Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Оформление разрешения на строительство (кроме оопт и окн). Оопт - это особо охраняемые природные территории. виды оопт и их назначение Оопт местного значения

1. К особо охраняемым природным территориям в городе Москве относятся особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий.

2. К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. К озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;

2) озелененные территории ограниченного использования;

3) озелененные территории специального назначения.

4. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить земельные участки, которые зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях воссоздания утраченных, восстановления деградированных особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий или в целях создания новых озелененных территорий.

5. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить территории объектов культурного наследия, в том числе памятников ландшафтной, садово-парковой, усадебной архитектуры, границы, режимы охраны и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

6. В границах территорий объектов культурного наследия могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

7. В границах озелененных территорий могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, настоящим Кодексом.

2. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.

3. Проекты документов, указанных в части 1 настоящей статьи, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Границы особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий устанавливаются, изменяются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, охраны окружающей среды, экологической экспертизы, с учетом документов, указанных в части 2 статьи 52 настоящего Кодекса, а также с учетом проектов планировки территории.

2. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве

1. В целях устойчивого развития города Москвы, защиты права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, создания условий для сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории устанавливаются показатели баланса площадей особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны. Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

1) ко всей территории города Москвы;

2) к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;

3) к территориям функционально-планировочных образований.

2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи.

Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

2. В соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют:

1) функциональное назначение территории;

2) требования и ограничения в части благоустройства территории;

3) требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:

а) необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;

б) необходимых для обслуживания посетителей;

в) иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;

4) иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

3. Режимы регулирования градостроительной деятельности могут быть установлены применительно ко всей особо охраняемой природной территории, природной и озелененной территории или частям указанной территории.

4. Части особо охраняемых природных территорий, в пределах которых допускается размещение объектов капитального строительства, должны быть выделены в правилах землепользования и застройки в качестве отдельных территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты.

5. Применительно к зонам, участкам территории особо охраняемых природных территорий, природных территорий, предназначенным для рекреационного использования, размещения объектов, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, применительно к озелененным территориям общего пользования режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, и в соответствии с региональными нормативами.

6. Применительно к озелененным территориям ограниченного использования, озелененным территориям специального назначения режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны и использования природных и озелененных территорий, техническими регламентами, требованиями к использованию территорий в зонах с особыми условиями использования территорий, а также в соответствии с региональными нормативами.

7. Режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории.

Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. На чертежах в составе проектов планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий должны быть отображены границы зон, участков территории с установленными в соответствии с законодательством режимами охраны, режимами использования этих территорий, режимами регулирования градостроительной деятельности.

2. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. Утратила силу.

4. Разработка градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на особо охраняемой природной территории, природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства осуществляется только при условии, что применительно ко всей этой территории установлены режимы охраны, режимы использования, режимы регулирования градостроительной деятельности. В градостроительном плане указанного земельного участка должны быть определены ограничения использования земельного участка, объекта капитального строительства, необходимые для соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории.

Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Разработка проектной документации объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории. Проведение государственной экспертизы указанной выше проектной документации является обязательным.

2. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на природных, озелененных территориях является обязательным.

3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:

1) орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, проводит проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, в том числе в части требований охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, а также соответствия указанных работ проектной документации, в том числе положениям проекта организации строительства, указанным в части 1 настоящей статьи;

2) орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечивает государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий, природных, озелененных территорий в целях предотвращения нарушения режимов охраны указанных территорий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
      • Статья 46.
      • Статья 47.
      • Статья 48.
      • Статья 49.
      • Статья 50.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71.
      • Статья 72.
      • Статья 77.
      • Статья 78.

Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3% территории РФ. Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе

Виды ООПТ и их назначение

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории:

1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)

2. Национальные парки

3. Природные парки

4. Государственные природные заказники

5. Памятники природы

6. Дендрологические парки и ботанические сады

7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Текущая страница: 6 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Глава 5
Городские земли как объект особой охраны

5.1. Охрана земель особо охраняемых природных территорий

Одним из важных направлений использования данных оценки состояния и мониторинга земель является их применение в разработке мероприятий по охране земель. Мероприятия по охране городских земель от негативных процессов, осуществляемые на землях различного назначения и классификационной принадлежности, рассмотрены подробно (Сизов А.П., 2009). Ниже будет дана характеристика земельноохранных мероприятий, осуществляемых на территории земель, подлежащих особой охране. Такие земли, являющиеся экологическим и историко-культурным каркасом городской территории, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством могут выделяться в качестве территориальных зон особо охраняемых территорий (Земельный…, 2001; Градостроительный…, 2004). В зоны особо охраняемых территорий включаются земельные участки, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историкокультурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Данные участки изымаются решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для них устанавливается режим особой охраны.

Наиболее важными компонентами земель, относящихся к зонам особо охраняемых территорий, являются земли особо охраняемых природных территорий 12
Далее – ООПТ.

И земли объектов культурного наследия 13
Далее – ОКН.

5.1.1. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий

По мере роста городов возрастает потребность жителей в природном окружении; эта потребность становиться тем острее, чем стремительнее протекает урбанизация. Всё большее число людей считают естественную окружающую среду важнейшей основой качества их жизни. Формирование ООПТ, состав объектов, относящихся к ним, и содержание природоохранных мероприятий регулируются природоохранным законодательством (Об особо., 1995).

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны._

С учётом особенностей режима охраны территории и статуса объектов установлены следующие категории ООПТ :

1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные (для территории населённых пунктов не характерны);

2. Национальные парки;

3. Природные парки;

4. Государственные природные заказники;

5. Памятники природы;

6. Дендрологические парки и ботанические сады;

7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются объектами федеральной собственности.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные, для территории населённых пунктов не характерны.

Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории14
Акватория (от лат. aqua – вода) – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Могут быть федерального или регионального значения.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Могут быть федерального или регионального значения.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Могут быть федерального или регионального значения.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям . Используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами . Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Органами государственной власти РФ, её субъектов или органами местного самоуправления могут устанавливаться и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). Для защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

5.1.2. Режимы особой охраны особо охраняемых природных территорий

Охрана земель ООПТ в городских условиях включает следующие мероприятия:

♦ ограничение хозяйственной деятельности;

♦ наблюдение за состоянием ООПТ;

♦ осуществление мероприятий по поддержанию ООПТ в состоянии, соответствующем их назначению;

♦ реализацию комплексных программ, направленных на охрану ООПТ;

♦ экономическое стимулирование деятельности по охране ООПТ, в том числе установление льгот по налогообложению;

♦ привлечение к ответственности за несоблюдение режима охраны и использования ООПТ и иные мероприятия.

Хозяйственная деятельность на ООПТ резко ограничена. По возможности её ведения выделяются 3 группы участков:

♦ участки, на которых не допускается хозяйственная деятельность;

♦ участки, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность;

♦ участки, на которых допускается хозяйственная деятельность в природоохранных целях.

На территории всех 3 х групп участков ООПТ не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

♦ искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

♦ возведение объектов капитального строительства, не связанное с природоохранными целями;

♦ проведение работ, приводящих к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов;

♦ применение солей в качестве противогололедных средств;

♦ нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу или являющихся редкими на конкретной ООПТ;

♦ разведение костров, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;

♦ заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения в целях предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);

♦ использование земель для садоводства и огородничества;

♦ повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;

♦ самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков ООПТ;

♦ умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;

♦ пребывание посетителей с различными видами орудий для отстрела или отлова животных;

♦ проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест;

♦ изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс;

♦ несанкционированное размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети;

♦ выгул собак в границах заповедных участков ООПТ;

♦ въезд и передвижение транспортного средства в нарушение установленного порядка.

