Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Необходимые меры по преодолению кризиса лесного сектора. Основные меры по преодолению распространения наркомании Участие и вовлеченность

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан по всей России. 6. Алексей Кудрин заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Но все же массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики будут значительными. Впрочем, тем кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (далее - программа) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

1) проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

2) сокращения дифференциации населения по уровню доходов;

3) снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

4) повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

5) значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

6) развития производственной инфраструктуры;

7) обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

8) повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

9) уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Основные приоритетные направления политики Правительства России в посткризисный период.

Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.

Начнется модернизация пенсионной системы. Будет активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования. Необходимые меры поддержки будут оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство будет содействовать реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо - и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики. Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

К числу первоочередных чрезвычайных мер, необходимых для сбережения лесов и стабилизации социально-экономического положения в лесном секторе России, относятся следующие.

1. Восстановление государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

2. Принятие чрезвычайных мер по подготовке к сезону лесных пожаров. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, формирование дополнительного резерва средств на борьбу с лесными пожарами, организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения), формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

3. Инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость полной переделки всего нового лесного законодательства.



4. Полный анализ новых договоров аренды лесных участков (приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом или заключенных после его введения) на предмет наличия в них положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства и лесопользования или способных привести к увеличению коррупционной нагрузки на лесной бизнес. В частности, должны быть исключены все неустойки, применение которых не способствует повышению качества лесоуправления или способствует росту коррупции, а также положения, возлагающие на арендаторов обязанности, закрепленные действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Полный анализ договоров аренды, действовавших на 1 января 2007 года, но не приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом и не прошедших государственную регистрацию, с выявлением причин и виновных того, что договора не были приведены в соответствие и не зарегистрированы. В случае выявления договоров, не приведенных в соответствие или не прошедших регистрацию по вине органов управления лесами субъектов Российской Федерации или из-за ошибок в новом лесном законодательстве, выработка незамедлительных мер по обеспечению выживания соответствующих лесных предприятий, переоформлению и регистрации договоров. Для договоров аренды, не приведенных в соответствие по вине арендаторов - выработка ясного и основанного на нормах законодательства порядка расторжения договоров.

6. Исключение монополистической деятельности в области лесного планирования и лесоустройства и необоснованных ограничений доступа заинтересованных лиц к материалам лесного планирования. В первую очередь это подразумевает размещение всех без исключения утвержденных лесных планов и лесохозяйственных регламентов в свободном доступе в сети Интернет, обеспечение доступа независимых разработчиков плановой документации (проектов освоения лесов) к лесоустроительным базам данных по минимальным государственным расценкам, организация жесткого контроля за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов в субъектах РФ (с массовой проверкой обоснованности заключений). Необходимо также исключение дискриминационных мер по отношению к малому бизнесу.

7. Незамедлительное решение проблемы задержки субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с этой проблемой задержек зарплат работникам органов управления лесами субъектов РФ и несвоевременного размещения заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов.

8. Выделение дополнительных средств на ведение лесного хозяйства (лесовосстановление, уход за лесами, противопожарное обустройство лесов) и создание соответствующих рабочих мест в лесных деревнях и поселках, в том числе в форме общественных работ, в лесах как переданных в аренду, так и не переданных. Минимальный объем дополнительного (сверх субвенций, предусмотренных законом о федеральном бюджете) финансирования на эти цели, необходимый для стабилизации социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках России при условии, что все выделенные средства будут израсходованы именно на создание рабочих мест в лесном хозяйстве, можно оценить в 50 млрд рублей на последные десять месяцев 2009 года. Без дополнительного финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета стабилизация социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках представляется невозможной.

Для выработки полного перечня мер по минимизации неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий кризиса российского лесного сектора и формированию программы действий по выходу из кризиса необходимо организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов, представляющих основных участников отношений (федеральные и региональные органы государственной власти, крупный и малый лесной бизнес, лесную науку, общественные организации). Группа должна быть представлена по принципу профессионализма, включать в себя наиболее известных в профессиональном сообществе специалистов-практиков, независимо от их положения в иерархии органов управления лесами и степени лояльности руководству 12 .

