Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

«Проблема жизненных ценностей в произведении «Гобсек. Полный анализ повести оноре де бальзака "гобсек"

Тема урока. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: проблематика произведения, социально-историческая обусловленность персонажей. Неоднозначность образа Гобсека.

Деньги – главный закон мира

Бальзак

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения, проблематикой и социально-исторической обусловленностью персонажей; исследовать основные приёмы и средства характеристики героев повести, раскрыть разрушительную силу «власти золота» на людей, на межличностные и общественные отношения, выяснить суть философии Гобсека, неоднозначности этого образа; развивать навыки идейно-художественного анализа произведения; содействовать формированию представлений об истинных жизненных ценностях.

Тип урока: содержательно-поисковый.

Форма урока: урок общения с элементами театрализации и дискуссии.

Методы работы: проблемная дискуссия, театрализация, комментированное чтение, составление опорного конспекта.

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации (диалог учителя с учениками)

- Хотите ли вы, чтобы у вас было больше денег?

- А для полного счастья сколько денег хотели бы иметь?

Сейчас мы увидим несчастного человека, который имел много денег, но хотел их иметь больше и больше.

Звучит симфония №8 Шуберта, на фоне мелодии исполняется сцена из драмы А. Пушкина «Скупой рыцарь» - монолог Скупого рыцаря .

- Кто это? Вы узнали? А где мы ещё встречали подобные персонажи?

(Гарпагон в комедии «Скупой» Мольера, Плюшкин в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя. Ещё встретимся с образом старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»)


2 . Вступительное слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек». Несмотря на то, что она создана почти 200 лет назад, тематика её во многом созвучна нашему времени. Проблемы нравственного выбора, которые решают герои Бальзака, - проблемы сегодняшнего дня. Понять и оценить этот выбор – значит выработать свою точку зрения.

Кем быть? Каким быть? К чему стремиться? Что сделать смыслом своей жизни? Что принимать, а что отвергать? Над этими вопросами мы будем размышлять на сегодняшнем уроке, анализируя повесть «Гобсек», в которой речь идёт о власти денег над людьми. Главному герою принадлежат слова, которые составляют сущность ХIХ века.

« В золоте сосредоточены все силы человечества. А что касается нравов, - человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна».

Главная проблема произведения – влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека – актуальна и сегодня. Ведь мы, как когда-то герои Бальзака, живём в эпоху накопления капитала. Поэтому нам полезно внимательно присмотреться к персонажу, главной и единственной страстью которого стала нажива, и к тем героям, которые его окружают.

3. Выступления учащихся с индивидуальными карточками - информаторами.

1 карточка - информатор. История написания повести.

- Почему Бальзак остановился именно на таком варианте названия?

Бальзак пишет о своём герое: « По удивительной прихоти судьбы … старика звали Гобсек (живоглот)». Гобсек действительно поглощает многие человеческие жизни, как паук плетёт сети вокруг жертвы. Он хищник и делает свои тёмные дела для личного обогащения.

4. Беседа учителя с учениками по содержанию повести, работа над образом Гобсека.

2 карточка - информатор. Внешность Гобсека.

- Если бы вы рисовали портрет Гобсека, каким тонам отдали бы предпочтение? Какой бы фон выбрали для картины?

Создание схемы-определения Гобсека метафорами из авторского текста.

Докажите, что одна из метафор самая удачная

- Соответствует ли портрет Гобсека его сущности? Какова она, по вашему мнению?

Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. « Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны … всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, своё понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.


- Что мы узнаём о прошлом Гобсека? Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.

«Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью».

Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря:

«…я уверен в своей меткости, потому мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»

В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: «Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

Обращение к картине Теодора Жерико «Плот «Медузы» - 1818-1819

Если вы внимательно читали произведение, серьёзно продумывали данные на дом вопросы, то сразу почувствуете внутреннюю связь между картиной Теодора Жерико «Плот «Медузы» и повестью, ибо Гобсек не родился ростовщиком. Когда-то он был рыцарем наживы. Возможно, он был корсаром.

- Какие нравственные уроки, идеалы вынес Гобсек из своей бурной молодости и авантюрной зрелости? По каким правилам он живёт? Какова его жизненная философия?

Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение буржуазного мира. Он живёт по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всём Париже».

Гобсек кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды «пощадил одну женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала». Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фани «…во что-то верила». А он ни во что не верит. Поэтому герой сам создаёт своё учение, где главная истина – золото. А по уровню власти он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».

