Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Научная школа ниу мгсу – ведущая научная школа российской федерации! Архив Ведущая научная школа

Анищенко Вадим Семенович - доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, заведующий кафедрой радиофизики и нелинейной динамики физического факультета СГУ.

Перечень кандидатских диссертаций

1. Астахов В.В. Механизмы перехода к стохастичности в генераторе с инерционной нелинейностью (1983)

2. Лечфорд Т.Е. Разрушение квазипериодических колебаний и переходы к хаосу в простых радиофизических системах (1986)

3. Сафонова М.А. Влияние флуктуаций на бифуркации аттракторов в автоколебательных системах (1988)

4. Постнов Д.Э. Регулярные и хаотические процессы в системах взаимодействующих нелинейных осцилляторов (1990)

5. Нейман А.Б. Влияние внешнего шума на бифуркации и хаос в динамических системах малой размерности (1991)

6. Сапарин П.И. Описание и диагностика сложных режимов автоколебаний по экспериментальным данным (1994)

7. Сосновцева О.В. Структура и свойства аттракторов в неавтономных и связанных динамических системах (1996)

8. Шульгин Б.В. Стохастический резонанс в бистабильных радиофизических системах (1996)

9. Янсон Н.Б. Реконструкция динамических систем по экспериментальным данным (1997)

10. Сироткин О.Л. Флуктуации частоты в автоколебательных системах с запаздывающей обратной связью (1997)

11. Хованов И.А. Стохастический резонанс и синхронизация в бистабильных системах, возбуждаемых многочастотным сигналом и шумом (1997).

12. Стрелкова Г.И. Экспериментальные характеристики квазигиперболических аттракторов и квазиаттракторов (1998).

13. Павлов А.Н. Реконструкция динамических систем и их применения (1998).

14. Шабунин А.В. Синхронизация и управление хаосом в связанных колебательных системах (1998).

15. Сильченко А.Н. Синхронизация колебаний в стохастических и хаотических системах (1998).

16. Копейкин А.С. Статистические характеристики стохастических колебаний в нелинейных системах (2002).

17. Окрокверцхов Г.А. Спектрально-корреляционный анализ хаотических автоколебаний в системах с аттракторами спирального и переключательного типов (2005).

18. Ануфриева М.В. Порог синхронизации и стохастический резонанс в системах с негиперболическим хаосом (2006).

19. Николаев С.М. Генерация, разрушение и синхронизация двухчастотных квазипериодических колебаний (2008).

Перечень докторских диссертаций

1. Нейман А.Б. Стохастический резонанс и синхронизация стохастических систем (1997).

2. Астахов В.В. Мультистабильность, синхронизация и управление хаосом в связанных системах с бифуркациями удвоения периода (1999).

3. Постнов Д.Э. Механизмы синхронизации непериодических колебательных процессов в системах взаимодействующих осцилляторов в режимах мультистабильности (2000).

4. Вадивасова Т.Е. Характеристики нерегулярных колебаний в автономных, неавтономных и взаимодействующих системах (2002).

5. Павлов А.Н. Анализ структуры нестационарных, коротких и зашумленных сигналов на основе вейвлет-преобразования (2009).

Монографии

1. V.S. Anishchenko. DYNAMICAL CHAOS - MODELS AND EXPERIMENTS

Appearance Routes and Structure of Chaos in Simple Dynamical Systems. World Scientific, Singapore, 1990. 384 p.

2. В.С. Анищенко, Т.Е. Вадивасова, В.В. Астахов. Нелинейная динамика хаотических и стохастических систем. Фундаментальные основы и избранные проблемы. Изд-во Сарат. Ун-та, 1999. 368 с.

3. V.S. Anishchenko, V.V. Astakhov, A.B. Neiman, T.E. Vadivasova, and L. Schimansky-Geier. Nonlinear Dynamics of Chaotic and Stochastic Systems. Tutorial and Modern Development. Springer, Berlin, Heidelberg, 2002. 374 p.

4. В.С. Анищенко, В.В. Астахов, Т.Е. Вадивасова, А.Б. Нейман, Г.И. Стрелкова, Л. Шиманский-Гайер. Нелинейные эффекты в хаотических и стохастических системах. М.-Ижевск: Институт компьют. Исследований, 2003. 544 с.

5. Анищенко В.С. Сложные колебания в простых системах. 2-е изд., доп. М.: УРСС, 2009. 320 c.

6. В.С. Анищенко, В.В. Астахов, Т.Е. Вадивасова. Регулярные и хаотические автоколебания. Синхронизация и влияние флуктуаций. М.: Изд-во «Интеллект», 2009. 312 с.

Докторская диссертация

«Механизмы развития и свойства хаотическихколебаний в радиофизических системах с конечным числом степеней свободы». Дата защиты - октябрь 1986 г.

Заслуженный деятель науки РФ (1995), Соросовский профессор (1994-2000), лауреат научной премии по физике Международного научного фонда им. А. фон Гумбольдта (1999), академик РАЕН (2002).

Научный руководитель международных и российских грантов на научные исследования (CRDF, Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ, государственная поддержка (грант Президента РФ) ведущей научной школы РФ, автор более 350 научных статей, 19 монографий и учебников, автор 4 патентов на изобретение). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004).

Директор Научно-образовательного центра «Нелинейная динамика и биофизика» СГУ (с 2000 г.), созданного при поддержке CRDF и Министерства образования РФ.

Ведущая научная школа Российской Федерации

Регистрационный номер: НШ-2411.2014.3
Руководители: Академик РАН Бузник Вячеслав Михайлович ; Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Мищенко Сергей Владимирович .

Тема научного исследования: "Разработка научных основ твердофазных технологий получения нового класса композиционных полимерных материалов и изделий конструкционного и функционального назначения для разностороннего технического применения "

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 02.2012.03 ТГТУ "Научные и методологические основы создания наукоемких технологий и инновационного оборудования производства нанопродуктов"
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Мищенко С.В.
Год основания: 2003
Руководитель научной школы: Почетный работник высшего профессионального образования РФ, д.т.н., профессор Ткачев А.Г., заведующий исследовательской кафедрой "Техника и технологии производства нанопродуктов".