В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса финансовой системы РФ.

Признаки кризиса стали появляться с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, когда стало проводиться внедрение капиталистических организационно-правовых форм хозяйствования. Пик кризиса приходится на август 1998 г.

Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления :

1. Наличие с 1991 до 2000 г. ежегодного дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов. Однако на практике в 1991-1999 гг. (табл. 19.10) имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является бюджетный дефицит. На 2000 г. тоже планировался дефицитный бюджет, однако фактически (по отчету) он стал профицитным. В последующие годы он оставался профицитным что, конечно, тоже нельзя считать экономически оправданным положением (тем более в ситуации, в которой находилась и находится наша страна сейчас).

Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни - на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ и др.

Возрастание бюджетных расходов не компенсирует увеличение налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило

Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990-2007 гг.

(в фактических действующих ценах, млрд руб.)*

Дефицит (-), профицит (+)

Дефицит (-), профицит (+)

толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.

Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения.

2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги. Инфляция ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной способности денег. В международной практике принято различать следующие виды инфляции: ползучая -- когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая - от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен на 100% и выше.

В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли в тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, соль и др.), обувь, одежду. Индексы цен за отдельные годы приведены в табл. 19.11.

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)

Таблица 19.11

Показатели

Индекс потребительских цен

Индекс производителей промышленной продукции

Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию

Индекс цен в капитальном строительстве

Индекс тарифов на грузовые перевозки

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. При инфляции значительно ухудшается экономическое положение: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность в обществе в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб менее обеспеченных слоев общества. Инфляция снижает реальные доходы населения, обесценивает сбережения граждан, ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно). В 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб. В декабре 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,16 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в декабре 2003 г. - к 29,45 руб., в сентябре 2006 г. - к 26,78 руб., в декабре 2007 г. - 24,55 руб. и в декабре 2008 г. - 29,38 руб.

3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги, задолженность по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она возросла до 916 млрд руб., а на 1 января 2009 г. она составляла 13 783 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Таблица 19.12

Распределение кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций РФ по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (%)*

Наименование показателей

Всего

В том числе

Обрабатывающие

производства

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Строительство

Транстпорт и связь

Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств и бытовых изделий

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Кредиторская

задолжен-

Дебиторская

задолжен-

Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она составила 1517 млрд руб., а на 1 января 2009 г. - 13 353 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд руб., в 1990 г. она увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд руб. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достигал значительных размеров - 150 млрд долл. .

Государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегося экономического кризиса.

Только ежегодная сумма выплаты процентов по внешним кредитам в последнее время составляла 17,5 млрд долл. .

5. Снижение валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза и в 2006 г. еще был ниже уровня 1990 г. (в 2008 г. - лишь 109% к уровню 1990 г.).

Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

  • во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;
  • во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения доходной части бюджета за счет упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;
  • в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;
  • в-четвертых, следует добиться укрепления финансовой дисциплины, упорядочения расчетов между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Росстата, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2000 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 40,8%, в том числе в промышленности - 39,1%, сельском хозяйстве - 52,7%, на транспорте - 47%; на 01.01.2004 г., соответственно: 43%, 44,5%, 52,8% и 49%; на 01.01.2009 г., хотя их количество и сократилось, однако составило, соответственно: 25,2%, 25,8%, 20,9%, 32,6%;

В-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать своевременная выплата внешних долгов.

Одна из важных задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл, ежегодно.