Не любит роскоши; живёт рационально; стремится быть незаметным. Сохраняет чувство внутренней свободы, но ценой утраты высокого человеческого содержания. Научился подавлять природные чувства и желания. Презрение к богачам сделало Гобсека непоколебимым, бесстрастным, жестоким.

5. Инсценировка по повести (Чтобы лучше понять сущность главного героя, обратимся к страницам повести)

Действующие лица: Дервиль, Гобсек, графиня Анастези де Ресто, Фанни Мальво

- Как себя проявляет Гобсек в этих ситуациях? Определите своё отношение к Гобсеку.

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). Бальзак обличает духовное оскуднение героя, стремление разбогатеть за счёт слабостей и несчастий других людей. Нет в этом образе ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к нему никакого сочувствия.

Учитель. Таким, на первый взгляд, кажется Гобсек. Но его образ гораздо глубже.

Попробуем это понять, создав таблицу «противоречий» поведения и характера Гобсека.

Неоднозначность образа Гобсека

Гобсек богатый человек.

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Мизантроп.

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»;

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини).

Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

Ростовщик.

«Гобсек – человек честный»

В нём живут

«скряга и философ» он «старик и ребёнок»

«подлое существо и возвышенное» «старый младенец»

Итак, Гобсек – сложная и противоречивая личность.

- Как использовал Гобсек свои лучшие качества? Может, он кого-то спас? Кому-то помог? Или принёс счастье, радость окружающим? Кто победил в душе Гобсека?

У Гобсека всё подчинено одной страсти – деньгам. Победили тёмные силы его натуры. В финале повести видим, как он окончательно деградирует. С его смертью всё идёт прахом. Богатство Гобсека не принесло счастья ни ему, ни другим, жизнь прошла напрасно.

Чтение сцены смерти Гобсека

«Он приподнялся на постели; его лицо чётко, как бронзовое , вырисовалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду… образ настороженного внимания, подобно старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута».

Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».

Разрушительная власть золота на внутренний мир человека, на человеческие чувства и пристрастия. Одновременно писатель акцентирует, что бедняк может иметь благородство, добродетели, душевную чистоту.

6. Слово учителя.

Великий реалист Бальзак показал все социальные слои господствующей верхушки.

Анастези де Ресто – красивая, умная женщина – стала интриганкой, сожгла ценные бумаги , оставила детей без наследства.

Максим де Трай – любовник Анастези, эгоист, подлый человек. Живёт ради своего удовольствия.

- Может ли человек противостоять власти денег?

Ответ автора – да. Доказательством этого являются образы Дервиля и Фани Мальво. Они сохранили человеческое достоинство, честность, благородство. Дервиль помог детям графа де Ресто сохранить наследство и женился на Фанни).

Неужели всё сводится к деньгам? – этот вопрос звучит в конце повести. Что об этом думаете вы? Давайте проверим домашнее задание и послушаем сочинения-рассуждения на эту тему.

Учащиеся читают творческие работы

7. Итоговое слово учителя.

Вопрос этот сложный, и решается он каждым по-разному:

Все дни посвятить разврату, развлечениям, как Анастези и Максим;

Потерять рассудок над сундуками с золотом, как случилось со Скупым рыцарем Пушкина.

Лучше быть жертвой, чем мучителем;

Лучше давать деньги, чем добывать их нечестно;

Лучше умереть без денег, оставшись достойным человеком, чем погибнуть за них.

8. Выставление оценок за урок.

9. Домашнее задание.

2). Подготовить цитаты к теме «Художественные особенности повести О. де Бальзака «Гобсек».

И относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека , сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с французского, «Гобсек» - это «Живоглот») создаётся красочным описанием его внешности , каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик» . Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька» , нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков» , черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы» . Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор» . «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно» . В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство , в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – «только привычка к излюбленной среде» . Нравственные правила – различны у разных народов, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей» . Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик. Золото – ценность выдуманная, так как оно абсолютно не нужно человеку: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовления топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него делать унитазы. И хотя философ не в моде, делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее – попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сытый. Итак, золото – это выдуманная или настоящая жизненная ценность?

Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о возвышенных человеческих качествах. Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто… Она предала мужа с Максимом, который ни кто иной, как альфонс. Ради этого подонка, она сделала почти нищим виконта де Ресто… В другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она оставила на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность – настоящая ценность или нет? Добавим туда же материнские чувства… и дочерние!

И возвратимся к размышлениям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, – это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, ни кто иной, как жрец древнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара - у него и так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем больше, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, свет Франции) является лишь баранами в жертвеннике, которые будут заколоты, когда последний клок золотой руды будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.

