Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Основатель выдающийся политический деятель французской революции. Великая французская революция. Политические течения Великой французской революции. Создание Учредительного собрания

«Единственной законной целью всякой политической

ассоциации является общее счастье. Каковы бы ни

были притязания власть имущих, любое соображение

должно отступать перед этим высшим законом.»

Жан Поль Марат

«Истина и справедливость – вот единственно, чему я

поклоняюсь на земле.»

Из газеты«Друг народа» 1789 г.


В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных и общественных свободах, о царстве разума и справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья - монтаньяры. Одним из них был Марат, он был воодушевлён благородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в маленьком городке Будри, в княжестве Невшатель в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. В 16 лет покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии, Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовал двухтомный труд по физиологии «Философский опыт о человеке», за которым последовал ряд других научных работ. В 1775 году вышел в свет (в Англии) памфлет Марата «Цепи рабства» - выдающееся политическое произведение, направленное против абсолютизма и английской парламентской системы и выдвигавшее идеи вооруженного восстания и вооруженной диктатуры. В 1776 году Марат переезжает в Париж и поселяется на улице Старой голубятни, где снискал известность врачебной практикой и научными исследованиями по физике. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу.

В 1789 году Марат выпустил брошюры «Дар отечеству» и «Дополнения», где развил мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма.

С сентября 1789 года Марат издаёт газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии, её читали нарасхват. Он пишет в газете: «Я чувствую омерзение к беспорядку, насилиям, разнузданности; но когда я подумаю,



что в настоящее время в королевстве имеется пятнадцать миллионов человек, которые готовы погибнуть от

голода; когда я подумаю, что правительство, доведя их до этой страшной доли, без сожаления бросает их на произвол судьбы… -моё сердце сжимается от боли и трепещет от негодования. Я знаю обо всех опасностях, каким я подвергаюсь, горячо отстаивая дело этих несчастных; но страх не остановит моего пера; не раз уже отказывался я от забот о своём существовании ради служения отчизне, ради мести врагам человечества и, если понадобится, отдам за них последнюю каплю крови».

Марат первый предсказал приближение революции. Он считает, что его обязанность как Друга народа в том и состоит, чтобы пробудить сознание народа, вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу: «Несчастный народ!.. Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь её ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся у тебя средству спасения – оно в твоих руках!» Это спасение – в революционных действиях, в массовых выступлениях народа. Воля народа, подкреплённая силой оружия, - вот что является ведущей силой в революционном процессе. «Друг народа» выдвигает целую программу практических революционных мер: «чистку» Учредительного собрания, «чистку» парижского и провинциальных муниципалитетов от враждебных революции людей, созыв народных собраний и выдвижение народом новых, достойных представителей в обновлённое Национальное собрание или в новый законодательный орган, который должен прийти на смену первому и недостойному Национальному собранию.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж.Неккера, О.Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, он скрывался и издавал газету в подполье.

Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, Марат разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и


последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

В 1792 году Марат был избран в Конвент. Он занял место во главе монтаньяров и сделался главною мишенью жирондистских ораторов. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, он переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики», провозгласив в ней новый курс – забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 года Марат, вопреки праву неприкосновенности как депутата, по постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; но был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент.

Все депутаты, весь Конвент стоя рукоплескали Марату. Жан Поль Марат поднялся на трибуну и сказал: «Законодатели, свидетельства патриотизма и радость, вспыхнувшие в этом зале, являются данью уважения к одному из ваших собратьев, священные права которого были нарушены в моём лице. Я был вероломно обвинён, торжественный приговор принёс триумф моей невиновности, я приношу вам чистое сердце, и я буду продолжать защиту права человека, гражданина и народа со всей энергией, данной мне небом». Первый биограф Марата Альфред Бужар писал: «Исход процесса Марата оказался прямо противоположным тому, на что рассчитывали его обвинители; они хотели убить Марата; и вот - он ещё более велик, чем когда-либо. Вчера он был писателем, депутатом – сегодня он стал знаменем».

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев, руководили подготовкой народного восстания 31 мая - 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первым ударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был в самой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался в ход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность, требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая – 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. На протяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию – якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, которая превратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народ своими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за


неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым её вождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.


Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно! Она дала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии.

Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционных борцов.

Мне Марат понравился тем, что он был человечен, никого и ничего не боялся, настойчиво шёл своей дорогой, смело говоря, что ему подсказывала совесть.


Корнеев Андрей


Список литературы :


Энциклопедический словарь. Том Х VIII а . Санкт-Петербург 1896 г.

Типография Ефрона И.А. и Брокгауза Ф.А.


А. Манфред «Марат». Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1962 г.


Серия «Жизнь замечательных людей»

Ник. Молчанов «Монтаньяры»

Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1989 г.

    Социально-политический строй Англии, государство и право 4-й республики, японская конституция.

    ПЛАН: Крупная буржуазия у власти Декларация прав человека и гражданина Конституция 1791 года Установление якобинской диктатуры Декларация прав человека и гражданина 1793 года

    Социально-экономическое и политическое положение Франции в конце XVII века. Экономическая политика. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье. Созыв Генеральных штатов. Законы Учредительного собрания. Взятие Бастилии.

