Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Маки Ч.2 Мифы, легенды, поверья. «Бабочка больше не прилетала». Сказки с грустными глазами

Маки в цвету…
Разве можно передать словами взрыв эмоций от созерцания ярко-красного поля маков, переливающихся шёлком лепестков от каждого дуновения тёплого ветерка?!

До чего же красивы эти полевые цветы на тонкой высокой ножке, увенчанной нарядной алой шапочкой с угольно-чёрной серединкой в обрамлении изящных тычинок!
Как нежно и беззащитно трепещут тончайшие лепестки мака с красивыми волнистыми краями, как мягко колышутся удлинённые резные маковые листочки под дыханием ветра!

Яркие всполохи множества маков на зелёном летнем поле…
Кто хоть однажды видел подобную чарующую картину, не забудет её никогда!

Дары мака

При взгляде на это маковое поле, раскинувшееся в окрестностях Рима, давно забытые детские ощущения - ожидание воскресного обеда - вдруг всколыхнули всю мою душу. Мне вспомнился душистый бабушкин пирог со сладкой маковой начинкой!
Я даже помню, как моя украинская бабушка предварительно слегка запаривала в кипятке семена мака, такие мелкие и блестящие, словно миниатюрные угольки. Потом она отцеживала разбухшие маковые зернинки, ложкой накладывала их в ступку, добавляла сахар и начинала «колдовать» над ними.
Бабушка тщательно перетирала пестиком зёрнышки мака, пока они не выпускали сок, превращаясь в беловато-серую смесь – такую сладкую и необыкновенно вкусную!
А потом эту массу бабушка выкладывала на пласт дрожжевого теста, накрывала сверху другим пластом, украшала маковый пирог косичкой из теста. Пирог расстаивался, готовясь к выпеканию, и отправлялся в печь. Оставалось набраться терпения и подождать его готовности.
Казалось, что время шло очень медленно, и мы, исходя слюной, ожидали, когда бабушка извлечёт из печи пышущее жаром маковое лакомство. Чтобы потом всей семьей дружно сесть за праздничный стол с пирогом в центре.
Чай и маковый пирог – чудесное сочетание вкуса, аромата и домашнего тепла…
Ух, у меня аж дух захватило от воспоминаний о своём детстве и от того давно забытого вкуса бабушкиного макового пирога!

Раньше на Украине под посевы мака отводились большие площади. Маковые семена без проблем можно было купить (как в пакетиках, так и на развес), чтобы приготовить с ними вкусное блюдо.
Это было примерно два десятилетия назад, но затем всё быстро кончилось. Боже, какие цифры и доводы звучали в сводках новостей с рассказами о том, как охраняли маковые поля в Черкасской области от наркоманов. Потом вышел закон о запрете посевов мака.
Проблему борьбы с наркоманией этим законом так и не решили. А вот такую красоту как маковое поле, или маковые куртины как украшение палисадника - теперь там не увидишь…

Мак на Украине с давних времён считался символом красоты и молодости, был непременным участником свадебной церемонии. Сопровождающие жениха парни вдевали алый мак в петлицу, а сопровождающие невесту девушки плели себе венки из ромашек и маков.

А в Беларуси составная часть старинного свадебного обряда – каша из пшена и мака, приносящая счастье молодым.

В Сибири новобрачным сыпали семена мака в обувь - с пожеланиями множества детей.

Всё о маке на сайте сайт
Растения в кулинарии на сайте сайт
Зеленая аптека на сайте сайт


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

*******
***

Летняя пора. На полях и лугах ковром стелются цветы. Ослепительно-белые, ярко-синие, оранжевые, красные, желтые и голубые-голубые, как голубой сапфир. Нежно-голубые незабудки радуют глаз. Качаются на тонких стебельках нежные колокольчики. Белые ромашки усеяли все поле. Ярко-желтые одуванчики покрыли полянку. Совсем скоро полянка превратится в воздушное царство, как только появится ветер и растреплет воздушные головки. Полевых цветов не сосчитать. Их так много, что и названий-то всех не знаем.

