Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Иван грен главное судно проекта 11711. Плавучий плацдарм: чем интересен большой десантный корабль "Иван Грен". Важные изменения и дополнения в конструкции

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или — на выбор — около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен".

ВМФ получит десантный корабль "Иван Грен" до конца года Корабль был заложен в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года, швартовные испытания корабля начались в октябре 2015 года. К заводским ходовым испытаниям корабль приступил в июне 2016 года.

До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" — первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, — в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" — прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля — 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" — 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья — специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" — так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.

Высадка бронетехники и морпехов с БДК "Кондопога" в Кольском заливе Принимавшие участие в арктическом походе подразделения сухопутных и береговых войск Северного флота России высадились в губе Грязная Кольского залива. Смотрите на видео, как проходило десантирование с БДК "Кондопога".

Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК — два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Иван Грен" — головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии — "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут — командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли — это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х — личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го - высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

Вооружение

Построенные корабли

Большие десантные корабли проекта 11711 - серия из двух кораблей, спроектированных в Невском ПКБ и строящихся для ВМФ РФ на ПСЗ “Янтарь” . Предназначены для перевозки и высадки десанта и боевой техники.

История создания

К началу 2000-х годов в боевом составе ВМФ России находилось около 20 больших десантных кораблей проектов 1171 и 775, большинство из которых имело срок эксплуатации более 15 лет и требовало замены в ближайшее время. По результатам научных исследований и обоснований оптимальным в существовавших на тот момент экономических реалиях для отечественного флота был признан большой десантный корабль проекта 11711, предложенный Невским ПКБ.

Проектирование

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году. По первоначальному замыслу предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями. Это требование было снято ВМФ на этапе эскизного проектирования с одновременным переводом корабля в класс больших десантных кораблей (БДК) водоизмещением более 5000 тонн с возможностями транспортировки усиленной роты морской пехоты с техникой, а также с базированием на корабле двух десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и приданием ему способности высадки техники без подхода к береговой кромке посредством перевозимых на корабле понтонов. Техническое задание на проектирование менялось трижды, проектирование велось 6 лет. Генеральный конструктор проекта - А.Виглин, главный конструктор - В.Н.Суворов.

Программа строительства

По состоянию на 2008 год в российских СМИ озвучивалась серия из пяти единиц БДК проекта 11711. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России 7 февраля 2012 года сообщила, что в измененной программе развития вооружения до 2020 года предусмотрено строительство шести кораблей проекта. В начале лета 2016 года эта цифра снизилась до двух кораблей.

Описание конструкции

Корпус

Погрузка техники на ко­рабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи пор­тальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволя­ют, также, вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работа­ют на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных опера­ций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка корабля проекта 11711 состоит из двух агрегатов ДРРА3700, работающих на винты фиксированного шага. В состав ДРРА3700 входят шестнадцатицилиндровый дизель 10Д49 мощностью 3700 кВт, реверс-редуктор РРП6000 (производства ОАО «Звезда») и электронная цифровая система управления всей установкой «Пурга-11» (производства НПО «Аврора»). В состав установки также входит интерактивное техническое руководство, которое позволяет проводить обучение и тренировки личного состава по эксплуатации установки, обеспечивать диагностику работы двигателя и редуктора.

Запасы топлива на корабле по расчетам обеспечивают ему дальность плавания 3 500 миль экономичным ходом. Автономность - 30 суток.

Вспомогательное оборудование

В качестве источников электроэнергии на кораблях проекта 11711 применяются судовые дизель-генераторы АДГ-1000НК производства ООО «УДМЗ».

Экипаж и обитаемость

Средства связи, обнаружения и управления

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Согласно одному из "промежуточных" технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК "Иван Грен" входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ "Дуэт".

Десантно-высадочные возможности

Десантовместимость - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

Построенные корабли

Головной большой десантный корабль проекта 11711 заложен 23 декабря 2004 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Иван Грен».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Иван Грен 01301

По сообщению ТАСС июньским днем, 25 числа 2019 года свой первый выход в море совершил новый большой десантный корабль проекта 11711 — «Иван Грен». Судно вышло из военно-морской базы Балтийск на первые в своей истории ходовые испытания. По сообщению информационных источников корабль во время испытаний, которые должны продлиться несколько дней, должен пройти несколько сотен миль для отладки рабочих узлов двигательной и рулевой установки.