    Террор Французской революции обрел своего провозвестника 12 сентября 1789 г., когда вышел первый номер газеты Марата 1.

    Хроника революции. Казнь Людовика XVI. Принятие Конвентом новой конституции. Переворот 9 термидора. Упразднение Парижской коммуны. Роспуск Конвента.

    Франция как государство, внесшее особый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. Революция 1789-1794 гг., ее влияние на развитие французского права и становление конституционного строя. Законодательство первой французской республики.

    http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). Портрет ЛЮĘОВИК XVI (Louis XVI) Бурбон (Людовик Август, Louis-Auguste) (23 августа 1754, Версаль - 21 января 1793, Париж), король Франции в 1774-1792, герцог Беррийский с 1765 года, внук Людовика XV. Свергн...

    Великая французская буржуазная революция. Заседания Генеральных штатов. Проект, становление и падение Жирондистской республики. Принятие французской Конституции 1791 г.. Подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции.

    Стремление якобинцев изгнать жирондистов из Конвента и установить свою власть. Установление якобинской диктатуры и организация власти. Социально-экономические преобразования. Упразднение феодальных повинностей. Создание народной армии. Дехристианизация.

    Введение Тема моего реферата «Якобинская диктатура». Реферат состоит из: 1.Введения (вводная часть моего реферата) 2.Основной части (исследовательская работа по моей теме)

    Конституция 1791 г.. Режим конституционной монархии. Деятельность Национального Законодательного собрания. Начало революционных войн во Франции. Свержение монархии и установление республики. Жирондистское правление и борьба "Горы" и Жиронды в Конвенте.

    Основные события 1788-1804 гг.

    Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Французская революция и падение абсолютизма. Новая система государственных органов Франции. Революционное правительство, Термидорианская республика и Первая империя.

    Велика французька революція XVIII ст. (1789-1799) - повалення монархії та встановлення республіки. Якобинська диктатура і Конвент: течія та наслідки. Правління Наполеона Бонапарта. Перша імперія у Франції з коронований імператором Наполеоном І.

    Сургутский государственный университет Кафедра истории Историографический анализ А. Матьез. «Французкая революция» Выполнил: Яцун К.С. группа 861

    Формирование социально-политических взглядов крупнейшего деятеля французской революции Ж.П. Марата. Идея вооруженного восстания. Классификация государственных преступлений на ложные и подлинные. Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции.

    Исторический очерк. Якобинская диктатура. Организация революционной власти.

Мазарини, Ж-Б.Кольбер,регент Герцог Орлеанский, Джон Лоу, кардинал Флёри, Мопу, Тэрре, Ж. Неккер, П. Бомарше.

кардинал Мазарини - церковный и политический деятель и первый министр Франции в 1643-1650 и 1651-1661 годах. Заступил на пост по протекции (покровительство) королевы Анны Австрийской. Он проводил политику Ришельё: увеличивал централизованную ренту за счет повышения налогов.

Ж.-Б. Кольбер - с 1665г. генеральный контролер финансов, цн фигура правительства при Л.14. урегулировал распределение налогов, способствовал росту торговли и промышленности (меркантилизм).

регент Герцог Орлеанский - регент Французского королевства при малолетнем короле Людовике XV с 1715 по 1723 годы, племянник Людовика XIV.

Джон Лоу - генеральный контролер фн. с 1716 г. - банк, госуд. банкротство (Л.15)

кардинал Флёри - французский государственный деятель 1726- 1743 "Au век Фр" (Л.15)

Мопу - французский политический и судебный деятель; канцлер (глава судебного ведомства) и хранитель печатей (назначен Людовиком XV, 1768-1774). Проводил политику укрепления власти короля и ограничения прав парламентов.

аббат Тэрре - генеральный контролер фн 1769-1774. Безнравственный чиновник, ставший для современников синонимом человека без стыда и совести.



Ж. Неккер - генеральный контролер фн 1776-1781 при Л.16, кальвинист, не обладал гржд правами, но б. банкиром.

П. Бомарше - знаменитый французский драматург и публицист. "Свадьба Фигаро", «Севильский цирюльник».

Деятели ВФР

аббат Сийес, О. Мирабо, Ж. Лафайет, Ле Шапелье, Ж. Р. де Лиль; А. Барнав, М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Сен-Жюст, Жак Ру, Шарлота Корде, П. Шометт, Ж. Эбер, Жозеф Фуше, Баррас, Бабёф; герцог Энгиенский, Талейран.

аббат Сийес - французский политический деятель. Был одним из наиболее деятельных членов национального собрания. Он составил клятву, данную депутатами 20 июня 1789 года, - не расходиться, пока Франции не будет дана новая конституция; После падения Робеспьера он стал членом Комитета общественного спасения. Во время приготовлений к перевороту 18 брюмера стоял на стороне Бонапарта, стал одним из трёх временных консулов, но не имел никакой действительной власти.

О. Мирабо - один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон. «Я знаю только три способа существования в современном обществе: надо быть или нищим, или вором, или получать жалованье». Декларация прав человека и гражданина была сочинена Мирабо

Ж. Лафайет - французский политический деятель. Участник трёх революций:американской войны за независимость

Великой французской революции и июльской революции 1830 года. Член общ-ва фельянов. Его полит. убежд. чаще всего характериз. как умеренные, конституционно-монархические.