Вот и красные маки! Они напоминают бабочек своими легкими лепестками.

Маки – самые яркие и радостные цветы. В Персии маки считают цветами любви. В Провансе – это цветы ангелов, ими украшают католические храмы в дни праздников. В Китае маки ассоциируются с красотой и успехом. В Японии белый мак означает праздник или радость, красный – веселье, а желтый приносит удачу.

Мак - один из самых ярких цветов на свете, привлекающий много внимания. «Это магический цветок-загадка, который символизирует как красоту жизни, так и ужас смерти. Алая звезда, которая распустилась в мире для разделения добра и зла. В народе говорят, что дорога жизни выложена зернышками мака. И каждый человек, проходя по ней, сам выбирает – в рай или в ад. Считалось, что цветы мака принадлежат самому богу сна Гипносу. Видеть во сне целое поле цветущих алых маков предвещает небывалую радость. Рвать маки – к любви с первого взгляда и счастливому замужеству. Ставить в вазу букет маков – огорчение по поводу неурядиц в семье».

В народе мак часто используют как защиту от напастей, от нечистой силы...

*******
***

Весной, когда пробуждается все живое, распускается и цветок мака. Цветки – как бабочки, такие же легкие и нежные, трепетные, яркие, и также недолговечные. Стебельки невидимой величины с очень сильным ароматом.

«Какие чудные цветки!, - восклицала пятилетняя Наденька, оказавшись среди высоченных стебельков красных маков.

Наденька в белоснежном платьице в мелкий красный горошек, распущенные волосы цвета спелой ржи, убегает от мамы, и прячется в маковом поле. Затерявшись меж высоких стеблей цветков мака, Наденьке видно на голубом-голубом небе с белоснежными облаками веселое солнце, и жаворонок, вьющийся над маковым полем. Всюду трещали сотни невидимых кузнечиков. Недалеко синеет молодой овес, белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками.

Проживали они в поселке одной железнодорожной станции. С красивой живописной природой: приходом лета заливистое пение птиц, аромат черемухи под окном, радостное порхание бабочек. Еще «горячим хлебом пахнет в каждом доме нашем. И бежит куда-то под горой река. И дорогу гуси переходят важно. И в овраге шмель мохнатый пьет росу с цветка». В пору сенокоса - одурманивающий запах свежескошенной травы.

Еще в саду красные маки! Любила Наденька затеряться среди цветков мака, любоваться их красотой, а потом, когда осыпались лепестки, и появлялись маковые головки, каждый день проверяла – не поспели ли они. Никакими словами не передать то очарование и колдовство, которое вдруг окрыляют сердце!

Об одном упоминании маковом поле, о маках, в воздухе витает запах свежеиспеченных маминых булочек с маком. Ароматный и притягательный. Наденька не ходила в детский сад, время проводила дома с мамой. Особенно Наденьке нравилось готовить с мамой на кухне. Мамины умелые руки проворно месят тесто, потом готовит либо пирог, либо рулеты с маком. И все это она делала с любовью и радостью, ее руки передавали эту любовь тесту. Потому что, когда откусываешь воздушный кусочек пирога, она словно ощущала мамино тепло и заботу. В то время Наденька, с не совсем еще умелыми ручками, лепила из теста разные фигурки.

*******
***

Наши дни. Надежда не может равнодушно пройти мимо пекарни. Вдруг улавливает поблизости запах выпечки, внутри нее все замирает, возвращая назад в детство, в тот день и час, когда они с мамой готовили пироги и рулеты с маком. Запах выпечки напоминает счастливое детство, когда деревья были большими, были папа и мама, были старшие брат и сестра.

А еще прогулки в поле среди полевых цветов, сокровищ природы, и вдыхать незабываемый аромат цветов!

Хотя многое стерлось из памяти, а это воспоминание – одно из самых ярких и дорогих сердцу...