Большой десантный корабль должен стать первым в Российском военно-морском флоте полноценным боевым судном, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море. Сложившая на сегодняшний день сложная внешнеполитическая обстановка в мире требует от Российского военно-морского командования спешить с вводом в строй подобных кораблей. Отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль» послужил толчком к форсированию строительства БДК проекта 11711. Заложенный еще в 2004 году корабль долгое время стоял на стапелях Калининградского судостроительного завода «Янтарь» без движения. Сказалось недостаточное финансирование проекта и неопределенность, царившая в высших военно-политических кругах страны по поводу целесообразности строительства судов данного класса. Сегодня кажется, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и отечественный флот наконец начнет получать долгожданные корабли.

История с рождением проекта 11711 — Иван Грен

Увеличение роли морских десантных операций в современной стратегии усиления военного присутствия послужило сигналом для начала разработки проектной документации на новые боевые корабли. Морская пехота представляет в структуре военно-морского флота один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана. Боевая оснащенность и высокая энерговооруженность подразделений морской пехоты потребовали увеличение транспортных возможностей флота. Имеющиеся в наличии десантные суда старой советской постройки не в полной мере отвечали поставленным задачам. Флоту был нужен корабль, который бы стал не только средством доставки десанта, но и выполнял бы функции штабного узла — передвижной военно-технической базой.

Техническое задание на разработку проекта получило в 1998 году Невское ПКБ, находящееся в Санкт-Петербурге. Это предприятие уже имело опыт проектирования судов подобного класса и могло представить уже имеющиеся разработки в этом плане. Первоначально в основе технического задания лежала идея создания десантного корабля с небольшим водоизмещением, способного осуществлять десантные перевозки на внутренних акваториях. Предполагался и основной регион плавания нового судна. Это должны были стать акватория Балтийского и Черного морей. В дальнейшем концепция создания корабля с небольшим водоизмещением была пересмотрена. Высшее военно-морское командование решило остановиться на варианте строительства Большого Десантного Корабля увеличенного водоизмещения, способного решать широкий спектр оперативно-тактических задач в любой точке мирового океана.

Следует отметить, что в ходе разработки проекта изменения в основную идею вносились трижды. Результатом длившихся почти 6 лет конструкторских разработок и изысканий стало появление судна совершенно другого класса — БДК проекта 11711. Проектное водоизмещение было увеличено до 5000 тонн. Боевые возможности корабля значительно увеличились. Предполагалось, что на судне должно свободно разместиться усиленное подразделение морской пехоты со всем комплектом пехотного и тяжелого вооружения. Для высадки десантных групп корабль должен быть оснащен двумя вертолетами и другими средствами доставки, включая морские понтоны и подъемно-разгрузочные механизмы.

Местом строительства выбран Калининградский ССЗ «Янтарь», предприятие которое на сегодняшний день является одной из основных верфей, занимающейся постройкой боевых судов океанского класса.

Ход строительства БДК Иван Грен нового поколения

Головной корабль проекта 11711 заложили под занавес 2004 года, 24 декабря. Первоначально проектом предусматривалось последующее строительство пяти серийных судов этого класса. Корабль назван в честь известного советского вице-адмирала и ученого теоретика в области морской артиллерии И.И. Грена. Несмотря на то, что проект уже нес в себе ряд существенных изменений, в ходе строительства корабля конструкторами и судостроителями было внесено еще до двух десятков изменений. Новый БДК получил в классификации НАТО шифр «Ivan Gren».

Последующий ход строительства корабля сопровождался чередой несогласованных действий между подрядчиком и заказчиком, а также в части финансирования. Строительство затянулось на долгие годы. Государственный оборонный заказ неоднократно перекраивался, перенося даты спуска корабля на воду. Имея готовность по основным корабельным системам и корпусу на 70%, БДК «Иван Грен» был спущен на воду только весной 2012 года. Следует отметить, что еще в ходе того, как решились технические и экономические проблемы со строительством головного корабля, в 2010 году были начаты проектные работы второго однотипного корабля. Постройку первого серийного корабля планировалось начать не раньше 2014 года, только тогда, когда головной корабль пройдет все этапы доработки и текущей модернизации.

Решение о серийном производстве и количестве судов этого класса и будет приниматься по результатам испытаний головного корабля.

Реальный ход строительства боевого корабля вызвал немало кривотолков, как со стороны военно-морского руководства, так и в среде военных экспертов. Большой Десантный Корабль «Иван Грен» испытал на себе финансовый кризис, коснувшийся судостроительной отрасли и неготовность отечественной оборонной промышленности поставить необходимое оборудование и вооружение.