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 03.2012.03 ТГТУ "Решение научно-технических проблем жизнеобеспечения людей в техносфере на основе моделирования, интегрированного проектирования, автоматизации физико-химических и биотехнических процессов и систем, разработки и использования современных материалов"
Основатели научной школы: академик Кафаров Виктор Вячеславович (1914-1995), Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., проф. Бодров Виталий Иванович (1937-2005), Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., проф. Муромцев Юрий Леонидович (1934-2009).
Год основания: 1985
Руководители научной школы: Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный химик РФ, д.т.н., проф. Матвейкин В.Г., Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., проф. Дворецкий С.И.

Область знаний: 05 - Экология и рациональное природопользование

Научная школа НШ 01.2012.05 ТГТУ "Теория и практика устойчивого развития природо-промышленных систем. Проектирование региональных утилизирующих комплексов, технологий и оборудования"
Год основания: 2012
Основатели и руководители научной школы: д.т.н., профессор Беляев Павел Серафимович, д.т.н., профессор Попов Николай Сергеевич

Научная школа НШ 01.2012.08 ТГТУ "Исследование кинетических характеристик электрогиперфильтрационного разделения водных растворов солей органических соединений"
Год основания: 2001
Основатель и руководитель научной школы: д.т.н., профессор Лазарев Сергей Иванович

Научная школа НШ 06.2018.01 ТГТУ "Исторический контекст и современное измерение факторов устойчивого развития права и государства"
Год основания: 2018
Основатель и руководитель научной школы: д.ю.н., к.и.н. профессор Баев Валерий Григорьевич

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 02.2012.08 ТГТУ "Теория и методы автоматизированного проектирования и управления химическими и машиностроительными производствами"
Год основания: 1987
Основатель и руководитель научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Малыгин Е.Н.

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 01.2012.03 ТГТУ "Фундаментальные основы создания и исследования свойств ультрадисперсных модифицированных материалов, технологии их производства и применения"
Год основания: 1970
Основатель научной школы: д.т.н., профессор Власов Валентин Викторович

Руководитель научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Мищенко С.В.

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 03.2012.08 ТГТУ "Энерго- и ресурсосберегающие процессы и аппараты"
Год основания: 1977
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Коновалов В.И.

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 04.2012.08 ТГТУ «Радиотехника и электроника»
Год основания: 1985
Основатели и руководители научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Богословский Андрей Витальевич и Лауреат государственной премии в области науки и техники, д.т.н., профессор Чернышов Владимир Николаевич

Область знаний:09 - Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Научная школа НШ 01.2012.09 ТГТУ "Распределенные вычислительные системы в учебном процессе, научной работе и управлении"
Год основания: 1991
Основатели и руководители научной школы: д.ф.-м..н., профессор Афанасьев Александр Петрович , д.т.н., профессор Подольский Владимир Ефимович

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 01.2012.06 ТГТУ "История молодежного движения"
Год основания: 2001
Основатель и руководитель научной школы: д.и.н., профессор Слезин Анатолий Анатольевич

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 02.2012.06 ТГТУ "Философско-поэтический аспект новейшей русской литературы"
Год основания: 2000
Основатель и руководитель научной школы: Заслуженный работник высшей школы, д.фил.н., профессор Попова Ирина Михайловна

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 03.2012.06 ТГТУ "Формирование и развитие экономико-управленческих резервов и инновационных механизмов повышения качества продукции (услуг) организации"
Год основания: 2012
Основатель научной школы: Заслуженный работник высшей школы РФ, д.э.н., профессор Герасимов Борис Иванович

Руководитель научной школы: д.э.н. Спиридонов Сергей Павлович

Научная школа НШ-5995.2008.9 ТГТУ "Информационные технологии и системы энергосберегающего управления"
Год основания: 1985
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Муромцев Ю.Л.
Руководитель научной школы: д.т.н., профессор Муромцев Д.Ю., заведующий кафедрой "Конструирование радиоэлектронных и микропроцессорных систем".

Область знаний: 09 - Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Научная школа НШ-10210.2016.9 «Моделирование и управление информационными процессами в целенаправленных системах и принятие решений по повышению эффективности информационной безопасности»

Год основания: 1998

Основатель научной школы: Почетный работник высшего профессионального образования РФ, д.т.н., профессор Громов Ю.Ю.

Руководитель научной школы: д.т.н., профессор Громов Ю.Ю., директор института Автоматики и информационных технологий

Структурно-параметрический синтез системы управления электронным документооборотом научно-образовательных учреждений

«Ведущая научная школа «Нелинейные динамические системы и процессы управления» МГТУ им. Н.Э. ...»

Серия издания

«Кафедры и факультеты

МГТУ им. Н.Э. Баумана –

национального

исследовательского

университета

техники и технологий»

Ведущая научная школа

«Нелинейные

динамические системы

и процессы управления»

Кафедра ФН-12 «Математическое моделирование»

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Департамент образования города Москвы

Ассоциация московских вузов

Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана

Ведущая научная школа

«Нелинейные динамические системы и процессы управления»

Кафедра ФН-12 «Математическое моделирование»

Москва МГТУ им. Н.Э. Баумана В 2006 году академик РАН Коровин С.К. и профессор Крищенко А.П. на базе научного коллектива кафедры «Математическое моделирование» (ФНМГТУ им. Н.Э. Баумана образовали научную школу «Нелинейные динамические системы и процессы управления». Эта школа в 2010 году выиграла грант Президента Российской Федерации по государственной поддержке ведущих научных школ РФ (грант НШ-4144.2010.1). Статус ведущей научной школы подтвержден и на 2012-13 годы (грант НШ-3659.2012.1).