Copyright: 2016
Свидетельство о публикации № 216102702235

Картинка из Интернет-ресурсов

ВИА «АЛЫЕ МАКИ»

В 2006 году «Алые Маки» получил официальный статус и обрел правовое поле для концертной деятельности см. Андрей Мелик – Художественный руководитель, продюсер и директор коллектива набрал в состав сильных, образованных, имеющий огромный опыт работы музыкантов: Андрей Ознобин – солист - вокалист и гитарист ансамбля, Яна Андреева – клавишные; Андрей Галанин – ударные; Владимир Сытник – гитара, вокал. Основной репертуар ансамбля – лучшие песни 70-х, 80-х, гг. Наши концертные программы:«Любимые песни 70-х», «Наши любимые» и «Дискотека – 80-х». ВИА «Алые Маки» с огромным успехом работали на огромном количестве концертных площадках страны!

Великолепно выстроенная программа, чувство меры и стиля, а также неподдельная искренность исполнения этих нетленных, написанных не «за деньги», а от души, песен, позволяет встать в один ряд с признанными мэтрами российской песенной эстетики. Секрет успеха, и восторженных чувств зрителя, говорит руководитель ансамбля Андрей Мелик , в том, что для нас это не «ноша работы», а удовольствие. ВИА «Алые Маки» - исполнители хитов: Все, что в жизни есть у меня, прощай, Там, где клен шумит, Звездочка моя ясная, Малиновка, Обручальное кольцо, Снег кружится, Птица счастья, Вологда, Беловежская пуща, Не надо печалиться, Льется музыка и многих других.
Мы получаем от своей работы колоссальное удовольствие. Для нас это образ жизни.
Залог нашего успеха в искреннем отношении к зрителю. Подробнее с историей, репертуаром и аудио, видео, фото материалами творчества ансамбля - вы сможете ознакомиться на официальном сайте ансамбля:

ИЗ ИСТОРИИ:

Отец руководителя ансамбля внес огромную лепту в общую «чашу», что называется – хранительницу времен, Общую Советскую Песенную Историю - свой неоценимый вклад. Мелик Сергей Христофорович - член Союза композиторов, дирижёр театра эстрады, заслуженный артист РСФСР, художественный руководитель мастерской эстрадных инструменталистов "Москонцерта" с 1970 по 1980 гг. - http://kkre-7.narod.ru/melik.htm , При его непосредственном участии зародились и обретали мастерство такие ансамбли, как «Самоцветы» Юрия Маликова, «Поющие сердца» Виктора Векштейна, «Веселые ребята» Павла Слободкина, ВИА "Экспресс" Алика Пульвера http://popsa.info/bio/234/234b.html ,"Акварели" Тартаковского, «Лейся песня», «Пламя», «Верные друзья», «Акварели» и др. Благодаря песням С. Мелика и его коллег, других бессмертных авторов 70-х, страна обрела те песни, которые до сих пор, что называется «строить и жить помогают» звуча во всех уголках страны:

Время (С.Мелик-И.Кохановский) в исполнении-ВИА "Музыка" .

Знакомый мотив Майя Кристалинская .

Не надо (С.Мелик-Ю.Гарин) в исполнении- ВИА "Поющие сердца".

О, море (С.Мелик-Э.Уразбаева) в исполнении- Ара Арсенян .

Первое танго Мария Кодряну .

Подожди (С.Мелик-О.Гаджикасимов) в исполнении-Валерий Ободзинский .

Песни, реализуемые ФГУП «Фирма Мелодия» :

Неотправленное письмо (С.Мелик-О.Гаджикасимов) в исполнении-Валерий Ободзинский.

Отчего ты молчишь (С.Мелик-О.Гаджикасимов) в исполнении- Олег Ухналёв .