По словам руководства Калининградского ССЗ «Янтарь», финансирование в достаточной мере началось только с началом 2014 года. Результатом многочисленных проверок состояния верфи и соблюдения планов строительства стали перезаключение старого контракта на постройку судна. Новый документ уже нес в себе информацию о другой, более высокой стоимости строительства, установлены более конкретные и приемлемые сроки сдачи объекта. По данным ряда специальных источников контрактная стоимость десантного корабля «Иван Грен» составила на 2012 год более 5 млрд. рублей.

После спуска корабля на воду наметились четкие контуры и направления дальнейших работ. Вместе с корпусными работами идет монтаж распределительного щита, осуществляется установка на свои места дизельных генераторов.

От темпов строительства судна сильно отставили смежные предприятия. Основную двигательную установку ДРРА3700 должен был поставить питерский завод «Звезда», однако по последним данным, готовые двигатели могли поступить на верфь для последующей установки на корабль только в 2012 году. Сдвинувшаяся с мертвой точки ситуация дала обильную почву для слухов о том, что головной корабль станет последним и последующее серийное производство однотипных кораблей не планируется.

Головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» в мае 2012 года был заведен в спусковой док Калининградской верфи. Ожидалось, что уже в конце 2013 или в начале 2014 года корабль будет передан флоту.

Основные особенности конструкции БДК проекта 11711

Новый корабль имеет длину корпуса 120 метров, ширину 16,6 метров. При этом осадка корабля составляет всего 3,6 м. Полное водоизмещение судна варьируется в пределах 5 тыс. тонн. Большой Десантный Корабль имеет мореходную форму корпуса и стремительные обводы корпуса, позволяющие совершать дальние морские переходы и ходить в условиях штормовой погоды.

Мощность дизельного двигателя реверсного типа составляет 4000 л.с, обеспечивая кораблю скорость хода 18 узлов. Дальность плавания БДК «Иван Грен» составляет 3500 миль, что вполне достаточно для осуществления оперативной деятельности в закрытых акваториях Балтийского и Черного морей. Судно имело экипаж 100 матросов и офицеров и могло автономно находиться в море до 30 суток. По всем заявленным тактико-техническим характеристикам корабль отвечал современным требованиям, однако в процессе строительства остро встал вопрос эффективной замены импортных комплектующих, электронного оборудования и отдельных узлов силовой установки.

По вопросам комплектации системы вооружений особых проблем не возникло. На судне предполагалось в дальнейшем установить только артиллерийские системы. Главный калибр был представлен автоматическими установками АК-176 калибра 76 мм. Противовоздушная оборона Большого Десантного Корабля обеспечивалась двумя артиллерийскими зенитными установками АК-630М с орудиями калибра 30 мм.

Огневую поддержку десантируемым подразделениям могла обеспечить морская версия ракетных систем залпового огня «Град-М» ракетная установка А-215. Воздушную разведку в районе действия судна обеспечивали два вертолета Ка-26.

Десантная функция и грузовая вместимость судна

Отдельно стоит остановиться на технических особенностях десантного судна этого проекта. Подразделения, предназначенные для последующей транспортировки и десантирования, размещаются на закрытой танковой палубе. Десантный корабль проекта 11711 мог разместить в своих недрах до 300 человек личного состава подразделения морской пехоты. Просторный и вместительный трюм корабля в состоянии был принять 30 танков или такое же количество другой бронированной техники. Внутренний полезный объем грузовых трюмов судна был рассчитан на погрузку двадцати 20-ти фунтовых грузовых контейнера.

Новый корабль имел два способа погрузки-разгрузки десантируемых грузов. В отличие от традиционно используемой в советском и российском флоте выгрузке десанта через открытую аппарель, Большой Десантный Корабль мог предложить два варианта погрузки-выгрузки. Судно могло произвести погрузку и выгрузку техники через аппарель, расположенную в носовой части корпуса или при использовании портовых и собственных подъемно-погрузочных механизмов. Для этой цели в верхней палубе боевого корабля имелся створчатый люк. На судне имелась техническая возможность сделать открытый доступ сверху на танковую палубу, обеспечивая хорошую вентиляцию трюмов корабля при работающих двигателях бронетехники. Грузоподъемность собственного крана составляет 16 тонн. По бокам судна имеются так же два шлюпочных подъемных устройства, позволяющих быстро опускать или поднимать на борт катера и десантные шлюпки.

Десантный корабль «Иван Грен» имел на оснащении две большие и одну малую моторную шлюпки.