В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходимы, как справедливо указывают ученые Академии наук России, корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития на инновационно-инвестиционной основе.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы сущность интеграционных процессов и структура мирового хозяйства?
  • 2. Каковы формы международных экономических отношений между субъектами мирового хозяйства?
  • 3. В чем заключается роль финансов в развитии международной торговли?
  • 4. Какие страны СНГ имеют наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте с Россией?
  • 5. Каковы основные формы вывоза капитала за рубеж?
  • 6. В чем заключается сущность международных валютных отношений?
  • 7. Какая валюта называется свободно конвертируемой валютой?
  • 8. Кто устанавливает курс валют в стране?
  • 9. Какова динамика курса доллара и рубля?
  • 10. Назовите денежную единицу стран Европейского сообщества.
  • 11. Какие наиболее крупные кредитно-финансовые организации функционируют в современном мире?
  • 12. В чем заключается роль Международного валютного фонда?
  • 13. В чем заключается роль Международного банка реконструкции и развития?
  • 14. Что понимается под платежным балансом?
  • 1992, 1993, 1994 гг. - в трлн руб. По данным Минфина РФ в IV кв-ле 2008 г. негосударственномусектору предстоит на погашение внешних долгов отдать минимум 50 млрддолл. И в начале 2009 г. предстоит выделить около 20 млрд долл. (Российская газета. 2008. 6 октября).

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Дефицит фед-го бюджета утверждается фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступат ь:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов гос бюджета в период эк-о кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность фин-й системы государства.

· Рост социальных программ, не обеспеченных фин-ми ресурсами.

· Коррупция в госу-м секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на фин-й год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение недолгого срока. Он является не столь опасным для эк-ки и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым , то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:



циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по преодолению

Мировая практика знает четыре главных способа решения проблемы дефицита:
– сокращение бюджетных расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по гос-м цен. бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для эк-ки гос-ва, приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, эк-му спаду. Помимо этого, в условиях инфляции гос-во вынуждено каждый новый выпуск гос-х цен.бумаг обуславливать более высокой %-й ставкой, а также вводить цен.бумаги с плавающей % ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение доп-х налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части эк-ки в теневой сектор. Т.о, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.



Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов гос-ва. К ним так же относятся: a) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей эк-и, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; b) изменение направлений гос-х инвестиций в отрасли эк-ки с целью значительного повышения фин-ой отдачи бюджетных средств; c) привлечение в страну ин-го капитала; c) расширение базы для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

33. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ .

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представит-й) власти в законе о бюджете на очередной фин. год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение БР долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муницип-х образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования деф-та бюджета.

Источниками финанс-я деф-та феде-го бюджета явл:

1) внутренние источники в след-х формах: кредиты, полученные РФ от КО в валюте РФ;  гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств фед бюджета;

2)внешние источники в след формах: гос займы, осуществляемые в ин валюте путем выпуска цб от имени РФ; кредиты правительств иностр-х государств, банков и фирм, международных фин-х организаций, предоставленные в ин валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж-й системы РФ; кредиты, полученные от КО; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в след-х формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муницип-х цб от имени муниц-го образования; кредиты, полученные от КО; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд. системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муницип-й собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал гос. кредит. Под гос кредитом понимается вся совокупность финансово-эк-х отношений, при которых гос-во выступает в качестве заемщика.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

С тех пор, как существуют уголовные преступления и связанные с ними процессы расследования и судебного разбирательства , существуют и способы сокрытия следов преступлений, различные другие уловки, направленные на уклонение виновных от ответственности. В настоящее время эти явления приобрели особенную актуальность и преобразовались в деятельность по противодействию расследованию.

Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно сокрытие преступления, то теперь это понятие наполнилось более широким содержанием.

Основная цель противодействия - воспрепятствовать расследованию и в конечном счете установлению истины по уголовному делу. Более конкретные цели это:

  • уклониться от ответственности за совершенное преступление или, по меньшей мере, добиться незаслуженного смягчения наказания ;
  • скрыть сам факта события преступления, его механизм, отдельные следы и иные доказательства ;
  • уничтожить или скрыть деталей обстановки, в которой совершалось преступление;
  • обеспечить безопасность организованной преступной группы (сообщества);
  • создать определенные затруднения для проведения отдельных следственных действий и т.д.

Противодействие расследованию - это умышленные действия (система действий) препятствующие установлению объективной истины по делу и работе правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений .

Противодействие раскрытию и расследованию преступлений является элементом преступной деятельности и представляет собой определенную структуру:

  • субъект, оказывающий противодействие расследованию;
  • объект воздействия при противодействии;
  • цель, мотив противодействия;
  • способ противодействия;
  • время, место, обстановку;
  • результат оказанного противодействия.

Субъектом противодействия расследованию чаще всего становиться сам преступник. Реже противодействие оказывают лица, связанные с преступником и заинтересованные в отрицательных результатах расследования.

Группы субъектов противодействия расследованию:

1. Преступники и их соучастники. В период расследования уголовных дел они могут иметь такой процессуальный статус как подозреваемые, обвиняемые, некоторые из них до определенного момента - как свидетели и даже как неустановленные лица.

4. Члены преступных формирований, из числа которых участники преступления проходят по расследуемому уголовному делу в качестве подозреваемых (обвиняемых).

5. Коррумпированные должностные лица из числа сотрудников правоохранительных органов, либо лица осуществляющие надзор за расследованием. В эту группу субъектов противодействия могут входить лица из числа следователей , дознавателей, оперативных работников, экспертов, специалистов, руководителей следственных органов и других подразделений ОВД, надзирающий прокурор и другие.

6. Должностные лица, не связанные с расследованием преступления, но заинтересованные в определенных результатах расследования. Это могут быть руководители учреждений, предприятий , сотрудники ревизионных служб, органов исполнительной власти или муниципальных образований .

Инсценировка может преследовать цели создания:

а) видимости совершения в определенном месте иного преступления и сокрытие признаков подлинного;
б) видимости происшедшего на данном месте события, не имеющего криминального характера, для сокрытия совершенного преступления;
в) видимости совершенного преступления для сокрытия фактов аморального поведения, беспечности и иных поступков, не имеющих криминального характера;
г) ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава: инсценировка совершения преступления иным лицом, в другом месте, в иных целях и по другим мотивам и т. п.

Классификации инсценировок могут быть представлены следующим образом:

1) по целям:

а) сокрытие преступления;
б) сокрытие некриминального события;

2) по объекту:

а) инсценирование преступления;
б) инсценирование некриминального события;
в) инсценирование отдельных деталей или отдельных элементов состава совершенного преступления;
г) инсценирование инсценировок;

3) по времени:

а) осуществленная до преступления;
б) осуществляемая во время преступления или некриминального события;
в) осуществляемая после преступления или некриминального события;

4) по субъекту:

а) совершаемая преступником (ами);
б) совершаемая иными лицами;

5) по месту:

а) на месте преступления;
б) на ином месте;

6) по способу легализации:

а) рассчитанная на обнаружение по сигналу исполнителя или связанных с ним лиц;
б) рассчитанная на обнаружение посторонними лицами;

7) по длительности воздействия:

а) рассчитанная на то, что подлинное событие не будет обнаружено (установлено) вообще;
б) рассчитанная на получение выигрыша во времени (для создания ложного алиби, приискания убежища, сокрытия похищенного и т. п.);

а) инсценировка материальных следов события;
б) инсценировка материальных следов события в сочетании с соответствующим поведением и сообщением ложных сведений.

Имеется определенная зависимость способов противодействия расследованию от субъекта противодействия.

Противодействие расследованию со стороны свидетелей или потерпевших осуществляется в следующих случаях:

1) На свидетеля или потерпевшего оказывается воздействие со стороны преступников или связанных с ними лиц. Это может выражаться в подкупе, шантаже, угрозах, уничтожении или повреждении имущества, похищении их самих, либо детей и родственников.

2) Преступление носит позорящий данное лицо характер, свидетельствующий, например, о таких его качествах, как трусость, алчность, нечестность и т. п., как это бывает, например, если потерпевший стал жертвой такого мошенничества , которое психологически рассчитано именно на эти стороны человеческого характера. Преступление может расцениваться потерпевшим как позорящее, наносящее существенный ущерб его репутации в силу определенных взглядов, распространенных в данной среде. Именно так воспринимается изнасилование , в силу чего потерпевшая нередко предпочитает скрыть совершенное против нее преступление, чтобы сохранить репутацию.