Солнечный луч (С.Мелик-Я.Гальперин) в исполнении-ВИА "Самоцветы"

Продолжение династия получила в деятельности

Мелика Андрея Сергеевича:

http://www.almaki.ru/istoriya.htm

http://zakaz-artista.ru/fotootchet

  • «ВИА «АЛЫЕ МАКИ» - КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАХОДИТ»
  • ГРУППА АЛЫЕ МАКИ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ
  • Летная погода для "АЛЫХ МАКОВ"
  • Вы знаете и помните их песни
  • АЛЫЕ МАКИ АНДРЕЯ МЕЛИКА
  • 25 февраля в РДК, с большим успехом прошел концерт ВИА «Алые Маки»
  • Неизменно теплый прием
  • На сцене РДК – ВИА «Алые Маки»
  • Концерт ВИА "АЛЫЕ МАКИ" прошёл с большим успехом
  • 7 ноября 2014 года в ГДК города Шарыпово прошел гала-концерт
  • ВИА «Алые Маки»
  • Концерт легендарного ансамбля "Алые маки"
  • Встреча с песней
  • Если бы кому-то из поныровцев в начале и середине 80-х годов сказали, что в местном Доме культуры будет выступать вокально-инструментальный ансамбль «Алые маки», он бы не поверил.

Символом чего являются красные маки? Можно практически с полной уверенностью ответить, что многие из нас ни разу в своей жизни не задавались этим вопросом. А ведь огромное огненное "море", на котором ветер создает алые волны, - зрелище настолько прекрасное, что смотреть на него можно бесконечно. У всех народов и во все времена этот цветок был многогранным символом. О нем существует много легенд и мифов, его посвящали богам и применяли в медицине. Красный мак - символ чего? Что он значил в античности, на Востоке, а в наше время? Пришла пора узнать об этом.

Египет

Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования. Когда-то крестьяне под Фивами культивировали тот вид мака, который выращивается сегодня у нас. Высшие сословия могли догадываться о том, что цветок имеет наркотические свойства, а простые люди успокаивали маковой водой использовали его в качестве болеутоляющего средства. Из-за своей красоты мак стал символом египетских захоронений, даже сегодня цветы находят в гробницах.

Античность

Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак. Грустно, конечно, но красный мак - символ чего еще? Согласно другой легенде, мак создал Гипнос для того, чтобы успокоить Деметру, дочь которой похитил Аид. Гипнос напоил ее отваром из этого цветка, она утешилась. Даже сегодня ее статуи украшают этими алыми цветами. В то же время мак был и символом плодородия ввиду хорошей всхожести семян.

Восток

В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости, дикий цветок намекал на желание интимной связи. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли. В ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты. Однако позже он стал символом доступных женщин и публичных домов. В начале XIX века, после «опиумной войны», курение этого наркотика стало настолько популярным, что цветок стали ассоциировать со злом и распадом.

Красный мак - символ чего в средние века?

В своих кровожадных и мрачных традициях христианство объявило мак знаком того, что скоро наступит Страшный суд. Цветок, по убеждениям того времени, напоминал о страшных страданиях Христа, а также являлся символом безразличия и невежества. В день, когда происходило Сошествие Святого Духа, церкви украшали маками, а дети во время процессии несли цветы, рассыпали лепесточки. Следом шествовал священник со святыми дарами. В XVI веке появился трактат врача Теодоруса Якоба с предупреждением о том, что нельзя чрезмерно употреблять семена цветка и остальные его части.

Новое время

Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат. Очень правдоподобно это выглядело во времена после Первой мировой войны во Фландрии. Тогда после захоронения погибших воинов поля неожиданно стали алыми. В то время профессор Мойна Михаель превратила мак в символ благотворительности. Она продавала цветы, а деньги отдавала ветеранам и инвалидам войны.

Алый цветок сегодня

А сегодня красный мак - символ чего? Например, по сей день этот цветок является эмблемой Британского легиона. Каждый год осенью искусственные цветы продаются как напоминание о тех, кто пал в вооруженных конфликтах и двух мировых войнах. В Украине, например, мак ассоциируется с плодородием и бескрайними просторами. Лепестками посыпали чтобы у молодых было здоровье и много детишек. Также в этой стране красный мак - его с недавних пор решили использовать на всех официальных мероприятиях.

