Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Военный корабль адмирал григорович. Последний морской министр русский адмирал григорович иван константинович. Тактико-технические характеристики и размеры

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

В районе Феодосии ограничили движение судов из-за «Адмирала Григоровича» ... агентству ТАСС в пресс-службе Южного военного округа (ЮВО). «Фрегат «Адмирал Григорович » выполняет плановые мероприятия боевой подготовки, установленным порядком ограничили движение в... уточняло, но очевидец заявил, что видел на его борту вертолет. «Адмирал Григорович » - фрегат проекта 11356, он стоит на вооружении Черноморского флота России... «Адмирал Григорович» впервые запустил «Калибры» в Черном море Фрегат Черноморского флота (ЧФ) «Адмирал Григорович » запустил ракеты «Калибр» по надводной цели в акватории Черного моря. ... «Адмирал Григорович» прошел Босфорский пролив по пути в Средиземное море ... , публикующие фотографии его прохождения через пролив, сообщает «Интерфакс». Пройдя Босфор, «Адмирал Григорович » направился в Дарданеллы, отмечает агентство, уточняя, что, чтобы добраться до... флотом адмирал Александр Витко рассказал о том, что «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море. Других деталей о маршруте фрегата он не уточнял. «Адмирал Григорович » является... Россия направила в Средиземное море фрегат с крылатыми ракетами «Калибр» ... » выполняют задачи в Средиземном море, туда же направляется фрегат «Адмирал Григорович », - рассказал Витко. «Адмирал Григорович » неоднократно принимал участие в нанесении ракетных ударов по силам... с однотипным фрегатом «Адмирал Эссен» и подлодкой «Краснодар». В середине июля «Адмирал Григорович » вернулся после сирийского похода в Севастополь. Корабль «Адмирал Григорович » имеет водоизмещение порядка... Фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Адмирал Григорович » и «Адмирал Фрегат «Адмирал Григорович» вернулся после похода в Сирию Фрегат «Адмирал Григорович » вернулся в Севастополь после похода в Сирию. Об этом сообщает « ... . На смену фрегату в состав группировки флота пришел однотипный корабль «Адмирал Эссен», который приступил к выполнению задач с 10 июля. Оба... , что в составе новой ударной группы ПОС в Средиземноморье находились «Адмирал Григорович » и «Адмирал Эссен», подлодка «Краснодар» из ЧФ, а также ​средний разведывательный... Адмирала Григоровича Адмирала Григоровича Адмирал Григорович «Адмирал Григорович» выполнил артиллерийские стрельбы в Средиземном море ... надводным мишеням, рассказали на Черноморском флоте. Кроме того, моряки с «Адмирала Григоровича » смогли обнаружить плавающую морскую «мину», уклониться от нее, а затем... рамках проверки работы систем авиационного комплекса «Адмирала Григоровича » были проведены тренировки корабельных расчетов, которые обеспечивают полеты вертолетов. «Адмирал Григорович » 13 апреля посетил сирийский порт... Адмирал Григорович Адмирал Григорович Адмирал Григорович Вертолет с «Адмирала Григоровича» отработал полеты над Средиземным морем Экипаж палубного вертолета Ка-27ПЛ, который размещается на фрегате «Адмирал Григорович », провел полеты над Средиземным морем 20 апреля. Об этом в... корабля прошли тренировки корабельных расчетов, обеспечивающих полеты вертолета. Российский фрегат «Адмирал Григорович » зашел в пункт базирования ВМФ России в сирийском порту Тартус... выполнять задачи в Средиземном море. 7 апреля фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович », который провел в Черном море десять дней, отправился в Средиземное... Адмирал адмирал Российский корабль «Североморск» прибыл в порт Кабо-Верде ... середине октября 2016 года в составе группы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Как сообщала пресс-служба Северного флота, выход кораблей проходил... входили тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» и суда обеспечения. Позднее, 15 ноября, корабль «Североморск» вместе... Российский фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Григорович Адмирал Григорович Фрегат «Адмирал Григорович» зашел в сирийский порт Тартус Российский фрегат «Адмирал Григорович » зашел в пункт базирования ВМФ России в сирийском порту Тартус. ... вышел в море и продолжил выполнять задачи в Средиземном море. «Адмирал Григорович » вышел в новый поход в Средиземное море в сторону Сирии... море для возвращения в состав оперативного соединения ВМФ России. Корабль «Адмирал Григорович » был спущен на воду в 2014 году, а в 2016 ... Адмирал Григорович Адмирал Григорович В Совфеде назвали плановым переход «Адмирала Григоровича» к берегам Сирии ... апреля, как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на информированного собеседника, фрегат «Адмирал Григорович » вышел в Средиземное море для возвращения в состав оперативного соединения... , 7 апреля также появилась информация о том, что боевой корабль «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. Портал опубликовал фотографии... Адмирал Григорович Адмирал Григорович Фрегат «Адмирал Григорович» вернулся в Средиземное море ... флота капитан первого ранга Вячеслав Трухачев. «Сегодня фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович » под командованием капитана третьего ранга Анатолия Величко вошел в состав... Турции в Новороссийск». Там же, по данным собеседника «РИА Новости», «Адмирал Григорович » принял участие в двусторонних российско-турецких учениях типа PASSEX. О... Фрегат «Адмирал Григорович Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. twitter: https://twitter ... СМИ узнали цель возвращения «Адмирала Григоровича» в Средиземное море Фрегат «Адмирал Григорович » вышел в Средиземное море для возвращения в состав оперативного соединения... боевых кораблей через турецкие проливы, появилась информация, что боевой корабль «Адмирал Григорович » возвращается в Средиземное море в направлении Сирии. Как сообщал ТАСС... Фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович Адмирал Григорович адмирал ... Фрегат «Адмирал Григорович» отправился в новый поход в направлении Сирии Фрегат ВМФ России «Адмирал Григорович », который провел в Черном море десять дней, возвращается в Средиземное... «Адмирал Григорович » участвовал в совместных учениях Черноморского флота России и Военно-морских сил Турции. Также в учениях принял участие морской тральщик «Вице-адмирал ... Адмирала Григоровича » через Босфор. Фото также разместила организация Bosphorus Observer, которая осуществляет... Босфор. Информированный источник агентства «Интерфакс» 27 февраля сообщил о выходе «Адмирала Григоровича » в Средиземное море. Собеседник «РИА Новости» в силовых структурах Крыма...

