Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

История уличного фонаря, особенности возникновения. Уличные фонари: традиция, история и устройство фонарей История фонаря

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.

http://www.free-lance.ru/users/abrazosrotos

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.

Согласно истории первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века.

Ещё в далёком 1417 году мэр Лондона Генри Бартон дал распоряжение на вывешивание уличных фонарей зимними вечерами. Этот шаг он предпринял для того, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Французы решили не отставать и по прошествии некоторого времени подхватили его инициативу.

Баселона фонари Гауди

В самом начале XVI столетия каждый житель французской столицы был обязан держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Именно при Людовике XIV Париж наполнили огни многочисленных фонарей. В 1667 году он издел указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Венеция

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. После, когда уже стали применять керосин, значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Изобрёл их англичанин - изобретатель Уильям Мердок. Естественно, поначалу он подвергся насмешкам.
Воронеже

Сам Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Эти насмешик не помешали Мердоку воплотить в жизнь свою идею и он с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.

Германия

В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В России уличное освещение появилось при Петре I.

Египет

В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.

Киев Эта люстра служит уличным фонарем возле кафе

В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.

Китай

История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.

Львов

В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве.

Москва

С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим

Будапешт

В Брянске

Венеция

Венеция

Венна

Дубровник

Замок Егг Бавария Альпы

Зихрон Яков 19 век

Испания

Китай город Шеньжень

Кронштад

Лондон

Львов

Львов

Львов

Москва

Москва

Над Дамаском

Одесса

Париж

Парк Шевченко Киев

Питер

Питер

Район черепах Сиена

Рим

Талин

Смотрите по сторонам в мире еще полно прикрастного...

Такое изобретение, как фонарь, оказалось настолько полезным, что прочно вошло в обиход по вполне понятным причинам. Согласитесь, что в цивилизованном мире не найдется ни одного человека, который бы ни разу не пользовался этим чудным приспособлением! Для начала знакомства с всемирно известным производителем одних из самых лучших фонарей по соотношению цены и качества предлагаю ознакомиться с историей возникновения самого фонаря.

Фонари в истории

Начиная со времени "приручения" огня, человечество всегда искало и придумывало способы, как освещать себе жизнь в тех или иных обстоятельствах. Самым первым и примитивным фонарем можно назвать обычный факел, у которого была целая куча очевидных недостатков. Затем, с появлением воска, к средствам освещения добавилась свеча, а с появлением горючего топлива - керосиновая лампа. Такие источники света, хоть и были более совершенными, но также имели свои недостатки - небезопасность, короткий срок работы и выделение вредных веществ при горении.

Первые уличные фонари появился в Англии в 1417 году. Своему появлению они обязаны мэру Лондона - Генри Бартону, который обнароовал постановление об освещении улиц города вечерами, особенно в зимнее время.

Выглядели лондонские фонари довольно симпатично.

Впоследствии, в 1667 году, идею осветить город в темное время суток поддержал французский король Людовик ХIV, приказав установить масляные фонари на столбах и домах по всему Парижу. Также он обязал всех жителей ставить светильники в окнах домов, выходящих на улицу.

В нашей стране впервые уличные фонари появились в Петербурге в 1706 году по указу царя Петра I, который распорядился, чтобы разместили фонари рядом с Петропавловской крепостью в знак победы над шведами. В 1718 году появилось освещение набережной реки Невы. А в 1730 году уличное освещение появилось в Москве.

Первые уличные фонари Петербурга.

Появление первого фонаря напрямую связано с изобретением лампы накаливания. Открытие сделали двое человек одновременно. Первый - русский ученый Александр Лодыгин, который в 1874 году запатентовал лампу, в которой в качестве стержня использовался вначале уголь, а затем вольфрам.

Второй изобретатель - американец Томас Эдисон, который изготовил лампу (1879 год) надежной, экономичной и долговечной. Успех крылся в материале для стержня лампы, в качестве которого использовалась обугленная стружка из бамбука. Эдисон не только создал модель практичной и недорогой в производстве лампы, но и наладил массовое производство.

Впоследствии Эдисон использовал в качестве материала для стержня лампы вольфрам, который уже применял его русский коллега Александр Лодыгин. Вот так два изобретателя в разных странах, можно сказать, совместно подарили миру лампу накаливания.

Но вернемся к ручным фонарям. Теперь уже есть надежный и практичный источник света, осталось разработать источник портативной энергии.

История батарейки

Первая электрическая батарея, приближенная к современному типу, была изобретена еще до появления ламп накаливания в 1866 году французским изобретателем Джорджем Лекланшем. Она представляла собой довольно большой открытый стеклянный сосуд, заполненный электролитом и двумя элетродами. Понятно, что такой источник питания не мог подходить в качестве батареи для ручного фонаря. Он был больших размеров, из-за чего лишен мобильности. Но главное - это то, что при изменении положения жидкость спокойно могла вылиться наружу. Ситуация изменилась, когда в 1896 году немецкий инженер Карл Гесснер разработал небольшую портативную батарею сухого типа, которая представляла собой цинковый цилиндр, наполненный твердым пастообразным электролитом.

