мыслях. Когда она отряхнулась, они оба посмотрели на длинную веревку, лежащую на полу - причину падения, она тянулась от одной из бактерий.

Это хвост? - спросил Павлик

У бактерий нет хвостов, это жгутик, что-то вроде хвоста, с помощью него некоторые бактерии передвигаются.

Они не выглядят опасными, - задумчиво сказал Павлик

Большинство бактерий не опасны для людей, они живут своей жизнью и практически не замечают нашего существования, как и мы их. Но некоторые бактерии могут быть опасны и вызывать страшные болезни. Когда ты падаешь, ты можешь пораниться и получить ссадину. В эту рану могут попасть бактерии и начать размножаться. Мы с тобой видели, как из одной большой бактерии получилось две маленькие, маленькие очень быстро растут и снова делятся, и уже их становится 4. Так может продолжаться до бесконечности. Это приводит к тому, что ранка не заживает, а наоборот начинает сильно болеть и нагнаиваться.

Звучит жутковато, - Павлик передернул плечами, - Значит играть в футбол и кататься на велосипеде действительно очень опасно.

Если ты будет соблюдать простые правила - то нет.

Ну вот… Опять правила…

Они совсем простые:

Правило №1. Когда катаешься на велосипеде, на роликах или играешь в футбол - ты должен надевать защиту, это предотвратить появление ссадин.

Но если они все равно появились, то существует следующее правило:

Правило №2. Нужно обязательно промыть ранку и обработать специальными средствами, например, зеленкой или йодом. Эти специальные средства содержат вещества, которые убивают бактерии. Даже если некоторые бактерии выживут, но их будет мало, наши внутренние защитники смогут их победить, но о них я расскажу тебе в следующий раз.

Если ты будешь соблюдать эти два простых правила, то бактерии тебе не опасны.

А почему нельзя обработать все кругом этими специальным растворами, тогда все бактерии погибнут, и не надо будет соблюдать никакие правила.

Это не очень хорошая идея. Во-первых, бактерии живут везде и глубоко в море и высоко в горах, поэтому не сможешь избавить весь мир от бактерий. А во-вторых, бактерии бывают полезны, - с очень умным видом, совершенно неподходящим ее внешности, сказала Селла.

Как эти маленькие существа могут приносить пользу? - не поверил ей Павлик

Ты любишь кефир? - спросила Селла, и в ее руках появился стакан с кефиром.

Не наглей, - отрезала фея, - Белый хлеб на ночь вредно. Так о чем это я...? Ах да! Кефир получается из молока с помощью бактерий, - Павлик чуть не поперхнулся услышав это. - но это хорошие бактерии, - как не в чем не бывало, продолжала Селла. Эти бактерии называются молочно-кислые, они превращают молоко в кефир и в йогурт.

А некоторые бактерии способны выделять разные полезные вещества и даже лекарства. Есть целые фабрики, где эти бактерии живут в очень хороших условиях и быстро размножаются, выделяя нужные для человека вещества.

И еще один очень важный факт: специальные бактерии живут в нашем кишечники и помогают нам переваривать еду. Ты слышал о дисбактериозе? Это заболевание начинается, когда в кишечники количество бактерий уменьшается. Чтобы этого не происходило нужно пить кефиры и йогурты.

То есть бактерии могут быть как опасны, так и полезны? А как их различить?

Для этого есть специальные ученые - микробиологи, они изучают бактерии и определяют, какие полезные, а какие вредные. Если бактерии полезные, то они показывают, как их можно использовать. А если вредные, то разрабатывают специальные средства защиты.

Уже поздно, а это долгая история, я тебе расскажу ее в следующий раз. Договорились? - подмигнула ему Селла.

Договорились! - даже подпрыгнул от радости Павлик и заметил, что бактерии стали уменьшаться, - Мы опять растем, - уже без страха отметил он.

Когда он вернулся в свой нормальный размер (жаль, что в нормальный, а ведь мог еще подрасти хотя бы на пару сантиметров), он на всякий случай спросил

Теперь ты не боишься бактерий.

Конечно, нет, они очень даже интересные. Мне они понравились.

Вот видишь, когда ты узнал о них больше, ты перешел от страха к интересу.

Бактерии - действительно удивительные создания, - задумчиво протянул Павлик, и задал вопрос, которые его очень волновал, - А ты еще придешь?

Конечно, приду, я же обещала тебе рассказать про защитников нашего организма. А теперь тебе пора спасть. Спокойной ночи и приятных сновидений.

И она исчезла, послышался лишь легкий хлопок.

Это было самое захватывающее приключение. Ему было жаль, что Селла исчезла, но он уже представлял их следующие приключения. Наш мир оказался куда более интересным, чем он думал. Он решил никому про нее не рассказывать, это будет его маленький секрет.

А на следующий день они с мамой пошли и вместе купили ему защиту для катания на велосипеде.