Коллектив научной школы Ученая степень, Ф.И.О. Организация звание к.ф.-м.н. Власов Павел Александрович МГТУ им. Н.Э.Баумана к.ф.-м.н. Голубев Алексей Евгеньевич МГТУ им. Н.Э.Баумана к.ф.-м.н. Горбунов Артур Валерьевич МГТУ им. Н.Э.Баумана к.ф.-м.н. Кавинов Алексей Владимирович МГТУ им. Н.Э.Баумана к.


ф.-м.н., доцент Канатников Анатолий Николаевич МГТУ им. Н.Э.Баумана д.т.н., Коровин Сергей Константинович – МГУ им. М.В.Ломоносова академик РАН научный руководитель школы д.ф.-м.н., Крищенко Александр Петрович – МГТУ им. Н.Э.Баумана чл.-корр. РАН научный руководитель школы д.ф.-м.н., профессор Магницкий Николай Александрович ИСА РАН Миняев Сергей Игоревич ИСА РАН д.ф.-м.н., профессор Осипов Геннадий Семенович ИСА РАН к.ф.-м.н. Тверская Елена Сергеевна МГТУ им. Н.Э.Баумана д.ф.-м.н., доцент Ткачев Сергей Борисович МГТУ им. Н.Э.Баумана к.ф.-м.н. Фетисов Дмитрий Анатольевич МГТУ им. Н.Э.Баумана к.ф.-м.н. Фурсов Андрей Серафимович МГУ им. М.В.Ломоносова д.ф.-м.н., профессор Четвериков Владимир Николаевич МГТУ им. Н.Э.Баумана Шевляков Андрей Анатольевич МГТУ им. Н.Э.Баумана Евсеев Артем Владимирович МГТУ им. Н.Э.Баумана Андрианова Ольга Геннадиевна МГТУ им. Н.Э.Баумана

ГРАНТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

В 2005-2011 ГОДУ

1. Построение теории и численных методов стохастического робастного H -оптимального управления (грант РФФИ 05-08-08131, 2005 – 2007).

2. Геометрический метод анализа и стабилизации движения нелинейных систем, (грант РФФИ 05-01-00840, 2005 – 2007).

3. Разработка методов компьютерной алгебры для решения задач управления на основе нелинейных преобразований математических моделей, (грант РФФИ 07-07-00223, 2007 – 2009).

4. Разработка методов многоуровневого управления нелинейными системами на основе их нелинейных преобразований, (грант РФФИ 08-01-00203, 2008-2010).

5. Разработка методов анализа нелинейных систем и моделирования процессов управления на основе дифференциально-геометрического подхода, "Развитие научного потенциала высшей школы (2006 -2008).

6. Разработка методов многоуровневого управления нелинейными системами на основе их нелинейных преобразований (грант РФФИ 08-01-00203, 2008-2010.).

7. Математическое моделирование процессов формирования температурных полей в многослойных областях, их оптимизация и управление (МКВиртуальные модели сложных многообъектных динамических систем (грант РФФИ, 06-07-89265, 2006-2008).

9. Автоматизация построения допустимых траекторий нелинейных динамических систем (грант РФФИ 09-07-00327, 2009-2011).

10. Автоматизированный анализ нелинейных динамических систем и синтез управлений (грант РФФИ 09-07-00468, 2009-2011);

11. Численно-аналитические методы анализа и синтеза нелинейных систем с управлением, проект № 2.1.1/227 аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 – 2010 годы)».

В настоящее время выполняются проекты:

12. Анализ и управление движением нелинейных систем (грант РФФИ 11Разработка методов компьютерной алгебры для синтеза алгоритмов управления на основе геометрического анализа динамических систем (грант РФФИ 10-07-00617, 2010 - 2012);

14. Анализ нелинейных динамических систем и синтез управлений (проект Минобрнауки 1.4574.2011, 2012-2013.).

НАУЧНЫЕ ПРЕМИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ В КОЛЛЕКТИВЕ НАУЧНОЙ

ШКОЛЫ Премия Правительства РФ в области науки и технологий, 2009г. (академик РАН С.К.Коровин).

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В 2007–2011 гг.

Всего 108 публикаций: 4 монографии, 6 учебников и учебных пособий, 68 статей, 30 тезисов докладов. Из 68 статей 61 в российских научных изданиях и 7 в зарубежных научных изданиях.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КОЛЛЕКТИВА

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Мексика, CITEDI-IPN, выполнение научных исследований в рамках проекта "ANALISIS DE LOCALIZACION DE CONJUNTOS COMPACTOS

INVARIANTES DE SISTEMAS NO LINEALES CON DINAMICA COMPLEJA

Y SUS APLICACIONES", № 000000000078890, MEXICO

УЧАСТИЕ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА

В РЕДАКЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ,

ОРГКОМИТЕТАХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ,

1. Крищенко А.П. - член редакционных коллегий журналов "Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Естественные науки" и "Автоматика и телемеханика", Annual Review of Chaos Theory, Bifurcations and Dynamical Systems, член Ученого совета МГТУ им. Н.Э.Баумана и Ученого совета НУК ФН МГТУ им.

Н.Э.Баумана, член программного комитета конференции ACE-2012, член национального комитета IFAC.

2. Магницкий Н.А. - член редакционных коллегий журналов «Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulations» и «Динамика сложных систем».

3. Осипов Г.С. - член редакционных коллегий журналов «Программные продукты и системы», «Открытое образование» и «Искусственный интеллект и принятие решений», член программных комитетов конференций ПР2010 - 6th International Conference on Intelligent Information Processing (Manchester, UK), JCKBSE - JOINT CONFERENCE ON KNOWLEDGEBASED SOFTWARE ENGINEERING, Национальной конференции по искусственному интеллекту (КИИ), член Ученого совета ИСА РАН.

