Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Смотреть что такое "Четверик (сооружение)" в других словарях. II.3. Православный храм. Устройство храма. Собственно храм или четверик. Притвор Что такое четверик в храме

Цель занятия – рассмотреть назначение и устройство средней части храма и притвора.

Задачи:

  1. Рассмотреть назначение, устройство и символическое значение средней части храма и его составляющих.
  2. Рассмотреть назначение и устройство притвора и служебных помещений.

План занятия:

  1. Проверить домашнее задание, вспомнив части храма и устройство алтаря.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации.
  3. Разобрать совместно со слушателями выдержку из книги праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (см. Дополнительные материалы) и обозначить, каким образом составляющие средней части храма способствуют настрою и участию в богослужении прихожан.
  4. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источник и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 27.10.2015).
  3. http://drevo-info.ru/articles/1179.html (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Флоренский П.А., свящ. http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/75672-ikonostas/ (дата обращения: 27.10.2015).

Ключевые понятия:

  • четверик;
  • кафедра;
  • аналое;
  • подсвечник;
  • паникадило;
  • лампада;
  • фреска;
  • мозаика;
  • иконостас;
  • Царские врата;
  • южные и северные врата;
  • солея;
  • амвон;
  • клирос;
  • гробница;
  • плащаница;
  • хоругвь;
  • притвор;
  • иконохранилище;
  • ризница.

Проверочные вопросы:

  1. Что это такое четверик?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Центральная часть храма (четверик ) представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди, епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил ектении. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма.

При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

В древних храмах в середине размещалась кафедра (называвшаяся «амвоном»), с которой читали Священное Писание и произносили проповеди. В настоящее время такая кафедра имеется только в кафедральных соборах. На нее становится архиерей в тех случаях, когда богослужение совершается в середине храма. С этой же кафедры диакон читает Евангелие во время литургии.

Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви - один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи.

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники", – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что "возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире..."

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

В наше время обычай возжигания свеч имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

В современной церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений.

Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом . Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.

В монастырях Святой Горы Афон, где при богослужении не используется электричество, сохраняются древние обычаи возжжения свеч и лампад в определенные моменты службы. Лампады перед иконами возжигаются в начале службы специально для этого назначенным монахом-экклезиархом. Свечи перед иконами и свечи, служащие для освещения пространства храма, возжигаются лишь в некоторые моменты богослужения. Под куполом храма располагается люстра в форме обруча: на обруче стоят свечи, которые возжигаются в особенно торжественные моменты богослужения при помощи специальной лучины, прикрепленной к концу длинного шеста. В некоторых случаях люстру со свечами раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением , создает праздничное настроение.

Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, во время евхаристического канона.

Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении - «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», - изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв.

Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении. Отсутствие сидений в русских храмах удивляло греков, посещавших Россию еще в XVII веке. Один из паломников, диакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по России, так описал свои ощущения от присутствия на продолжительных русских богослужениях: «В субботу мы слушали у них литургию, от которой вышли не раньше, как наши ноги стали никуда не годны от долгого стояния, ибо в церквах у них нет сидений... Ты мог бы видеть их, читатель, стоящими в церкви недвижимо, подобно камням. Мы же много страдали от усталости, так что душа у нас разрывалась от изнеможения и тоски... Находясь среди них, мы приходили в изумление. Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния... Сведущие люди нам говорили, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них как подвижник».

Описанные ощущения знакомы и нашим современникам, которые нередко жалуются на отсутствие скамеек. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии - высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену. Нет, как кажется, ничего зазорного в том, чтобы стасидии или сиденья иной формы были установлены и в приходском храме. Это не только сделало бы православное богослужение более «гуманным» по отношению к верующим, но и возродило бы одну из особенностей древнего богослужебного чина.

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками . В восточной части храма находится иконостас , отделяющий среднюю часть храма от алтаря.

Он состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов (чинов) бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.

– Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).

– Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.

– Первый ряд – это иконы, называемые «местные». Прежде всего, это иконы Спасителя и Божией Матери. Они всегда располагаются по бокам Царских врат . Далее, это иконы Архангелов на южных и северных вратах (из этих дверей выходят священнослужители во время службы). Справа от южных врат располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д. Слева от северных врат - иконы особо почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

Расположенные в центре нижнего яруса иконостаса двери, в русской традиции называемые Царскими вратами в греческой традиции называются «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные врата (двери) и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

Перед иконостасом расположена солея - возвышение для священнослужителей.

Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном . Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст - заключительное благословение в конце каждого богослужения.

Правую и левую стороны солеи образуют клиросы - места, где обычно размещаются хоры.

Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители - впереди, что создает своеобразный стереоэффект.

У одной из стен храма (иногда в алтаре) стоит подобие гроба - это гробница .

В гробнице хранятся плащаницы - шитые, тканые или писаные изображения Христа Спасителя, снятого с Креста и оплакиваемого Богородицею, апостолом Иоанном, Иосифом Аримафейским и женщинами; а также плащаницы с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Из гробницы плащаницы вынимаются к Пасхе и к Успению. Часто гробницы украшаются сенью и лампадами.

В храмах обычно есть одна или несколько пар хоругвей .

Хоругвь - это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых. Иногда сами полотнища делались из металлов с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти. Но чаще всего хоругви вышиты золотом по парче или бархату. Древки хоругвей высокие деревянные, иногда имеющие приспособления для несения вчетвером из-за большого веса. Хоругви предназначены для крестных ходов.

Притво́р , или трапеза – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой – проход в среднюю часть храма.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, у́же нее. Иногда притвор может располагаться под колокольней, если она вплотную примыкает к храму. Притворов в храме может быть и несколько, в том случае, если у храма имеется не один, а несколько входов.

Притвор в православном храме соответствует двору ветхозаветного храма, где находился весь народ.

В древней новозаветной Церкви в притворе молились оглашенные, которые готовились стать христианами через Таинство Крещения, а также находящиеся под епитимией.

Притвор называется трапезой, т.к. в нем после совершения литургии, в знак духовного единения верующих, устраивались вечери любви (агапы). Здесь же в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших.

Древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же размер притвора уменьшается.

В шатровых столпных храмах XVI века они практически отсутствуют. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В настоящее время практически почти все русские храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

В притворе по Уставу совершаются некоторые богослужения: обручения, лития, чин оглашения и др.

Здесь, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

В притворе, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. Известны стенные росписи таких русских храмов, как Благовещенский в Кремле, Иоанна Предтечи в Ярославле, где именно галереи вокруг храма, являющиеся притвором, прекрасно расписаны орнаментом и иконописными изображениями.

В притвор храма выходят обычно двери служебных комнат - казначейского хранилища, иконохранилища и ризницы , если для ризницы нет места в алтаре.

По правилам, место для хранения священных одежд находилось вне алтаря, в его южном приделе, который назывался ризницей. Но сейчас в приходских храмах ризы хранятся в шкафах, которые, однако, все же стараются ставить с южной стороны алтаря. Рядом со шкафом у южной стены алтаря ставят стол, на котором перед службой раскладываются облачения, необходимые для сегодняшнего богослужения.

В ризнице хранятся все облачения для духовенства, для пономарей и чтецов. Здесь также хранятся верхние облачения престола, жертвенника, аналоев, покрывала для столиков, закладки для Евангелия и других книг.

Все эти предметы имеются в комплектах по цветам праздников (см. “Облачения духовенства”). В ризнице все облачения не только хранятся, но и чистятся, ремонтируются и разглаживаются. В больших храмах, соборах и монастырях есть специальная должность ризничного.

Иконохранилище устраивается для праздничных икон, которые выносятся в храм по соответствующим праздникам и дням памяти святых. Здесь также хранятся выносные кресты, фонари и другие предметы для крестных ходов.

Проверочные вопросы:

  1. Что это такое четверик?
  2. Какие богослужения совершаются в средней части храма?
  3. Какая икона расположена на аналое?
  4. Каково значение церковных свеч?
  5. Что вам известно о средствах и интенсивности освещения храма во время богослужения?
  6. Можно ли в храме сидеть и в какие моменты богослужения необходимо стоять?
  7. Расскажите об устройстве иконостаса.
  8. Что это такое Царские врата, северные и южные врата (двери), солея и амвон?
  9. Каким образом располагаются в храме хоры (клиросы)?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 17-18. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Притвор. Открытая православная энциклопедия «Древо». http://drevo-info.ru/articles/1179.html (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4-х тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – С. 419–527. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/75672-ikonostas/ (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.