Ле Шапелье - видный оратор, член конституционного комитета, инициатор многих проектов законодательств - закон о запрещении цеховых сзв

Ж. Р. де Лиль - франц. поэт и композитор, автор революц. песни "Марсельеза".

А. Барнав - французский политический деятель эпохи Великой французской революции, сторонник конституционной монархии, - общ-во фельянов, депутат Национального собрания в 1789-91 гг.

М. Робеспьер - один из лидеров Великой Французской революции, глава, возможно, самого радикального революционного движения - якобинцев. Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. Фактически возглавив в 1793 революционное правительство, способствовал казни короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов, эбертистов и дантонистов

.

Ж. П. Марат - политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа».

Ж. Дантон - французский революционер, один из отцов-основателей Первой французской республики, сопредседатель клуба кордельеров, министр юстиции времён Французской революции, первый председатель Комитета общественного спасения.

Жак Ру - один из руководителей "бешеных", Вступил в Клуб кордельеров. Непримиримый противник жирондистов.

Шарлотта Корде - французская дворянка, убийца Жана Поля Марата.

П. Шометт - принял участие в революционной прессе и играл некоторую роль в клубе кордельеров. После 10 августа 1792 г. Шометт был членом и генеральным прокурором Парижской коммуны.

Ж.Эбер - крайне левый среди якобинцев, «предводитель» эбертистов и защитник санкюлотов.

Ж. Фуше - французский политический и государственный деятель. Незадолго до казни Дантона и был избран председателем клуба якобинцев. Однако неожиданно для многих он стал порицать крайности террора и явился противником Робеспьера.

Баррас - один из лидеров термидорианского переворота, директор всех составов Директории и фактический её руководитель в 1795-1799.

Бабёф - французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории.

герцог Энгиенский - французский принц крови, единственный сын последнего принца Конде. Мало известный при жизни, герцог Энгиенский вошёл в историю тем, что был расстрелян во рву Венсенского замка по приказу Наполеона I.

Талейран - французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Известный мастер политической интриги. Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности.

Эпоха наполеоновских войн

Мюрат, Журдан, М. Ней, Евгений Богарне, Жозеф Бонапарт, Луи Бонапарт, Жозефина; Г. Нельсон, А. Веллингтон.

Иоахим Мюрат - знаменитый наполеоновский маршал, король Неаполитанского королевства (1808-1815).

Журдан - маршал Франции (1804), С 1797 член Совета пятисот, предложил и провёл закон о конскрипции (воинской повинности). Во время переворота 18 брюмера сначала выступал против Наполеона Бонапарта, но затем присоединился к нему.

Мишель Ней - маршал Франции времен Наполеоновских войн, герцог Эльхингенский и князь Московский. Наполеон называл его «храбрейший из храбрых».

Евгений Богарне - вице-король Италии, дивизионный генерал. Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины Богарне.

Жозеф Бонапарт - старший брат Наполеона I, участвовал в походах брата и заключал договоры от имени Республики. В 1808-1813 гг. был королём Испании.

Луи Бонапарт - один из братьев Наполеона I, отец Наполеона III. В 1806-1810 гг. - король вассального по отношению к Французской империи королевства Голландия под именем Людовика I.

Жозефина - императрица Франции в 1804 - 1809 годах, первая жена Наполеона I.

Горацио Нельсон - английский флотоводец, вице-адмирал. 1-2.08.1798 г. разгромил французский флот при Абукире, а 21.10.1805 г. в Трафальгарском сражении, в котором Нельсон был смертельно ранен.

Артур Уэлсли Веллингтон - английский полководец, фельдмаршал, участник Наполеоновских войн, победитель при Ватерлоо 18.06.1815 г., 25й и 28й премьер-министр Великобритании.

Революцию 1789--1794 гг. во Франции принято считать классической буржуазной революцией. Ее недаром называют Великой. Она потрясла до основания все устои французского абсолютизма, еще незадолго до революции казавшиеся современникам незыблемыми; она низвергла все экономические и политические основы «старого режима» в одной из самых могущественнейших держав Европы.

Однако значение этой революции не исчерпывается масштабами только одной страны и рамками лишь одного десятилетия. Французская революция XVIII в. явилась крупнейшим событием всемирной истории и оказала существенное воздействие на весь ход последующего развития человечества, открыв эпоху триумфального шествия по земному шару самого прогрессивного тогда общественно-экономического и политического строя.

Французская буржуазная революция прошла в своем развитии три этапа:

Июль 1789 г. -- август 1792 г. (период господства так называемых конституционалистов (фейянов) -- блока крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства);

Август 1792 г. -- июнь 1793 г. (период господства жирондистов -- более радикальных слоев крупной и средней торгово- промышленной буржуазии, преимущественно провинциальной);

Июнь 1793 г. -- июль 1794 г. (период господства широкого блока революционно-демократических сил, так называемых якобинцев, объективно отражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства).

Таким образом, на каждом последующем этапе революции ее руководство осуществлялось все более радикальной группировкой. Это дает основание утверждать, что общая тенденция революции заключается в ее развитии по восходящей линии.