Политика, 02 мар 2017, 18:02

Фрегат «Адмирал Григорович» вошел в Средиземное море ... » и Черноморского флота «Ямал». Местный турецкий портал опубликовал фотографии прохождения «Адмирала Григоровича » через Босфор. twitter: https://twitter.com/Saturn5_/status/723880657240371201 Фото... составе постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море». Фрегат «Адмирал Григорович » ​До этого «Адмирал Григорович » отправлялся из Севастополя в Средиземное море осенью 2016 года... Минобороны подтвердило отправку «Адмирала Григоровича» в Средиземное море ... время кампании «Адмирал Григорович » «будет действовать в составе постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море». Ранее, 27 февраля, о выходе «Адмирала Григоровича » в Средиземное... к вечеру - начать «действовать в составе российской корабельной группировки».​ Прежде «Адмирал Григорович » отправлялся из Севастополя в Средиземное море осенью прошлого года. Как... Адмирал Григорович Адмирал Григорович

Политика, 27 фев 2017, 13:16

СМИ узнали об отправке фрегата «Адмирал Григорович» к берегам Сирии ... , тогда с него совершались пуски ракет «Калибр». Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович » направлен в Средиземное море, рассказал «Интерфаксу» информированный источник. По его... мере выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне», - подчеркнул источник. «Адмирал Григорович » уже отправлялся из Севастополя в Средиземное море в ноябре прошлого... Адмирал адмирал Адмирал Григорович Минобороны заявило о 420 вылетах авиации с «Адмирала Кузнецова» в Сирии ... авианесущей группы Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», сообщил командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник... ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также корабли ​Черноморского флота и суда обеспечения. Через... центрам подготовки террористов в Сирии. В этот же день фрегат «Адмирал Григорович » нанес удары по террористам в Сирии в провинции Идлиб и...