Новая история с БДК проекта 11711

Получив достаточно приемлемые результаты и темпы строительства головного корабля, Министерство Обороны РФ приняло решение о начале строительства второго десантного корабля проекта 11711. Контракт в рамках нового Государственного оборонного заказа был подписан осенью 2014 года. Новый Большой Десантный Корабль еще на стадии проекта получил название «Петр Моргунов» и существенно отличался от прототипа. Местом базирования нового БДК планируется сделать Черноморский флот. Не случайно название кораблю присвоено в честь героя обороны Севастополя 1941-42 гг., генерала Петра Моргунова.

Строительство решено вести там же, на верфях Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде. В соответствии с ГОЗ новое судно планировалось спустить на воду в 2019 году и в течение последующих двух лет передать флоту. Позже предполагаемые сроки ввода корабля в строй снова сдвинулись. Официальная закладка судна состоялась в июне 2019 года. Корабль «Петр Моргунов», получивший заводской номер 01302, должен войти в строй флота не ранее 2019 года.

На сегодняшний день на стапелях завода «Янтарь» стоит сформированный корпус корабля, ведется загрузка на него основных узлов, агрегатов и коммуникационных систем. Спустя два года после закладки судно готовиться к спуску на воду, где будет идти дальнейшая работа.

Для нового корабля характерно наличие существенных изменений в сравнении с базовым проектом. Несмотря на то, что конструкторы попытались оставить без изменения типовой проект, на втором корабле постарались учесть результаты испытаний головного корабля.

Сегодня конструкторам и кораблестроителям приходится комплексно решать задачи импортозамещения. Требуется сократить до минимума в конструкции корабля присутствие компонентов и деталей иностранного производства. Проект 11711 снова проходит доработку с учетом новых обстоятельств и требований. Во время постройки головного судна корабелы опирались в основном на отечественные узлы и комплектующие, тогда как на втором корабле была сделана ставка на использование зарубежных технологий. Сегодня этот вопрос решается быстрыми темпами, несмотря на то, что постоянно возникают определенные трудности. На данный момент есть различные варианты технических решений силами отечественных предприятий. Качество сборки будет уже выявляться в процессе пусковых и сдаточных испытаний.

БДК Иван Грен сегодня

В настоящее время ситуация с судьбой Больших Десантных Кораблей проекта 11711 более менее определена. Идут полным ходом сдаточные испытания головного БДК «Иван Грен». На судне проверяется работа всех систем на ходу в различных режимах. Ведется проверка работы рулевого и навигационного оборудования. Ходовые испытания планируется завершить в сентябре 2019 года, после чего на корабле будут проведены регламентные работы. Начало государственных испытаний запланировано на осень 2019 года, после чего корабль, вероятно, войдет в строй Балтийского флота.

Сравнение с иностранными судами этого класса в данном случае некорректно. Несмотря на огромное количество изменений в проекте, БДК «Иван Грен» и его младший собрат являются скорее промежуточным классом кораблей, нечто среднее между средними десантными судами и крупными десантными кораблями типа «судно-док».

Положение дел со строительством второго корабля БДК «Петр Моргунов» позволяет говорить о том, что судно будет построено и спущено на воду в установленные сроки. Трудности, возникшие в результате программы импортозамещения, поставили под вопрос дальнейшую судьбу проекта 11711. По данным некоторых СМИ, Высшее военно-морское руководство склоняется к мысли о прекращении в дальнейшем строительства судов этого класса. С момента закладки и до ходовых испытаний головного корабля прошло уже более 13 лет. За это время несколько изменилась военно-морская стратегия государства, и на сегодняшний день флоту требуются более мощные и универсальные десантные суда, способные автономно решать оперативно-тактические задачи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав ВМФ России прошла на заводе «Янтарь» в Калининграде. В скором времени судно поступит в распоряжение Северного флота. «Иван Грен» стал крупнейшим десантным кораблём страны. Судно может перебрасывать на театр военных действий целый батальон морской пехоты с танками и бронетехникой. О боевых возможностях новейшего российского БДК - в материале RT.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • Игорь Зарембо / РИА Новости

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась торжественная церемония поднятия Андреевского флага на большом десантном корабле (БДК) проекта 11711 . Ожидается, что в ближайшее время судно будет передано .

На церемонии присутствовали представители командования Балтийского флота, заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, топ-менеджеры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Детище «Янтаря»

«Иван Грен» — головной корабль проекта 11711 разработки ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». На текущий момент это самый крупный БДК ВМФ России. Водоизмещение гиганта — 5 тыс. т, длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м.