Падение якобинцев, исчерпавших к лету 1794 г. свои революционные потенции и утративших поддержку широких народных масс, возвратило к власти крупную буржуазию. Однако ни это событие, ни последовавшие за ним многочисленные перевороты, воплощавшиеся в частые смены государственных форм и политических режимов, не смогли возвратить Францию в дореволюционное состояние -- настолько радикальными и необратимыми оказались изменения, произошедшие за столь краткий исторический срок, каковыми оказалось революционное пятилетие.

Политические течения Великой французской революции.

Кордельеры

(фр. Club des Cordeliers) -- политический клуб в эпоху французской революции, известный сначала под именем клуба «Друзей прав человека»; собирался в предместье Сен-Антуан (фр. Saint-Antoine), в старом монастыре кордельеров (или, иначе, францисканцев), отчего и получил свое название. Здесь сначала происходили только беседы о нравственных и политических вопросах, но скоро стали страстно обсуждаться и жгучие вопросы дня. В своих принципах кордельеры сходились с якобинцами, участвовали в их заседаниях и решениях, и хотели только «в более обширных размерах осуществить понятия о свободе и равенстве, создать демократию на самой широкой основе».

Во главе этого клуба стояли Жан Поль Марат, Жорж Жак Дантон и Камилл Демулен. Также к нему принадлежали Теруань де Мерикур и Анахарсис Клоотс.

Кордельеры не имели такой прочной организации и дисциплины, как например, якобинцы: их заседания были беспорядочны, их дебаты не чужды посторонних влияний, например влиянию герцога Орлеанского; но, опираясь на низшие классы, из среды которых обычно выбирались новые члены, они образовали (особенно 20 июня и 10 августа 1792 года и в первые дни республики) довольно сильную «партию действия». Ещё раньше, в 1791 году, они составили петицию о низвержении короля и возложили её на Марсовом поле, на алтарь отечества, приглашая всех граждан подписываться под ней.

Мало-помалу клуб кордельеров ослабел и, наконец, окончательно слился с якобинцами.

Жирондисты

(Girondins) -- одна из политических партий в эпоху Французской революции. Свое название (заменяемое иногда именем "Жиронда", la Gironde) партия получила от департамента Жиронды (с главным городом Бордо), выславшего в октябре 1791 г. в законодательное собрание депутатами местных адвокатов Верньо, Гюаде, Жансонне, Гранжнева и молодого купца Дюко, кружок которых и был первоначальным зерном партии. К ней скоро примкнули Бриссо с своей группой (бриссотинцы), Ролан, Кондорсе, Фоше, Инар (Isnard) и др. Сторонники индивидуальной свободы, поклонники демократической политической теории Руссо, весьма скоро начавшие высказываться в республиканском духе, пламенные защитники революции, которую они желали перенести даже за границы Франции, Ж. отличались замечательным красноречием, но не обнаружили ни организаторского таланта, ни партийной дисциплины.

Якобимнцы

(фр. Jacobins) - участники Якобинского клуба (club des Jacobins), французского политического клуба эпохи революции, - установившие свою диктатуру во Франции в 1793-1794 годах.

Клуб образовался в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания и получил своё название от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого Якова на улице Сен-Жак в Париже. Якобинцами считались члены самого клуба, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным. Клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г.: революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор. Партия якобинцев включала:

  • - правое крыло, лидером которого был Дантон,
  • - центр, возглавляемый Робеспьером,
  • - левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометтом).

До 1791 года члены клуба были сторонниками конституционной монархии. Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, где выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции и жёсткий внутренний террор; к 1793 году стали в нём наиболее влиятельной силой. Свергнув жирондистов 2 июня 1793 года, позже расправившись с эбертистами и дантонистами, якобинцы имели сильное влияние на умы парижан вплоть до падения Робеспьера в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 года). После гибели вождей якобинцев, преследований якобинцев термидорианцами и поднявшими голову после Термидора - роялистами, Якобинский клуб был закрыт в ноябре 1794 года. Девизом "Общества друзей республики единой и неделимой" (официальное название Якобинского клуба) был девиз "Vivre libre ou mourir" - "Жить свободно или умереть".

Начиная с XIX века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения.

Якобинская диктатура предприняла ряд мер, направленных на окончательный подрыв феодальной системы, полностью ликвидировав все уцелевшие сеньориальные права и закрепив за крестьянами землю, которую они обрабатывали. Она установила требуемые санкюлотами твердые цены и максимум заработной платы, провела миллиардный принудительный заем у богатых. Она продолжила наступление на католическую церковь и ввела республиканский календарь. В 1793 году была принята конституция, в основу которой было положено всеобщее избирательное право, однако введение ее из-за критического положения республики отложили, и в результате оно не состоялось.

Якобинская диктатура продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов, явив образец государственного вмешательства в различные сферы жизни общества. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан -- все подвергалось строгой регламентации. Однако она не смогла сдержать дальнейшего углубления экономического и социального кризиса.

Великая революция завершила собой век Просвещения, но она же во многом определила политические и социальные процессы следующего столетия, далеко выходящие за пределы границ самой Франции.

Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции в число которых может попасть почти каждый. Уже здесь в этих словах они из Цепей рабства содержится в зародыше та идея выдвижения народного трибуна или установления диктатуры на древнеримский манер которую Марат особенно настойчиво развивает и пропагандирует в годы революции. Не исключено правда что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки использовать против них легальные средства.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Деятели Великой Французской революции о революционной диктатуре и терроре (М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Г. Бабёф).

Якобинская политико-правовая идеология — органическая часть, неотъемлемый компонент общественного сознания той бурной революционной эпохи, которую Франция пережила на исходе XVIII в. Его напряжение, типические черты, язык закономерно преломились в этой идеологии, оставив на ней свой глубокий отпечаток, в немалой степени сформировав ее облик. Общественное революционное сознание Франции рассматриваемой поры отличали два кардинальных момента: страх и надежда. Страх за революцию, которая может быть уничтожена ее врагами. Страх толкает к насилию. Насилие порой является защитной реакцией, инспирируемой идеей возмездия и оправдывающей себя целым рядом аргументов. Оно поочередно направляется на различные объекты и порождает свои мифы, стержнем которых является идея заговора. Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции, в число которых может попасть почти каждый. Присутствие надежды в общественном революционном сознании питает вера в радикальность и быстроту совершаемых социальных преобразований, а также восприятие последних как неизбежных, окончательных и необратимых перемен. В «пространстве» вот таким образом наэлектризованного общественного сознания зреют, возникают и функционируют политико-юридические идеи Ж. П. Марата и М. Робеспьера. Применительно к Жан Полю Марату (1743—1793) это суждение требует некоторой корректировки, поскольку первое, наиболее обстоятельное и систематическое изложение своих политических взглядов он дал еще в 1774 г. в памфлете «Цепи рабства». Примерно тот же круг вопросов (но с явным акцентом на юридическую проблематику) рассматривает Марат во второй своей крупной работе предреволюционного периода —

в «Плане уголовного законодательства» (1780). Центральная тема названных произведений — деспотизм: его истоки, методы и средства установления деспотической

власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т. п. Ма- рат полагает, что в конечном счете деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида первенствовать, из свойственной человеческой натуре жажды властвовать. «Любовь к всевластию естественно присуща людскому сердцу, которое при любых условиях стремится первенствовать. Вот основное начало тех злоупотреблений властью, которые совершают ее хранители, вот источник рабства среди людей». Бытие деспотического типа правления предзадано, по Марату, генезисом государственности: она появляется на свет в результате насилия. «Своим происхождением государства обязаны насилию, почти всегда их основатель — какой-либо удачливый разбойник». Мысль о разбойничьем действии как об

акции, открывшей собой историю политических учреждений, не вполне вписывается в ту концепцию генезиса государства, которая широко бытовала в социальной философии Просвещения, — в концепцию договорного происхождения государства. Чувствуя, вероятно, этот диссонанс, Марат в «Плане уголовного законодательства» присоединяется к мнению, разделявшемуся просветителями. Марат полагает, что при выяснении природы уз, связующих общество, «с абсолютной неизбежностью приходится допустить наличие соглашения между его членами. Равные права, обоюдные выгоды, взаимопомощь — вот каково должно быть основание этого соглашения». Принятие идеи общественного договора не сопровождается, однако, у Марата попытками сколько-нибудь непротиворечиво увязать ее с собственной, ранее высказанной им мыслью о том, что государство возникло вследствие насилия. Чтобы прийти к «хорошо устроенному государству», необходимо будет разделить публичную власть между большим числом должностных лиц. Поставленные все как один в зависимость от народа, они должны быть независимыми друг от друга, должны взаимно уравновешивать, умерять и сдерживать друг друга. В «хорошо устроенном государстве» высшая власть по убеждению Марата, принадлежит всему народу в целом. Он один (сам или через своих представителей) — суверен и верховный законодатель. Сам народ и следит за исправным выполнением своих же законов. Там, где народ — суверен, достижимо и народное благополучие. Для него (благополучия народа) требуются три вещи: «подданным — священные права, государству — непреложные законы, правительству — неодолимые пределы власти». Перечень того, что необходимо для народного благополучия, не случайно открывается правами подданных правами людей. Согласно Марату, именно их осуществление

составляет (вернее, должно составлять) цель политического сообщества. Марат различает естественные и гражданские права индивидов. Первые изначальны, вторые производны от них. Посредником между ними выступает общество. В работе «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина» (август 1789 г.) Марат писал, что «взаимные права» людей восходят к естественному праву человека. Они устанавливаются обществом и благодаря общественному договору приобретают священный, непререкаемый характер. Права человека «вытекают единственно из его потребностей». Усмотрение источника права в потребностях индивида, т. е. в состоянии испытываемой им нужды в предметах, обеспечивающих ему существование и развитие, — реалистический элемент маратовского правопонимания. Марат слабо верит в возможность покончить с деспотическими режимами путем реформирования сложившихся госуарственно-правовых порядков. Его конечная надежда — восстание масс, стихийный народный мятеж, расправа над господами, власть предержащими, врагами отечества и проч. Однако неорганизованные мятежные выступления масс вырождаются в бунт, «всегда безуспешный и легко подавляемый». Чтобы в «минуты всеобщего брожения» предотвратить наступление такого исхода, нужен, по Марату, смельчак, который станет во