Татуировка с алым цветком

О том, что цветы, изображенные на теле, имеют большое значение, знают все. О чем же говорит в таком случае красный мак? Татуировка с этим цветком всегда была связана со смертью или сном. А эти два понятия находятся слишком близко друг к другу, например, часто дублирует состояние смерти, так сложно их отличить. Это все очень странно, а над разгадкой тайны люди думают не одно десятилетие.

Еще одно значение такого рисунка на теле - это правда, преданность, верность. Решая украсить тело маком, подумайте, стоит ли это делать. Какой бы смысл вы ни вложили в рисунок сами, всегда останутся какие-то неведомые нам тайны и значения.

Заключение

Как мы видим, история богата не только событиями, но и такими немаловажными легендами и поверьями о Каждый народ трактовал этот прекрасный цветок по-своему, значения не просто разные у всех, порой они даже противоречат друг другу. Давайте же остановимся на том, что это символ счастья, молодости и плодородия! Будем верить в лучшее - значит, так и случится!

Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала"
Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: Урок-практикум
Цели урока:
Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
закрепить правило написания приставок.
учиться находить слова с данными приставками,
уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.
развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний,
Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.
формировать у детей любовь и преданность Родине;
развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
- Здравствуйте, ребята!
2.Сообщение темы и целей урока
- Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок”. Сегодня мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками, находить их в предложениях, употреблять в речи.
-А для чего это вам нужно?
Запишем в тетрадях число, тему урока.
3.Проверка домашнего задания
Дома вы работали с 348-м упражнением и сейчас мы проверим, как вы справились с этим заданием.
(первые 5 словосочетаний записывает один ученик на доске, а остальные словосочетания учащиеся зачитывают по цепочке,
Смех- рассмешить друга, зубы- беззубый дед, забота- беззаботный ребёнок
Сохнуть- рассохшийся ствол, сердечный –бессердечный поступок,
Шуметь- бесшумная комната, сон –бессонные дни, жевать- изжёванный
Жарить- изжарить курицу, жир- обезжиренное молоко,
Зябнуть- иззябшие руки, смысл- бессмысленная речь,
закон- беззаконное действие, защита- беззащитный человек
жизнь- безжизненная бледность, спрашивать- расспросить о делах.
- На какие группы делятся приставки?
- Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры
-Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
-2й ученик работает у доски, вставляя пропущенные орфограммы в слова с чередующимися гласными в корнях.
Предл..А гать Р..Осток
Сл..О жить вырАщу
Распол..Ожение зар..Осли
Возл..А гать р..Астение
-От чего зависит выбор написания чередующейся гласной в корне?
-Назови исключения.

Индивидуальная работа по карточкам
3й ученик работает с индивидуальной карточкой
Индивидуальная карточка
Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически их выбор.
1) Ласковым словом и камень раСтопишь.
2) БеЗдонную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не) иСпортишь.
4) Моря веслом (не) раСплещешь.
5) Маленькое дело лучше большого беЗделья.
6) Огонь тушат пока (не) раЗгорелся.
4. Работа с текстом (текст выведен на слайд)
Задание. 1.Прочитайте текст. Определите тему (о чём говорится?) и основную мысль (что говорится?) текста.
Алый Мак в поле
Пошли две девочки в поле. Идут они полем и видят: цветет Алый Мак. Подошли девочки к цветку и спрашивают:
– Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зеленой травы?
А цветок говорит:
– Здесь во время Отечественной войны пролилась кровь солдат. Чтобы люди не забыли, на этом месте я и вырос.
Девочки низко поклонились цветку Мака. Он такой же алый, как кровь героя.
– Может быть, здесь прошел мой дедушка? – тихо промолвила девочка с синими глазами… (В.А. Сухомлинский.)

В данном тексте мы встретились со словом герой, а кто такой герой?
-Кого вы считаете героем и почему?
-Некоторым я давала задание индивидуально поработать со словарём и найти лексическое значение слова «герой». Зачитайте то значение, которое соответствует слову в нашем тексте.
(ГЕРОЙ | Толковый словарь Ожегова
-я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
2. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. * Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.. Город-герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воины. Крепость-герой - почетное звание, присвоенное Брестской крепости.)

