Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Многовариантность общественного развития типы обществ егэ. Типы общества. И. Валлерштайн представил общество в виде большой капиталистической системы, в которой есть свои структурные элементы

Продолжаем прорабатывать вводную тему «Общество». Сегодня решим несколько заданий на тему «Типы обществ» . Напоминаю, что мною используются только «боевые» варианты, уже апробированные на ЕГЭ разных лет. Это значительно повышает наши шансы на то, что подобные задания встретятся в ЕГЭ-2015, так как они входят в закрытый сегмент ФИПИ.

Решаем задания к занятию «Типы обществ»

Итак, несколько заданий к разобранной нами теме

Решим задания части 1.

ЕГЭ-2008. Задание А2. Какой признак свойственен индустриальному обществу?

1) влиятельность религиозных институтов

2) натуральный характер хозяйства

3) преобладание сельского хозяйства

4) возрастание ценности научной информации

Вспоминаем. Рассуждаем. Крайняя религиозность, аграрный характер производства — признаки традиционного общества. Соответственно, ответы 1 и 3 не правильны.

Далее, запоминаем термин. Натуральное хозяйство — это производство для собственного потребления. Для индустриально и постиндустриального общества оно не характерно, так как вся продукция является товаром, производится на продажу. Итак, ответ 2 тоже не правильный , правильно 4 — возрастание ценности научной информации.

ЕГЭ-2008. Задание В4. В приведённом ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:

1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2) развитие крупной машинной промышленности

3) преобладание ручного труда

4) основа производства – знания, информация

5) неграмотность большинства населения

6) основной вид экспорта – средства производства

7) основной вид экспорта – сырьё

Вспоминаем занятие 3. Рассуждаем. Доиндустриальное — это синоним традиционного, так как оно предшествует индустриальному. Оно аграрное, поэтому правильно 1, не правильно 2, правильно 3, не правильно 4 . В традиционном обществе уровень образованности большинства населения крайне низок, вариант 5 верен.
Средства производства — это оборудование, станки, механизмы. Следовательно, 6 характерно для индустриального общества, 6 не верно. Сырье — это продукты земледелия, охоты, но не промышленного производства. В постиндустриальном обществе господствует сфера услуг. Поэтому методом исключения, вариант 7 верный.

Итак, наш ответ 1357. Обратим внимание, что записываем его мы именно так, по возрастанию и без запятых и пробелов, как требует от нас процедура ЕГЭ! Иначе, при машинной проверке, которой обрабатывается бланк ответов №1, ответ не будет считан верно.

И задание части 2.

Задание 33 (С6 в формате ЕГЭ 2014). Приведите три признака постиндустриального (информационного) общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

Вспоминаем Занятие 3. Рассуждаем. Для начала выберем любые три признака постиндустриального общества. Возьмем:
1) развитие образования — непрерывное, 2) основа производства — информация, 3) решаются экологические проблемы.

Теперь нам требуются конкретные примеры! Это значит, предельно доведенные до понимания социальной реальности. Проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Итак, 1) Учитель математики Станислав Иванович в прошлом году прошел двое курсов повышения квалификации, в этом году ему предстоит пройти курсы в Москве по работе с интерактивными досками.

Видим, что применяется конкретика (учитель чего? как его зовут? где он пройдет курсы? что он изучит?). Показана непрерывность образования в связи с развитием новых технологий (интерактивные доски).

2) Билл Гейтс создал программу Windows, которая позволила его компании Microsoft получить преимущество на рынке компьютеров.

Показываем компьютерную технологию (информация) как основу производства конкретной фирмы.

3) Автопроизводители многих развитых постиндустриальных стран выпускают автомобили на электрических двигателях, более экологичные и менее загрязняющие воздух. Например, в России готовится к выпуску «Ë-мобиль».

Применяем оборот НАПРИМЕР, показывая нашу готовность привести КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР!

В комментарии к занятию и в нашей группе

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 1 вариант

1 . Для традиционного общества характерно (-а)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) значительная роль религии

4) индустриальное производство

2 . Характерной чертой западной цивилизации является

1) длительное сохранение традиций

2) активное внедрение инновационных технологий

3) низкая социальная мобильность

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

3 . Скачок в развитии производительных сил, состоящий в переходе от мануфактуры к машинному производству – это:

1) научно-техническая революция

2) индустриализация

3)научно-технический прогресс

4) промышленный переворот

4. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. Для традиционного общества характерны высокая социальная мобильность, преклонение перед наукой, приоритет личности перед коллективом.

Б. В индустриальном обществе производство имеет массовый характер.

5 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это:

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция

6 . Верны ли суждения:

А) О. Шпенглер подчёркивал изолированность и самостоятельность цивилизаций

Б) По его мнению, цивилизация есть расцвет культуры, развитие её творческих сил

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . Цивилизация понимается как:

1) совокупность производственных отношений

2) совокупность общественных ценностей

3) способ производства

4) система господства

8 . Ниже приведены термины, связанные с восточными философскими учениями. Выпишите термин, который выпадает из этого ряда.