главе недовольных и поведет их на угнетателей, необходим «выдающийся ум, подчиняющий себе умы, мудрец, способный руководить действиями необузданной и непостоянной толпы». Уже здесь, в этих словах (они из «Цепей рабства») содержится в

зародыше та идея выдвижения народного трибуна или установления диктатуры (на древнеримский манер), которую Марат особенно настойчиво развивает и пропагандирует в годы революции. В эти годы во Франции под «диктатурой» многие разумели личную власть, не связанную никакими законами и абсолютно исключающую всякую демократию. Согласно Марату, назначение диктатуры — «уничтожить изменников и заговорщиков». Кто же они? Фактически все находящиеся вне партии, которая состоит «только из неимущих классов, из плебса, без знаний, средств, вождей». Свое предназначение диктатура выполняет методами революционного террора. Не исключено, правда, что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки, использовать против них легальные средства. Однако решающее слово

в этой борьбе должно принадлежать гильотине и петле. Оправдывая свои призывы к «кровавым расправам», Марат пояснял: «Никто не питает большего омерзения к пролитию крови, чем я, но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких ее капель». Он убежден, что воцаряющийся на мгновение (разумеется, историческое мгновение) «деспотизм свободы» силой покончит с деспотизмом королей, а «несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны». Во взглядах Марата парадоксальным образом совмещаются концепция народного суверенитета, защита принципа разделения властей, мысль о создании системы сдержек и противовесов в механизмах управления государством, апология прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора, с игнорированием правовых гарантий безопасности индивида в условиях революции и т. п.

Появление откровенно авторитарной компоненты в политической теории Марата после июля 1789 г. отражает, конечно, в первую очередь поиск надежных экстраординарных мер, способных спасти начавшуюся революцию. Однако дело, наверное, было не только в этом. Сработали также некоторые негативные эмоциональные факторы, дали себя знать определенные мировоззренческие установки. Влиял исторический пессимизм Марата: его мнение об изначальной испорченности («властолюбии») людей, неверие в позитивно-творческие потенции общества, убеждение в том, что пришествие деспотических форм общежития практически неизбежно. Преодолеть действие этих отрицательных явлений и тенденций, наполняющих историю, может, по Марату, в итоге лишь насилие. Особенно в обстановке революции Марат, подобно многим своим современникам, очень уповал на репрессии, устрашение, наказания. Он надеялся, что посредством насилия, карательных мер революционеры сумеют обезвредить врагов народа, устранить все пороки общества, радикально переустроить страну и добиться торжества справедливости. Симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, аналогичный маратовскому, присущ целому ряду политических доктрин эпохи Великой французской революции. Едва ли не

доминирующая среди них (особенно — в апогее революции) — система государственно-правовых воззрений М. Робеспьера. В литературном наследии Максимилиана Робеспьера (1758 — 1794) нет таких отдельных крупных произведений, как, напрмер, сочинения Марата «Цепи рабства» и «План уголовного законодательства». Но его деятельность в качестве политического лидера и идеолога якобинского движения протекала необычайно интенсивно. Одних только речей за период с 1789 по 1794 г. он произнес свыше 600. Собственно теоретико-аналитическое рассмотрение проблем политики, права, государства, законодательства представлено у Робеспьера сравнительно скромно. В этом плане выделяются прежде всего его знаменитые речи «О Конституции» (10 мая 1793 г.), «О принципах революционного правления» (25 декабря 1793 г.), «О принципах политической морали» (5 февраля 1794 г.) и др. Социальный проект Робеспьера не оригинален. Он таков общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми. Стало быть, заветная цель Робеспьера — образцовый мелкобуржуазный строй. У него нет намерения выйти за пределы мира частной собственности.

Содержание соответствующего пробуржуазного государственно-правового идеала Робеспьера почти не менялось на протяжении всей его революционной деятельности. Робеспьеровская концепция идеальной республики не есть порождение непосредственного опыта, она — плод интеллектуальной доктрины, проистекающей в основном из сочинений Руссо и Монтескье. Особенно велико влияние на эту концепцию политического учения Руссо. Робеспьер раскрыл, развил и обогатил ряд узловых положений своего идейного предтечи: о естественных правах человека, форме правления, представительной системе, границах частной собственности и др. Смысловым ядром совокупности политико-юридических воззрений Робеспьера являются положения о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его построения и функционирования. Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза. Первое из них — охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе — право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье —верховенство власти народа в государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу. «Если один из членов

общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Тезисы о суверенности народа и о том, что не может быть свободным общество, не освободившееся от угнетения и произвола буквально каждого своего члена, стали ценным приобретением прогрессивной политической мысли. Поначалу Робеспьер полагал, что возможность народа, всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена напрямую той или иной комбинацией правительственных учреждений и законов. Но по мере развертывания и углубления революции он сильнее ощущает неодинаковость социально-политического содержания различных форм правления. Теперь уже однозначно негативно, как порочный, характеризуется им монархический принцип организации государственной власти и отстаивается необходимость последовательно республиканского устройства страны. Фактически до конца 1793 г. Робеспьер резко возражает и против диктаторских средств и методов осуществления публичной власти. Убеждение его таково: «выносить смертный приговор всякому, кто предложит диктатуру, триумвират или любую другую форму власти, наносящую вред режиму свободы, установленному Французской республикой». В тот период Робеспьер видит гарантию режима свободы не столько в ужесточении репрессий против его недругов, сколько в надежном функционировании самих республиканских государственно-правовых механизмов обеспечения общественной и индивидуальной свободы. В речи «О Конституции» он призывает Конвент осуществить разделение власти, четко отделить

законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц (особенно тех, кто обладает широкими прерогативами), поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т. е. народа (а не от отдельных персон). Решительная критика Робеспьером феодально-монархических установлений, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой в истории учений о политике и власти, праве и государстве Нового времени. Но самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-юридических идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма и т. д. Разграничение двух типов правительства дано в речи

«О принципах революционного правления». Робеспьер высказывает в ней ту точку зрения, что «конституционный корабль» строится с расчетом на плавание исключительно в «спокойном море», в атмосфере, где ему не надо идти «навстречу противному ветру». Цель конституционного правительства — сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься главным образом гражданской свободой, сберегать индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью, и т. п. «Конституция — это режим победоносной и мирной свободы». Совсем другим представляется Робеспьеру правительство революционное. Оно предназначено для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда на море не штиль, а шторм, когда в стране бушует революция. Собственно говоря, такое правительство есть непосредственный продукт и вместе с тем прямое орудие совершаемой революции. Тут очень важно зафиксировать и постоянно иметь в виду понимание Робеспьером самой сути революции. По Робеспьеру, она означает в первую очередь состояние войны в обществе. «Революция — это война свободы против ее врагов». Отождествление революции с войной сильно повлияло на характер робеспьеровского видения лагеря «врагов свободы», а также на трактовку Робеспьером задач и методов борьбы с теми, кого сочтут находящимися в этом лагере. Кто же они? Понятно, что всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и Пытающиеся ее уничтожить, лица, противящиеся мероприятиям революции. Но не только они одни. Контрреволюционерами объявляются все носители «безнравственного», «неблагоразумного», «растленного». «Врагам свободы», контрреволюционерам революционное правительство должно нести только

смерть. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал. Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них — стойкая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справедливости,

которую считает эманацией добродетели. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии». Робеспьер, правда, уточняет, что террор надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой

срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество, а равно мысль о пригодности некоторых упомянутых мер и в условиях жизни будущего республиканско-конституционного государства. Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21568. Совершенствование технологии и расширение ассортимента блюд Французской кухни 231.63 KB
Требования к персоналу для приготовления блюд французской кухни. Техническое оснащение для приготовления блюд французской кухни. Кроме того горожане и крестьяне ели много каши бобов под чесночным соусом и изредка сыр и рыбу свежую сушеную и соленую для овощей и фруктов рацион тоже был небольшой.
21796. БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НАРОДНО – РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД 1920 Г. - 1922 Г 81.05 KB
Сейчас Дальневосточный регион представляет собой важную экономическую составляющую Российской Федерации с колоссальными сырьевыми запасами, возможностями для развития промышленной инфраструктуры и вложения инвестиций. Вследствие этого он является объектом притяжения внимания многих противников России в области внешней политики, что побуждало руководство России постоянно заботиться об обороноспособности Дальнего Востока.
4746. Завершение Великой Отечественной войны 491.52 KB
Наши ровесники в период Великой Отечественной войны отдали все свои силы для разгрома фашистской Германии, преградили путь фашизму и спасли народы нашей общей Родины от порабощения. В настоящее время фашизм вновь поднимает голову, активно ведется националистическая пропаганда
2492. «Арабские революции» и ситуация в Сирии 20.73 KB
Что касается Сирии то ситуация здесь во многом отличается от того что происходило в других затронутых арабской весной странах таких как Тунис и Египет. В Сирии акции протеста начались в марте 2011 г. Они рапространились на другие города Сирии где манифестанты требовали демократизации и социальноэкономических реформ.
19520. Характер революции 1917 года 33.64 KB
Для нашей работы были привлечены следующие его работы: Апрельские тезисы Государство и революция Кризис назрел Большевики должны взять власть.Троцкого - его книга Преданная революция.Волобуева и его работы 1917 год: была ли альтернатива и Октябрьская революция: новые подходы к изучению последняя была написана совместно с историком В.Коротаева и работа Революция 1917 г.
1414. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны 83.39 KB
Бронетанковые силы Западных держав в предвоенный период. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны. В войнах прошлого подвижность и маневренность войск полностью зависела от физических возможностей человека и коня а...
19421. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) 25.77 KB
Развитие права в военное время. Введение Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства в период Великой Отечественной войны которая была тяжелейшим испытанием для Советского государства.
14022. Историография консервативной революции в Японии (в работах В. Э. Молодякова) 27.83 KB
Молера которую он защитил в 1949 году как диссертацию. Милер выделяет такие отличительные черты КР как неприятие идей Великой Французской революции и европейского Просвещения а также нападки на современное индустриальное общество. По его мнению “консервативным революционером†был тот кто “нападал на основы века прогресса и в то же время не желал просто восстанавливать какуюлибо форму старого порядкаâ€4. Из особенностей можно отметить что она рассматривает представителей КР второго эшелона таких как Х.
21552. Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени 25.21 KB
В соответствии с указом ВПС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключённых с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию. В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена Инструкция о режиме содержания и охране заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время. Основной задачей ГУЛАГа НКВД СССР в годы войны являлось...
3038. Особенности английской политической мысли накануне и во время буржуазной революции 18.51 KB
Наряду с религиозными доводами идеологи революции использовали положения теории естественного права ссылались на прирожденные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти. В процессе развития революции выявились различия интересов участвующих в ней классов их разные представления о целях и задачах общей борьбы против сословнофеодального строя государства и права. Теория естественного права в целом отвергалась сторонниками короля которые ссылались на священное писание нет...