В целях дифференцирования режимов охраны и использования осуществляется зонирование ООПТ на основании проекта планировки в соответствии с установленной категорией ООПТ. К основным зонам и участкам ООПТ в городских условиях относятся следующие (Об особо…, 2001):

заповедные участки, предназначенные для сохранения (восстановления) представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы;

зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия;

учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения;

рекреационные центры, предназначенные для массового отдыха населения;

физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий физкультурой;

прогулочные зоны;

административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения и функционирования объектов, обслуживающих ООПТ;

участки сторонних землепользователей (предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной и использованием ООПТ и не противоречит установленному режиму);

зоны охраняемого ландшафта.

В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны ООПТ и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования.

5.2. Охрана земель объектов культурного наследия
5.2.1. Общая характеристика объектов культурного наследия

Состав объектов культурного наследия и содержание охранных мероприятий на землях, занимаемых этими объектами, регулируются градостроительным и специальным законодательством (Об объектах…, 2002).

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Выделяется три основных вида ОКН .

Памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека).

Ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы памятников, строений и сооружений различного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов. Достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, могут быть отнесены к историко-культурным заповедникам .

ОКН регистрируются в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющем собой государственную информационную систему, содержащую соответствующие сведения об ОКН. ОКН, как и ООПТ, по своему историко-культурному значению подразделяются на объекты федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Правительство РФ может принять решение о признании ОКН федерального значения особо ценным объектом культурного наследия народов РФ. ОКН, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия. Такие ОКН включаются в Список всемирного наследия, курируемый Комитетом всемирного наследия при ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

ОКН подлежат государственной охране, а земельные участки в границах территорий ОКН приобретают особый правовой режим в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

5.2.2. Охрана земель объектов культурного наследия

В целях обеспечения сохранности ОКН в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия : охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности ОКН в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию15
Регенерация (от лат. regeneratio – возобновление, возрождение) – восстановление, возвращение к исходному состоянию.

Историко-градостроительной или природной среды ОКН.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с ОКН.

Необходимый состав зон охраны ОКН определяется проектом зон охраны ОКН. Порядок разработки таких проектов, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством РФ. Границы зон охраны ОКН, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта в отношении ОКН федерального значения – органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны ОКН, а в отношении ОКН регионального и местного (муниципального) значения – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в связи с наличием ОКН или потенциальной возможностью такого наличия имеют свои особенности (Об объектах…, 2002).

Проектирование и проведение таких работ осуществляются при отсутствии на данной территории ОКН, а при их наличии – при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН. Проектирование и проведение таких работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения на осваиваемой территории объекта, обладающего признаками ОКН. При этом в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения последних в реестр ОКН, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны ОКН, об обнаруженном объекте.

Состояние земель контролируется соответствующими органами охраны ОКН, которые обязаны проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию ОКН, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ их сохранения.

5.2.3. Охрана земель исторических поселений

Высокая концентрация ценных ОКН в населённых пунктах может служить основанием для установления их особого статуса. Историческим поселением в РФ признаётся населённый пункт городского или сельского типа, в границах территории которого расположены разнообразные ОКН (памятники, ансамбли, достопримечательные места), а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов РФ, их вклада в мировую цивилизацию.

В исторических поселениях государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты (планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами, объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, их соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты). Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в исторических поселениях подлежит особому регулированию и должна осуществляться лишь при условии обеспечения сохранности всех ОКН и вышеуказанных исторически ценных градоформирующих объектов.

Охрана земель исторических поселений обеспечивается особым регулированием градостроительной деятельности в них, осуществляемым путём проведения, под контролем соответствующих органов охраны ОКН и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности, комплекса следующих мероприятий:

составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований историкокультурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;

разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности ОКН и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.

Наступающий 2017 - Год особо охраняемых природных территорий. Соответствующий Указ был подписан 1.08.2016 Президентом. Особо охраняемые природные территории и объекты являются общенациональным достоянием. Они представлены в виде участков, поверхности воды и воздушного пространства над ними. В их пределах располагаются комплексы, имеющие культурную, научную, рекреационную, эстетическую, оздоровительную ценность. Действующий в стране ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит их перечень и характеристики, устанавливает правила по их использованию.