Веда, реинкарнация, йога, дао, гуманизм, логос.

9. Заверши фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это….»

10 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как ______ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются общественной жизни и социальные институты. Выделяют четыре сферы, которые находятся в тесной взаимосвязи, т.к. поддерживают необходимую ______ (Б) общества. ______ (В) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____ (Г), а также управление совместной _____ (Д) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность.

11 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общественные отношения». Составьте два предложения с этим понятием.

(1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (5) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

13 . Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 2 вариант

1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1) добывающей промышленности

2) обрабатывающей промышленности

3) сельского хозяйства

4)информации и информационных технологий.

2 . При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) личность стала подчиняться общине

2) выросла социальная мобильность

3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

3 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны.

4 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция.

5 . В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял

1) Ростоу

2) Тоффлер

3) Тойнби

4) Маркс.

6 . Верны ли следующие суждения:

А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути.

Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии

1) деление общества на классы

2) развитие производительных сил

3) уровень развития культуры

4) отношения собственности.

8 . Найдите в приведённом ниже списке общественные явления

1) возникновение государства

2) переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) изменение климата на планете

4) формирование наций

5) традиции и обычаи

6) способность человека к чувственному познанию

7) генетическая предрасположенность человека к заболеваниям.

9 . Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда:

Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.

10 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация». Составьте два предложения с этим понятием.

11 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(A) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (B) Но знание о человеке все ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

12 . Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

13 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ____(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и _____(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ____ (В), для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ____ (Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ____ (Е)».

1) постиндустриальное общество

2) отношения

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


Общество (в широком смысле слова) - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи .

В узком смысле, общество - это:

  1. Группа людей, объединенных одним интересом и деятельностью (кружок шахматистов, клиенты фитнес-клуба)
  2. Отдельное, конкретное общество какой-либо страны (русское общество, английское, испанское)
  3. Этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное)

В любом обществе различают четыре сферы:

  1. Экономическую (производство материальных и духовных благ, обмен, торговля, денежные отношения)
  2. Социальную (отношения между группами людей, забота о населении - услуги образования, медицины, социальная защита)
  3. Политическую (управление обществом)
  4. Духовную (искусство, ралигия, мораль, наука)

Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами, а также внутри них.

Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование.

Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их деятельности и обеспечивающая фундаментальные человеческие потребности.

Человеческое общество не статично. Оно постоянно меняется. Когда-то, к примеру, существовало рабство и это не осуждалось, тогда как сейчас - все ровно наоборот. Когда-то большинство людей были сельскими жителями, занимавшимися земледелием, в то время как сейчас городские жители превысили количество сельских.

Иными словами, общество развивается, меняется, ученые пытаются выявить причины изменений и дать названия старым и новым обществам.

В XX веке американский социолог Даниел Белл предложил делить все известные человеческие общества на три типа: доиндустриальное (=традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (=информационное).

Традиционное общество существовало в рабовладельческую и сменившую её феодальную эпоху. Основным занятием людей было земледелие. На следующем историческом этапе - в эпоху капитализма - на смену традиционному обществу приходит аграрное. Люди по-прежнему занимаются земледелием, но оно уже не главная сфера экономики, главная - промышленность. Постиндустриальное общество возникло совсем недавно - в 1970-х гг. XX в. Оно развивается в экономически сильных странах, в отсталых государствах общество по-прежнему индустриальное или даже традиционное. Главная сфера постиндустриального общества - сфера услуг (вытеснила сельское хозяйство и промышленность).

В вопросах на тему типов общества в ЕГЭ проверяется знание черт всех трёх обществ. Их следует выучить и не путать.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии
  2. Преобладание сельского хозяйства
  3. Сословный строй
  4. Низкая социальная мобильность
  5. Преобладание ценностей коллективизма
  6. Влияние церкви на общественную жизнь
  7. Патриархальная семья

Характерные черты индустриального общества:

  1. Преимущественное развитие промышленности
  2. Серийное машинное производство и автоматизация
  3. Превращение науки в общественный институт
  4. Рождение массовой культуры
  5. Классовый строй
  6. Предоставление прав и свобод людям

Характерные черты постиндустриального (информационного) общества:

  1. Развитие сферы услуг
  2. Единицей товара становится информация (=знания)
  3. Развитие информационных технологий
  4. Профессиональное деление общества
  5. Широкое использование компьютерных технологий
  6. Глобализация экономики
  7. Осуществление научно-технической революции
  8. Доминирование семьи партнерского типа

** Определения по теме приведены по пособию Баранова, Воронцова, Шевченко "Полный справочник для подготовки к ЕГЭ"

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.