Тем не менее, все они молятся золоту, делая из него самую большую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести – адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, что перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Если что не так, то о нем – пусть волк траву ест. Но…

Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире упирается в деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос: может, золоту просто еще не дали настоящей цены? Правда, есть особые чувства, которые тяжело оценить деньгами. Например, любовь Фанни к Дервилю. Мы видим, как Анастази, влезая в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в цене?

Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы сами для себя должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? Есть ли что-то такое, чего мы не продали бы за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?

Романы и повести Бальзака охватывают все разнообразие тогдашней французской жизни. Выдуманные Бальзаком персонажи, ситуации, события оказывают впечатление чрезвычайно убедительной картины. Повесть «Гобсек» он посвятил барону Баршу де Пеноэн, своему давнему товарищу. Бальзак неслучайно писал о том, что «общество – настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь». Историю Гобсека рассказывает адвокат Дервиль. В центре повести – необыкновенный образ, представитель французской буржуазии, ростовщик Гобсек. Писатель описывает своего героя так: «Волосы у ростовщика были совсем прямые, всегда опрятно причесанные, с сильной сединой. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света. Острый нос, на кончике отмеченный оспой, вскидывался как буравчик, а губы были тонкие… Разговаривал он всегда тихим, кротким голосом и никогда не сердился».

Гобсек – жестокий капиталист. Имея миллионы, Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов. Гобсек, как тот паук, заманивает людей к себе, а потом забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. Гобсек старый, но на всем экономит. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. Комната была захламлена мебелью, серебряными изделиями, лампами, картинами, вазами, книгами, гравюрами… Серебро Гобсек не продал, так как отказался взять на себя затраты, связанные с доставкой. Он «впал в детство и показывал то непостижимое упорство, которое развивается у старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум».

За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством. Из-за таких, как Гобсек, ломаются судьбы многих людей. Эта повесть учит тому, что деньги – это не главное. Наибольшая ценность – твое доброе сердце.

Сочинение

Трудная тема… Как определить, где ценности мысленные, где ценности настоящие? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность мысленная, так как оно абсолютно не нужно никому: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовление топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него сделать унитазы. И философ утверждал, что делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее - попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в этом мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сыт. Итак, золото - это мысленная или настоящая жизненная ценность?

Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о высоких человеческих качествах.

Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто. Она предала мужа с Максимом, который не кто иной, как альфонс. Ради этого подонка она сделала чуть ли не нищим виконта де Ресто… Из другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она покинула на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность - настоящая ценность или нет? Прибавим туда же материнские чувства… и дочкины!
И возвратимся к раздумьям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, - это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, не кто иной, как жрец давнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара, ни адамантовый жезл - за ним так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем более, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, цвет Франции) есть бараны в стойле, которые будут заколоты, когда последний клок золотого руна будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.

Тем не менее все они молятся золоту, делая из него наибольшую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести - адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, который перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Когда что не так, то о нем пусть волк траву ест. Но…

Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире опирается на деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос; может, золоту просто еще не дали настоящей цены?

Правда, есть интимные чувства, которые тяжело пересчитать на деньги. Например, любовь Фанни к Дервилю. Но же мы видим, как Аластази, влезши в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в сумме?

Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы своими силами должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? И или есть еще такое, чего мы не продали за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек» Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван Гобсека Главная тема произведения Бальзака «Гобсек» Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги Оноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830-1835) Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Гобсек скряга или философ (сочинение миниатюра по повести О де Бальзака "Гобсек") Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек» Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") В чем трагедия Гобсека Что потерял и что обрел Гобсек (по повести О. Бальзака «Гобсек»)

Сочинение

Оноре де Бальзак вошел в мировую литературу как выдающийся писатель-реалист. Именно он задумал, чуть ли не самый большой в мире цикл романов о жизни всего общества, который назвал «Человеческая комедия». И в самом деле, комическими иногда кажутся человеческие усилия, израсходованные на мелочи, расточительство, злость, легкомысленность. Они выглядят комически, пока не начинают ломать чужую жизнь. Так, роман Анастази де Ресто со светским молодым человеком Максимом де Трай начинался, как легкий флирт, который никому не наносит беды. Но бесстыдный любовник нагло врывается в жизнь всей семьи, так как это разрешила ему сделать беспринципная госпожа де Ресто. И вот уже пренебрегается честь семьи, мужа. Даже о детях Анастази не думает. Бальзак будто наблюдает за этим глазами своего героя - ростовщика Гобсека. Это умный человек, образованный и даже мудрый.