4. Ткачев С.Б. - член редакционной коллегии электронного журнала «Наука и образование: электронное научно-техническое издание»

5. Канатников А.Н., Ткачев С.Б. - члены Ученого совета НУК ФН МГТУ им. Н.Э.Баумана.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КОЛЛЕКТИВА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Исследование непрерывных и дискретных нелинейных динамических систем и процессов управления на основе алгебраических и дифференциально-геометрических методов и разработка для них алгоритмов управления.

Объектами исследования являются:

Математическое моделирование процессов управления нелинейными системами;

Неминимально фазовые системы, устойчивость, построение областей притяжения и поиск функций Ляпунова;

Хаотическая динамика, локализация инвариантных компактов динамических систем;

Геометрия систем с запаздыванием, систем интегродифференциальных уравнений и других типов систем, имеющих гранично-дифференциальную форму;

Задача плоскостности динамических систем с управлением, систем с запаздыванием и систем с распределенными параметрами;

Одновременная оценка состояния и стабилизация линейных объектов с параметрической неопределенностью;

Методы представления знаний в интеллектуальных системах, методы приобретения знаний интеллектуальными системами, методы моделирования поведения, интеллектуальные динамические системы.

ИССЛЕДУЕМЫЕ В КОЛЛЕКТИВЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Анализ нелинейных систем и синтез алгоритмов управления на основе их преобразования. Использование стационарных и нестационарных замен переменных, а также замен переменных, зависящих от управлений и их производных.

2. Анализ плоских динамических систем, т.е. систем, все решения которых параметризуются набором произвольных функций времени. Методы решения основной задачи плоскостности, заключающейся в определении, является ли заданная система плоской или нет. Исследование аналогичных задач для систем с запаздыванием и систем с распределенными параметрами.

3. Создание единой универсальной теории перехода к динамическому и диффузионному хаосу во всех типах нелинейных систем дифференциальных уравнений, опирающейся на описание каскадов бифуркаций устойчивых циклов или двумерных и многомерных торов. Применение этой теории к исследованию и решению следующих задач: объяснение природы турбулентности в жидкостях и газах; развитие новых методов анализа гамильтоновых и консервативных систем со многими степенями свободы; поиск подходов к решению проблемы неустойчивости плазмы; создание модели физики элементарных частиц. Как часть этой проблемы рассматривается задача локализации инвариантных компактов непрерывных и дискретных динамических систем.

4. Одновременное решение задач управления для классов линейных систем, в частности одновременное решение задач стабилизации и оценки состояния.

5. Развитие теоретических основ интеллектуальных динамических систем, действующих на базе системы правил.

ИССЛЕДУЕМЫЕ ЗАДАЧИ

И РАЗВИВАЕМЫЕ ПОДХОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Для нелинейных управляемых динамических систем наиболее общий метод построения управления - преобразование системы в эквивалентную линейную систему некоторого вида и синтез для преобразованной системы алгоритмов управления в виде статической или динамической обратной связи. Вопросы преобразования к каноническому или квазиканоническому виду к настоящему времени проработаны достаточно хорошо. Так же хорошо проработаны методы построения управления для минимально фазовых систем.

Однако исследования неминимально фазовых систем еще только начинаются. Поэтому одной из актуальных задач является исследование неминимально фазовых систем и построение алгоритмов управления для них. Для замкнутых систем рассматриваются задачи вычисления критического значения константы уровня при использовании метода функций Ляпунова для аппроксимации области притяжения, а также построения функции Ляпунова и оценки области притяжения для каскадных систем.

Нелинейная система, преобразуемая в эквивалентную линейную систему канонического вида, является плоской. Для плоских систем разработаны методы решения задач теории управления. Показано, что многие системы с управлением из различных областей техники являются плоскими. Однако общих методов проверки системы на плоскостность в настоящее время нет, а решение этой задачи для конкретных систем пока базируется на учете физических особенностей системы. Одной из задач научного исследования является разработка методов проверки системы на плоскостность, основанных на анализе алгебр интегрируемых симметрии системы.

Ключевым свойством многих сложных физических, химических, биологических и социальных систем, описываемых нелинейными системами дифференциальных уравнений как с сосредоточенными, так и с распределенными параметрами, является наличие хаоса. Однако, методы исследования хаотических динамических систем, интенсивно развиваемые с середины 60-х годов прошлого века, пока не привели к значительному продвижению в решении таких конкретных проблем, как, например, проблема турбулентности, проблема трех тел в гамильтоновой механике, проблема неустойчивости в плазме, проблема создания адекватной модели физики элементарных частиц.

На сегодняшний день существует несколько подходов к решению перечисленных выше задач (теории турбулентности Колмогорова - Обухова, Ландау, Рюэля - Такенса, теория хаотической динамики в гамильтоновых системах Колмогорова - Арнольда - Мозера, гиперболическая теория Смейла - Аносова и др.). В последние годы стали возникать и другие гипотезы о развитии сложных режимов в нелинейных динамических системах. Поэтому актуальна задача уточнения представлений о хаотической динамике сложных нелинейных систем, создания единой универсальной теории хаоса в нелинейных системах дифференциальных уравнений всех видов.

Начиная с первой публикации в 1995 году по локализации инвариантных компактов непрерывных динамических систем были развиты основные положения метода локализации и исследованы конкретные системы со сложной динамикой. Задачей исследования в этой части является создание метода локализации инвариантных компактов для дискретных динамических систем и систем с распределенными параметрами.

Еще одной задачей исследования является получение конструктивных условий существования единого (универсального) регулятора, стабилизирующего конечное семейство линейных нестационарных объектов, порядки которых могут различаться, и разработка алгоритмов построения универсального регулятора для заданного конечного семейства линейных нестационарных объектов.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

Методы линейной теории управления.

Концепция обратной задачи динамики.

Теория устойчивости и метод функций Ляпунова.

Методы качественной теория дифференциальных уравнений.