3) Раскрытие преступления угрожает уголовной ответственностью самому потерпевшему. Такое возможно при совершении мошенничества против лица, чьи деньги и ценности, изъятые преступниками, в свою очередь нажиты преступным путем — в результате хищения , взяточничества и т. п.

4) В силу желания потерпевшего из числа преступников-рецидивистов, членов организованных преступных сообществ лично свести счеты с виновным или при охране групповых интересов лиц этой категории.

Наиболее распространенные способы противодействия свидетелей и потерпевших: дача заведомо ложных показаний, уклонение от явки к следователю, лжесвидетельство при предъявлении для опознания, заявление необоснованных ходатайств, сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, воздействие на следователя через должностных лиц.

Способы противодействия в зависимости от вида преступления

1. По делам об убийствах , причинении тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего:

  • сокрытие трупа, обезображивание лица убитого, расчленение трупа; отчленение головы и кистей рук убитого, сопровождающееся их уничтожением, с целью затруднить идентификацию личности погибшего;
  • укрытие или уничтожение орудий убийства или причинение тяжкого вреда здоровью; очистка этих орудий от крови;
  • уничтожение, выбрасывание или застирывание одежды, промывание обуви, в которых находился убийца в момент совершения преступления;
  • инсценировка обстоятельств безвестного отсутствия
  • выдвижение подозреваемым (обвиняемым) ложного алиби, нередко подкрепляемого показаниями лжесвидетеля или поддельными документами;
  • симуляция подозреваемым (обвиняемым) психического расстройства;
  • выезд убийцы в другую местность, иные способы скрыться органов расследования и суда (выезд за границу России, проживание на территории России по фиктивным документам).

2. При расследовании дорожно-транспортных преступлений:

  • уезд водителя, совершившего преступление, на своем транспортном средстве или уход с места ДТП;
  • внесение изменений в обстановку места дорожно-транспортного происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД или следователя;
  • ложное заявление скрывшегося водителя о том, что он за рулем принадлежавшей ему автомашины не находился, а автомобиль у него был угнан неизвестным лицом до происшествия;
  • замена поврежденных при ДТП деталей транспортного средства; разрушение, повреждение некоторых деталей, узлов автомашины - для объяснения происшествия неисправностью этих деталей (тормозной системы, например);
  • уничтожение транспортного средства;
  • оказание воздействия на сотрудников экспертных учреждений — специалистов и экспертов, участвующих в осмотрах либо производящих экспертизы (чаще всего автотехнические, трасологические и судебно-медицинские);
  • умышленное затягивание сроков расследования необоснованными требованиями о проведении многочисленных и сложных судебных экспертиз, не являющихся необходимыми;
  • использование виновным в происшествии водителем своих связей среди работников правоохранительных органов и иных должностных лиц государственной службы для оказания давления на сотрудников ГИБДД либо на следователя (дознавателя), расследующего преступлений.

3. Методы выявления и преодоления противодействия расследованию

Выявление и преодоление (нейтрализация) противодействия расследованию неразрывно связаны между собой по содержанию и методам. Деятельность по выявлению противодействия расследованию может проводится самостоятельно, либо параллельно с действиями по преодолению противодействия.

Деятельность по выявлению противодействия заключается в обнаружении и оценке признаков противодействия.

Типичные признаки противодействия расследованию:

  • при осмотре места происшествия выявлены нелогичные обстоятельства или следы, которых не должно быть;
  • предоставлены документов с признаками подделки;
  • существенные противоречия в показаниях участников судопроизводства (подозреваемого и потерпевшего, нескольких свидетелей между собой);
  • резкое изменение показаний потерпевших или важных свидетелей в пользу подозреваемого (обвиняемого);
  • нежелание представить вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, иные предметы и документы, имеющие значение для расследования;
  • уклонение от участия в проведении следственных действий;
  • внезапное заявление подозреваемого (обвиняемого) о своем алиби;
  • попытки подозреваемого (обвиняемого) или его близких установить контакт с потерпевшим или свидетелями по делу;
  • заявление необоснованных ходатайств о проведении дополнительных следственных действий и экспертных исследований.