По крайней мере, относительно жизни других людей. Во всем, что касается денег, ему нет равных. Но вот чудо: свою жизнь он прожил совсем не мудро. Гобсек и не заметил, как деньги, которые давали ему сначала свободу, а потом и власть над людьми, постепенно стали его целью, его кумиром, подчинили всю его жизнь накоплению, подменили собой всю жизнь. Он же понимал, что человеку нужно именно столько денег, чтобы о них не думать ежесекундно. Так вот таким количеством удовлетворяется Фанни Мальва, которая набирает взаймы у него деньги на полотно и нити, чтобы работать.

Но она набирает взаймы столько, сколько может отдать, в отличие от Анастази де Ресто, которая не знает цены деньгам, впрочем, как и всем другим ценностям. Писатель психологически точно изображает не только поступки героев, но и их мотивы. Бальзака справедливо считают знатоком человеческих душ, так как ему удалось передать тончайшие ноты души героев, заглянуть в самые потаенные уголки души своих современников, в конце концов, и всех людей. Читать его произведения очень интересно именно из-за того, что они жизненно правдивые и содержат мудрые наблюдения, ответы на многие вопросы, которые всегда будет ставить перед каждым жизнь.

Одним из самых важных моментов всего творчества выдающегося французского реалиста Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все его произведения, по замыслу писателя, были частями большой эпопеи “Человеческая комедия”, что должна была охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану этот эпический цикл должен был состоять из трех разделов: “Этюды об обычаях”, произведения в котором изображалась жизнь, быт и обычаи разных слоев французского общества, “Философские этюды”, что должен был обобщать художественные открытия Бальзака и его представление о закономерности жизнь, и, наконец, “Аналитические этюды”, в которых писатель старался сформулировать законы, которые руководят действительностью.

В первом разделе (”Этюды об обычаях”) Бальзак создал галерею наиболее типичных образов его современников, что имели разный социальный статус и разные профессии. Повесть “Гобсек” входит в его состав. Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Тем не менее, именно в его образе А. Бальзак не только описал типичного ростовщика, а ярко воспроизвел особый психологический тип человека, что живет лишь одним чувством - корыстолюбием в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь и призвание Гобсека.В художественной литературе немало образов корыстолюбцев и скряг, но они не одинаковы. Скупой рыцарь А. Пушкина действительно стремится к власти, деньги для него - лишь средство ее достижение, Итак он, скорее скрытый властолюбец, чем настоящий корыстолюбец. Плюшкин Г. Гоголя - мелочный скряга “бытового” типа. Не случайно “плюшкиными” называют людей, которые не желают выбрасывать вчерашнюю газету или что-то подобное: с Гобсеком их сравнивать не станет никто. В этом образе обобщены совершенно иные черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека).

Вот жизненная философия Гобсека: “Что может удовлетворить наше” я “, наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти нужно время, нужны материальные возможности и усилие, в золоте все это есть, и оно на самом деле дает все”. При этом Гобсек не старается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никакого удовлетворения, кроме осознания наличия своего богатства.

Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики, его жизненной сверхзадачи, их почти незаметно. “Это был человек-автомат, которого каждый день заводили”, - пишет о нем Бальзак. Даже человеку, которому он будто сочувствуют, Гобсек дает взаймы деньги лишь на немного смягченных условиях, чем другим, да еще и подводит своего рода “идеологическое основание” этому поступку, дескать, так будет полезнее для его характера. Вообще, к ростовщикам люди обращаются лишь в сложнейшие моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого источника, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротство, и банки отказывают в кредите. В самом ростовщичестве как явлении, первоначально заложено что-то жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих “коллег”: наблюдение за людьми, которые попали в тупик, для него становится развлечением. О сочувствии вообще не речь идет.

Гобсек при всей ограниченности в целях, как не удивительно, не примитивный. Он способен делать выводы относительно природы общества, анализировать его разрушительные силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее ума. Власть золота, в которое он так верил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.

Что может быть абсурднее смерти от голода посреди огромного богатства? Гобсека убивает собственная же идея о всевластии золота и его безмерной ценности. Он настолько боялся потерять свое достояние, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, все оказалось утраченным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.

“Есть ли в этом человеке Бог?” - риторически спрашивает другой герой произведения, Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря, деньги. Служению этому идеалу подарил жизнь Гобсека. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. И пусть образ Гобсека - единичный случай, он свидетельствует о том, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественное мастерство писателя делает это предостережение еще убедительнее.

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек» Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван Гобсека Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги Оноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830-1835) Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”)