Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Проект во время древней руси. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Во времена Древней Руси». Правление у славян

Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2 . Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

Великий Князь

Бояре дружина князья

Работа с учебником (с. 42 чтение)

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

Изучение нового материала

Цели этапа: Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­ риала.

- Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите.

- Было ли государство у Древних славян? Докажите.

Рассказ учителя.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний.

(раздаются карточки с текстом).

-Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели?

«Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…»

(Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века)

«Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного»

«Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.»

(Геродот, древнегреческий историк)

- Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары.

- На пути движения торговых караванов возник Древний город - Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.

Постепенно площадь Древней Руси расширялась.

СЛАЙД 7.

В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика получил Олег.

В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу.

«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет)

Почему Киев стал Столицей Древней Руси?

Задание СЛАЙД 8.

- Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

Найдите территорию Древней Руси в конце IX века.

Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века.

У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке.

Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки».

СЛАЙД 9.

С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему?

    Сравните эти территории.

    Как изменилась территория Древней Руси?

Как вы думаете, почему?

У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века.

Увеличилась ли граница Руси?

Закрепление изученного материала.

Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем.

Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике

Князь не мог управлять один такой территорией?

- Были и былинные воины.

СЛАЙД 10.

ФИЗМИНУТКА

В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды.

Прочитайте текст

на с. 43-44 чебника.

Ответьте на вопросы

    Что стало главной заботой князя Владимира?

    Что делал князь для защиты своих территорий?

    О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем?

    На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине).

СЛАЙД 11.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря).

Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины.

- Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм.

ВИДЕО. СЛАЙД 12.

- В историю он вошёл как креститель Руси.

Кто первым принял Крещение?

СЛАЙД 13.

СЛАЙД 14.

На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы)

Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством.

В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд?

- Что приказал сделать Владимир с идолами?

СЛАЙД 15.

Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь.

- Кого мама называет солнышком? Почему?

- Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком?

- За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым .

Прозвенел уже звонок Начинается урок

  • Прозвенел уже звонок Начинается урок
  • Вы друг другу улыбнитесь
  • И тихонечко садитесь!
  • Во времена
  • Древней Руси
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
  • «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
«ТРИ князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам…»
  • «Так началось в 862году по Рождеству Христову Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью».
Древняя Русь Князь Владимир «Вещий» Олег «Три богатыря» «Богатырь» Княгиня Ольга Крещение Владимира «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
  • «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
Крещение Руси Крещение Руси Князь Владимир Что являлось главной дорогой, связывающей между собой жителей Древней Руси?
  • Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
С какими морями связывали водные пути древних славян?
  • С Чёрным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и её столицу - богатый город Константинополь.
На берегу, какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
  • На реке Днепр .
Кто был главой Руси? Кто помогал князю?
  • Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой – княжеская дружина.
Чем занимались князья?
  • Поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности .
Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Русский князь Олег.
Почему князя Олега назвали вещим?
  • Народ удивлялся его удачам. Они не верили в то, чтобы одному человеку во всём была удача.
Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Князя Владимира.
За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком?
  • Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Он заботился о русском государстве и о его народе. Его дела были поняты народом и оценены.
Назовите русских богатырей. Кого из них изобразил В.М. Васнецов на картине «Три богатыря»?
  • Илья Муромец , Никита Кожемяка, Алёша Попович , Добрыня Никитич .
Почему народ сложил о богатырях сказания и былины?
  • Они служили на заставах и защищали рубежи родной Руси.
Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
С какой целью князь Владимир крестил Русь?
  • В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами.
Как происходило крещение Руси?
  • Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
Чем отличается христианство от язычества?
  • Язычники верят во многих богов, ставят им идолы и поклоняются им. Они приносят жертвы богам, даже людей. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей .
Легко ли народ принял новую веру?
  • Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.

Во времена древней Руси.

04/11/17 Карты Древней Руси.

Богатыри

Боевые топоры

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.