Дифференциальная геометрия

Теория многозначных отображений и дифференциальных включений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные результаты могут быть использованы при решении задач управления беспилотными летательными аппаратами, шагающими и мобильными роботами, различными двигателями и другими техническими объектами, а также при решении различных сложных задач аэро- и гидродинамики, метеорологии, небесной механики, физики плазмы, физики элементарных частиц и других сложных нелинейных задач современной науки, не поддающихся решению другими методами.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

1. Преобразования аффинных систем. Для нелинейных систем обыкновенных дифференциальных уравнений линейных по управлению (аффинных систем): получены необходимые и достаточные условия их эквивалентности на области пространства состояний системам канонического или квазиканонического вида (включая многозначные системы и другие обобщения); предложен метод построения соответствующей эквивалентной системы; получено обобщение рангового условия управляемости известного для линейных систем; введена матрица управляемости; получены необходимые и достаточные условия управляемости и достижимости; предложен метод стабилизации положений равновесия и программных движений на основе преобразования к каноническому виду; предложены решения задач стабилизации положений равновесия систем с хаотической динамикой и подавления хаотической динамики сколь угодно малыми управлениями. Развитые методы использованы для систем с распределенными параметрами, в которых предложены решения задач управления в классе распределенных управлений.

2. Наблюдатели и двойственность в нелинейных системах. Для нелинейных систем установлено свойство, обобщающее понятие двойственности управляемости и наблюдаемости линейных систем, доказаны условия выполнения для нелинейных систем принципа разделения задач стабилизации и оценки состояния, предложены новые типы обратных связей. Получены условия существования наблюдателей состояния линейных систем с неопределенностью, билинейных систем и минимальных функциональных наблюдателей. Установлены условия одновременной стабилизации некоторых линейных объектов, достаточные условия робастной устойчивости линейного стационарного объекта в терминах анизотропийной нормы системы и критерии робастной стабилизируемости линейного объекта.

3. Нормальные формы аффинных систем. Разработаны вопросы теории нелинейных систем с управлением: предложен метод виртуальных выходов для решения задачи построения минимально фазовых аффинных систем и стабилизации положений равновесия и программных траекторий минимально фазовых и неминимально фазовых аффинных систем; разработана теория нормальной формы для нестационарных аффинных систем со скалярным управлением; при исследовании задачи перехода между описаниями нелинейного объекта управления в виде уравнений отображения вход-выход и их реализациями в виде уравнений состояния полностью рассмотрен случай, когда уравнения состояния не содержат производных управлений и получены необходимые и достаточные условия существования такого типа реализаций нелинейных уравнений отображения вход-выход и разработан алгоритм их построения; для нелинейных систем с запаздыванием разработан метод аппроксимации области притяжения положительно инвариантным множеством и метод поиска соответствующей функции Ляпунова - Разумихина; предложены методы точного построения области притяжения асимптотически устойчивого положения равновесия нелинейной системы с фазовыми ограничениями не связанные, вообще говоря, с использованием функций Ляпунова.

4. Симметрии дифференциальных уравнений. Теория плоскостности. Получено описание интегрируемых симметрий систем дифференциальных уравнений как обыкновенных, так и в частных производных. Предложен конструктивный метод проверки интегрируемости высших симметрий. Изучена структура обратимых линейных дифференциальных операторов в случае двух независимых переменных. Показано, что двусторонне обратимые операторы такого типа представляются в виде композиции треугольных обратимых операторов в некотором стабильном смысле. Найдена форма, к которой приводятся обратимые слева операторы в композиции с треугольными обратимыми операторами. Описаны симметрии аффинных систем и получены условия декомпозиции нелинейных систем. Построена геометрическая модель интегро-дифференциальных уравнений с интегралом в смысле главного значения. Получено описание структуры алгебры высших симметрий уравнения Бенджамина - Оно и произвольной динамической системы с управлением и указан метод вычисления таких алгебр. Построено обобщение теории деформаций геометрических структур на бесконечномерный случай, на его основе получены условия плоскостности для стационарных и нестационарных систем, разработан метод поиска плоского выхода для динамических систем и систем уравнений в частных производных. Доказано: плоская система динамически линеаризуема; размерности плоского выхода и управления совпадают; для линейных систем плоскостность эквивалентна управляемости. Предложена процедура проверки, является ли заданный выход линеаризующим или нет. Данная процедура конечна, так как получена оценка сверху для порядка старших производных функций выхода, которые необходимо учитывать. Задачи достижимости состояний и управляемости систем, линеаризуемых статической или динамической обратными связями, сведены к соответствующим задачам для линейных управляемых систем. Получено решение проблемы плоскостности систем, линеаризуемых динамической обратной связью. Доказано, что в окрестности точки общего положения любая динамически линеаризуемая система плоская. Для доказательства этого факта используется известное понятие накрытия одного диффеотопа другим. Доказывается, что система динамически линеаризуема в том и только том случае, когда она накрывается тривиальной системой, а плоская система может накрывать только плоскую систему. Предложен метод поиска плоского наблюдателя для динамически линеаризуемой системы. Исследовано условие регулярности динамической обратной связи и найдено три эквивалентных ему условия. Эти новые условия объясняют понятие динамической обратной связи с разных позиций. Построена теория плоских систем в случае динамических систем с запаздыванием и в ее рамках предложены методы решения задач терминального управления и стабилизации, доказано необходимое условие плоскостности для систем с запаздыванием, которое позволяет доказывать как неплоскостность, так и плоскостность систем с запаздыванием. Заложены основы геометрии систем функционально-дифференциальных уравнений, имеющих гранично-дифференциальную форму. Введено понятие диффеотопа для систем с запаздыванием, для систем интегро-дифференциальных уравнений и для других типов систем, имеющих граничнодифференциальную форму. На этот случай обобщены разделы геометрии диффеотопов, касающиеся пространств конечных и бесконечных джетов, дифференциальных операторов, описания распределения Картана и симметрии.

5. Локализация инвариантных множеств динамических систем.

Предложен метод локализации инвариантных компактов непрерывных и дискретных динамических систем, доказаны результаты, обосновывающие этот метод, построены локализирующие множества для инвариантных компактов ряда известных непрерывных и дискретных динамических систем со сложным поведением.