История создания проекта 11356 заключается в модернизации имеющихся сторожевых кораблей. Исследования и разработка проектов новых усовершенствованных сторожевых кораблей началась еще в середине прошлого века. Советские ученые трудились над созданием новых универсальных кораблей, которые решали бы множество боевых задач.

История сторожевых фрегатов проекта 11356

В то время существовало два перспективных проекта, 11356 и 22350. Командование ВМФ СССР сошлось на мнении о создании этих двух проектов, которые были разнотипные. Но вскоре решение о строительстве СКР (сторожевых кораблей России) было принято только проекта 11356.

Это решение было принято в связи с экономическими, техническими проблемами, и трудностях в обслуживании двух разнотипных кораблей одновременно.


И только в конце прошлого века, работа над проектом 11356 возобновилась. Среди имеющихся сторожевых кораблей, построенных еще в начале 60-х годов, имелся сторожевой корабль «Буревестник» в двух вариантах, 1135 и 1135М. Эти фрегаты отлично подошли как прототипы для последующей модернизации.

Но с дальнейшим развитием технологий, имевшиеся корабли следовало улучшить, добавив новые компоненты, которые могли бы решить более количество задач. Работа конструкторов продолжилась, что привело к появлению нового, более совершенного сторожевого корабля.

«Буревестник» стал прототипом для последующей модернизации.

В июле 2010 года строительство нового сторожевого корабля проекта 11356 началось на двух заводах, «Янтарь» и Балтийском заводе. Первые 6 кораблей ушли по имевшемуся контракту в Индию, где прошли множество испытаний и сейчас несут свою службу.

Но первые сторожевые корабли проекта 11356 были созданы для экспорта. Фрегатам, которые в будущем войдут в состав ВМФ России, была поставлена цель, установить новое улучшенное оборудование и вооружение. Что в дальнейшем было осуществлено.


Целью строительства новых сторожевых кораблей проекта 11356 является обновление Черноморского флота. Новые универсальные корабли полностью справляются с поставленными целями и боевыми задачами на Черном море.

Разработка концепции проекта

В начале 60-х годов прошлого века, на вооружении у ВМФ СССР стояло большое количество противолодочных кораблей, которые отлично справлялись со своими основными функциями. Но флот испытывал нехватку сторожевых кораблей, что в дальнейшем и способствовало разработке соответствующего фрегата проекта 11356.

2 000 тонны

водоизмещение фрегата по проекту 1135

В 1964 году началось проектирование нового сторожевого фрегата с водоизмещением более 2 тыс. тонн. Также была поставлена задача, вооружить данный фрегат новым четырехтрубным торпедным аппаратом, противолодочными ракетами, точными артиллерийскими установками и системой ПВО.

Новый фрегат должен был иметь большой запас хода, современное многоцелевое вооружение и оборудование.


В ходе испытаний, проект несколько раз перерабатывался. Водоизмещение было увеличено с 2 тыс. до 3,2 тыс. тонн, также несколько раз менялось оборудование и вооружение. После проделанных изменений, сторожевик проекта 11356 прошел все испытания и получил две модификации, 1135 и 1135М.


С развитием вооружения корабли нужно было оснастить авиацией, что позволило решать большое количество дополнительных боевых задач. Именно с этого момента началась работа над новой модернизацией сторожевых кораблей.