«Проект 11711 значительно отличается от советских предшественников. «Грен» и «Моргунов» обладают большим водоизмещением и вместимостью. Также на российских БДК установлены новые дизельные двигатели, бортовая электроника, более мощная гидравлика. Потребность в таких кораблях у нашего флота огромная», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Главная особенность проекта 11711 — способность перебрасывать батальон морской пехоты (порядка 400 человек) вместе с техникой. «Иван Грен» может взять на борт 13 танков или более 30 единиц бронетехники (БТР и БМП). На палубе БДК помещаются транспортно-боевой вертолёт и два многоцелевых Ка-27.

  • Проект БДК «Пётр Моргунов»
  • Изображение: пресс-служба Минобороны РФ

Дальность действия новейшего корабля составляет 4 тыс. миль (около 6 тыс. км). Как уточняет Минобороны, на испытаниях «Иван Грен» показал «хорошие мореходные качества и безупречную работу всех систем жизнеобеспечения».

Вооружение БДК включает реактивную систему залпового огня «Град-М», 57-миллиметровую спаренную зенитную артиллерийскую установку ЗИФ-31Б, две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки АК-630 и одну модернизированную артустановку АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03.

Проектирование «Ивана Грена» началось в 1998 году. Корабль был заложен в 2004 году, но его строительство затянулась из-за нехватки финансов и постоянных изменений технического задания, которые вносил заказчик.

«Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче были заложены его ширина, высота и осадка. Затем нам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить ещё кое-какие изменения в проект», — пояснил в интервью ТАСС гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов.

В результате БДК был спущен на воду в мае 2012 года. В октябре 2015 года стартовали швартовные испытания корабля, позже — ходовые. С ноября 2017 года по май 2018 года проходил .

Как сообщили СМИ, военные выявили проблемы с задним ходом корабля. В конце декабря 2017 года госиспытания были приостановлены, а 3 апреля, после устранения недочётов, — возобновлены. 2 июня «Янтарь» подписал с Минобороны приёмный акт госиспытаний.

Необходимость обновления

Обновление десантного флота — одна из приоритетных задач Военно-морского флота России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королёв) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменён к 2050 году.

«Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей — от десантного катера до большого десантного корабля», — сказал Чирков.

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов (сейчас — вице-премьер) сообщил, что в Госпрограмму вооружения до 2025—2027 годов включена постройка двух универсальных десантных кораблей (УДК). Позже в Объединённой судостроительной корпорации уточнили, что речь идёт о вертолётоносцах типа «Прибой».

18 июня 2018 года агентство ТАСС сообщило, что АО «Северное проектно-конструкторское бюро», находящееся в Санкт-Петербурге, работает над созданием принципиально нового БДК водоизмещением около 8 тыс. т. Как уточнили в ОСК, инженеры ведут разработку эскиза будущего корабля.

Невское ПКБ готово предложить Минобороны модернизированный вариант проекта 11711. В обновлённой версии БДК будут улучшены «обитаемость» и ходовые качества. Как заявил ранее Власов, предприятие способно удовлетворить любые требования заказчика.

«Иван Грен» — прекрасный корабль, способный выполнять те задачи, для которых он разрабатывался, но назвать его принципиально новым нельзя, так его слишком долго проектировали. Поэтому мы слышим заявления о необходимости модернизации проекта 11711. Учитывая, что проблемы были только с головным кораблём, остальные БДК будут строиться намного быстрее», — заключил Тимошенко.


"Иван Грен" - большой десантный корабль, головной в серии проекта 11711, разработанного в Невском проектно-конструкторском бюро.

Место базирования

Северный флот

Имя, постройка

Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Заложен на Приморской судостроительном заводе "Янтарь" в декабре 2004 года. На воду спущен в мае 2012 года. Швартовные испытания начались в октябре 2015 года. В июне 2016 года приступил к ходовым испытаниям. Передачу флоту перенесли на 2017 год.

К ходовым испытаниям на Балтике "Иван Грен" вернулся в июне 2017 года .

Вехи

Корабль привлекли к участию в Главном военно-морском параде в Кронштадте по случаю празднования Дня ВМФ 30 июля 2017 года.

В 2018 году корабль в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.

22 октября 2018 года БДК "Иван Грен" завершил межфлотский переход с Балтики и – в Североморск.

Тактико-технические характеристики и размеры

Скорость корабля - 18 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания - 3500 миль при скорости 16 узлов. Экипаж - 100 человек и 20 морских пехотинцев. Водоизмещение - 5000 тонн; длина - 120 м, ширина - 16,5 м, осадка - 3,6 м.

Энергетическая установка

Дизельный двигатель 10Д49. Мощность - 4000 л.с.

Вооружение

Одна спаренная 30-мм артустановка АК-630М-2, две 30-мм артустановки АК-630, два вертолёта Ка-29.