Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Что такое чередующиеся согласные в корне слова. Чередования согласных. Изменения на «границах» конструктивных элементов


Отглагольное

Отыменное

Полная форма

-Н- суффиксы - основа + аН, яН, иН Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный - Бессуфиксные образования (первообразные прилагательные, не образованные от других частей речи) юНый, пряНый, свиНой, бараНий, едиНый, олеНий, сиНий, зелеНый -НН- - основа Н + Н суффиксы - основа + оНН, еНН, ёНН Искл.: ветреный («с ветром»), но ветряной («приводимый в движение ветром»); безветренный! масленый (блин), но масляные краски - от существительных на –мя- Причастие. -НН- Прилагательное. -Н-/ -НН-
1) от глагола с приставкой (кроме не- ,которая не влияет на употребление н илинн) Искл.: смышлёный. 2) Х 3) от глаголов сов. вида Искл.: раненый + Слова, полностью утратившие связь с причастиями, обычно употребляю- щиеся в устойчивых с/соч: прощёное воскресенье посажёный отец названый брат смышленый мальчик конченый человек приданое (сущ.) 4) страдательные причастия на –ованный –еванный. 1) от глаг. без приставки 2) нет зависимых слов 3) от гл. несов. вида Исключения: деланный, желанный, жеманный, медленный, (не)виданный, (не)гаданный, (не)жданный, (не)слыханный, слышанный, нечаянный, священный, считанные (минуты), чванный, чеканный, читанный 4) из страдательных причастий на –ованный –еванный. Искл.: кованый, жеваный, клёваный
Краткая форма
Н Н / НН
1) = глаг. пр. вр. (без искаж. смысла) 2) можно задать вопрос кем? Столько Н, сколько в полной форме прилагательного 1) ≠ Глаг. пр. вр. (искажение смысла) 2) нельзя задать вопрос кем? 3) Можно заменить прилагатель- ным-синонимом и продолжить ряд однородных членов.

Правописание безударных гласных в разных частях речи.

  1. Чередующиеся гласные.
  2. Безударные падежные окончания существительных.
  3. Родовые окончания прилагательных.
  4. Правописание безударных гласных в приставках (от-, до-,… пре-, при-).
  5. О-, ё- после шипящих.
  6. Другие гласные после шипящих (а, у, и, е – традиция).
  7. Личные окончания глагола.
  8. Гласные в суффиксах причастий и прилагательных.

Правописание согласных.

1. Ь после шипящих.

2. Приставки на з- и с-.

3. Чередование согласных в корнях.

4. Н и НН в разных частях речи.

Написание корней с чередующимися гласными зависит:

от конечной согласной корня лаг – лож изложение - излагать Искл.: полог раст – ращ – рос расту – вырос - взращу искл.: росток, Ростислав, отрасль, рост ростовщик, Ростов, выростковый скак – скоч скакал - выскочка Искл.: скачок, скачу, скачи, (на,пере)скачу, от наличия суффикса а- бер – бирА тер – тирА мер – мирА дер – дирА стел – стилА пер – пирА жег – жигА блест - блистА чет - считАрасчет - расчитывать кос - касАкоснуться - касаться я (а) – им (ин) А
от ударения гор – гАрзагореть - загар Искл.: выгарки, гаревой, изгарь, пригарь клон – клАн твор – твАр Искл.: утварь позд – пАздопоздать - опаздывать коп – кАпкопать - выкапывать спор – спАрспорить - оспаривать зар – зОрзаря - зорька Искл.: зоревать, зорянка от значения корня равн - ровнравный кому-либо, делать ровным, одинаковый - гладким сравнение; Искл.: равнина, выравнивание по прямой линии Искл.: поровну, ровесник, уровень мак - мок, моч погружать что-либо впитывать в жидкость жидкость
плов - плыв - плав пловец, плывуны все остальное пловчиха жук - плывунец

Исторический комментарий. Чередования ’а//им, ’а//ин возникли в праславянском языке в эпоху действия закона открытого слога, согласно которому все слоги должны были оканчиваться на слогообразующие звуки, поэтому, если сочетания им, ин оказывались перед гласными, они сохранялись (сжимать, сминать); перед согласными и в конце слова они изменились в звук [э «носовое»], который передавался в старославянском языке буквой Ạ (юсом малым), превратившемся в древнерусском языке в

[’а] (ст.-сл. MẠTH , рус. мять ).

При гарь – привкус гари в (под)пригоревшей пище.

Вы гарки- остатки от перегонки, перетопки или пережига чего. (В.И.Даль)

И згарь = выгарь, гарь изгарина, окалина, шлак – что сгорело, что после этого осталось (В.И.Даль)

Гарево й (и га ревый) – из мелких, сыпучих остатков от сгорания каменного угля.

Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега, езды со специальным покрытием

из гари, шлаков. (С.И.Ожегов)

Чередование согласных в корне.

к//ч река – речка
к//ч//ц казак – казачий – казацкий
х//ш ухо – ушной
г//ж снег – снежинка
г//ж//з друг – дружеский – друзья
т//ч//щ свет – свеча – освещение
д//ж обида – обижаться
д//ж//жд водитель – вожак – вождение
з//ж указать – укажет
с//ш просить - прошу
т//щ прекратить – прекращу
ск//ст//щ блеск – блестеть – блещет
ц//ч огурец – огуречный
б//бл любить – люблю
в//вл ловить – ловлю
п//пл купить – куплю
м//мл сломить – сломлю
ф//фл графа – разграфлю

Чередование Е и О с нулём звука.

Чем объясняются такие чередования?