Преодоление следователем противодействия - это система методов в виде определенного порядка действий основанных на системе тактических рекомендаций.

Методы преодоления противодействия расследованию можно разделить на две группы:

  • средства и методы преодоления попыток сокрытия преступлений;
  • средства и методы преодоления иных форм противодействия.

В первую группу входят следственные и розыскные действия, помощь населения и средств массовой информации. Наиболее значимыми из них являются.

Осмотр места происшествия

При возникновении версии об инсценировке осмотр места происшествия выявляет так называемые негативные обстоятельства, т.е. противоречащие представлению об обычном ходе вещей в данной ситуации. Речь идет о количественном или качественном несоответствии обстановки места происшествия или ее деталей представлению о событии и его механизме (например, отсутствие признаков отравления угарным газом при обнаружении в очаге пожара обгоревшего трупа; воды в легких у утопленника). Иногда такими негативными обстоятельствами служат не вызывавшиеся необходимостью повреждения запирающих устройств, явно неоправданный беспорядок в торговом или складском помещении и т.д. Обнаружение негативных обстоятельств служит решающим средством разоблачения инсценировок.

Не менее важные результаты могут быть получены при производстве иных видов следственного осмотра — вещественных доказательств, транспортных средств и особенно документов. Последний позволяет не только выявить следы фальсификации, подделки документа, но и ухищрения, связанные с изменением места хранения документа, его использованием в преступных целях и т.д.

Допрос . Основная задача этого следственного действия в аспекте рассматриваемой проблемы — изобличение допрашиваемого во лжи, в попытках утаить, скрыть или исказить истину. В целях решения этой задачи криминалистикой разработан ряд тактических приемов, которые могут применяться комплексно, в качестве простой тактической комбинации или порознь. Такие приемы имеют логический, психологический, тактический или комплексный характер.

Среди приемов логического характера наиболее распространено предъявление уличающих доказательств. В качестве таковых могут быть использованы показания соучастников, свидетелей, потерпевших, документы, данные криминалистических учетов и т.п. Сила воздействия уличающих показаний увеличится при демонстрации звуко- и видеозаписи допроса этих лиц. Прием в этом случае носит комплексный — логический и психологический характер.

Другим приемом логического характера служит демонстрация возможностей судебной экспертизы при исследовании вещественных доказательств по делу. Допрашиваемому объясняется, какие уличающие его обстоятельства могут быть установлены экспертным путем, почему их нельзя будет опровергнуть, как результаты экспертизы будут использованы для опровержения избранной им позиции.

Из числа приемов психологического характера следует указать, вопервых, на убеждение в необходимости для допрашиваемого изменить свою позицию по делу, дать правдивые показания. Чтобы добиться в этом успеха, следует разъяснить допрашиваемому все преимущество раскаяния в содеянном, добросердечного признания, при групповом преступлении - факта признания первым из соучастников. Признанию может способствовать и акцент на незначительности его роли в преступной деятельности сообщества по сравнению с другими участниками и т. п.

На психологическое воздействие рассчитана очная ставка, проведение которой, правда, сопряжено с риском, поскольку лицо, дающее правдивые показания, под влиянием другого ее участника может их изменить в отрицательную для следствия сторону. Такая же опасность может возникнуть и при предъявлении для опознания, но сам факт его предъявления лицу, о существовании которого опознаваемый даже не догадывался, оказывает на него весьма сильное психологическое воздействие.

Среди приемов тактического характера остановимся на следующих.

"Внезапность". Этим обобщенным термином обозначается, напомним, ряд тактических приемов допроса, основанных на использовании фактора внезапности: неожиданное сообщение допрашиваемому о намерении провести после допроса то или иное следственное действие, которое, по мнению допрашиваемого, провести невозможно вследствие неосведомленности следователя о соответствующих обстоятельствах (например, о проведении обыска в таком месте, о котором следователь не должен был знать), постановка неожиданных для допрашиваемого вопросов.