Книга странным для меня образом связывала русский язык и математику (две совершенно противоположные вещи): в сюжете мальчик ходит по лабиринту, где каждая комната называется буквой алфавита, и на ней его спутница Арифметика рассказывает что-нибудь из математики на эту букву. Так она знакомит его с дробями, корнями и многим другим. Арифметика не просто рассказывает ему, а предлагает игры и интересные задачки, которые можно решать и читателям. В отличие от , о которых я писала ранее, здесь нет закрученного сюжета и множества персонажей, но эта книга рассчитана на детей младших классов, которым, я уверена, она очень понравится.
Хотелось бы в конце еще отметить, что когда я читала «В лабиринте чисел» меня немного удивило, как некоторые простые для меня вещи, такие как «множество», граничат с более сложными, например «корнями», в школьной программе они были сильно разнесены по времени. Но это не означает, что материал трудно усвоить, книга написана понятным языком, а примеры там очень наглядные. Я бы даже сказала, что другими глазами посмотрела на то, что уже знала.
В общем, рекомендую эту книгу всем будущим математикам для внеклассного чтения. Даже такой скучный для многих (но не для всех) предмет может быть интересным! А это самое главное, если вы хотите, чтобы ваши дети усвоили материал и получили удовольствие.

1. Театр увлекательной науки в Московском планетарии

м. Баррикадная
Ежедневно, в будни – группы, в выходные дни – индивидуальные посетители
5-8 лет
Билет — 500-600 руб.

Для детей 5-8 лет в холле Московского планетария открыт Театр увлекательной науки, который предлагает несколько интерактивных программ – можно отправиться в виртуальный космический полёт к планетам Солнечной системы и узнать, чем отличаются Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн от Земли. На курсе «Живые часы и компасы» дети учатся у птиц и растений определять время суток и ориентироваться в лесу, а с программой «Приключения капельки воды» исследуют свойства воды в научной лаборатории. Посещать программы Театра увлекательной науки можно по абонементам Планетария. По выходным здесь проводят научные представления для индивидуальных посетителей, для чего можно приобрести разовый билет.

2. Детский центр научных открытий «ИнноПарк»

м. Сокольники
Идет запись на курс «Научные приключения» , старт 6 декабря
5-12 лет
Курс (4 занятия) — 2 400 руб.

«Научные приключения» – это курс общего развития для дошкольников и учеников первого класса.
В игровой форме ребят познакомят с такими дисциплинами как география, биология, физика и химия. Также 15 ноября «ИнноПарк» запускает новый образовательный проект по физике и астрономии «Все по полочкам» для детей 9-12 лет. Каждый участник сам попробует смоделировать ряд экспериментов, чтобы не только узнать, но и понять ту или иную научную закономерность.

3. Учебная лаборатория в Дарвинском музее

м. Академическая
По субботам
От 6 лет
Билет — 200 руб., с родителем — 300 руб.

В новой Учебной лаборатории музея до конца ноября проходят занятия из цикла «Мир под микроскопом». Здесь дети погрузятся в загадочный мир одноклеточных и многоклеточных организмов, невидимых человеческому глазу. И узнают, как выглядит под большим увеличением окружающий нас мир (от клеток картофеля до живых обитателей подмосковных водоёмов); сравнят клетки растений и животных. Детям расскажут о том, как устроен современный микроскоп, и дадут понаблюдать за жизнью крошечных существ и их взаимоотношениями.

4. Центр «Эврика-Парк»
м. Академическая
По выходным
4-12 лет
Билет — от 400 руб.

Главной целью центра является популяризация науки и пробуждение у детей интереса к исследованиям. Достигают этого при помощи синтеза развлечения и знаний на занятиях «Жизнь под микроскопом», «Гениальный сыщик», «Химия: чудесные превращения», «Знакомьтесь - робот!» и «Электроробот для маленьких». На последнем занятии дети (от 4 лет) знакомятся с основами электричества и узнают, что такое ток, как устроена батарейка, почему крутится электродвигатель. Каждый ребенок собирает своего Робота, испытывает его и забирает домой. Родители принимают активное участие в процессе.

5. Детский лекторий и Университет детей Политехнического музея

м. Автозаводская, м.Лубянка, м.Октябрьская
По воскресеньям
7-13 лет
Посещение лектория – от 250 руб., семестр в Университете (11 уроков) — 3 000 руб.


Детский лекторий - это место, куда ученые и специалисты приходят рассказывать детям о сложном просто и увлекательно. Здесь проходят занятия по нейробиологии, анатомии, генетике, физике, экономике, архитектуре, антропологии, географии, истории музыки и многим другим дисциплинам. Лекторами уже выступали архитектор Юрий Григорян, астроном Владимир Сурдин, практический философ Оскар Бренифье, фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, музыкант Петр Термен. Лекторий экспериментирует с разными форматами: видеоарт-лекция, научный марафон, или популярная тройная экскурсия «Как я стал ученым?» На ней ученый рассказывает о своей карьере, дети посещают места его учебы и работы, а в завершение - лекция ученого.

7. Цикл занятий «Зачем учиться» в Саду им. Баумана

м. Красные Ворота
По субботам, до 13 декабря
7-13 лет
Занятие – 1 100 руб.

Цикл занятий «Зачем учиться?» от проекта-разработчика научных квестов для детей «Праздник науки» рассказывает детям о естествознании, химии, физике, биологии, математике, географии и других предметах, изучаемых в школе. Каждое занятие проходит по возрастам (7-8 лет, 9-10 лет, 10-13) и включает 3 формата: наглядная теория, практика, домашнее задание. Занятия в цикле дополняют друг друга, но независимы, можно что-то пропустить, весной курс повторится.
Например, 15 ноября состоится занятие по математике. За полтора часа дети своими руками потрогают известные математические казусы и парадоксы. Пересчитают «прапрапрадедовскими» способами окружающие вещи. И узнают, почему мы считаем десятками, откуда в прямом углу 90º, а не 100, как учёные древности считали всё-всё во Вселенной.