Видеоматериалы:

Мелизматическое пение – это способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии.

Деисис (от греч. δεησις - "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисисы на трёх отдельных досках и многочастные Деисисы.

Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисисной композиции - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисис помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса.

Декабрь 2016 года

Четверик в православной культуре является основным конструктивным элементов Храма, соединяющий воедино все объемы Храма, переоценить его значимость невозможно.

Возрождение православной культуры на рубеже 20 - 21 веков, ставит перед архитекторами задачи строительства не только малых поселковых храмов, но и величественных соборов. Требования к конструктивным решениям больших соборов высоки, стоимость строительных материалов и строительства требует оправданных экономичных решений.

Применение сборного и монолитного железобетона не всегда оправдано как по экономическим соображениям, так и по техническим. Необходимость в дорогостоящем башенном кране, затраты на выставление опалубки на высоте многих десятков метров для заливки бетона, все это наводит заказчиков на мысль вернуться к классическому строительному материалу - кирпичу.

Приступая к проектированию, надо обратиться к каконам проектирования православных Храмов для выбора пропорций и сечений. Основные конструкции четверика вместе со сводом, центральным барабаном и куполом, создают объем верхнего Храма и требуют детальной проработки.

В настоящей статье мы рассмотрим схему расчета четверика для храма высотой 45 - 50 метров с классическими пропорциями в плане. Начнем мы рассмотрение с чертежей Академика архитектуры В.В. Стрелова, который опубликовал в 1893 году в журнале "ЗОДЧИЙ" чертежи Церкви, построенной в Феодоровском женском монастыре во Владимирской губернии.

На рисунке №1 показаны планы четверика и кровли, с элементами кирпичной кладки и выкладки сводов.

Рис. 1

Если проанализировать развитие архитектурной мысли XIIX - XiX веков в разрезе строительства православных Храмов, то надо отметить, что каноническое решение четверика и сводов пришло на Русь из Византии, и получило развитие в части применения конструкционных материалов и методов строительства.

Проектные решения получили интенсивное развитие во второй половине XIX века, и к началу XX века считалось, что конструкции арок, сводов, парусов и т.п. элементов хорошо изучены. Примером может быть издание "Арки и своды Сост. В. Р. Бергард. Ч. 1: Устройство арок и сводов, Вып. 1. - СПб., 1901."

Надо отметить, что архитекторы обычно редко рассматривали вопросы перевязки кирпичной кладки в сложных пространственных конструкциях типа парусов или сопрягаемых арок в своих работах, а сосредотачивались на расчетных схемах/моделях и архитектурных решениях. К сожалению, после 1917 года традиция строительства Храмов прервалась.

Сейчас сохранились разрозненные данные о применявшихся архитектурных решениях и почти не сохранилось данных о методах ведения кирпичной кладки, порядной перевязке кирпичей при выкладке сложных элементов Храмов. В своей статье мы постараемся прояснить некоторые моменты, которые стали нам ясны при разработке проекта Храма в Санкт-Петербурге с кирпичными сводами, и которые на наш взгляд могут быть интересны читателям.

Новый проект был выполнен нами по классической схеме с соблюдением канонических пропорций. Ниже показана классическая планировка помещения верхнего Храма в плане.

Рис. 2

При классической компановке, посетители Храма проходят через центральный вход под колокольней, проходят под хорами и попадают в центральное помещение - четверик. В данном проекте перекрытие выполнено из железо-бетона, а стены и колонны четверика выполнены из полнотелого кирпича. Все арки (малые подпружные и центральные), паруса, барабаны (центральный и малые) тоже выполнены из кирпича.

В первой части статьи мы рассмотрим основные узлы четверика:

Боковые подпружные арки

Центральные подпружные арки и колонны

Тяги (затяжки)

Выполним подбор размеров закладной для затяжки.

1. Боковые подпружные арки. Расчет, деформация, материалы.

Читатель конечно хочет узнать, как формируется внутрений объем храма по классической схеме. На рисунке ниже показан разрез классического кирпичного Храма, выполненного полностью из кирпича. Приведенный чертеж Академика архитектуры В.В. Стрелова, был опубликован в 1893 году в журнале "ЗОДЧИЙ".