Первая батарея с твердым электролитом.

Справедливости ради нельзя не упомянуть про так называемую багдадскую батарейку, которую обнаружили в 1936 году в окрестностях Багдада. Предмет представляет собой сосуд возрастом около 2000 лет, внутри которого находится медный цилиндр с железным стержнем. Горло залито битумом, и через него проведен еще один железный стержень со следами коррозии. Копия находки показала, что если залить в сосуд кислоту или вино, или уксус, в которых содержится кислота, то "батарея" начнет выдавать напряжение в 1 вольт. Хотя это и не доказывает, что сосуд в свое время использовался в качестве источника питания, как считают многие скептики. Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Багдадская батарейка

Итак, источники питания и лампа накаливания изобретены. Осталось создать непосредственно сам ручной фонарь.

Ручные фонарики

Здесь отличился изобретатель Дэвид Майсел, который в 1896 году получил патент на ручной фонарик, работающий от трех батарей. Сам фонарь имел корпус из дерева и переключатель в виде металлической пластины, которая замыкала электрическую цепь. В 1898 году американец, эмигрант из Российской империи и изобретатель Конрад Хьюберт основывает компанию Ever Ready Company по производству батарей небольшого размера. Кстати, сегодня каждый знает эту компанию, как Energizer.

В том же году он выкупает патент у Дэвида и приступает к производству ручных фонариков. Дэвид Майсел остался работать вместе с Конрадом, и занимался совершенствованием фонарей. Так появился первый фонарь для велосипеда, а в 1899 году первый ручной фонарь уже более привычной для нас цилиндрической формы.

Такие фонари имели и ряд недостатков - они не могли светить долгое время (приходилось отключать фонарик - он не мог давать стабильный свет на долгий период), да и свет был довольно тусклым.

Дальше уже было дело техники - компания выпускает первый в мире каталог (1899г) и еще 25 типов фонарей: настольные, велосипедные, ручные и другие варианты. Так началась эпоха ручных электрических фонарей - незаменимых помощников, которые пришел на смену более несовершенным и опасным свечам и керосиновым лампам. Теперь не нужно задумываться о проблеме освещения в нужное время и нужном месте!

Перейдем к истории одного из самых узнаваемых брендов по производству технологичных фонарей.

История компании ArmyTek

Все началось в 2007 году, когда небольшая команда из Канады заинтересовалась светодиодным освещением. Ситуация на данном рынке была такова, что американские и европейские компании предлагали надежные решения, но отставали в технологическом плане от мировых тенденций, а китайские производители делали ставку на доступность, но при этом, уступали и в качестве и технологиях. На фоне такой ситуации молодая компания решила пойти другим путем и заняться выпуском продукции, имеющей все необходимые критерии - относительная доступность, надежность, качество и технологичность. И речь уже шла о производстве осветительного оборудования.

Для этих целей был собран коллектив из лучших ученых и инженеров авиационной, военной и даже космической отраслей. Благодаря этому удалось добиться потрясающих результатов в производстве первоклассного продукта. Также важным решением стало использование качественных комплектующих из США и Японии, в частности, лучшие светодиоды американского производителя Cree.

Так появился первый тактический фонарь Predator, который на тот момент содержал в себе много инновационных решений. Фонарь прошел жесточайшие испытания в различных климатических условиях.

А в 2009 году было открыто производство в Китае, за счет чего удалось добиться конкурентной цены и массового производства с сохранением неизменного качества и современных технологий. Этому и по сей день способствует применение современного оборудования, проверенных материалов и тщательная система контроля качества конечного продукта.

Завершающим этапом в становлении компании явилась юридическая регистрация в 2010 году в Канаде под именем Armytek Optoelectronics Inc.

Чем же так подкупают фонари Armytek? Как уже было подмечено, применением передовых японских и американских комплектующих, использованием новейших технологий и оборудования в производстве с соблюдением контроля качества, а также надежностью, долговечностью и технологичностью. Фонари спокойно переносят падение с десятого этажа и погружение под воду на глубину 50 метров. Тактические варианты выдерживают отдачу оружия любого калибра и продолжают бесперебойно работать. Все это отражается и в миссии компании - обеспечивать людей надежным и технологически самым совершенным светом в мире. Гарантия от производителя составляет целых десять лет на любой фонарь!

И сегодня продукцией компании Armytek пользуются многие люди разных профессий и родов занятий по всему миру: служащие в спецслужбах, военные, работники охранных структур, рыболовы, охотники, спасатели, пожарные. Проще говоря, все те, кому нужен именно такой безотказный и работающий в тяжелых условиях фонарь, имеющий при этом высокотехнологичную начинку и разнообразные функции.

В следующих статьях рассмотрим различные модели фонарей Armytek.

Продолжение следует...

Уличное освещение, это то, в чем нуждались люди еще с древних веков. Окруженные девственными лесами людские поселения привлекали внимание хищников, которые зачастую забегали на улицы, да, и лихие люди в темноте пошаливали, поэтому выходить из домов ночью было опасно.