Категории

В особо охраняемые природные территории России включены:

  1. Заповедные лесные участки.
  2. Заказники.
  3. Заповедники.
  4. Национальные парки.
  5. Курортные и оздоровительные зоны.
  6. Ботанические сады.
  7. Дендрологические парки.

Нормативными региональными или муниципальными актами могут предусматриваться и другие виды особо охраняемых природных территорий .

Ценность

Основное значение особо охраняемых природных территорий - сохранение ценных ботанических, геологических, гидрологических, ландшафтных, зоологических комплексов. По данным международных организаций, на конец 90-х гг. прошлого века во всем мире насчитывалось порядка 10 тыс. крупных ценных участков. Общее количество национальных парков составляло около 2 тыс., а биосферных заповедников - 350. Значение особо охраняемых природных территорий определяется их уникальностью. Они представляют большую ценность для туризма познавательной направленности. Это позволяет рассматривать как рекреационные ресурсы, эксплуатация которых должна строго регламентироваться.

Характеристика

Каждая особо охраняемая природная территория наделяется собственными функциями. В ее пределах предусматриваются специфические правила пребывания, а также порядок использования ресурсов. В иерархической структуре каждая особо охраняемая природная территория обладает способностью предотвратить разрушение и серьезное изменение комплекса либо отдельных его компонентов. Для их защиты от негативных антропогенных факторов на прилегающих участках могут формироваться зоны или округа. В них действует специальный режим особо охраняемых природных территорий.

Заповедники

Они выступают в качестве научно-исследовательских, природоохранных, эколого-просветительских учреждений. Их цель состоит в сохранении и исследовании естественного течения процессов и явлений, уникальных и типичных экосистем, генофонда растительного мира. Заповедники рассматриваются как наиболее распространенные и типичные особо охраняемые природные территории. Животные, растения, экосистемы, недра, расположенные в них, полностью изымаются из оборота и хозяйственного использования.

Предписания

Имущество заповедников относится к категории федеральной собственности. Растения, животные, недра, вода предоставляются во владение учреждений на особых правах. Сооружения, историко-культурные и иные элементы передаются заповедникам в оперативное управление. " не допускает изъятия либо другое прекращения прав на участки и иные ресурсы, находящиеся в их пределах. Положение, определяющее статус конкретного заповедника, утверждается Правительством.

Допустимые мероприятия

Их предусматривает Закон "Об особо охраняемых природных территориях ". В пределах заповедника допускаются деятельность и мероприятия, направленные на:

  1. Обеспечение сохранения в естественном состоянии комплексов, восстановления и предотвращения изменения в них и их элементах под влиянием антропогенных факторов.
  2. Поддержание условий санитарной и противопожарной безопасности.
  3. Предупреждение факторов, способных вызвать бедствия, создающие угрозу жизни населения и местности, где оно проживает.
  4. Выполнение экологического мониторинга.
  5. Реализацию научно-исследовательских задач.
  6. Исполнение контрольно-надзорных функций.

Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Положением. Запрещена любая деятельность, не согласующаяся с задачами заповедника, противоречащая установленным правилам. Не допускается интродукция (переселение) живых организмов для акклиматизации.

Зоны

Особо охраняемая природная территория заповедника, в отличие от национального парка, имеет достаточно ограниченное рекреационное использование. Преимущественно, она служит в просветительских целях. Это положение отражается в функциональном зонировании заповедников. В частности, в их границах выделяют 4 территории:

  1. Заповедного режима. В них представители флоры и фауны развиваются без участия человека.
  2. Научного мониторинга. В этой зоне исследователи осуществляют наблюдения за развитием и состоянием природных объектов.
  3. Экологического просвещения. В этой зоне, как правило, размещают музей. Здесь прокладывают регламентированные тропы, по которым ведут туристические группы для ознакомления с особенностями комплекса.
  4. Хозяйственно-административная зона.