Ребята, кто знает, какой праздник отмечался 9 декабря?(День Героев Отечества)
А вот у Вовы было индивидуально задание- найти сведения об этом празднике. Давайте послушаем, что он выяснил.

(Сообщение ученика –День Героев Отечества хотя и признан общенациональным праздником, красным днем календаря пока не значится. Да и знают о нем немногие. Тем не менее, подобный праздник в России существует и приходится на 9 декабря. И отправная его точка ведется с 1769 года, когда Екатерина || учредила орден Святого Георгия - высшую военную награду России. Прерванный в 1917 году, этот праздничный день был возобновлен в 2007 году. Равно, как и орден Святого Георгия, который обрел свой прежний статут с 2000 года. Правда теперь высшей государственной наградой России является «Золотая звезда» Героя РФ, которая была учреждена президентским указом от 20 марта 1992 года.)

Теперь вернёмся к тексту и выпишем из него слова с неизменяемыми приставками, выделяя их.(пошли, подошли, вырос, пролилась, прошёл, промолвила)

5. Закрепление изученного материала
-Сейчас мы с вами вспомнили неизменяемые приставки, а ещё какие есть приставки?
Теперь поработаем с приставками на з-, с-
1. Творческий диктант.
(один ученик работает у доски)
Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
-Заменить существительное с предлогом на прилагательные с приставками на з- (с-) .
1.Герой без страха (бесстрашный)
2.Победа без конца (бесконечная)
3. Сражение без заветов (беззаветное)
4. Поступок без смерти (бессмертный)
5. Мужество без границ (безграничное)
6. Небо без звёзд (Беззвёздное)
-От чего зависит условие выбора приставки з- или с-??
2.Работа с текстом. Комментированное письмо
- Работа в тетрадях. Записываем 1 предложение, комментируем, а из 2 и 3 выписываем слова с пропущенными орфограммами.
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
(Учащиеся записывают, комментируют правописание приставок)
3) Графический диктант (запишите в столбика только буквы з- или с- из приставок)
1. бе…Зболезненный ра…Зжимать
2. в…Здыхать в…Скрикнуть
3. бе…Зжалостный бе…Зграничный
4. бе…Сцельный во…Звышенность
5. ра…Списание ра…Звалиться
6. ра…Здарить во…Знаграждение
(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)
6. Лингвистическая физминутка
- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой «Приставки на з-с» , если в слове нужно написать С, вы- хлопните, если З – топните.
Сделать, раСписание, раЗрезать, раСсчитать, раЗбег, раЗлив, иСпечь, раЗдать.
5. “ Цветной диктант”
- Теперь повторим правописание приставок. Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные строки прямоугольник и возьмите цветные карандаши или ручки. Итак, если в приставке пишется з-, то оставляйте сектор белым, если приставка с-, то закрашивайте сектор синим цветом, если слова с неизменяемыми приставками, то -красным цветом.

1 3 6
2 7 9
5 4 8
1. возложить цветы 3. беззаветно предан 6. вознаграждение за победу
2. народное восстание 7 бескорыстный друг 9. воссоединение стран
5.поддержать в трудную минуту 4. отблагодарить ветеранов 8.подписать договор
- Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)
-У нас получилось три цвета, а что напоминает вам сочетание этих цветов?(Флаг РФ)
6.Творческая работа
Записать пословицу и письменно объяснить, как вы понимаете её смысл
Расставаясь с другом, плачут семь лет, расставаясь с Родиной - всю жизнь.
-Какие ещё пословицы вы знаете, в которых встречаются слова с приставками на з(с)?

4.Итог урока.
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
- За работу на уроке получают оценки следующие ученики….

Сегодня мы с вами повторяли правило и одновременно рассуждали о любви к Родине.
VI. Домашнее задание.
Напишите рассуждение на тему «За что я люблю свой край"
Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
6. Рефлексия
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Было ли интересно?
Были ли вы активны?
Было ли трудно?
Сумели ли вы показать свои знания?