«Единственной законной целью всякой политической

ассоциации является общее счастье. Каковы бы ни

были притязания власть имущих, любое соображение

должно отступать перед этим высшим законом.»

Жан Поль Марат

«Истина и справедливость – вот единственно, чему я

поклоняюсь на земле.»

Из газеты«Друг народа» 1789 г.

В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных и общественных свободах, о царстве разума и справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья - монтаньяры. Одним из них был Марат, он был воодушевлён благородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в маленьком городке Будри, в княжестве Невшатель в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. В 16 лет покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии, Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовал двухтомный труд по физиологии «Философский опыт о человеке», за которым последовал ряд других научных работ. В 1775 году вышел в свет (в Англии) памфлет Марата «Цепи рабства» - выдающееся политическое произведение, направленное против абсолютизма и английской парламентской системы и выдвигавшее идеи вооруженного восстания и вооруженной диктатуры. В 1776 году Марат переезжает в Париж и поселяется на улице Старой голубятни, где снискал известность врачебной практикой и научными исследованиями по физике. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу.

В 1789 году Марат выпустил брошюры «Дар отечеству» и «Дополнения», где развил мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма.

С сентября 1789 года Марат издаёт газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии, её читали нарасхват. Он пишет в газете: «Я чувствую омерзение к беспорядку, насилиям, разнузданности; но когда я подумаю,

что в настоящее время в королевстве имеется пятнадцать миллионов человек, которые готовы погибнуть от

голода; когда я подумаю, что правительство, доведя их до этой страшной доли, без сожаления бросает их на произвол судьбы… -моё сердце сжимается от боли и трепещет от негодования. Я знаю обо всех опасностях, каким я подвергаюсь, горячо отстаивая дело этих несчастных; но страх не остановит моего пера; не раз уже отказывался я от забот о своём существовании ради служения отчизне, ради мести врагам человечества и, если понадобится, отдам за них последнюю каплю крови».

Марат первый предсказал приближение революции. Он считает, что его обязанность как Друга народа в том и состоит, чтобы пробудить сознание народа, вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу: «Несчастный народ!.. Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь её ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся у тебя средству спасения – оно в твоих руках!» Это спасение – в революционных действиях, в массовых выступлениях народа. Воля народа, подкреплённая силой оружия, - вот что является ведущей силой в революционном процессе. «Друг народа» выдвигает целую программу практических революционных мер: «чистку» Учредительного собрания, «чистку» парижского и провинциальных муниципалитетов от враждебных революции людей, созыв народных собраний и выдвижение народом новых, достойных представителей в обновлённое Национальное собрание или в новый законодательный орган, который должен прийти на смену первому и недостойному Национальному собранию.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж.Неккера, О.Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, он скрывался и издавал газету в подполье.

последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

В 1792 году Марат был избран в Конвент. Он занял место во главе монтаньяров и сделался главною мишенью жирондистских ораторов. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, он переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики», провозгласив в ней новый курс – забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 года Марат, вопреки праву неприкосновенности как депутата, по постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; но был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент.

Все депутаты, весь Конвент стоя рукоплескали Марату. Жан Поль Марат поднялся на трибуну и сказал: «Законодатели, свидетельства патриотизма и радость, вспыхнувшие в этом зале, являются данью уважения к одному из ваших собратьев, священные права которого были нарушены в моём лице. Я был вероломно обвинён, торжественный приговор принёс триумф моей невиновности, я приношу вам чистое сердце, и я буду продолжать защиту права человека, гражданина и народа со всей энергией, данной мне небом». Первый биограф Марата Альфред Бужар писал: «Исход процесса Марата оказался прямо противоположным тому, на что рассчитывали его обвинители; они хотели убить Марата; и вот - он ещё более велик, чем когда-либо. Вчера он был писателем, депутатом – сегодня он стал знаменем».

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев, руководили подготовкой народного восстания 31 мая - 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первым ударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был в самой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался в ход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность, требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая – 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. На протяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию – якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, которая превратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народ своими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за

неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым её вождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.

Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно! Она дала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии.

Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционных борцов.

Мне Марат понравился тем, что он был человечен, никого и ничего не боялся, настойчиво шёл своей дорогой, смело говоря, что ему подсказывала совесть.

Корнеев Андрей

Список литературы :

1. Энциклопедический словарь. Том Х VIII а . Санкт-Петербург 1896 г.

Типография Ефрона И.А. и Брокгауза Ф.А.

2. А. Манфред «Марат». Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1962 г.

3. Серия «Жизнь замечательных людей»

Москва, Изд.«Молодая гвардия» 1989 г.