Что заставляло освещать улицы примитивно - кострами, дровяными светильниками, факелами. По мере роста цивилизации и урбанизации вопрос с освещением улиц вставал все острее. С изобретение свечей, появились уличные лампы со свечами внутри или масляными фитилями, такие приборы давали очень мало света и свет был довольно тусклый.
В Париже в XVI веке, вопрос с освещением улиц решили просто, заставляли ставить на окна, выходящие на улицу лампы, чтобы как-то осветить улицы. Что тоже давало очень слабый эффект. Но в 1417 году мэр Лондона так же попытался решить проблемы с освещением, указав вывешивать на улицах масляные лампы. После изобретения керосина фонари стали давать свет ярче, но все еще достаточно тусклый. В 1807 году Уильям Мэрдок в Англии изобрел революционный для того времени метод - газовый фонарь, которым и стали освещать улицы Лондона.
В России в 1706 году в один из праздников. В Петербурге по указу Петра I было велено вывесить фонари на фасадах домов на Петроградской стороне, Такое нововведение горожанам столицы понравилось и фонари на фасады стали вывешивать по всему городу. Началом уличного освещения в России можно считать1706 год.
И так же по указу Петра 1 в Петербурге стали устанавливать ночные фонари по голландскому образцу. Простые, без архитектурных излишеств, на деревянной стойке крепилась застекленная лампа, так же простые и в обслуживании, внутри фонаря была дверка, стояла масляная лампа. Света они давали мало, но направление указывали. Изначально фонарями занималось полицейское ведомство.
И архитекторы и инженеры взялись за проектирование уличных фонарей. В 1730 году архитектором Леблоном для столицы был разработан проект уличных фонарей.В корне отличный от простых голландских фонарей. К деревянному шесту, окрашенному полосками в синий и белый цвета на металлическом жезле крепился круглый фонарь, который можно было опускать и поднимать. В фонаре горело конопляное масло. Сначала такие фонари появились у дворца Петра I на набережной, а потом постепенно уже и по всему городу. Вместе с фонарями появилась и профессия фонарщика, человека, который должен был следить за фонарями: чистить их, вечером зажигать, а утром - гасить, доливать масло (освободив от этого занятия полицейских).
С появлением газовых фонарей качество освещения значительно улучшилось. В XIX веке газовые фонари быстро вошли в обиход во всех европейских странах, начиная со столиц, Парижа, Берлина и т. д. В России в Петербурге первые газовые фонари появились в 1819 году, тоже довольно скоро, в Москве в 50-е годы.Такие фонари использовались в городах России еще аж до 1930 года. Светильный газ для фонарей получали путем сухой перегонки каменного и бурого угля, торфа или дерева.
В состав светильного газа входят:
угарный газ,
метан,
водород.
Сухая перегонка происходит следующим путем: уголь загружают в закрытую емкость и без доступа воздуха разогревают до температуры 500-600 градусов, в результате чего уголь начинает разлагаться на летучие смеси (газы) и твердый остаток (кокс).Этот процесс называется пиролиз. Эти газы и образуют светильный газ. Светильный газ называют так же блугазом по имени изобретателя Блау немецкого инженера. В 1913 году была изобретена голландским инженером Хейке технология сжижения газа, за что он и получил Нобелевскую премию.
Газ при низких температурах п под высоким давлением переходит в жидкое состояние.
Внутри зданий делали хранилища для светильного газа, с выходом труб, перекрытых клапанами в наружную стену откуда по прорезиненным трубкам фонарщики набирали его в реторты и заправляли им фонари.
Архитектором Огюстом Монфераном был разработан проект уличных фонарей, работающие на газе.
В связи с большой потребностью светильного газа в городах начали строиться газовые заводы и их обязательной принадлежностью стали газгольдеры - большого диаметра кирпичные башни (диаметр около 40м, высота примерно 20м). В некоторых городах они сохранились и до сих пор, как памятники промышленной архитектуры.
Из газгольдера газ распределялся по чугунным трубам, подземным газопроводом, а далее подключался к фонарям, а в фонаре распределялся уже по более мелким металлическим трубочкам. И так же фонарщик вечером, газ в фонарях зажигал, а утром гасил.
В 1876 году Павел Яблочков изобрел электрическую лампочку. И уже в 1878 году в Кронштадте (на территории военно - морской базы, где испытывались различные новшества и недалеко от столицы) заработали первые электрические уличные фонари, и вскоре площади у петербургских театров так же озарились электрическим светом. В Москве электрическое освещение появилось впервые вокруг площади у храма Христа Спасителя в 1880 году. Вместе с изобретением электрического освещения исчезла и профессия фонарщика. Фонари уже зажигались автоматически, а за их состоянием следило отдельное ведомство.
В 1880 году свою электрическую лампочку изобрел и запатентовал Томас Эдисон. Благодаря свойственной американцам коммерческой жилке быстро развил предприятие по их производству и импорту по всему миру.
Изначально электричество для фонарей вырабатывали небольшие генераторы, но со временем развития электрификации стали строиться электрические подстанции.
Примерно так развивалась история уличного фонаря. И развитие ее еще не остановлено. Впереди - новые виды освещения улиц нам пока не известные.