6. Качественная теория динамических систем. Исследована структура движений в кусочно-линейной системе и доказаны условия существования сепаратрисы и возникновения хаотической динамики; исследованы системы, описывающие динамику популяций. Развиты геометрические методы в вариационных задачах. Предложена универсальная теория динамического хаоса в нелинейных диссипативных системах дифференциальных уравнений, в нелинейных консервативных и гамильтоновых системах; дано решение проблемы турбулентности вязкой несжимаемой среды.

7. Граничные свойства мероморфных функций. Установлены свойства предельных множеств мероморфных функций в круге, на основе которых получена характеристика известных классов особенностей мероморфных функций на границе области определения. Исследовано свойство универсальности голоморфных функций, т.е. свойство данной функции аппроксимировать любую голоморфную и ограниченную в круге функцию. Построен пример универсальной функции. Установлено, что свойство универсальности возникает локально в окрестности любой существенно особой точки. Для квазилинейных уравнений в частных производных доказаны достаточные условия при выполнении которых особенности решений не являются изолированными.

«В. М. Ковальзон ОСНОВЫ СОМНОЛОГИИ ФИЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОХИМИЯ ЦИКЛА «БОДРСТВОВАНИЕ–СОН» 3-е издание (электронное) Москва БИНОМ. Лаборатория знаний УДК 57 ББК 28.7 К56 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла...»

«Теория алгоритмов Полный конспект лекций по курсу1 Доцент кафедры ДМИ, к. ф.-м. н. С. Ю. Подзоров НГУ, 2003 – 2004. 1 Введение Слово ”алгоритм” возникло довольно поздно (оно образовано от имени арабского математика аль-Хорезми, жившего в 9 веке н. э.) Несмотря на это, понятие алгоритма является одним из базовых понят...»

«Асланов Л.А., Яценко А.В. Лекции по общей химии Растворы и химическая кинетика Для студентов второго курса физического факультета Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова 2004 г. Chemnet.ru Растворы. 2 Растворы – некоторые определения. 2 Жидкость и ее структура. 3 Основы термодинамической теории р...» Д.И.Менделеева Качественные методы в социологии: фокус-группы, глубинное интервью Учебно-методическое пособие Москва 2002 Составитель: И.Д.Горшкова УДК 301: 929: 001.8 (072) ББК 60.5...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В настоящее время в России государством поддерживаются так называемые ведущие научные школы. Что это такое? Что стоит за этим понятием? И можно ли считать государственные инициативы в отношении них оправданными и позитивными?

В сегодняшних условиях, когда в НИИ и вузах разрушаются формальные структурные подразделения (например, в любом НИИ легко найти лаборатории, состоящие только из одного человека - завлаба), все большая научно-образовательная нагрузка ложится на неформальные исследовательские образования, «ко-лаборатории», «виртуальные коледжи». К числу необычных с традиционной точки зрения структур относятся и так называемые «ведущие научные школы». Эти структуры хорошо известны и руководителям российской науки. Так, в обосновании новой Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы указывается, в частности, что произошло нарушение преемственности научных и педагогических школ, а для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Поэтому в концепции программы ясно указано, что она должна быть направлена на «сохранение существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ».

1. Феномен научных школ в российской науке. Если бы составители знаменитого сборника 1977 года «Школы в науке» узнали, что существуют научные школы первого и второго сорта, они бы очень удивились. А ведь сегодня это именно так. Понятие научных школ в последние 10-15 лет обычно связывают с процессом выявления коллективов ученых, отвечающих формальным критериям участия в различных государственных программах поддержки так называемых «ведущих научных школ» (ВНШ). Это значит, что где-то есть и «не-ведущие» научные школы.

Вообще говоря, термин «научная школа» имеет длительную историю. Иногда его трактуют весьма расплывчато. Достаточно привести несколько названий работ из упомянутой монографии: «Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения» (В.Б.Гасилов); «Проблемы научной школы... как формы познавательной деятельности» (Э.Дам); «Научная школа как форма кооперации ученых» (А.В.Огурцов); «Научная школа как коллективное творческое сознание» (В.П.Боярский, Н.А.Гаврюшин). При этом советские/российские научные школы всегда рассматривались скорее как локальный феномен, чем явление, сопровождающее развитие мировой науки в целом.

Некоторые характерные черты научных школ были либо подмечены исследователями, либо признаны на интуитивном уровне теми, кто так или иначе соприкасался с атмосферой научного поиска. В ряде работ, в частности, в исследовании Д.А.Александрова , справедливо выделяется социальная составляющая научных школ. В работе В.М.Ломовицкой, Т.А.Петровой и А.С.Фомина , в частности, приводится известное утверждение: «Школа - это некий коллектив ученых, на которых можно положиться, которым можно доверять».

Признаки социальных сетей как отличительные особенности школы по сравнению с обычным исследовательским коллективом подмечены верно. Школы - инструмент мобилизации коллектива, отличие школы от «не-школы» проявляется в моменты внешней опасности.

Мнение, согласно которому научная школа - это мобилизованное научное воинство, объединенное вокруг харизматичного лидера, в целом разделяется научным сообществом. По крайней мере, мы знаем о распределенных виртуальных исследовательских коллективах, а вот распределенные научные школы не встречаются или почти не встречаются. Представление о научных школах как субъектах противостояния проникло даже в обыденное сознание и отражено в произведениях искусства. Так, в фильме «Девять дней одного года» физик-теоретик Илья Куликов предвкушал жестокую схватку на конференции с носителем иных научных воззрений Ципельманом. Сложные межгрупповые отношения и коллизии по линии «ученик-учитель» обуревали героев фильма «Иду на грозу» и персонажей других произведений. Процесс перехода талантливого ученого в другую научную школу, смена им идеологических устоев составляли трагический сюжетный стержень знаменитых «Белых одежд».