"Допущение легенды" - допрашиваемому предоставляется возможность беспрепятственно излагать свою ложную легенду в целях последующего детального ее опровержения. Этот прием комбинационно сочетается с приемом "пресечения лжи", когда изложение легенды прерывается следователем в самом ее уязвимом месте и начинается процесс опровержения путем предъявления доказательств или с использованием фактора внезапности.

"Повторность" — требование следователя повторить ту или иную часть показаний с целью обнаружить противоречие. Этот прием может быть реализован и путем самостоятельного следственного действия — повторного допроса, который проводится с максимальной детализацией показаний.

"Отвлечение внимания", или косвенный допрос. Суть этого приема заключается в следующем. Следователь, заведомо зная, что не получит правильного ответа на основной интересующий его вопрос, задает ряд других вопросов, менее "опасных" с позиции допрашиваемого. Между тем ответы на эти вопросы помогают найти ответ на основной замаскированный вопрос.

Этот тактический прием комбинационно может сочетаться с приемами, именуемыми "форсирование темпа допроса" и "инерция". Под последним понимают незаметный перевод допроса из одной сферы в другую в расчете на то, что допрашиваемый "по инерции" проговорится.

"Проговорка" - прием реализуется не только путем использования "инерции", но и при ускорении темпа допроса, при постановке неожиданных вопросов. Таким образом акцент делается не на случайную оговорку, а на проговорку об обстоятельствах, как правило, известных только лицу, причастному к преступлению".

"Выжидание" — в допросе делается перерыв для того, чтобы психическое состояние допрашиваемого изменилось под влиянием оказанного воздействия.

"Создание заполненности" - подчеркивание следователем невыясненных мест в деле, вызывающее у допрашиваемого стремление "заполнить" пробелы в соответствии с логикой его показаний, что может привести к противоречиям в объяснении обстоятельств дела.

"Вызов" — побуждение допрашиваемого объяснить логическим путем с позиции своих показаний обстоятельства, обеспеченные доказательствами.

Помимо этих тактических приемов изобличения во лжи, тем же целям может служить такое следственное действие, как следственный эксперимент , а также проверка показаний на месте.

Важная роль отводится судебной экспертизе, с помощью которой устанавливаются подлинные обстоятельства дела, разоблачаются инсценировки и добываются аргументы, изобличающие виновных и иных лиц во лжи.

Когда речь идет о противодействии в форме сокрытия преступления, значительная роль в его преодолении отводится оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся в рамках поручения следователя или по усмотрению оперативного работника, могут проводиться независимо от следственных действий, а могут сочетаться с ними в оперативно-тактической комбинации. Особенно эффективны такие мероприятия, как опрос граждан , наведение справок, наблюдение, обследование различных объектов, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

Если речь идет о вмешательстве в деятельность следователя, изучаются законность требований, обоснованность даваемых ему указаний и т.п.

При непосредственном давлении на следователя, понуждении его к незаконным или необоснованным действиям со стороны руководства должностное расследование может закончиться возбуждением уголовного дела. Условиями пресечения явно противоправных посягательств на следователя являются добровольное и полное информирование об этих посягательствах компетентных инстанций, принятие оперативных мер по обеспечению безопасности следователя и его близких.

В силу определенных факторов участники судопроизводства могут оказывать противодействие вследствие добросовестного заблуждения. Заблуждение обосновывается несколькими причинами: неполнота восприятия, неправильные суждения (логические ошибки в умозаключениях), забывание (уменьшение возможности припоминания). В целях преодоления такого противодействия целесообразно разъяснить этим лицам ошибочности занятой ими позиции, сложившегося у них мнения. В исключительных случаях и при условии сохранения следственной тайны допустимо ознакомить этих субъектов с отдельными обстоятельствами и материалами дела для выхода из сложившейся конфликтной ситуации.