Рис. 3


На приведенной схеме хорошо видно, как были реализованы кирпичные своды арок, узлы сопряжения арок с колоннами и выкладка сводов.

Барабан и купол, водружаемые поверх четверика создают большие нагрузки на колонны и арки, воспринимающие эти нагрузки. Передача нагрузок от центрального барабана и купола на колонны четверика происходит через центральные арки и паруса. Колонны передают распирающие нагрузки на боковые малые подпружные арки (которых 8 штук) и на металлические тяги, вмурованные в основания пят центральных арок. Малые подпружные арки передают нагрузки на боковые (ограждающие стены). Вся перечисленная конструкция в нашем случае весила более 350 тонн.

Надо отметить, что все расчеты в XIX веке были приблизительными, носили скорее геометрический, аналоговый характер и при постройке закладывался большой запас прочности (что позволило многим заброшенным Храмам дожить до наших дней без надлежащего ухода). Современные компьютеры позволяют расчетать модель храма с высокой точностью.

К примеру, ниже показаны расчетные модели боковых подпружных арок из кирпича. Боковых подпружные арки разгружаются через боковые стены Храма, поэтому места сопряжения арок и стен должны быть переложены кладочными сетками каждые два ряда для распределения нагрузки в кладке. Расчеты показаны в кН/м2.

Рис. 4

Надо отметить, что расчеты показывают, что классическая конструкция четверика может быть работоспособной и без затяжек, - в этом случае нагрузки будут восприниматься боковыми стенами Храма, которые могут иметь толщину около метра.

Рис.5

Однако отсутствие затяжек в центральных арках создает избыточные напряжения в центральных арках и при производстве их из кирпича, желательно использовать тяги, которые воспринимаю нагрузки от центрального барабана и купола и не позволяют передать их на наружные стены.

Рис. 6


Надо отметить, что несущие колонны четверика должны быть выложены из полнотелого кирпича марке не ниже 150 на растворе марки не ниже 100.

При этом в больших Храмах сечение колонн может быть в пределах 1,5 Х 15 или даже 2,0 Х 2,0 метра. Кирпичная кладка колонн перекладывается кладочными сетками из арматуры ВрI d4 с ячейкой 50х50 мм. каждые четыре ряда, а в напряженных местах (примыкание арок) каждые 2 ряда. В месте заделки тяг рекомендуется перекладывать сетками каждый ряд.

При правильном проектировании, вертикальные перемещения колонн и арок под нагрузкой будут минимальными.

Рис. 7


К примеру на рисунке №7 показан расчет центральной арки с пролетом в 9 метров. Величина вертикальных перемещений под нагрузкой (паруса + барабан + купол) при этом составляет от Uz=0.126133 мм до Uz=-11.0182 мм что допустимо.

Для наглядности, принципиальная схема деформации подпорных арок показана на рисунке №8.

Рис. 8


2. Расчет главных подпружных арок и кирпичных колонн

Центральные арки воспринимают на себя нагрузку от центрального барабана и купола. Кроме того, в конструкции присутствуют «паруса», которые являясь сложными криволинейными поверхностями существенно усложняют работу конструктора.

Расчет центральных арок в постановке стержневой модели

Исходные параметры арочной перемычки:

  • Пролет - 8,51 м
  • Стрела подъема арки - 3,80 м
  • Толщина арки - 1,55 м
  • Радиус - 4,26 м

Расчетная схема арки показана на рисунке №9.

Рис. №9


Проверка делается для трех вариантов модели:

  • Бесшарнирная арка
  • Арки с 2-ми шарнирами (в опорах)
  • Арка с 3-мя шарнирами (опоры и верх)

Согласно предложенным параметрам, максимальные напряжения в сечении арки (в общей выборке) составляют 1,82 Мпа

По табл.2 СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции» подбираем марку камня и раствора.

В нашем случае прочность арочной перемычки заданного сечения (155х103 см) будет обеспечена при минимальной марке камня М150 на растворе М100.

Расчет центральных арок в постановке модели из объемных конечных элементов.

Рис. 10

В такой расчетной схеме есть возможность сразу оценивать напряжения в каждой точке кладки, без вычисления раздельных силовых факторов. Кроме вертикальных напряжений надо оценить напряжения по оси Х и У.