Национальный парк

Эта особо охраняемая природная территория обладает исторической, культурной, экологической, эстетической ценностью. Национальный парк используется в просветительских, научных целях, а также для регулируемого туризма. Объекты, которые находятся в пределах территории, передаются в пользование в соответствии с действующими нормами. Историко-культурные комплексы, находящиеся под государственной защитой, передаются национальным паркам по согласованию с уполномоченными органами.

Нюансы

В пределах некоторых зон национального парка могут располагаться участки сторонних пользователей и собственников. Администрация охраняемых территорий обладает исключительным правом на приобретение земель за счет федеральных средств или иных источников, не запрещенных нормативными актами. Национальные парки являются государственной собственностью. Сооружения, здания, историко-культурные и прочие комплексы передаются администрации в оперативное управление. Конкретный парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Оно утверждается органом, к ведению которого относят территорию, по согласованию с уполномоченной структурой, действующей в сфере охраны природы.

Задачи национального парка

Наряду с природоохранной деятельностью, на территории создаются условия для регулируемого отдыха и туризма. В пределах национального парка устанавливаются специальные зоны:


Заказники

Эти особо охраняемые природные территории России представлены в большом количестве. Заказники действуют почти во всех регионах страны. Отнесение территории к данной категории осуществляется с изъятием участков у пользователей, собственников, владельцев или без него. Заказники могут относиться к федеральному или региональному ведению. Эти территории имеют особое значение для восстановления или сохранения естественных комплексов либо их компонентов, а также для обеспечения экологического баланса. Заказники могут иметь различные цели. Ландшафтные предназначены для восстановления и сохранения комплексов, биологические - для исчезающих и редких представителей фауны и флоры, палеонтологические - для ископаемых объектов, гидрологические - для водных экосистем, геологические - для элементов неживой среды.

Ботанические сады и дендрологические парки

Эти природоохранные учреждения выполняют различные функции. В их числе, в частности, создание коллекций видов растений для обогащения флоры и сохранения ее разнообразия. В ботанических садах и дендрологических парках ведется просветительская, научная и учебная деятельность. Территории, на которых располагаются эти учреждения, предназначены для реализации их прямых задач. Участки передаются в постоянное пользование паркам, образовательным или научно-исследовательским организациям, находящимся в их ведении. Эти учреждения осуществляют введение растений в естественную среду, изучают их экологию в стационарных условиях. Парки и сады разрабатывают научную основу для декоративного садоводства, озеленения, ландшафтной архитектуры, приемы и методы селекции и так далее. Эти учреждения могут относиться к федеральному или региональному ведению. Их создание находится в ведении исполнительных структур власти.

Памятники природы

Эти комплексы считаются самыми распространенными в стране. Памятники природы представляют собой невосполнимые, уникальные, ценные в научном, экологическом, эстетическом и культурном отношении объекты. Они могут быть искусственного или естественного происхождения. В качестве памятников природы могут объявляться участки водного пространства и суши, одиночные элементы. К последним, в числе прочего, относят:

  1. Зоны живописной местности.
  2. Эталонные территории нетронутой природы.
  3. Участки, на которых преобладает культурный ландшафт. Ими, например, являются аллеи, старинные парки, древние копи, каналы и пр.
  4. Места обитания и произрастания реликтовых, ценных, редких, малочисленных и исчезающих животных и растений.
  5. Лесные массивы и их отдельные участки, представляющие ценность по своим характеристикам. Например, на них могут произрастать растения с уникальным породным составом, генетическими качествами, продуктивностью и пр.
  6. Образцы достижений лесохозяйственной практики и науки.
  7. Комплексы, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима.
  8. Уникальные рельефные формы, ландшафты, связанные с ними. К ним, например, относят горы, ущелья, группы скал и пещер, каньоны, моренно-валунные гряды, ледниковые цирки, барханы и дюны, гидролакколиты, гигантские наледи и пр.
  9. Геологические обнажения, обладающие уникальными свойствами и имеющие научную ценность. В их числе, в частности, стратотипы, опорные разрезы, выходы редких пород, ископаемых, минералов.
  10. Геолого-географические полигоны, классические участки, на которых присутствуют особо выразительные следы сейсмических явлений, обнажения складчатых и разрывных нарушений залегания пород.
  11. Участки, на которых располагаются особо ценные либо редкие палеонтологические объекты.
  12. Гидроминеральные естественные комплексы, минеральные и термальные источники, месторождения грязей.
  13. Участки озер, рек, водно-болотных комплексов, морских акваторий, пруды, небольшие речные потоки с поймами.
  14. Береговые объекты. К ним относят косы, острова и полуострова, перешейки, бухты, лагуны.
  15. Отдельные объекты неживой и живой природы. К этой категории относят места гнездования пернатых, растения, имеющие причудливые формы, деревья-долгожители, а также обладающие историко-мемориальной ценностью и пр.