К середине 90-х годов появились работы, наделявшие научные школы зачатками институциональных структур. Понятие «научная школа» стали привязывать к организационным формам (секторам) научной деятельности. Так, специальным объектом исследования стало взаимодействие и взаимовлияние академических и вузовских научных школ, научных школ кафедр вузов, факультетов. Широко издавались объемные справочно-юбилейные издания, посвященные истории и особенностям развития научных школ в отдельных организациях .

К середине 90-х годов понятие научной школы - вполне в духе времени - стало превращаться в вывеску, в удобный потенциальный объект государственной поддержки. В то переломное время сильные руководители некоторых научных и образовательных организаций, не имевшие желания шагать в общем унылом строю бюджетополучателей, легко генерировали новые ярлыки, дававшие надежду на усиленное государственное питание. Государственные научные центры, исследовательские университеты, различные академии - вот лишь немногие примеры возникших в те годы «квазипривилегированных» структур. Влиятельные ученые, не являющиеся руководителями институтов, выступили с инициативой запуска программы поддержки ведущих научных школ (ВНШ) по линии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

2. Научные школы - ведущие и «не-ведущие». Эта программа была запущена в ход Постановлением Правительства РФ «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации» (№633 от 23 мая 1996 г.). Первоначально она представляла собой программу конкурсных грантов, администрируемых РФФИ. При этом, в целях придания ВНШ институционального статуса научную школу определили как исторически сложившуюся в России форму совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающую эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников. Главными признаками ведущей научной школы были определены:

Наличие нескольких поколений в связках «учитель-ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

Общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

В общем единый, оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

Постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих учёных;

Постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки .

С точки зрения критериев «боевой научной единицы» важнее не формальное определение ВНШ, а то, что она должна было включить 25 исследователей в хорошей научной форме, в том числе молодежь, иметь оптимизированную демографическую структуру (а не «двугорбую» как по институтам в целом), а также настроиться на продолжительное существование и уделить внимание подготовке кадров высшей квалификации.

Гранты на поддержку научных школ были сразу восприняты учеными как престижные, несмотря на то, что финансирование по ним было скромным. Об этом ясно свидетельствует высказывание бывшего руководителя отдела научных школ РФФИ А.С.Левина: «…название данного гранта - всего лишь форма финансовой поддержки коллектива, именующего себя ведущей научной школой или только претендующего на это наименование, почти поголовно стало восприниматься как некий скромный аналог Нобелевской премии, или нечто подобное» . Данная программа - к удивлению организаторов - стала больше, чем просто формой финансовой поддержки коллективов исследователей в тяжелое для науки время.

Совет РФФИ по ведущим научным школам был создан оперативно, срок подготовки материалов первого конкурса был очень сжатым, и многие коллективы-претенденты формировались «на лету». Из-за дефицита средств школы были разделены на несколько групп с неодинаковыми объемами финансирования проектов. В конце 90-х, когда поддерживались первые школы, общее финансовое положение науки было тяжелым, и любое субсидирование научных коллективов имело большое значение для их сохранения. Поэтому уровень первого конкурса на соискание грантов по поддержке ведущих научных школ был самым высоким за свою историю данной инициативы.

Таким образом, была реализована уже знакомая схема: стало ясно, что не только институты и вузы, но и неформальные научные образования могут быть двух сортов - ведущие и «не-ведущие». Это обстоятельство сделало ведущие научные школы еще более специфическим российским феноменом, чем научные школы в понимании 1977 года .

Образования первого сорта стали объектом государственной поддержки по линии соответствующего конкурса РФФИ. Школам-победителям присвоили номера, под которыми ВНШ были увековечены в соответствующем справочнике .

На первом этапе Программы в 1996-2000 гг. число победителей стабилизировалось на уровне 650-680 коллективов. Уже тогда был заложен фундамент долгожительства ВНШ. Программа стала приобретать закрытый характер: выиграть конкурс вторично было намного легче, чем «прорваться» в победители новому соискателю. Соответственно, число заявок на конкурс сократилось почти вдвое, с 2249 заявок в 1996 году до 1233 в 2000 году. Частичное объяснение данного факта состоит в том, что уже первые школы «выбрали» всю наличность молодежи в научной организации и создать еще одну потенциальную школу-претендента для большинства организаций было не по силам. А итог наблюдений за более чем десятилетней динамикой «протекания» молодежи через ВНШ таков: во многих организациях через единственную доступную школу-долгожителя Программы прошли почти все молодые сотрудники организации, независимо от того, кто реально руководил их дипломами и кандидатскими диссертациями.

Была ли польза от такой искусственной привязки научной молодежи?

Представляется, что да, была. ВНШ с неизбежностью создали среду концентрированного научного (да и просто молодежного) общения, которой так не хватало начинающим ученым, особенно в «невузовских» организациях. Типичное для первого этапа число ученых, вовлеченных в работы по программе, составило 15561 человек, из них 6546 молодых ученых в возрасте до 33-х лет (данные 2001 года). Напомним, что по Программам грантов Президента РФ в эти годы поддерживали 100 молодых докторов и 300 молодых кандидатов, что значительно уступало масштабу охвата ВНШ.

В 2003 г. программа была передана из ведения РФФИ в Министерство науки РФ, где финансирование отобранных научных школ стало осуществляться из двух источников: субвенций на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; финансовых средств, предусмотренных в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий» и ее последующей модификации - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Ответственность за экспертизу была возложена на РИНКЦЭ. Этот переход ответственности был настороженно встречен как в РФФИ, так и в кругу руководителей школ.