Новые фрегаты проекта 11351 получили вертолетные площадки и были переработаны в конструкции, так как нужно было найти место для ангара. Новая модификация значительно превосходила предыдущие проекты. Что являлось отличным стимулом для дальнейшей работы по проектированию более совершенного и многофункционально фрегата.


В начале 90-х годов начался упадок во всех отраслях, включая военное строительство. Спасательным кругом в тот момент являлся контракт с Индией на экспорт российских сторожевиков проекта 11351, который в последующем был переработан в проект 11356.

Схема проекта 11356 значительно отличалась от своего прототипа 11351. Было заменено все вооружение и средства защиты фрегата. Далее был переработан внешний вид, усилен корпус и заменено все оборудование. Водоизмещение было увеличено до 4 тыс. тонн, увеличенные топливные запасы способствовали увеличить запас хода до 4,5 тыс. миль.

Таким образом, был создан сторожевой фрегат 11356, который является многофункциональным кораблем, с усиленным вооружением, способным решать любые боевые задачи.

Фрегаты пр. 11356

С 2010 года по проекту корабля 11356, начата работа по построению 6 фрегатов, 3 из которых должны отправиться на Черноморский флот. Все комплектующие и оборудование производятся в РФ.

Список фрегатов проекта 11356:

  • Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». Работы по строительству начались в 2010 г., в 2016 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

Головной фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356
  • Фрегат проекта 11356 — Адмирал Эссен. Работы по строительству головного корабля начались в 2011 г., в 2016 сторожевик прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Макаров - работы по строительству начались в 2012 г., а в 2017 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Истомин - в 2013 г. начало строительства.
  • Адмирал Корнилов - в 2014 г. начало строительства.

Спущенные на воду корпуса приостановленных строительством фрегатов «Адмирал Истомин» (заводской номер 01361) и «Адмирал Корнилов» (заводской номер 01362) модифицированного проекта 11356 на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Калининград, 14.11.2017
  • Адмирал Бутаков - в 2013 г. начало строительства, спущен на воду в 2016 г

Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)

Основные характеристики
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м. 15 м. 15 м.
Осадка 4 м. 4 м. 4 м.
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическо-ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31
Основные характеристики «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м 15 м 15 м
Осадка 4 м 4 м 4 м
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.


Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.

На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.

Вооружение

На вооружении сторожевого фрегата 11356 установлено:

  • 8 ячеек ракетно-стрелкового комплекса;
  • мобильный зенитный ракетный комплекс Штиль;
  • 2×30 мм мобильные шестиствольные установки;
  • высокоточные 533 мм торпедные аппараты;

На фрегат установлены вертикальные пусковые ракетные установки, которые имеют возможность использовать высокоточные ракеты «Калибр», имеющие дальность поражения от 350 км. до 2 тыс. км. высокую точность и большую зону поражения.

Новейшая 100 мм артиллерийская установка А190 обеспечивает огненную поддержку по надводным и воздушным целям. Плотность стрельбы составляет 80 выстрелов в минуту, максимальное расстояние поражения цели 20 км. Радиолокационный комплекс «Пума» производит автоматический захват и сопровождение цели.


За управление всеми видами оружия отвечает информационная система управления «Требование». Данная система способна самостоятельно управлять одновременно всеми видами вооружения, управлять стрельбой и рассчитывать пуски торпед. Система обрабатывает полученные данные и дает полную информацию о состоянии фрегата.

Для защиты судна от воздушных атак используется зенитно-ракетный комплекс «Штиль», который способен поразить цель одновременно тремя ракетами. Дальность поражения до 70 км, максимальная высота до 35 км. Так же защиту корабля обеспечивают две высокоточные зенитные установки АК-630.


Функции противолодочного оружия исполняют два торпедных аппарата, так же установлен комплекс РБУ-6000, обеспечивающий защиту от подводных лодок. Также все фрегаты проекта 11356 оснащены авиационными ангарами и взлетными площадками, на которых установлены вертолеты Ка-31 или Ка-27.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.