Когда-то в русском языке были сверхкраткие гласные. Пришло время - и они стали исчезать, превращаться в нуль звука. Но пропали они не везде, а только там, где звучали совсем кратко, невнятно. В других же случаях они превратились в знакомые нам гласные о и е.

Вот так и получилось, что в одной и той же морфеме то звук произносится (о или е) , то не слышен совсем (нуль звука).

Ь после шипящих

Обязательно установление части речи и определение грамматических характеристик слова!

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

Пример: Предлагать, предложение

Исключение: Полог

2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

Пример: Растение, выращенный, вырос

Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

Пример: Проскакать, проскочить

2.2. Корень слова

1. Корень общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (по й ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование сочетаний звуков

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол, лев, стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

Изменения на «границах» конструктивных элементов

Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова

В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные. Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.

В корне слов могут чере­до­вать­ся без­удар­ные глас­ные «а» и «о» . В таком слу­чае глас­ную невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В кор­нях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о» , а под уда­ре­ни­ем и «а» , и «о» , напри­мер:

  • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый сейф, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние, воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
  • заг а р, уг а р, уг а рный газ.
  • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
  • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
  • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
  • тв а рь, тлетв о рный дух, затв о р, притв о р.

В кор­нях кас/кос, лаг-/лож- напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а- , нахо­дя­щий­ся после кор­ня, напри­мер:

  • к а с а ться, к а с а ние, к а с а тель­ная линия, прик а с а ться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, кос­нись;
  • изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, облож­ной дождь.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с при­став­ка­ми.

В корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей соглас­ной, напри­мер:

  • проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
  • подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на мину­ту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
  • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выра­щен­ный;
  • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, вырос­ла.
  • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на пла­ву;
  • пло­вец - плов­цы, плов­чи­ха - плов­чи­хи.

Тему чере­до­ва­ния глас­ных а//о в корне слов про­дол­жит с при­ме­ра­ми эта ста­тья.

В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смыс­ло­вым, напри­мер:

  • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

В кор­нях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, стел-/стил-, блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а- , напри­мер:

  • изб и ра́ть - изб е рёшь;
  • отп и ра́ть - отп е р е́ть;
  • сд и ра́ть - сд е ру́, сд е рёт;
  • раст и ра́ть - раст е ре́ть;
  • обж и га́ть - обж ё гший;
  • заст и ла́ть - заст е ли́ть;
  • забл и ста́ть - забл е сте́ть;
  • выч и та́ние - вы́ч е ты.

В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин- , за кото­рым сле­ду­ет суф­фикс -а- , пишет­ся бук­ва «и» , напри­мер:

  • пред­прин и м а ть;
  • пред­прин и м а тель;
  • пон и м а ть;
  • пон и м а ние;
  • прим и н а ть;
  • зан и м а ть;
  • зан и м а тель­ный.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

г//ж//з

д//ж//жд

  • выход, ходок - выхо­жу - выхож­де­ние;
  • водить - вожу - вожде­ние;
  • родить - роже­ни­ца - рож­де­ние;
  • насла­дить­ся - насла­жде­ние;
  • бро­дить - бро­же­ние;
  • еда - слад­ко­еж­ка;

к, ц, ч//т

к//ч//ц

  • кли­кать - клич - вос­кли­цать, вос­кли­ца­ние;
  • ткать - ткач - ткац­кий;
  • бул­ка - булоч­ная;
  • пустяк - пустяч­ный;

к// ц//ч

т//ч//щ

осве­тить - све­ча - осве­ще­ние;

ст//щ

ск//щ

  • вью­га - вьюж­ный;
  • бакла­га - баклаж­ка;
  • ков­ри­га - ков­риж­ка;
  • бума­га - бумаж­ка;
  • серь­га - сереж­ка;
  • лачу­га - лачуж­ка;
  • пичу­га - пичуж­ка;
  • застег­нуть - застёж­ка;
  • рас­тя­ги­вать - врас­тяж­ку;
  • Волга - волж­ский;
  • варяг - варяж­ский;
  • Норвегия - нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.
  • отец, отцов, отцов­ский - отче­ство, отчий, Отечество;
  • с ерд­це - сер­деч­ный, сер­деч­ность.;
  • заяц - зай­чи­ха, зай­чо­нок;
  • яйцо - яич­ный, яич­ни­ца;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш :

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • б//бл: влю­бить - влюб­лен­ность; губить - губ­лю; дро­бить - дроб­ле­ние, при­ба­вить - при­бав­ле­ние;
  • п//пл: сыпать - сып­лю, насы­пать - насып­лен­ный, высы­пать - высып­лю;
  • м//мл: кор­мить - корм­лю, корм­ле­ние; выкор­мить - выкорм­лен­ный;
  • в//вл: уди­вить - удив­ле­ние, выло­вить - вылов­лен­ный; нало­вить - налов­лю;
  • ф//фл: раз­гра­фить - раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.

Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»


russkiiyazyk.ru

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Чередование, зависящее от ударения

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

Исключения: зор янка, зор евать.

  • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

  • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

  • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).

Это интересно:

  • Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Льготы для матерей-одиночек Согласно Семейному Кодексу РФ, одинокой матерью считается женщина, которая родила ребенка, будучи не замужем, либо спустя 10 месяцев после развода. Таким образом, женщина, родившая ребенка в законном […]
  • Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]
  • Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
  • Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об […]
  • Обзор судебной практики по делам о наследовании Наследство является предметом возникновения частых споров и судебных разбирательств, несмотря на то, что наследственные вопросы давно полностью отрегулированы действующим […]

Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

Пах ать - Паш у, Паш ет .

Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

Есть же такие примеры еще.

Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

Отсюда получается чередование «С - Ш ».

С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.