Природные памятники могут обладать региональным, федеральным или местным значением в зависимости от их природоохранной, культурной, эстетической и другой ценности.

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    В качестве заявителей могут выступать застройщики - физические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

    Юридические лица

    В качестве заявителей могут выступать застройщики - юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

    Индивидуальный предприниматель

    В качестве заявителей могут выступать застройщики - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление на предоставление государственной услуги (далее- заявление) заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    заявление заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя)

    Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение (при наличии соглашения) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный

    Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома. (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома

    Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Предоставляется в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Документ составляется в свободной форме.

    Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Кодекса. (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Кодекса (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ). (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Материалы, предусмотренные пунктом 3 части 7 статьи 51 Кодекса и содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации (в случае если такая проектная документация не подлежит экспертизе и отсутствует в информационных системах и ресурсах города Москвы либо в случае проведения экспертизы проектной документации и отсутствия материалов в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ). (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Результаты инженерных изысканий (в случае отсутствия сведений о них в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса (в случае если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена). (оригинал, 1 шт.)

    • Предоставляется без возврата
    Предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется: - в случае если по заявлению Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; - в случае если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы.

    Положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса (заверенная копия, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
    (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - ЕГРЗ)

    Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Предоставляется в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества.
  • Сроки предоставления услуги

    7 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Происходит:

    • выдача разрешения
  • Формы получения

    На WEB сайте

2.25.2.6. Подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением случаев: - подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство до 1 января 2020 г. при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет; - подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в течение одного года с даты приобретения застройщиком прав на земельный участок на основании соглашения о завершении строительства объекта незавершенного строительства и об исполнении застройщиком обязательств перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" , либо приобретения застройщиком прав на земельный участок в порядке, предусмотренном статьями 201_15-1 и 201_15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Основания для отказа в предоставлении услуги

1. При выдаче разрешения на строительство:

1.1. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Кодекса), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

1.2. Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта).

1.3. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.8 , 2.9 , 2.11 , 2.12 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство".

1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

1.5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;

1.6. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

1.7. Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

2. При внесении изменений в разрешение на строительство:

2.1. В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 51 Кодекса;
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктами 2.9.1.1 и 2.11.1 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство", или копий правоустанавливающих документов на земельный участок в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2.9.1.1 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство".

2.2. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.2 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- недостоверность сведений, указанных в заявлении.
2.3. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:
- отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.3 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- недостоверность сведений, указанных в заявлении;
- несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка;
- несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство.
2.4. В случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка:
-отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.9.1 и 2.11 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство";
- несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство;

Несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
2.5. В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия - наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Кодекса.
2.6. Подача заявления менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Основания для отказа в приеме документов

1. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу.

2. Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям.

3. Представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.9 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

4. Представление заявителем документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения.

5.Получение ответственным должностным лицом органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы, включая доступ к Базовому регистру, содержащих противоречивые сведения.

6. Представление документов, утративших силу.

7.Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
8.Заявление и (или) иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные в электронной форме, подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю, представителю заявителя или иному лицу, уполномоченному в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
9.Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного заявления.
10.Наличие противоречивых сведений в интерактивной форме заявления и приложенных к нему копиях (электронных образах) документов.

Ведомство:

(Мосгосстройнадзор)