К счастью, мрачные прогнозы не сбылись. Программа сохранилась и увеличила свою популярность не только благодаря увеличенному финансированию, но и благодаря диверсификации программ-сателлитов по линии Роснауки, сопровождающих основную поддержку ВНШ. В 2005 году государственная поддержка в рамках субвенций была оказана 518 ведущим научным школам Российской Федерации. Средний объем поддержки составил 393,7 тыс. рублей. В 2006 году по итогам конкурса поддержано 395 ведущих научных школ с общим объемом финансирования 199 млн. руб. Среди победителей конкурса мероприятия 1.12 ФЦП 217 коллективов ранее пользовались государственной поддержкой, а 33 участника конкурса были отнесены Советом по грантам к числу ведущих научных школ впервые. Участники ВНШ активно и успешно участвуют и в конкурсах на соискание инициативных грантов РФФИ и РГНФ. Поэтому противопоставлять Программу ВНШ программам поддержки со стороны ведущих государственных научных фондов было бы неправильно.

Руководство Роснауки оценивает ход Программы ВНШ оптимистично, например: «…в 2008 году отобрано 650 школ, включающих 3,8% от общего числа научных работников в стране. При этом, по данным за 2005 год, почти 80% докторских диссертаций, защищенных по физике, были защищены в ведущих научных школах» . Согласно сведениям, предоставляемым Роснаукой, определенная закрытость конкурса сохраняется, а обновление состава научных школ варьируется в границах 24-32%, то есть в общем числе победителей каждого конкурса ведущих научных школ от четверти до трети составляют новые школы. Отчасти обновление происходит ввиду естественной убыли пожилых руководителей научных школ.

Продолжающееся финансирование одних и тех же научных школ из конкурса в конкурс может интерпретироваться двояко. С одной стороны, - и это официальная точка зрения Роснауки - незначительное обновление состава школ свидетельствует, что они изначально были выбраны правильно, и что качество экспертного отбора было высоким. С другой стороны, сложившуюся систему субвенционной поддержки ведущих научных школ некоторые науковеды склонны рассматривать как консервативную, поскольку она на 2/3 осуществляется по принципу пожизненной ренты для руководителей - фактически за их прошлые заслуги. Однако представим гипотетический крайний случай - 100-процентнцю сменяемость школ по итогам каждого конкурса - и станет ясно, что на такой программе ВНШ можно было бы ставить крест с самого начала.

И в самом деле, время жизни ВНШ оказалось весьма длительным по сравнению с другими искусственными образованиями - они реально существуют уже тринадцатый год. (А вот попытка продолжить эту тенденцию на индивидуальном уровне путем организации поддержки Выдающихся ученых России (так называемых ВУРов) долговременного успеха не имела). Научная общественность стала свидетелем, в общем-то, успешного эксперимента по долговременной поддержке нескольких сотен неформальных образовательно-исследовательских коллективов.

На фоне этого успеха не так уж и страшно, что понятие научной школы было в дальнейшем модифицировано, и в настоящее время в инструктивных материалах Роснауки понятие ведущей научной школы определяется следующим образом: «Ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью». Таким образом, за прошедшие 10 лет понятие ведущей научной школы сузилось практически до армейской лапидарности: исчез критерий наличия лидера школы, пропала отсылка к историческим традициям организации научных исследований в российской науке. Новое определение позволяет идентифицировать в качестве ведущей научной школы практически любой коллектив, совместно (в том числе временно) работающий над научным проектом.

3. Вызовы времени. Реальные вызовы, которым подвергается сегодня система ВНШ, связаны не столько с отдельными ошибками организаторов или с несовершенством экспертизы, сколько с быстрым развитием сетевых образовательно-исследовательских структур и новых организационных форм в науке. Под влиянием глобализации этот процесс затронул и российскую науку. Появились и стали развиваться новые формы организации науки, основанные на принципах гибкого проектного финансирования, когда состав участников исследовательской группы постоянно меняется. Во многих областях наиболее эффективными формами выполнения исследований стали признаваться ассоциации нескольких небольших групп со свободным переходом исследователей из одной группы в другую, а также создание объединенных университетско- академических исследовательских центров . Движение от консервативных форм организации к сетевым представляется вполне логичным, поскольку в сетях у ученых появляется больше возможностей для творческой самореализации.

Наконец, в современных условиях все большую популярность приобретает концепция «открытых инноваций» как антитеза «закрытым инновациям», суть которой состоит в том, что в системах, ориентированных на закрытые инновации, исследования проводятся внутренними силами сотрудников научных подразделений, вне кооперации и аутсорсинга. Эта система доминировала в 20 веке, и традиционное в российском понимании определение научных школ вполне соответствовало концепции закрытых инноваций. Парадигма открытых инноваций, появление которой было стимулировано в первую очередь возросшей мобильностью научных кадров, предусматривает, что при проведении исследований наряду с собственными используются и внешние идеи (путем сотрудничества, обмена кадрами, аутсорсинга и т.п.) . Это означает, что в силу объективных причин «ученики» формальных ВНШ в перспективе будут перехвачены новыми структурами с хорошим финансированием и хорошей аппаратурой и постепенно вовлечены в крупные научные проекты, имеющие значительное народнохозяйственное или международное значение.

Исследование поддержано грантом РГНФ № 08-03-00648а.

Литература

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.

Школы в науке, под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского, Г.Кремера, М.: Наука, 1977.

В.М.Ломовицкая, Т.А.Петрова, А.С.Фомин. Механизмы использования потенциала, формирования и сохранения научной элиты// Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга, под ред. С.А.Кугеля. Часть 2, СПб, 1994, с. 36-48.

Научные школы Уральского государственного технического университета. История и современность/ Урал. Гос. техн. Ун-т: Екатеринбург, 1995.

Ведущие научные школы России. М.: Янус-К, 1998. 624 с.

А.С.Левин. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования// Акустика неоднородных сред. Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А.Рыбака. М.: Российское акустическое общество, 2002, с.151.

А.Ваганов. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки// Независимая газета - наука, 14 мая 2008г. http://www.ng.ru/printed/210407

Www.opec.ru/print.aspx?ob_no=86951.

Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий/ Пер. с англ. В.Н.Егорова. М.: Поколение, 2007, с.29-32.

Ирина Дежина, Сергей Егерев