При анализе полученных данных, можно сделать следующие выводы:

  1. Расчеты с применением объемных конечных элементов, в целом, не противоречат предыдущим расчетам. Поскольку данный метод содержит в себе наименьшее количество упрощений, его рекомендовано принять за основной при оценке работы элементов четверика.
  2. Наличие затяжек в данном Храме не является технически необходимым, однако существенно выравнивает распределение вертикальных сжимающих напряжений в колоннах.
  3. Расчеты показывают, что центральные колонны имеют напряжения в теле кладки от 1,7 до 3,4 мПа с локальными зонами, в которых усилия доходят до 4.2 мПа. В местах избыточного напряжения необходимо использовать перекладку кладосными сетками для уменьшения напряжения.
  4. Прочность на сжатие неармированной кладки из кирпича М150 на растворе М100 составляет 2,0 мПа. При армировании кладочными сетками несколько больше:
    армирование через 2 ряда - 4,33 мПа, 3 ряда - 3,70 мПа, 4 ряда - 3,28 мПа.
    Исходя из этого, в центральных колоннах четверика необходимо применять следующее армирование - кладочные сетки из арматуры ВрI d4 с ячейкой 50х50 мм. Основное тело колонны - армирование через 4 ряда; опорная часть колонны (2 метра) - через 2 ряда; зона между опорными участками главных и боковых подпружных арок (учитывая действие воздушной связи) - в каждом ряду.

3. Затяжки. Расчет усилий, подбор сечений.

Затяжки исторически ставились в православных Храмах. В зависимости от ширины (глубины) арочного свода который надо было стянуть, могли использовать от одной до трех затяжек, вмуровываемых обычно в основания пят арок. Затяжки нельзя распологать близко к краям стягиваемых сводов, т.к. они могут быть вырваны под нагрузкой.

Нагрузки на затяжки показаны на рисунке №11. Здесь показано две затяжки.

Рис. 11

К примеру, показанное усилие в затяжке в трехмерной модели - 31 тонна. Примем еще столько же на усилие от изменения температуры.

Сечение затяжки принимаем исходя из норматива: 1 тонна на 1 см2 стали.

Итоговое сечение затяжки S = 62 тонны х 100 мм2 = 6200 мм2. Обычно используют стальные полосы подходящего сечения. Если затяжки две (двойные), то получаем сечение каждой затяжки 3100 мм2.

4. Подбор размеров закладной для затяжки.

Мы ограничены напряжениями 2,0 мПа для кладки из камня М150 на растворе М100. Для железобетона напряжения будут другими и расчеты по ним мы покажем в другой статье.

Применим одинарную затяжку. Усилие в затяжке в трехмерной модели - 31 тонна. Примем еще столько же на усилие от изменения температуры.

Общее усилие, которое должна воспринять закладная в теле колонны - около 60 тонн в плоскости арки.

На одну закладную будут действовать нагрузки от двух связей под углом 90 град руг к другу, то есть, равнодействующая сила будет направлена к центру здания и составит 84,9 тонны. Для предотвращения смятия под действием этого усилия, необходима минимальная площадь давления на кладку - 84,9/20=4242 см.кв.

Считаем, что закладная представляет собой цилиндр, давление от связи она передает половиной боковой поверхности.

Соответствующую площадь боковой поверхности имеет цилиндр диаметром 16 см и длиной 170 см. Цилиндр может быть заменен на квадратную трубу, с сечением аналогичных габаритов.

Типовое решение узла:

Рис. 12

На практике обустройство затяжек центрального четверика выглядит так:

Надеемся Вам была полезна наша статья. Во второй части статьи мы рассмотрим конструктивные решения элементов Храма.

Коллектив компании "Питер Девелопмнет".

В русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 вв.) 4 гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8 гранной частью (восьмерик на четверик) … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 вв.) 4 гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8 гранной частью («восьмерик на четверик») … Энциклопедический словарь

ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре 4 угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с 8 гранной частью (восьмерик на четверику) … Современная энциклопедия

Четверик, в русском и украинском зодчестве (деревянном и каменном) четырёхугольное в плане сооружение или его составная часть. Ч. основная архитектурная форма русского храма (главным образом до 18 в.) были широко распространены в композиции с… … Большая советская энциклопедия

В русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырёхугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике). (Источник:… … Художественная энциклопедия

Четверик - ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре 4 угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с 8 гранной частью (“восьмерик на четверику”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Четверик: Старая русская мера: Четверик единица объёма сыпучих тел; четверик старинная мера площади. Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состоящий из четырёх однородных частей: Четверик в архитектуре… … Википедия

Четверик: Старая русская мера: четверик единица объёма сыпучих тел; четверик старинная мера площади. Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состящий из четырёх однородных частей: четверик в архитектуре четырёхугольное в плане… … Википедия

четверик - а/, м. 1) Старая русская мера объема сыпучих тел. Четверик овса. 2) Старая русская мера земельной площади, равная 1/4 десятины (0,27 га). 3) устар. Четыре лошади в одной упряжке. Из за угла выскочил четверик рослых коней. 4) В русском и… … Популярный словарь русского языка

Четвери́к - четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре . В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма , а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол . В XVII -XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом. В шатровых храмах и в архитектуре нарышкинского барокко четверик часто использовался в сочетании со стоящим на нём верхним восьмигранным ярусом - восьмериком . Такой многоярусный храм часто называют «восьмерик на четверике ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Четверик (сооружение)"

Отрывок, характеризующий Четверик (сооружение)

– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.

Портал, гульбище, луковицы, закомары… Все это архитектурные элементы, имеющие в культовых зданиях определенное значение. Давайте разбираться.

Апсида (от греческого «свод», «арка») - выступ, в котором размещается алтарь, будто пристроенный к храму. Чаще всего апсиды имеют полукруглую форму, но встречается и многоугольные выступы. Например, апсида на одной из церквей Донского монастыря имеет форму шестиугольника.

Аркатурный пояс - украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Символизирует победоносное восшествия Христа на Небеса. Часто аркатурный пояс сопровождает ширинка - декоративная прямоугольная впадина в стене.

Барабан - округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом. Барабан завершается крестом и может быть как прорезан оконными проемами (световой барабан), так и не содержать окон (глухой барабан). Весь купол с барабаном и крестом называют главой . В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы с яблоком. А нередко главы покрывают лемехом - деревянной черепицей.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма. По Библии, куб символизирует новую землю, а купол - Небеса, поэтому сочетание кубического объема храмового здания и полукруглого купола в христианской архитектуре обозначает единство неба и земли. При этом внутренний объем может быть разделен на несколько нефов (от латинского «navis» - «корабль») - вытянутых частей, ограниченных с продольной стороны рядом колонн или столбов.

Наличники - накладные фигурные или резные планки, украшающие оконный или дверной проем.


Паперть - крыльцо перед входом в храм, поднятое по отношению к уровню земли. Таким образом ступени паперти символизируют духовное возвышение. Обычно паперть ведет к портику - галерее на колоннах или столбах перед входом в здание. Также иногда церкви окружают галереи-«гульбища» - арочные террасы вдоль стен храма.

Пилястра - конструктивный или декоративный вертикальный выступ на поверхности стены, условно изображающий колонну. Верхнюю часть пилястры обычно называют капителью .

Подклет - нижний, как правило нежилой, этаж здания. Подклет служил для разных целей. Например, в подклете Благовещенского храма Московского хранилась государственная казна. Кроме того, когда под полом находится воздушное пространство, верхнее помещение становится теплее.

Поребрик - полоса в форме пилы из кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада. В отличие от пояска (горизонтальной полосы, защищающей стены от воды), поребрик имеет только декоративное значение.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Геометрические, растительные и животные узоры портала символизируют Райский сад. Нередко в верхней части арки входа делают горизонтальную перемычку с тимпаном (от латинского «барабан») над ней. Так как это место привлекает к себе особенное внимание, его украшают скульптурой или фресковой живописью.

Трапезная - невысокая пристройка с западной стороны церкви для проповедей, общественных собраний и приема пищи.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. А многоярусные храмовые здания обычно венчает шатер - высокое пирамидальное покрытие. Также можно услышать, что храм построен «восьмерик на четверике». Это значит, что четырехугольный куб храма венчает восьмигранный ярус.